ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ И НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ В ПРОЦЕССЕ ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ ПРИ АДМИНИСТРИРОВАНИИ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И.С. Полищук, студент
Научный руководитель: Е.В. Алексеева, канд. экон. наук, доцент Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)
Б01:10.24412/2411-0450-2024-11-3-62-64
Аннотация. Взаимодействие налоговых и таможенных органов Российской Федерации действительно является ключевым элементом в обеспечении эффективного контроля и наполнения бюджета. Такое сотрудничество становится особенно актуальным на фоне современных вызовов, связанных с глобализацией экономики и усложнением схем уклонения от налогов. В статье подробно рассмотрены основные аспекты этого взаимодействия, его значение и перспективы, а также главные проблемы такого взаимодействия.
Ключевые слова: таможенная служба, налоговая служба, фискальная политика, внешнеторговый оборот, национальное законодательство.
Актуальность взаимодействия налоговых и таможенных органов Российской Федерации заключается в необходимости эффективного управления финансовыми потоками, повышении уровня налоговых поступлений, борьбе с контрабандой и уклонением от налогов, а также в адаптации к международным стандартам. Это сотрудничество становится критически важным в свете глобальных экономических вызовов и стремления к модернизации системы государственной отчетности и контроля [2].
Совместная работа Федеральной налоговой службы (ФНС) и Федеральной таможенной службы (ФТС) имеет несколько ключевых целей:
1. Оптимизация фискальной политики: Согласованные действия двух органов способствуют более полному и своевременному наполнению бюджета. Это особенно важно в условиях, когда ресурсы государства ограничены, а расходы на различные социальные программы требуют постоянного финансирования.
2. Устранение налоговых нарушений: Взаимодействие позволяет выявлять случаи уклонения от уплаты налогов и таможенных платежей. Налоговые органы имеют доступ к более широкому спектру информации о деятельности налогоплательщиков, что улучшает контроль за соблюдением законодательства.
3. Повышение прозрачности внешнеэкономических операций: Синергия между ФНС и ФТС способствует более четкому отслеживанию потоков товаров и финансовых средств, что важно для предотвращения коррупции и финансовых махинаций [1].
4. Взаимодействие ФНС и ФТС осуществляется через ряд механизмов:
- Обмен информацией: Оба ведомства активно обмениваются данными о финансово-хозяйственной деятельности компаний. Это включает в себя информацию о трансакциях, затратах на транспортировку и другие данные, которые могут повлиять на налоговые обязательства.
- Совместные проверки и расследования: Создание межведомственных комиссий позволяет проводить комплексные проверки, что существенно увеличивает эффективность выявления нарушений. Это особенно важно в случае международной торговли, где контроль за соблюдением законодательства требует согласованных действий.
- Использование современных информационных технологий: Внедрение электронных систем и баз данных существенно упрощает и ускоряет процесс обмена информацией и взаимодействия между ведомствами.
Одним из инструментов противодействия сомнительным валютным операциям, направленным на незаконный вывод из Российской Федерации денежных средств с использова-
нием мнимых внешнеторговых сделок, а также обеспечение соблюдения требований и ограничений, вводимых специальными эко-
Как мы можем наблюдать, в анализируемом периоде количество юридических лиц, в отношении которых направлена информация в ФНС оставалась на одном уровне на протяжении двух лет. Количество принятых решений об исключении из ЕГРЮЛ за анализируемый период заметно увеличилось (в 2023 году по сравнению с 2022 годом - на 21,7%).
ФТС России в рамках информационного обмена данными с иными контролирующими органами рассмотрено 1086 заявлений юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) об отсутствии оснований для применения к ним мер, предусмотренных пунктом 5 статьи 7.7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Проведена работа, направленная на обеспечение соблюдения валютных ограничений, введенных в рамках специальных экономических мер. Предотвращено более 650 попыток вывоза наличной иностранной валюты сверх установленной нормы (свыше 10 тыс. долл. США).
ФТС России проводилась работа с уполномоченными органами зарубежных стран по заключению специализированных соглашений (меморандумов) по предупреждению, выявлению и пресечению совершения участниками ВЭД сомнительных финансовых операций [3].
В 2022 году ФТС России подписаны соответствующие соглашения с Правительством Туркменистана и таможенной службой Республики Венесуэла. Реализация указанных соглашений позволит повысить эффективность противодействия сомнительным валют-
номическими мерами, является взаимодействие ФТС России с ФНС России, Банком России и Росфинмониторингом (табл. 1).
