Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ИСКУССТВА НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ИСКУССТВА НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмоциональная сфера / искусство / личность / художественно-творческое воображение / творческий потенциал / восприимчивость / креативное мышление / emotional sphere / art / personality / artistic and creative imagination / creativity / receptivity / creative thinking

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузьмина Ирина Николаевна

В статье обоснована необходимость исследования влияния искусства на развитие эмоциональной сферы личности обучающегося, а также потребность разработки развивающей программы психолого-педагогического сопровождения. Цель исследования заключается в изучении психологических особенностей развития эмоциональной сферы обучающегося как субъекта образовательной среды, а также выявлении уровня его эмоционального развития и ведущей эмоциональной направленности, влияющих на развитие личностных качеств (эмоциональность, отзывчивость, восприимчивость, эмпатию, доброжелательность, чуткость, воображение, речь т.д.), раскрытии художественно-творческих навыков и развитии креативного мышления. Материалом исследования послужили эмпирические данные, полученные от 275 обучающихся среднего школьного возраста, и исходные данные их эмоциональных характеристик, позволяющих составить общее представление об уровне развития их эмоциональной сферы при прочтении и восприятии ими произведений искусства. Различия исходного уровня эмоционального развития обучающихся оценивались по показателю удовлетворительно/неудовлетворительно, что позволило составить общую характеристику полученных результатов. Таким образом, практическая значимость результатов проведенного исследования, подтверждает гипотезу о предположении, что специально подобранный комплекс методик позволяет выявить исходное состояние уровня эмоционального развития обучающегося. Беря во внимание исследуемые показатели, обоснована потребность разработки развивающей программы психолого-педагогического сопровождения обучающегося, средствами приобщения его различными видами искусства, что будет способствовать раскрытию творческий потенциала, формированию художественно-эстетического восприятия, а также развитию способности эмоционального сопереживания и социальном становлении в обществе как полноценной личности, способной адекватно реагировать на изменения различных факторов внешней среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article substantiates the need to study the influence of art on the development of the emotional sphere of the student's personality, as well as the need to develop a developmental program of psychological and pedagogical support. The purpose of the study is to study the psychological features of the development of the emotional sphere of the student as a subject of the educational environment, as well as to identify the level of his emotional development and the leading emotional orientation that affect the development of personal qualities (emotionality, responsiveness, receptivity, empathy, benevolence, sensitivity, imagination, speech, etc.), the disclosure of artistic and creative skills and the development of creative thinking. The research material was empirical data obtained from 275 students of secondary school age, and the initial data of their emotional characteristics, which allow us to get a general idea of the level of development of their emotional sphere when reading and perceiving works of art. Differences in the initial level of emotional development of students were assessed by the indicator satisfactory/unsatisfactory, which allowed us to make a general description of the results obtained. Thus, the practical significance of the results of the study confirms the hypothesis that a specially selected set of techniques allows you to identify the initial state of the level of emotional development of the student. Taking into account the studied indicators, the need to develop a developmental program of psychological and pedagogical support of the student, by means of introducing him to various types of art, which will contribute to the disclosure of creative potential, the formation of artistic and aesthetic perception, as well as the development of the ability of emotional empathy and social formation in society as a full-fledged personality capable of adequately responding to changes in various external factors, is substantiated Wednesday.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ИСКУССТВА НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ»

самооценку, уверенность в себе и общие отношения с соответствующими возрасту партнерами по взаимодействию (например, сверстниками того же пола; Sroufe & Fleeson, 1986). Ненадежная привязанность (например, избегание близости или боязнь быть отвергнутой) связана с тендерной неудовлетворенностью, особенно если привязанность носит гендерно-атипичный характер (избегающая у девочек, тревожная у мальчиков. Данные исследователи полагают, что ненадежность привязанности, в первую очередь к матери, побуждает детей, которые видят в себе ярко выраженный кроссгендерный атрибут, делать вывод, что иногендерная идентичность им подходит больше, чем однополая.

3. Когнитивная негибкость также может способствовать тендерной неудовлетворенности. Ригидность мышления является характеристикой аутичных детей, а аутичные дети демонстрируют повышенный уровень тендерной дисфории. Во-первых, поскольку стресс и незащищенность задерживают нормативные переходы в развитии, они могут блокировать развитие детей или заставлять их регрессировать к примитивным способам мышления, которые поощряют ощущаемое давление для тендерного соответствия. Во-вторых, незащищенность порождает мотивы избегания, основанные на страхе, а не мотивы подхода, основанные на вознаграждении (Higgins, 2012), а страх наказания за поведение другого пола представляет собой мотив избегания.

