ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПСИХОТЕХНИКИ «СОЗЕРЦАНИЕ МАНДАЛЫ» НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ СУБЪЕКТА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© Гайдарлы И.П.*, Сакович А.С.*
Тираспольская средняя школа № 3 им. А.П. Чехова, Приднестровская Молдавская Республика, г. Тирасполь Тираспольский межшкольный учебно-производственный комбинат, Приднестровская Молдавская Республика, г. Тирасполь
В статье представлены результаты исследования влияния психотехники «Созерцание мандалы» на развитие памяти. Данное исследование проводилось в рамках работы в Научном Обществе Учащихся Приднестровской Молдавской Республики.
Новизна исследования состоит в обосновании механизмов действия выбранной психотехники, её прямой направленности на развитие внимания и памяти учащихся. Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что в нём показана содержательная специфика техники «Созерцание мандалы»; представлены отдельные интегративные связи наук Психологии и Химии. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования в составлении комплекта вспомогательного материала, стимулирующего развитие памяти учащихся.
Эксперимент проведен на выборке из 42 учащихся в возрасте 17 и 18 лет.
На современном этапе образовательной деятельности наблюдается целенаправленный переход от традиционной системы обучения, при которой ученик являлся объектом влияния со стороны учителя, к развивающей, где учащийся становится полноценным субъектом, ориентированным на интеллектуальное и творческое саморазвитие.
Совершенно очевидно, что проблема развития памяти учащихся продолжает быть особо актуальной в силу того факта, что требования к освоению ЗУН, эрудированности и учебной мотивации в мировой системе образования с каждым годом становятся значительно выше. Так, учащийся оказывается в условиях так называемого несоответствия своих учебно-познавательных возможностей постоянно меняющимся, требованиям образовательных стандартов. По данным исследований факультета психологии СПбГУ (2009 г.) число учащихся начальной школы, не справляющихся с требова-
* Ученик 11 класса Тираспольской средней школы N° 3 им. А.П. Чехова. Научный руководитель: Семякова Т.Ю., педагог-психолог I квалификационной категории.
* Студент Тираспольского межшкольного учебно-производственного комбината. Научный руководитель: Семякова Т.Ю., педагог-психолог I квалификационной категории.
ниями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в 22,5 раза.
Как справедливо замечает B.C. Селиванов, каждая современная теория, позволяющая преобразовать педагогическую практику, неизбежно основывается на положениях прошлого, и именно поэтому изначально мы обратились к трудам древних алхимиков. Психотехнику «Созерцание мандалы» в равной степени учёные и современности и древних времен считают своеобразным тренажером для мозга.
Анализ научной литературы показал, что существует достаточно большое количество работ, посвященных изучению и характеру применения техник с использованием мандалы: К. Юнг применял мандалы для собственного профессионального роста и как один из способов лечения своих пациентов, написав о символизме мандалы множество трудов; Грин Шиа разработал и апробировал практический курс медитации для начинающих; Э. Оси-пук обосновал практику работы с мандалой в психодиагностике, коррекции и консультировании; Д. Понятовская-Замышляева предложила курс медитативных игр с мандалой. С 1967 г. Хосе Аргуэлес работает над объснением возможностей мандалы. Немецкий ученый Урсула Иррганг создала свою авторскую программу «Исцеляющие мандалы света», которая за последние три года успешно зарекомендовала себя в практике российских и украинских психологов.
Мандала - это санскритское слово, означающее «круг» или «центр». Рисунок ее симметричен: обычно он представляет собой круг с четко выраженным центром. Внутри круга более или менее ясно обозначены основные направления-ориентиры, число которых варьирует. Мандалы могут быть как произведениями искусства, так и формами, созданными самой природой: ацтекский календарный камень является мандалой; Земля, какой она видится из космоса, компас, снежинка. Мандалу представляет и рисунок человеческого глаза [12].
Начиная с III тысячелетия до н.э. древние индийцы, буддийские монахи в Тибете, индейцы навахо и другие народы создавали мандалы - тканые узоры и орнаменты из цветного песка. В 1916 г. К.Г. Юнг впервые познакомил европейцев с техникой создания мандалы. Доктор философии, всемирно известный учёный в области сновидений, Патриция Гарфилд предложила метод построения мандал с помощью дневника сновидений. В 1967 г. Хозе Ар-гуэльес - доктор философии, математик, начал исследовать возможности мандалы и создавать свои авторские. В конце 90-х гг. российские ученые О.А. Андреев и Л.Н. Хромов создали комплексную программу «Сатори», строящую процесс обучения скоростному чтению, развитию памяти и интеллекта в целом на медитациях с Мандалой. За двадцать лет по программе обучились более 500 000 человек в России и за рубежом [1].
