Научная статья на тему 'Культура восприятия семантики цвета в тесте Макса Люшера'

Культура восприятия семантики цвета в тесте Макса Люшера Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2250
528
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СУЖДЕНИЕ / СЕМАНТИКА / ЭНЕРГИЯ / ИДИОМЫ / СТИМУЛЯЦИЯ / ПРЕДПОЧТЕНИЕ / ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ / ТИПИЧНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АССОЦИАЦИИ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ФОН / ЦВЕТОВАЯ СРЕДА / ПАЛИТРА / ОРТОБИОТИЧНОСТЬ / AESTHETIC JUDGMENT / SEMANTICS / ENERGY / IDIOMS / STIMULATION / PREFERENCES / PHYSIOLOGICAL REACTION / THE TYPICAL PSYCHOLOGICAL ASSOCIATIONS / EMOTIONAL BACKGROUND COLOR MEDIUM PALETTE / ORTOBIOTICHNOST

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шалимова Л. А.

В данном материале раскрывается восприятие цвета человеком в зависимости от эмоционального состояния, его расположения к одним цветам, равнодушие к другим и отвержение к третьим. Данное обстоятельство было исследовано в 18-19 веках при Пантоне, согласно теории Биррена, в 20 веке Максом Люшером и созданием последнего «Теста Люшера», о роли в жизни человека «цветовой драматургии» в психологии цвета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURE SEMANTKI PERCEPTION OF COLOR IN THE TEST MAX LUSCHER

This material reveals human color perception depends, on the emotional state of its location in one color, indifference to others and to the rejection of the third. This fact was investigated which was investigated in the 18-19 centuries at Pantone, the theory Birr, in the 20th century Max Luscher and the creation of the last «Luscher test», the role of human life «color drama» in the psychology of color

Текст научной работы на тему «Культура восприятия семантики цвета в тесте Макса Люшера»

таинственных сил природы цвета. Актуальность применения цвета становится не инакомыслием, а повседневным соучастием палитры минералов, в жизнеобеспечении здоровья человека.

В заключении, необходимо отметить, что существующая научная проблема о применении цвета, настоятельно обращает пристальное внимание на совершенствование знаний, об уни-

Библиографический список

кальных свойствах энергии минералов. Именно они и выступают в роли источника инновационного прорыва, в области сбережения ресурсных основ человечества, для развития устойчивого восприятия в основе психологического состояния, умелого природопользования, укрепления любви к земле и миру, столь необходимого и желаемого для всего человечества.

1. Философский словарь / под ред. Г. Шишкоффа. - М., 2003.

2. Народная медицина. Полная энциклопедия. - М., 2006.

3. Керлот, Х.Э. Словарь символов. - М., 1994.

4. Шалимова, Л.А. Парадигма цвета. - М., 2010.

5. Энциклопедия восточного символизма / сост. К.А. Вильямс. - М., 2004.

6. Леонов, А.Н.. Экспериментальная методика человека к чувствительности цвета. - М., 2003.

7. Леви, Д. Природа минералов. - Париж, 1851.

8.Плиний, Г. Естественная история. - СПб., 1819.

9. Гоникман, Э.И. Ваш талисман. - Минск, 1991.

10. Гоникман, Э.И. Лечебная радуга камня. - Минск, 1991.

11. Асов, А. Славянская астрология. - М., 2001.

12. Амулеты, талисманы, обереги / сост. О Топоркова. - М., 1997.

13. Берегини Наталья и Александр. Лечебная сила камня. Тайны природной медицины. - М., 1999.

14. Зюрняева, А.Т. Целебная магия камней, дерева. - М., 2004.

15. Померанцев, Н.А. Эстетические основы искусства Древнего Египта. - М., 1994.

16. Сурина, М.О. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре. - М.; Ростов-на-Дону, 2007.

17. Талисманы и судьбы / сост. М.И. Волосянко. - М., 1999.

18. Чернова, А.И. Все краски мира, кроме желтой. - М., 2001.

19. Энциклопедия восточного символизма / сост. К.А. Вильямс. - М., 1996.

