Научная статья на тему 'Исследование влияния психотехники «Созерцание мандалы» на развитие памяти субъекта учебной деятельности'

Исследование влияния психотехники «Созерцание мандалы» на развитие памяти субъекта учебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
387
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гайдарлы И. П., Сакович А. С.

В статье представлены результаты исследования влияния психотехники «Созерцание мандалы» на развитие памяти. Данное исследование проводилось в рамках работы в Научном Обществе Учащихся Приднестровской Молдавской Республики. Новизна исследования состоит в обосновании механизмов действия выбранной психотехники, её прямой направленности на развитие внимания и памяти учащихся. Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что в нём показана содержательная специфика техники «Созерцание мандалы»; представлены отдельные интегративные связи наук Психологии и Химии. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования в составлении комплекта вспомогательного материала, стимулирующего развитие памяти учащихся. Эксперимент проведен на выборке из 42 учащихся в возрасте 17 и 18 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование влияния психотехники «Созерцание мандалы» на развитие памяти субъекта учебной деятельности»

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПСИХОТЕХНИКИ «СОЗЕРЦАНИЕ МАНДАЛЫ» НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ СУБЪЕКТА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Гайдарлы И.П.*, Сакович А.С.*

Тираспольская средняя школа № 3 им. А.П. Чехова, Приднестровская Молдавская Республика, г. Тирасполь Тираспольский межшкольный учебно-производственный комбинат, Приднестровская Молдавская Республика, г. Тирасполь

В статье представлены результаты исследования влияния психотехники «Созерцание мандалы» на развитие памяти. Данное исследование проводилось в рамках работы в Научном Обществе Учащихся Приднестровской Молдавской Республики.

Новизна исследования состоит в обосновании механизмов действия выбранной психотехники, её прямой направленности на развитие внимания и памяти учащихся. Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что в нём показана содержательная специфика техники «Созерцание мандалы»; представлены отдельные интегративные связи наук Психологии и Химии. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования в составлении комплекта вспомогательного материала, стимулирующего развитие памяти учащихся.

Эксперимент проведен на выборке из 42 учащихся в возрасте 17 и 18 лет.

На современном этапе образовательной деятельности наблюдается целенаправленный переход от традиционной системы обучения, при которой ученик являлся объектом влияния со стороны учителя, к развивающей, где учащийся становится полноценным субъектом, ориентированным на интеллектуальное и творческое саморазвитие.

Совершенно очевидно, что проблема развития памяти учащихся продолжает быть особо актуальной в силу того факта, что требования к освоению ЗУН, эрудированности и учебной мотивации в мировой системе образования с каждым годом становятся значительно выше. Так, учащийся оказывается в условиях так называемого несоответствия своих учебно-познавательных возможностей постоянно меняющимся, требованиям образовательных стандартов. По данным исследований факультета психологии СПбГУ (2009 г.) число учащихся начальной школы, не справляющихся с требова-

* Ученик 11 класса Тираспольской средней школы N° 3 им. А.П. Чехова. Научный руководитель: Семякова Т.Ю., педагог-психолог I квалификационной категории.

* Студент Тираспольского межшкольного учебно-производственного комбината. Научный руководитель: Семякова Т.Ю., педагог-психолог I квалификационной категории.

ниями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в 22,5 раза.

Как справедливо замечает B.C. Селиванов, каждая современная теория, позволяющая преобразовать педагогическую практику, неизбежно основывается на положениях прошлого, и именно поэтому изначально мы обратились к трудам древних алхимиков. Психотехнику «Созерцание мандалы» в равной степени учёные и современности и древних времен считают своеобразным тренажером для мозга.

Анализ научной литературы показал, что существует достаточно большое количество работ, посвященных изучению и характеру применения техник с использованием мандалы: К. Юнг применял мандалы для собственного профессионального роста и как один из способов лечения своих пациентов, написав о символизме мандалы множество трудов; Грин Шиа разработал и апробировал практический курс медитации для начинающих; Э. Оси-пук обосновал практику работы с мандалой в психодиагностике, коррекции и консультировании; Д. Понятовская-Замышляева предложила курс медитативных игр с мандалой. С 1967 г. Хосе Аргуэлес работает над объснением возможностей мандалы. Немецкий ученый Урсула Иррганг создала свою авторскую программу «Исцеляющие мандалы света», которая за последние три года успешно зарекомендовала себя в практике российских и украинских психологов.

Мандала - это санскритское слово, означающее «круг» или «центр». Рисунок ее симметричен: обычно он представляет собой круг с четко выраженным центром. Внутри круга более или менее ясно обозначены основные направления-ориентиры, число которых варьирует. Мандалы могут быть как произведениями искусства, так и формами, созданными самой природой: ацтекский календарный камень является мандалой; Земля, какой она видится из космоса, компас, снежинка. Мандалу представляет и рисунок человеческого глаза [12].

