Научная статья на тему 'КОЛИЧЕСТВЕННОЕ СООТНОШЕНИЕ АКРОБАТИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ В ГРУППОВЫХ ДИСЦИПЛИНАХ ЧИРЛИДИНГА'

КОЛИЧЕСТВЕННОЕ СООТНОШЕНИЕ АКРОБАТИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ В ГРУППОВЫХ ДИСЦИПЛИНАХ ЧИРЛИДИНГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧИР СПОРТ / ЧИРЛИДИНГ / АКРОБАТИКА / СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьев Михаил Максимович, Тихонов Ростислав Георгиевич, Пустуев Александр Анатольевич, Борисова Ксения Олеговна

Акробатика является неотъемлемой частью чир спорта и чирлидинг не является исключением. В групповых дисциплинах чирлидинга судейская оценка состоит из различных критериев, где акробатика имеет свою отдельную оценку. На практике тренеры при планировании соревновательных программ используют в качестве ориентира критерии оценки, на которые опираются судьи: техническое мастерство, синхронное исполнение, динамика, групповое взаимодействие, но при этом недостаточное внимание уделяется количественному компоненту насыщения элементами в акробатике. На сегодняшний день данный вопрос является недостаточно изученным. Целью исследования в данной статье являлось определение оптимального количественного соотношения акробатических элементов в групповых программах чирлидинга. Исследование было проведено в 2022 году с использованием метода видеоанализа соревнований. Были проанализированы материалы выступлений лучших шести команд в дисциплине чирлидинг группа смешанная (возрастная категория «мужчины, женщины») чемпионата мира по чир спорту 2021 года по следующим показателям: количество частей акробатики в программе; количество акробатических элементов, выполненных с места; количество акробатических элементов, выполненных с разбега; общее время, затраченное на акробатику. В ходе исследования была произведена сравнительная характеристика полученных результатов с разработанной в 2020 году теоретической моделью групповых программ в чирлидинге. В результате исследования впервые было определено количественное соотношение показателей акробатических элементов в групповых программах чирлидинга. Полученные результаты могут использоваться на практике при планировании соревновательных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соловьев Михаил Максимович, Тихонов Ростислав Георгиевич, Пустуев Александр Анатольевич, Борисова Ксения Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUANTITATIVE RATIO OF ACROBATIC ELEMENTS IN GROUP CHEERLEADING DISCIPLINES

Acrobatics is an integral part of cheer sports and cheerleading is no exception. In the group disciplines of cheerleading, the judges' assessment consists of various criteria, where acrobatics has its own separate assessment. In practice, when planning competitive programs, coaches use as a guideline the evaluation criteria that judges rely on: technical skill, synchronous performance, dynamics, group interaction, but insufficient attention is paid to the quantitative component of saturation with elements in acrobatics. To date, this issue is insufficiently studied. The purpose of the research in this article was to determine the optimal quantitative ratio of acrobatic elements in group cheerleading programs. The study was conducted in 2022 using the method of video analysis of competitions. The materials of the performances of the best six teams in the discipline of cheerleading mixed group (age category «men, women») of the 2021 World Cheer Sports Championship were analyzed according to the following indicators: the number of acrobatics parts in the program; the number of acrobatic elements performed from the spot; the number of acrobatic elements performed from the run; the total time spent on acrobatics. In the course of the study, a comparative characteristic of the results obtained was made with the theoretical model of group programs in cheerleading developed in 2020. As a result of the study, the quantitative ratio of acrobatic elements in group cheerleading programs was determined for the first time. The results obtained can be used in practice when planning competitive programs.

Текст научной работы на тему «КОЛИЧЕСТВЕННОЕ СООТНОШЕНИЕ АКРОБАТИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ В ГРУППОВЫХ ДИСЦИПЛИНАХ ЧИРЛИДИНГА»

тельности. Физическая культура стала частью их жизни, у них появилась мотивация к общению, активной деятельности, улучшилось общее самочувствие. Обычная жизнь преподавателей и учащихся стала более насыщенной: многие записались на дополнительные курсы, стали общаться и собираться компаниями вне дома, совершать загородные поездки, в работе и учёбе появилось больше мотивации, многие достигли новых успехов и выполнили откладываемые собой задачи.

