ОРИГИНАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
няя длительность нахождения пациентов в ремиссии по группам составляет (Средняя (ДИ)): Н/Г - 14,1 (10,8-17,3) недели; Н/ГП -17,5 (13,8-21,1) недели; НП/Г - 6,5 (4,7-8,2) недели и НП/ГП - 10,9 (8,2-13,7) недели. Статистически значимые различия (p<0,01) наблюдались между группами Н/Г и НП/Г (р<0,008); Н/ГП и НП/Г (р<0,0001); Н/ГП и НП/ГП (р<0,012). Значимых отличий между группами Н/Г и Н/ПГ выявлено не было. Частота побочных эффектов среди участников была невелика (10,7 %), наиболее часто пациенты жаловались на бессонницу (1,6-5,1 %) и головную боль (1,7-6,6 %).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Налтрексон проявил себя как эффективное средство стабилизации ремиссии и профилактики рецидивов опийной наркомании. Комбинация налтрексона и гуанфаци-на достаточно хорошо переносилась и сравнима по эффективности с монотерапией налтрексоном.
ЛИТЕРАТУРА
1. Kleber, H. D. Pharmacologic treatments for opioid dependence : detoxification and maintenance options / H. D. Kleber // Dialogs in Clinical Neurosciences. - 2007. - № 9. - P. 455-470.
2. Krupitsky, E. M. The syndrome of anhedonia in recently detoxified heroin addicts : Assessment and treatment / E. M. Krupitsky [et al] // Abstracts of the International Meeting «Building International Research on Drug Abuse : Global Focus on Youth». - Scottsdale, AZ : NIDA, 1998. - P. 15.
3. Sinha, R. Effects of lofexidine on stress-induced and cue-induced opioid craving and opioid abstinence rates : preliminary findings / R. Sinha [et al] // Psychopharmacology. - 2007. -№ 190. - P. 569-574.
РЕЗЮМЕ
В. Я. Палаткин
Исследование приверженности терапии при применении пероральной формы натрексона и гуанфацина для лечения опийной наркомании
Цель исследования - оценка эффективности и безопасности налтрексона в сочетании с альфа-адреномиметиком гуанфацином при лечении пациентов с диагнозом «синдром зависимости от опиатов». 244 больных опийной наркоманией были рандомизиро-ванны в 4 исследуемые группы: 1-я группа (61 чел) получала налтрексон (Н) 50 мг/сут. и гуанфацин (Г) 1 мг/сут., 2-я (62 чел.) -налтрексон и гуанфацин-плацебо (Н/ГП), 3-я (60 чел.) - налтрек-сон-плацебо и гуанфацин (НП/Г) и 4-я (61 чел.) - НП/ГП. Анализ выживаемости показал, что средняя длительность нахождения пациентов в ремиссии по группам составляет 14,1 недели; Н/ГП -17,5 недели; НП/Г - 6,5 недели и НП/ГП 10,9 недели. Комбинация налтрексона и гуанфацина хорошо переносилась, но сравнима по эффективности с монотерапией налтрексоном.
Ключевые слова: налтрексон, гуанфацин, опиаты, зависимость, ремиссия.
SUMMARY
V. Ya. Palatkin
Adherence to naltrexone and guanfacine in the course of heroin dependence management
The objective of this research was to evaluate the safety and tolerability of guanfacine in combination with naltrexone treatment in opioid dependent individuals. 244 heroin addicts were randomized into four treatment groups: 1) Naltrexone (N) 50 mg/day + Guanfacine (G) 1 mg/day (N+G) (n=61); 2) Naltrexone (50 mg/day) + Guanfacine placebo (N+PG) (n=62); 3) Naltrexone placebo + Guanfacine (1 mg/ day) (PN+G) (n=60), and 4) double placebo (PN+PG) (n=61). The survival rate analysis has shown that the average duration of the remission period in the groups was: N/G - 14.1 weeks; N/GP - 17.5 weeks; NP/G - 6.5 weeks and NP/GP 10.9 weeks. The efficacy of combination of naltrexone and guanfacine is comparable with that of naltrexone alone.
Key words: naltrexon, guanfacin, opiates, dependence, remission.
