Научная статья на тему 'Влияние жизнестойкости личности на профессиональную идентичность будущих педагогов дошкольного образования'

Влияние жизнестойкости личности на профессиональную идентичность будущих педагогов дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ВОВЛЕЧЕННОСТЬ / ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ / ПРИНЯТИЕ РИСКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПЕДАГОГИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / PERSONALITY RESILIENCE / INVOLVEMENT / TRAINING FUTURE PEDAGOGUES / RISK ACCEPTANCE / PROFESSIONAL IDENTITY / PRESCHOOL EDUCATION PEDAGOGUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Забоева Майя Алексеевна, Каратаева Наталья Александровна

В статье исследуется проблема формирования жизнестойкости будущих педагогов дошкольного образования в ее взаимосвязи с профессиональной идентичностью. Рассмотрены феномен жизнестойкости как ресурса личности, позволяющего действовать в многообразных сложных жизненных и профессиональных ситуациях, и профессиональной идентичности как одной из сторон самосознания. Представлены сущность жизнестойкости личности как системы убеждений или установок, описана ее трехкомпонентная структура, включающая вовлеченность, контроль и принятие риска как аттитюды жизнестойкости. Авторами выдвинуто предположение о том, что жизнестойкость и профессиональная идентичность будущих воспитателей дошкольных образовательных организаций являются взаимосвязанными, что на формирование профессиональной идентичности положительное влияние оказывает жизнестойкость личности. С целью оценки влияния жизнестойкости личности на динамику развития профессиональной идентичности у будущих педагогов дошкольных образовательных организаций было проведено опытно-экспериментальное исследование. Авторами представлен сравнительный анализ уровней развития жизнестойкости и профессиональной идентичности у студентов очной и заочной форм обучения, определены имеющиеся между ними различия. Кроме того, сделан вывод о том, что профессиональная идентичность в полной мере формируется только на достаточно высоком уровне профессионального развития. При помощи методов математической статистики выявлена и произведена оценка степени взаимосвязанности показателей жизнестойкости и профессиональной идентичности, свидетельствующая о наличии заметной связи между ними и статистически значимой зависимости. Результаты исследования дают возможность подтвердить предположение о том, что выраженный уровень жизнестойкости оказывает положительное влияние на формирование профессиональной идентичности будущих воспитателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ТHE INFLUENCE OF PERSONALITY RESILIENCE ON PROFESSIONAL IDENTITY OF FUTURE PEDAGOGUES OF PRESCHOOL EDUCATION

The article investigates the problem of formation of resilience of future teachers of preschool education in its relationship with professional identity. The article studies the phenomenon of resilience as a personal resource, allowing acting in a variety of complex life and professional situations, and professional identity as one of the aspects of self-consciousness. The article presents the essence of individual resilience as a system of beliefs or attitudes, describes its three-component structure, including: involvement, control and acceptance of risk as resilience attitudes. The authors put forward an assumption that resilience and professional identity of future teachers of preschool education institutions are interrelated, that the formation of professional identity is positively influenced by the resilience of the individual. A pilot study was held in order to assess the impact of individual resilience on the dynamics of professional identity in future teachers of preschool education institutions. The authors present a comparative analysis of the levels of development of resilience and professional identity of full-time and part-time students, identifying the differences between them. In addition, it is concluded that professional identity is fully formed only at a sufficiently high level of professional development. The methods of mathematical statistics used by the authors have revealed and interpreted a close relationship between the indicators of resilience and professional identity, indicating the presence of a significant relationship between them and a statistically significant dependence. The results of the study provide an opportunity to confirm the assumption that the marked level of resilience has a positive impact on the formation of professional identity of future pedagogues.

Текст научной работы на тему «Влияние жизнестойкости личности на профессиональную идентичность будущих педагогов дошкольного образования»

УДК 378.147:373.211.24

ББК Ч448.981 ГРНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00.08

Забоева Майя Алексеевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования, Шадринский государственный педагогический университет; 641800, г. Шадринск, ул. К. Либкнехта, 3; e-mail: [email protected].