Мотивационная составляющая не единственное на что повлияли нестандартные занятия физической культурой, были замечены улучшения в здоровье и физических качествах испытуемых: улучшились результаты марафонов, повысилась выносливость, у многих отступили периодические головные боли, замечено снижение веса и нормализация нервного фона [2].

Исследование показало, что физическая культура должна быть неотъемлемой частью каждого человека в современном обществе. Благодаря ей пассивность и заторможенность жизни может быть исправлена, занятия физической культурой положительно влияют на организм - поднимается настроение, улучшается здоровье, что способствует повышению мотивации в общем к жизни. Улучшение качества жизни каждого отдельного человека повлияет на культуру и возможности целого общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Карачина А.А. Эффективные технологии реализации учебных программ по дисциплинам «физическая культура и спорт» и «элективные дисциплины по физической культуре и спорту» / А.А. Карачина, В.А. Белова, А.И. Мельников // Физическая культура и спорт в высших учебных заведениях: актуальные вопросы теории и практики: материалы национальной научно-практической конференции. - Санкт-Петербург, 2021. - С. 244-247.

2. Николаева, Е.В. Основные качества студентов, формируемые в процессе занятий физической культурой / Е.В. Николаева, Г.В. Федотова, Л.П. Федосова // Актуальные проблемы физической культуры и спорта в современных социально-экономических условиях: материалы Международной научно-практической конференции. - Чебоксары-Ташкент, 2022. - С. 443-446.

3. Преподавание дисциплин по физической культуре в условиях дистанционного обучения / С.А. Печерский, Н.В. Славинский, В.В. Ильин, Ю.В. Соболь, А.И. Мельников, А.В. Служителев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 7 (197). - С. 277-280.

REFERENCES

1. Karachina, A.A. (2021), "Effective technologies for the implementation of training programs in the disciplines "physical culture and sport" and "elective disciplines in physical culture and sport"", Physical culture and sport in higher educational institutions: topical issues of theory and practice: materials of the national scientific-practical conference, St. Petersburg, pp. 244-247.

2. Nikolaeva, E.V. (2022), "The main qualities of students, formed in the process of physical education classes", Actual problems of physical culture and sports in modern socio-economic conditions: materials of the International scientific-practical conference, Cheboksary-Tashkent, pp. 443-446.

3. Pechersky, S.A., Slavinsky, N.V., Ilyin, V.V, Sobol, Yu.V., Melnikov, A.I. and Sluzhitelev, A.V. (2021), "Teaching disciplines in physical culture in conditions of distance learning", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, no. 7 (197), pp. 277-280.

Контактная информация: [email protected].

Статья поступила в редакцию 27.06.2022

УДК 793.3

КОЛИЧЕСТВЕННОЕ СООТНОШЕНИЕ АКРОБАТИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ В ГРУППОВЫХ ДИСЦИПЛИНАХ ЧИРЛИДИНГА

Михаил Максимович Соловьев, кандидат педагогических наук, доцент, Ростислав Георгиевич Тихонов, старший преподаватель, Александр Анатольевич Пустуев, препо-

даватель, Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова, Санкт-Петербург; Ксения Олеговна Борисова, старший преподаватель, Московский государственный лингвистический университет, Москва

Аннотация

Акробатика является неотъемлемой частью чир спорта и чирлидинг не является исключением. В групповых дисциплинах чирлидинга судейская оценка состоит из различных критериев, где акробатика имеет свою отдельную оценку. На практике тренеры при планировании соревновательных программ используют в качестве ориентира критерии оценки, на которые опираются судьи: техническое мастерство, синхронное исполнение, динамика, групповое взаимодействие, но при этом недостаточное внимание уделяется количественному компоненту насыщения элементами в акробатике. На сегодняшний день данный вопрос является недостаточно изученным. Целью исследования в данной статье являлось определение оптимального количественного соотношения акробатических элементов в групповых программах чирлидинга. Исследование было проведено в 2022 году с использованием метода видеоанализа соревнований. Были проанализированы материалы выступлений лучших шести команд в дисциплине чирлидинг группа смешанная (возрастная категория «мужчины, женщины») чемпионата мира по чир спорту 2021 года по следующим показателям: количество частей акробатики в программе; количество акробатических элементов, выполненных с места; количество акробатических элементов, выполненных с разбега; общее время, затраченное на акробатику. В ходе исследования была произведена сравнительная характеристика полученных результатов с разработанной в 2020 году теоретической моделью групповых программ в чирлидинге. В результате исследования впервые было определено количественное соотношение показателей акробатических элементов в групповых программах чирлидинга. Полученные результаты могут использоваться на практике при планировании соревновательных программ.