Bibliography

1. Filosofskiyj slovarj / pod red. G. Shishkoffa. - M., 2003.

2. Narodnaya medicina. Polnaya ehnciklopediya. - M., 2006.

3. Kerlot, Kh.Eh. Slovarj simvolov. - M., 1994.

4. Shalimova, L.A. Paradigma cveta. - M., 2010.

5. Ehnciklopediya vostochnogo simvolizma / sost. K.A. Viljyams. - M., 2004.

6. Leonov, A.N.. Ehksperimentaljnaya metodika cheloveka k chuvstviteljnosti cveta. - M., 2003.

7. Levi, D. Priroda mineralov. - Parizh, 1851.

8.Pliniyj, G. Estestvennaya istoriya. - SPb., 1819.

9. Gonikman, Eh.I. Vash talisman. - Minsk, 1991.

10. Gonikman, Eh.I. Lechebnaya raduga kamnya. - Minsk, 1991.

11. Asov, A. Slavyanskaya astrologiya. - M., 2001.

12. Amuletih, talismanih, oberegi / sost. O Toporkova. - M., 1997.

13. Beregini Nataljya i Aleksandr. Lechebnaya sila kamnya. Tayjnih prirodnoyj medicinih. - M., 1999.

14. Zyurnyaeva, A.T. Celebnaya magiya kamneyj, dereva. - M., 2004.

15. Pomerancev, N.A. Ehsteticheskie osnovih iskusstva Drevnego Egipta. - M., 1994.

16. Surina, M.O. Cvet i simvol v iskusstve, dizayjne i arkhitekture. - M.; Rostov-na-Donu, 2007.

17. Talismanih i sudjbih / sost. M.I. Volosyanko. - M., 1999.

18. Chernova, A.I. Vse kraski mira, krome zheltoyj. - M., 2001.

19. Ehnciklopediya vostochnogo simvolizma / sost. K.A. Viljyams. - M., 1996.

Статья поступила в редакцию 24.12.13

УДК 111. 85 (159.9)

Shalimova L.A. CULTURE SEMANTKI PERCEPTION OF COLOR IN THE TEST MAX LUSCHER. This material reveals human color perception depends , on the emotional state of its location in one color, indifference to others and to the rejection of the third. This fact was investigated which was investigated in the 18-19 centuries at Pantone , the theory Birr, in the 20th century - Max Luscher and the creation of the last «Luscher test», the role of human life «color drama» in the psychology of color .

Key words: aesthetic judgment, semantics, energy, idioms, stimulation, preferences, physiological reaction, the typical psychological associations, emotional background color medium palette, Ortobiotichnost.

Л.А. Шалимова, канд. филос. наук, доц. каф. гуманитарных наук филиала Российского гос. социального университета, г. Дедовск, E-mail: Shalimova-Istra@mail.ru

КУЛЬТУРА ВОСПРИЯТИЯ СЕМАНТИКИ ЦВЕТА В ТЕСТЕ МАКСА ЛЮШЕРА

В данном материале раскрывается восприятие цвета человеком в зависимости от эмоционального состояния, его расположения к одним цветам, равнодушие к другим и отвержение к третьим. Данное обстоятельство было исследовано в 18-19 веках при Пантоне, согласно теории Биррена, в 20 веке - Максом Люшером и созданием последнего «Теста Люшера», о роли в жизни человека «цветовой драматургии» в психологии цвета.

Ключевые слова: эстетическое суждение, семантика, энергия, идиомы, стимуляция, предпочтение, физиологическая реакция, типичные психологические ассоциации, эмоциональный фон, цветовая среда, палитра, ортобиотичность.

Современный человек с трудом может абстрагироваться от ются прошлые события, имеющие негативное значение (при культуры многоцветия мира. В бело-черном цвете воспринима- стрессах все краски делятся на белые и черные). Интересно

отметить, что окружающая нас природа, её явления окрашены. Смена времен сопровождается определенным цветом, при этом переходный период сопряжен с угасанием цвета, либо с его преобладанием. Зима - это белый цвет. Весна набирает цветность. Лето переходит в новую гамму, окрашивая деревья в желтый, зеленый, красный цвета. Осень - серый и черный дождь. Данное чудо природы складывается в цветовой круг культуры нашего восприятия. Между основными цветами располагаются все переходные оттенки. Чистые цвета вызывают положительные эмоции (оттенки радости, ностальгии), смешанные цвета - ощущение перехода напряжения, предчувствия, состояние неуравновешенности. Культура восприятия семантики цвета является предметом исследования отношений между знаком-цветом и объектом-человеком. «Цветовое восприятие всегда связано с действием внутренним, если это переживание, то оно тяготеет к развитию, или внешним действием и выражается в «окрашенности» предметов. Цвет может создать и создает определенную культуру тональности эмоционального восприятия - положительную или отрицательную», - поясняет автор Л.А. Шалимова в работе «Парадигма цвета» [1, с. 42].

