Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
167
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмоциональная устойчивость / эмоциональное выгорание / дополнительное образование / педагоги. / emotional stability / emotional burnout / additional education / teachers.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Насенник Людмила Андреевна, Капитанец Елена Германовна

статья посвящена проблеме эмоционального выгорания педагогов, ее изучению и формированию в учреждении дополнительного образования. Представлены результаты исследования по методикам: «Шкала эмоциональной стабильности-нестабильности (нейротизма)» Г. Айзенка, «Определение эмоциональности» В.В. Суворова, «Эмоциональная возбудимость-уравновешенность» Б.Н. Смирнова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Насенник Людмила Андреевна, Капитанец Елена Германовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE LEVEL OF EMOTIONAL BURNOUT OF THE TEACHING STAFF OF THE INSTITUTION OF ADDITIONAL EDUCATION

the article is devoted to the problem of emotional burnout of teachers, its study and formation in the institution of additional education. The article presents the results of the study using the following methods: «Scale of emotional stability-instability (neuroticism)» by G. Eysenck, «Definition of emotionality» by V. V. Suvorov, «Emotional excitability-balance» by B. N. Smirnov.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 159.9

Насенник Людмила Андреевна Nasennik Lyudmila Andreevna

Магистрант Master's degree student Капитанец Елена Германовна Kapitanets Elena Germanovna

канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of

Theoretical and Applied Psychology Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет South Ural State Humanitarian and Pedagogical University

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

STUDY OF THE LEVEL OF EMOTIONAL BURNOUT OF THE TEACHING

STAFF OF THE INSTITUTION OF ADDITIONAL EDUCATION

Аннотация: статья посвящена проблеме эмоционального выгорания педагогов, ее изучению и формированию в учреждении дополнительного образования. Представлены результаты исследования по методикам: «Шкала эмоциональной стабильности-нестабильности (нейротизма)» Г. Айзенка, «Определение эмоциональности» В.В. Суворова, «Эмоциональная возбудимость-уравновешенность» Б.Н. Смирнова.

Abstract: the article is devoted to the problem of emotional burnout of teachers, its study and formation in the institution of additional education. The article presents the results of the study using the following methods: «Scale of emotional stability-instability (neuroticism)» by G. Eysenck, «Definition of emotionality» by V. V. Suvorov, «Emotional excitability-balance» by B. N. Smirnov.

Ключевые слова: эмоциональная устойчивость, эмоциональное выгорание, дополнительное образование, педагоги.

Keywords: emotional stability, emotional burnout, additional education, teachers.

Современная система образования предъявляет требования ко всем сторонам деятельности педагога: знаниям, педагогическим навыкам, способам деятельности и, конечно, личностно-психологическим характеристикам, которые рассматриваются как профессионально важные качества педагога. Одним из таких профессионально важных качеств педагога принято считать эмоциональную устойчивость. Она проявляется в том, насколько терпелив и целенаправлен педагог при выполнении своих замыслов, насколько характерны для него выдержка и самообладание даже в неблагоприятных стрессовых условиях, насколько он умеет держать себя в руках, контролировать свои действия и владеть своим поведением в условиях отрицательных эмоциональных воздействий со стороны окружающих людей. Вследствие этого педагогическая деятельность предъявляет повышенные требования к качествам педагога, к

уровню их физического и психического здоровья, к умению регулировать свои эмоциональные реакции, что подразумевает сформированность эмоциональной устойчивости на высоком уровне.

М. Аболин подробно анализирует основные компоненты и критерии эмоциональной устойчивости, понимая под ней «свойство, характеризующее индивида в процессе напряженной деятельности, отдельные эмоциональные процессы которого, гармонически взаимодействуя между собой, способствуют успешному достижению поставленной цели» [1, с. 36].

С точки зрения исследователя Е.П. Ильина, об истинной эмоциональной устойчивости следует говорить в том случае, когда определяются:

1) время появления эмоционального состояния при длительном и постоянном действии эмоциогенного фактора, то есть чем позднее появляются эмоциональные состояния, тем выше эмоциональная устойчивость;

2) сила эмоциогенного воздействия, которая вызывает определенное эмоциональное состояние, то есть чем больше должна быть сила этого воздействия, тем выше эмоциональная устойчивость человека [2].

Несмотря на разработанность проблемы эмоциональной устойчивости представителей разных профессий (С.И. Булынина [3], Т.Ф. Дерябина [4], А.В. Долгополова [5], Д.А. Дубровина [6], Е.Г. Капитанец [7], И.В. Янущенкова [8] и др.), исследования в данной области остаются актуальными.

