УДК 159.9:37.062.3:314.7
Пилюгина Екатерина Ивановна
Pilyugina Ekaterina Ivanovna
кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой общей и социальной педагогики и психологии филиала Ставропольского государственного педагогического института в городе Железноводске
Тараненко Оксана Николаевна
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры государственного и муниципального управления филиала Северо-Кавказского федерального университета в городе Пятигорске
ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ САМООЦЕНКИ И ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-МИГРАНТОВ В УСЛОВИЯХ ВУЗА
PhD in Psychology, Assistant Professor, Head of General and Social Education and Psychology Department, Zheleznovodsk branch of Stavropol State Pedagogical Institute
Taranenko Oksana Nikolayevna
PhD in Education Science, Assistant Professor, State and Municipal Administration Department, Pyatigorsk branch of North Caucasus Federal University
THE STUDY OF SELF-ESTEEM AND PECULIARITIES OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF MIGRANT STUDENTS
IN UNIVERSITIES
Аннотация:
В статье представлены количественные и качественные результаты констатирующего исследования уровня самооценки студентов-мигрантов, раскрываются особенности их социально-психологической адаптации в условиях вуза. Предложена структура факторов, приводящих к возникновению трудностей в процессе адаптации личности студента-мигранта в образовательном пространстве вуза. Обозначены ключевые сферы проявления проблемных ситуаций у студентов-мигрантов.
Ключевые слова:
самооценка, социально-психологическая адаптация, студент-мигрант, образовательное пространство вуза, адекватность, самоотношение, самоконтроль, потребность в достижениях.
Summary:
The article presents qualitative and quantitative results of the study assessing self-esteem of migrant students, reveals the peculiarities of their social and psychological adaptation in higher schools. The authors consider the structure of the factors causing difficulties in the process of adaptation of migrant students in the educational space of the university. The key areas of problem situations of migrant student are described.
Keywords:
self-esteem, socio-psychological adaptation, migrant student, educational environment of university, adequacy, self-attitude, self-control, need for achievement.
Одной из особенностей ряда регионов России, и в том числе Южного, являются активные миграционные процессы, которые затронули практически все категории населения - как взрослых, так и детей и подростков. Это послужило причиной возникновения особой категории студентов - студентов-мигрантов, которые вынуждены адаптироваться к изменившимся условиям жизнедеятельности (социальным, этническим, материальным, бытовым, психологическим). Процесс адаптации нередко сопровождается глубоким стрессом, что приводит к срыву имеющейся у них положительной защиты [1]. Такие студенты нуждаются в помощи и поддержке окружающих, поэтому представленное в статье констатирующее исследование было ориентировано на определение уровня самооценки и психологических проблем, с которыми сталкиваются студенты-мигранты в период адаптации к новым социальным условиям. Была проведена диагностика психического состояния, уровня социально-психологической адаптированности студентов в период смены привычной социальной ситуации жизнедеятельности. Для этого использовались психологические методы опроса, анкетирования, наблюдения и беседы.
В опросе и анкетировании приняли участие 50 студентов первого курса, мигрировавших за последние 3 года. Средний возраст студентов-мигрантов составил 17,6 года.
Данные проведенного предварительного опроса показали, что подавляющее большинство студентов-мигрантов (81 %) испытывают трудности в адаптационный период, обусловленные следующими факторами: резкая смена привычной социальной среды; изменение социального статуса; ослабление эмоциональных связей, неуверенность в собственных силах; своеобразие национально-психологических особенностей (темперамент, характер, самосознание); различный уровень общих параметров личности (образованность, воспитанность, социализированность, культурность и т. д.).
Результаты анкетирования показали, что 47,6 % испытывают состояние выраженного психологического дискомфорта, основными факторами которого являются: высокий уровень тревожности, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, негативный эмоциональный фон, страх самовыражения, неадекватная самооценка, внутриличностные противоречия, дискомфорт, эгоцентризм.
Таким образом, анализ результатов опроса позволил определить общие и частные противоречия, приводящие к возникновению трудностей социального («они» - трудности материальные и средовые), психологического («я» - личностные) и педагогического («мы» - коллективные, семейные) характера в работе со студентами-мигрантами (рис. 1).
