Таблица 3
и некоторое повышение после него и в конце работы. Следует отметить, однако, что все названные изменения были статистически незначимы. Объем памяти по всем исследованным тестам в течение 2-й смены понижается, причем наиболее выраженным оказалось уменьшение объема словесной и цифровой памяти.
Динамика функционального состояния памяти и внимания у операторов при работе вЗ-й смене (М—т)
Корректурный тест Р
(Сложение с переключением» Р
Числовая зрительная память Р
Числовая слуховая память
Р
Словесная память Р
Абстр а ктно-си м во-
3,7±0,8 3,2^0,3 1,7—0,1 <0,05 <0,05
2,5^04 2—0,6 2—0,5 >0,2 >0,2
6,3—0,5 4,9—0,3 4,6—0,4 <0,05 <0,02
Результаты исследования функционального состояния внимания и памяти у операторов при работе в 3-й смене приведены в табл. 3.
лическая память
Р
6,9—0,3 5,9=Ь0,4 5,6^=0,4 <0,1 <0,02
4,5±0,3 3,9±0,2 3,6^0,3
>0,1 <0,05
6,6—0,4 5,8^0,4 5,6—0,4
>0,1 <0,1
Исследования, проведенные в 3-й смене, показали понижение концентрации внимания и уменьшение объема памяти в наблюдаемой профессиональной группе. Наиболее выраженные изменения отмечены при проведении корректурного теста и определении объема числовой памяти.
Сравнение результатов исследований в 1, 2 и 3-й сменах показывает, что наименее
выражены изменения кратковременной произвольной памяти и внимания в 1-й смене. Сопоставляя отмеченную выше тенденцию к повышению концентрации внимания и одновременно к понижению объема числовой памяти в конце 1-й смены, можно предположить усиление процесса возбуждения высших отделов центральной нервной системы, которое можно расценивать как один из признаков начинающегося утомления.
Наблюдаемая нами динамика психологических показателей во 2-й и особенно 3-й сменах, характеризующаяся ослаблением внимания и уменьшением объема памяти, позволяет говорить об усилении процесса торможения в высших отделах головного мозга и развитии более глубокого утомления у обследуемых. Наиболее выражены эти изменения, по нашим данным, при работе в 3-й смене. Основываясь на результатах собственных наблюдений, а также данных литературы, можно сделать вывод о наиболее неблагоприятном характере работы операторов ВЦ в условиях 3-й смены, на это указывает и более низкая производительность их труда.
Результаты наших исследований дают возможность рекомендовать разработку психофизиологически обоснованного режима труда операторов ВЦ, предусматривающего рационализацию работы в ночной смене, в частности проведение операций наибольшей длительности (трансляция больших программ и счет по готовым программам), что в значительной мере способствует понижению напряженности труда оператора за пультом ЭВМ. В дневное время при известной интенсивности загрузки оператора желательно, чтобы он через каждые 3—4 ч менял характер работы. Например, оператор, работающий за пультом ЭВМ, спустя 3—4 ч должен поменяться местами с оператором, принимающим задание и выдающим результаты.
ЛИТЕРАТУРА. Иванов-Смоленский А. Г. Психиатрия, неврология и экспериментальная психология. Вып. 1, 1922, с. 80—89. — ЛукаускасА. С.— В кн.: Физиология труда. М., 1967, с. 195. —Платонов К- К- Вопросы психологии труда. М., «Медицина», 1970.—Розен блат В. В. Проблема утомления. М., 1961.
Узбекский научно-исследовательский институт санитарии, гигиены и профессиональных заболеваний, Ташкент
Базудин выпускается фирмой «Гейги» (Швейцария); сведения о его токсичности ограничиваются отдельными сообщениями. Препарат в чистом виде представляет собой бесцветную маслянистую жидкость со специфическим запахом. Он хорошо растворяется в аце-
Поступила 29/Х 1974 г.
УДК 61S.XS5.42.015.46
Т. Рахманов
ВЛИЯНИЕ БАЗУДИНА НА ИММУНОБИОЛОГИЧЕСКУЮ РЕАКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗМА
тоне, бензоле, ксилоле, спирте и других органических растворителях. По гидролитической устойчивости базудин уступает тиофосу. В кислой среде он гидролизуется в 12 раз быстрее тиофоса (Н. Н. Мельников).
С целью изучения иммунобиологических сдвигов в организме под воздействием базудина мы дважды проводили обследование людей в полевых условиях Гулистан-ского района Сырдарьинской области. Нам удалось выявить отклонения аутоимунных показателей и биохимических сдвигов у различных групп населения, проживающих в местах интенсивного применения пестицидов.