С целью выявления уровня эмоциональной устойчивости педагогического коллектива организации дополнительного образования нами проводилось исследование. Базой исследования выступило Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Дворец пионеров и школьников им. Н.К. Крупской г. Челябинска» (МАУДО «ДПШ»). В выборку вошли 30 испытуемых в возрасте от 20 до 60 лет имеющие высшее и среднее специальное педагогическое образование. Все испытуемые - педагоги дополнительного образования, реализующие программы художественной направленности. Так как в коллективе преобладают представительницы женского пола, выборка распределилась в отношении: 22-педагога-женщины,8-педагогов-мужчин.

МАУДО «ДПШ» является образовательным учреждением с многолетней историей, большинство педагогического персонала данной организацией начинали свою деятельность в ней ещё будучи детьми. Именно поэтому педагоги так активны, «горят» на работе, преданы своему делу.

Педагогический коллектив разделен на небольшие группировки, предположительно по методическим объединениям, имеющие своего лидера. Отличительными чертами коллектива является творческое и нестандартное мышление, а также мотивация на достижение высоких результатов обучающимися. Социально-психологический климат в коллективе характеризуется как благоприятный.

В начале исследовательской работы, участники проявили небольшую настороженность по отношению к психологу - исследователю. Поддержку оказала администрация учреждения. После того как педагоги были проинформированы о том, что от них требуется, замотивированы о цели исследования, ее значимости и возможной ценности для каждого участника,

педагоги проявили терпение и профессиональную компетентность. 15 педагогов (50%) запросили обратную связь, что говорит о их заинтересованности результатами исследования.

и и и о ч и ЕТ

О и н о и

ЕГ К Ч

О «

100 80 60 40 20 0

30

Низкий уровень нейротизма

50

20

1

Средний Высокий

уровень уровень

нейротизма нейротизма

уровни эмоциональной устойчивости

Рис. 1. Результаты исследования эмоциональной устойчивости педагогического персонала образовательной организации по методике «Шкала эмоциональной стабильности-нестабильности (нейротизма)» Г.

Айзенка

Анализ результатов по методике Г. Айзенка «Шкала эмоциональной стабильности-нестабильности (нейротизма)» показал, что из 30 испытуемых у 9 человек (30%) наблюдается низкий уровень нейротизма. Респонденты отличаются стабильностью настроения и способностью адекватно реагировать на изменяющиеся условия окружающей среды.

У 6 педагогов (20%) выявились средние значения эмоциональной стабильности. Это можно объяснить тем, что педагогическая деятельность даётся им не всегда легко, присутствует лёгкое напряжение.

Высокий уровень нейротизма обнаружился у 15 испытуемых (50%), что может свидетельствовать о большой нагрузке и ответственности в работе, о склонности педагогов к переживаниям и стрессовым состояниям (рис.1).

к е в о л е ч

о в т с е ч и л о

100 80 60 40 20 0

27

Низкий уровень

20

Средний уровень

50

Высокий уровень

уровни эмоциональности

Рис. 2. Результаты исследования эмоциональной устойчивости педагогического персонала образовательной организации по методике «Определение эмоциональности» В.В. Суворова

Анализируя результаты, полученные при проведении методики «Определение эмоциональности» В.В. Суворова, мы можем сделать вывод, что у 8 испытуемых (27 %) наблюдается низкий уровень эмоциональности. Они меньше подвержены стрессу, редко волнуются или смущаются, мало раздражительны, эмоционально стабильны.

7 испытуемых (23 %) имеют средний уровень эмоциональности, что характеризуется застенчивостью и смущением в определённых ситуациях, иногда раздражительностью и возмущением. Но в то же время, педагоги достаточно стабильны в своём эмоциональном состоянии, умеют справляться со стрессовыми ситуациями, не испытывая при этом физический дискомфорт.

Высокий уровень эмоциональности наблюдается у 15 педагогов (50 %), что может свидетельствовать о трудностях в работе с детьми, проблемами во взаимоотношениях с коллегами, высокой эмоциональной напряжённостью. В моменты сильного волнения они ощущают физический дискомфорт, «ватные ноги», боли в области солнечного сплетения; часто испытывают чувство раздражения и возмущения. Эмоциональны нестабильны, крайне восприимчивы (рис.2.).

и и и о ч и ЕТ

О и н о и

ЕГ К Ч

О «

100 80 60 40 20 0

10

10

20

33

1

27

очень низкая

низкая

средняя

высокая

очень высокая

уровни эмоциональной возбудимости

Рис. 3. Результаты исследования по методике эмоциональной устойчивости педагогического персонала образовательной организации «Эмоциональная возбудимость-уравновешенность» Б.Н. Смирнова

При обработке и анализе результатов по методике «Эмоциональная возбудимость-уравновешенность» Б.Н. Смирнова мы можем сделать вывод, что очень низкий уровень эмоциональной возбудимости наблюдается у 3 педагогов (10%), что характеризуется их эмоциональной стабильностью. Респонденты не имеют склонности сердиться, психологически устойчивы, а также с должным профессионализмом относятся к своим должностным обязанностям. В свою очередь низкий уровень эмоциональной стабильности наблюдается так же у 3 человек (10%).

