Научная статья на тему 'Исследование влияния творческой самореализации на социально-психологическую адаптацию студентов'

Исследование влияния творческой самореализации на социально-психологическую адаптацию студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
594
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кулагина Ирина Васильевна

В статье раскрываются результаты исследования влияния социально-психологической адаптации студентов-первокурсников на творческую самореализацию личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование влияния творческой самореализации на социально-психологическую адаптацию студентов»

УДК 159.923.2

Кулагина Ирина Васильевна

Старший преподаватель кафедры теоретической и прикладной психологии Тольяттинского государственного университета, [email protected], Тольятти

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ НА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ АДАПТАЦИЮ

СТУДЕНТОВ

Kulagina Irina Vasilyevna

Department of theoretical and practical psychology, Togliatty State University, [email protected], Togliatty

STUDY OF THE INFLUENCE CREATIVE SELF-REALIZATION ON SOCIAL-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION STUDENTS

Современное общество нуждается в специалистах, способных достаточно быстро и легко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни и деятельности, а также ставить и самостоятельно решать различные задачи, продуцировать новые идеи, стремиться к самосовершенствованию. Таким образом, одними из приоритетных целей ВУЗа являются обучение эффективной адаптации к новому коллективу и трудовой деятельности, а также успешной самореализации в процессе ее выполнения, В научной литературе присутствуют противоречивые мнения о взаимосвязи феноменов адаптации и самореализации, что обусловило наш интерес к экспериментальному изучению соотношения данных явлений. Учитывая, что формирование и развитие личности осуществляется преимущественно благодаря социальным отношениям, наиболее актуальной для рассмотрения является социально-психологическая адаптация. В плане рассмотрения самореализации личности нас интересовала в основном творческая составляющая этого процесса.

В качестве экспериментальной базы исследования выступил Тольяттин-ский государственный университет (ТГУ). Общая выборка составила 78 студентов первых курсов гуманитарных специальностей. Исследование проводилось поэтапно.

Первый этап состоял в изучении особенностей адаптационной деятельности респондентов. В качестве методического инструментария были использованы следующие методики: «Методика диагностики социальнопсихологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда, методики «Самооценка психологической адаптивности» и «Оценка эмоциональнодеятельностной адаптивности» А.В. Батаршева. Полученные в ходе диагностики результаты позволили разделить представителей выборки на три группы в соответствии с уровнем адаптации:

• с высоким уровнем социально-психологической адаптации (23%);

• со средним уровнем социально-психологической адаптации (56,4%);

• с низким уровнем адаптированное™ (20,5%).

Для выявления существующих различий в средних значениях был проведен статистический анализ с помощью t-критерия Стьюдента. Наличие статистически значимых различий подтвердилось (р < 0,001). Следующий этап был посвящен изучению специфики самореализации с помощью теста на самоактуализацию личности A.B. Лазуркина в адаптации Н.Ф. Калина «CAMOAJI». Использование данной методики не противоречит целям исследования т.к. феномены самореализации и самоактуализации являются взаимодополнительными и представляют собой единый процесс самоосуществления личности. Полученные результаты отражены в таблице 1 и свидетельствуют о превышении показателей по всем шкалам у представителей групп с высоким и средним уровнем социальнопсихологической адаптации.

Таблица 1 - Средние показатели самореализации респондентов по шкалам методики «САМОАЛ» п = 78

\jUJKaiia rpynnbí'v № 1 №2 №3 №4 Ns 5 №6 №7 Ke 8 №9 № 10 № 11

1 6,2 9,6 6,1 7,5 8,8 6,5 4,9 6,7 5,5 6,6 6,7

2 9,2 10,1 6,7 8,9 10,3 8,5 7,6 7,9 8,3 8,5 8,2

3 9,6 10,8 9,4 8,7 10,6 8,8 8 8,4 9 8,6 8,7

Примечание: в верхней строке по порядку шкалы «САМОАЛ» 1-ориентация во времени; 2 - ценности; 3- взгляд на природу человека; 4 -потребность в познании; 5 - креативность; 6 - автономность; 7 - спонтанность; 8 - самопонимание; 9 - аутосимпатия; 10 - контактность; 11 -гибкость в общении.

