Научная статья на тему 'Исследование устойчивого развития процесса урбанизации в Китае'

Исследование устойчивого развития процесса урбанизации в Китае Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
728
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование устойчивого развития процесса урбанизации в Китае»

Б01: 10.15838^/2015.4.40.11 УДК332.1(510), ББК65.049(5Кит)

© У Фэнган

Исследование устойчивого развития процесса урбанизации в Китае

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Индустриализация и урбанизация являются двумя основными направлениями модернизации Китая с начала реформы, однако успехи по этим направлениям различны. Индустриализация способствовала росту ВВП. По данному показателю в 2010 году Китай превзошел Японию, став второй экономикой в мире. В 2013 году ВВП Китая составил 56,8845 трлн. юаней, или примерно 10 трлн. долларов США. Однако, несмотря на то, что степень урбанизации Китая выросла, она не совпадает со степенью индустриализации и сильно отстает от уровня развитых капиталистических стран. С 1978 по 2013 год численность постоянного населения континентального Китая увеличилась со 170 до 730 млн. чел., уровень урбанизации постоянного населения — с 17,9 до 53,7%; среднее повышение составило 1,02 процентных пункта. В мегаполисах Пекин, Тяньцзинь, Хэбэй, в дельтах рек

Янцзы и Чжуцзян 18% населения проживает на территории, составляющей 2,8% страны, производят 36% валового внутреннего продукта. Такие мегаполисы являются основными платформами для быстрого экономического роста Китая и стимулирования международного экономического сотрудничества и конкуренции. Можно с уверенностью сказать, что устойчивое развитие процесса урбанизации является основной задачей, стоящей перед Китаем в достижении цели завершения модернизации к 2050 году.

Выполнение этой задачи сопряжено с проблемами народонаселения, ресурсов и окружающей среды.

Во-первых, демографическая проблема. В 2013 году уровень урбанизации постоянного населения составлял 53,73% в континентальном Китае, уровень урбанизации зарегистрированного населения —

35%, разница в 18% свидетельствует о том, что более 200 млн. трудящихся-мигрантов не могут пользоваться городскими базовыми общественными услугами, такими как доход, занятость, жилье, социальное обеспечение, образование детей и т.д. К 2050 году в континентальном Китае уровень урбанизации достигнет 70%, численность населения составит 1,6 млрд. чел., из них 1,1 миллиарда будет проживать в городах. Данный показатель превысит суммарную численность всего городского населения в развитых странах. Но сможет ли это население жить и работать в мире и согласии?

Во-вторых, проблема ограниченности ресурсов. В настоящее время в Китае 118 городов обеспечены ресурсами, в 44 городах ресурсы исчерпаны. Страна характеризуется большой численностью населения и относительно небольшой территорией пахотных земель. С развитием урбанизации более 40 тысяч гектаров пахотных земель будут исчезать ежегодно, приближаясь к критическому уровню в 120 млн. га. В 2000—2011 гг. масштабы городской застройки увеличились на 76,4%, в то время как прирост городского населения составил 50,5%; численность сельского населения снизилась на 133 млн. чел., в то время как площади земельных участков выросли более чем на 2 млн. га. Таким образом, за последние 30 лет рост урбанизации, связанный с относительно широким использованием земель, стал угрозой для продовольственной безопасности. Китай — это страна с серьезной нехваткой воды: более 400 городов из 660-ти страдают от нехватки воды в той или иной степени, 136 городов сталкиваются с острым дефицитом воды. Грунтовые воды в 50% городов загрязнены. Нехватка чистой питьевой воды напрямую влияет на общественное здоровье, а чрез-

мерная добыча подземных вод может привести к опустыниванию пахотных земель и другим бедствиям.

В-третьих, проблема загрязнения окружающей среды. Всемирная организация здравоохранения обнародовала последнюю базу данных о качестве городского воздуха 7 мая 2014 года. Среди 112 китайских городов, перечисленных в базе данных, Ланьчжоу, Урумчи, Сиань, Синин и Пекин имеют самые серьезные степени загрязнения. Пекин с индексом PM2.5, равным 56, занимает 77-е место в мире по уровню загрязнения окружающей среды. ВОЗ отмечает, что уровень загрязнения атмосферного воздуха превышает норму более чем в 2,5 раза в половине городских жилых районов и что только в 12% городских районов уровень соответствует стандартам, установленным ВОЗ. Согласно базе данных, многие города страдают от ухудшения качества воздуха из-за ископаемых источников энергии, большого количества транспортных средств, низкой эффективности использования энергии в городских зданиях и чрезмерного использования биоэнергии для отопления и приготовления пищи.

С развитием процесса урбанизации и ростом городов химические предприятия выстроились вокруг городов, поставив таким образом городскую безопасность под угрозу. Кроме того, в последнее время актуализировалась проблема мусора в городе. Несмотря на то, что Правительство КНР разработало программы, направленные на борьбу с мусором, остается еще много нерешенных проблем.