© Н. А. Панина, 2011 г. УДК 614.23/.25-001]:370/371
Н. А. Панина
ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ЗНАНИЙ О ВОСПИТАНИИ У КЛИНИЧЕСКИХ ОРДИНАТОРОВ
Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова
ВВЕДЕНИЕ
В течение нескольких лет в СПбГМУ им. акад. И. П. Павлова в программу подготовки клинических ординаторов быт включен курс педагогики и психологии, ориентированный на основы психолого-педагогической работы с больными и их социальным окружением. Эффективность обучения определялась по качеству вытол-
нения курсовых работ, которые представляли психолого-педагогическую разработку занятия с младшим медицинским персоналом. Анализ курсовых работ показал, что в большинстве проектов отсутствовали «воспитательные задачи», либо они были сформулированы педагогически неграмотно. Образование считается целостным лишь в том случае, если обучение сочетается с воспитанием. Поэтому бышо проведено исследование, ориентированное на изучение усвоения понятий «воспитание» и «воспитательная работа» для последующей корректировки программы и процесса обучения клинических ординаторов.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для решения поставленной задачи исследовались отобранные методом случайной выборки письменные работы в форме тезауруса 50-ти клинических ординаторов из 204 обучавшихся. Возраст учащихся составил 2627 лет, из них 78 % - лица женского пола. Анализирова-
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ СПбГМУ ИМ. АКАД. И. П. ПАВЛОВА • ТОМ XVIII • №4 • 2011
Рис. 1. Усредненные показатели результата анализа раскрытия понятия «воспитание» клиническими ординаторами в первичном контроле знаний. По оси абсцисс составляющие понятия «воспитание»: 1 - формирование определенных качеств (личностных); 2 - формирование отношений к человеку и разным объектам труда; 3 - формирование нормативного поведения (в том числе, профессионального); 4 - передача исторического и культурного опыта от поколения к поколению.
По оси ординат - количество правильных ответов, %
лись работы 2009-2010 учебного года. Каждый учащийся выполнил две работы: первичный и итоговый контроль знаний. Таким образом, был проведен анализ 100 работ.
Первичный контроль проводился на первом занятии курса педагогики для определения базовых знаний и общей эрудиции по педагогике. Клиническим ординаторам предлагалось раскрыть 10 понятий, отражающих педагогические категории. В список предложенных понятий входила одна из важнейших категорий - «воспитание». Для установления средней раскрываемости каждого понятия брали за основу его определение и «разбивали» на составляющие. Суммарное количество составляющих данного понятия принималось за 100 %.
60
50 40 30 20
10 0
1 2
Рис. 2. Усредненные показатели результата анализа раскрытия понятия «воспитательная работа» клиническими ординаторами во вторичном (итоговом) контроле знаний. По оси абсцисс -составляющие понятия «воспитательная работа»: 1 - процесс формирования качеств личности; 2 - воздействия различных социально направленных мероприятий, реализуемых в той или иной организации. По оси ординат - количество правильных ответов, %
Каждая составляющая подразделялась по смыслу и наличию «ключевых слов».
В настоящее время, несмотря на многообразие научных теорий и подходов, в педагогике нет единства взглядов в определении одной из основных ее категорий - «воспитание». Но есть общая часть этих понятий, которая и была положена в основу данного исследования: это формирование определенных качеств (личностных); формирование отношений к человеку и разным объектам труда; формирование нормативного поведения (в том числе профессионального); передача исторического и культурного опыта от поколения к поколению.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В результате проведенного исследования было выявлено, что средняя раскрываемость педагогической категории «воспитание» в работах первичного контроля уровня знаний у клинических ординаторов составила 12,1 %. Для выяснения, какой из составляющих отдавалось предпочтение в ответах, была проведена следующая работа. Ответ каждого клинического ординатора «разбивался» на составляющие исследуемого понятия, при этом работы, в которых отсутствовали ответы, из анализа не исключались. На 50 работ пришлось 55 фрагментов ответов по анализируемым составляющим. Из них 3 «нулевые» и 12 ответов, которые совсем не раскрыли суть понятия.
В работах первичного контроля уровня знаний большая часть клинических ординаторов (48,1 %) связывали «воспитание» с нормативным поведением или с третьей составляющей данного понятия (рис. 1). Формирование «определенных качеств» и «передача исторического опыта от поколения к поколению» указали меньшее число (соответственно 12,7 и 10,9 %). Работы, где отсутствовали ответы, составили 5,5 %. Таким образом, был выявлен низкий уровень знаний по педагогической категории «воспитание». Кроме того, это указывает на то, что этому разделу в образовательных программах и в процессе обучения уделялось недостаточное внимание. Такие пробелы образуются постепенно и на всех этапах обучения. Воспитание - непрерывный, долговременный процесс. Его результаты не следуют непосредственно за воспитательным воздействием, а носят отсроченный характер [1].