Исходя из того, что нас интересует творческий компонент самореа-лизационной деятельности, рассмотрим соотношение показателей креативности методики «САМОАЛ» и уровня социально-психологической адаптации исследуемых групп (табл. 2). Тесноту взаимосвязи выявляли с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена.

Таблица 2 - Соотношение показателей социально-психологической адаптации и творческой самореализации респондентов на констатирующем этапе исследования

п=78

—ЦТоказатели № группьг~~~~~~-~^ Показатель социальнопсихологической адаптации Показатель творческой самореализации

1 53,4 8,8

2 68 10,3

3 82 10,6

Анализируя полученные результаты (rs = 1 при р < 0,01) можно сделать вывод о том, что существует статистически прямая связь между показателями социально-психологической адаптации и творческой самореализации у студентов в исследуемых группах. У респондентов с низким уровнем социально-психологической адаптацией отмечается и низкий уровень креативности или творческости.

Третий этап исследования был направлен на дополнительное изучение уровня творческой самореализации респондентов с низким уровнем социально-психологической адаптации. Для этого был использован следующий диагностический инструментарий: «Мини тест на креативность» Е. Батовриной, «Определение социальной креативности личности» и «Самооценка творческого потенциала личности» A.B. Батаршева, а также показатели шкалы «креативность» методики «CAMOAJ1». Полученные в ходе исследования результаты обрабатывались с применением t-критерия Стьюдента, позволяющего выделить статистически значимые различия в группах с разным уровнем развития креативности (таблице 3).

Таблица 3 - Соотношение результатов исследования творческой

самореализации респондентов экспериментальной и контрольной групп па констатирующем этапе исследования

п=18

Г'руппьТ""" " ^^етодики № 1 №2 №3 №4

Экспериментальная группа 2,3 72,7 35,2 7,8

Контрольная группа 4,6 107,1 40,2 9,7

t-критерий 0,927 5,959 2,129 1,568

р-уровень значимости 0,001 0,05

Примечание: в верхней строке по порядку используемые методики 1 -мини-тест на креативность Е. Батовриной, 2 - Определение социальной креативности личности А.В.Батаршева, 3 - Самооценка творческого потенциала личности А.В.Батаршева, 4 - показатели шкалы «креативность» методики «САМОАЛ».

Статистически значимые различия отмечаются в показателях социальной креативности личности (1 = 5,959 при р < 0,001) и в самооценке творческого потенциала ^ = 2,129 при р < 0,05). Респонденты контрольной группы проявляют большую оригинальность и изобретательность при установлении и поддержании межличностного взаимодействия, а также выше оценивают собственный творческий потенциал. Установленная в ходе констатирующего исследования взаимосвязь между уровнем социально-психологической адаптации и творческой самореализацией позволяет сделать предположение о том, что целенаправленное и планомерное развитие творческой самореализации студентов приведет к повышению уровня социально-психологической адаптации. С целью проверки данной гипотезы нами была разработана программа развития творческой

самореализации. Программа включала в себя систему взаимосвязанных блоков, каждый из которых направлен на развитие определенного познавательного процесса, необходимого для творческой самореализации. Осуществление программы проходило в течение полугода, с периодичностью раз в неделю и длительностью два часа.

На пятом этапе исследования необходимо было определить эффективность предпринятых мер по стимуляции творческой самореализации. Для этого проведено контрольное исследование с применением ранее заявленного диагностического инструментария (таблица 4).

Таблица 4 - Соотношение результатов исследования творческой самореализации респондентов экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе исследования