Устойчивое развитие процесса урбанизации в Китае должно быть личностно ориентировано, основано на институциональных инновациях и интенсивном пути развития. Предпочтение должно быть отдано низкоуглеродному производству.

1. Принцип развития процесса урбанизации.

Урбанизация — это естественный исторический процесс, процесс экономического развития, связанный с социальным развитием. Следовательно, урбанизация должна подчиняться определенным требованиям, наилучшим образом использовать сложившиеся обстоятельства.

Урбанизация — это процесс переселения людей из сельских районов в городские, поэтому необходимо содействовать интеграции города и села, сократить разрыв между городскими и сельскими районами, способствовать равноправному участию фермеров в процессе модернизации. Кроме того, необходимо упорядочить размещение городских и сельских производительных сил, способствовать развитию сельского хозяйства и направить факторы производства в сельскую местность для развития сельских районов. Целесообразно организовать строительство городской и сельской инфраструктуры, а также усилить интеграцию действующих городской и сельской инфраструктур. Экологическая ситуация должна быть под постоянным контролем. Необходимо обеспечить бесперебойную работу коммунальных служб в городах и селах и увеличить объем предоставляемых общественных благ в сельских районах.

Ускорение урбанизации предполагает разработку сложных систем, требующих научного планирования, бережной эксплуатации, уверенной координации и планомерного развития. В стратегии развития процесса урбанизации Китая предлагается два горизонтальных и три вертикальных плана урбанизации. В стране сформировались следующие регионы: регион трех мегаполисов (Пекин—Тяньцзинь—Хэбэй), регион дельты рек Янцзы и Чжуцзян. Кроме того, китайское правительство планирует постепенно сформировать ряд городских

районов на Среднем Западе и Северо-Востоке для развития данных территорий и страны в целом.

2. Личностно ориентированный принцип.

Люди — это ключ к продвижению устойчивого развития процесса урбанизации. Требования к процессу урбанизация в Китае включают задачи расселения сельских жителей в городе и улучшения качества их жизни.

Развитие промышленности способствует развитию города, промышленная агломерация является предпосылкой и основой для роста городской агломерации, поэтому необходимо определить функции промышленности, направления промышленного развития, разработать городские промышленные системы с уникальными характеристиками. В то же время необходимо расширить возможности малых и средних отраслей промышленности, повысить коэффициент значимости сферы услуг и инновационного потенциала городов. Следует ориентироваться на повышение качества жизни мигрантов в городе, их социализацию в обществе, усиление профессиональной подготовки, увеличение финансовых ресурсов, интеграцию профессионального образования и обучения на рабочем месте, реализацию планов повышения профессиональной квалификации мигрантов; создание и совершенствование системы мониторинга кадрового рынка. Целесообразно поощрять выбор мигрантами того профессионального направления, которое соответствует потребностям промышленного развития и изменениям на рынке труда, а также проводить бесплатные курсы профессиональной подготовки для мигрантов. Требуется также совершенствовать механизмы защиты прав трудящихся-мигрантов, стимулировать социальную активность работников, их участие в партийных организациях,

профсоюзах, общественных организациях, общественной деятельности. Обществу следует достойно принимать мигрантов.

Превращение фермеров в городских жителей должно быть добровольным, с учетом их пожеланий. Необходимо разработать конкретные меры в соответствии с местными условиями, контролировать прирост. Дело в том, что мигранты больше заботятся об образовании детей, а не о смене места жительства. Можно выделить следующие причины: во-первых, мигранты не могут найти в городе постоянную работу, во-вторых, в сельской переписи регистрация места жительства связана с правом собственности на землю, многочисленными сельскохозяйственными субсидиями, относительно мягкой демографической политикой. Таким образом, желание привлечь фермеров сменить место жительства и поселиться в городе как путем реформы системы регистрации, так и путем снижения порога в городах — это одностороннее желание. Маленькие города менее привлекательны. Наиболее популярная форма регистрации места жительства, получившая наибольшее одобрение среди населения, — постоянная прописка на селе и временная в городе, дающая право на пользование основными коммунальными услугами. Реформа регистрации места жительства будет сосредоточена на социальной справедливости, восстановлении регистрационного учета населения с помощью его переписи и создании справедливого общества со свободной миграцией населения.

3. Институциональные инновации как базис.

Процесс урбанизации основан на экономическом и социальном развитии. В настоящее время проводится ряд реформ, тесно связанных с развитием этого процесса, требующих тщательного исследования

для стабильного продвижения. Реформа системы управления земельными ресурсами на селе определяет право собственности на землю в сельской местности, ее регистрацию и сертификацию. Она касается улучшения жилищного фонда на селе: сельские коллективные земельные участки, выделяемые для строительства, получают те же права и цены на рынке, что и государственные при условии их соответствия с планами и надлежащего контроля. Реформа системы земельной экспроприации нацелена на снижение спроса на земельные участки, стандартизацию процедуры приобретения земли и защиту интересов фермеров, чьи земли приобретаются. Следующая реформа затрагивает проблемы улучшения финансовой платежной системы. Реформа административной системы управления нацелена на дальнейшее упрощение системы органов власти и делегирование реальных полномочий более низким уровням. Зоны развития и зоны освоения высоких технологий, играющие важную роль в процессе урбанизации, не управляются напрямую государственными органами. Вопросы их функционирования, распределения полномочий в соответствии с обязанностями разрешаются путем инновационных мыслей и подходов.

