8. Samoreguljacija i prognozirovanie social'nogo povedenija lichnosti [Self-regulation and prediction of social behavior of the individual] / Pod red. V.A. Jadova. L.: Nauka, 1979. P. 79 [in Russian].
9. Festinger L. Teorija kognitivnogo dissonansa [A theory of cognitive dissonance] / Per. A. Anistratenko, I. Znaesheva. SPb.: Juventa, 1999. P. 77 [in Russian].
PROGRAM "SCHOOL OF LIFE", AIMED AT DEVELOPING THE
INNOVATIVE POTENTIAL OF THE STUDENT 1 2 Nesterenko M.V.\ Efanova M.I.2 (Russian Federation)
Email: Nesterenko430@scientifictext.ru
1NesterenkoMarija Vasil'evna - Graduate Student; 2Efanova Marina Ivanovna - Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF PSYCHOLOGY, ALTAI STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY, BARNAUL
Abstract: this article examines the problem of ensuring an effective system for the socialization and self-realization of youth, the development of the student's innovative potential. An experimental study on the development of the innovative potential of adolescents is presented. The methodology "The level of correlation between" values "and" accessibility "in various life spheres was used (E.B. Fantalova), a technique for diagnosing the level of subjective control of J. Rotter (adaptation Bazhin E.F., Golykina S.A., Etkind A.M.), a technique for assessing the ability to self-development, self-education (VI Andreev), the methodology for diagnosing personal creativity (E.E. Tunik), the methodology for determining the direction of the individual - to achieve success / avoid failure (A.A. Rean). Keywords: teenagers' innovative potential, youth, students, schoolchildren, mentoring, program, experimental research.
ПРОГРАММА «ШКОЛА ЖИЗНИ», НАПРАВЛЕННАЯ НА
РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА
ШКОЛЬНИКА 12 Нестеренко М.В. , Ефанова М.И. (Российская Федерация)
1Нестеренко Мария Васильевна - магистрант; 2Ефанова Марина Ивановна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии, Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул
Аннотация: в данной статье рассматривается проблема обеспечения эффективной системы по социализации и самореализации молодежи, развития инновационного потенциала школьника. Представлено экспериментальное исследование по развитию инновационного потенциала подростков. Использовались методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» (Е.Б. Фанталова), методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера (адаптация Бажина Е.Ф., Голыкиной С.А., Эткинда А.М.), методика оценки способности к саморазвитию, самообразованию (В.И. Андреев), методика диагностики личностной креативности (Е.Е. Туник), методика определения направленности личности на достижение успеха/избегание неудачи (А.А. Реан).
Ключевые слова: инновационный потенциал подростка, молодежь, студенты, школьники, наставничество, программа, экспериментальное исследование.
Современные процессы экономического, политического и социального развития, которые происходят в настоящее время в России, влекут за собой многоплановые изменения ценностных систем всех социальных групп общества, среди которых особое место занимает молодежь.
В Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» обозначены проблемы в обеспечении эффективной системы по социализации и самореализации молодежи, развитию потенциала молодежи: «...происходит деформация духовно-нравственных ценностей, размываются моральные ограничители на пути к достижению личного успеха; слабо развивается культура ответственного гражданского поведения. У значительной части молодежи отсутствуют стремление к общественной деятельности, навыки самоуправления.» [4, с. 24].
В программе также указаны пути решения проблем в обеспечении эффективной системы по социализации и самореализации молодежи, развитию потенциала молодежи: «создание условий успешной социализации и эффективной самореализации молодежи - вовлечение молодежи в общественную деятельность; обеспечение эффективной социализации молодежи; создание механизмов формирования целостной системы продвижения инициативной и талантливой молодежи; обеспечение эффективного взаимодействия с молодежными общественными объединениями, некоммерческими организациями» [4, с. 252].
На наш взгляд, программа «Школа Жизни» является одним из путей решения проблемы развития инновационного потенциала школьника, что значительно поможет для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи.
В течение 5 лет формировалась программа внеклассной работы со школьниками, направленная на воспитание патриотизма, самостоятельности, активности, а также на социальную адаптацию детей школьного возраста (средние и старшие классы) в современном обществе.
Молодежные команды в течение всего учебного года работают со школьниками среднего и старшего звена по утвержденному на год плану мероприятий по различным направлениям. Основой содержательного аспекта направлений являются ценности движения:
1. «Вкусно жить!» (ценность гармоничного развития);
2. «Люблю свою родину!» (ценность традиций, воспитание чувства патриотизма);
3. «Самое-самое для меня - семья!» (ценность преемственности, личностный фундамент);
4. «Плечо друга!» (ценность дружбы и умение взаимодействовать);
5. «Кто, если не мы?» (ответственность) [3].
Мероприятия в рамках направлений реализуются через идею наставничества (за основу взята идея из прошлого (октябрята-пионеры-комсомольцы) и адаптирована под реалии современного общества) и преемственность поколений: специалисты (мастера) проводят тренинги, мастер-классы для студентов, представителей молодежных организаций; студенты-волонтеры в рамках самоуправления работают со школьниками старших классов; школьники старшего звена работают со школьниками средних классов [3].