п= 18

~~~~~—Методики Группы ~~~— № 1 №2 №3 №4

Экспериментальная группа 10,6 98,8 38,5 13,2

Контрольная группа 6,2 101,8 37,3 8,4

1-критерий 1,580 0,332 0,605 5,393

р-уровень значимости 0,001

Примечание-, в верхней строке по порядку используемые методики 1 -мини-тест на креативность Е. Батовриной, 2 - Определение социальной креативности личности А.В.Батаршева, 3 - Самооценка творческого потенциала личности А.В.Батаршева, 4 - показатели шкалы «креативность» методики «САМ О АЛ».

Использование ^критерия Стьюдента для обработки полученных результатов позволило сделать вывод о наличии статистически значимых различий в показателях творческой самореализации контрольной и экспериментальной групп (1 = 5,393 при р < 0,001), что свидетельствует о том, что студенты экспериментальной группы начали реализовывать полученные навыки творческой самореализации в жизни, межличностных контактах и в учебной деятельности.

Результаты сравнительного анализа показателей креативности и творческой самореализации в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапах исследования (таблица 5) свидетельствует об увеличении способности к поиску оригинальных решений, эффективных путей выходов из нестандартных ситуаций. Наличие статистически значимых различий в показателях теста на креативность (I = 4,437 при р < 0,01) указывают на увеличение готовности к новаторству и инновациям, способности прогнозировать, идти на риск, действовать в критической ситуации. Увеличение показателей социальной креативности (1 = 5,218 при р < 0,001) отражается в способности прогнозировать и изменять свою стратегию поведения в зависимости от сложившейся ситуации и окружающего коллектива. Статистически значимые различия в показателях творческой самореализации (1 = 4,251 при р < 0,01) указывают на стрем-

ление к максимально полной реализации своих способностей и возможностей в повседневной жизни и деятельности. Данные респонденты стремятся увеличить эффективность своей деятельности и удовлетворение, получаемое в ходе ее осуществления.

Таблица 5 - Соотношение результатов исследования творческого потенциала респондентов экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапах исследования

п=9

—___ Методики Результаты ^ № 1 №2 № 3 №4

Результаты констатирующего исследования 2,3 72,7 35,2 7,8

Результаты контрольного исследования 10,6 98,8 38,5 13,2

^критерий 4,437 5,218 1,734 4,251

р-уровень значимости 0,01 0,001 0,01

Примечание: в верхней строке по порядку используемые методики 1 - мини-тест на креативность Е. Батовриной, 2 - Определение социальной креативности личности А.В.Батаршева, 3 - Самооценка творческого потенциала личности А.В.Батаршева, 4 - показатели шкалы «креативность» методики «САМОАЛ».

Результаты контрольного исследования креативности и творческой самореализации в контрольной группе не обнаружили статистически значимых различий, следовательно, за истекший период творческая активность и потенциал данных респондентов существенно не изменились.

В целях проверки основной гипотезы данной исследовательской работы о том, что стимулирование развития творческой самореализации приведет к увеличению уровня социально-психологической адаптации необходимо проанализировать соотношение данных показателей у студентов экспериментальной и контрольной групп (табл. 6). Статистически значимые различия наблюдаются в показателях творческой самореализации респондентов представленных групп (1 = 5,393 при р < 0,001). Показатели социально-психологической адаптации не имеют существенных различий, но результаты экспериментальной группы несколько выше, чем контрольной.

Уровень социально-психологической адаптации респондентов контрольной группы несколько увеличился за истекший период (I = 2,209 при р < 0,05). Но использование метода ранговой корреляции Спирмена при обработке результатов показало отсутствие достоверной корреляционной связи между показателями творческой самореализации и социально-психологической адаптации данных респондентов.

Таблица 6 - Соотношение показателей социально-психологической адаптации и творческой самореализации экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе исследования

п=18

^^^~^Показатели Г руппы Показатели творческой самореализации Показатели социально-психологической адаптации

Экспериментальная группа 13,2 63,1

Контрольная группа 8,4 61

1-критерии 5,393 0,538

р-уровень значимости 0,001

Уровень социально-психологической адаптации представителей экспериментальной группы (табл. 7) также увеличился, что подтверждается наличием статистически значимых различий между результатами констатирующего и контрольного этапов исследования ^ = 5,393 при р < 0,001). Наличие статистически значимых различий обнаруживает и уровень творческой самореализации данных студентов (1 = 4,251 при р < 0,01). Определение взаимосвязи между показателями социальнопсихологической адаптации и творческой самореализации студентов экспериментальной группы осуществлялось с помощью метода ранговой корреляции Спирмена.

