Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КОМПЛЕКСА СТАТОДИНАМИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И МИОФАСЦИАЛЬНОГО РЕЛИЗА НА ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КОМПЛЕКСА СТАТОДИНАМИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И МИОФАСЦИАЛЬНОГО РЕЛИЗА НА ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
41
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / НАРУШЕНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА / НАРУШЕНИЕ ОСАНКИ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / СТАТОДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / МИОФАСЦИАЛЬНЫЙ РЕЛИЗ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Алексеева Светлана Валентиновна, Антипина Юлия Валентиновна

Статья посвящена исследованию и анализу эффективности разработанного комплекса физических нагрузок с применением статодинамических упражнений и миофасциального релиза для студентов технического вуза специальной медицинской группы, имеющих нарушения в функционировании и состоянии опорно-двигательного аппарата. Актуальность работы обоснована растущими показателям гиподинамии в следствии модернизации образа жизни и ухудшениями в состоянии здоровья. В работе представлен комплекс упражнений для улучшения состояния позвоночного столба и физических качеств. Оценка эффективности определялась посредством современных диагностических устройств и методов оценки функционального состояния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Алексеева Светлана Валентиновна, Антипина Юлия Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTIGATION OF THE EFFECT OF A COMPLEX OF STATODYNAMIC EXERCISES AND MYOFASCIAL RELEASE ON THE PHYSICAL CONDITION OF STUDENTS OF A SPECIAL MEDICAL GROUP

The article is devoted to the study and analysis of the effectiveness of the developed complex of physical activities with the use of statodynamic exercises and myofascial release for students of the technical university in the special medical group of ones with disorders in the functioning and condition of the musculoskeletal system. The relevance of the research is justified with the growing indicators of inactivity as a result of lifestyle modernization and deterioration in health. The article presents a set of exercises to improve the condition of the spinal column and physical qualities. The evaluation of effectiveness was determined by means of modern diagnostic devices and methods for assessing the functional state.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КОМПЛЕКСА СТАТОДИНАМИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И МИОФАСЦИАЛЬНОГО РЕЛИЗА НА ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ»

2. Alekseeva, N.D., Zinoviev, N.A., Zinoviev, A.N. and Nadyrshina, M.Yu. (2020), "Development of coordination abilities of skiers at the initial stage of preparation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No.9 (187), pp. 7-10.

3. Alekseeva, N.D., Feofanov, V.V., Kobeleva, S.V. and Kupreev, M.V. (2021), "Specifics of the development of coordination abilities of young skiers", Scientific research in the modern world. Theory and practice. Collection of selected articles of the All-Russian (national) Scientific and Practical Conference, St. Petersburg, pp. 10-11.

4. Federal standard of sports training in the sport "alpine skiing", available at: http://minsport.gov.ru/2018/Prikaz24ot19012018.pdf (accessed 02 May 2022).

Контактная информация: zinovev_na@voenmeh.ru

Статья поступила в редакцию 10.12.2022

УДК 796.011.3

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КОМПЛЕКСА СТАТОДИНАМИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И МИОФАСЦИАЛЬНОГО РЕЛИЗА НА ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ

Светлана Валентиновна Алексеева, аспирант, старший преподаватель, Юлия Валентиновна Антипина, аспирант, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Санкт-Петербург

Аннотация

Статья посвящена исследованию и анализу эффективности разработанного комплекса физических нагрузок с применением статодинамических упражнений и миофасциального релиза для студентов технического вуза специальной медицинской группы, имеющих нарушения в функционировании и состоянии опорно-двигательного аппарата. Актуальность работы обоснована растущими показателям гиподинамии в следствии модернизации образа жизни и ухудшениями в состоянии здоровья. В работе представлен комплекс упражнений для улучшения состояния позвоночного столба и физических качеств. Оценка эффективности определялась посредством современных диагностических устройств и методов оценки функционального состояния.