Чтобы доказать эффективность программы «Школа Жизни» мы провели экспериментальное исследование, в котором принимали участие школьники МАОУ «СОШ № 132» (г. Барнаул) в возрасте 14 - 15 лет в количестве 80 человек (40 школьников входили в контрольную группу, 40 - в экспериментальную). Исследование проходило в три этапа: констатирующий, экспериментальный и
контрольный эксперименты. В констатирующем и контрольном экспериментах мы использовали следующие методики:
1. Методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» (Е.Б. Фанталова) [7],
2. Методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера (адаптация Бажина Е.Ф., Голыкиной С.А., Эткинда А.М.) [1],
3. Методика оценки способности к саморазвитию, самообразованию (В.И. Андреев) [5],
4. Методика диагностики личностной креативности (Е.Е. Туник) [6],
5. Методика определения направленности личности - на достижение успеха/избегание неудачи (А.А. Реан) [2].
Для оценки эффективности влияния разработанной программы «Школа Жизни» на развитие инновационного потенциала личности школьника применялись методы математической статистики. Статистическая обработка данных осуществлялась в компьютерной программе SPSS 18 (PASW Statistics, русифицированная версия).
Для выбора основного метода математико-статистической обработки была проведена проверка нормальности распределения первичных данных по критерию Колмогорова-Смирнова. По результатам проверки было установлено, что эмпирическое распределение первичных данных в обеих изучаемых группах как на констатирующем, так и на контрольном этапе проведенного формирующего эксперимента не соответствует закону нормального распределения Гаусса. Поэтому в качестве основного метода статистической обработки был выбран непараметрический критерий Вилкоксона, используемый для зависимых выборок и повторных измерений в тех случаях, когда распределение первичных данных отличается от нормального.
По результатам статистического сравнения результатов диагностики испытуемых экспериментальной группы, проведенной на констатирующем и контрольном этапе эксперимента, были выявлены статистически значимые различия по следующим шкалам методики Е.В. Фанталовой: «Здоровье» (p<0,01), «Материально обеспеченная жизнь» (p<0,001), «Познание» (p<0,01) и «Счастливая семейная жизнь» (p<0,01). По ряду шкал методики «УСК» Дж. Роттера. У испытуемых изменились показатели по шкалам общей интернальности (р<0,001), интернальности в области неудач (р<0,05), интернальности в области семейных (р<0,05) и производственных отношений (р<0,001). Выявлены статистически значимые различия между результатами диагностики испытуемых до и после реализации программы «Школа Жизни» почти по всем шкалам методики диагностики личностной креативности Е.Е. Туник. Достоверные различия обнаружились по шкалам «Любознательность» (р<0,01), «Воображение» (р<0,001), «Склонность к риску» (р<0,01), а также по итоговой в шкале личностной креативности (р<0,001). На максимально высоком уровне статистической значимости изменились итоговые показатели по методикам оценки способности к саморазвитию, самообразованию В.И. Андреева (р<0,001) и определения направленности личности - на достижение успеха/избегание неудачи А.А. Реана (р<0,001).
В контрольной группе итоговые показатели по всем методикам на контрольном этапе эксперимента в сравнении с констатирующим этапом остались почти неизменными.
Мы можем заключить, что у подростков произошли значительные изменения. Это свидетельствует о том, что реализация программы «Школа Жизни» способствовала развитию компонентов инновационного потенциала школьника.
Список литературы /References
1. Образцова Л.Н. Самоучитель по психологии. М., СПб: Астрель, Сова, 2012. 43 с.
2. Основы психологии. Практикум / [под ред. Л.Д. Столяренко]. Ростов-на-Дону,
1999. 136 с.
3. Официальный сайт АКОО ЦСПБП «За Добрые Дела» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://zadobriedela.org (дата обращения: 25.05.2017).
4. Развитие образования на 2013-2020 годы: государственная программа Российской Федерации: утв. распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р. Доступ из инф.-правового портала «Гарант». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // base.garant.ru/70379634 (дата обращения: 25.05.2017).
5. Соколова И.Ю. От самопознания к самореализации и здоровьесбережению. Учебно-методическое пособие для студентов, магистрантов, аспирантов, кураторов, педагогов. Т.: ТПУ, 2010. 100 с.
6. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: СПбГУМП, 1997. 135 с.
7. Фанталова Е.Б. Методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» // Журнал практического психолога, 1996. № 2. С. 32-37.
Список литературы на английском языке /References in English
1. Obrazcova L.N. Self-instruction in psychology. M., SPb: Astrel', Sova, 2012. - 43 p. [in Russian].
2. Fundamentals of Psychology. Workshop / [pod red. L. D. Stoljarenko]. - Rostov-na-Donu, 1999. - 136 p. [in Russian].
3. Official website AKOO CSPBP «Za Dobrye Dela» [Electronic resource]. URL : http ://zadobriedela.org (date of access: 25.05.2017).
4. Development of education for 2013-2020: the state program of the Russian Federation: approved. by the order of the Government of the Russian Federation of May 15, 2013. № 792-r. Access from the information portal "Garant" [Electronic resource]. URL: http:// base.garant.ru/70379634 (date of access: 25.05.2017).
5. Sokolova I.Ju. From self-knowledge to self-realization and health saving. Educational and methodical manual for students, undergraduates, graduate students, curators, teachers. T.: TPU, 2010. 100 p. [in Russian].
6. Tunik E.E. Psychodiagnostics of creative thinking. Creative tests. SPb.: SPbGUMP, 1997. 135 p. [in Russian].
7. Fantalova E.B. Methodology "The level of correlation of" value "and" accessibility "in various life spheres" // Journal of Practical Psychologist, 1996. № 2. P. 32-37 [in Russian].