Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ СПОРТИВНОЙ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ СПОРТИВНОЙ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мотивация / дети / спорт / борьба / физическая активность детей / самбо для детей / физическое воспитание / спортивная мотивация / роль семейного воспитания / анкетирование в спортивных исследованиях / motivation / children / sport / wrestling / physical activity of children / sambo for children / physical education / sports motivation / the role of family upbringing / questionnaire in sports research

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Григорьева Ирина Витальевна, Соленов Игорь Сергеевич

В данной статье освещается актуальная тема вовлечения детей в возрасте 9-12 лет в физическую активность и спорт, с особым вниманием к самбо, как ключевому элементу их всестороннего развития. Исследование сфокусировано на взаимодействии семьи и образовательных организаций в контексте физического воспитания, при этом особое внимание уделяется влиянию семейного воспитания на спортивную мотивацию детей. Исследование выявляет факторы, влияющие на спортивную мотивацию детей, Проведенный педагогический эксперимент подтверждает важную роль родительской поддержки в стимулировании мотивации детей к занятиям самбо.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Григорьева Ирина Витальевна, Соленов Игорь Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF THE INFLUENCE OF FAMILY ON THE FORMATION OF CHILDREN'S SPORTS MOTIVATION

This article highlights the current topic of involving children aged 9-12 in physical activity and sports, with special attention to sambo as a key element of their all-round development. The study focuses on the interaction between families and educational organizations in the context of physical education, with special attention paid to the influence of family education on children's sport motivation. The study reveals the factors influencing children's sport motivation. The conducted pedagogical experiment confirms the important role of parental support in stimulating children's motivation for sambo classes.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ СПОРТИВНОЙ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ»

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ СПОРТИВНОЙ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ

Григорьева Ирина Витальевна

Кандидат педагогических наук, Московский инновационный университет (г. Москва), e-mail: grigoirina@mail.ru

Соленов Игорь Сергеевич

Аспирант, Московский инновационный университет (г. Москва), e-mail: grigoi-rina@mail.ru

DOI: 10.24412/2072-5833-2023-1-15-20 Аннотация:

В данной статье освещается актуальная тема вовлечения детей в возрасте 9-12 лет в физическую активность и спорт, с особым вниманием к самбо, как ключевому элементу их всестороннего развития. Исследование сфокусировано на взаимодействии семьи и образовательных организаций в контексте физического воспитания, при этом особое внимание уделяется влиянию семейного воспитания на спортивную мотивацию детей. Исследование выявляет факторы, влияющие на спортивную мотивацию детей, Проведенный педагогический эксперимент подтверждает важную роль родительской поддержки в стимулировании мотивации детей к занятиям самбо.

Ключевые слова: мотивация, дети, спорт, борьба, физическая активность детей, самбо для детей, физическое воспитание, спортивная мотивация, роль семейного воспитания, анкетирование в спортивных исследованиях.

RESEARCH OF THE INFLUENCE OF FAMILY ON THE FORMATION OF CHILDREN'S SPORTS MOTIVATION

Grigorieva Irina Vitalievna

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Moscow Innovative University, e-mail: grigoirina@mail.ru

Solenov Igor Sergeyevich

Postgraduate student, Moscow Innovative University, e-mail: grigoirina@mail.ru DOI: 10.24412/2072-5833-2023-1-15-20 Annotation:

This article highlights the current topic of involving children aged 9-12 in physical activity and sports, with special attention to sambo as a key element of their all-round

development. The study focuses on the interaction between families and educational organizations in the context of physical education, with special attention paid to the influence of family education on children's sport motivation. The study reveals the factors influencing children's sport motivation. The conducted pedagogical experiment confirms the important role of parental support in stimulating children's motivation for sambo classes.

Key words: motivation, children, sport, wrestling, physical activity of children, sambo for children, physical education, sports motivation, the role of family upbringing, questionnaire in sports research.

Введение: В настоящее время активное вовлечение детей в физическую активность и спорт, особенно в такие виды, как самбо, играет ключевую роль в их всестороннем развитии. Данное исследование сосредоточено на важной теме взаимодействия семьи и образовательных организаций в контексте физического воспитания детей в возрасте 9-12 лет, с основным вниманием к формированию и поддержанию мотивации к занятиям спортом.