Структура культурного пространства восприятия цвета зависит от эмоционального состояния человека, о чем прибавляют к уже состоявшимся трудам в данной области многие ученые разных стран. Многие из них выделяют само пространство культуры в следующих измерениях: знания, ценности, регулятивы и «координаты оси» - когнитивная, ценностная, регулятивная. Совокупность данных форм образует область культуры цвета, как таковой, рассматриваемых в социальных отношениях или как типовой феномен социальной культуры. При этом, само культурное пространство цвета ориентировано на выработку идеалов, духовного развития, творчества, психологических предпочтений, рефлексии, с целью и в пределах осмысления самого основания культуры цвета. Именно этим и объясняется то, что человек находящийся в зависимости от своего эмоционального состояния, расположен к одним цветам, равнодушен к другим и не приемлет третьи. Все эти закономерности и были открыты швейцарским ученым Максом Люшером в середине ХХ века, вылившиеся в «Цветовой тест». Немаловажным является и то, что намного раньше были предприняты попытки исследования цвета, как в XVIII - XIX веках при Пантоне, теории Биррена и мн. др. Тем не менее, М. Люшер превзошел в своих открытиях своих единомышленников. В этой связи, раскрывается зависимость человека от его эмоционального состояния и расположенности, равнодушием или не приемлемостью к одним или другим цветам. Не лишним было напоминание о том, что само восприятие цвета формировалось у человека в результате определенного образа жизни и взаимодействия с окружающей средой на протяжении длительного периода исторического развития. При этом, само отношение к цвету определялось характером жизнедеятельности многих поколений, обретая устойчивость и сопровождаясь эмоциональным состоянием в контексте его культуры.

Необходимо отметить, что в работах М. Люшера была выявлена определенная зависимость между восприятием различных цветов и психологическом состоянии человека. Справедливо заметить, что выводы сделанные данным автором соответствуют тому или иному обозначенному цвету обладающему своей, индивидуальной и независимой от контекста семантической культуры, а воспринимается человеком в соответствии с ней. Необходимо подчеркнуть, ставший результатом глубокого исследования области восприятия цвета, знаменитый «Тест Люше-ра», при помощи которого стало возможным выявить или составить психологический портрет человека. В современном процессе тестирования выявлены наиболее близкие цвета, состоящие из восьми основных предложенные психологом. На базе этого выбора можно рассуждать о психотипе тестируемого, потому что

каждый и всякий человек выбирает «свой цвет» или цвета. Родились данные представления в результате внимательного изучения опыта, накопленного в сферах искусства, науки, религии, за долгие века развития культурных традиций.

Все прошлые разработки традиций и цвета основывались на осмыслении общекультурного наследия, художественного предпочтения и вкуса, культуре, интуиции, цветовой рефлексии самого автора и строились выводы начиная от теоретика - мировоззренческих начал до гипотетических положений в продвижении к эмпирическим научным методикам. Следует заметить, что окончательный вариант цветотеста был разработан на основе масштабных статистических исследований, именно поэтому М. Люшер и стал первым и единственным классиком цветовой психологии. Главной идеей его цветотеста стала взаимосвязь между активным выбором цвета и психотипом человека.

Обратное воздействие цвета на психику человека, хоть и попадало в сферу интересов исследователя, но не было подробно разработано. В полном варианте теста Люшера в наличии имеются семь различных цветовых панелей, содержащихся во всех семидесяти трех цветовых пятнах, которые состоят из двадцати пяти оттенков, требующих произвести сорок три различных выбора. Конечный результат теста представляет собой большой объем информации, касающейся осознаваемой и неосознаваемой психологической структуры индивидуума, а так же зон психического стресса, состояния секреторного баланса или дисбаланса. Отмечено, что выполнение тестовой процедуры занимает несколько минут, стараясь быть оперативным и мало затратным, в то же время его проведение настолько просто, что ему можно научить за полчаса. Наиболее приемлемый и популярный вариант теста включает только одну из семи панелей, так называемую «Восьмицветовую панель», при этом, каждый из восьми цветов был тщательно отобран вследствии своего психологического и физиологического значения его «структуры». Это значение имеет универсальную значимость и является единым, общим во всем мире, как для молодых, так и пожилых, мужчин и женщин, для людей высокообразованных и для людей с задержкой в своем развитии, «цивилизационных» и не «цивилизационных, «культурных» и не «культурных», - обозначает Вунд в работе «Основы физиологической психологии» [2, с. 10].