Противоречия
Общие Частные
Трудности
Социальные Психологические Педагогические
1 г
Источники трудностей
Социум, вузовская и вневузовская среда
Факторы: когнитивные, языковые, волевые, этнопедагогические
Степень адаптационного, реабилитационного, поликультурного образования
Рисунок 1 - Структура факторов, приводящих к возникновению трудностей в процессе адаптации личности студента-мигранта в образовательном пространстве вуза
На основании выделенных факторов трудностей мы определили четыре группы проблем в зависимости от того, к каким сферам жизнедеятельности студентов они относятся [2]. Основными сферами проявления дискомфорта у студентов-мигрантов являются: социальная, когнитивная, аффективная и поведенческая.
Таблица 1 демонстрирует распределение выделенных сфер проявления дискомфорта в процессе адаптации студентов и примерные проблемные ситуации, с которыми связано наибольшее количество отрицательных переживаний, влияющих на процесс социально-психологической адаптации и самооценку студента в образовательном пространстве вуза.
Таблица 1 - Сферы проявления проблемных ситуаций у студентов-мигрантов_
Сфера проявления Примеры проблемных ситуаций
Социальная - неприятие со стороны окружающих, - отсутствие друга/подруги, - конфликтность, - адекватность уровня самооценки, - маргинальность, - финансовые проблемы
Когнитивная - объем и характер относительно я-концепции студента-мигранта, - познание индивидуальных различий других людей, - удовлетворенность своей деятельностью
Аффективная - психоэмоциональные состояния (настроение, его постоянство, изменчивость, уровень тревожности), - психофизиологические состояния (общее самочувствие, аппетит, сон), - саморегуляция (тип нервной системы, механизмы психологической защиты, эмоциональная и волевая регуляция)
Поведенческая - отсутствие мотивации к учебе, - неуверенность в собственных силах, - потеря смысла жизни, - низкая потребность в достижениях, - выбор способа общения, адекватного ситуации
Полученные результаты позволяют представить основные проблемные точки при вхождении студентов в новую социальную среду, наличие которых необходимо учитывать в ходе организации системы по обеспечению социально-психологической адаптации студентов-мигрантов в образовательном пространстве вуза. Для исследования выделенных параметров использовались следующие методики [3]:
1) методика определения уровня субъективного контроля и психической стабильности (Дж. Роттер);
2) методика исследования проявления тревоги (Дж. Тейлор);
3) методика исследования адекватности уровня самооценки личности, модифицированная Е.М. Никиреевым;
4) методика изучения эмоциональной напряженности, составленная Е.С. Романовой, О.Н. Усановой, О.Ф. Потемкиной на основе методики Н.М. Пейсахова и Г.Ш. Габдреевой.
Обобщая результаты исследования уровня адекватности самооценки, можно сказать, что 27 студентов-мигрантов имеют низкую самооценку. С завышенной самооценкой оказалось 23 студента-мигранта. Студентов с адекватной самооценкой обнаружено не было. Анализ исследования эмоциональной напряженности личности показал, что 34 студента имеют высокий уровень эмоциональной напряженности, характеризующийся несформированностью системы управления и контроля своей деятельности. Средний уровень эмоциональной напряженности выражен у 13 студентов-мигрантов. Только 3 студента-мигранта имеют низкий уровень эмоциональной напряженности.
Кроме того, в процессе разрешения задач констатирующего исследования были определены параметры самооценки студентов-мигрантов: адекватность, самоотношение, самоконтроль, потребность в достижениях. Для исследования выделенных параметров применялись методики, используемые при диагностике социально-психологической адаптации [4; 5; 6]:
1) методика исследования адекватности уровня самооценки личности, модифицированная Е.М. Никиреевым;
2) методика определения уровня субъективного контроля и психической стабильности Дж. Роттера.
Результаты данной диагностики были учтены при анализе общего уровня самооценки студентов-мигрантов. Кроме того, для исследования таких параметров самооценки личности, как самоотношение и потребность в достижениях, применялись:
1) тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев).
2) тест-опросник измерения потребности в достижениях (Ю.М. Орлов).
Анализ исследования самоотношения студентов-мигрантов позволил измерить интегральное чувство «за» и «против» собственного «я» испытуемых.
Оказалось, что 9 студентов обладают достаточно высокой степенью самопринятия и, как следствие, самоуверенности, саморуководства, самоуважения, самоинтереса, ожидания положительного отношения от других. В то же время 41 испытуемый выразил крайне низкую степень самопринятия.
