Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ У ОПЕРАТОРОВ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ В УСЛОВИЯХ ТРЕХСМЕННОГО РЕЖИМА РАБОТЫ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ У ОПЕРАТОРОВ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ В УСЛОВИЯХ ТРЕХСМЕННОГО РЕЖИМА РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
21
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ У ОПЕРАТОРОВ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ В УСЛОВИЯХ ТРЕХСМЕННОГО РЕЖИМА РАБОТЫ»

неров, длительное время занимающихся спортом, но и у лиц молодого возраста (12—14 лет), что указывает на большое значение индивидуальной чувствительности органа слуха к действию импульсовых шумов. Аудиограммы спортсменов, применяющих при стрельбе антифоны, существенно не отличаются от аудиограмм спортсменов, не применяющих защитных средств. Это свидетельствует о низкой эффективности индивидуальных антифонов, применяемых в спортивной практике. У лиц контрольной группы существенных сдвигов в элементарности органа слуха не установлено. Полученные в результате исследования данные убедительно доказывают наличие своеобразной для спортсменов и безусловной для тренеров профессиональной вредности при занятиях тяжелой атлетикой и спортивной стрельбой.

При анализе жалоб, полученных в результате анкетного опроса стрелков, обращает на себя внимание то, что многие из них (67%) отмечают раздражительность, проявляющуюся к концу тренировок, а 30% опрошенных указывают на шум в ушах. У спортсменов-тяжелоатлетов и тренеров преобладали жалобы на головную боль, бессонницу и раздражительность. Жалобы на понижение остроты слуха предъявляли только 12 человек, тогда как аудиометрическое обследование выявило значительно большее число лиц с различными степенями снижения остроты слуха. Этот факт указывает на отставание в субъективном восприятии понижения остроты слуха от данных инструментального обследования и необходимость проведения предварительного и периодического оториноларингологиче-ского обследования спортсменов и тренеров, занимающихся этим видом спорта.

Выводы

1. Для создания в спортивных сооружениях акустического комфорта необходима разработка архитектурных и строительных решений по поглощению шума (на стадии проекта); в действующих спортивных сооружениях должна быть шумопоглощающая облицовка, предусмотрены штучные поглотители шума. 2. Для снижения уровней шумов в месте их образования (в залах тяжелой атлетики) следует строго придерживаться технических условий по устройству тяжелоатлетических помостов с учетом мер, направленных на снижение шума и вибрации. 3. Назрела необходимость в разработке и скорейшем внедрении видов спортивного инвентаря, создающих в процессе эксплуатации мало шума (тяжелоатлетические штанги, спортивное оружие), а также создание антифонов, приемлемых в спортивной практике. 4. В целях раннего выявления и предупреждения патологических сдвигов в организме лиц, занимающихся или вовлекаемых в занятия «шумными» видами спорта, во врачебно-физкультурных диспансерах следует проводить оториноларингологическое обследование (с аудиометрией) этих контингентов. Повторные аудиометрические обследования (с участием невропатологов) должны проводиться не реже 1 раза в 6 мес.

ЛИТЕРАТУРА. Карпман В. Л., Белоцерковский 3. Б., Люби н а Б. Г. Использование пробы 8]бз1гап<1 для оценки физической работоспособности и тренированности. —В кн.: Медицинские проблемы исследования и управления тренированностью спортсменов. М., 1969, с. 43—45.

Поступила 23/ХП 1974 г.

УДК 612.821.2-057:681.1

Кандидаты мед. наук А. А. Кононенко и В. В. Деркач

ИССЛЕДОВАНИЕ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ У ОПЕРАТОРОВ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ В УСЛОВИЯХ ТРЕХСМЕННОГО РЕЖИМА РАБОТЫ

Харьковский научно-исследовательский институт гигиены труда и профессиональных заболеваний

Проведена оценка внимания и памяти в динамике трехсменного режима работы операторов вычислительных центров (ВЦ). Для исследования внимания применяли корректурную пробу с таблицами А. Г. Иванова-Смоленского и метод «сложения с переключением» К- К- Платонова в модификации А. С. Лукаускас. Результаты корректурного тес-

та учитывали по формуле А = jffzpjt предложенной В. В. Розенблатом, где А — показатель внимания; N — количество строк, просмотренных за 3 мин; М — количество ошибок. Продуктивность выполнения теста К- К- Платонова определяли по формуле:

у__И_

г ~ 10 log 2 (К + 2)'

где Y — индекс оценки продуктивности и правильности выполнения задания; N — общее количество произведенных действий; К — число ошибок. Динамику произвольной крат-

Таблица 1

Состояние функции внимания и памяти у операторов в течение 1-й смены (М±т)

Тест Время исследования

8 ч 30 мин 11 ч 50 мин 12 ч 50 мин 16 ч 50 мни

Корректурная проба 1,8—0,7 2,4—0,6 2,62:1,2 2,32:0,7

Р >0.2 >0,5 >0,5

«Сложение с переключением» 2,42:0,7 2,42=0,4 3,52:0,6 2,72=0,5

Р >0,5 >0,2 >0,5

Числовая зрительная память 6,12:0,5 5,8—0,4 5,72=0,5 62=0,6

Р >0,5 >0,5 >0.5

Числовая слуховая память 5=±0,5 4,7—0,4 4,52:0,7 4,22=0,5

Р >0,5 >0,5 >0.2

Словесная слуховая память 6,9—0,5 6,9—0,4 7,32:0,4 7.12=0,4

Р >0,5 >0,5

Абстрактно-символическая память 8,12:0,3 8^:0,4 7,62=0,5 82=0,5

Р >0,5 >0,2 >0,5

Таблица 2

Исследование показателей внимания и памяти при работе операторов ЭВЦ во 2-й смене

(М^т)

Тест Время исследования

15 ч 40 мин 18 ч 30 миа 1 9 ч 20 мин 23 ч 50 мни

Корректурная проба 3,22=1,1 3,62:1,7 2,92:0,9 2.42:0,4

р >0,5 >0,5 >0.2

«Сложенне е переключением» 2,72:0,5 2,42:0,3 3,12:0,6 3,62:0,7

Р >0,5 >0,5 >0,2

Числовая зрительная память 5,72=0,5 5,92=0,4 5,32:0,4 5,32=0,2

Р >0.5 >0,5 >0,2

Числовая слуховая память 4,92:0,4 4,72=0,4 4,82:0,4 4,12=0,4

Р >0,5 >0,5 >0,2

Словесная память 7,72:0,5 7,22=0,4 7,62=0,6 6,12:0,3

Р >0,2 >0,5 >0.2

Абстрактно-символическая память 7,22=0,7 7,32=0,6 7,82:0,5 6,72:0,6

Я >0,5 >0,2 >0,5

ковременной памяти в течение рабочей смены исследовали в зависимости от видов предъявляемой информации — числовой, словесной и абстрактно-символической. Причем для исследования зрительной памяти применяли все виды указанной информации, а слуховой памяти — только числовую. Запоминание числовой информации вели по бланкам с числами, построенными на основе таблиц случайных цифр. Исследование объема запоминания словесной информации производили с помощью таблиц, составленных из случайно выбранных слов без какой-либо логической связи. Для исследования абстрактно-символической памяти составляли таблицы геометрических фигур с варьирующими признаками.

Обследовано 15 операторов в возрасте от 18 до 22 лет со стажем работы не менее 1 года. В 1-й и 2-й сменах исследования проведены 4 раза: до начала работы, до и после перерыва и в конце работы, в 3-й смене — 3 раза: до начала работы (23 ч 50 мин), в 3 ч и в конце работы (7 ч 20 мин). Все приведенные ниже данные обработаны методом вариационной статистики с помощью /-критерия Стьюдента.

Динамика внимания и памяти в течение 1-й смены, по данным использованных нами тестов, показана в табл. 1.

Рассматривая приведенные выше данные, можно отметить некоторую тенденцию к повышению концентрации внимания в течение 1-й смены, хотя эти изменения статистически незначимы. Вместе с тем наблюдается постепенное понижение объема числовой памяти — зрительной и особенно слуховой, наиболее заметное в конце рабочего дня. Объем словесной и абстрактно-символической памяти на протяжении 1-й смены существенно не изменялся.

Данные, показывающие изменение внимания и памяти в процессе работы операторов во 2-й смене, представлены в табл. 2.

