Научная статья на тему 'Исследование цветовых предпочтений человека и их взаимосвязи с личностными особенностями'

Исследование цветовых предпочтений человека и их взаимосвязи с личностными особенностями Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5238
454
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ ЦВЕТА / PSYCHOLOGY OF COLOR / ЦВЕТОВОСПРИЯТИЕ / COLOR PERCEPTION / ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / PERSONALITY CHARACTERISTICS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Киреева З.А.

Статья посвящена психологии цветового восприятия. Указана зависимость цветовых предпочтений от личностных особенностей человека. В работе проведена дифференциальная диагностика личностных черт людей, предпочитающих светлые, темные и яркие цвета. Дана характеристика для каждой подгруппы испытуемых, что позволяет воспользоваться данными статьи в психодиагностических целях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF HUMAN COLOR PREFERENCES AND THEIR RELATION TO PERSONALITY FEATURES

The article investigates the psychology of color perception. The paper indicates the dependence of color preferences on the personality characteristics of the person. The work included the differential diagnostics of personality traits of people preferring light, dark and bright colors. The characteristics were identified for each group of subjects that allows using of the findings in psychodiagnostic purposes.

Текст научной работы на тему «Исследование цветовых предпочтений человека и их взаимосвязи с личностными особенностями»

информации как социальных маркеров, обеспечивающих взаимодействие. Поэтому для пользователей социальных сетей понятие «виртуального» и «реального» не так четко дифференцированно, как для пользователей других ресурсов. Во-вторых, как показали результаты фокус-групповых интервью, аддиктивное поведение в сети имеет ряд особенностей. Появление в социальной сети является повседневной практикой респондентов, но лишение доступа к ней не вызывает у них панических настроений. Кроме того, с технической точки зрения время, проведенное в сети, не означает ее активного использования. Сеть может использоваться как аналог плеера или электронной почты. Также низкий уровень аддиктивности к сетям, о котором упоминали респонденты, связан в том числе с низкой степень доверия к этим ресурсам с точки зрения приватности и конфиденциальности.

Список литературы

1 Воробьева Т. В. Интернет-аддикция как фактор влияния на психическое состояние студентов //Наука XXI века: вопросы, гипотезы, ответы. - 2014. -Т.2, № 2. - С. 89-92.

2 Дрепа М. И. Интернет-зависимость как объект научной рефлексии в современной психологии // Знание. Понимание. Умение. - 2009. - № 2. - С. 189-193.

3 Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. - М.: Кучково поле, 2003. - 464 с.

4 Оськина Н. Г. Профилактика интернет-аддикции у детей младшего школьного возраста // Начальная школа плюс. До и После. - 2012. - № 12 . -С. 12-19.

5 Первушин Н. С., Чудова И. А. Интернет-аддиктивность как специфика картины мира // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социально-экономические науки. - 2014. -Т.14, № 1. -

С. 202-213.

6 Сороцкий М. С. Виртуальное общение: социальные сети - одиночество или исповедальность? //Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. - 2012. - Т. 21,

№ 14. - С. 227-232.

7 Turkle, S. Alone Together: Why We Expect More from Technology and Less from Each Other/ Sherry Turkle. - N.Y.: Basic Books; First Edition / First Printing edition, 2011. - 384 p.

УДК 159.99

[1

II

З.А. Киреева

Курганский государственный университет

ИССЛЕДОВАНИЕ ЦВЕТОВЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА И ИХ ВЗАИМОСВЯЗИ С ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ

Аннотация. Статья посвящена психологии цветового восприятия. Указана зависимость цветовых предпочтений от личностных особенностей человека. В работе проведена дифференциальная диагностика личностных черт людей, предпочитающих светлые, темные и яркие цвета. Дана характеристика для каждой подгруппы испытуемых, что позволяет воспользоваться данными статьи в психодиагностических целях.

Ключевые слова: психология цвета, цветовоспри-ятие, личностные характеристики.

Z.A. Kireyeva Kurgan State University

THE STUDY OF HUMAN COLOR PREFERENCES AND THEIR RELATION TO PERSONALITY FEATURES

Abstract. The article investigates the psychology of color perception. The paper indicates the dependence of color preferences on the personality characteristics of the person. The work included the differential diagnostics of personality traits of people preferring light, dark and bright colors. The characteristics were identified for each group of subjects that allows using of the findings in psychodiagnostic purposes.