Каратаева Наталья Александровна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования, Шадринский государственный педагогический университет; 641800, г. Шадринск, ул. К. Либкнехта, 3; e-mail: natalya_ [email protected].

ВЛИЯНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ЛИЧНОСТИ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ИДЕНТИЧНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: жизнестойкость личности; вовлеченность; подготовка будущих педагогов; принятие риска; профессиональная идентичность; педагоги дошкольного образования.

АННОТАЦИЯ. В статье исследуется проблема формирования жизнестойкости будущих педагогов дошкольного образования в ее взаимосвязи с профессиональной идентичностью. Рассмотрены феномен жизнестойкости как ресурса личности, позволяющего действовать в многообразных сложных жизненных и профессиональных ситуациях, и профессиональной идентичности как одной из сторон самосознания. Представлены сущность жизнестойкости личности как системы убеждений или установок, описана ее трехкомпонентная структура, включающая вовлеченность, контроль и принятие риска как аттитюды жизнестойкости. Авторами выдвинуто предположение о том, что жизнестойкость и профессиональная идентичность будущих воспитателей дошкольных образовательных организаций являются взаимосвязанными, что на формирование профессиональной идентичности положительное влияние оказывает жизнестойкость личности. С целью оценки влияния жизнестойкости личности на динамику развития профессиональной идентичности у будущих педагогов дошкольных образовательных организаций было проведено опытно-экспериментальное исследование. Авторами представлен сравнительный анализ уровней развития жизнестойкости и профессиональной идентичности у студентов очной и заочной форм обучения, определены имеющиеся между ними различия. Кроме того, сделан вывод о том, что профессиональная идентичность в полной мере формируется только на достаточно высоком уровне профессионального развития. При помощи методов математической статистики выявлена и произведена оценка степени взаимосвязанности показателей жизнестойкости и профессиональной идентичности, свидетельствующая о наличии заметной связи между ними и статистически значимой зависимости. Результаты исследования дают возможность подтвердить предположение о том, что выраженный уровень жизнестойкости оказывает положительное влияние на формирование профессиональной идентичности будущих воспитателей.

Zaboyeva Mayya Alekseyevna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Theory and Methods of Preschool Education, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia.

Karatayeva Natal'ya Aleksandrovna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Theory and Methods of Preschool Education, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia.

^E INFLUENCE OF PERSONALITY RESILIENCE ON PROFESSIONAL IDENTITY OF FUTURE PEDAGOGUES OF PRESCHOOL EDUCATION

KEYWORDS: personality resilience; involvement; training future pedagogues; risk acceptance; professional identity; preschool education pedagogues.

ABSTRACT. The article investigates the problem of formation of resilience of future teachers of preschool education in its relationship with professional identity. The article studies the phenomenon of resilience as a personal resource, allowing acting in a variety of complex life and professional situations, and professional identity as one of the aspects of self-consciousness. The article presents the essence of individual resilience as a system of beliefs or attitudes, describes its three-component structure, including: involvement, control and acceptance of risk as resilience attitudes. The authors put forward an assumption that resilience and professional identity of future teachers of preschool education institutions are interrelated, that the formation of professional identity is positively influenced by the resilience of the individual. A pilot study was held in order to assess the impact of individual resilience on the dynamics of professional identity in future teachers of preschool education institutions. The authors present a comparative analysis of the levels of development of resilience and professional identity of full-time and part-time students, identifying the differences between them. In addition, it is concluded that professional identity is fully formed only at a sufficiently high level of professional development. The methods of mathematical statistics used by the authors have revealed and interpreted a close relationship between the indicators of resilience and professional identity, indicating the presence of a significant relationship between them and a statistically significant dependence. The results of the study provide an opportunity to confirm the assumption that the marked level of resilience has a positive impact on the formation of professional identity of future pedagogues.