В работах вторичного (итогового) контроля уровня знаний использовалось более прикладное понятие «воспитательная работа». В этом понятии было выделено две составляющие: процесс формирования качеств личности и воздействие различных социально направленных мероприятий, реализуемых в той или иной организации. Полное раскрытие этих составляющих в сумме давало 100 %-е раскрытие понятия. Каждая составляющая подразделялась по смыслу и наличию «ключевых слов».
Анализ итоговых работ в форме тезауруса установил, что средняя раскрываемость понятия «воспитательная работа» у клинических ординаторов поднялась до
ОРИГИНАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
30,5 %. Для выяснения, какая составляющая быта лучше усвоена, был проведен следующий этап. Ответ каждого клинического ординатора «разбивался» на составляющие исследуемого понятия. Работы, в которых отсутствовали ответы, из анализа не исключались. На 50 работ пришлось 57 фрагментов ответов по анализируемым составляющим. Из них 2 «нулевые» и 17 ответов не раскрыли суть понятия.
В работах вторичного (итогового) контроля уровня знаний большая часть клинических ординаторов (52,6 %) связывала «воспитательную работу» с процессом формирования качеств личности (рис. 2). Вторую составляющую этого понятия привели в 3,8 раза меньшее число учащихся. Кроме этого, ни в одной работе не было отражено, что воспитательная работа осуществляется не только в период дошкольного, школьного и студенческого развития, но и на других этапах развития и жизни человека. Не сказано было и о процессе самовоспитания.
Результаты исследования установили, что в процессе обучения значительная часть клинических ординаторов улучшили свою информированность о воспитании. Однако в их ответах продолжали доминировать представления о воспитании как способе формирования нормативного поведения и формирования свойств личности. Другие аспекты (социальные, исторические, система отношений) были усвоены хуже. С одной стороны, это определяет направление дальнейшего развития программы педагогики и обучения этой дисциплине. Но, с другой стороны, это свидетельствует о том, что на предшествующих этапах обучения эти составляющие воспитания не формировались так активно, как первые две.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Медицинская деятельность, особенно лечебная, активно использует психолого-педагогические вмешательства, которые позволяют без увеличения медикаментозной нагрузки повысить эффективность лечения и продолжительность, качество жизни пациентов. Однако без обучения врачей навыжам воспитания добиться эффективности таких программ трудно. К сожалению, актуальным остается выкжазытание К. Д. Ушинского: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения;
некоторые думают, что для него нужна врожденная способность и умение, т. е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания» [2]. Проведенное исследование выявило недостаточный уровень знаний о воспитании и установило, что наиболее плохо на всех этапах формирования молодых врачей усваиваются социальные, исторические аспекты воспитания и представление о воспитании как формировании системы отношений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Островский, Э. В. Психология и педагогика : учеб. пособие / Э. В. Островский ; под ред. Э. В. Островского. - М. : Вузовский учебник, 2007. - 384 с.
2. Бордовская, Н. В. Педагога : учеб. пособие / Н. В. Бордов-ская, А. А. Реан. - СПб. : Питер, 2007. - 304 с. : ил. - (Учебное пособие).
РЕЗЮМЕ
Н. А. Панина
Исследование уровня знаний о воспитании у клинических ординаторов
Проведено исследование базовый и итоговыгх знаний о воспитании у клинических ординаторов (n= 50) в процессе обучения педагогике. Изучены 100 работ. Использовался анализ полноты и объема раскрытия понятия. Установлено, что базовый уровень знаний быш низкий и преимущественно за счет слабых представлений о социальных, исторических аспектах воспитания и представления о воспитании как формировании системы отношений. В результате обучения уровень знаний быт повышен, однако пробелы сохранялись в тех же областях. Сделано предположение, что именно эти аспекты имели наибольшие проблемы на предыдущих этапах обучения.
Ключевые слова: воспитание, клинические ординаторы, педагогика.
SUMMARY
N. A. Panina
Control of pedagogical knowledge level among medical residents
Control of the initial and final level of knowledge of behaviour among medical residents taking the pedagogy course was conducted. 100 papers written by the medical residents were scrutinized. Attention was paid to completeness in disclosing the ideas. The base line of pedagogical knowledge was found to be quite low, mostly due to insufficient understanding of the fact that interrelation systems, as well as historical and social aspects of teaching play the key role in the field of behavioral influence. During the course of study the level of knowledge was raised, but the gaps remained in the same fields of study. The suggestion is that those are just the aspects missing on previous levels of education.
Key words: behavioral influencing, medical residents, pedagogy.