Цель исследования - идентификация ключевых факторов, влияющих на мотивацию детей к спортивным занятиям, с особым вниманием к роли семейного воспитания. Активное участие в спорте способствует социальной занятости детей, их досугу, личностному развитию, укреплению здоровья и социализации [4]. Это также играет важную роль в процессе модернизации системы дополнительного образования детей. В контексте Концепции развития дополнительного образования особое внимание уделяется не только личностным и социальным эффектам спортивной деятельности, но и её вкладу в подготовку спортивного резерва страны [1, 2].

Анализу проблемы влияния участия родителей на спортивную мотивацию детей посвящены исследования Хазовой С. А. (2018), Клименко А. А., Штайн И. В., Семерджян А. К. (2017), в которых подчеркивается важность и актуальность воспитательного потенциала семьи и социальных факторов [3, 5, 6].

Данная статья фокусируется на проблематике организации сотрудничества между семьей и образовательными учреждениями в области физического воспитания детей и представляет результаты соответствующего исследования.

Методика и организация исследования: Методика включала проведение констатирующего краткосрочного педагогического эксперимента с участием двух групп по 35 человек каждая. В экспериментальную группу вошли дети, регулярно занимающиеся самбо в АНО ДПО «ШКОЛА СПОРТИВНЫХ ЕДИНОБОРСТВ «МСК ТРИ МЕДВЕДЯ» в течение не менее 6 месяцев и активно участвующие в соревнованиях и тренировках. Для сбора данных о мотивации детей и отношении их родителей к спортивным занятиям использовался метод анкетирования.

В исследовании участвовали дети в возрасте 8-12 лет, занимающиеся самбо более полугода, и их родители. Участники контрольной группы были отобраны случайным образом среди тех, кто также посещал секцию более 6 месяцев.

Методика исследования включала оценку уровня мотивации, поддержки со

стороны родителей и роли физкультуры в семье. Основной целью было изучение влияния семейного воспитания на спортивную мотивацию детей.

Процедура проведения исследования охватывала подготовку исследователей, пилотное тестирование анкет и проведение опросов в образовательных учреждениях и спортивных залах. Важным аспектом было соблюдение принципов анонимности и конфиденциальности для обеспечения достоверности результатов.

Анкетирование, проведенное среди детей и их родителей, включало три основных блока:

1. Уровень мотивации (желания) обучения в секции ребенка.

2. Блок "Родители в спорте" (Роль физкультуры в семье).

3. Блок "Родительская поддержка".

Этот подход к исследованию направлен на более глубокое понимание взаимосвязи между родительской поддержкой и мотивацией детей в занятии самбо.

1. Результаты опроса родителей: В экспериментальной группе 29% родителей оценили уровень мотивации своих детей как высокий, и 54% - как выше среднего. В контрольной группе эти показатели составили 23% и 34% соответственно, что указывает на более высокий уровень мотивации в экспериментальной группе.

2. Роль физкультуры в семье (родители в спорте): В первой группе 47% родителей активно занимались спортом или продолжали это делать, в то время как во второй группе этот показатель составил 34%. Это указывает на более активное участие родителей экспериментальной группы в спортивной жизни, что могло способствовать повышению мотивации их детей.

3. Родительская поддержка: В первой группе 50% родителей регулярно учат своих детей новым приемам или упражнениям, в то время как во второй группе таких родителей было только 10%. Это подтверждает, что активное участие родителей в спортивной жизни детей значительно влияет на их мотивацию.

