Научная статья на тему 'Современный учитель: перспективы развития'

Современный учитель: перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ / НОВЫЕ ПОДХОДЫ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ФОРМЫ РАБОТЫ / НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ / СОВРЕМЕННОСТЬ / ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нурмухамбетова Акмарал Сакеновна

Раскрыты некоторые аспекты самореализации современного учителя. Подчеркивается направленность на систематическое и целенаправленное изучение проблем педагогической теории и практики с использованием средств и методов педагогического исследования. Раскрыты ключевые навыки педагогической рефлексии, подчеркивается важность сохранения непрерывности процесса повышения квалификации, показаны конкретные формы работы по реализации развития профессионализма педагога. Так-же раскрыта важность развития профессионализма через курсы повышения квалификации дистанционно и в режиме он-лайн в соответствии с требованиями времени. Делается акцент на том, что такие курсы решают проблему срыва учебного процесса. Выделяется актуальность названных форм работы для малокомплектных и удаленных школ, наряду с этим конкретизирован ряд существенных недостатков в определенной работе. Цитируя слова великого советского писателя о непрерывном педагогическом образовании, подчеркивается важность связей и приоритетов стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года: задача подготовки педагогов новой формации, способных решать принципиальные образовательные задачи, иначе думающих и действующих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нурмухамбетова Акмарал Сакеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODERN TEACHER: PROSPECTS OF DEVELOPMENT

Some aspects on modern teacher’s selfrealization are considered. Direction to systematic research of pedagogical theory and practice problems by using different pedagogical methods is marked.Key skills of pedagogical reection are shown, importance of continuous professional development is emphasized and concrete forms of work on realization of teachers’ professional development are revealed. Importance of professional development at e-learning advanced training courses and through on-line training is also marked. E-learning training can not be failed because of students’ absence and this fact is emphasized. Relevance of early called activities forms for small and far placed schools is marked out. Essential shortcomings are concretized. Quoting words of the great Soviet writer about continuous pedagogical education, importance of communications and priorities of strategic development plan of the Republic of Kazakhstan till 2020 is emphasized: today education has a goal for training new teachers with critical and creative thinking and acting who are able to solve basic educational problems

Текст научной работы на тему «Современный учитель: перспективы развития»

УДК 378.6 ББК 74.489

DOI 10.7442/2071-9620-2015-2-108-114

А.С. Нурмухамбетова

(Национальный центр повышения квалификации «Эрлеу», г. Алматы, Республика Казахстан)

СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Раскрыты некоторые аспекты самореализации современного учителя. Подчеркивается направленность на систематическое и целенаправленное изучение проблем педагогической теории и практики с использованием средств и методов педагогического исследования. Раскрыты ключевые навыки педагогической рефлексии, подчеркивается важность сохранения непрерывности процесса повышения квалификации, показаны конкретные формы работы по реализации развития профессионализма педагога. Также раскрыта важность развития профессионализма через курсы повышения квалификации дистанционно и в режиме он-лайн - в соответствии с требованиями времени. Делается акцент на том, что такие курсы решают проблему срыва учебного процесса. Выделяется актуальность названных форм работы для малокомплектных и удаленных школ, наряду с этим конкретизирован ряд существенных недостатков в определенной работе. Цитируя слова великого советского писателя о непрерывном педагогическом образовании, подчеркивается важность связей и приоритетов стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года: задача подготовки педагогов новой формации, способных решать принципиальные образовательные задачи, иначе думающих и действующих.

Ключевые слова: перспективы развития, самореализация, технология, новые подходы, профессионализм, формы работы, некоторые аспекты, современность, перспективы.

A.S. Nurmukhambetova

(National Training Centre «<Orleu», Almaty, Republic of Kazakhstan)

THE MODERN TEACHER: PROSPECTS OF DEVELOPMENT

Some aspects on modern teacher's self- realization are considered. Direction to systematic research of pedagogical theory and practice problems by using different pedagogical methods is marked.