В

Введение

современной психолого-педагогической науке проблема жизнестойкости становится одной из наиболее разрабатываемых категорий [1; 6; 9]. В компании IBT (США) было проведено лонги-тюдное исследование, результаты которого дали возможность объяснить, почему одни люди, оказываясь в сложной жизненной ситуации, могут найти необходимый ресурс для того, чтобы справиться с проблемой, а у других такой ресурс снижен. Ученые причины данной ситуации связывают с наличием ярко выраженной жизнестойкости у одних людей и неразвитостью таковой удругих.

В зарубежной психологии концепцию жизнестойкости разработал американский психолог С. Мадди. Жизнестойкость у С. Мадди представляет собой главную личностную характеристику, которая снижает влияние стресса на здоровье человека, причем это влияние распространяется и на физическое, и на психическое здоровье. Наличие жизнестойкости, по мнению автора, положительно влияет на успех деятельности. В работах ученого жизнестойкость предстает как система убеждений или установок, заключающая в себе три структурных компонента: вовлеченность, контроль и принятие риска [15; 16]. С. Мадди утверждает, что если личность обладает жизнестойкостью в целом или определенной степенью выраженности компонентов вовлеченности, контроля и принятия риска, то это препятствует появлению внутренней эмоциональной напряженности в ситуации стресса. Наличие жизнестойкости помогает справиться со стрессом и позволяет принять стрессовую ситуацию как менее важную [16].

Жизнестойкость личности можно интерпретировать как ключевой ресурс, опосредующий правильный, адекватный ситуации выбор модели поведения. Наличие высокого уровня развития жизнестойкости служит критерием для оценки эффективности личностных стратегий поведения.

Будущий педагог дошкольной образовательной организации в условиях постоянных изменений в системе дошкольного образования, отсутствия четких ориентиров в образовательной политике должен научиться преодолевать возникающие противоречия, уметь справляться с перегрузками информационного и эмоционального характера. В связи с этим особое значение приобретает мобильность, способность педагога самостоятельно выстраивать свою

образовательную траекторию, планировать собственный профессиональный путь, принимать решения в условиях неопределенности и нести ответственность за свой выбор. В сложившейся ситуации жизнестойкость становится одним из личностно значимых качеств педагога, позволяющим обрести новые смыслы и преодолевать возникающие профессиональные трудности и противоречия.

В своем исследовании мы предположили, что жизнестойкость и профессиональная идентичность будущих воспитателей дошкольных образовательных организаций являются взаимосвязанными. Выбирая рабочее определение профессиональной идентичности, мы отталкивались от определения, предложенного Т. В. Мищенко [8]. Профессиональную идентичность автор относит к области самосознания личности, в которой прижизненно в ходе взаимодействия с миром конструируется индивидуальное эмоционально окрашенное сознание собственной принадлежности к отдельным профессиональным общностям. Профессиональная идентичность предстает как функциональное и экзистенциональное соединение человека и профессии. Данный вид идентичности состоит из понимания сущности своей профессии, принятия себя в профессии, наличия профессиональных умений, позволяющих качественно, с пользой для других и себя выполнять свои профессиональные функции [8]. Профессиональная идентичность, являясь одной из сторон самосознания личности, оказывает регулирующее влияние исключительно на сферу профессиональной деятельности, выполняет стабилизирующую и преобразующую функции. Анализ и обобщение психологических источников позволяет сделать вывод о том, что на формирование профессиональной идентичности положительное влияние оказывает жизнестойкость личности. В исследованиях С. Мадди, Д. А. Леонтьева показано, что включение в события может стать источником дистресса для личности, выступать в качестве жизненной стратегии, особого мировоззрения, на базе которого выстраивается отношение к окружающему миру [4; 5; 16].

