Научная статья на тему '"Исследование в действии" как инновационный подход к профессиональному развитию педагогов школы'

"Исследование в действии" как инновационный подход к профессиональному развитию педагогов школы Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
170
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лидер / исследование / планирование / коучинг / план / команда / менторинг / leader / research / planning / coaching / plan / team / mentoring көшбасшы / зерттеу / жоспарлау / коучинг / жоспар / команда / тәлімгерлік

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Кебиспаева А.С.

Вопрос о внедрении в практику педагогического менеджмента становится актуальным. Основная цель – планирование деятельности, эффективное управление персоналом, распределенное лидерство, поддержка профессионального роста педагогов, что в конечном итоге приведет к повышению результатов обученности школьников. Исследование в действии необходимый инструмент современного руководителя. Данный материал отражает работу, проведенную в школе. На основе выполненного исследования был составлен и реализован план развития школы на один год, и поставлены задачи на следующий. Статья рассматривает основные структурные компоненты «Исследования в действии».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"Research in Action"" as an innovative approach to the professional development of school teachers " "Іс-әрекеттегі зерттеу" мектеп педагог-терінің кәсіби дамуына инновациялық тәсіл ретінде

The question of introducing pedagogical management into practice is becoming relevant. The main goal is to plan activities, effective personnel management, distributed leadership, and support the professional growth of teachers, which will ultimately lead to improved learning outcomes of students. Педагогикалық менеджментті практикаға енгізу мәселесі өзекті болып отыр. Негізгі мақсаты-іс-әрекетті жоспарлау, персоналды тиімді басқару, бөлінген көшбасшылық, педагогтердің кәсіби өсуін қолдау, бұл сайып келгенде оқушылардың оқу нәтижелерін арттыруға әкеледі. Іс-әрекеттегі зерттеу қазіргі заманғы көшбасшының қажетті құралы болып табылады. Бұл материал мектепте өткізілген жұмысты көрсетеді. Зерттеу негізінде мектепті дамытудың бір жылға арналған жоспары жасалып, іске асырылды және келесі жылға міндеттер қойылды. "Іс-әрекеттегі зерттеудің"негізгі тұстарын түсінуге көмектеседі.

Текст научной работы на тему «"Исследование в действии" как инновационный подход к профессиональному развитию педагогов школы»

ü

УДК 373.1 ГРНТИ 14.25.01

«ИССЛЕДОВАНИЕ В ДЕЙСТВИИ» КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ПЕДАГОГОВ ШКОЛЫ

Aцдaтпa

Педaroгикaльщ менеджменттi пpaктикaFa енгiзy мэселес eзектi бoлып o™p. Непзп Ma^caTb-ic-spe-кетт жocпapлay, пepcoнaлды тиiмдi бacкapy, бeлiнгeн кeшбacшыльщ, пeдaroгтepдщ кэс1би ecyiH кoлдay, б^л caйып келгенде oкyшылapдьщ orçy нэтижeлepш apTTbpyFa экеледь te-apereiTen зepттey ^asipri зa-MaHFbi кeшбacшыньщ цежетл KYpam бoлып тaбы-лaды. Б^л мaтepиaл мектепте eT^m^H ж^мысты кepceтeдi. Зepттey нeгiзiндe мектепт дaмытyдьщ 6íp жылFa apнaлFaн жocпapы жacaлып, icкe acыpылды жэне келес жылFa мiндeттep ^й^ды. пIc-эpeкeттe-ri зepттeyдщпнeriзri т¥cтapын тYciнyгe кeмeктeceдi.

Aннoтaция

Bonpoc o внeдpeнии в пpaктикy пeдaгoгичecкo-ro мeнeджмeнтa cтaнoвитcя aктyaльным. Оcнoвнaя цель - плaниpoвaниe деятельдости, эффeктивнoe yпpaвлeниe пepcoнaлoм, pacпpeдeлeннoe лидepcтвo, пoддepжкa пpoфeccиoнaльнoгo pocтa пeдaгoгoв, что в шнечдом итoгe пpивeдeт к товышению peзyльтa-тoв oбyчeннocти шшльнишв. Иccлeдoвaниe в действии - нeoбхoдимый инcтpyмeнт coвpeмeннoгo pyкoвoдитeля. Дaнный мaтepиaл oтpaжaeт paбoтy, пpoвeдeннyю в шголе. Ha ocнoвe выпoлнeннoгo ис-cлeдoвaния был cocтaвлeн и peaлизoвaн плaн paз-вития шкoлы Ha oдин гoд, и пocтaвлeны зaдaчи Ha cлeдyющий. Стaтья paccмaтpивaeт ocнoвныe OTpy^ тypныe кoмпoнeнты «Иccлeдoвaния в действии».