Keywords: psychology of color, color perception, personality characteristics.

Проблема цветового символизма является одной из центральных при изучении взаимосвязей между цветом и психикой. Давно подмечено, что определенные эмоции ассоциируются с тем или иным цветом («позеленеть от зависти», «почернеть от горя» и т.п.), это легло в основу многих ритуалов и культурных традиций (золотые одеяния Папы Римского как символ величия, черные рясы монахов как символ отречения и аскетизма и пр.).

Со времен И. Ньютона цвет почти утратил свои магические, ритуальные функции. Когда-то цвета считались чуть ли не божествами, но объективная наука доказала, что цвет - лишь субъективное ощущение, возникающее при воздействии на зрительный анализатор электромагнитной волны определенной длины. Оно объективно зависит от характеристик преломления, отражения и поглощения световых волн тех сред и поверхностей предметов, которые находятся между источником излучения и глазом человека, а также в поле его зрения. Субъективно человек может цвета не ощущать (цветовая слепота) либо воспринимать их искаженно (дальтонизм). Объективные аспекты цветового зрения изучаются физической оптикой, субъективные - физиологической и психологией цветового восприятия [1].

Проблема семантики цвета еще очень далека от своего разрешения. Когда говорят, что цвет обладает собственным значением, подразумевают, что не все в конкретном оттенке цвета доступно ощущению. В нем есть нечто, что адресовано не только глазу, но человеку как целому и может быть закономерно «интерпретировано» на физиологическом, эмоциональном, интеллектуальном и других уровнях. Эмоциональное или психологическое воздействие цвета не так легко проанализировать, как физиологические процессы, возникающие в результате цветовосприятия, а между тем большинство из нас отдает предпочтение определенным цветам и считает, что цвет влияет на настроение. Многие находят затруднительным жить и работать

в помещениях, цветовое оформление которых кажется им неудачным [2].

Наука, пытающаяся выявить закономерности цветового восприятия, называется психологией цвета. Ее предметом являются взаимосвязи цвета и психики. В сферу ее интересов входят влияние цвета на психическую деятельность человека, объективация посредством цвета психических процессов и состояний, цветовая психодиагностика и т.д.

Современные исследования в области эмоционального восприятия цвета предоставляют возможность регулировать настроение человека, используя его реакцию на отдельные цвета и их сочетания. Воздействие отдельных цветов и их оттенков было протестировано психологами и физиологами, после чего они стали использоваться более целенаправленно: в сфере моды, на телевидении, журналах и фотографиях, в рекламе.

Изучением влияния цвета на эмоциональное состояние человека занимались как зарубежные, так и отечественные ученые: М. Люшер, физиолог С.В. Кравков, Е.Р Рабкин. Они доказали, что объективное восприятие цвета каждым человеком субъективно оценивается как положительное, нейтральное или отрицательное. В зависимости от того, в каком эмоциональном состоянии находится человек, он принимает, игнорирует или отвергает определенное чувственное восприятие. Цвет, который кажется ему прекрасным, - это чувственное восприятие, которое он принимает, причем данный цвет соответствует его эмоциональному состоянию.

«На вкус и цвет товарищей нет» - гласит народная пословица. Одному более красивым кажется голубой цвет, другому - зеленый. Действительно, отношение к цвету отдельного индивидуума субъективно, но в основе своей оно покоится на объективных закономерностях.

Психологами установлено, что цвет влияет на наше сознание, настроение, физическую и умственную деятельность, он также идентифицирует социальный статус человека и его гендерную принадлежность. Несмотря на то, что человеческий глаз может различать от 20000 до 200000 оттенков цветов, среди них есть те, которые нравятся нам в большей или меньшей степени.

Зависеть это может от разных факторов: возраста, пола, эмоционального состояния или устойчивых характеристик личности.