В Германии и Северной Европе получила развитие целая наука - Гексо-графия, которая изучает символику мандалы [1]. Символы, изображенные
на мандале, образованы благодаря сгущению, концентрации различных энергий, и, потому, могут высвободить эти энергии. Связанный набор символов создаёт символическую систему. Поскольку именно разум человека реализует и интегрирует различные части конкретной системы, то такую систему можно также понимать как карту сознания.
Андреев О.А. и Хромов Л.Н. пишут о реальной возможности выработки навыка контролирования своих психических процессов, в частности внимания и памяти: «Сегодня ученые подошли к реализации состояния ОЗАРЕНИЯ, научились модулировать его путем отключения от внешних раздражителей, полного сосредоточения на собственных ощущениях. Именно в таком состоянии удается реализовать свои возможности» [1].
Целью нашей работы стало исследование влияние мандалы на активизацию и развитие памяти. Нами была выдвинута гипотеза о том, что систематическое созерцание мандалы, являющейся объектом высокой концентрации внимания, способствует развитию памяти.
Сформулированные и обозначенные цель и предположение определили задачи исследования: рассмотреть мандалу с научной и ненаучной точек зрения; экспериментально доказать положительное стимулирующее действие техники «Созерцания мандалы» на развитие памяти учащихся. Для решения задач использовались методы: теоретический; обсервационный (наблюдение, самонаблюдение); моделирование; эксперимент; сравнительно-математический анализ результатов.
Мы изучили состояние памяти и внимания 42 учащихся-старшеклассников, включая самих себя. В исследовании использовались следующие диагностические методики: тест «Определение продуктивности и устойчивости внимания» с помощью матрицы Ландольта, тест Пьерона-Рузера «Оценка концентрации внимания», тест «Определение объема кратковременной зрительной памяти», диагностика опосредованной памяти «Пиктограммы».
Кроме того, был проведён эксперимент по проверке скорости и качества заучивания стихотворений учащимися, который делился на 3 этапа: I этап -учащиеся заучивали 2 четверостишья из стихотворения А. Блока. II этап -учащиеся работали с мандалой 15 мин., а затем заучивали 2 других четверостишья из того же стихотворения А. Блока. III этап - учащиеся работали с мандалой 15 мин., а затем заучивали 2 других четверостишья из того же стихотворения А. Блока. I и II этапы проходили с разницей в 3 дня. III этап проводился спустя 30 дней систематической работы с мандалой.
При подборе 4 мандал и разработке авторской мандалы для работы мы использовали те цвета, формы и символы, которые, по мнению психологов и учёных-нейрофизиологов, являются настоящими стимуляторами внимания и памяти. Мы также обратились к опыту древних философов, символизму древнейших племён и знаниям средневековых алхимиков. В табл. 1 описывается пример содержания одной из рабочих мандал исследования.
Таблица 1
Символ Психологическое воздействие Символизм
Белый цвет Служит хорошим фоном для всех хроматических цветов, которые рядом с ним сильно повышают свою интенсивность и больше привлекают внимание. Совершенство, свет, солнце, воздух, прозрение, духовная власть.
Золото Согревает, стимулирует и также порождает внутреннее возбуждение. Создает ощущение радости, усиливает чувство полноты ощущений, укрепляет волю. Стимулирует трудоспособность, усиливает деятельность вегетативной нервной системы. Цвет солнца, интуиции, просвещения, мудрости и веры. Также символизирует стойкость.
Синий цвет Воздействует на восприятие времени и пространства: резко удаляет поверхность от глаза и снимает ощущение времени. Цвет самоанализа, самоуглубления. Обладает гипнотическим действием. Истина, интеллект, мудрость, откровение, созерцание, вера.
Число 6 Совершенство, гармония, равновесие, единство полярных сил.
Число 12 Целостность. Циклические процессы воплощаются в двенадцатеричных системах: 12 месяцев в году, 12 знаков Зодиака, 12 часов дня и ночи.
Розмарин Стимулируя ЦНС, помогает преодолеть умственную усталость. Придаёт ясность уму. Повышает внимательность и концентрацию. Улучшает настроение. Позволяет легко преодолевать психологические барьеры. Вдохновляет, пробуждает интуицию. Символ памяти. Древние греки использовали напиток из розмарина для улучшения памяти. Отсюда студенческий обычай вплетать в волосы розмарин.
100
50
ш
до эксперимента 1
I через 30 дней после начала эксперимента
Рис. 1. Общая концентрация внимания
10
до
эксперимента
I через 30 дней после начала эксперимента
0,9
0,7
до
эксперимента
■ через 30 дней после начала эксперимента
Рис. 2. Общая опосредованная память (в %)
" до эксперимента
I через 30 дней после начала эксперимента
Рис. 4. 1 - общая продуктивность внимания; 2 - общая устойчивость
внимания; 3 - общий объем кратковременнной зрительной памяти
Анализ результатов эксперимента показал, что:
Рис. 3. Общее время заучивания стихотворения (в мин.)