Ключевые слова: чир спорт, чирлидинг, акробатика, соревновательные программы.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.6.p350-353

QUANTITATIVE RATIO OF ACROBATIC ELEMENTS IN GROUP CHEERLEADING DISCIPLINES

Mikhail Maksimovich Solovev, the candidate of pedagogical sciences, docent, Rostislav Georgievich Tikhonov, the senior teacher, Alexander Anatolyevich Pustuev, the teacher, Baltic State Technical University named after D.F. Ustinov, St. Petersburg; Ksenia Olegovna Borisova, the senior teacher, Moscow State Linguistic University, Moscow

Abstract

Acrobatics is an integral part of cheer sports and cheerleading is no exception. In the group disciplines of cheerleading, the judges' assessment consists of various criteria, where acrobatics has its own separate assessment. In practice, when planning competitive programs, coaches use as a guideline the evaluation criteria that judges rely on: technical skill, synchronous performance, dynamics, group interaction, but insufficient attention is paid to the quantitative component of saturation with elements in acrobatics. To date, this issue is insufficiently studied. The purpose of the research in this article was to determine the optimal quantitative ratio of acrobatic elements in group cheerleading programs. The study was conducted in 2022 using the method of video analysis of competitions. The materials of the performances of the best six teams in the discipline of cheerleading mixed group (age category «men, women») of the 2021 World Cheer Sports Championship were analyzed according to the following indicators: the number of acrobatics parts in the program; the number of acrobatic elements performed from the spot; the number of acrobatic elements performed from the run; the total time spent on acrobatics. In the course of the study, a comparative characteristic of the results obtained was made with the theoretical model of group programs in cheerleading developed in 2020. As a result of the study, the quantitative ratio of acrobatic elements in group cheerleading programs was determined for the first time. The results obtained can be used in practice when planning competitive programs.

Keywords: cheer sport, cheerleading, acrobatics, competitive programs.

Все дисциплины в чир спорте включают в себя элементы акробатики и чирлидинг не является исключением. В каждом направлении чирлидинга (станты, станты партнер-

ские, чирлидинг группа) при исполнении соревновательных программ обязательно присутствуют акробатические элементы, движения с вращением через голову. Итоговая судейская оценка в групповых дисциплинах чирлидинга складывается из ряда критериев, один из них - «акробатика». Учитывая правила вида спорта, акробатика может выполняться индивидуально каждым участником, при этом её нельзя делать через предметы или партнера. В акробатике оцениваются такие параметры как: техника выполнения, сложность элементов, синхронность действий, групповое исполнение и динамика, все элементы могут выполняться, как с места, так и с разбега. Сумма экспертной оценки составляет 10 баллов, или 10% от общей суммы конечного результата, который составляет 100 баллов.

Тренеры при построении соревновательных программ в чирлидинге обязательно учитывают критерии, которые используются при оценивании акробатики судьями, например, техника и сложность. В то же время многие специалисты уделяют недостаточное внимание количественному компоненту насыщения элементами, что может являться тормозящим фактором. Знания о таких показателях акробатики, как количество элементов, выполненных с места, с разбега, общее затраченное время, могут помочь выявить оптимальные характеристики по насыщению их в программе и дать возможность тренерам более эффективно строить соревновательные композиции в групповых дисциплинах чирлидинга.

Цель исследования: определить оптимальное количественное соотношение акробатических элементов в групповых программах чирлидинга.

В 2020 году, как только были внесены последние изменения в правилах чир спорта [1], которые затронули продолжительность музыкальной части в групповых дисциплинах чирлидинга, была создана теоретическая модель содержания соревновательных программ. Было определенно, что параметр акробатика занимает 10% от общей части судейской оценки, время на выполнение должно составлять пятнадцать секунд, акробатические элементы имеют две части (с места и с разбега) и включают в среднем от четырёх до пяти взаимных действий [2].