ным операциям во внешнеторговой деятельности. Таким образом, проводимая таможенными органами работа, направленная на поддержание соблюдения валютного законодательства РФ и пресечение незаконных валютных операций, на сегодняшний день является актуальной, поскольку с каждым годом происходит увеличение числа правонарушений в сфере валютного контроля.
В течение 2023 года таможенными органами осуществлялся контроль за соблюдением запрета на ввоз в Российскую Федерацию товаров, производителями (продавцами / отправителями) которых являются подсанкционные украинские лица или подконтрольные им организации.
В 2023 году проведены мероприятия по автоматизации контроля за соблюдением специальных экономических мер, связанных с трансграничным перемещением наличных денежных средств [4].
Для оказания содействия участникам ВЭД подготовлены и размещены на официальном сайте ФТС России презентационные материалы, разъясняющие особенности совершения таможенных операций в отношении наличных денежных средств, используемых в трансграничных расчетах; доработаны алгоритмы форматно-логического контроля сведений о наличных денежных средствах, заявляемых в ДТ.
Таможенные органы в результате своей деятельности предотвращают совершение значительного количества правонарушений, которые способны нанести вред экономике страны, ее бюджету [5]. Ежегодное увеличение количества проверок соблюдения участниками внешнеэкономической деятельности
Таблица 1. Показатели взаимодействия ФТС РФ и ФНС РФ в сфере валютного контроля в 2021-2023 гг. [61_
Показатель 2021г. 2022г. 2023г. 2023г.в % к
2021г. 2022г.
Количество юридических лиц, в отношении которых направлена информация в ФНС, ед. 1172 1172 1426 121,7 121,7
Количество принятых решений об исключении юридических лиц из ЕГРЮЛ, шт. 219 165 136 62,1 82,4
Сумма предотвращенных сомнительных внешнеторговых сделок, млрд.руб. 6 11 17,9 298,3 162,8
валютного законодательства дает результаты. фективного контроля за соблюдением законо-Таможенные органы продолжают обнаружи- дательства и в наполнении бюджета. С учетом вать новые способы нелегального вывода современных вызовов и возможностей, важно участниками внешнеэкономической деятель- продолжать развитие и совершенствование ности. этих отношений, что позволит значительно
Таким образом взаимодействие налоговых повысить эффективность фискальной полити-и таможенных органов Российской Федера- ки страны. ции играет ключевую роль в обеспечении эф-
Библиографический список
1. Алексеева, Е.В. Взаимодействия таможенных и налоговых органов: ключевые аспекты при администрировании таможенных платежей и внутренних налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации / Е.В. Алексеева, В.Э. Калегина // Вектор экономики. - 2024. - № 5(95).
2. Взаимодействие таможенных и налоговых органов при администрировании таможенных платежей и внутренних налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации / Н.А. Хохлова, Е.В. Алексеева, Е.В. Авилова, Н.А. Ушакова // Modern Economy Success. - 2023. - № 4. - С. 199-203.
3. Дорожкина Т.В., Петрушина О.М., Русакова Е.Р., Кузнецов А.Н. Стратегические ориентиры трансформации таможенного администрирования // Modern Economy Success. - 2021. - №3. -С. 79-83.
4. Мигел, А.А. Совершенствование валютного контроля в системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма в России / А.А. Мигел, М.А. Шуликова // Russian Economic Bulletin. - 2020. - Т. 3. - № 2. - С. 177-181.
5. Непарко М.В., Кудашкина А.В. Особенности взаимодействия таможенных и налоговых органов Российской Федерации в налоговом администрировании // В сборнике: Современное социально-экономическое пространство: проблемы и перспективы. Материалы заочной научно-практической конференции с международным участием. Институт управления, бизнеса и технологий. - 2016. - С. 95-102.
6. Официальный сайт ФТС России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://customs.gov.ru.
THE STUDY OF THE INTERACTION OF TAX AND CUSTOMS AUTHORITIES IN THE PROCESS OF INFORMATION EXCHANGE IN THE ADMINISTRATION OF CUSTOMS
PAYMENTS IN THE RUSSIAN FEDERATION
I.S. Polishchuk, Student
Supervisor: E.V. Alekseeva, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)
Abstract. The interaction of the tax and customs authorities of the Russian Federation is indeed a key element in ensuring effective control and filling of the budget. Such cooperation is becoming especially relevant against the background of modern challenges related to the globalization of the economy and the increasing complexity of tax evasion schemes. The article discusses in detail the main aspects of this interaction, its significance and prospects, as well as the main problems of such interaction. Keywords: mstoms service, tax service, fiscal policy, foreign trade turnover, national legislation.