0,8
0
5
1
2
3
0
1. у 58,3 % учащихся продуктивность внимания стала выше в среднем на 21 %;
2. у 83,3 % учащихся устойчивость внимания повысилась в среднем на 42 %;
3. у 100 % учащихся концентрация внимания повысилась в среднем на 24 %;
4. у 91,6 % учащихся объем кратковременной зрительной памяти увеличился в среднем на 20 %;
5. у 100 % учащихся объем опосредованной памяти учеличился в среднем на 13,7 %.
6. у 91,6 % учащихся скорость заучивания стихотворений уменьшилась в 1,6 раз.
В данном исследовании при подборе мандал, как стимульного материала, нами не были учтены индивидуально-демографические, личностные особенности испытуемых. Однако, исходя из результатов проведенного авторами эксперимента, можно утверждать, что выдвинутая в исследовании гипотеза была успешно подтверждена и результаты работы могут быть использованы при дальнейших исследованиях содержательной специфики мандалы.
«Человек - это символ. Образ и рисунок - тоже. Проникни за внешний образ символа или же ты погрузишься в сон... Внутри символа есть смысл, который движет. Пойми его. Чтобы исполнить это, тебе нужен проводник. Но, прежде чем он сможет помочь, тебе необходимо подготовиться, воспитывая честное отношение к объекту своего поиска. Если ты ищешь правду и знание, ты получишь их» Кваджа Пулад [13]. Для нас, как и для участников эксперимента, мандала стала тем самым проводником «за внешний образ символа», о котором говорится в изречении, проводником в собственное подсознание.
Список литературы:
1. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Техника тренировки памяти // Агропромышленный комплекс России. - 1989. - № 1-12.
2. Гарфилд П. Мандала. - М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1998.
3. Грин Шиа Практический курс медитации для начинающих: 60 мандал для рисования и раскрашивания. - М.: АСТ; Астрель, 2007.
4. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» / Под ред. А.И. Копы-тина. - СПб.: Речь, 2002.
5. Козлов В.В. Психотехнологии измененных состояний сознания. - М.: Издательство Института Психотерапии, 2001.
6. Ортега-и-Гассет Х. Эссе на эстетические темы в форме предисловия. (глава «Метафора») [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.lib.ru/FI-LOSOF/ORTEGA/ortega04.txt.
7. Осипук Э. Психодиагностическая и психокоррекционная работа с детьми с использованием мандалы // Газета Школьный психолог. - 2007. - № 4.
8. Осипук. Э. Диагностические мандалы, используемые в консультативной практике (индивидуальный и групповой варианты) // Газета Школьный психолог. - 2007. - № 4.
9. Понятовская-Замышляева Д. Медитативные игры с мандалой // Газета Школьный психолог. - 2007. - № 4.
10. Свирепо О.А., Туманова О.С. Образ, символ, метафора в современной психотерапии. - М.: Издательство Института Психотерапии, 2004.
11. Хосе и Мириам Аргуэлес. Мандала. - М., 1993.
12. Юнг К.Г. Архетип и символ. - М., 1991.
13. Юнг К.Г. О символизме мандалы (Относительно символизма мандалы) // О природе психе. - М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 2002.
КАРЬЕРА РАБОТНИКОВ УМСТВЕННОГО ТРУДА: ПОСТАНОВКА ВОПРОСА
© Пахомова Е.В.*
Национальный исследовательский Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск
Работники умственного труда представлены особой категорией работников, которые являются носителями уникальных знаний и навыков; от их деятельности зависит конкурентоспособность организации. Не смотря на существующий запрос со стороны НЯ-служб, характерные особенности этого типа сотрудников описаны отрывочно, практически отсутствует описание карьерных процессов. В статье выделены основные черты этой категории работников, обозначены особенности протекания их карьеры.
В современных организациях, занятых производством высокотехнологичного продукта, человеческие способности, знания, умения, навыки и опыт являются активом, приносящим регулярный доход. Носителем этих активов, в основном, является особая категория работников - «работники умственного труда». И организации, и сами работники стремятся к максимальному раскрытию человеческого потенциала. Развитие человеческого потенциала в рамках профессиональной деятельности обычно рассматривается в контексте карьеры. Несмотря на существующий запрос со стороны НЯ-служб, особенности этого типа сотрудников описаны в отечественной психологической литературе отрывочно, практически отсутствует описание карьерных процессов. Между тем эта информация необходима для привлечения, мотивации и развития подобного персонала в организациях. В данной статье опи-
* Аспирант кафедры Психологической диагностики и консультирования. Научный руководитель: Мельникова Н.Н., доцент кафедры Психологической диагностики и консультирования, кандидат психологических наук.