Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА МОТИВАЦИЮ В ОБЫЧНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА МОТИВАЦИЮ В ОБЫЧНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МОТИВАЦИЯ / ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА / НЕСТАНДАРТНЫЕ ЗАНЯТИЯ / АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Славинский Николай Васильевич, Кузнецова Зинаида Васильевна

Поставлена проблема современного общества - замедление ритмов жизнедеятельности, что пагубно влияет на культуру и здоровье человечества. Занятия физической культурой могут стать решением данной проблемы и мотивировать каждого отдельного человека к улучшению уровня жизни. Цель - исследование влияния физической культуры на мотивацию в обычной жизнедеятельности общества. Объектом и участниками исследования стали преподаватели и учащиеся КубГАУ Методами исследования определено проведение опроса и тестирование испытуемых на начало и конец исследования. Движением исследования стали нестандартные занятия физической культурой и мотивационные обсуждения. Нестандартные занятия включали в себя сохранение постоянного разнообразия занятий: спортивные игры, марафоны, новые упражнения, инновационные виды занятий. Результаты тестов показали, что несмотря на начальные не утешающие результаты, к концу исследования у испытуемых улучшилось состояние здоровья, мотивация к социальной и бытовой жизни, появилось стремление к достижениям. Выводами стало определение физической культуры как особо влияющего фактора на активность и мотивацию к жизнедеятельности общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Славинский Николай Васильевич, Кузнецова Зинаида Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE INFLUENCE OF PHYSICAL EDUCATION ON MOTIVATION IN NORMAL LIFE ACTIVITIES

The problem of modern society is posed - the slowdown in the rhythms of life, which adversely affects the culture and health of mankind. Physical education can be the solution to this problem and motivate each individual to improve the standard of living. The goal is to study the influence of physical culture on motivation in the ordinary life of society. The object and participants of the study were teachers and students of KubGAU. The research methods determined the conduct of a survey and testing of subjects at the beginning and end of the study. The movement of the study was non-standard physical education and motivational discussions. Non-standard activities included maintaining the constant variety of activities: sports games, marathons, new exercises, innovative activities. The test results showed that despite the initial disappointing results, by the end of the study, the subjects had improved health, motivation for social and everyday life, and desire for achievements. The conclusions were the definition of physical culture as a particularly influencing factor on the activity and motivation for the life of society.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА МОТИВАЦИЮ В ОБЫЧНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 796.011.1

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА МОТИВАЦИЮ В ОБЫЧНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Николай Васильевич Славинский, кандидат юридических наук, доцент, Зинаида Васильевна Кузнецова, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина, Краснодар

Аннотация

Поставлена проблема современного общества - замедление ритмов жизнедеятельности, что пагубно влияет на культуру и здоровье человечества. Занятия физической культурой могут стать решением данной проблемы и мотивировать каждого отдельного человека к улучшению уровня жизни. Цель - исследование влияния физической культуры на мотивацию в обычной жизнедеятельности общества. Объектом и участниками исследования стали преподаватели и учащиеся КубГАУ Методами исследования определено проведение опроса и тестирование испытуемых на начало и конец исследования. Движением исследования стали нестандартные занятия физической культурой и мотивационные обсуждения. Нестандартные занятия включали в себя сохранение постоянного разнообразия занятий: спортивные игры, марафоны, новые упражнения, инновационные виды занятий. Результаты тестов показали, что несмотря на начальные не утешающие результаты, к концу исследования у испытуемых улучшилось состояние здоровья, мотивация к социальной и бытовой жизни, появилось стремление к достижениям. Выводами стало определение физической культуры как особо влияющего фактора на активность и мотивацию к жизнедеятельности общества.

