ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФТС РОССИИ С ФНС РОССИИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ
Ю.С. Баранова, студент
В.Я. Япрынцева, студент
Научный руководитель: М.В. Непарко, доцент
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского
(Россия, г. Калуга)
DOI:10.24412/2411-0450-2024-11-1-67-70
Аннотация. В современных условиях развития экономики таможенный контроль становится наиболее актуальным, поскольку оптимизация таможенного процесса по сбору таможенных платежей, как одного из источников пополнения федерального бюджета, представляет собой основной показатель экономической безопасности государства. Рассматривая процесс таможенного контроля, следует отметить, что в ряде случаев таможенный контроль осуществляется во взаимодействии с налоговыми органами. В статье рассматривается взаимодействие ФТС России и ФНС России. Не смотря на разные полномочия и задачи в области осуществления контроля: таможенные органы контролирует уплату таможенных платежей при ввозе и вывозе товаров, а налоговый орган контролирует финансовые результаты налогоплательщиков. В статье рассмотрены инновационные технологии обмена данными налоговой и финансовой отчетности, информацией о нарушениях таможенного, налогового и валютного законодательства, а также результатами правоохранительной деятельности.
Ключевые слова: таможенный контроль, взаимодействие, налоговые органы, таможенная проверка, ответственность.
Рассматривая процесс таможенного контроля, следует отметить, что в ряде случаев в научной и специализированной литературе встречается понятие «таможенный аудит», которое используется как синоним понятия «таможенный контроль». Для разъяснения этих понятий следует отметить, что в целях соблюдения международных договоров и государств-членов ЕАЭС, касающегося таможенного регулирования (статья 331 ТК ЕАЭС) в России таможенный контроль товаров осуществляется непосредственно таможенными органами Российской Федерации. Что касается таможенного аудита, то он может проводиться негосударственной некоммерческой организацией, основанной на добровольном членстве в ней юридических и физических лиц, с целью повышения эффективности таможенного контроля и категоризации участников внешнеэкономической деятельности.
Статьей 221 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 26.02.2024) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федера-
ции» предусмотрено взаимодействие таможенных органов с иными государственными органами, осуществляющих государственный контроль (надзор) в Российской Федерации.
Таможенные органы осуществляют свои функции самостоятельно и во взаимодействии с иными государственными органами.
При проведении таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых через Государственную границу Российской Федерации, таможенные органы применяют формы таможенного контроля.
Таможенный контроль включает в себя проверку документов по внешнеторговой операции и проводится должностным лицом таможенного органа по месту нахождения таможенного органа.
Выездной таможенный досмотр проводится с выездом должностных лиц таможенного органа на место таможенного досмотра.
Выездной таможенный досмотр заслуживает более детального рассмотрения, поскольку именно в рамках этой формы таможенного контроля таможенные органы могут проводить скоординированные проверки в сотруд-
ничестве с другими государственными органами.
В целях тесного взаимодействия разработаны подходы, механизмы и инструменты для реализации задач, которые отнесены к компетенции каждого государственного органа.
ФТС России и ФНС России при взаимодействии имеют разные полномочия и задачи в области осуществления контроля: таможенные органы контролирует уплату таможенных платежей при ввозе и вывозе товаров, а налоговый орган контролирует финансовые результаты налогоплательщиков [1].
Взаимодействие основано на Соглашении о сотрудничестве ФТС России и ФНС России (Заключено в г. Москве 21.01.2010 № 01-69/1, № ММ-27-2/1) (ред. от 11.10.2023), в соответствии с которым таможенные органы, обязаны предоставлять по запросу налоговых органов следующую информацию, необходимую для проведения налогового контроля:
- результаты проверок правильности заявленной таможенной стоимости товаров, относящихся к конкретным участникам внешнеэкономической деятельности;
- декларации на товары и другие документы, в качестве документального подтвержде-
Таблица 1. Результаты взаимодействия под
В том числе в 2023 году проведено 90 скоординированных контрольных мероприятий. Дополнительно начислено таможенных платежей, пеней и штрафов на общую сумму 744 млн 581 тыс. рублей, взыскано - 335 млн 913 тыс. рублей. Возбуждено 158 дел об АП и 8 уголовных дел [3, 4, 8].