Средний показатель эмоциональной возбудимости преобладает у 6 педагогов (20%), мы можем наблюдать редкие подъёмы или спады настроения, вспышки вспыльчивости или гнева при значительных физических и эмоциональных нагрузках.

У 10 педагогических работников (33%) выявился высокий уровень эмоциональной возбудимости. Это может свидетельствовать о том, что больше половины педагогов испытывают дискомфорт в работе, часто бывают раздражительны и резки, испытывают чувство вины и отличаются сменой настроения.

Очень высоким уровнем эмоциональной возбудимости обладают 8 педагогов (27%), которая проявляется в постоянном беспокойстве, раздражении и волнении, а также ночных кошмарах (исходя из ответов респондентов) (рис.3.).

Таким образом, при анализе результатов проведенных методик мы можем сделать вывод, что у педагогов образовательной организации преобладает низкий уровень эмоциональной устойчивости, который проявляется в повышенной тревожности, раздражительности и быстрой утомляемости при чрезмерных эмоциональных и физических нагрузках. Для того, чтобы учебно-воспитательный процесс был эффективен, а психологическое здоровье личности как педагога, так и детей поддерживалось на высоком уровне, необходимо способствовать формированию эмоциональной устойчивости педагогического коллектива. Следовательно, проведённое нами исследование доказывает необходимость составления персональных рекомендаций по формированию эмоциональной устойчивости педагогического коллектива организации дополнительного образования.

Библиографический список:

1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости. - Казань, 1987. - 261 с.

2. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. - Санкт-Петербург: Питер, 2004. - 701 с.: ил. - (Мастера психологии).

3. Булынина С.И. Эмоциональное выгорание у врачей // Многопрофильный стационар. 2019. Т. 6. № 1. С. 12-13.

4. Дерябина Т.Ф. Профессиональная деформация личности: анализ основных психологических детерминант // В сборнике: Образовательная система в рамках процесса совершенствования современного научного знания. Сборник научных трудов. Казань, 2019. С. 108-112.

5. Долгополова А.В., Манухина А.М. Психолого-педагогическая профилактика эмоционального выгорания педагогов // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2020. № 2 (46). С. 75-86.

6. Дубровина Д.А., Шумаков В.А., Титова О.А. Коммуникативно-эмоциональные показатели профессиональной идентичности будущего врача // Психология. Психофизиология. 2019. Т. 12. № 3. С. 17-26.

7. Капитанец Е.Г. Исследование формирования синдрома эмоционального выгорания педагогов // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. № 2. С. 111-115.

8. Янущенкова И.В. Психологические особенности синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога //

«Научные исследования и инновации»

Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». Тульское образовательное пространство. 2018. № 4-1. С. 47-48.

© Е.Г. Капитанец, Л.А. Насенник, 2021

УДК 159.9

Наумова Элеонора Николаевна Naumova Eleonora Nikolaevna

Студент Student

Дальневосточный федеральный университет Far Eastern Federal Universit

БИБЛИОТЕРАПИЯ КАК ЧАСТЬ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ BIBLIOTHERAPY AS PART OF PSYCHOSOCIAL CARE

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению проблем эмоционального характера. Автор анализирует востребованность контента в направлении психологических переживаний на следующих платформах: Instagram, YouTube. А также стремится выяснить, пользуются ли спросом книги по популярной психологии и почему они актуальны на сегодняшний день.

Abstract: The article is devoted to the consideration of emotional problems. The author analyzes the demand for content in the direction of psychological experiences on the following platforms: Instagram, YouTube. And also try to find out whether the books of popular psychology are in demand and why they are relevant today.

Ключевые слова: Депрессия, чтение, библиотерапия, социальные сети.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: Depression, reading, bibliotherapy, social media.

На сегодняшний день наиболее частыми причинами обращения к психологу являются: неуверенность в себе, проблемы в самореализации и самоидентичности, а также депрессия. По данным всемирной организации здравоохранения в России с диагнозом «депрессия» проживают 5,5% населения [1], если учитывать численность населения на 2020 год, которая составила 146,3 млн человек, выходит, что более 8 млн человек столкнулись с заболеванием. В мире же с данным диагнозом живут около 264 млн человек. Отрицательная динамика выявлена и в смертности, по данным ВОЗ 15% самоубийств совершаются по причине депрессии [1].

В свою очередь термин «депрессия» трактуется как широко распространенное психическое нарушение, которое характеризуется унынием, потерей интереса, неспособностью радоваться и получать удовольствие [2, с 118]. Наиболее распространенными признаками наличия депрессии являются, как отмечено в самом определении, подавленное настроение (апатия), ангедония — снижение способности испытывать удовольствие и удовлетворение,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.