Annotation

The question of introducing pedagogical management into practice is becoming relevant. The main goal is to plan activities, effective personnel management, distributed leadership, and support the professional growth of teachers, which will ultimately lead to improved learning outcomes of students.

Кебиспаева А. С

магистр педагогических наук, заместитель руководителя

по НМР, школа-гимназия, г. Тобыл, Костанайский район

Нег1зг1 свздер: кешбасшы, зерттеу, жоспарлау, коучинг, жоспар, команда, тэл1мгерлж.

Ключевые слова: лидер, исследование, планирование, ко-учинг, план, команда, менто-ринг.

Keywords: leader, research, planning, coaching, plan, team, mentoring.

s

X

<

PQ О oo

á pq

О с*

S Lo

i=: о к

X w

E—

S s; s

Рч

О w f-

и

Research in action is a necessary tool for a modern manager. This material reflects the work done at the school. Based on the research, a school development plan was drawn up and implemented for one year, and tasks were set for the next one. The article helps you understand the main points of "Research in action".

Школу можно совершенствовать, только совершенствуя квалификацию

учителя.

Я.А. Коменский

В условиях масштабной модернизации системы образования Казахстана, поэтапного обновления содержания всех уровней образования все более востребованы профессиональное развитие педагогов, их функциональная мобильность, инновационная активность, высокий уровень ИКТ-компетентности, стремление к самореализации.

Сегодня руководитель - это успешный менеджер, способный добиваться поставленных целей, максимально используя возможности своего коллектива. Современный руководитель - лидер должен для себя четко определить ответы на вопросы: «Почему необходимы изменения?», «Что необходимо менять?», «Как измерить преобразования?».

Н. Назарбаев отметил: «Если в системе

ценностей образованность станет главной

^ ценностью, то нацию ждет успех»(«Взгляд

§ в будущее: модернизация общественного

и сознания») [2].

о тт

го На данный момент вопрос о внедрении

Й в практику педагогического менеджмента

^ становится актуальным. Основная цель

£ - планирование деятельности, эффектив-

^ ное управление персоналом, поддержка

^ профессионального роста педагогов, что

н в конечном итоге приведет к повышению

® результатов обученности школьников. Ис-

§ следование в действии - необходимый ин-

и струмент современного руководителя.

Основной целью нашего исследования стало определение уровня понимания не-

обходимости преобразований и готовности к осуществлению данных преобразований членами педагогического коллектива, коллектива учащихся и родителей. Для этого на начальном этапе с целью выявления стартовых позиций готовности школы к дельнейшим изменениям было проведено анкетирование среди всех участников образовательного процесса - учителей, учащихся, родителей. Участники анкетирования (респонденты) были уведомлены, что цель анкетирования выяснить, на сколько все участники удовлетворены учебным поцессом, определить сильные и слабые стороны преподавания и обучения. Определить дальнейшие приоритеты развития практики коллег в школе.

Детализация анализа голосов учителя, ученика и родителя дает посильную возможность для определения стратегического приоритета в развитии школы в целом. Конкретным действием для педколлектива является профессиональное самоопределение и методологическое развитие учителя. Приоритет школы был определен, а для дальнейшей его реализации нужен конкретный план, кторый был мною составлен. Основной задачей для того, чтобы достичь результата, была полная мобилизация педагогического коллектива, соответственно полное вовлечение и нацеленность педколлектива в процесс планирования определенных мероприятий по развитию школы и корпоративного принятия решения. Мною началась работа по отбору и привлечению высоко мотивированных учителей для создания творческой группы по развитию школы.

Обсуждение и детальный анализ интерпретации результатов анкетирования,

был сделан вывод: чтобы ученики стали активными, действенными участниками образовательного процесса, учителям необходимо применять обратную связь как средство для повышения мотивации. Были внесены изменения в план развития школы. Совместно с командой развития были уточнены цели и ожидаемые результаты исследования в действии.