Как показал анализ за 2023 год (таб. 1) количество проверочных мероприятий увеличилось к 2021 г. на 30,1% и к 2022 г. на 22,4%. При этом, дополнительно начислено тамо-
ния нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленных в ходе налоговых проверок и проверок соблюдения валютного законодательства;
- информацию о наличии излишне уплаченных таможенных платежей, авансовых платежей по состоянию на дату получения запроса, информацию о суммах возврата участниками внешнеэкономической деятельности ранее уплаченных таможенных платежей, включая НДС и акцизы;
- информацию о результатах проверок, проведенных таможенными органами на основании данных, полученных от налоговых органов;
- информацию о юридических лицах, имеющих признаки недействующих юридических лиц, полученная в результате проверок, проведенных таможенными органами.
За 2023 год таможенными органами во взаимодействии с налоговыми органами проведено 644 проверочных мероприятия. Дополнительно начислено таможенных платежей, пеней и штрафов на общую сумму 8 млрд 95 млн рублей, взыскано - 6 млрд 597 млн рублей (табл. 1) [8].
елений ФТС России с налоговыми органами
женных платежей, пеней и штрафов по отношению к 2021 году на 35,0% и по отношению к 2022 году на 15,0% [8].
Возвращаясь к особенностям взаимодействия ФТС России и ФНС России следует отметить, что при взаимодействии органы используют технологии автоматического обмена определенной информацией и соответствующей отчетностью, позволяющей получать необходимые данные из баз данных. При этом используются необходимые меры защи-
при осуществлении контрольных мероприятий
Показатели 2021г. 2022г. 2023г. 2023г в % к
2021г. 2022г.
Проведено проверочных мероприятий, ед. 495 526 644 130,1 122,4
Дополнительно начислено таможенных платежей, пеней и штрафов, млн. руб. 5 997 7 044 8 095 135,0 115,0
Взыскано пеней и штрафов, млн. руб. 3 675 4 982 6 597 179,5 132,4
Возбуждено дел об АП и 85 уголовных дел 2 085 1 802 1 575 75,5 87,4
Возбуждено уголовных дел 85 65 40 47,0 61,0
Проведено скоординированных контрольных мероприятий. 118 101 90 76,3 89,1
Дополнительно начислено таможенных платежей, пеней и штрафов, млн. руб. 1 291 836 744,58 57,7 89,1
Взыскано пеней и штрафов, млн. руб. 775,75 413,45 335,91 43,3 81,2
Возбуждено дел об АП 579 452 158 27,3 35,0
Возбуждено уголовных дел 20 17 8 40,0 47,1
ты незаконного распространения информации, затрагивающей интересы третьих лиц и составляющую коммерческую и налоговую тайну [6].
Кроме того, налоговые и таможенные органы предоставляют информацию, необходимую для принятия соответствующих мер государственного контроля, по соответствующим запросам на всех уровнях власти.
Изучая взаимодействие ФТС России и ФНС России, необходимо рассмотреть ряд совместных программ, которые могут обеспечить эффективность комплексного контроля, а именно:
- обязательная маркировка товаров для их обращения на внутреннем рынке;
- система прослеживаемости товаров, т.е. комплексный механизм обеспечения достижения целей и задач по отслеживанию товаров, состоящий из информационно-технологических и организационных действий.
На основании вышеизложенного, отметим, что взаимодействие между ФТС России и ФНС России основано на использовании инновационных технологий обмена данными о внешнеторговых операциях налогоплательщиков, их налоговой и финансовой отчетности, информацией о минимизации рисков нарушения таможенного, налогового и валютного законодательства, а также результатами правоохранительной деятельности. Автоматизация позволяет таможенным и налоговым органам осуществлять своевременный и систематический контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организации в процессе проведения совместной проверки [5].
Использование информационных систем позволяет сочетать возможности информационных технологий с экономическими методами, экономико-математическими моделями. Это позволяет повысить качество таможенных проверок, провести диагностику и оценить качество информации, предоставляемой для скоординированной проверки.
