Научная статья на тему 'Исследование влияния параметров приближенного зацепления на распределение нагрузки по длине зубьев колес'

Исследование влияния параметров приближенного зацепления на распределение нагрузки по длине зубьев колес Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
77
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАЦЕПЛЕНИЕ / ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА / НАГРУЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОЕ СОСТОЯНИЕ / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НАГРУЗКИ / MESH / PLANETARY GEAR / LADEN - STRAINED STATE / LOADING DISTRIBUTION

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Плеханов Федор Иванович

Рассматривается внутреннее зацепление эвольвентного сателлита с колесом, зубья которого выполнены в виде перемычек; создана математическая модель, на базе которой установлено влияние нагруженно-деформированного состояния элементов зацепления на закон распределения нагрузки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Плеханов Федор Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The internal mesh of involute planet pinions of planetary train with gear, the teeth of which are carried out in the form of cross - piece is considered in the article. Mathematical model is created, on base of which the influence of stressed - deformated state of mesh elements on the law of load distribution is established.

Текст научной работы на тему «Исследование влияния параметров приближенного зацепления на распределение нагрузки по длине зубьев колес»



УДК 621.833:539.4

Исследование влияния параметров приближенного зацепления на распределение нагрузки по длине зубьев колес

Ф.И. Плеханов

Рассматривается внутреннее зацепление эвольвентного сателлита с колесом, зубья которого выполнены в виде перемычек; создана математическая модель, на базе которой установлено влияние нагруженно-де-формированного состояния элементов зацепления на закон распределения нагрузки.

Ключевые слова: зацепление, планетарная передача, нагружен-но-деформированное состояние, распределение нагрузки.

The internal mesh of involute planet pinions of planetary train with gear, the teeth of which are carried out in the form of cross — piece is considered in the article. Mathematical model is created, on base of which the influence of stressed — deformated state of mesh elements on the law of load distribution is established.

Keywords: mesh, planetary gear, laden — strained state, loading distribution.

ТТспользование в планетарных передачах приближенного внутреннего зацепления позволяет существенно упростить конструкцию механического привода, снизить его радиальный размер. Особенно эффективно использование такого зацепления в планетарных передачах S — 2R, содержащих три центральных колеса в качестве основных звеньев (солнечную шестерню S и два колеса с внутренними зубьями R). В указанной конструкции ведомое тихоходное центральное колесо выполнено в виде барабана с зубьями-перемычками, боковые профили которых очерчены по удлиненной эвольвенте, эпитрохоиде или прямой, и расположено коаксиально внутри неподвижного центрального колеса с укороченными эвольвентными зубьями (рис. 1). Солнечная шестерня и сателлиты имеют эвольвентные зубья [1].

Отсутствие момента, разворачивающего сателлит, в описываемой передаче позволяет избавиться от сложного в изготовлении водила, заменив его плавающим опорным кольцом, что благоприятно сказывается на распределении нагрузки по потокам мощности и на несущей способности привода. Однако прогиб зуба-перемычки в процессе работы механизма приводит к неравномерному распределению нагрузки по его длине. В связи с этим для рационального проектирования такой передачи важно установить влияние параметров приближенного зацепления на нагруженно-деформированное состояние зубьев и на закон распределения нагрузки.

ПЛЕХАНОВ Федор Иванович

доктор технических наук, профессор, директор Глазовского инженерно-экономического института (филиал Ижевского государственного технического университета)

и

викэшш ©шеджшй

А . А-А

1—-[ р А

1 Щ

Рис. 1. Планетарная передача с приближенным внутренним зацеплением колес

Для снижения неравномерности распределения нагрузки по длине зуба-перемычки необходимо зуб сателлита выполнить бочкообразным (рис. 2). В этом случае связь между перемещениями в зацеплении выражается уравнением

y^x) = v - Уз^) - |yH(x)|, (1)

где ys(x) — контактное перемещение (сближение зубьев); v = const; y,(x) — уравнение линии зуба (уравнение линии пересечения боковой поверхности зуба с осной поверхностью сателлита); yH(x) — перемещение перемычки, обусловленное действием изгибающего момента M(x) и поперечной силы Q(x).

х

Ъ

Рис. 2. Схема нагруженно-деформированного состояния зубьев сателлита и тихоходного колеса

Запишем уравнение связи контактного перемещения с погонной нагрузкой g(x) и контактной жесткостью зацепления:

С (С = E/4 [2],

где E — модуль Юнга, а также уравнение изогнутой оси перемычки:

У^) = цЦд/С, (2)

у и1 = M(x)/(IE) + kg(x)/(GF), (3)

x

M(x) = M - / gи- z)dz, (4)

0

где k — коэффициент формы сечения перемычки ^ = 1,2); I — осевой момент инерции поперечного сечения перемычки (I = Ля3/12); h — высота сечения; s — средняя его толщина; F — площадь поперечного сечения ^ = hs); G — модуль упругости 2-го рода.