Исследование взаимосвязи жизнестойкости и профессиональной идентичности личности будущих педагогов

В исследовании предпринята попытка изучить особенности взаимосвязи жизне-

Исследование выполнено в рамках внутривузовского гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности (ШГПУ — ЮУрГГПУ), тема работы «Формирование жизнестойкости у будущих педагогов дошкольных образовательных организаций». © Забоева М. А., Каратаева Н. А., 2018

стойкости и профессиональной идентичности личности будущих педагогов дошкольных образовательных организаций. В качестве респондентов в исследовании выступили студенты очной и заочной форм обучения по направлению подготовки «Педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование» в количестве 41 человека. Возраст студентов варьировался от 19 до 41 года. Методика организации исследования включала определение степени выраженности структурных компонентов жизнестойкости с помощью теста-опросника жизнестойкости С. Мадди, модифицированного Д. А. Леонтьевым и Е. И. Рассказовой [4], и профессиональной идентичности у студентов по методике М. Куна, Т. Макпартланда «Кто я?» (в модификации Т. В. Румянцевой). Обработка полученных данных осуществлялась при помощи «ключа», предложенного Т. В. Румянцевой [12].

Для определения уровня сформирован-ности всех аттитюдов жизнестойкости у студентов очного и заочного отделений респондентам было предложено оценить 45 пунктов опросника, разработанного Д. А. Леонтьевым и Е. И. Рассказовой на основе теста жизне-

стойкости С. Мадди. Полученные данные сравнивались со средними статистическими. Было опрошено 22 студента заочного и 19 студентов очного отделений.

Следует отметить различие между исследуемыми группами по критерию возраста. Возраст студентов заочного отделения варьировался от 22 до 41 года, а очного — от 19 до 28 лет.

Уровень жизнестойкости у студентов заочного отделения составил в среднем 78,7 балла (табл. 1).

Кроме того, нами были определены показатели жизнестойкости и ее компонентов с учетом критерия возраста (до 35 лет включительно и старше 35 лет). Полученные данные отражены в таблице 2.

Данные свидетельствуют о том, что чем старше студенты, тем меньше склонны к контролю и риску, демонстрируют существенно более высокий показатель вовлеченности.

Уровень жизнестойкости у студентов очного отделения составил в среднем 67,3 балла (таблица 3), что ниже, чем средний показатель жизнестойкости у студентов заочного отделения.

Таблица 1

Показатели жизнестойкости у студентов заочного отделения (средние)

Показатели Кол-во баллов Нормы

Средние Стандартное отклонение

Жизнестойкость 78,7 80,72 18,53

Вовлеченность 36,5 37,64 8,08

Контроль 27,2 29,17 8,43

Принятие риска 15 13,91 4,39

Таблица 2

Показатели жизнестойкости у студентов заочного отделения по критерию возраста (средние)

Показатели < 35 лет (Ы = 18) > 35 лет (Ы = 4)

Жизнестойкость 79,05 77,25

Вовлеченность 35,61 40,5

Контроль 27,77 24,75

Принятие риска 15,67 12

Таблица 3

Показатели жизнестойкости у студентов очного отделения (средние)

Показатели Кол-во баллов Нормы

Средние Стандартное отклонение

Жизнестойкость 67,3 80,72 18,53

Вовлеченность 28,1 37,64 8,08

Контроль 23,42 29,17 8,43

Принятие риска 15,78 13,91 4,39

Обращает на себя внимание высокий средний уровень принятия риска у студентов очного отделения (как и у обследованных нами ранее студентов заочного отделения в возрасте, не превышающем 35 лет).

Таким образом, нами были получены данные об уровнях развития жизнестойкости у студентов очного и заочного отделений, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование».

С целью определения профессиональной идентичности тех же самых студентов мы воспользовались методикой М. Куна, Т. Макпартланда «Кто я?» (в модификации Т. В. Румянцевой).

Интерпретация результатов исследования по данной методике заключалась в следующем: о сформированности профессиональной идентичности свидетельствовало присутствие в ответах студента высказываний, указывающих на профессию педагога, воспитателя (например, «воспитатель»), на сферу деятельности («студент педагогического факультета»), будущую сферу деятельности («будущий педагог дошкольного образования» и т. п.). Ответы респондентов были ранжированы следующим образом: идентичности, входившей в первую шкалу, присваивался самый высокий ранг — 10, идентичности, включенной в последнюю шкалу, приписывался ранг 1. Затем осуществлялось суммирование рангов, все ответы сводились в шкалы, отражающие указанные выше категории социальной идентичности.