Библиографический список
1. Алтунин, С.А. Применение технических средств таможенного контроля: практика и перспективы / С.А. Алтунин, А.А. Мигел // Modern Economy Success. - 2021. - № 2. - С. 182-185. -EDN LPZEEU.
2. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 02.10.2024). -[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
Следует отметить, что информация для обработки и анализа, полученная таможенными и налоговыми органами в ходе проверки должна соответствовать следующим требованиям:
- своевременность, т.е. информация должна поступать тогда, когда ее имеет смысл проанализировать;
- надежность, т.е. таможенные и налоговые органы не должны тратить дополнительное время на проверку информации;
- значимость, т. е. информация должна способствовать принятию решения;
- полезность, когда эффект от использования информации перекрывает затраты на ее получение;
- полнота и понятность, т.е. информация не должна содержать пропусков и не требовать дополнительных усилий для ее «расшифровки»;
- регулярность представления.
Таким образом, при осуществлении таможенного контроля и проведения скоординированной проверки таможенными и налоговыми органами Российской Федерации важно проанализировать и оценить используемые ресурсы с точки зрения целесообразности или правильности выбора, а именно: качество, соответствие решений, принятых в текущей ситуации.
В то же время документы являются одним из основных аспектов проведения скоординированной проверки, поскольку качество и результаты проверки зависят от тщательности, последовательности проведенного контроля должностными лицами органов. Правильно подготовленные отчеты о ходе скоординированной проверки позволят руководителям таможенных и налоговых органов не только ознакомиться с недостатки, выявленные в результате финансово-хозяйственной деятельности проверяемой организации, а также рассмотреть возможность правильного доначисления таможенных платежей и налогов.
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/?ysclid=m2lzkza8m0469751278 (дата обращения: 10.10.2024).
3. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2024). - [Электронный ресурс].
- Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения: 10.10.2024).
4. Непарко, М.В. Методология оценки деятельности таможенных органов и ее совершенствование / М.В. Непарко, В.М. Долбин // Вестник Академии знаний. - 2019. - № 35(6). - С. 216-221.
- DOI 10.24411/2304-6139-2019-00040. - EDN QRUESZ.
5. Петрушина, О.М. Современные тенденции администрирования таможенных платежей в Российской Федерации / О.М. Петрушина, К.И. Мустафина, А.А. Плахова // Вестник Академии знаний. - 2022. - № 49(2). - С. 384-388. - EDN MBVSTQ.
6. Современное состояние и направления развития взаимодействия внешнеэкономической и таможенной деятельности России / И.В. Гомон, Р.Р. Ахмедзянов, М.В. Непарко, А.В. Постнова // Экономика и предпринимательство. - 2018. - № 2(91). - С. 80-87. - EDN YUJMLU.
7. Федеральная таможенная служба: официальный сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://customs.gov.ru/ (дата обращения: 25.09.2024).
FEATURES OF INTERACTION BETWEEN THE FEDERAL CUSTOMS SERVICE OF RUSSIA AND THE FEDERAL TAX SERVICE OF RUSSIA IN THE IMPLEMENTATION
OF CUSTOMS CONTROL
Yu.S. Baranova, Student
V.Ya. Yapryntseva, Student
Supervisor: M.V. Neparko, Associate Professor
Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky
(Russia, Kaluga)
Abstract. In modern conditions of economic development, customs control is becoming the most relevant, since the optimization of the customs process for collecting customs payments, as one of the sources of replenishment of the federal budget, is the main indicator of the economic security of the state. Considering the process of customs control, it should be noted that in some cases customs control is carried out in cooperation with tax authorities. The article discusses the interaction of the Federal Customs Service of Russia and the Federal Tax Service of Russia. Despite the different powers and tasks in the field of control: the customs authorities control the payment of customs duties on the import and export of goods, and the tax authority controls the financial results of taxpayers. The article discusses innovative technologies for the exchange of tax and financial reporting data, information on violations of customs, tax and currency legislation, as well as the results of law enforcement activities.
Keywords: customs control, interaction, tax authorities, customs inspection, responsibility.