Key skills of pedagogical reflection are shown, importance ofcontinuous professional development is emphasized and concrete forms of work on realization of teachers' professional development are revealed. Importance of professional development at e-learning advanced training courses and through on-line training is also marked. E-learning training can not be failed because of students' absence and this fact is emphasized. Relevance of early called activities forms for small and far placed schools is marked out. Essential shortcomings are concretized. Quoting words of the great Soviet writer about continuous pedagogical education, importance of communications andpriorities ofstrategic development plan of the Republic of Kazakhstan till 2020 is emphasized: today education has a goal for training new teachers with critical and creative thinking and acting who are able to solve basic educational problems.

Keywords: perspectives of development, self- realization, technology, new approaches, professionalism, activities, some aspects, present time, prospects.

Проблемы профессионального развития современного учителя, этапы становления профессионального мастерства, инновационную деятельность педагогов рассматривали исследователи с разных точек зрения: психология профессионального развития - Э.Ф. Зеер [1]; психологические аспекты инновационной педагогической деятельности -Н.В. Клюева [3]; деятельность учителя в аспекте повышения качества образования - Л.В. Мозгарев [4]; этапы профессионально-личностного развития учителя -П.Е. Решетников [8]; обучение на собственном опыте - Д.Ф. Ильясов [2].

Вместе с тем, современная ситуация в образовании характеризуется проявлением особого внимания к повышению квалификации педагогов, т.к. сложные процессы модернизации требуют, прежде всего, нового мышления и качества деятельности педагогов, на которых возлагаются основные надежды.

Для непрекращающегося профессионального развития и самореализации необходимы открытость педагога ко всему новому, адекватное отношение к новации, инструментальные способности генерировать и продуцировать новые представления и идеи на основе увиденного и осмысленного, адаптировать эффективный опыт к собственной практике.

Профессиональной самореализации способствует деятельность педагога, направленная на систематическое и целенаправленное изучение проблем педагогической теории и практики с использованием средств и методов педагогического исследования. В этой связи актуализирована проблема развития умений проектирования у педагогов в условиях повышения их квалификации. По мнению А.Ф. Фаязовой, «научить проектировать невозможно, этому можно научиться, находясь в реальном процессе проектирования» [9, с. 44]. Таким образом, в курсовой подготовке педагогов нужно также предусматривать работу над проектами, создавать условия для реального процесса проектирования.

Для профессиональной самореализации ключевыми становятся навыки педагогической рефлексии.

С одной стороны, рефлексирующий педагог - это педагог, прежде всего, растущий; прекращающий рефлексировать неминуемо приостанавливается в профессиональном развитии; - с другой стороны, стихийного нарастания рефлексивных свойств мышления как результата накопления профессионального опыта не происходит, а педагогическая рефлексия не формируется спонтанно.

Современному педагогу нелегко ориентироваться в усложняющемся инновационно-образовательном пространстве школы, колледжа, вуза... Вместе с тем, для качества образования требуется профессиональное сознание учителей, понимание ими своих задач. В числе таких задач - непрекращающееся образование как смысл и ценность жизни педагога. Но для этого, как минимум, педагогам следует формировать адекватные образовательные потребности, а институтам повышения квалификации - создавать условия для реализации потребностей.

В основу повышения квалификации педагогов должна быть заложена многомерная система обучения, т.е. развитие знаний, способностей и навыков в сферах мышления, мотивации, практического применения. В настоящее время в Казахстане происходит коренная модернизация системы повышения квалификации работников образования. Создана новая модель, конкретизируется обновление содержания образования. В институте также изучаются и разрабатываются подходы к повышению мастерства педагогов. Очень важно сохранить непрерывность процесса повышения квалификации. Определить, на каком этапе, в какой форме, в какой организации будет происходить это обучение. В данной статье предлагаются варианты этой работы.

Развитие профессионализма реализуется решением следующих задач: 1) повышение профессионального и

культурного уровня педагога;

го

2 со

о ф

С

\п Ц

ф

т

I

ф

^ ф

СО О

О

го со о

н ф

ю ^

го

£ ^

X

о <

2) стимулирование его служебной и общественной активности;

3) обновление и совершенствование знаний в области современной педагогики;

4) совершенствование педагогического и методического мастерства на основе идей педагогов-новаторов и творческих работ педагогов;

5) совершенствование методов и стиля взаимодействия с учащимися на принципах гуманизации, демократизации, гласности;

6) формирование умений и навыков анализа образовательного процесса в целом и самоанализа своей учебно-воспитательной деятельности, в частности;

7) приобщение педагогов к исследовательской деятельности на основе доступных и понятных ему методик.