Анализ результатов исследования по методике М. Куна, Т. Макпартланда «Кто я?» (в модификации Т. В. Румянцевой) показал, что в профессиональной идентичности студентов младших курсов и студентов заочного отделения имеются существенные различия: среднее значение у группы студентов очного отделения составляет 3,78 балла, у заочного — 8,09 балла. Полученные результаты можно объяснить высказанной Е. П. Ермолаевой точкой зрения. Позиция данного автора заключается в следующем: профессиональная идентичность

формируется только на достаточно высоком уровне профессионального развития. Поэтому значительная часть студентов очного отделения указывала на свою принадлежность не к будущей профессии как таковой, а в большей мере к общности студентов. При этом логично предположить, что идентичность со студенческим сообществом не всегда указывает на профессиональную идентичность респондента. Студенты же заочного отделения, в большинстве случаев уже имеющие практический опыт работы в дошкольных образовательных организациях, идентифицируют себя с педагогами.

Для выявления и оценки тесноты связи между показателями жизнестойкости и профессиональной идентичности был использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Полученный коэффициент корреляции Спирмена (р) равен 0,675. Связь между исследуемыми признаками — прямая, теснота (сила) связи по шкале Чед-дока — заметная. Число степеней свободы (!) составляет 39. Критическое значение критерия Спирмена при данном числе степеней свободы составляет 0,309; Рнабл > Ркрит, зависимость признаков статистически значима (р < 0,05).

Заключение

Результаты теоретико-эмпирического исследования показали, что профессиональная идентичность будущих воспитателей дошкольных образовательных организаций и жизнестойкость являются взаимосвязанными. Формирование профессиональной идентичности будущего воспитателя детского сада не всегда протекает гладко, предполагает преодоление значительного количества противоречий в ходе профессионального становления. Полученные в ходе исследования данные дают все основания полагать, что будущие педагоги дошкольного образования с наличием относительно высокого уровня жизнестойкости оказываются более способными к успешному решению сложных, неоднозначных, нелинейных профессиональных задач.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александрова Л. А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня : сб. науч. тр. / под ред. М. М. Горбатовой, А. В. Серого, М. С. Яницкого. — Кемерово : Кузбассвузиздат, 2004. — Вып. 2. — С. 82—90.

2. Зеер Э. Ф. Психология профессий : учеб. пособие для студ. вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2003. — 336 с.

3. Кузьмин М. Ю. Кризис идентичности у студентов и его связь с жизнестойкостью : дис. ... канд. психол.наук : 19.00.01. — Иркутск, 2012. — 191 с.

4. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. — М. : Смысл, 2006. — 63 с.

5. Леонтьев Д. А., Мандрикова Е. Ю., Осин Е. Н., Плотникова А. В., Рассказова Е. И. Опыт структурной диагностики личностного потенциала // Психологическая диагностика. — 2007. — № 1. — С. 8—32.

6. Логинова М. В. Психологическое содержание жизнестойкости личности студентов : автореф. дис. ... канд. психол. наук. — М., 2010. — 24 с.

7. Микляева А. В., Румянцева П. В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. — С. 8—47.

8. Мищенко Т. В. Определение содержания понятия профессиональной идентичности // Кризис идентичности и проблемы становления гражданского общества в России. — Ярославль, 2003. — С. 168— 176.

9. Наливайко T. B. Исследование жизнестойкости и ее связей со свойствами личности : автореф. дис. ... канд. психол. наук. — Ярославль, 2006. — 27 с.

10. Поваренков Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека. — М. : Изд-во УРАО, 2002. — 160 c.

11. Профессиональное становление будущих психологов : моногр. / под общ. ред. З. В. Дияновой, О. П. Фроловой, Т. М. Щеголевой. — Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2008. — 124 с.

12. Румянцева Т. В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. — СПб. : Речь, 2006. — 176 с.

