Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ УДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕШКОЛЬНОЕ ВРЕМЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ УДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕШКОЛЬНОЕ ВРЕМЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
100
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МОТИВАЦИЯ / СПОРТ / ДЕТИ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / УЧИТЕЛЬ / ТРЕНЕР

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Фролова О.А., Дмитриева О.А.

В статье анализируются проблемы и направления мотивации детей заниматься спортом во внешкольное время в секциях, спортивных командах и в собственных интересах (дома или на открытых спортивных площадках). Были выявлены спортивные мотивы (коммуникативные, психологические, социальные, выразительные) и основные средства мотивации (словесная мотивация, демонстрационная мотивация, визуальная мотивация, мотивация события, визуальная мотивация). Представлены особенности семейного образа жизни младшего школьника, повышающие интерес ребенка к спорту. Описываются деструктивные факторы, негативно влияющие на мотивацию человека к физической культуре и спорту с "детства" (нерегулярные тренировки, нежелание заниматься спортом, неправильный выбор спорта, отсутствие дисциплины в команде, индивидуальные факторы).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Фролова О.А., Дмитриева О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF MOTIVATION FOR PHYSICAL EDUCATION IN CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE DURING EXTRACURRICULAR TIME

The article analyzes the problems and directions of children's motivation to play sports after school in sections, sports teams and in their own interests (at home or on outdoor sports grounds). Sports motives (communicative, psychological, social, expressive) and the main means of motivation (verbal motivation, demonstration motivation, visual motivation, event motivation, visual motivation) were identified. The features of the family lifestyle of a junior schoolboy, which increase the child's interest in sports, are presented. Destructive factors that negatively affect a person's motivation for physical culture and sports since "childhood" are described (irregular workouts, unwillingness to play sports, wrong choice of sports, lack of discipline in the team, individual factors).

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ УДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕШКОЛЬНОЕ ВРЕМЯ»

УДК 796.011.3:005.32(045)

1 2

Ольга Александровна Фролова , Олеся Андреевна Дмитриева

12Мариупольский государственный университет, Мариуполь, ДНР

1 o.frolova@mgumariupol.ru

2

o.dmitrieva@mgumariupol.ru

Автор, ответственный за переписку: Олеся Андреевна Дмитриева, o.dmitrieva@mgumariupol.ru

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ УДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО

ВНЕШКОЛЬНОЕ ВРЕМЯ

Аннотация. В статье анализируются проблемы и направления мотивации детей заниматься спортом во внешкольное время в секциях, спортивных командах и в собственных интересах (дома или на открытых спортивных площадках). Были выявлены спортивные мотивы (коммуникативные, психологические, социальные, выразительные) и основные средства мотивации (словесная мотивация, демонстрационная мотивация, визуальная мотивация, мотивация события, визуальная мотивация). Представлены особенности семейного образа жизни младшего школьника, повышающие интерес ребенка к спорту. Описываются деструктивные факторы, негативно влияющие на мотивацию человека к физической культуре и спорту с "детства" (нерегулярные тренировки, нежелание заниматься спортом, неправильный выбор спорта, отсутствие дисциплины в команде, индивидуальные факторы).

Ключевые слова: физическое воспитание, мотивация, спорт, дети, младшие школьники, учитель, тренер

1 2

Olga A.Frolova , Olesia A. Dmytriieva

12Mariupol State University, Mariupol, DPR

1 o.frolova@mgumariupol.ru o.dmitrieva@mgumariupol.ru

Corresponding author: Dmytriieva Olesia Andreevna, o.dmitrieva@mgumariupol.ru

FORMATION OF MOTIVATION FOR PHYSICAL EDUCATION IN CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE DURING EXTRACURRICULAR TIME

Abstract. The article analyzes the problems and directions of children's motivation to play sports after school in sections, sports teams and in their own interests (at home or on outdoor sports grounds). Sports motives (communicative, psychological, social, expressive) and the main means of motivation (verbal motivation, demonstration motivation, visual motivation, event motivation, visual motivation) were identified. The features of the family lifestyle of a junior schoolboy, which increase the child's interest in sports, are presented. Destructive factors that negatively affect a person's motivation for physical culture and sports since "childhood" are described (irregular workouts, unwillingness to play sports, wrong choice of sports, lack of discipline in the team, individual factors).

Keywords: physical education, motivation, sports, children, primary school students, teacher,

coach

В настоящее время для младших школьников спорт считается не только способом поддержания физической силы, но и способом развития «здоровой компетентности»,

развитие важных навыков и умений, умение использовать их на занятиях и в быту, расширение функциональных возможностей организма учащихся посредством целенаправленного развития природных способностей и основных физических качеств. Поиск методов спортивной мотивации, как и любой деятельности, является актуальным вопросом, учитывающим физиологические и познавательные особенности развития человека в период «зрелого детства» (от 6/7 до 10/11 лет). Так, при активном анатомическом и физиологическом развитии организма стимулируется психика, а познавательные способности ребенка характеризуются отсутствием концентрации, диффузным вниманием, быстрым «переключением» с одного субъекта на другой и невозможностью сосредоточиться на одном деле навсегда. Поэтому школьные уроки для первоклассников ограничены, а игровые методы обучения имеют первостепенное значение.