В этих целях целесообразно использовать такие практические формы научно-методической работы, как: лектории, конференции, научно-методические семинары, научно-практические и проблемные семинары, работа творческих лабораторий и временных творческих групп формального и неформального характера, дискуссии, круглые столы, организация и проведение конкурсов профессионального мастерства, работа МО, школы молодого педагога, индивидуальные консультации, обобщение опыта.

Второй этап заключается в развитии профессионализма через курсы повышения квалификации дистанционно и в режиме он-лайн. Такие курсы решают проблему срыва учебного процесса, особенно для малокомплектных и удаленных школ, где одному педагогу зачастую приходится работать одновременно в нескольких классах или вести несколько предметов. Но данная форма имеет ряд существенных недостатков: отсутствие современных компьютеров, скоростного интернета, подключение к компьютерным сетям; слабое владение учителями инновационными компьютерными технологиями.

Константин Дмитриевич Ушинский сказал: «учитель остается учителем, пока он учится».

Образование признано быть одним из важнейших приоритетов Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года. Общей целью образовательных реформ в стране является адаптация данной системы к новой социально-экономической среде. Принятая в 2011 году Государственная программа продолжает модернизацию казахстанского образования.

Сегодня перед образованием встает задача подготовки педагогов новой формации, способных решать принципиальные образовательные задачи, иначе думающих и действующих. Радикальное обновление системы образования предусматривает повышение профессиональной самостоятельности педагогов, предоставление им прав на конструирование содержания образования, выбор форм и методов обучения и контроля. Именно поэтому методическая служба в школе наращивает общекультурный и профессиональный потенциал педагога через систему непрерывного повышения квалификации. Все это увеличивает степень ответственности педагогов перед обществом, учащимися, родителями за конечные результаты учебно-воспитательного процесса. Возрастает роль школьной методической службы в совершенствовании профессиональной компетентности педагогов, подготовке их к работе в новой образовательной ситуации, в создании условий для их развития и самореализации.

Методическая работа школы направлена, прежде всего, на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала в соответствии с его интересами и запросами. Реализация данных задач осуществляется посредством различных форм повышения квалификации педагогов.

То, что нужно менять принципы своей работы, стать успешным в пре-

подавании и обучении - это, наверное, чувствует любой учитель в условиях динамично меняющегося мира. Один учитель не сможет изменить свою траекторию деятельности. Традиционные формы работы, которые использует на данный момент учитель, не дают роста учителя в профессиональной деятельности. Обучение по Программе «Назарбаев Иинтеллектуальные Школы» позволяет становиться куратором в профессиональном развитии коллег. Инновации придут в школы, если будет эффективно работать методическая служба школы, сотрудничая с коллегами и оказывая им профессиональное содействие с учетом разносторонней поддержки в исследовании и развитии практики учителей преподавания и обучения. Необходимо изменить отношение к преподаванию и обучению, сохранить традиционные, но и вести новые подходы в обучении. Программа «Назарбаев Иинтеллектуальные Школы», позволила нашему коллективу пересмотреть наши взгляды на то, что только через знание учителей происходит обучение, сотрудничество учителей в рамках сетевых профессиональных сообществ или партнерских соглашений, обладанием информационными технологиями, владениями цифровыми ресурсами, совершенствованием профессиональных способностей к сотрудничеству с коллегами, можно добиться изменения своего отношения к преподаванию и обучению. Обеспечение успешности учеников зависит от личности учителя. Результат обучения ученика зависит от повседневной работы учителя в классе. Учителям необходимо прийти к метапознанию, чтобы его интересовало не только содержание образовательной программы, но и для эффективного обучения развивать способности к обучению. Дать возможность учащимся обеспечить стабильную положительную динамику в период обучения. Только учителя, которые поймут необходимость непрерывного совершенствования профессиональных компетенций в работе,

могут обеспечить выпускников качественными знаниями, которые пригодятся ему в дальнейшей судьбе. Благодаря идее Президента Назарбаева Н.А. педагоги всей страны и нашего района получили уникальную возможность обучаться по Программе повышения квалификации педагогических кадров. В рамках школ внедряется новая форма работы с педагогами - коучинги - это конфиденциальный, креативный, активный и созидательный процесс взаимодействия коллег. Цель коучинга - показать, каким образом учителя могут помочь учащимся обучаться способам приобретения знаний.

