Научная статья на тему 'Исследование распределения нагрузки в зацеплениях колес коаксиальной планетарной передачи'

Исследование распределения нагрузки в зацеплениях колес коаксиальной планетарной передачи Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
102
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Плеханов Федор Иванович, Кузнецов Василий Сергеевич, Казанцев А. С.

Приводится решение задачи установления закона распределения нагрузкив зацеплениях коаксиальной планетарной передачи, содержащей нетрадиционное центральное колесо с зубьями-перемычками. Созданная математическая модель зацепления включает уравнения совместности перемещений зубьев колес и основные виды деформаций их элементов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Плеханов Федор Иванович, Кузнецов Василий Сергеевич, Казанцев А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The task solution of an establishment of the law of distribution of loading in gearings of the coaxial planetary transfer containing a nonconventional central wheel with cogs crosspieces is resulted. The created mathematical model of gearing includes the equations ofjointness of movings cogs wheels and the basic kinds of deformations of their elements.

Текст научной работы на тему «Исследование распределения нагрузки в зацеплениях колес коаксиальной планетарной передачи»

№ 8

2007

621.833 : 539.4

ИССЛЕДОВАНИЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ НАГРУЗКИ В ЗАЦЕПЛЕНИЯХ КОЛЕС КОАКСИАЛЬНОЙ ПЛАНЕТАРНОЙ ПЕРЕДАЧИ

Д-р техн. наук, проф. Ф. И. ПЛЕХАНОВ, канд. техн. наук В. С. КУЗНЕЦОВ, канд.техн.наук Л. С. КАЗАНЦЕВ

Приводится решение задачи установления закона распределения uaspymt в уаненленнях коаксиальной планетарной передачи, соде/?жаи(ей нетрадиционное нейтральное колесо с зубья\1и-перемычками. Созданная математическая модель зацепления включает уравнения совместности перемеиитий зубьев колее и основные виды деформси^ш их цементов.

The task solution of an establishment of the law of distribution of loading in gearings of the coaxial planetary transfer containing a nonconventional central wheel with cogs - ci'osspieces is resulted. The created mathematical model of gearing includes the а/на/ions of joint ¡¡ess of mo rings cogs wheels and the basic kinds of deformations of their elements.

Планетарные механизмы с двумя внутренними зацеплениями колес (передачи типов ЗК и 2К-Н) позволяют реализовать большое передаточное отношение в одной ступени при малом числе деталей.

Однако при традиционном параллельном расположении центральных колес действующие с их стороны на сателлит силы создают момент, стремящийся развернуть это звено передачи, что требует использования мощных подшипниковых узлов и жесткого водила. Избавиться от этого недостатка можно, выполнив одно центральное колесо в виде барабана с зубьями-перемычками и расположив его коаксиальпо в колесе с укороченными внутренними зубьями [1]. Планетарная передача типа ЗК в этом случае может не содержать водила, его функцию выполняет опорное кольцо, воспринимающее радиальные составляющие сил в зацеплениях колес (рис. Г).

Л/-/*■•/.А

4-V'-'

, х/

, 4

■-.. • -Л'

m?

Рис. 1. Бсзводильная планетарная передача типа ЗК и центральное колесо с зубьямп-перемычками

В процессе работы такой коаксиальной планетарной передачи колесо с зубьями-перемычками деформируется под действием момента кручения Г, что приводит к искривлению перемычек. Кроме того, изгиб перемычки происходит под действием силы, действующей на нес со стороны зуба сателлита. В результате имеет место неравномер-

№ 8

2007

нос распределение нагрузки как по длине перемычки, так и по венцам сателлита, что отрицательно сказывается на нагрузочной способности механизма. Поэтому для расчета передачи па прочность и жесткость и определения рациональных параметров механизма важно установить законы распределения нагрузки по длине линии контакта и отдельным венцам сателлита.

Деформация зуба-перемычки колеса под действием момента кручения Т может быть найдена из универсального уравнения изогнутой оси (рис. 2)

т

м,

е

о-

2

\М,

ь

ь

м-

ф

т

■X

®

Л

Рис. 2. Деформация зубьев-перемычек колеса под действием момента кручения

М У2 I? У3 У,.(ХУ Е = 9(0УЕА- + ^--

+

Я(х-ьу

+

2

Я (Х-Ь-1Л

III

(1)

IV

где угол поворота перемычки в начале координат равен углу кручения собственно зуба, т. е. 0(0) = М Н/Jp.fi , Е и С — модули упругости 1 и 2 рода, J — полярный момент инерции сечения зуба, J — осевой момент инерции сечения перемычки (это выражение записано для наиболее часто используемого в передачах колеса с двумя рядами перемычек).