Начиная с III тысячелетия до н.э. древние индийцы, буддийские монахи в Тибете, индейцы навахо и другие народы создавали мандалы - тканые узоры и орнаменты из цветного песка. В 1916 г. К.Г. Юнг впервые познакомил европейцев с техникой создания мандалы. Доктор философии, всемирно известный учёный в области сновидений, Патриция Гарфилд предложила метод построения мандал с помощью дневника сновидений. В 1967 г. Хозе Ар-гуэльес - доктор философии, математик, начал исследовать возможности мандалы и создавать свои авторские. В конце 90-х гг. российские ученые О.А. Андреев и Л.Н. Хромов создали комплексную программу «Сатори», строящую процесс обучения скоростному чтению, развитию памяти и интеллекта в целом на медитациях с Мандалой. За двадцать лет по программе обучились более 500 000 человек в России и за рубежом [1].

В Германии и Северной Европе получила развитие целая наука - Гексо-графия, которая изучает символику мандалы [1]. Символы, изображенные

на мандале, образованы благодаря сгущению, концентрации различных энергий, и, потому, могут высвободить эти энергии. Связанный набор символов создаёт символическую систему. Поскольку именно разум человека реализует и интегрирует различные части конкретной системы, то такую систему можно также понимать как карту сознания.

Андреев О.А. и Хромов Л.Н. пишут о реальной возможности выработки навыка контролирования своих психических процессов, в частности внимания и памяти: «Сегодня ученые подошли к реализации состояния ОЗАРЕНИЯ, научились модулировать его путем отключения от внешних раздражителей, полного сосредоточения на собственных ощущениях. Именно в таком состоянии удается реализовать свои возможности» [1].

Целью нашей работы стало исследование влияние мандалы на активизацию и развитие памяти. Нами была выдвинута гипотеза о том, что систематическое созерцание мандалы, являющейся объектом высокой концентрации внимания, способствует развитию памяти.

Сформулированные и обозначенные цель и предположение определили задачи исследования: рассмотреть мандалу с научной и ненаучной точек зрения; экспериментально доказать положительное стимулирующее действие техники «Созерцания мандалы» на развитие памяти учащихся. Для решения задач использовались методы: теоретический; обсервационный (наблюдение, самонаблюдение); моделирование; эксперимент; сравнительно-математический анализ результатов.

Мы изучили состояние памяти и внимания 42 учащихся-старшеклассников, включая самих себя. В исследовании использовались следующие диагностические методики: тест «Определение продуктивности и устойчивости внимания» с помощью матрицы Ландольта, тест Пьерона-Рузера «Оценка концентрации внимания», тест «Определение объема кратковременной зрительной памяти», диагностика опосредованной памяти «Пиктограммы».

Кроме того, был проведён эксперимент по проверке скорости и качества заучивания стихотворений учащимися, который делился на 3 этапа: I этап -учащиеся заучивали 2 четверостишья из стихотворения А. Блока. II этап -учащиеся работали с мандалой 15 мин., а затем заучивали 2 других четверостишья из того же стихотворения А. Блока. III этап - учащиеся работали с мандалой 15 мин., а затем заучивали 2 других четверостишья из того же стихотворения А. Блока. I и II этапы проходили с разницей в 3 дня. III этап проводился спустя 30 дней систематической работы с мандалой.

При подборе 4 мандал и разработке авторской мандалы для работы мы использовали те цвета, формы и символы, которые, по мнению психологов и учёных-нейрофизиологов, являются настоящими стимуляторами внимания и памяти. Мы также обратились к опыту древних философов, символизму древнейших племён и знаниям средневековых алхимиков. В табл. 1 описывается пример содержания одной из рабочих мандал исследования.

Таблица 1

Символ Психологическое воздействие Символизм

Белый цвет Служит хорошим фоном для всех хроматических цветов, которые рядом с ним сильно повышают свою интенсивность и больше привлекают внимание. Совершенство, свет, солнце, воздух, прозрение, духовная власть.

Золото Согревает, стимулирует и также порождает внутреннее возбуждение. Создает ощущение радости, усиливает чувство полноты ощущений, укрепляет волю. Стимулирует трудоспособность, усиливает деятельность вегетативной нервной системы. Цвет солнца, интуиции, просвещения, мудрости и веры. Также символизирует стойкость.

Синий цвет Воздействует на восприятие времени и пространства: резко удаляет поверхность от глаза и снимает ощущение времени. Цвет самоанализа, самоуглубления. Обладает гипнотическим действием. Истина, интеллект, мудрость, откровение, созерцание, вера.

Число 6 Совершенство, гармония, равновесие, единство полярных сил.

Число 12 Целостность. Циклические процессы воплощаются в двенадцатеричных системах: 12 месяцев в году, 12 знаков Зодиака, 12 часов дня и ночи.

Розмарин Стимулируя ЦНС, помогает преодолеть умственную усталость. Придаёт ясность уму. Повышает внимательность и концентрацию. Улучшает настроение. Позволяет легко преодолевать психологические барьеры. Вдохновляет, пробуждает интуицию. Символ памяти. Древние греки использовали напиток из розмарина для улучшения памяти. Отсюда студенческий обычай вплетать в волосы розмарин.