Тест Люшера выявляет гораздо больше, чем реакция человека на существование ситуации и его общекультурное ответное поведение. Он показывает обусловленные привычками и неосознаваемые установки в аспекте эмоций, воли, действий и стремлений, возбуждения и потребностей, глубоко спрятанных в анналах психики. Как доказано учеными, цвет не только вызывает соответствующую реакции человека в зависимости от его эмоционального состояния, но и определенным образом формирует его эмоции. М. Люшер предложил следующую эмоциональную семантику («знак» или обозначение между знаком и означаемым им объектом) цвета.

«В своих работах Макс Люшер советовал определять эмоциональное состояние человека по предлагаемой цветовой гамме:- черный цвет-пессимистичность, конфликт, стресс; корич-невый-консервативность, неустойчивость, иррациональность; зеленый -потребность в самоутверждении, тяга к знаниям; си-ний-спокойствие, уверенность и взаимопонимание; серый - ней-тральностьуровновешенность...» [3, с. 42] - утверждали авторы Е.Ф. Бажин и АМ. Уткин в своей работе «Психологические методы исследования личности».

Актуальным является изучение цвета, как и его измерения в продолжении своем подтверждают не только определение цветов, но и их состояний (эмоциональный фон настроения, работоспособность, активность и т.д.), личностными характеристиками, определяющими привычные диспозиции реагирования и поведения субъекта в целом.

Таблица 1

Красный Синий Зеленый Черный Желтый Белый Пурпурный

Сила Мужество Любовь Храбрость Слава Честь Верность Искренность Свобода Ликование Надежда Здоровье Постоянство Скромность Смерть Траур Мир Покой Верховенство Величие Уважение Великолепие Богатство Чистота Невинность Мудрость «Безмятежное состояние души» Высокорожд. Величие Власть Достоинство

Рубин Сапфир Изумруд Алмаз Топаз, золото Жемчуг, Серебро Аметист

Таблица 2

Цвет Значение позитивного отношения к цвету Значение негативного отношения к цвету

Синий (темно-синий) Стремление к согласию, доверию, пониманию, сочувствию, отсутствию, конфликтов, к дружеским отношениям, привязанности, эмоциональному комфорту; спокойствие, мягкость, мечтательность. Нарушение отношений, одиночество, беспокойство

Зеленый (сине-зеленый) Стремление к самоутверждению, повышению статуса, уважению, признанию, власти, превосходству; уверенность, независимость, настойчивость, оборона Недостаток признания, принуждение, унижение, обида, неспособность к сопротивлению

Красный (оранжево-красный) Стремлению к достижению, успеху; инициатива, наступление, деятельность, борьбе, возбуждение Перевозбуждение, раздражение, бессилие, утомление, защита

Желтый (светло-желтый) Стремлению к изменению, освобождению, расслаблению; ожидание, надежда на удачу и случай, избегание проблем Разочарование,отчаяние, подозрение, недоверие

Фиолетовый Стремление к идентификации с кем-то, эротические и эстетические устремления, желание понравиться, обратить на себя внимание, произвести впечатление, получить одобрение Подавление чувств, рациональность, контроль, скромность, стремление быть незаметным

Коричневый (светло-коричневый) Стремление к физическому комфорту, безопасности отдыху, чувственному удовлетворению; болезненное состояние, слабость, усталость, голод Вытеснение физических потребностей, самоограничение, отрицание слабости

Черный Стремление к разрушению, агрессии; враждебное отношение, негативизм, неприятие, протест, отказ Отрицание и подавление агрессии

Серый Желание избежать участия, скрыться; маскировка, утаивание Активное включение в ситуацию

Доказательным фактом является соответствующая реакция человека, формирующая эмоции, создания необходимой цветовой среды, строго опираясь на методы психологии восприятия, по мнению ученых, которые удается вызвать у человека требуемые эмоции.