Моя прерогатива работы как заместителя заключалась в процессе осуществления менторства, совместно с коучем работали над разработкой коучинг-плана и дальнейшей ее реализации. С моей стороны также осуществлялось наблюдение и оказывалась поддержка учителям-предметникам в разработке и проведении серии последовательных уроков Lesson Study.

Как известно, деятельность учителя строится по типу общения и взаимодействия в системе «учитель - ученик». Процесс обучения является по сути творческим процессом общения учителя и ученика, процессом совместного поиска и действия, в результате которого, с одной стороны, ученик личностно и интеллектуально развивается, с другой стороны, растет профессиональное мастерство учителя. Главной целью в развитии образовательной программы является повышение детской мотивации учения. Насаждение школьной дисциплины будет заменяться развитием саморегуляции учебной деятельности и самодисциплины для того, чтобы в школе была атмосфера взаимной поддержки и совместного творческого поиска.

Анализ проведенных мероприятий, рефлексии педагогов, бесед, анкетирования, обратной связи в рамках реализации плана позволяет представить доказательства развития школы.

В результате проведенного исследования были выявлены сильные и слабые стороны, потребности профессионально-

го развития учителей, которые необходимо учитывать при планировании мероприятий по повышению педагогического мастерства. Без системного, постоянного повышения профессионального уровня учителей невозможно добиться высоких результатов и достижений наших учеников. Сегодня уже недостаточно педагогу один раз в пять лет повысить свою квалификацию на курсах или активизировать свою профессиональную деятельность перед очередной аттестацией. Учиться, повышать свой профессиональный уровень нужно постоянно в течение всей жизни. Великий педагог К.Ушинский писал: «Педагог живет до тех пор, пока учится сам».

Результаты исследования позволили выявить потребности учителей в профессиональном развитии и спланировать деятельность внутришкольной системы повышения квалификации.

В соответствии со стратегическим приоритетом развития школы команда развития определила приоритет плана развития школы: «Профессиональное развитие педагогов». План развития школы содержит все мероприятия, необходимые для профессионального развития и непрерывного обучения педагогов школы во время внедрения преобразований (поощрение лидерства через коучинги и менторинги, создание фокус-групп для проведения исследования уроков, развитие сетевого сообщества). Главной ценностью плана развития школы является ученик, на которого и будут направлены все действия учителя. Учебный процесс будет содержать активную деятельность самих учащихся. Данный план отражает системность развития школы, где участниками преобразований станут все субъекты учебно-воспитательного процесса.

В соответствии с Требованиями к компетенциям педагогических работников си-

*

S х

<с m о

го

£ W

О *

S I—

О §

X X ш Е-

S *

s

рц

О ш Е-

и

s

X

<с m о

го £

W

О *

S

1-4

о

4 о

X X ш Е-

5 *

S

рц

о

ш Е-

стемы общего среднего образования было проведено анкетирование на определение уровня профессиональных компетенций учителей. Все педагоги школы приняли участие в анкетировании.

У большей части учителей коллектива на высоком и выше среднего уровня сформированы профессиональные компетенции. При анализе психолого-педагогической компетентности наиболее сформирована способность учителей развивать ученика в ходе обучения, научить его самостоятельно учиться и рефлексировать свое обучение. Из управленческой компетентности сформированы способности планировать урок, выбирать эффективные методы преподавания, организовывать результативную работу в группе. Но у большей части учителей данные компетенции сформированы на среднем и низком уровне. Больше всего западает вопрос критериального оценивания. Не все учителя владеют умениями разработать критерии оценивания, не всегда вопрос повышения мотивации учащихся к обучению связывают с качеством преподавания.

На основе общих данных анкетирования я сделала вывод о необходимости применении уровневого подхода к школьной системе профессионального развития учителя. Учителям с высоким уровнем профессиональных компетенций мы предложили поделиться опытом работы с коллегами при совместной разработке и проведении уроков Lesson Study, подготовке и проведении коучингов. Учителя с уровнем профессиональных компетенций выше среднего предложили после обучающего семинара и посещения коучингов участвовать в уроке-исследования, составлять ССП серии последовательных уроков, развивать свои рефлексивные навыки наблюдателя на уроке Lesson Study. Учителя, испытывающие профессиональные трудности, посещали коучинги, открытые

уроки коллег, были в роли наблюдателей уроков Lesson Study, участниками семинаров, т.е. имели возможность творческой стажировки у своих коллег.