Кейс-технология - современная образовательная технология, широко применяется в повышении квалификации, в ее основе лежит анализ какой-то проблемной ситуации. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.

Коучинг - новое направление психологического консультирования, использующее современные психотехнологии, ориентированные на эффективное достижение намеченных целей. Хотя на самом деле коучинг - нечто большее, чем консультирование. Это специальная форма индивидуальной поддержки, при помощи которой раскрывается внутренний потенциал человека и улучшается динамика самореализации, вследствие чего повышается личная мотивация и трудоспособность человека.

Коуч не учит своего клиента, как что-либо делать. Он создает условия для того, чтобы обучаемый сам понял, что ему надо делать, определил способы, с помощью которых он может достичь цели, сам выбрал наиболее целесообразный способ действия и сам наметил основные этапы достижения цели. Если раньше преподаватель выступал в роли режиссера процесса переподготовки и повышения квалификации, то теперь режиссура лежит в структуре материала, положенного в основу обучения специалистов. Ранее ответственность за результаты обучения ложилась на преподавате-

го

2 со

о ф

С

\п Ц

ф

т

I

ф

^ ф

СО О

О

го m о н <u ю s го

£

S ^

X

о <t

ля, теперь она в большей мере лежит на обучающемся, прежде реализовывалось умение обучаемых работать под руководством преподавателя, теперь - умение работать самостоятельно.

Со времён Древней Греции существуют школы... Что можно нового придумать в XXI веке? Как помочь коллегам в усовершенствовании методического мастерства? Как изменить педагогические подходы, чтобы преодолеть стереотипы в преподавании? Нужна команда единомышленников. На помощь традиционным семинарам и педагогическим советам приходит коучинг, где в колла-боративной среде рождаются интересные идеи, возникают споры, в которых, как известно, рождается истина. Активные педагоги хотят воплощать идеи в практику урока, но одному это сделать довольно сложно, нужен тренер, наставник - ментор. Менторинг позволяет создать доверительные, личностно заинтересованные взаимоотношения между коллегами. Он направлен на достижения существенной динамики в совершенствовании знаний, мышления, эффективности практических действий педагога, с целью его профессионального становления как целостной личности. С другой стороны, менторинг осуществляет систематическую профессиональную поддержку коллег [5, с. 136-138]. Внедряя данную форму профессионального обучения педагога, можно видеть, как происходят изменения в школьной практике. Посещая уроки коллег, можно было видеть, что они применяют на уроке семь модулей уровневых Программ.

Другим немаловажным моментом в совершенствовании практики является внедрение подхода Lesson study, который открывает перед педагогами большие возможности для профессионального роста. Lesson study является по существу коллаборативным подходом к обучению учителей и демонстрирует значимость новых подходов в обучении учащихся. При работе по планированию серии последовательных уроков были отмечены

высокая продуктивность и положительный эмоциональный настрой преподавателей на сотрудничество. При проведении Lesson study коллеги говорят о том, что наблюдение за уроками было не только интересным, но и сложным. Раньше мы наблюдали за уроком в целом, теперь необходимо наблюдать персонально за каждым, «держать в фокусе трех учеников» и оценивать их деятельность. То есть можно отметить, что в методе Lesson Study, в первую очередь, практика имеет значение. Только по истечению длительного времени можно проследить результат своей деятельности. Думаю, что этот метод эффективен не только для развития навыков преподавания, но и для улучшения общей школьной культуры. Ведь цель Lesson Study-это изменение не только культуры преподавания, но и прогресс ученика.

У современного учителя, обладающего высоким уровнем профессиональной культуры, сформирована способность строить свою педагогическую лабораторию, вырабатывать и постоянно обогащать свою собственную творческую программу, согретую как ярким умом, так и теплотой любви и уважения к ученику [7]. Поэтому современную школу создает учитель нового формата. Причем, под новым форматом понимается не только создание нового продукта, новых приемов и методов, техник, но и реализация потенциальных возможностей и способностей учителя, его потребности в саморазвитии и самореализации. Только там с удовольствием учатся, где с удовольствием учат.