Так, цветовые предпочтения детей в гораздо меньшей степени индивидуальны, чем у взрослых, поэтому выявление какой-то одной общей тенденции для последних весьма проблематично. Однако подобные попытки неоднократно предпринимались. Цветопредпочтение детей меняется с возрастом, Так, к 3-5 годам малыша больше привлекает красный цвет, к 8 годам его излюбленными становится желтый, а позднее ему начинают нравиться более холодные цвета, такие как синий и зеленый. На цветовое восприятие детей значительное влияние оказывают родители, ведь по традиции девочку одевают в розовое, желтое, а мальчика - в синее и голубое. Позднее, когда малыш подрастает и начинает проявлять свое цветопредпочтение, этот процесс также постоянно находится под строгим контролем общества. И если ребенок делает «неправильный выбор» по общественным представлениям, он рискует услышать в свой адрес такие реплики, как «ты что как мальчишка/или девчонка?», и это является самым сильным и эффективным инструментом воздействия на «правильный» цветовой выбор ребенка.

Г. Фрилинг и К. Ауэр указывают на то, что с возрастом растет предпочтение более темных, спокойных тонов: коричневого, оливкового, серого, черного.

У взрослого человека предпочитаемые цвета и цве-тосочетания будут своими, индивидуальными. Каждый отдает предпочтение какому-то одному цвету, по крайней мере, не больше чем двум-трем (в зависимости от того, где эти цвета используются: в одежде, обстановке, цвете автомобиля, в букете и т.д.). Приятное или неприятное чувство, которое вызывает тот или иной цвет, может меняться с течением времени. Но в любом случае цвет, которому вы отдаете предпочтение, многое может рассказать о вашем характере и эмоциональном складе. Эта идея лежит в основе цветодиагностики, и именно на ней базируется знаменитая методика М. Люшера.

Под нашим руководством было проведено исследование по изучению зависимости цветовых предпочтений и личностных особенностей. 33 испытуемых были подвергнуты анкетированию, с помощью которого выявлялись устойчивые цветовые предпочтения, также им были предложены методики Айзенка на выявление экстраверсии-интраверсии, тест СЖО (А. Леонтьев), геометрический тест Селингер. После анкетирования все испытуемые были поделены на 3 группы: предпочитающие яркие цвета (красный, желтый, оранжевый, салатовый и пр.), светлые (белый, бежевый, пастельные оттенки всех цветов и т.п.) и темные (черный, серый, коричневый, фиолетовый).

Оказалось, что мужчины не склонны к ярким насыщенным цветам, но при этом больше, чем женщины, отдают предпочтение светлым оттенкам. Следует отметить, что большое количество опрошенных в возрасте за 30 лет в основном предпочитают темные цвета.

Люди, предпочитающие светлые цвета, показали одинаковые баллы по экстраверсии и интраверсии. При этом интравертами чаще оказывались мужчины, а экстравертами женщины. Интересно, что разные потребность в общении проявляются в предпочтении одинакового цвета. Также в данной группе были получены низкие баллы по коммуникативным и организаторским качествам. Испытуемые этой группы - люди чуткие, мягкие, ориентированы на людей, стараются поддерживать с ними хорошие отношения, обладают развитой эмпатией, но плохо умеют доносить свои соображения до окружающих и могут проявлять излишнюю застенчивость, отсутствие «напористости». Результаты теста смысложизненных ориентаций показывают, что данные люди довольны своей жизненной позицией, считают жизнь наполненной и продуктивной и чувствуют возможность управлять собственными решениями.

Группа опрошенных, предпочитающих яркие насыщенные цвета, - выраженные экстраверты, деятельные, активные, общительные люди, легко вступающие и поддерживающие межличностные контакты. Хорошо разбираются в людях, прогнозируют их реакции и поведение, отзывчивы, импульсивны, жизнерадостны, уверены в себе, стремятся к лидерству. Не любят уединения, испытывают тягу к новым впечатлениям, риску. Их характеризует хорошая приспособляемость к среде, открытость в чувствах. Обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они испытывают, потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе. Это инициативные люди, которые предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято другими. Данные испытуемые имеют представления о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора,

СЕРИЯ «ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ», ВЫПУСК 10

99

чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Важной особенностью этой группы в нашем случае является то, что предпочитают яркие насыщенные цвета только женщины. При этом все женщины в молодом возрасте: от 18 до 30 лет.