Выводы. Учитывая разнообразие детей по темпераментам, интересам, способностям, возможностям и т. д., подход тендерная идентичность к тендерной идентичности вряд ли будет реалистичным или желательным. Разрешение детям преследовать свои собственные интересы - даже если они сильно гендерно типизированы - вероятно, более оправдано, если дети учатся уважать каждый тендерный коллектив, а также разнообразие внутри каждого коллектива

Литература:

1. Бем, С. Линзы тендера / С. Бем. https://docs.google.eom/gview7urHhttps://www.phantastike.com/social_psychology/linzy_gendera/doc/

2. Клецина, И.С. Тендерная психология / И.С. Клецина. https://bookap.info/genpsy/avtorov_gendernaya_psihologiya_2009/gl7.shtm (дата обращения: 01.06.2023)

3. Корнеева, E.H. Содержание учебно-методических комплексов как средство конструирования тендерной идентичности младших школьников / E.H. Корнеева, А.И. Коротаева // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - №1. - https://elibrary.ru/item.asp?edn=todbxt (дата обращения: 01.06.2023)

4. Лапкина, Е.В. Психологическая защита и совладание человека в разные периоды взрослости / Е.В. Лапкина // Ярославский педагогический вестник. - 2010. - №3. - https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-zaschita-i-sovladanie-cheloveka-v-raznye-periody-vzroslosti (дата обращения: 01.06.2023)

Психология

УДК 37.015.311

старший преподаватель Кузьмина Ирина Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ИСКУССТВА НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ

ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

Аннотация. В статье обоснована необходимость исследования влияния искусства на развитие эмоциональной сферы личности обучающегося, а также потребность разработки развивающей программы психолого-педагогического сопровождения. Цель исследования заключается в изучении психологических особенностей развития эмоциональной сферы обучающегося как субъекта образовательной среды, а также выявлении уровня его эмоционального развития и ведущей эмоциональной направленности, влияющих на развитие личностных качеств (эмоциональность, отзывчивость, восприимчивость, эмпатию, доброжелательность, чуткость, воображение, речь т.д.), раскрытии художественно-творческих навыков и развитии креативного мышления. Материалом исследования послужили эмпирические данные, полученные от 275 обучающихся среднего школьного возраста, и исходные данные их эмоциональных характеристик, позволяющих составить общее представление об уровне развития их эмоциональной сферы при прочтении и восприятии ими произведений искусства. Различия исходного уровня эмоционального развития обучающихся оценивались по показателю удовлетворительно/неудовлетворительно, что позволило составить общую характеристику полученных результатов. Таким образом, практическая значимость результатов проведенного исследования, подтверждает гипотезу о предположении, что специально подобранный комплекс методик позволяет выявить исходное состояние уровня эмоционального развития обучающегося. Беря во внимание исследуемые показатели, обоснована потребность разработки развивающей программы психолого-педагогического сопровождения обучающегося, средствами приобщения его различными видами искусства, что будет способствовать раскрытию творческий потенциала, формированию художественно-эстетического восприятия, а также развитию способности эмоционального сопереживания и социальном становлении в обществе как полноценной личности, способной адекватно реагировать на изменения различных факторов внешней среды.

Ключевые слова: эмоциональная сфера, искусство, личность, художественно-творческое воображение, творческий потенциал, восприимчивость, креативное мышление.

Annotation. The article substantiates the need to study the influence of art on the development of the emotional sphere of the student's personality, as well as the need to develop a developmental program of psychological and pedagogical support. The purpose of the study is to study the psychological features of the development of the emotional sphere of the student as a subject of the educational environment, as well as to identify the level of his emotional development and the leading emotional orientation that affect the development of personal qualities (emotionality, responsiveness, receptivity, empathy, benevolence, sensitivity, imagination, speech, etc.), the disclosure of artistic and creative skills and the development of creative thinking. The research material was empirical data obtained from 275 students of secondary school age, and the initial data of their emotional characteristics, which allow us to get a general idea of the level of development of their emotional sphere when reading and perceiving works of art. Differences in the initial level of emotional development of students were assessed by the indicator satisfactory/unsatisfactory, which allowed us to make a general description of the results obtained. Thus, the practical significance of the results of the study confirms the hypothesis that a specially selected set of techniques allows you to identify the initial state of the level of emotional development of the student. Taking into account the studied indicators, the need to develop a developmental program of psychological and pedagogical support of the student, by means of introducing him to various types of art, which will contribute to the disclosure of creative potential, the formation of artistic and aesthetic perception, as well as the development of the ability of emotional empathy and social formation in society as a full-fledged personality capable of adequately responding to changes in various external factors, is substantiated Wednesday.