Полученные результаты (ге = 0,739 при р < 0,05) свидетельствуют о наличии достоверной взаимосвязи между изучаемыми показателями. На основе этого можно заключить, что целенаправленное развитие творческой самореализации личности действительно способствует улучшению социально-психологической адаптации.

Таблица 7 - Соотношение показателей социальнопсихологической адаптации и творческой самореализации респондентов экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапах исследования п=9

М ето дики Результаты^^ Показатели творческой самореализа- ции Показатели социальнопсихологической адаптации

Результаты констатирующего исследования 7,8 52,5

Результаты контрольного исследования 13,2 63,1

1>критерий 4,251 5,393

р-уровень значимости 0,01 0,001

Полученные в ходе исследования результаты могут быть применены в образовательных учреждениях с целью облегчения процесса социальнопсихологической адаптации личности в новых условиях жизни и деятельности.

Библиографический список

1. Батаршев, A.B. Психодиагностика в управлении: Практическое руководство [Текст]: учеб.-практич. Пособие / A.B. Батаршев. - М., 2005.

2. Ермолаева-Томина, Л.Б. Психология художественного творчества [Текст]: учебное пособие для вузов. 2-е изд. /Л.Б. Ермолаева-Томина. - М., 2005.

3. Максимова, С.В. Творчество: созидание или деструкция? [Текст] / С.В. Максимова. - М., 2006.

4. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы [Текст] / Г.А. Балл [и др.]. М., 1999.

5. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика [Текст] /А.А. Реан [и др.]. СПб., 2006.

6. Райгородский, Д.Я. Психология личности. T. 1. Хрестоматия. Издание третье, дополненное [Текст] / Д.Я. Райгородский. - Самара, 2004.

7. Скорцова, М.В., Якунин В.Е. Социально-психологические аспекты личностного роста [Текст] / М.В. Скорцова, В.Е. Якунин. - Тольятти, 2007.

8. Наурызбаева, Р. Н. Воспитательный потенциал поэтического состязания в условиях художественно-творческой деятельности учащихся [Текст] / Р. Н. Наурызбаева // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - Xi 3. - С.283-294.

9. Мальцева, С. В. Аналитико-диагностическая деятельность общеобразовательного учреждения как фактор повышения успешности учебной деятельности школьника [Текст] / С. В. Мальцева .// Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. -С.301-308.

10. Андриенко, О. А. Психологическое сопровождение образовательного процесса - условие успешной социальной адаптации первокурсников в профессиональном лицее [Текст] / О. А. Андриенко // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. -С,316-323.

11. Морылёв, С. И. Активизация самостоятельной художественно-творческой деятельности учащихся художественных школ [Текст] / С. И. Морылёв // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С.339-345.

12. Петунии, О. В. Проблема активизации познавательной самостоятельности старших школьников в образовательном процессе в отечественной педагогике [Текст] / О. В. Петунин // Сибирский педагогический журнал. — 2008. - № I. - С. 352-360.

13. Зуева, Ф. А. Сбалансированность потенциала личности учащихся как системная оптимальность процесса профессионального репродуцирования [Текст] / Ф. А. Зуева // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 4. - С. 167 - 174.

14. Солодков, И. А. Педагогическое содействие повышению мотивации учебной деятельности обучающихся [Текст] / И. А. Солодков // Сибирский педагогический журнал. - 2009. -№ 4. - С. 231 - 237.

15. Яковлева, И. М. Формирование профессионально-ценностных ориентаций будущих учителей-олигофренопедагогов [Текст] / И. М. Яковлева // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 4. - С. 158 - 166.

16. Металова, И. Г. Социальная и профессиональная адаптация учителя сельской школы как социопедагогический феномен [Текст] / И. Г. Металова // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 4. - С. 355 - 363.

17. Джинчвелашвили, И. Т. Развитие учебной мотивации школьников в условиях дополнительного образования [Текст] / И. Т. Джинчвелашвили // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 339-343.

18. Тарасов, Д. Ю. Психологическая обеспеченность продуктивной деятельности будущего офицера [Текст] / Д. Ю. Тарасов // Сибирский педагогический журнал. -2008. -№ 2. - С. 394-401.

19. Подсосова, Н. Б. Диагностика как один из методов решения задач по адаптации студентов первого курса вуза [Текст] / Н. Б. Подсосова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 4. - С. 409-415.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.