В группе людей, предпочитающих темные цвета, установлено, что подавляющее большинство — это выраженные интроверты, часто погружены в себя, испытывают трудности, устанавливая контакты с людьми и адаптируясь к реальности. Для этой группы испытуемых характерен низкий уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей, при этом они обладают развитой эмпатией, нацелены скорее слушать собеседника, нежели говорить самостоятельно. Воспринимают процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. При этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл скорее воспоминания о прошлом, нежели нацеленность на будущее.

Таким образом, выявлено, что цветовые предпочтения соотносятся с определенными личностными характеристиками человека. Данная закономерность может использоваться в психодиагностике, при самопрезентации, может оказать помощь в понимании молодежных субкультур и их атрибутов и пр. Представляется, что проблематика психологии цвета имеет широкие перспективы изучения.

Список литературы

1 Базыма Б. А. Психология цвета: теория и практика. -СПб. : Речь, 2005. - 352 с.

2 Дашков И. М., Устинович Е. А. Экспериментальные исследования валидности шкалы субъективного предпочтения цвета (тест Люшера) //Проблемы моделирования. Диагностика психических состояний в норме и патологии. -Л., 1980. - С. 115-126.

УДК 159.922.1

Л.В. Мальцева

Курганский государственный университет

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОВЕДЕНИЯ ДЕВУШЕК С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ФЕМИНИННОСТИ

Аннотация. Представлены результаты исследования поведения девушек различных гендерных типов в ситуации конфликта и взаимоотношениях с окру-

жающими. Выявлено соотношение между гендерными типами, взаимоотношениями и стратегиями поведения в конфликте в рамках одного биологического пола.

Ключевые слова: стратегии поведения в конфликте, психологический пол, гендер, гендерное поведение.

L.V. Maltseva Kurgan State University

THE STUDY OF BEHAVIOR OF YOUNG WOMEN WITH VARIOUS FEMINITY LEVEL

Abstract. The article presents the research of the behavior of girls of different gender types in conflict situations and relationship with the others. The study revealed the relation of genders, relationship and conflict behavior strategies within one biological sex.

Keywords: conflict strategy, psychological sex, gender, gender behavior.

Введение

Каждый человек обладает множеством психологических черт характера, некоторые из которых являются как бы «бесполыми», универсальными, а другие традиционно связываются с типично мужским или женским поведением. Некоторые типично женские черты имеют свои эволюционно-генетические и физиологические основания, другие же формируются в процессе воспитания и социализации. Считается, что в межличностных отношениях и конфликтах женщина должна проявлять подчинение, идти на компромисс, приспосабливаться и уступать, быть дружелюбной и альтруистичной.

Современные социальные тенденции говорят об опасности феминизации мужчин и об угрозе маскулинизации женщин. Причинами этого явления ученые называют общую трудовую деятельность, совместное обучение и воспитание, вследствие чего происходит ослабление половых различий в поведении, переход во взаимоотношениях между мужчинами и женщинами от иерархического соподчинения к равноправию, изменение культурных стереотипов маскулиности-фе-мининности. В. Каган в книге «Воспитателю о сексологии» отмечает, что требования к фемининности девочек прогрессирующе уменьшаются, в диапазон их полоро-левых ориентаций все больше и больше включаются маскулинизированные стереотипы поведения взрослых женщин [1].

Другие исследования также показывают, что существуют некоторые изменения в социальном поведении женщин. Девушки демонстрируют большую социальную мобильность, чем мужчины, и в период социальных трансформаций демонстрируют новые формы тендерного поведения, вторгаясь, например, в сферу деятельности, которая воспроизводится на уровне стереотипов как традиционно «мужская» [2].

Согласно стереотипу женственности, который остается популярным у мужчин до сих пор, женщина должна быть нежной, красивой, мягкой, ласковой и в то же время пассивной и зависимой. Но, по представлениям самих современных женщин, им надо быть умными, энергичными, предприимчивыми, т.е. обладать мужскими качествами [3].

В связи с этим была определена цель исследования: выявить, каковы особенности поведения девушек с разным уровнем фемининности во взаимоотношениях в целом и в конфликтах в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.