УДК 37
Аверкиева К.С.
студент,
Сибирский федеральный университет (г. Красноярск, Россия)
ИССЛЕДОВАНИЕ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА АДАПТАЦИЮ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ
Аннотация: в статье проводится анализ внешних факторов необходимых для успешной адаптации студентов первого курса к обучению в вузе.
Ключевые слова: адаптация, студенты, первый курс, внешние факторы, обучение.
Переход из школы в вуз для многих является переломным моментом в жизни. Первокурсник берет на себя новую социальную роль - роль студента. В этот период кардинально меняется его обстановка, деятельность и окружение в целом, поскольку условия обучения в школе не совпадают с условиями обучения в вузе. Далеко не каждый может самостоятельно приспособиться к новым для него условиям и пережить их безболезненно. К высшим учебным заведениям предъявляются важнейшие требования, они должны ориентировать систему образования не только на получение студентами профессиональных знаний, но и на развитие личности, формирование познавательных способностей.
Результативность и продуктивность процесса обучения определяются умением учащегося приспособиться к изменившимся условиям обучения и окружающей среде. Способность студента успешно адаптироваться является ключевым фактором для его дальнейшего личностного роста и становления квалифицированным профессионалом в выбранной сфере деятельности.
Б. Рубин и Ю. Колесников называют адаптацией студентов процесс «вхождения личности» в совокупность ролей и форм деятельности, усматривая
главный момент этого процесса в содержательном, творческом приспособлении индивида к особенностям избранной им профессии и специальности с помощью учебного процесса [1]. При этом речь идет не только о приспособлении студента к условиям вуза как временной специфической среде, к новым методам обучения и нормам студенческого коллектива, но и об овладении нормами и функциями будущей профессиональной деятельности (А. В. Карпов, В. Е. Орел, В. Я. Тернопол) [2].
Условия успешности адаптации могут быть как внутренними, так и внешними. Внутренние условия процесса адаптации студентов первого курса к обучению в вузе - это совокупность личностных качеств, особенностей, состояний самого студента, влияющих на его способность приспособиться к новой среде и требованиям обучения в вузе. Внешние условия процесса адаптации студентов первого курса к обучению в вузе - это факторы вузовской среды, учебного процесса, социального окружения, в которых протекает процесс адаптации студента.
В данной статье рассмотрим внешние условия, влияющие на успешность адаптации студентов первого курса к обучению в вузе.
На основе анализа психолого-педагогической литературы, выделим следующие внешние условия:
1. Благоприятные условия проживания в общежитие,
2. Доступность информационных ресурсов,
3. Наличие наставника, куратора группы,
4. Соблюдение режима труда и отдыха,
5. Оснащенность учебных кабинетов,
6. Содействие студенческим организациям и возможность участия в деятельности студенческих объединений,
7. Содействие в поиске стажировок и возможностей для приобретения практического опыта в соответствующих сферах профессиональной деятельности,
8. Доступность медицинской помощи,
9. Уровень педагогического мастерства преподавателей,
10. Удобство и доступность транспортных связей и инфраструктуры на территории университета.
С целью выявления более значимых условий для успешной адаптации была проведена опытно-экспериментальная работа на базе Института педагогики психологии и социологии СФУ В исследовании приняли участие 26 студентов 1-ого курса.
Что наш Ваш взгляд было важно в процессе адаптации? Можно выбрать несколько вариантов ответа
26 ответов
Благоприятные условия прож.,
Доступность информационны..
Наличие наставника, куратор,.
Соблюдение режима труда и.,.
Оснащенность учебных каби..
Содействие студенческим ор..
Содействие а поиске стажиро,,
Доступность медицинской по..~
Удобство и доступность трак.
Рис. 1. Результаты опроса студентов первого курса.
На основе опроса студентов первого курса о влиянии внешних условия на успешность адаптации можно сделать вывод о том, что 69,2% опрошенных студентов выделили такой фактор, как «Уровень педагогического мастерства преподавателей», 65,4% - «Наличие наставника, куратора группы», также 50% студентов важными для адаптации выделили такие факторы, как «Доступность информационных ресурсов» и «Удобство и доступность транспортных связей и инфраструктуры на территории университета».
Таким образом, мы определили внешние условия, влияющие на успешность адаптации студентов первого курса к обучению в вузе на примере Института педагогики, психологии и социологии СФУ. Но не стоит забывать о том, что успешность адаптации студентов зависит от совокупности внешних и внутренних условий адаптации и требует комплексного подхода со стороны университета и студентов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Маклаков, А. Г. Особенности адаптации студентов первого курса к образовательной среде вуза / А. Г. Маклаков, И. Д. Головешкин // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2011. - №3;
2. Смирнов, А. А. Психология вузовской адаптации: учеб. пособие / А. А. Смирнов, Н. Г. Живаев, Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. - Ярославль : ЯрГУ, 2009. - 115 с. ISBN 978-5-8397-0689-7.
Averkieva K.S.
Siberian Federal University (Krasnoyarsk, Russia)
RESEARCH OF EXTERNAL FACTORS IMPACTING ADAPTATION OF FIRST-YEAR STUDENTS TO UNIVERSITY EDUCATION
Abstract: article analyzes the external factors necessary for the successful adaptation of first-year students to university education.
Keywords: adaptation, students, first year, external factors, education.