С учетом этого уравнение (1) примет следующий вид:

^/С = - уЗ1^) + M(x)/(IE) + kg(x)/GF. (5)

Определим у^), соответствующее равномерному распределению нагрузки (g(x) = g):

x

у31(x) = [М -1g(x - z+ kg/(GF) (6)

0

или

уЗ1 (x) = (М - gx2/2)/IE + kg/(GF). (7)

Из универсального уравнения изогнутой оси М = gb2/6. Тогда, интегрируя дважды дифференциальное уравнение (7), получим

У&) = gx2[(b2 - ОдаД/Е) + 7,2/^]/12. (8)

Толщина бочкообразного зуба сателлита у торца должна быть меньше его толщины в средней части:

2Уз(Ь) = 2Х = gb2[3/(hs) + Ь2/^3)]/Е. (9)

Реализовать такое очертание технологически сложно. Наиболее легко реализуемым является очертание в виде дуги окружности радиуса Я. В этом случае при уз(Ь) = X(Ь2 + + Х2)/(2Х) уравнение кривой имеет вид

уз^) = Я - (Я2 - x2)1/2 = (Ь2 + Х2)/(2Х) -

- {[(Ь2 + Х2)/(2Х) — x2]}1/2. (10)

Установим закон распределения нагрузки по длине зуба сателлита, очерченного по кривой, описываемой выражением (10), используя для простоты решения аппроксимацию этого уравнения в виде гиперболического косинуса:

Уз^) = Х[<Л(1,32/Ь) - 1], (11)

где величина X определяется из равенства (9).

Из уравнения (5) после подстановки в него выражений (4), (11) и дифференцирования по х дважды получим

^(х) - ¿11(х)Ск/(ОТ) + g(x)C/(IE) =

= -ХС(1,32/Ь)4 сЬ(1,32х/Ь). (12)

Решение данного дифференциального уравнения имеет следующий вид:

g(x) = С^к(ах) 8тфх) + С2сЬ(ах) ео8(Рх) +

+ АсЬ(1,32х/Ь). (13)

Здесь

А = XС[ Ск(Ь/1,32)2/( ОТ) -—С(Ь/1,32)4/(1Е) - 1]-1, а = псо8ш, р = пяпш;

п = [128С/(НЕ)]1/4/8; ш = 0,5агссо8{к/[48#СУ(С££)]1/2}.

Постоянные интегрирования С! и С2 определяются из уравнения совместности перемещений (1) и уравнения статики:

ь

g1(b)/С = у^Ь)- у 1(Ь), /g(x)йх = gЬ.

0

Подставляя сюда выражения (11), (13) и учитывая, что при х = Ь угловое перемещение перемычки обусловлено только действием поперечной силы (деформацией кручения зуба колеса у мест его заделки в обод пренебрегаем ввиду ее малости, т. е.

Уи(Ь) = fkg(x)dx/(GF) + Сз|х=ь,

С3 = 0 из условия симметрии кривой перемещения), получим после преобразований:

С^ас^аЬ) ¡япфЬ) - р8Ь(аЬ) со8(рЬ)] +

+ С2[рсЬ(аЪ) 8тфЬ) + а8Ь(аЬ) со8(рЬ)] =

= Ь^ -1,3174)(а2 + Р2), (14)

С^асЫаЬ) ¡япфЬ) + р8Ь(аЬ) со8(рЬ)] +

+ С2[-рсЫаЬ) 8тфЬ) + а8Ь(аЬ) со8(рЬ)] = = к%ЬС/(ОТ) - 2,294(4 + ХС)/Ь. (15)

На рис. 3 представлены кривые распределения нагрузки, отнесенной к среднему ее значению g, в зависимости от длины зуба сателлита, выраженной в долях модуля зацепления т, при отсутствии бочкообразности, т. е. при Х = 0 (по оси абсцисс отложена координата, отнесенная к половине длины зуба Ь), а на рис. 4 показаны

аналогичные кривые при наличии бочкообраз-ности, построенные по уравнению (13) при Н = т, 8 = 1,5т.

Из представленных на рис. 3 и рис. 4 графиков следует, что при выполнении зубьев сателлита бочкообразными распределение нагрузки по их длине близко к равномерному (при рациональном значении длины всего зуба В = = 2Ь = 3т коэффициент неравномерности кщ = gmax/g не превышает 1,03).

2

.1.793.

SlOÖ БЗД g3(jö

.0.566

1.5

0 5

1 1 I [ у

У

- / -

у

..........

" 1 1 i 1

0.2

0.4

0.6

0 S

Рис. 3. Кривые распределения нагрузки по длине линии контакта при отсутствии бочкообразности зуба сателлита:

— В = 2Ь = 2т;-------В = 2Ь = 3т;

-------- - В = 2Ь = 4т

Рис. 4. Кривые распределения нагрузки по длине бочкообразного зуба сателлита:

— B = 2b = 2m;

------B = 2b = 3m;

- B = 2b = 4m

Список литературы

1. Плеханов Ф.И., Молчанов С.М., Скопин А.А. Симметрия нагружения элементов — важнейший принцип конструирования зубчатых передач / Приводная техника. 2003. № 4. С. 30—34.

2. Айрапетов Э.Л., Генкин М.Д. Деформативность планетарных механизмов. М.: Наука, 1973. 212 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 02.03.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.