Все обследуемые были разделены на 3 группы. 1-ю из них составляли рабочие, которые в своей трудовой (сигнальщики, заправщики, заведующие складами и др.) деятельности имели контакт с пестицидами. Стаж работы у них варьировал от 3 до 6 лет. Во 2-ю группу входили учащиеся 9—10-х классов средних школ, которые после учебы работали на полях, помогая родителям. В 3-ю группу входили дети рабочих совхоза в возрасте 3—5 лет. Обследуемых выбирали из числа тех, кто в течение 4— 6 мес не подвергался профилактическим прививкам.
Из-за'резкой индивидуальной особенности людей разного возраста и профессий мы полученный материал при его обработке" не сравнивали с данными контрольной группы, так как считали более существенным обнаруженные сдвиги сравнивать с фоновыми данными каждой группы. Первое обследование' проводили перед началом посевных работ. Анализ материалов периодических медицинских осмотров не позволил выявить каких-либо патологических сдвигов в состоянии здоровья обследуемых.
Определение противоорганных аутоантител и антител к базудину проводили 2 методиками одновременно — с помощью «непреципитирующего» комплекса антитело — антиген раствором сернокислого аммония (А. И. Николаев) и с помощью реакции пассивной гемагглютинации (Воуёеп). В работе использованы водно-хлороформные антигены из органов, приготовленных по методу Т. А. Алексеевой. Антигены из яда приготовляли по методу, разработанному А. И. Николаевым и И. Я. Усмановой.
У работников, чья трудовая деятельность связана с ядохимикатами, уже в предпосевной период с помощью обеих методик обнаруживались аутоантитела к тканям печени, мозга и легких, но в невысоких титрах. Аутоантитела к тканям печени и мозга составляли в среднем титре 1 : 21,74 и 1 : 20 соответственно из числа положительных случаев реакций. У остальных наблюдаемых контингентов обнаружить циркулирующие противоор-ганные аутоантитела не удалось; антитела к базудину как у работающих, так и у остальных обследуемых тоже не были выявлены, что указывает на достаточную специфичность примененных методов иммунологического исследования.
Второй раз те же контингенты обследовали в середине мая, когда проводилось опрыскивание всходов 60% эмульгированным концентратом базудина с нормой его расхода 0,8—1,2 кг/га. Через неделю после обработки проводили опрос обследуемых и взяли у них кровь для исследования. При опросе никто из рабочих не предъявлял каких-либо жалоб на здоровье. При повторном исследовании сыворотки крови у большинства наблюдаемых обнаружены циркулирующие аутоантитела ко всем изучаемым органам, но преимущественно к тканям печени и мозга. Средние титры аутоантител у работников, контактировавших с препаратом, повышались в —2 раза; увеличивалось число положительных реакций. У учащихся старших классов находили аутоантитела в сравнительно низких титрах и в меньшем количестве положительных случаев, чем у остальных контингентов. Наши исследования показали большую чувствительность детей к ядохимикату; у половины обследованных обнаруживались аутоантитела к тканям печени и мозга.
Определение антител к базудину позволило установить, что их средние титры выявлялись почти одинаково у дошкольников и школьников и были равны в среднем 1 : 25,14 и 1 : 24,62. Однако титры противоорганных аутоантител были заметно выше у детей 3—5 лет, чем у школьников. Эти явления происходили независимо от того, что учащиеся через определеннее время непосредственно находились на обработанных полях, тогда как дошкольники были на расстоянии 500—1000 м.
При параллельном определении активности холинэстеразы сыворотки (по Хестри-ну) обнаружено снижение ее у всех обследуемых. Так, у рабочих активность фермента снизилась на 18%, а у школьников и детей 3—5 лет—[на 12 и 15% соответственно по сравнению с исходными показателями.
Выводы
1. Применение базудина в сельскохозяйственной практике сопровождается появлением циркулирующих противоорганных аутоантител к различным органам и антител к самому препарату.
2. Аутоиммунные сдвиги организма происходят не только у лиц, работающих с пестицидами, но и у других групп населения — дошкольников и школьников.
3. В связи с полученными данными рекомендуем учитывать расстояния при расположении полевых яслей-детских садов и снятие карантинных сроков после обработки полей базудином.
ЛИТЕРАТУРА. Алексеева Т. А. В кн.: Современная практическая аллергология. М., 1963, с. 80. — М е л ь и и к о в Н. Н. Химия пестицидов. М., 1968,
с. 367—368. —Николаев А. И. »Вести. АМН СССР», 1967, № 2, с. 15. — Н и -колаев А. И. и др. — «Фармакол. и токсикол»., 1972, № 3, с. 352—355. — В о у -den S. V. — cJ. exp. Med.», 1951, v. 93, р. 107.
Поступил» 23/IV 1974 г.