13. Шнейдер Л. Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. — М. : Москов. психолого-социальный ин-т, 2007. — 128 с.

14. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. — М., 2001. — 69 с.

15. Khoshaba D., Maddi S. Early Antecedents of Hardiness // Consulting Psychology Journ. — 1999. — Vol. 51. — N 2. — P. 106—117.

16. Maddi S. Greating Through Making Decisions // The Human Search for Meaning / ed. by P. T. P.Wong, P. S. Fry. Mahwah. — 1998. — P. 1—25.

REFERENCES

1. Aleksandrova L. A. K kontseptsii zhiznestoykosti v psikhologii // Sibirskaya psikhologiya segodnya : sb. nauch. tr. / pod red. M. M. Gorbatovoy, A. B. Serogo, M. S. Yanitskogo. — Kemerovo : Kuzbassvuzizdat, 2004. — Vyp. 2. — S. 82—90.

2. Zeer E. F. Psikhologiya professiy : ucheb. posobie dlya stud. vuzov. — 2-e izd., pererab. i dop. — M., 2003. — 336 s.

3. Kuz'min M. Yu. Krizis identichnosti u studentov i ego svyaz' s zhiznestoykost'yu : dis. ... kand. psi-khol.nauk : 19.00.01. — Irkutsk, 2012. — 191 s.

4. Leont'ev D. A., Rasskazova E. I. Test zhiznestoykosti. — M. : Smysl, 2006. — 63 s.

5. Leont'ev D. A., Mandrikova E. Yu., Osin E. N., Plotnikova A. V., Rasskazova E. I. Opyt strukturnoy diagnostiki lichnostnogo potentsiala // Psikhologicheskaya diagnostika. — 2007. — № 1. — S. 8—32.

6. Loginova M. V. Psikhologicheskoe soderzhanie zhiznestoykosti lichnosti studentov : avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. — M., 2010. — 24 s.

7. Miklyaeva A. V., Rumyantseva P. V. Sotsial'naya identichnost' lichnosti: soderzhanie, struktura, mekhanizmy formirovaniya. — SPb. : Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2008. — S. 8—47.

8. Mishchenko T. V. Opredelenie soderzhaniya ponyatiya professional'noy identichnosti // Krizis identichnosti i problemy stanovleniya grazhdanskogo obshchestva v Rossii. — Yaroslavl', 2003. — S. 168—176.

9. Nalivayko T. B. Issledovanie zhiznestoykosti i ee svyazey so svoystvami lichnosti : avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. — Yaroslavl', 2006. — 27 s.

10. Povarenkov Yu. P. Psikhologicheskoe soderzhanie professional'nogo stanovleniya cheloveka. — M. : Izd-vo URAO, 2002. — 160 c.

11. Professional'noe stanovlenie budushchikh psikhologov : monogr. / pod obshch. red. Z. V. Diyanovoy, O. P. Frolovoy, T. M. Shchegolevoy. — Irkutsk : Izd-vo Irkut. gos. un-ta, 2008. — 124 s.

12. Rumyantseva T. V. Psikhologicheskoe konsul'tirovanie: diagnostika otnosheniy v pare. — SPb. : Rech', 2006. — 176 s.

13. Shneyder L. B. Lichnostnaya, gendernaya i professional'naya identichnost': teoriya i metody diagnos-tiki. — M. : Moskov. psikhologo-sotsial'nyy in-t, 2007. — 128 s.

14. Shneyder L. B. Professional'naya identichnost': struktura, genezis i usloviya stanovleniya : avtoref. dis. ... d-ra psikhol. nauk. — M., 2001. — 69 s.

15. Khoshaba D., Maddi S. Early Antecedents of Hardiness // Consulting Psychology Journ. — 1999. — Vol. 51. — N 2. — P. 106—117.

16. Maddi S. Greating Through Making Decisions // The Human Search for Meaning / ed. by P. T. P.Wong, P. S. Fry. Mahwah. — 1998. — P. 1—25.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.