Входящие в (1) реакции опор балки, в виде которой представлен зуб-перемычка, выразим через среднее значение силы F, действующей на перемычку колеса со стороны венца сателлита, и силу , действующую на перемычку 2,

(2)

где /7и. — число двухвенцовых сателлитов, одновременно передающих нагрузку, г — число зубьев колеса, Т7 = , ¿/и. —диаметр начальной окружности колеса.

Учитывая, что углы поворота балки в местах расположения опор равны углам кручения зуба, получим следующие выражения:

Jp.fi

№8

2007

MJL EJ = MltL JE + h,L{2h + л) - 0,5Л,(3/г + 2/;/,) + + Л-/, (Л + 0,5Л) - 0,5/г/г-.

(4)

^ 4

Н' !\ х

I ?.....

С i

О

M(Oj г

да

I......Г

У

I Т !

¿W

Рис. 3. Зуб-перемычка колеса и характер распределения нагрузки по его длине

Последние равенства и уравнение статики

£ мт = М, + М2 + - Л(Л2 + Л,) = О (5)

позволяют выразить неизвестные моменты М], Л/2, А/, через /7 и F2.

Связь между силовыми факторами каждой из двух перемычек и се прогибом выражается известным уравнением

+

= У (Э.

(б)

JE Б И С

учитывающим действие момента и поперечной силы на величину прогиба (рис. 3). Здесь момент в произвольном сечении перемычки

М(£) = ¡2(0)^ - } г/(- У)с1 V - Л// (0). (7)

0

С другой стороны, погонная нагрузка £/(£,) может быть выражена через жесткость зацепления Си и перемещение зубьев:

^) = с//[д-|>'(^)|] = с//[д + Ж)], (8)

где А —постоянная величина, С,, =Е/К,, [2}(КП -4,05-^5 в зависимости от ширины венца сателлита).

После подстановки (7) и (8) в равенство (6) и дифференцирования последнего получим однородное дифференциальное уравнение четвертого порядка

Л/? О Jh

(9)

решение которого имеет вид

<y(q) = C1sh(0^)sin(p^) + C2ch(cx^)sin(p^) +

+C3sh(aq) cos([3q) + Qch(aq)cos(fiq), где a и P — корпи характеристического уравнения.

№8

2007

Для определения постоянных интегрирования и сил, действующих на перемычки 1 и 2, используем уравнения статики и граничные условия, записанные с учетом выражений (6) и (8):

(П)

и

у№ =

с/т

с,.

у[(Ь) =

ч[Ф)

с„

.]Е

н

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

у'Л о) =

с/'А 0) .!Е

С,.

н

у'2(Ь) =

д'(Ь)

м2н

ф) 1,2 сф)

с„ БИв

д'Х 0) 1,2^(0)

С,, БИв

мм

(12)

(13)

(14)

(15)

(16)

Сп

Ях{Щ-д{(Ъ) = С1\уТ{Х = 2Ь + 12)-уТ{Х = Ь + 12)}> (17)

д2(0 )-д2(Ь) = С„ут(Х = Ь), (18)

с!2(0)-д1(0) = С11уг(Х = Ь + !2). (19)

Решение системы уравнений (3)—(5) и (31)—(19) позволяет выразить через Е восемь постоянных интегрирования в двух уравнениях вида (10), записанных для перемычек 1 и 2, силу Н2 и моменты Мх, М2, Мъ в местах соединения зуба-перемычки с ободом колеса. Тогда необходимые для расчета зацепления на прочность коэффициенты неравномерности распределения нагрузки по венцам сателлита и по длине перемычки найдем из равенств

<72 (0)

V — к — Упу\К г а

1сп

-Ь.

(20)

На рис. 4, 5 представлены зависимости указанных коэффициентов от относительной длины перемычки Ь =Ь/т и числа зубьев 2 колеса при рациональных параметрах: /, = 1,5/77; /2 = 3/77; /:> - 2/7/; 5 = 1,4/7?; /? = 0,8т\ Н = 1,5/77 (т — модуль эвольвентных зубьев сателлита).

Полученные уравнения и построенные на основе их решения графики позволяют выбрать рациональные с точки зрения прочности зацепления параметры нетрадиционного центрального колеса коаксиальной планетарной передачи.

Рис. 5. Зависимость коэффициента неравномерности распределения нагрузки подлине перемычки от Ь и г

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

! Плеханов Ф. И., Молчанов С. М., Сконин А. А. Симметрия нагружения элементов - важнейший

принцип конструирования зубчатых передач // Приводная техника. — 2003. —№ 4. — С. 30—34. 2. А й р а п е т о в Э. Л., Г с н к и н М. Д. Дсформативпость планетарных механизмов. — М.: Наука, 1973. — 212 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.