Ключевые слова: физическая культура, мотивация, жизнедеятельность, культура общества, нестандартные занятия, активность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.6.p348-350

STUDY OF THE INFLUENCE OF PHYSICAL EDUCATION ON MOTIVATION IN

NORMAL LIFE ACTIVITIES

Nikolai Vasilievich Slavinsky, the candidate of legal sciences, docent, Zinaida Vasilievna Kuznetsova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Kuban state agrarian University,

Krasnodar

Abstract

The problem of modem society is posed - the slowdown in the rhythms of life, which adversely affects the culture and health of mankind. Physical education can be the solution to this problem and motivate each individual to improve the standard of living. The goal is to study the influence of physical culture on motivation in the ordinary life of society. The object and participants of the study were teachers and students of KubGAU. The research methods determined the conduct of a survey and testing of subjects at the beginning and end of the study. The movement of the study was non-standard physical education and motivational discussions. Non-standard activities included maintaining the constant variety of activities: sports games, marathons, new exercises, innovative activities. The test results showed that despite the initial disappointing results, by the end of the study, the subjects had improved health, motivation for social and everyday life, and desire for achievements. The conclusions were the definition of physical culture as a particularly influencing factor on the activity and motivation for the life of society.

Keywords: physical culture, motivation, life activity, culture of society, non-standard activities,

activity.

В современном обществе можно заметить замедление обыденных процессов жизнедеятельности - люди привыкают к пассивной жизни: сидячая работа, любимых отдых -лёжа в кровати, выполнение домашних обязанностей в медленном темпе, не желание социализироваться и другое. Такой образ жизни может привести к проблемам в здоровье и упадку уровня культуры общества, что является актуальной проблемой. Физическая культура как одна из наиболее активных сфер общества может повлиять на данную проблему

и оказаться первой мотивационной направляющей [1].

Цель работы - исследование влияния физической культуры на мотивацию в обычной жизнедеятельности общества.

Исследование было проведено на базе Кубанского государственного аграрного университета имени И. Т. Трубилина (КубГАУ), участниками стали преподаватели кафедры физического воспитания и студенты 1-2 курсов, выбравшие направление занятий физической культурой как «общая физическая подготовка». Всего в исследовании приняли участие 78 человек, из них 20 преподавателей, 31 студент 1 курса и 27 студентов 2 курса. Длительность исследования составила 1 учебный семестр (январь-май 2022 года).

Методами исследования стало проведение опросов и тестов на разных его этапах, в ходе эксперимента с испытуемыми проводились мотивационные обсуждения и нестандартные занятия физической культурой.

Нестандартность занятий заключалась в том, что не было определённого плана упражнений и ограничений в количестве их выполнения. На занятиях проводились спортивные игры: волейбол, баскетбол, бег наперегонки, бадминтон, футбол и другие. За исключением игр были проведены марафоны на большее количество приседаний, отжиманий, прыжков на скакалке, оценка техники обучающихся. Проводились занятия по йоге, включались упражнения китайских практик. Каждое занятие имело в себе какую-то новинку, что позволяло увеличить интерес студентов и их активность. Преподавателям, как и студентам, были рекомендованы разные комплексы упражнений и видов занятий для домашних тренировок [3]. Обязательным условием было: каждый из испытуемых хотя бы раз в день должен включать в своё расписание дня занятия физической культурой на комфортное для них время.

На мотивационных обсуждениях с испытуемыми включались темы их успехов, ведения здорового образа жизни, влияния активности на жизнедеятельность человека, эффект и влияние физической культуры в общем.

Такой формат занятий позволил улучшить моральное состояние испытуемых и мотивировать их к действиям, что можно увидеть благодаря результатам теста на начало и конец исследования (таблица).

Таблица - Результаты тестирования испытуемых

№ Тестовый вопрос Результаты

На начало На конец

1 Сильно ли вы устаёте после учёбы/работы? да нет

2 В вашем дне больше активности, нежели пассивности? нет да

3 Есть ли у вас желание к общению с друзьями/близкими? нет да

4 Готовы ли вы к изменениям в своей жизни? нет да

5 Есть ли у вас стремление к новым достижениям? нет да

6 Одним из ваших любимых занятий дома является отдых «на диване»? да нет

7 Физическая культура является значительной частью вашей жизни? нет да

8 Основу вашего дня составляет приподнятое настроение? нет да

9 Ваше общее самочувствие хорошее? нет да

10 Чувствуете ли вы тяжесть при умственной деятельности? да нет

11 Часто ли вы нервничаете? да нет

12 Достаточно ли вы уверены в себе? нет да

13 После обыденных задач хочется ли вам заняться чем-то новым, необычным? нет да

14 Часто ли вы проводите время вне дома? нет да

15 Видите ли вы полезность в занятиях физической культурой? нет да

Результаты тестов были усреднены, т. е. положительный или отрицательный ответ был получен от большинства испытуемых (более 80%). Формат вопросов был построен именно так, чтобы на него можно было дать однозначный ответ (да/нет). Вопросы, имеющие низкий положительный или отрицательный процент ответа, в данную выборку не попали. На основе результатов таблицы можно отметить, что к концу исследования большинство испытуемых (более 80%) ощутили сильные изменения в своей жизнедея-