Я твердо уверена, что без профессионального развития учителя, его самосовершенствования невозможно обеспечить успешность обучения учеников. Поэтому запланированные коучинги, мастер-классы, менторинг, Lesson Study, рефлексивные отчеты служат основой повышения профессиональных компетенций всех учителей школы.

Для того, чтобы коучинги и мастер-классы, организованные педагогами школы проходили эффективно и качественно, необходима методическая помощь. Встречи с ментором организовывались в начале месяца для обсуждения плана на месячный период. Благодаря этому, все мероприятия, запланированные в плане развития школы, прошли организовано, на высоком уровне.

Для меня, как ментора, было важно оказать помощь в формировании профессиональных навыков школьного тренера как ментора, так как от этого зависел процесс внедрения изменений в школьную практику при реализации плана развития школы. Степень эффективности была такова, что мой менти научился таким образом построить свою работу, чтобы правильно обучать и наставлять учителей. От его умелой наставнической работы зависело внедрение идеи программы в школьную практику: от ментора к учителю, от учителя к учащимся. Наше сотрудничество повлияло на мое становление как руководителя-лидера и способствовало профессиональному развитию менти.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как утверждает Андреа Кац, менторинг - это могущественный инструмент, заблокировать который могут только человеческие ресурсы.

Для более глубокого понимания под-

хода Lesson Study, было решено провести обучающий семинар «Ведущая школа как площадка для развития исследовательских навыков педагога». Цель: координация профессионального взаимодействия между ведущей и партнерскими школами района.

Творческими, заинтересованными учителями проведено исследование уроков. На заседаниях фокус-групп решались вопросы планирования, преподавания, наблюдения, анализа и документирования результатов работы, фиксировались изменения в школьной практике. Учителя представили планы проведения уроков исследования Lesson Study, совместно разработали серии последовательных уроков, выработали форму листа наблюдения за учащимися АВС, алгоритм ведения исследования урока, критерии эффективного урока. В рефлексивных отчетах учителя отмечали, что подход Lesson Study эффективен не только для развития у них навыков преподавания, но и способствовал созданию коллаборативной среды для взаимообучения, улучшения морально-психологического климата в коллективе, т.е. улучшению культуры школы в целом.

Одним из приоритетных направлений плана развития являлось взаимодействие с другими школами и сертифицированными учителями, обмен опытом и совместные исследования. Результаты за этот период показывают, что 100% учителей вовлечены в сетевое взаимодействие, тогда как ранее количество участников сетевого сообщества составляло лишь 40%. Партнерские школы объединились вокруг ведущей школы-гимназии (мы являемся одной из ведущих школ Костанайского района), участники сообщества обменивались опытом внедрения новых подходов, однако необходимо в дальнейшем при составлении совместного плана работы обращать

внимание на совместные исследования по имеющимся проблемам.

Подводя итоги внедрения программы развития, назовем индикаторы успешной реализации ПРШ, это:

• большие перемены в сознании учителя, готовность к внедрению новшеств;

• появление новых учителей - лидеров;

• повышение профессионального уровня педагогов,

• качественная обратная связь с учителями;

• овладение ими современными подходами в обучении, навыками оценивания;

• создание образовательного пространства для успешного самообучения учащихся;

• саморазвитие педагогов;

• развитие сетевого взаимодействия;

• тесное сотрудничество с родителями.

Отзывы учителей доказывают, что поставленные цели достигнуты. Учителями осмыслены и приняты стратегические направления развития школы, внедряются ключевые идеи программы повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан. Считаю, что реализация новшеств достигнута благодаря слаженной работе команды развития. Но развитие - процесс непрерывный, командой развития продолжается мониторинг изменений профессионального развития учителей, анализ и планирование дальнейшей работы.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Менеджемент в образовании: Учебное пособие. Нижневартовск. 2011г. с. 123.

2.Н.Назарбаев статья «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». Астана - 2014 г.

3.Руководство для учителя (1-го продвинутого уровня), АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2015 г.

*

S х

<с m о

го

£ W

О *

S I—

О §

X X ш Е-

S *

s

рц

О ш Е-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.