100

50

ш

до эксперимента 1

I через 30 дней после начала эксперимента

Рис. 1. Общая концентрация внимания

10

до

эксперимента

I через 30 дней после начала эксперимента

0,9

0,7

до

эксперимента

■ через 30 дней после начала эксперимента

Рис. 2. Общая опосредованная память (в %)

" до эксперимента

I через 30 дней после начала эксперимента

Рис. 4. 1 - общая продуктивность внимания; 2 - общая устойчивость

внимания; 3 - общий объем кратковременнной зрительной памяти

Анализ результатов эксперимента показал, что:

Рис. 3. Общее время заучивания стихотворения (в мин.)

0,8

0

5

1

2

3

0

1. у 58,3 % учащихся продуктивность внимания стала выше в среднем на 21 %;

2. у 83,3 % учащихся устойчивость внимания повысилась в среднем на 42 %;

3. у 100 % учащихся концентрация внимания повысилась в среднем на 24 %;

4. у 91,6 % учащихся объем кратковременной зрительной памяти увеличился в среднем на 20 %;

5. у 100 % учащихся объем опосредованной памяти учеличился в среднем на 13,7 %.

6. у 91,6 % учащихся скорость заучивания стихотворений уменьшилась в 1,6 раз.

В данном исследовании при подборе мандал, как стимульного материала, нами не были учтены индивидуально-демографические, личностные особенности испытуемых. Однако, исходя из результатов проведенного авторами эксперимента, можно утверждать, что выдвинутая в исследовании гипотеза была успешно подтверждена и результаты работы могут быть использованы при дальнейших исследованиях содержательной специфики мандалы.

«Человек - это символ. Образ и рисунок - тоже. Проникни за внешний образ символа или же ты погрузишься в сон... Внутри символа есть смысл, который движет. Пойми его. Чтобы исполнить это, тебе нужен проводник. Но, прежде чем он сможет помочь, тебе необходимо подготовиться, воспитывая честное отношение к объекту своего поиска. Если ты ищешь правду и знание, ты получишь их» Кваджа Пулад [13]. Для нас, как и для участников эксперимента, мандала стала тем самым проводником «за внешний образ символа», о котором говорится в изречении, проводником в собственное подсознание.

Список литературы:

1. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Техника тренировки памяти // Агропромышленный комплекс России. - 1989. - № 1-12.

2. Гарфилд П. Мандала. - М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1998.

3. Грин Шиа Практический курс медитации для начинающих: 60 мандал для рисования и раскрашивания. - М.: АСТ; Астрель, 2007.

4. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» / Под ред. А.И. Копы-тина. - СПб.: Речь, 2002.

5. Козлов В.В. Психотехнологии измененных состояний сознания. - М.: Издательство Института Психотерапии, 2001.

6. Ортега-и-Гассет Х. Эссе на эстетические темы в форме предисловия. (глава «Метафора») [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.lib.ru/FI-LOSOF/ORTEGA/ortega04.txt.

7. Осипук Э. Психодиагностическая и психокоррекционная работа с детьми с использованием мандалы // Газета Школьный психолог. - 2007. - № 4.

8. Осипук. Э. Диагностические мандалы, используемые в консультативной практике (индивидуальный и групповой варианты) // Газета Школьный психолог. - 2007. - № 4.

9. Понятовская-Замышляева Д. Медитативные игры с мандалой // Газета Школьный психолог. - 2007. - № 4.

10. Свирепо О.А., Туманова О.С. Образ, символ, метафора в современной психотерапии. - М.: Издательство Института Психотерапии, 2004.

11. Хосе и Мириам Аргуэлес. Мандала. - М., 1993.

12. Юнг К.Г. Архетип и символ. - М., 1991.

13. Юнг К.Г. О символизме мандалы (Относительно символизма мандалы) // О природе психе. - М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 2002.

КАРЬЕРА РАБОТНИКОВ УМСТВЕННОГО ТРУДА: ПОСТАНОВКА ВОПРОСА

© Пахомова Е.В.*

Национальный исследовательский Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

Работники умственного труда представлены особой категорией работников, которые являются носителями уникальных знаний и навыков; от их деятельности зависит конкурентоспособность организации. Не смотря на существующий запрос со стороны НЯ-служб, характерные особенности этого типа сотрудников описаны отрывочно, практически отсутствует описание карьерных процессов. В статье выделены основные черты этой категории работников, обозначены особенности протекания их карьеры.

В современных организациях, занятых производством высокотехнологичного продукта, человеческие способности, знания, умения, навыки и опыт являются активом, приносящим регулярный доход. Носителем этих активов, в основном, является особая категория работников - «работники умственного труда». И организации, и сами работники стремятся к максимальному раскрытию человеческого потенциала. Развитие человеческого потенциала в рамках профессиональной деятельности обычно рассматривается в контексте карьеры. Несмотря на существующий запрос со стороны НЯ-служб, особенности этого типа сотрудников описаны в отечественной психологической литературе отрывочно, практически отсутствует описание карьерных процессов. Между тем эта информация необходима для привлечения, мотивации и развития подобного персонала в организациях. В данной статье опи-

* Аспирант кафедры Психологической диагностики и консультирования. Научный руководитель: Мельникова Н.Н., доцент кафедры Психологической диагностики и консультирования, кандидат психологических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.