УДК 616.917:547.651.54
Н. М. Василенко, В. И. Звездай, Ф. А. Колодуб
ОСОБЕННОСТИ ТОКСИКОДИНАМИКИ 2,4-ДИНИТРОАНИЛ ИНА И 6-ХЛОР-2.4-ДИНИТРОАНИЛИНА В СРАВНИТЕЛЬНОМ АСПЕКТЕ
Харьковский научно-исследовательский институт гигиены труда и профзаболеваний
Изучение токсикологических особенностей 2,4-динитроанилина (ДНА) и 6-хлор-2,4-динитроанилина (ХДНА) проведено на белых крысах в условиях острого и подост-рого воздействия при внутрижелудочном введении веществ. Среднесмертельные дозы рассчитаны по методу Behrens и Schlosser, кумулятивные свойства изучены по методу Lim и соавт. Подострое отравление ДНА и ХДНА воспроизводили при ежедневном (5 раз в неделю) 30-кратном введении веществ. В I серии опытов испытывали дозы из расчета V5 LD50 со снижением их до V10 LD50 через 5 сут ввиду частичной гибели животных. Во II серии испытывали дозы из расчета >/20 LDs0.
Клиническая картина острого отравления ДНА и ХДНА характеризуется главным образом симптомами поражения нервной системы вплоть до паралича задних конечностей. Весьма характерна пролонгированная гибель животных на 8—10-е сутки. По классификации С. Д. Заугольникова и соавт., ДНА и ХДНА относятся к классу малотоксичных веществ. При этом ДНА активнее ХДНА (LD50 разнятся статистически достоверно). В условиях субхронического введения ДНА обладает сверхкумуляцней (по классификации Л. И. Медведя), ХНА несколько уступает ему по этому признаку. Даже на уровне воздействия V, LD50 оба вещества являются слабыми метгемоглобин (МШЬ)-образователями, поскольку максимальное содержание метгемоглобина (MtHb) в крови после затравки ДНА и ХДНА составляло в среднем 3,72% (через 12 ч после затравки) и 4,18% (через 55 ч после затравки) при 1,17—1,82% MtHb в исходном фоне. Нормализация уровня MtHb наступала в первом случае через 15 ч, а во втором — на 5-е сутки после введения веществ. Появление сульфгемоглобинов (SfHb) отмечено через 14 ч после затравки ДНА (0,69%) и через 46 ч после затравки ХДНА (0,66%) при отсутствии SfHb у интактных крыс. Снижение содержания гемоглобинов до 8,9% (при 1,12 г% в контроле) и оксигемогло-бина до 8,5 г% (при 11,1 г% в контроле) характерно только для воздействия ХДНА, а для воздействия ДНА уменьшение количества НЬО, (при неизменном содержании гемоглобинов) зарегистрировано лишь на отдельных этапах наблюдения. Значительное падение уровня гемоглобинов под влиянием ХДНА на фоне слабо выраженной Mt- и Sf-re-моглобинемни свидетельствует о том, что анемизирующий эффект последнего обусловлен, по-видимому, не столько инактивацией дыхательного пигмента крови, сколько непосредственным гемолитическим действием на эритроцитарные клетки. В известной мере это подтверждается тем, что анемизирующий эффект опережает появление в крови MtHb и SfHb. Отсутствие телец Гейнца также позволяет предположить, что причина анемизации не связана с процессами деструкции гемоглобинов в результате его окисления в MtHb.
В условиях подострого отравления ДНА и ХДНА оба вещества обладают незначительным повреждающим действием на красную кровь, печень и почки, выраженным в большей степени на уровне максимальной испытанной дозы (Vs—V10 LD50). Гемотокси-ческое действие ДНА и ХДНА проявлялось снижением уровня гемоглобина, сульф- и нит-розогемоглобинемией при наличии ретикулоцитоза и сдвига кислотных эритрограмм вправо. Параллельно развивались признаки коагулопатии в виде удлинения времени свертывания (ДНА и ХДНА), укорочения протромбинового времени и усиления активности VII фактора (только в случае ХДНА).
Реакция печени на токсическое воздействие ДНА и ХДНА характеризовалась лишь единичными признаками в виде увеличения альбумино-глобулинового коэффициента за счет фракции альбуминов (ДНА), увеличения весового коэффициента печени и незначительной ретенции бромсульфалеина на отдельных этапах исследования (ХДНА).
Изученные соединения оказывают определенное влияние на функциональное состояние печени. Так, под действием ХДНА наблюдалось увеличение количества остаточного азота, мочевины, крови и мочи, а также белка в моче, ДНА вызывал лишь увеличение содержания остаточного азота. Однако не исключено, что само по себе повышение уровня остаточного азота в крови без других признаков поражения почек при интоксикации веществами, содержащими в своей молекуле атомы азота, может быть обусловлено присутствием в крови азотсодержащих метаболитов, а не нарушением азотовыделительной функции почек.
Важно заметить, что столь незначительные изменения в крови, печени и почках при подостром воздействии ДНА и ХДНА зарегистрированы на уровне дозы (l/s0 LDi0), практически не совместимой с жизнью, так как в первом случае к концу эксперимента по-