Ключевые слова: студенты, нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушение осанки, физические упражнения, статодинамические упражнения, миофасциальный релиз.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p15-20

INVESTIGATION OF THE EFFECT OF A COMPLEX OF STATODYNAMIC EXERCISES AND MYOFASCIAL RELEASE ON THE PHYSICAL CONDITION OF STUDENTS OF A SPECIAL MEDICAL GROUP

Svetlana Valentinovna Alekseeva, the post-graduate student, senior teacher, Yuliya Valenti-

novna Antipina, the post-graduate student, senior teacher, St. Petersburg State University of

Aerospace Instrumentation

Abstract

The article is devoted to the study and analysis of the effectiveness of the developed complex of physical activities with the use of statodynamic exercises and myofascial release for students of the technical university in the special medical group of ones with disorders in the functioning and condition of the musculoskeletal system. The relevance of the research is justified with the growing indicators of inactivity as a result of lifestyle modernization and deterioration in health. The article presents a set of exercises to improve the condition of the spinal column and physical qualities. The evaluation of effectiveness was determined by means of modern diagnostic devices and methods for assessing the functional state.

Keywords: students, musculoskeletal disorders, posture disorders, physical exercises, statodynam-ic exercises, myofascial release.

ВВЕДЕНИЕ

Изменения в принципах жизни, возникающие из-за развития цифровизации и информационного сообщества с приоритетом сферы услуг, возможностей минимизировать подвижность за счет работы в домашних условиях и покрытия всех потребностей при помощи интернета, приводят в настоящее время к увеличивающимся показателям низкой физической активности, гиподинамии и гипокинезии. Отсутствие должной мышечной нагрузки в комплексе с сидячим образом жизни приводит к нарушениям в функционировании и состояния костно-мышечной системы. В связи с этим все больше внимания уделяется методикам, направленным на применение превентивных мер по обеспечению здоровья и осуществляющих лечебное воздействие.

Исследовательская работа В.Н. Григорьевой, К.А. Машкович показывает, что низкая двигательная активность, позно-тоническая перегрузка определенных групп мышц, состояние стресса приводят к нарушениям в работе косно-мышечной системы и различным заболеваниям, связанным с этой проблемой [1]. Сокращение и изменение характера двигательной активности современного человека оказывают не только отрицательное влияние на его психофизические способности, но и снижает адаптивные резервы организма. По мнению Е. А. Цыглакова, Е. А. Филиппова это приводит к различным отклонениям в работе органов и систем организма, заболевания зачастую приобретают хроническую форму [8].

Одной из наиболее часто встречающихся причин ухудшения состояния здоровья, возникновения патологических процессов в организме человека являются функциональные нарушения опорно-двигательного аппарата (ОДА) - нарушения естественных изгибов позвоночного столба (прямая спина, сутулость, кифотическая, сколиотическая осанка), плоскостопие. В период с 12 до 15 лет диагностируется наибольшее количество нарушений опорно-двигательного аппарата, а в студенческие годы эти отклонения приобретают хроническую форму, так же специалистами фиксируется большое количество студентов с различным нарушением осанки [2, 4, 7]

По причинам низких показателей здоровья, отсутствия интереса к занятиям физической культурой среди студентов технических вузов, научными исследованиями, регулярно проводящимися специалистами в области физического воспитания в различных вузах страны, констатирующими общее снижение уровня здоровья студенческой молодежи, в учебном процессе необходимо вносить коррективы [3, 4, 6]. В современной образовательной системе вуза традиционные системы физического воспитания следует трансформировать путем применения новых фитнес-методик, направленных на оздоровление и коррекцию состояния здоровья студентов [5].

Поперков В.С. с соавторами, проанализировав существующие методики и учебные программ по физической культуре для студентов специальной медицинской группы, пришли к выводам, что к настоящему времени имеется дефицит информации, касающейся применения адаптированных комплексов физических упражнений, направленных на оздоровление студентов этой категории [6]. Они предложили комплекс статодинамиче-ских упражнений, позволяющий развивать координационные способности, силу, гибкость и расширять функциональные возможности за счет нагрузок в аэробном режиме.

Изучив данную работу, мы пришли к выводу, что данная методика даст наилучшие результаты в сочетании с миофасциальным релизом. Это позволит не только улучшить вышеперечисленные показатели, но и за счет мануального воздействия на мышцы и фасции ускорит процесс восстановления трофики ткани, и, следовательно, запустит процесс оздоровления организма в целом.

Применение миофасциального релиза (МФР) изначально было реализовано как специальная техника массажа авторами A. Chila, J. Peckham, K. Manheim. Работа с миофасциальными структурами посредством сдавливания и пассивного растягивания

приводит к расслаблению и улучшению кровообращения. Модернизация технология МФР для самостоятельного применения расширила возможности применения данной техники на групповых занятиях. Использование в заключительной части занятий обеспечивает улучшение процесса восстановления после тренировки за счет увеличения прилива крови к обрабатываемым структурам, снижение болевых ощущений в мышцах из-за накопления лактата, повышения гибкости и снижения вероятности травм, а также устранения мышечного гипертонуса.