На этой основе, М. Люшер развил представления о влиянии цвета на уровень повседневного поведения людей в обосновании значимости исследования неких закономерностей, возникающих при физических реакциях на каждый цвет разными людьми. Он предложил психологам, как наилучшим образом использовать эту информацию в деловых и бытовых ситуациях. Например, касается ли это выбора одежды, обоев для гостиной, краски для кухонного буфета и всякий конечный выбор определяется не только психологическим предпочтением или физиологической потребностью (хотя они будут играть, явно не свою роль), подвергаясь эстетическим соображениям. При этом, «цвет одежды может получить повышение по службе, убедить в споре, вызвать друзей на откровенный разговор. Цвета в доме поощряют или препятствуют семейной беседе, но могут вызвать и бессонницу. Цвета упаковки неназойливо сообщают о том, что внутри находится полезный, дорогой или хрупкий предмет, при более подробном объяснении физических реакций человека на каждый цвет и одновременным изложением типичных психологических ассоциаций» [4, с. 131] - поясняет в работе «Восприятие цвета мира» Г. Гранд. Для более четкого представления об исследовании цвета М. Люшером, необходимо обратиться к его мнению относительно цвета вызывающего, « <...> не только эмоциональную, но и физиологическую реакции» [5, с. 46].

В этой связи, для более полного представления о психологической составляющей цвета необходимо обратится к работам следующих авторов, своевременно и грамотно дополняющих, разъясняющих цветовую таблицу М. Люшера, например:

- Авторы работы «Психология цветовой гаммы» под редакцией Панкратова Ф.П., сообщают о том, - «<...> что в Китае красный цвет означает удачу; в него одевают невест;красными яйцами встречают новорожденных. Сторонники Фен-Шуй рекомендуют использовать красный цвет для изгнания из дома плохой энергии. Но в домашнем декоре на красный цвет накладывается ограничение: его следует использовать только в комнатах, предназначенных для работы и бесед» [6, с. 53]. При этом опытным путем доказано: в красной чашке кофе кажется горячее, нежели в зеленой. Красный - первый цвет, который потерялся из виду в сумерках и он не различим на больших расстояниях.

- «Высокая степень видимости желтого цвета способствует быстрому и четкому мышлению, стимулируя его работу, как и всю нервную систему» [7, с. 131], писал теоретик цвета Фабер Биррен, исследовавший использование цветовых гамм в повседневной жизни. В 1957 году он придумал использовать справочники «Желтые страницы» для облегчения монотонной работы

телефонных операторов. По его мнению, этот цвет стимулирует ясное мышление, а все черные знаки на желтом фоне, являются наиболее различимыми в цветовой комбинации полиграфии. При этом Биррен поясняет, что именно этот цвет активно выступает в пространство и поэтому считается самым заметным цветом. Ему отдают предпочтение дорожные знаки и различного вида упаковки.

- В своей научной разработке «Человек-цвет-пространство» авторы Г. Фрилинг и К. Ауэр, сходны во мнении относительно персикового цвета и определяют его «<...> как наиболее лучшим для дома. Он не только излучает тепло, но и дарит ощущение радушия, а отраженный от него свет, падая на лицо, придает коже приятное розоватое свечение. Данные оттенки хорошо смотрятся при дневном и искусственном освещении. Дизайнеры и оформители дорогих ресторанов предпочитают мягкий персиковый цвет, который располагает к возбуждению аппетита» [8, с. 23].

- «Темно-зеленые цвета ассоциируются со стабильностью и ростом. Во всем мире зеленый цвет является символом безопасности. Он принят для обозначения начала движения в светофорах. Люди предпочитающие зеленый цвет, надежные и великодушные», пишет в своей монографии «Природа феномена цвета в социуме человека» Л.А. Шалимова [9, с. 139].

- М. Люшер представляет голубой и синие цвета как наиболее любимые по своей необыкновенной насыщенности «<...> голубой цвет приводит к снижению давления, снимает воспаление горла. Ярко-голубые тона идеальны для вечерних и светских нарядов. Темно-голубые тона соотносятся с высоким социальным статусом, стабильностью и достоинством. С давних пор, голубой цвет, был символом верности, надежности и веры. Люди, более продуктивно работают в помещениях голубого цвета. Цвет морской волны внушает уважение. Мундиры военных и полицейских пошиты из тканей его оттенков. Во многих культурах темно-синий цвет отождествляется с богатством, а лидеров награждают «голубой лентой», пишет М. Купер в своей работе «Язык цвета» [10, с. 71].