Из-за вышеупомянутых особенностей развития ребенка и необходимости постоянно заниматься спортом для достижения видимого результата постоянная «мотивация» становится важной, как мотивационный элемент в тренировочном процессе. Вопрос мотивации ребенка вести спортивный образ жизни актуален для родителей, педагогов, тренеров отделений и организаторов спортивных кружков, педиатров, психологов и других заинтересованных сторон [1].

Мотивация как «достаточная причина» для физической, умственной, познавательной и образовательной деятельности человека (в том числе ребенка) рассматривалась философами (А. Шопенгауэра) и в трудах психологов. Надстройкой концепции мотивации являются преобладающие социально-политические условия. Например, в коммунистические времена основной мотивацией спорта была необходимость «выполнить долг перед страной» (для взрослых спортсменов) и, соответственно, «стать лучшим гражданином своей страны» (для детей) (Е. А. Черникова). При этом понятие «уровень притязаний» индивида как мотив физической активности (А. В. Дашкевич). Сегодня ученые понимают феномен мотивации как «психическое свойство, контролирующее деятельность человека» (Родионов, 2019). Эта проблема в основном обсуждается в учебниках спортивной психологии с позиции взрослых спортсменов, которые тренируются в том или ином виде спорта [4].

Цель нашей статьи - определить и охарактеризовать основные способы мотивации детей школьного возраста заниматься спортом после школы. Предмет - профессиональная спортивная мотивация как мотивационный прием, позволяющий влиять на мировоззренческие убеждения и формировать модели поведения учащихся младших классов в свободное время в школе. Объект - средство спортивной мотивации детей школьного возраста с возможностью систематического использования в практической деятельности тренерами, педагогами, родителями. Методологической основой исследования является использование аналитических, системных и функциональных методов. Цель состоит в том, чтобы решить следующие задачи: найти способы мотивации младших школьников к занятиям спортом и охарактеризовать их, охарактеризовать возможные формы физической активности, охарактеризовать деструктивные элементы спорта, демотивирующие воздействие на ребенка.

Мотивация-это взаимосвязь между индивидом и его деятельностью, совокупность субъективных факторов, определяющих направление деятельности индивида. Этим явлением можно охарактеризовать человека как предмет профессии, определить происхождение, сущность, содержание его деятельности, способность к саморегулированию и адаптации (Бабушкин Г. Д.) [1].

Содержание понятия «мотивация» включает в себя различные проявления психологической сущности человека: мотивы, потребности, интересы, цели, мотивационные установки, идеалы и тому подобное. Оно также занимает особое место в структуре личности, определяя ориентацию, характер, эмоции, способности и психические процессы. По мнению С.Л. Рубинштейна, мотивация - это «определение психики», «субъективная решимость человека управлять миром посредством процесса размышлений».

На интенсивность и регулярность занятий спортом влияют различные факторы и конкретные обстоятельства физической активности. Поэтому мотивация также рассматривается учеными на разных уровнях. Итак, Н. Б. Стамбулов представляет мотивацию спортсменов в виде трехуровневой пирамиды: 1 (основание пирамиды) -потребости, ситуативные мотивы, 2 - наклонности, интересы, идеалы, ценностные ориентации, 3 (высший уровень) - мировоззрение, жизненная ситуация и цели (Родионов В., Родионов А. и Сивицкий, 2019). Применение такого подхода школьникам не кажется уместным, поскольку их интересы, идеалы и жизненные цели только формируются. Мы можем оценить их мотивацию только на первом уровне («потребности, ситуативные мотивы») и частично на втором уровне («склонности, интересы») [4].

Для подростков периода «зрелого детства» более актуальной может быть предложенная Р.А. Пилояном классификация основ спортивной мотивации (Родионов В., Родионов А. и Сивицкий, 2019). В частности, сюда входят следующие элементы:

а) мотивирующие (при удовлетворении духовных и материальных потребностей),

б) основные (при наличии интереса к комфортным общественным условиям передвижения, необходимости приобретения специальных знаний и навыков, а также отсутствия болевых ощущений),

в) процедурные (обновленные в исследовании и отсутствие психогенных эффектов, негативно влияющих на результаты физической активности).

Когда дело доходит до изучения мотивации детей, важно также направить мотивацию: «до» (для достижения успеха) или «от» (для предотвращения неудач).

Ученые и субъекты практической спортивной деятельности делят мотивацию на два варианта:

- общее, которое постепенно формируется постоянной деятельностью и выражается в устойчивых убеждениях и ориентации на спорт;

- специфический - обновляется во время определенного тренинга, соревнования или подготовительного этапа. [4].

Мотивационные темы, которые побуждают детей школьного возраста заниматься физической активностью, включают:

- родители, родственники;

- учитель;

- тренеры и организаторы спортивных секций;

- представители государственных и общественных специализированных учреждений;

- сверстники, социальная группа;

- «авторитеты» взрослых (с которыми ребенок не связан), например, подросток или спортсмен-любитель в спортивной сфере во дворе (спортзале).