Целью исследовательской работы являлось определение эффективности применения комплекса статодинамических упражнений и упражнений миофасциального релиза на физическое, психоэмоциональное и функциональное состояние студентов, имеющих заболевания костно-мышечной системы.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

В процессе исследования для решения поставленных задач были использованы следующие методы: анализ и обобщение данных литературы; изучение опыта передовой педагогической практики; анализ педагогической деятельности с использованием социологических методов (анкетирование), методов функциональной и физической диагностики, педагогический эксперимент, анализ, обобщение, методы математической статистики (с расчетом t-критерия Стьюдента).

В ходе исследований респонденты проходили оценку состояния сегментов позвоночника с применением обследования MS FIT диагностирующим в баллах уровень нервно-мышечной проводимости для различных сегментов позвоночного столба. Проводилось анкетирование с целью определения субъективного (психоэмоционального) мнения студентов о своем физическом и функциональном состоянии, так как зафиксированные с применением контрольных тестирований положительные изменения в состоянии могут не удовлетворять респондента и не считаются успешными. Ожидания студентов от физических нагрузок на занятиях и их удовлетворенность должны иметь первостепенное значение при оценке результатов применения комплекса упражнений. Для оценки качества и удовлетворенности в исследовании использовался обновленный опросник SRS-24 сообщества исследования сколиоза, состоящий из 22 вопросов в 5 равных по значению разделов, определенных факторным анализом: боль, самооценка, функция, психическое здоровье, удовлетворенность курсом физкультурных занятий.

Состояние студентов 2-3 курса оценивалось по уровню функционального состояния и физического развития (с использованием диагностического оборудования MS FIT PRO для определения текущего состояния и рисков для отделов позвоночника, комбинированная проба Серкина (оценка дыхания), (проба Мартине-Кушелевского (физическая работоспособность), тест Шобера-Отта (подвижность в поясничном и грудном отделах), боковая подвижность (степень латерофескии)).

В нашу задачу входило разработать комплекс статодинамических нагрузок и применение миофасциального релиза для улучшения физического состояния студентов, имеющих заболевания позвоночного столба, профилактики данной болезни и повышения показателей физических качеств. На начальном этапе педагогического эксперимента проводился отбор респондентов, имеющих проблемы с позвоночником, для двух групп -контрольной и экспериментальной. Так же были произведены входные тестирования оценки физического и функционального состояния, зафиксированы медицинские противопоказания.

Методика занятий со студентами была выстроена согласно теории и методики физического воспитания и включала в себя подготовительную, основную и заключительную часть занятия. Средствами физической подготовки студентов с отклонениями в здоровье опорно-двигательного аппарата были определены статодинамические гимнастические

упражнения общеукрепляющего характера и специальные упражнения, избирательно действующие на решение задач улучшения физического и функционального состояния. Общеразвивающие упражнения были направлены на комплексное укрепление мышц, развитие координации и ловкости, увеличения показателей силы и выносливости. Специальные средства методики восстанавливали амплитуду движений, улучшение подвижности позвоночника, коррекцию и укрепление поддерживающих мышц. Дополнительным средством стали упражнения миофасциального релиза, применяемые в заключительной части занятия для стимулирования процессов торможения, расслабления и улучшения кровоснабжения мышечных тканей. Студенты занимались с использованием методики три раза в неделю - по расписанию один раз с преподавателем и два раза самостоятельно.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ исходных данных по состоянию позвоночника у респондентов, полученных при помощи инновационного диагностического оборудования сенсорного стенда медицинской экспресс-диагностики Medical Soft PRO, выявил высокие риски прогрессиро-вания нарушений и ухудшения состояния у студентов, не имеющих заболеваний. Согласно бальной системе оценок уровня нервно-мышечной проводимости для различных сегментов позвоночного столба более 83% респондентов имели результат «средне», 7% - «хорошо», 10% студентов - имели результат «плохо». Выявленная степень рисков в большей степени относилась к области грудного отдела позвоночника - 74%, на поясничный отдел приходилось 16% риска, на шейные позвонки - 8%. Исследование результатов обследования по окончании учебного года и курса дисциплины физической культуры показало улучшение общего состояния позвоночника. 53% респондентов достигли показателя «хорошо», результатов «плохо» не получил ни один студент. Были снижены показатели рисков для грудного отдела на 28% и поясничного на 39%, тем самым доказывая эффективность применения комплекса статодинамических упражнений и миофасциаль-ного релиза (р<0,01).