Key words: emotional sphere, art, personality, artistic and creative imagination, creativity, receptivity, creative thinking.

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы иМордовский государственный педагогическийуниверситет имени М.Е. Евсевьева) по теме: «Исследование особенностей эмоционального развития обучающихся средствами искусства»

(руководитель — И. Н.Кузьмина)

Введение. В социальном пространстве современного мира, успешности достигает личность, способной адекватно реагировать на различные изменения, происходящие во внешней среде, обладающей навыками быстро находить неординарные решения всевозможных задач и умеющей их применять. Способность генерирования новых идей и применение нестандартных методов их решения осуществляются благодаря развитию творческого воображения и эмоционального интеллекта, формируемые как следствие развития эмоциональной сферы личности. Таким образом, это обстоятельство свидетельствует об имеющемся интересе к изучению данного феномена, способствующего полномерному развитию человека как полноценной личности в условиях современного времени. Вопрос, связанный с процессом эмоционального развития человека нашел отражение в трудах многих ученых: эволюционная теория эмоций Ч. Дарвина [51, эмоция как ценность Б.И. Додонова Г61, теория о потребностях и мотивах эмоций А.Н. Леонтьева Г121, теория дифференцированных эмоций К.Э. Изарда Г81, информационная теория эмоций П.В. Симонова Г141. Апробированное осмысление вопроса развития эмоциональной сферы личности в контексте изобразительного искусства Б.М. Неменского Г131; пейзажной живописи И.Н. Кузьминой Г111; музыкального искусства Б.М. Теплова Г151; декоративно-прикладного искусства В.А. Варданяна Г31; театрального искусства О.П. Задорожней [7], литературы М.М. Бахтина [1]; гончарного мастерства Л.П. Карпушиной, А.П. Русяева Г101.

Е.П. Ильин эмоциональную сферу личности характеризует как «многогранное образование» [9, С. 121, объединяющую в себе комплекс эмоциональных явлений (состояния эмоций, эмоциональные свойства личности, чувственность эмоциональных отношений), имеющих различные по своей сути признаки. Таким образом, эмоциональное развитие личности - это интеграция набора эмоциональных характеристик внутриличностных свойств человека, выражающиеся в эмоциональном тоне; эмоциональных состояниях индивида; эмоциональных личностных качествах; устойчивости эмоциональной чувственности. Исходя из темы исследования, основная цель развития эмоциональных характеристик личности, как важного критерия формирования гармоничной личности, заключается в раскрытии творческого потенциала. В качестве наиболее совершенного средства, приводящего к нужным результатам, мы рассматриваем искусство.

Искусство, как отмечает IU. М. Lotman «is a form of cognition/ одна из форм познания жизни» [16, С. 6-71, в процессе творческой деятельности и при прочтении произведения искусства, человек развивает способность получать и сохранять информацию, осуществлять процесс познания окружающего мира и социализации. Искусство, выступает в качестве эффективного средства познания законов повседневной жизни, оказывая воздействие на развитие качеств гармоничной личности и эмоционального реагирования межличностных отношений в социокультурном пространстве. Таким образом, важная часть внутренней жизни человека представляет собой интрапсихический мир эмоций, который с рождения неразрывно связан с искусством. С наскальных рисунков древнего человека до наших дней искусство выполняло жизненно важные функции: социально-коммуникативную (развитие способности выражать свои эмоции и понимать эмоциональное состояние окружающих); интеллектуальную (развитие наглядно-образного мышления); обучающую (средство передачи опыта, знаний, умений и навыков следующим поколениям) и т.п.

