Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА АДАПТАЦИЮ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА АДАПТАЦИЮ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
адаптация / студенты / первый курс / внешние факторы / обучение / adaptation / students / first year / external factors / education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аверкиева К.С.

В статье проводится анализ внешних факторов необходимых для успешной адаптации студентов первого курса к обучению в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF EXTERNAL FACTORS IMPACTING ADAPTATION OF FIRST-YEAR STUDENTS TO UNIVERSITY EDUCATION

Article analyzes the external factors necessary for the successful adaptation of first-year students to university education.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА АДАПТАЦИЮ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ»

УДК 37

Аверкиева К.С.

студент,

Сибирский федеральный университет (г. Красноярск, Россия)

ИССЛЕДОВАНИЕ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА АДАПТАЦИЮ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ

Аннотация: в статье проводится анализ внешних факторов необходимых для успешной адаптации студентов первого курса к обучению в вузе.

Ключевые слова: адаптация, студенты, первый курс, внешние факторы, обучение.

Переход из школы в вуз для многих является переломным моментом в жизни. Первокурсник берет на себя новую социальную роль - роль студента. В этот период кардинально меняется его обстановка, деятельность и окружение в целом, поскольку условия обучения в школе не совпадают с условиями обучения в вузе. Далеко не каждый может самостоятельно приспособиться к новым для него условиям и пережить их безболезненно. К высшим учебным заведениям предъявляются важнейшие требования, они должны ориентировать систему образования не только на получение студентами профессиональных знаний, но и на развитие личности, формирование познавательных способностей.

Результативность и продуктивность процесса обучения определяются умением учащегося приспособиться к изменившимся условиям обучения и окружающей среде. Способность студента успешно адаптироваться является ключевым фактором для его дальнейшего личностного роста и становления квалифицированным профессионалом в выбранной сфере деятельности.

Б. Рубин и Ю. Колесников называют адаптацией студентов процесс «вхождения личности» в совокупность ролей и форм деятельности, усматривая

главный момент этого процесса в содержательном, творческом приспособлении индивида к особенностям избранной им профессии и специальности с помощью учебного процесса [1]. При этом речь идет не только о приспособлении студента к условиям вуза как временной специфической среде, к новым методам обучения и нормам студенческого коллектива, но и об овладении нормами и функциями будущей профессиональной деятельности (А. В. Карпов, В. Е. Орел, В. Я. Тернопол) [2].

Условия успешности адаптации могут быть как внутренними, так и внешними. Внутренние условия процесса адаптации студентов первого курса к обучению в вузе - это совокупность личностных качеств, особенностей, состояний самого студента, влияющих на его способность приспособиться к новой среде и требованиям обучения в вузе. Внешние условия процесса адаптации студентов первого курса к обучению в вузе - это факторы вузовской среды, учебного процесса, социального окружения, в которых протекает процесс адаптации студента.

В данной статье рассмотрим внешние условия, влияющие на успешность адаптации студентов первого курса к обучению в вузе.

На основе анализа психолого-педагогической литературы, выделим следующие внешние условия:

1. Благоприятные условия проживания в общежитие,

2. Доступность информационных ресурсов,

3. Наличие наставника, куратора группы,

4. Соблюдение режима труда и отдыха,

5. Оснащенность учебных кабинетов,

6. Содействие студенческим организациям и возможность участия в деятельности студенческих объединений,

7. Содействие в поиске стажировок и возможностей для приобретения практического опыта в соответствующих сферах профессиональной деятельности,

8. Доступность медицинской помощи,

9. Уровень педагогического мастерства преподавателей,

10. Удобство и доступность транспортных связей и инфраструктуры на территории университета.

С целью выявления более значимых условий для успешной адаптации была проведена опытно-экспериментальная работа на базе Института педагогики психологии и социологии СФУ В исследовании приняли участие 26 студентов 1-ого курса.

Что наш Ваш взгляд было важно в процессе адаптации? Можно выбрать несколько вариантов ответа

26 ответов

Благоприятные условия прож.,

Доступность информационны..

Наличие наставника, куратор,.

Соблюдение режима труда и.,.

Оснащенность учебных каби..

Содействие студенческим ор..

Содействие а поиске стажиро,,

Доступность медицинской по..~

Удобство и доступность трак.

Рис. 1. Результаты опроса студентов первого курса.

На основе опроса студентов первого курса о влиянии внешних условия на успешность адаптации можно сделать вывод о том, что 69,2% опрошенных студентов выделили такой фактор, как «Уровень педагогического мастерства преподавателей», 65,4% - «Наличие наставника, куратора группы», также 50% студентов важными для адаптации выделили такие факторы, как «Доступность информационных ресурсов» и «Удобство и доступность транспортных связей и инфраструктуры на территории университета».

Таким образом, мы определили внешние условия, влияющие на успешность адаптации студентов первого курса к обучению в вузе на примере Института педагогики, психологии и социологии СФУ. Но не стоит забывать о том, что успешность адаптации студентов зависит от совокупности внешних и внутренних условий адаптации и требует комплексного подхода со стороны университета и студентов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Маклаков, А. Г. Особенности адаптации студентов первого курса к образовательной среде вуза / А. Г. Маклаков, И. Д. Головешкин // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2011. - №3;

2. Смирнов, А. А. Психология вузовской адаптации: учеб. пособие / А. А. Смирнов, Н. Г. Живаев, Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. - Ярославль : ЯрГУ, 2009. - 115 с. ISBN 978-5-8397-0689-7.

Averkieva K.S.

Siberian Federal University (Krasnoyarsk, Russia)

RESEARCH OF EXTERNAL FACTORS IMPACTING ADAPTATION OF FIRST-YEAR STUDENTS TO UNIVERSITY EDUCATION

Abstract: article analyzes the external factors necessary for the successful adaptation of first-year students to university education.

Keywords: adaptation, students, first year, external factors, education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.