Так же были зафиксированы улучшения в показателях физической подготовленности и функционального состояния. Оценка гибкости была проведена с применением теста Шобера-Отта и измерения степени латерофескии, выявленное достоверное улучшение подвижности в среднем на 2,3 см (р<0,01) и 1,4 см (р<0,05) соответственно свидетельствует об эффективности комплексного применения МФР. Оценка состояния с применением пробы Серкина, определяющей устойчивость организма к недостатку кислорода, выявила рост способности кислородного обеспечения организма и общего уровня тренированности у экспериментальной группы на 23%, тогда как студенты контрольной группы получили улучшение лишь на 11% (р<0,05).

Для объективной оценки изменений функционального состояния и адаптационных возможностей вследствие применения тренировочных нагрузок статодинамического характера применялась проба Мартине-Кушелевского. По результатам проведенного исследования было определено улучшение динамики реакций сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку на 39% относительно исходного состояния и 53% относительно контрольной группы по окончанию педагогического эксперимента (р<0,01).

Анкетирование студентов на первоначальном этапе исследования определило наиболее беспокоящие вопросы: болевые ощущения в поясничном отделе при длительной ходьбе, малоподвижность грудного отдела, нестабильность шейного отдела, впалая грудная клетка, неудовлетворенность формами тела, быстрая утомляемость. Проведенный по окончании курса опрос показал высокую степень удовлетворенности полученными результатами, выражающимися в улучшении осанки и телосложения, роста силовых показателей и общей выносливости, ловкости, подвижности, способности самостоятельно работать над проблемой сохранения и укрепления здоровья. 84% студентов, прохо-

дивших обучение по данной методике, отметили улучшение своего психоэмоционального состояния.

ВЫВОДЫ

Развитие информационной формы существования в настоящее время провоцирует увеличение проблем в области здоровья опорно-двигательного аппарата, так как основным рабочим положением является сидячая поза и минимизация подвижности. На момент поступления в вуз большинство подростков уже имеют отклонения в состоянии здоровья опорно-двигательного аппарата, что требует незамедлительного использования средств физической культуры с целью мобилизации мышц, коррекции состояния, укрепления здоровья и профилактики заболеваний. Разнообразие различных методик и современных средств контроля физического, функционального состояний позволяет компоновать нагрузку с выделением приоритетных задач и способов их решения. Применение статодинамических упражнений в комплексе с МФР в ходе исследовательской работы получило доказательства эффективности, выраженные в виде улучшения симметричности тела, снижения рисков в отделах позвоночника, увеличения функциональных показателей и, главным образом, удовлетворенности респондентов процессом и результатами проделанной работы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Григорьева В.Н. Низкая двигательная активность как фактор риска хронизации головной боли напряжения у студентов / В.Н. Григорьева, К.А. Машкович // Медицинский альманах. -2017. - № 5 (50). С. 105-108.

2. Кабышева М.И. Функциональные нарушения опорно-двигательного аппарата студентов (на примере Оренбургского государственного университета) / М.И. Кабышева, Т.А. Глазина // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2017. - No. 2 (202). -С. 129-134.

3. Кашуба В.А. Технология профилактики нарушений осанки студентов в процессе физического воспитания / В.А. Кашуба, М.В. Дудко // Наука и спорт: современные тенденции. - 2016. -Т. 11, № 2 (11). - С. 24-30.

4. Колос Н.А. Особенности морфофункционального развития студентов / Н.А. Колос, И.Й. Малинский, В.В. Яременко // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2010. - № 12. - С. 59-61.

5. Морозова Л.В. Модернизация оздоровительных практик специальных медицинских групп средствами фитнеса / Л.В. Морозова, Л.А. Кирьянова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 2(192). - С. 213-217.

6. Попереков В.С. Результаты экспериментальной методики применения статодинамиче-ских упражнений на занятиях физической культурой со студентами специальных медицинских групп / В.С. Попереков, Н.В. Булдакова, М.П. Бандаков [и др.] // Человек. Спорт. Медицина. - 2018. - Т. 18, № 3. - С. 120-134.