Исследователь Г.И. Польшина на основе исследований в научной литературе и эмпирических исследований делает вывод, что решающую роль в формировании постоянной мотивации к регулярным видам спорта играют «личностные качества, поведение и деятельность тренера» [3].

Также важно помнить, что мотивация к занятиям спортом и другим видам физической активности в течение периода исследования (а именно от 6/7 до 10/11 лет) еще не проявляется как постоянный и сознательный интерес. Теперь необходимо поговорить о формировании привычки, выработанной систематическими физическими упражнениями, участием в кружке или секции. Именно эта привычка и формирование спортивно-ориентированного мировоззрения (вера в то, что спорт является неотъемлемой частью жизни человека) уже могут быть достаточно стабильными.

Г.И. Польшина также говорит, что мотивация не только побуждает детей заниматься спортом и заниматься физкультурой, но и придает занятиям субъективный, личный смысл. Он также показывает «изменчивость» мотивов детей (Польшина, 2007), их подчиненность настроению, обстоятельствам, определенному уровню подготовки, а также влияние, которое

маленький спортсмен получает во время занятий (чем лучше выполнять упражнения, тем выше мотивация) [3].

Основными мотивами, побуждающими человека с периода «зрелого детства» заниматься спортом, являются:

- стремление удовлетворить духовные потребности - коммуникативные, эмоциональные, так как занятия приносят новые впечатления;

- социальные - у ребенка развивается чувство принадлежности к определенной социальной группе;

- выразительные - обновляется здоровый образ жизни, спортивный престиж, ориентация на друзей, спортсменов, родственников, спортсменов и так далее;

- настойчивость - способность стать лидером команды, завоевать уважение окружающих, получить похвалу и признание;

- стремление к физическому и нравственному совершенству, так как физическая активность развивает тело, питает характер.

На основе изучения современных подходов к мотивации детей заниматься спортом и физической культурой после школы мы определили следующие меры:

- вербально-мотивационный: вербальное поощрение физической активности;

- демонстрация и мотивация: когда ребенок видит определенный пример (родители, старшие братья и сестры, сверстники и т. д.);

- в переносном смысле: просмотр фильмов, мультфильмов или шоу, чтение книг, изображающих образ успешного спортсмена, или физическая активность играют важную роль в успехе персонажа;

- мотивация мероприятия: участие в семинарах или открытых курсах, участие в спортивных мероприятиях (например, в баскетбольном или футбольном матче);

- визуально-мотивационный: спортивные атрибуты обновлены до дизайна спортзала, формы спортсменов. Например, группа для легкой атлетики или платье для спортивных бальных танцев.

При этом мы наблюдаем ряд деструктивных факторов, негативно влияющих на мотивацию личности периода «зрелого детства» заниматься физической культурой и спортом. В этом возрасте дети еще сильно зависят от взрослых (например, от графика работы, когда секции и занятия спортом посещаются не по желанию ребенка, а по графику рабочей нагрузки родителей). Учреждением для детей школьного возраста по-прежнему являются взрослые, поэтому личность спортивного наставника также играет важную роль. Социальная роль ребенка выходит на новый уровень, поэтому возобновляется зависимость от мнения сверстников.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что мотивация учащихся к спорту и физкультуре - явление переменное и зависит от темперамента человека, наличия положительных образцов для подражания, семейного образа жизни и психологического климата в коллективе. Внезапный переход младшего школьника из одного класса в другой зависит от самопознания и сосредоточения внимания на собственном саморазвитии с индивидуальными качествами и характеристиками. Это требует более ответственного подхода со стороны взрослых, чтобы увидеть склонности и индивидуальные физические способности человека периода «зрелого детства». Проанализировав предпочтения и способности ребенка, необходимо скорректировать спортивную мотивацию и общаться с ней: помочь выбрать вид физической активности, поддержать талант, вовремя распознать и развить его, не настаивать, если ребенку трудно тренироваться в определенном кругу, и при необходимости менять его [2].

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Бабушкин, Г.Д. (Ред.). (2004). Общая и спортивная психология: учеб. для вузов. Омск: Сиб ГУФК.

2. Демина, С. А. (2010). Спорт - средство воспитания силы духа и ключ к формированию психологии победителя. Теория и практика физической культуры, 1, 86-87.

3. Польшина, Г. И. (2007). Мотивация детей к занятиям спортом на этапе начальной спортивной подготовки. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. Взято с https:/^yberieшnka.m/artide/n/motivatsiya-detey-k-zanyatiyam-sportom-na-etape-nachalnoy-sportivnoy-podgotovki (дата обращения: 29.09.2019).

4. Родионов В. А., Родионов А. В., & Сивицкий, В. Г. (Ред.). (2019). Спортивная психология: учебник для академического бакалавриата. Москва: Юрайт. Взято с https://stud.com.ua/25575/psihologiya/sportivna_psihologiya (дата обращения: 2.10.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.