В 2022 году для определения количественной характеристики акробатических элементов в групповых программах чирлидинга и подтверждения разработанной ранее теоретической модели было проведено исследование с использованием метода видеоанализа соревнований. Были проанализированы материалы чемпионата мира по чир спорту, который прошёл в онлайн формате в сентябре 2021 года. В ходе исследования оценивались первые шесть команд по итоговому протоколу в дисциплине чирлидинг группа смешанная, категория «мужчины, женщины», при этом учитывались следующие показатели:

• количество частей акробатики в программе;

• количество акробатических элементов, выполненных с места;

• количество акробатических элементов, выполненных с разбега;

• общее время, затраченное на акробатику.

Количество частей определялось по прерыванию акробатики другими критериями в судейской оценке, тоссом, стантами и т. д. В акробатике с места и с разбега за одно действие учитывались, как одиночные трюки: сальто, фляк, так и связки, которые могли состоять из соединения нескольких элементов. Время, затраченное в акробатике, высчиты-валось от начала первого движения до момента приземления последнего элемента. В результате видеоанализа были получены следующие данные, представленные в таблице 1.

Таблица 1 - Количественная характеристика акробатических элементов в групповых программах чирлидинга_

№ Количество частей Количество акробатических элементов Общее время, затраченное на акробатику, с

Выполненных с места Выполненных с разбега

Команда 1 2 1 1 13

№ Количество частей Количество акробатических элементов Общее время, затраченное на акробатику, с

Выполненных с места Выполненных с разбега

Команда 2 3 1 5 23

Команда 3 2 1 1 9

Команда 4 2 3 5 28

Команда 5 2 1 2 19

Команда 6 2 2 4 19

X±Sx 2,2±0,17 1,3±0,34 3±0,77 18,5±2,78

Было установлено, что акробатика в программах у лучших команд, выступающих на чемпионате мира (в дисциплине чирлидинг группа смешанная, возрастная категория «мужчины, женщины»), состоит из среднем из двух частей (2,2±0,17). Акробатические элементы, выполненные с места, имеют показатель 1,3±0,34, а с разбега составляют 3±0,77. При этом общее время, затраченное на выполнение акробатики, составляет в среднем 18,5±2,78 секунд.

Полученные данные незначительно отличаются от предложенных в рамках теоретической модели 2020 года, сравнение результатов представлено в таблице 2.

Таблица 2 - Различия параметров акробатике в практической и теоретической части.

№ Критерий Теоретическая модель 2020 г. Практические результаты

1 Количество частей 1-2 2,2

2 Количество акробатических элементов 4-5 4,3

3 Общее время, затраченное на акробатику, (с) 15 18,5

Из таблицы 2, следует, что в целом параметры предложенной модели 2020 года оказались близки к результатам, которые были выявлены путём прямого анализа выступлений команд, исключением является общее временя затраченное на выполнение всех акробатических действий программы.

Полученные результаты исследования позволили определить на практике количественный компонент акробатических элементов в групповых программах чирлидинга, что позволит тренерам и специалистам оптимизировать тренировочный процесс и послужит качественным ориентиром для составления соревновательных программ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об утверждении правил вида спорта «чир спорт» : приказ Минспорта России от 03.12.2020 № 890 // Консультант Плюс : [сайт]. - URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_375730/ (дата обращения: 25.04.2022).

2. Соловьев, М.М. Содержание соревновательных программ групповых дисциплин в чир-лидинге / М.М. Соловьев, Р.Г. Тихонов, М.В. Купреев, Е.С. Бокулева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 12 (190). - С. 231-234.

REFERENCES:

1. Ministry of Sport of the Russian Federation (2013), "On the approval of the rules of the sport «cheer sport", Order of 03.12.2020 № 890, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_375730/ (accessed: 22.03.2022).

2. Solovev, M.M., Tikhonov, R.G., Kupreev, M.V., Bokuleva E.S. (2020), "Content of competitive programs of group disciplines in cheerleading", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 190, No. 12, pp. 231-234.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 29.05.2022

УДК 796.015.6

ВЛИЯНИЕ ПРЕДЕЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК НА СЕРДЕЧНЫЙ РИТМ БОРЦОВ САМБО, ДЗЮДО, УНИВЕРСАЛЬНОГО БОЯ

Сергей Сергеевич Ссорин, доцент, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, Рязань; Даниил Владимирович Обухов, аспирант, Максим Ан-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.