Модифицировав разработанные уровневые характеристики Т.Д. Молодцовой (дезадаптация и самооценка подростков) и В.П. Борисенкова, О.В. Гукаленко (диагностический инструментарий для изучения особенностей детей-мигрантов) [7], мы определили четыре уровня социально-психологической адаптации: «адаптированные», «в основном адаптированные», «преддезадаптирован-ные», «дезадаптированные» студенты. В определении уровневой характеристики самооценки предлагаем три уровня: студенты с адекватной, заниженной и завышенной самооценкой.
В таблицах 2 и 3 в соответствии с разработанными уровневыми характеристиками представлены результаты констатирующего этапа эксперимента контрольной и экспериментальной групп в процентном соотношении. Критерий разделения студентов на группы - курс обучения (1-й и 3-й).
Таблица 2 - Сравнительные данные суммарного уровня социально-психологической адаптации студентов-мигрантов контрольной и экспериментальной групп на констатирующем этапе эксперимента_
Уровень социально-психологической адаптации
Группы адаптированные в основном адаптированные преддезадаптированные дезадаптированные
абс. % абс. % абс. % абс. %
П1 (25 чел.) 0 0 2 8 10 40 13 52
П2 (25 чел.) 0 0 3 12 9 36 13 52
Разница 0 0 1 4 1 4 0 0
Условные обозначения: П1 - контрольная группа, П2 - экспериментальная группа.
Таблица 3 - Сравнительные данные суммарного уровня самооценки студентов-мигрантов контрольной и экспериментальной групп на констатирующем этапе эксперимента_
Группы Уровень самооценки
адекватная самооценка заниженная самооценка завышенная самооценка
абс. % абс. % абс. %
П1 (25 чел.) 0 0 13 52 12 48
n2 (25 чел.) 0 0 15 60 10 40
Разница 0 0 2 8 2 8
Условные обозначения: ni - контрольная группа, П2 - экспериментальная группа.
Из таблиц 2-3 видно, что существенных различий в количественных показателях социально-психологической адаптации и самооценки студентов-мигрантов контрольной и экспериментальной групп нет. Кроме того, качественный анализ констатирующего этапа исследования показал, что в выделенных показателях социально-психологической адаптации наиболее слабыми являются: тревожность (46 баллов) и уровень самооценки (-0,3 балла); при диагностике самооценки студентов-мигрантов наиболее слабыми показателями стали адекватность (-0,3 балла), потребность в достижениях (17 баллов).
Таким образом, комплексная диагностика, направленная на изучение основных параметров социально-психологической адаптации и самооценки студентов-мигрантов, позволила:
- определить статус самооценки как фактора социально-психологической адаптации студентов-мигрантов;
- выявить особенности формирования самооценки в юношеском возрасте;
- установить взаимосвязь самооценки и социально-психологической адаптации.
Кроме того, на наш взгляд, опытно-экспериментальная работа позволит решить возникшие противоречия и ряд выделенных проблем в условиях образовательного пространства вуза.
Ссылки:
1. Ивченко Е.И. Формирование самооценки как фактора успешности социально-психологической адаптации студентов в образовательном пространстве вуза : дис. ... канд. психол. наук. Ставрополь, 2007. 194 с. ; Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека. СПб., 2006. 365 с.
2. Петьков В.А., Пилюгина Е.И. Социально-психологическая адаптация студентов-мигрантов : монография. Армавир, 2015. 192 с.
3. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб., 2005. 509 с. ; Rotter J.B. Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement // Psychological Monographs: General and Applied. 1986. Vol. 80, no. 1. (1966. Whole No. 609).
4. Косов Б.Б. Личность: теория, диагностика и развитие. М., 2000. 240 с.
5. Стрижакова Н.Е., Петьков В.А., Романов Д.А. Взаимосвязь становления языковой компетенции и социально-профессиональной компетентности студентов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. № 5 (123). С. 177-181.
6. Петьков В.А., Романов Д.А. Метод формирования показателей мониторинга эффективности функционирования социальных систем // Общество: социология, психология, педагогика. 2015. № 5. С. 3-10.
7. Борисенков В.П., Гукаленко О.В., Данилюк А.Я. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования. 2-е изд. М., 2012. 469 с. ; Молодцова Т.Д. Психолого-педагогические проблемы предупреждения дезадаптации подростков. Ростов н/Д., 1997. 220 с.