Л.С. Выготский высказывает мысль, что искусство, прежде всего, возникает в качестве «сильнейшего орудия в борьбе за существование» [4, С. 3091. Таким образом, основная функция искусства заключается в способности эмоционального развития личности, которая выполняет значимую роль в эволюции человека.

Исходя из этого, мы видим, что искусство и эмоциональное развитие личности существуют в неразрывной взаимосвязи, представляемые как единое целое. Чувственное восприятие внешнего мира и процесс межличностного общения начинают развиваться ещё в младенчестве и совершенствуются на протяжении всей жизни, зарождая в человеке новые эмоции. Поэтому эмоциональное развитие ребенка необходимо начинать развивать с первых дней его жизни. Изучая принципы и этапы психического развития человека, необходимо акцентировать внимание на особенности формирования личности в подростковом возрасте, сопровождающиеся признаками особой чувственности в эмоциональной сфере, и проявляемые в трудности взаимодействия внутриличностоного, межличностного и социального общения. В этом возрасте контролировать свои эмоции и правильно их выражать ребенку, очень сложно, поскольку, в сензитивные периоды подросткового возраста «изменения в эмоциональной сфере подростка, поднимаются на новый уровень» Г2, С. 181, поскольку период взросления человека, переход из детства в совершенно новое состояние сопровождается повышенной эмоциональной чувствительностью. Механизмом, позволяющим регулировать, поведение ребенка на этом этапе формирования личности, является внутренняя эмоциональная уверенность и принятие им себя самого и окружающих, социальных норм и ценностей общества в котором он находится.

Изложение основного материала статьи. Цель исследования - изучить влияние искусства на развитие эмоциональной сферы обучающегося, а также выявить уровень его эмоционального развития и ведущей эмоциональной направленности обучающихся. Рассматривалась гипотеза о предположении, что специально спланированная психолого-педагогическая деятельность будет способствовать совершенствованию внутриличностных качеств (эмоциональность, отзывчивость, восприимчивость, эмпатия, доброжелательность, чуткость, воображение, речь т.д.) и раскрытию навыков к адекватному реагированию на происходящее внутри себя, что приведет к большей уверенности в своих возможностях и умении ориентироваться в пространстве современного общества. Материалом исследования послужили эмпирические данные, описывающие особенности развития эмоциональной сферы личности обучающихся подросткового возраста и особенности их эмоциональных характеристик. Исходное состояние развития их эмоциональной сферы диагностировались с помощью специально подобранного нами комплекса методик, направленных на оценку: психоэмоционального состояния личности («Волшебная страна чувств» Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Д.Ф. Фролова); способности к эстетическому сужению («Геометрия в композиции» Е.М. Торшиловой, Т.В. Морозовой; способности вербальной креативности («Диагностика творческого мышления» Э.П. Торренса (субтест 5 «Необычное использование» обработке Е.Е. Туник)); и определения эмоциональной направленности («Эмоциональная направленность» Б.И. Додонова). Исследовательская деятельность проводилась с обучающимися 5-6 классов в количестве 275 человек в 2021 году на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №11» г. Саранск. При проведении экспериментальной части исследования влияния искусства на развитие эмоциональной сферы личности обучающегося, нам удалось составить общее представление о начальном уровне ее развития и проследить динамику развития эмоциональной сферы личности. Значение оценочных критериев по

первым трем тестам выражаются в количественном показателе с оценкой высокий/низкий (Таблица 1), критерии последнего теста, определяющие ведущую эмоциональную направленность, представлены отдельно (Таблица 2).

Таблица 1

Исходный уровень эмоционального развития обучающихся

Название методики Показатель Всего Уровень ЭР Показатель ЭР

Волшебная страна чувств высокий 87 (31%) У 209 (76%)

средний 122 (45%)

низкий 66 (24%) н 66 (24%)

Геометрия в композиции высокий 82 (30%) У 272 (99%)

средний 190 (69%)

низкий 0 (0%) н 3 (1%)

очень низкий 3 (1%)

Необычное мышление очень высоко 0 (0%) У 254 (93%)

выше нормы 9 (3%)

чуть выше нормы 50 (18%)

норма 128 (47%)

чуть ниже нормы 67 (25%)

ниже нормы 7 (2%) н 21 (7%)

очень низко 14 (5%)

Условные обозначения: -у —удовлетворительно, н — неудовлетворительно, ЭР — эмоциональное развитие