7. Шепель С.П. Актуальные проблемы здоровья студенческой молодёжи / С. П. Шепель, Е. Г. Михальченко, Е. Ю. Внукова [и др.] // Культура физическая и здоровье. - 2020. - № 1 (73). - С. 85-89

8. Цыглакова Е.А. Влияние снижения двигательной активности на организм человека / Е.А. Цыглакова, Е.А. Филиппова // Актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности и физической культуры : сборник научных статей факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности / Балашовский ин-т (филиал) ФГБОУ ВО «Саратовский нац. исслед. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского». - Саратов. - Саратовский источник, 2018. - С. 184-187.

REFERENCES

1. Grigorieva, V.N. and Mashkovich, K.A. (2017), "Low motor activity as a risk factor for chronic tension headache in students", Medical Almanac, No. 5 (50), pp.105-108.

2. Kabysheva, M.I. and Glazina, T.A. (2017), "Functional disorders of the musculoskeletal system of students (on the example of Orenburg State University)", Bulletin of Orenburg State University,

No. 2 (202). pp. 129-134.

3. Kashuba, V.A. and Dudko, M.V. (2015), "Technology of prevention of students' posture disorders in the process of physical education", Science and sport: modern trends, Vol. 11, No, 2 (11), pp. 24-30.

4. Kolos, N.A., Malinsky, I.Y. and Yaremenko, V.V. (2010), "Features of morphofunctional development of students", Pedagogy, psychology and biomedical problems of physical education and sports, No. 12, pp. 59-61.

5. Morozova, L.V. and Kiryanova, L.A. (2021), "Modernization of health practices of special medical groups by means of fitness", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (192), p. 213-217.

6. Pererekov, V.S. Buldakova, N.V., Bandakov, M.P. et al. (2018), "Results of experimental methods of using statodynamic exercises in physical education classes with students of special medical groups", Man. Sport. Medicine, Vol. 18, No. 3, pp. 120-134.

7. Shepel, S.P., Mikhalchenko, E.G., Vnukova, E.Y. et al. (2020), "Actual problems of health of student youth", Physical culture and health, No. 1 (73), pp. 85-89

8. Tsyglakova E.A. and Filippova, E.A. (2018), "The effect of decreased motor activity on the human body", Collection of scientific articles of the Faculty of Physical Culture and Life Safety, Saratov source, Saratov, pp. 184-187.

Контактная информация: uliasha@list.ru

Статья поступила в редакцию 19.12.2022

УДК 796.332.6

ВСЕРОССИЙСКИЕ ЮНОШЕСКИЕ ЛИГИ - ДЕЙСТВЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА В МИНИ-

ФУТБОЛЕ(ФУТЗАЛЕ) Эмиль Гуметович Алиев, доктор педагогических наук, Президент, Ассоциации мини-

футбола России, Москва

Аннотация

В статье рассматривается актуальная проблема оптимизации структуры всероссийских юношеских соревнований по мини-футболу(футзалу), сложившейся в нашей стране с начала 90-х гг. прошедшего века. В результате проведенного социологического исследования были выявлены основные лимитирующие факторы , снижающие эффективность данной структуры, и определены пути ее оптимизации. В качестве основной практической формы совершенствования данной структуры стало учреждение всероссийских юношеских лиг(18, 17, 16 и 15 лет), что давало возможность разработать полноценный круглогодичный календарь игр для юных футболистов ведущих ДЮСШ и СДЮШОР с их оптимальной периодичностью для каждого возраста. Главной задачей таких лиг, таким образом, стала оптимизация соревновательной практики юных футболистов в целях повышения качества их подготовки как квалифицированного резерва для сборных юношеских команд России и мини-футбольных клубов - участников чемпионата и первенства страны.

Ключевые слова: мини-футбол(футзал), спортивный резерв, оптимизация, структура, соревнования.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p20-24

ALL-RUSSIAN YOUTH LEAGUES ARE AN EFFECTIVE TOOL FOR IMPROVING THE QUALITY OF SPORTS RESERVE TRAINING IN MINI-FOOTBALL (FUTSAL) Emil Gumetovich Aliev, the doctor of pedagogical sciences, President, Association of MiniFootball of Russia, Moscow

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.