Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПАНДЕМИИ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПО ДАННЫМ АВИАКОМПАНИЙ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПАНДЕМИИ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПО ДАННЫМ АВИАКОМПАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коэффициент использования / коэффициент простоя / техническая эксплуатация / utilization factor / downtime factor / technical operation

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — С.Д. Шелопугин, М.А. Андреев, Е.П. Гарцева, О.Г. Бойко

Целью работы является оценка эффективности процесса технической эксплуатации, на основании собранной статистики по различной АТ в авиакомпаниях за период с 2019 по 2020 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY THE IMPACT OF THE PANDEMIC ON ECONOMIC INDICATORS ACCORDING TO THE AIRLINE

The purpose of the work is to assess the efficiency of the technical operation process, based on the collected statistics on various AT in airlines for the period from 2019 to 2020.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПАНДЕМИИ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПО ДАННЫМ АВИАКОМПАНИЙ»

УДК 629.7/621.01

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПАНДЕМИИ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

ПО ДАННЫМ АВИАКОМПАНИЙ

С. Д. Шелопугин*, М. А. Андреев, Е. П. Гарцева Научный руководитель - О.Г. Бойко

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

*E-mail: shelopugin.sd@gmail.com

Целью работы является оценка эффективности процесса технической эксплуатации, на основании собранной статистики по различной АТ в авиакомпаниях за период с 2019 по 2020 года.

Ключевые слова: коэффициент использования, коэффициент простоя, техническая эксплуатация.

STUDY THE IMPACT OF THE PANDEMIC ON ECONOMIC INDICATORS

ACCORDING TO THE AIRLINE

S. D. Shelopugin*, M. A. Andreev, E.P. Gartseva Scientific Supervisor - O. G. Boyko

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation *E-mail: shelopugin.sd@gmail.com

The purpose of the work is to assess the efficiency of the technical operation process, based on the collected statistics on various AT in airlines for the period from 2019 to 2020.

Keywords: utilization factor, downtime factor, technical operation.

Высокая эффективность использования парка авиационной техники (АТ) для авиакомпаний является важнейшей задачей, т.к. от этого зависит экономическая составляющая авиакомпании - обеспечения регулярности и безопасности полетов [1].

Целью работы является оценка эффективности процесса технической эксплуатации, на основании собранной статистики по различной АТ в авиакомпаниях за период с 2019 по 2020 года.

Исследовалась статистика нахождения в состояниях процесса технической эксплуатации по кварталам за 2019-2020 года по следующим авиакомпаниям:

-«АэроГео» ВС Ми-8Т;

-«КрасАвиа» ВС ЯК-42;

-«КрасАвиа» ВС МИ-8АМТ;

-«S7 Airlines» ВС Airbus A319.

Процесс технической эксплуатации исследовался с помощью алгоритмов теории Марковских процессов [1-3].

В работе составлены графы состояний и переходов процесса технической эксплуатации [4].

Далее были рассчитаны интенсивности переходов между состояниями, и составлены системы дифференциальных уравнений Колмогорова для каждого воздушного судна (ВС).

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 2

Поскольку процесс технической эксплуатации со временем становится стационарным, то из систем дифференциальных уравнений был осуществлен переход к системам алгебраических уравнений.

С помощью рассчитанных интенсивностей переходов и с учетом нормировочного условия были рассчитаны вероятности нахождения воздушных судов в каждом из состояний [5]. Далее были определены показатели эффективности процесса: Коэффициент использования

Рп'У-п

Коэффициент простоев

Ки ÜL^ßi

Ки

Pu*ßu '

(1)

(2)

где Р - вероятности нахождения в N состояниях процесса технической эксплуатации (/=1,.. п - состояние использования, ] - все состояния, кроме использования ).

ц - времена пребывания в состояниях процесса за исследуемый период, найденные из статистических данных о движениях воздушных судов по состояниям процесса эксплуатации.

Изменение показателей представлено на рис.1.