Таблица 2

Исходный уровень эмоциональной направленности обучающихся

Направленность эмоций Наиболее желанная эмоция Наименее желанная эмоция

Количество испытуемых

Романтическая 72 (26%) 33 (13%)

Акизитивная 75 (27%) 19 (7%)

Праксическая 28 (10%) 0 (0%)

Глорическая 11 (4%) 20 (7%)

Гедонистическая 25 (9%) 8 (3%)

Альтруистическая 18 (7%) 14 (5%)

Гностическая 0 (0%) 22 (8%)

Пугническая 3 (1%) 31 (15%)

Коммуникативная 37 (14%) 33 (12%)

Эстетическая 6 (2%) 83 (30%)

Выяснилось, что большинство 76% обучающихся обладают высоким уровнем по всем критериям, 16% имеют положительный результат по двум показателям, 7% - по одному критерию, 1% обучающихся имеют низкий параметр по всем критериям. Направленность эмоционального переживания, в качестве наиболее желаемой эмоции, преобладают аккизитивная - 27% и романтическая - 26%; как переживание наименее желаемой эмоции 30% указали эстетическую эмоцию. Таким образом, обучающиеся с разным уровнем эмоционального развития имеют различные характеристики восприимчивости, отзывчивости, эмоционального интеллекта. Как видно из представленных данных, 8% обладают недостаточными характеристиками эмоционального отклика на явления действительности и умением управлять эмоциональными побуждениями, что предполагает о возможных коммуникативных барьерах в социальном взаимодействии.

Применяемые методики позволили нам получить исходные данные развития эмоциональной сферы обучающихся: оценка психоэмоционального состояния (большая часть с удовлетворительным (высоким и средним) уровнем (76%), неудовлетворительным (низким) уровнем четвертая часть (24%)); эстетического восприятия (удовлетворительный (высокий и средний) уровень имеет основная часть (99%), неудовлетворительный (низкий и очень низкий) 1% обучающихся); вербальной креативности (большая часть (93%) обладает удовлетворительным (очень высоким, выше нормы, чуть выше нормы, норма, чуть ниже нормы) уровнем развития, неудовлетворительным (ниже нормы и очень низко) лишь 7% испытуемых); эмоциональной направленности, в качестве наиболее желанной эмоции(у половины обучающихся (53%) в равной степени проявляетсяв аккизитивной (27%) и эстетической (26%) направленности, в меньшей степени проявляются коммуникативная (14%), праксическая (10%), гедонистическая (9%), альтруистическая (7%), глорическая (4%), эстетическая (2%), пугническая (1%), праксическая эмоция не проявляется ни у одного испытуемого), в качестве наименее желанной

эмоции (треть (30%) указали эстетическую эмоцию, в меньшей степени пугническая (15%), романтическая (13%), коммуникативная (12%), гностическая (8%), в равном значении аккизитивная и глорическая (7%), альтруистическая (5%), гедонистическая (3%), праксическая эмоция не выявлена ни у одного испытуемого). Таким образом, по полученным данным, мы видим, что с низким уровнем развития эмоциональной сферы по трем показателям - 1% обучающихся, по двум показателям - 7%, по одному - 16%, а большая часть имеет высокий показатель по всем предъявляемым требованиям, что составляет - 76%. В итоге полученные данные дают четкое представление о развитии эмоциональной сфере испытуемых по показателям: психоэмоционального состояния; эстетического восприятия; вербальной креативности. Исходя из этого 8% обучающихся имеют низкий уровень эмоционального развития по трем и двум показателям, из них треть (33%), в качестве ведущей эмоциональной направленности, отдают предпочтение коммуникативной эмоции, у половины (57%) обучающихся, в равной степени, приоритетность эмоциональной направленности выражается в аккизитивной и романтической.