Так как учитель в процессе всей своей педагогической деятельности всегда учится, повышая свой профессиональный уровень в течение всей жизни, этот процесс не прекращается. Именно личность учителя играет решающую роль в воспитании подрастающего поколения, чтобы они могли использовать все необходимые знания в жизненных ситуациях, которая позволит им быть уверенными, успешными в стремительно меняющемся мире [6].

Библиографический список:

1. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. - М.: Академия, 2009. - 240 с.

2. Ильясов Д.Ф. Самообучающаяся организация как феномен и стратегия (на примере общеобразовательного учреждения) // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 3 (40). С. 153156.

3. Клюева Н.В. Педагогическая психология. - М.: Владос, 2006. - 400 с.

4. Мозгарев Л.В. Учитель и качество образования // Педагогика: научно-теоретический журнал. 2007. №1. С. 66-73.

5. Программа курсов повышения квалификации педагогов общеобразовательных школ Республики Казахстан. Руководство для учителя. Первый (продвинутый) уровень // [Электронный ресурс]: www. cpm. kz.

6. Программа курсов повышения квалификации педагогов общеобразовательных школ Республики Казахстан. Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень // [Электронный ресурс]: www. cpm. kz.

7. Профессиональное развитие учителей АОО «НИШ» // [Электронный ресурс]: http://nis.edu.kz.

8. Решетников П.Е. Профессионально-личностное развитие учителя на первой ступени педагогического образования: автореф. дис. ... д-ра пед. н. - Белгород, 2000. - 40 с.

9. Фаязова А.Ф. Проектная мастерская как способ индивидуализации процесса повышения квалификации педагогов // Школьные технологии. 2013. № 5. С. 44-52.

Поступила 08.06.15

Об авторе:

Нурмухамбетова Акмарал Сакеновна, сертифицированный тренер 3 (базового) уровня филиала АО «Национальный центр повышения квалификации «Эрлеу» института повышения квалификации педагогических работников по Костанайской области (Республика Казахстан, г. Алматы, ул. Амангельды, д. 61), nurmuhambetova.akmaral@ mail.ru

Для цитирования: Нурмухамбетова А.С. Современный учитель: перспективы развития // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2015. № 2. С. 108-114

References:

1. Zeer E.F. Psychology of professional development. M.: Akademia, 2009 (in Russian)

2. Iliasov D.F. Self-learning organization as a phenomenon and strategy (by the example of an institution of general education). Mir nauki, kultury, obrazovania. 2013. № 3 (40). P. 153156. (in Russian)

3. Kliueva N.V. Pedagogical psychology. M.: Vlados, 2006. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Mozgarev L.V. Teacher and education quality. Pedagogika: nauchno-teoreticheskii zhurnal. 2007. №1. P. 66-73. (in Russian)

5. Program of qualification upgrade courses for general education school teachers in the Republic of Kazakhstan. Teacher's guide. First (advanced) level. [Electronic resource] www. cpm. kz. (in Russian)

6. Program of qualification upgrade courses for general education school teachers in the Republic of Kazakhstan. Teacher's guide. Third (basic) level. [Electronic resource] www. cpm. kz. (in Russian)

7. Professional development of teachers at AOO "NISh) [Electronic resource] http://nis.edu. kz. (in Russian)

го ср

2 ш

о

ср ф

с

ц

ф

т

I

ф

S ф

ср ш

о О

8. Reshetnikov P.E. Professional and personal development of the teacher at the first sage of pedagogical education. Author's transcript, diss. ... Dr. Sci. (Education). Belgorod, 2000. (in Russian)

9. Faiazova A.F. Project workshop as a way to make teacher's qualification upgrade process individual. Shkolnyie tekhnologii. 2013. № 5. P. 44-52. (in Russian)

About the author:

Nurmukhambetova Akmaral Sakenovna, Certified trainer of the third (basic) level, branch of JSC «National Training Centre «Grleu» In- service Teacher Training Institute in Kostanay region» (61, Ul. Amangeldy, Almaty, Republic of Kazakhstan), nurmuhambetova. akmaral@mail.ru

For citation: Nurmukhambetova A.S. The modern teacher: prospects of development // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. 2015. № 2. P. 108-114

CO m о н

<D Ю

X

о <

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.