Продвижение устойчивой урбанизации — это не только строительство городов, но и постоянное совершенствование системы городского управления, поддержание духа города, улучшение городской цивилизации и создание привлекательных образов городов. Городское управление должно измениться по пяти пунктам. Объект управления смещается от простого управления экономическим ростом и территориальным расширением города к контролю над согласованным развитием экономики, общества, культуры и экологической об-

становки, к одновременному достижению максимальных городских благ и устойчивого развития. Управляющий орган превращается из централизованного в сложный орган социального управления, состоящий из государства, предприятий и общества. Концепция управления отказывается от первоочередного внимания строительству объектов, считая значимым и управление городом. Она нацелена на строительство и управление городом, углубление реформы городской системы управления с ориентацией на общественные услуги, увеличение эксплуатационных преимуществ города. Функции городских органов управления изменены. Создаются группы экспертов, выступающих в качестве городских управленческих кадров, опирающихся при строительстве и управлении городом на научные подходы, передовые идеи и опыт. Подход к управлению предполагает участие общества и переход от неэффективного и экстенсивного хозяйствования к научному и эффективному, от традиционного непоследовательного управления к устойчивому и рациональному. Эффективность цели управления определяется переориентацией цели с объекта на человека, что приводит к повышению справедливости и степени цивилизации городов.

Развитие урбанизации требует больших денежных средств. Затраты на переезд 1 мигранта составляют около 100 000 юаней, т.е. на трудовую миграцию работников из сельской местности в город требуется более 20 трлн. юаней. Таким образом, необходимо создать механизм разделения затрат между правительством, предприятиями и физическими лицами и согласовать процесс переселения мигрантов с реформированием системы права собственности на селе. Переезд трудящихся-мигрантов не должен быть основан на предпосылке, что

они потеряют права собственности на селе. Наоборот, необходимо дать возможность фермерам использовать приобретенные в сельской местности ресурсы в городе с помощью рыночных инструментов. Таким образом, сельские трудящиеся-мигранты будут переезжать в города с определенным капиталом, уменьшая затраты на трудовую миграцию.

4. Реализация интенсивного развития, интеллектуального развития, низкоуглеродного производства.

Такое развитие требует повышения эффективности использования земель под городское строительство, поэтому необходимо строго контролировать прирост, оживить фонд, оптимизировать структуру, повысить эффективность городского строительства, ориентируясь на практический результат и углубление реформы. Развитие должно быть ограничено в пределах пахотных земель с учетом не только количества, но и качества построенных сооружений.

При этом должны учитываться местные условия и научный подход для эффективного повышения уровня интенсификации использования земли. Во-первых, необходимо контролировать использование земель, строго определять границы градостроительства, контролировать неограниченное расширение городов. Во-вторых, следует придерживаться интенсивного подхода к использованию земель промышленного назначения, увеличить продуктивность использования земельных участков, предназначенных для строительства. В-третьих, требуется изучать и пропагандировать технологии сохранения земли, сохранять и активизировать развитие городских земель. В-четвертых, следует достичь рационального освоения и использования подземного пространства городов, разработав для этого специальные

программы. В-пятых, необходимо усилить реконструкцию трущобных городов и поселков городского типа, стремиться к улучшению условий жизни населения, внешнего вида города и окружающей среды и к рациональному использованию земель.

Кроме того, нужно уделять внимание защите окружающей среды, строго определять границы градостроительства. Следует объединить город и природу, создать среду, где жители могли бы наслаждаться горами и реками, где жизненное пространство эффективно используется, но сохраняется красота природы. Необходимо сформировать рациональную структуру, в которую входят производственное, жизненное и экологическое пространства.

Умный город — это новые идеи и новые модели городского планирования, строительство, управление и обслуживание с

помощью интернет-ресурсов, больших данных, геопространственной информации и других информационных технологий нового поколения. Строительство умного города важно для ускорения интеграции индустриализации, информатизации, урбанизации и модернизации сельского хозяйства, а также для улучшения устойчивого развития городов. Вместе с тем данная система должна играть роль рынка в распределении ресурсов, укреплять и совершенствовать работу правительства, координировать информационные и интеллектуальные ресурсы, оказывать общественные услуги, обеспечивать комфортабельную жизнь, интеллектуальную инфраструктуру, постоянно повышая жизнедеятельность города, ощущение счастья у горожан, качество и уровень развития процесса урбанизации.

Сведения об авторе

У Фэнган — научный сотрудник, директор Института промышленной экономики Академии общественных наук провинции Цзянси (Китай)

Wu Fenggang

Research on the Sustainable Development of China's Urbanization

Wu Fenggang — Research Associate, Director of Institute of Industrial Economy, Jiangxi Academy of Social Sciences (Nanchang, China)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.