Изменения внимания во 2-й смене у операторов, по данным примененных нами тестов, носили разнонаправленный характер. Так, корректурная проба показала некоторое повышение концентрации внимания при исследовании до перерыва и понижение его после перерыва и особенно в конце смены. Противоположные результаты наблюдались при тесте «сложение с переключением»: незначительное снижение при исследовании до перерыва

Таблица 3

и некоторое повышение после него и в конце работы. Следует отметить, однако, что все названные изменения были статистически незначимы. Объем памяти по всем исследованным тестам в течение 2-й смены понижается, причем наиболее выраженным оказалось уменьшение объема словесной и цифровой памяти.

Динамика функционального состояния памяти и внимания у операторов при работе вЗ-й смене (М—т)

Корректурный тест Р

(Сложение с переключением» Р

Числовая зрительная память Р

Числовая слуховая память

Р

Словесная память Р

Абстр а ктно-си м во-

3,7±0,8 3,2^0,3 1,7—0,1 <0,05 <0,05

2,5^04 2—0,6 2—0,5 >0,2 >0,2

6,3—0,5 4,9—0,3 4,6—0,4 <0,05 <0,02

Результаты исследования функционального состояния внимания и памяти у операторов при работе в 3-й смене приведены в табл. 3.

лическая память

Р

6,9—0,3 5,9=Ь0,4 5,6^=0,4 <0,1 <0,02

4,5±0,3 3,9±0,2 3,6^0,3

>0,1 <0,05

6,6—0,4 5,8^0,4 5,6—0,4

>0,1 <0,1

Исследования, проведенные в 3-й смене, показали понижение концентрации внимания и уменьшение объема памяти в наблюдаемой профессиональной группе. Наиболее выраженные изменения отмечены при проведении корректурного теста и определении объема числовой памяти.

Сравнение результатов исследований в 1, 2 и 3-й сменах показывает, что наименее

выражены изменения кратковременной произвольной памяти и внимания в 1-й смене. Сопоставляя отмеченную выше тенденцию к повышению концентрации внимания и одновременно к понижению объема числовой памяти в конце 1-й смены, можно предположить усиление процесса возбуждения высших отделов центральной нервной системы, которое можно расценивать как один из признаков начинающегося утомления.

Наблюдаемая нами динамика психологических показателей во 2-й и особенно 3-й сменах, характеризующаяся ослаблением внимания и уменьшением объема памяти, позволяет говорить об усилении процесса торможения в высших отделах головного мозга и развитии более глубокого утомления у обследуемых. Наиболее выражены эти изменения, по нашим данным, при работе в 3-й смене. Основываясь на результатах собственных наблюдений, а также данных литературы, можно сделать вывод о наиболее неблагоприятном характере работы операторов ВЦ в условиях 3-й смены, на это указывает и более низкая производительность их труда.

Результаты наших исследований дают возможность рекомендовать разработку психофизиологически обоснованного режима труда операторов ВЦ, предусматривающего рационализацию работы в ночной смене, в частности проведение операций наибольшей длительности (трансляция больших программ и счет по готовым программам), что в значительной мере способствует понижению напряженности труда оператора за пультом ЭВМ. В дневное время при известной интенсивности загрузки оператора желательно, чтобы он через каждые 3—4 ч менял характер работы. Например, оператор, работающий за пультом ЭВМ, спустя 3—4 ч должен поменяться местами с оператором, принимающим задание и выдающим результаты.

ЛИТЕРАТУРА. Иванов-Смоленский А. Г. Психиатрия, неврология и экспериментальная психология. Вып. 1, 1922, с. 80—89. — ЛукаускасА. С.— В кн.: Физиология труда. М., 1967, с. 195. —Платонов К- К- Вопросы психологии труда. М., «Медицина», 1970.—Розен блат В. В. Проблема утомления. М., 1961.

Узбекский научно-исследовательский институт санитарии, гигиены и профессиональных заболеваний, Ташкент

Базудин выпускается фирмой «Гейги» (Швейцария); сведения о его токсичности ограничиваются отдельными сообщениями. Препарат в чистом виде представляет собой бесцветную маслянистую жидкость со специфическим запахом. Он хорошо растворяется в аце-

Поступила 29/Х 1974 г.

УДК в15.Х85.41.015.4в

Т. Рахманов

ВЛИЯНИЕ БАЗУДИНА НА ИММУНОБИОЛОГИЧЕСКУЮ РЕАКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗМА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.