Результаты опроса детей:

1. Экспериментальная группа (1 группа):

- Оценка настроения при посещении тренировок:

- Отличное настроение при посещении тренировок: 31%

- Хорошее настроение: 71%

- По-разному: 11%

- Занятия не нравятся: 0%

- Готовность посещать тренировки даже если это не обязательно:

- Пошли бы все равно - 51%

- Скорее бы пошли - 46%

2. Контрольная группа (2 группа):

- Оценка настроения при посещении тренировок:

- Отличное настроение при посещении тренировок: 23%

- Хорошее настроение: 43%

- По-разному: 31%

- Занятия не нравятся: 3%

- Готовность посещать тренировки даже если это не обязательно:

- Пошли бы все равно - 26%

- Скорее бы пошли - 43%

Результаты исследования: Комбинированные результаты опросов родителей и детей подчеркивают более высокую мотивацию и положительное отношение к занятиям самбо в экспериментальной группе. Высокий процент детей, которые чувствуют отличное настроение и готовы посещать тренировки даже необязательно, свидетельствует о сильной внутренней мотивации и заинтересованности в самбо. Эти данные, в сочетании с оценками родителей, подтверждают, что родительская поддержка и активное участие в спортивной жизни ребенка положительно влияют на его мотивацию к занятиям спортом.

В исследовании было установлено, что дети из экспериментальной группы, которым оказывалась активная родительская поддержка, демонстрировали более высокий уровень мотивации к занятиям самбо по сравнению с контрольной группой. Это выражалось в более высокой посещаемости тренировок и соревнований, а также в положительном отношении к самбо в целом.

Было также выявлено, что родители из экспериментальной группы более активно участвовали в спортивной жизни своих детей, включая совместные тренировки и посещение соревнований. Это, в свою очередь, способствовало укреплению мотивации детей и повышению их спортивных достижений.

Заключение: Результаты исследования подчеркивают важность активного участия родителей в спортивной жизни детей и его положительное влияние на мотивацию детей к занятиям самбо. Дети, чьи родители активно участвуют в их спортивной деятельности, демонстрируют более высокую мотивацию и лучшие спортивные результаты. Эти выводы могут быть использованы образовательными организациями для разработки стратегий по увеличению участия родителей в спортивной подготовке их детей, что в свою очередь может способствовать повышению эффективности физического воспитания детей.

Методика исследования была направлена на комплексное изучение факторов, влияющих на мотивацию детей к занятиям самбо и роль семейной поддержки в этом процессе. Полученные результаты предоставляют основу для разработки мероприятий по улучшению взаимодействия семьи и образовательной организации и повышению эффективности физического воспитания детей.

Литература

1. Концепция развития дополнительного образования детей: распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р г. Москва [Электронный ресурс] URL: http://www.pravo.gov.ru, 08.09.2014. (дата обращения: 13.11.2023).

2. О повышении эффективности системы подготовки спортивного резерва в Российской Федерации: решение Коллегии Федерального агентства по физической культуре и спорту от 6 сентября 2005 г. № 5/1 [Электронный ресурс] URL: http:// www.rossport.ru/ (дата обращения: 14.11.2023).

3. Клименко А. А., Штайн И. В., Семерджян А. К. Исследование участия родителей в формировании спортивной мотивации детей // Ученые записки университета Лесгафта. 2017. №11 (153). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ issledovanie-uchastiya-roditeley-v-formirovanii-sportivnoy-motivatsii-detey (дата обращения: 13.11.2023).

4. Озолин Э. С. Пути привлечения детей к тренировкам и сохранения их в спортивных секциях [Электронный ресурс] URL: http://lib.sportedu.ru/press/ fkvot/2004n3/p32-36.htm (дата обращения: 14.11.2023).

5. Хазова С. А., Штайн И. В. Исходные основания моделирования системы приобщения детей к многолетним занятиям спортом с использованием воспитательного потенциала семьи // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2017. №3 (203). URL: https:// cyberleninka.m/article/n/ishodnye-osnovaniya-modelirovaniya-sistemy-priobscheni-ya-detey-k-mnogoletnim-zanyatiyam-sportom-s-ispolzovaniem-vospitatelnogo (дата обращения: 18.11.2023).

6. Штайня И. В. Приобщение детей к многолетним занятиям спортом как социально-педагогическая проблема // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2018. №1 (213). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/priobschenie-detey-k-mnogoletnim-zanyatiyam-spor-tom-kak-sotsialno-pedagogichesky-problema (дата обращения: 18.11.2023).