Выводы. Практическая значимость результатов проведенного исследования, подтверждает гипотезу о том, что применение вышеозначенных методик позволяет выявить исходное состояние уровня развития эмоциональной сферы обучающегося. Аргументированность полученных данных подтверждается статистическими данными, полученными нами в ходе исследования, и позволяет утверждать, что обучающиеся среднего школьного возраста нуждаются в развитии эмоциональных характеристик способствующих умению выражать собственные эмоций и раскрытии творческих способностей. Проведенный нами теоретический анализ позволяет утверждать, что искусство, способствует развитию новых эмоций и чувств, социальному становлению личности и способности правильно реагировать на различные изменения окружающей его действительности, развитию эмоционального интеллекта, раскрытию творческого потенциала, творческих идей и совершенствованию способности быстрого принятия креативных решений всевозможных задач. Таким образом, для решения данной проблемы, учитывая исследуемые показатели эмоционального развития обучающихся подросткового возраста, необходима разработка развивающей программы, содержащей в себе специально спланированную психолого-педагогическую деятельность, включающую комплекс занятий по различным направлениям искусства (музыка, живопись, литература, театр, декоративно-прикладное творчество и т.д.). Создавая, таким образом, условия и возможности, для каждого испытуемого, способствующие развитию эмоциональной сферы личности и эмоционального интеллекта, а также проявлении себя в различных направлениях искусства, раскрывая тем самым свой творческий потенциал и успешной социализации в обществе. Данная работа предполагает перспективу дальнейших исследований.

Литература:

1. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - Москва: Искусство, 1986. - 445 с.

2. Божович, Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка / ЕД. Божович. - Москва: Знание. 1979.-37 с.

3. Варданян, В.А. Декоративно-прикладное искусство в школе : кн. для учащихся / В.А. Варданян, Т.В. Сивер. -Саранск: М-во образования Республики Мордовия, 1997. (Тип. «Рузаевский печатник»), - 38 с.

4. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - Москва: Искусство, 1986. - 573 с.

5. Дарвин, Ч. О выражении эмоций у человека и животных / Ч. Дарвин. - Санкт-Петербург: Питер, 2001. - 384 с.

6. Додонов, Б.Г. Эмоция как ценность / Б.Г. Додонов. - Москва: Политиздат, 2001. - 272 с.

7. Задорожняя, О.П. Формирование эмоциональной сферы дошкольников через театрализованную деятельность / О.П. Задорожняя // Молодой ученый. - 2016. - № 23.2. - 445 с.

8. Изард, К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. - Санкт-Петербург: Питер, 2006. - 464 с.

9. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин - Санкт-Петербург: Питер, 2001. - 752 с.

10. Карпушина, Л.П. Формирование у старшеклассников практических навыков изготовления керамических изделий в дополнительном образовании / Л.П. Карпушина, А.П. Русяев // Гуманитарные науки и образование. - 2019. - № 1. -С. 129-133

11. Кузьмина, И.Н. Модель развития художественно-образного мышления детей средствами пейзажной живописи / И.Н. Кузьмина // Этнопедагогический ежегодник. - 2023. - № 14. - С. 39-45

12. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы и эмоции / А.Н. Леонтьев. - Москва: МГУ, 1971. - 38 с.

13. Неменский, Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания / Б.М. Неменский. - Москва: Просвещение, 1987. -255 с.

14. Симонов, П.В. Эмоциональный мозг / П.В. Симонов. - Санкт-Петербург: Питер, 2021. - 299 с.

15. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. - Москва: 1947. - 355 с.

16. Eotman, IU.M. The structure of the artistic text: History and criticism - Theory, etc, Poetics. / IU.M. Eotman, Publisher. AnnArbor: [Dept. of Slavic Eanguages and Eiterature], University ofMichigan. - 1977. - 300 p.

Психология

УДК 372.881.1

кандидат психологических наук, доцент Кулеш Елена Васильевна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования

«Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск);

профессор с учёной степенью доктора наук Дьячкова Людмила Германовна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск)

КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ В ПРАКТИКЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Статья посвящена обзору результатов апробации процесса обновления дидактический инструментов формирования культурного интеллекта и межкультурных коммуникаций у будущих педагогов, обучающихся проектной деятельности и ее управлению в образовательной организации. Авторы анализируют концептуальные основания обеспечения самостоятельной работы студентов, предлагая использовать жанровые особенности рабочей тетради.

Ключевые слова: проект, культурный интеллект, управление деятельностью, межкультурная коммуникация, компетенция, студенты, индивидуализация достижений, рабочая тетрадь, дидактика.

Annotation. The article is devoted to the review of the results of approbation of the process of updating the didactic tools for the formation of cultural intelligence and intercultural communications among future teachers who study project activities and its management in an educational organization. The authors analyze the conceptual foundations for ensuring independent work of students, suggesting the use of the genre features of the workbook.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.