Полученные показатели сравнивались с нормативными, приведенными в табл. 1, по изменению их количественных характеристик.

0,9 0,8 0,7 0,6 5

0.4 0,3 0,2 0,1 о

1-й 2-Й 3-Й 4-й 1-й 2-Й 3-Й 4-Й квартал квартал квартал кваратл квартал квартал квартал кваратл

ю

-Ки 0,1

—Кп

э

—Коэф. простоя —Коэф. использования

1KB. 201* 2KB. 2019г. 3 чв. 2019г. 4 кв. 2019г. lhß.2D20r 2кв.2П20г. 3KB.Z02ÜI. 4 HB. 2020г. б)

350

0.25

0,5 0,45 0,4 0,35 0,3 0,25 0,2 0,15 0,1 0,05 О

.Ки -Кп

1-й 2-Л К 4-й 1-й 2-й 3-й 4-й квартал иврш квартал кнратл квартал квартал квартал кваратл

В)

-Ки ■

-Кп

0.15

0.05

1кн ?йй. Зне. 4кё. 1кн. 2кв. Зкв, 4ки. 2019 2019 2019 2019 2020 2020 2020 2020

Рис. 1. Изменение показателей Кп, Ки для авиакомпаний за 2019-2020: а) «АэроГео» ВС Ми-8Т; б) «КрасАвиа» ВС МИ-8АМТ; в) «S7 Airlines» ВС Airbus A319; г) «КрасАвиа» ВС ЯК-42.

Таблица 1

Коэффициент использования с учетом класса самолета [1]

Классы самолетов Коэффициент использования Ки

Ближнемагистральный самолет 0,28... 0,34

Среднемагистральный самолет 0,34... 0,4

Дальнемагистральный самолет 0,4.0,52

Анализ построенных зависимостей наглядно показывает сезонную составляющую процесса. Максимальное использование авиационной техники приходится на летний период. Холодное время года, традиционно используется авиакомпаниями для выполнения основных видов технического обслуживания и ремонтных форм.

Построенные зависимости коэффициентов простоя и использования, приведенные на графиках, показывают, что пандемийный период сказался на деятельность авиакомпаний различным образом:

- для авиакомпании КрасАвиа, ВС ЯК-42, период оказался критическим. Средний показатель использования за 2020 год меньше нормативного на 65%. По вертолетам МИ-8АМТ падение среднего показателя насчитывает 6,7%.

- для авиакомпании S7, по ВС Airbus A319 - падение среднего коэффициента использования составило 9,6%.

- для авиакомпании АэроГео по вертолетам МИ-8Т период пандемии оказал несущественное влияние. Коэффициент использования снизился всего на 4,5%. Это связано с тем, что данная авиакомпания имеет краевую дотацию на санитарные рейсы, которые она выполняла в период пандемии.

На данный момент ситуация в авиакомпаниях иная в связи с постепенным восстановлением регулярности полетов в период снижения заболеваемости, но при этом наложенные санкции на некоторые авиакомпании по-прежнему усложняют ситуацию.

Библиографические ссылки

1. Ицкович, А. А. Управление системами и процессами технической эксплуатации авиационной техники. Ч. 1. Системный анализ систем и процессов эксплуатации авиационной техники : учеб. пособие / А. А. Ицкович, И. А. Файнбург. - М. : МГТУ ГА, 2014. - 87 с.

2. Кабков П. К. исследование операций и системный анализ / П. К. Кабков - Москва: 2005 - 342 с.: ил.

3. Колмогоров, А. Н. Вероятностно-статистические методы исследования А. Н. Колмогоров. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1983. - 160 с.

4. НТЭРАТ ГА-93. Наставления по производству и ремонту авиационной техники в Гражданской Авиации. - М.: Воздушный транспорт, 1993. - 297с.

5. Синегубов С. В., Поташникова С. В. Оценка вероятностей переходов при описании функционирования систем марковскими процессами //Вестник воронежского института МВД России. - 2016. - №. 3

© Шелопугин С. Д., Андреев М. А., Гарцева Е. П., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.