References:

1. Kontseptsiya razvitiya dopolnitel'nogo obrazovaniya detey: rasporyazheniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 4 sentyabrya 2014 g. №1726-r g. Moskva [Concept for the development of additional education for children: order of the Government of the Russian Federation of September 4, 2014 No. 1726-r, Moscow]. [Electronic resource] URL: http://www.pravo.gov.ru, 09/08/2014 (access date: 11/13/2023).

2. O povyshenii effektivnosti sistemy podgotovki sportivnogo rezerva v Rossiyskoy Federatsii: resheniye Kollegii Federal'nogo agentstva po fizicheskoy kul'ture i sportu ot 6 sentyabrya 2005 g. № 5/1 [On increasing the efficiency of the sports reserve training system in the Russian Federation: decision of the Board of the Federal Agency for Physical Culture and Sports dated September 6, 2005 No. 5/1]. [Electronic resource] URL: http://www.rossport.ru/ (date access: 11/14/2023).

3. Klimenko A. A., Shtayn I. V., Semerdzhyan A. K. Issledovaniye uchastiya roditeley v formirovanii sportivnoy motivatsii detey. Uchenyye zapiski universiteta Lesgafta. 2017. №11 (153). [Study of parental participation in the formation of children's sports motivation. Scientific notes of Lesgaft University. 2017. No. 11 (153)]. [Electronic resource] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-uchastiya-rodite-ley-v-formirovanii-sportivnoy-motivatsii-detey (access date: 11/13/2023).

4. Ozolin E.S. Puti privlecheniya detey k trenirovkam i sokhraneniya ikh v sportivnykh sektsiyakh [Ways to attract children to training and keep them in sports sections]. [Electronic resource] URL: http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/2004n3/p32-36.

htm (access date: 11/14/2023).

5. Khazova S. A., Shtayn I. V. Iskhodnyye osnovaniya modelirovaniya sistemy priobshcheniya detey k mnogoletnim zanyatiyam sportom s ispol'zovaniyem vospita-tel'nogo potentsiala sem'i. Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psikhologiya. 2017. №3 (203). [Initial bases for modeling the system of introducing children to long-term sports activities using the educational potential of the family]. [Electronic resource] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ishodnye-osno-vaniya-modelirovaniya-sistemy-priobscheniya-detey-k-mnogoletnim-zanyatiyam-spor-tom-s-ispolzovaniem-vospitatelnogo (access date: 11/14/2023).

6. Shtayn I. V. Priobshcheniye detey k mnogoletnim zanyatiyam sportom kak sot-sial'no-pedagogicheskaya problema [Introducing children to long-term sports as a social and pedagogical problem]. Bulletin of the Adygea State University. Series 3: Pedagogy and psychology. 2018. No. 1 (213). [Electronic resource] URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/priobschenie-detey-k-mnogoletnim-zanyatiyam-sportom-kak-sotsialno-peda-gogichesky-problema (access date: 11/18/2023).

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ОТЦОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Ярославцева Наталия Ивановна

Соискатель научной степени кандидата психологических наук, Московский инновационный университет (г. Москва), e-mail: nefertiti888@gmail.com

DOI: 10.24412/2072-5833-2023-1-20-27

Аннотация:

В статье обозначена актуальность исследований психологических проблем и личностного развития мужчин-отцов в современном обществе. Автор отмечает важность изучения феномена отцовства как фактора психологической зрелости личности мужчины и его самореализации в обществе. Ряд исследователей отмечает ключевое влияние фигуры отца на жизнь ребёнка, на формирование эмоционально-мотивационных и ценностно-смысловых аспектов его личности.

Ключевые слова: отцовство, семья, семейная психология, детская психология, психология личности, мужские черты личности, социальный статус.

RELEVANCE OF RESEARCH INTO PSYCHOLOGICAL PROBLEMS AND PERSONAL DEVELOPMENT OF FATHERS IN MODERN SOCIETY

Yaroslavtseva Natalia Ivanovna

Applicant for the scientific degree of Candidate of Psychological Sciences, Moscow Innovative University (Moscow), e-mail: nefertiti888@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.