тельности. Физическая культура стала частью их жизни, у них появилась мотивация к общению, активной деятельности, улучшилось общее самочувствие. Обычная жизнь преподавателей и учащихся стала более насыщенной: многие записались на дополнительные курсы, стали общаться и собираться компаниями вне дома, совершать загородные поездки, в работе и учёбе появилось больше мотивации, многие достигли новых успехов и выполнили откладываемые собой задачи.

Мотивационная составляющая не единственное на что повлияли нестандартные занятия физической культурой, были замечены улучшения в здоровье и физических качествах испытуемых: улучшились результаты марафонов, повысилась выносливость, у многих отступили периодические головные боли, замечено снижение веса и нормализация нервного фона [2].

Исследование показало, что физическая культура должна быть неотъемлемой частью каждого человека в современном обществе. Благодаря ей пассивность и заторможенность жизни может быть исправлена, занятия физической культурой положительно влияют на организм - поднимается настроение, улучшается здоровье, что способствует повышению мотивации в общем к жизни. Улучшение качества жизни каждого отдельного человека повлияет на культуру и возможности целого общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Карачина А.А. Эффективные технологии реализации учебных программ по дисциплинам «физическая культура и спорт» и «элективные дисциплины по физической культуре и спорту» / А.А. Карачина, В.А. Белова, А.И. Мельников // Физическая культура и спорт в высших учебных заведениях: актуальные вопросы теории и практики: материалы национальной научно-практической конференции. - Санкт-Петербург, 2021. - С. 244-247.

2. Николаева, Е.В. Основные качества студентов, формируемые в процессе занятий физической культурой / Е.В. Николаева, Г.В. Федотова, Л.П. Федосова // Актуальные проблемы физической культуры и спорта в современных социально-экономических условиях: материалы Международной научно-практической конференции. - Чебоксары-Ташкент, 2022. - С. 443-446.

3. Преподавание дисциплин по физической культуре в условиях дистанционного обучения / С.А. Печерский, Н.В. Славинский, В.В. Ильин, Ю.В. Соболь, А.И. Мельников, А.В. Служителев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 7 (197). - С. 277-280.

REFERENCES

1. Karachina, A.A. (2021), "Effective technologies for the implementation of training programs in the disciplines "physical culture and sport" and "elective disciplines in physical culture and sport"", Physical culture and sport in higher educational institutions: topical issues of theory and practice: materials of the national scientific-practical conference, St. Petersburg, pp. 244-247.

2. Nikolaeva, E.V. (2022), "The main qualities of students, formed in the process of physical education classes", Actual problems of physical culture and sports in modern socio-economic conditions: materials of the International scientific-practical conference, Cheboksary-Tashkent, pp. 443-446.

3. Pechersky, S.A., Slavinsky, N.V., Ilyin, V.V., Sobol, Yu.V., Melnikov, A.I. and Sluzhitelev, A.V. (2021), "Teaching disciplines in physical culture in conditions of distance learning", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, no. 7 (197), pp. 277-280.

Контактная информация: slavinskij.n@edu.kubsau.ru.

Статья поступила в редакцию 27.06.2022

УДК 793.3

КОЛИЧЕСТВЕННОЕ СООТНОШЕНИЕ АКРОБАТИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ В ГРУППОВЫХ ДИСЦИПЛИНАХ ЧИРЛИДИНГА

Михаил Максимович Соловьев, кандидат педагогических наук, доцент, Ростислав Георгиевич Тихонов, старший преподаватель, Александр Анатольевич Пустуев, препо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.