- Пурпурный цвет можно назвать цветом магии величия. В давние времена он был настолько труден в производстве и поэтому дорог, что могли им пользоваться только «сливки обществе». Например, в Древнем Риме данный цвет предназначался цезарям, сенаторам и полководцам-триумфаторам. Чем выше ранг и статус, тем роскошнее пурпурное одеяние, которое можно было надевать на людях. В наше время, многих американских солдат, получивших ранение в боях, награждают за заслуги орденом «Пурпурное сердце» [11, с. 123] раскрывает в своей работе «Универсалии цвета» Л.А. Шалимова.

- А.Н. Леонов, в работе «Экспериментальная методика человека к чувствительности цвета»- пишет о том, что «<...> сам розовый цвет самый пассивный из цветов. Ему с руки провоцировать приветлтвость, снижать агрессивность, как внутрен-

нюю, так и внешнюю и успокаивать, смягчая эмоции. Начиная с XVIII века, когда в моду вошел пепельно-розовый цвет - считалось, что он способствует пищеварению. При этом, ярко-розовый более энергичен, чем приглушенные его оттенки, поскольку в нем есть больше красного, а умеренно-насыщенный, всегда кажется забавным» [12, с. 119].

- На страницах уникального труда И. Гете «Трактат о цвете», он советовал следующее, - « <...> практикующими психологами отмечено, что оттенки коричневого цвета особенно популярны в периоды невзгод и экономических потрясений. Их теплые нейтральные тона напоминают о непреходящих ценностях, внушают уверенность о близости лучших времен. Людей, предпочитающих коричневый цвет, воспринимают как надежных, искренних и рабочих. Более того, этот цвет объединил всех «униженных и оскорбленных». Необходимо заметить и то, что многие ученые сделали подобный вывод и о рабочей атмосфере при разнообразных оттенках коричневого цвета в цехах, которые избавляют от ощущения подавленности субъекта и успокаивающе действуют на человека, при повышенной цветовой чувствительности» [13, с. 161].

- «Палевые нейтральные тона сделают помещение просторными и несут ощущение порядка, тогда как темно-коричневый цвет способен породить чувство безопасности и уюта. Благодаря шоколадно-коричневому цвету, стены вашего дома будут выглядеть богаче и солидней» - рекомендуют ученые В.И. Тимофеев и Ю.И. Филимоненко в статье «К вопросу о важности цветовой методики М. Люшера», считая данный цвет популярным в одежде [14, с. 61].

- По мнению М. Люшера, серый цвет, выглядит нейтральным, потому что мало кто его любит, или ненавидит. Этот цвет не кричит о себе самом, он лоялен и заслуживает доверия. Он бесстрастен, формален и полон достоинства. Подобная свобода от эмоциональных стимуляторов придает ему властность и богатство.

- Белый цвет ассоциируется с чистотой, невинностью, добродетельностью и верностью. Неудивительно, что он популярен на свадьбах. В былые времена белые одеяния свидетельствовали о том, не только о богатстве, но и культуре. До появления стиральных машин только состоятельные люди могли себе позволить одежду белого цвета. Подразумевалось и то, что человек в одежде белого цвета имеет высокое социальное положение - ему не приходится заниматься грязным ручным трудом. «Древние греки на ночь всегда надевали белое белье, чтобы видеть хорошие сны. В Индии, Китае и Японии белый цвет символизирует смерть, поскольку отождествляется с ангелами и небесами» [15], писали на страницах своей работы «Человек-цвет-пространство» Г. Фрилинг и К. Ауэр и отмечены автором Самариной Л.В. в статье «Традиционная этническая культура и цвет». Данные авторы, также сходны во мнении о черном цвете с М. Люшером, как цвета подавляющего и авторитарного, ассоциирующего со смертью и тьмой, создающего тревожное ощущение неизвестности. Во все времена, черный цвет был загадкой и тайной. Недавний статистический анализ игр в американском футболе, выявил интересную закономерность:

- судьи чаще наказывают команду, выступающую в форме черного цвета, поскольку её игроки кажутся судьям более агрессивными;

- Коко Шанель, именует его изящным, аристократическим, выдерживающим высокий моды стиль;

- в геральдике черный цвет обозначает символ смерти.

В этой связи, необходимо отметить разнообразность научных работ. Имен они, как дополняют, так и продолжают великое многообразие цветовой палитры, основанную на физических достоинствах цветовой гаммы, применяемую для обеспечения жизнедеятельности, физического и нравственного здоровья человека, с условием его адаптации к цветовой среде, в тех или иных обстоятельствах. В данном контексте весьма основательна заслуга Макса Люшера в раскрытии ассоциативных граней культуры индивидуума, при восприятии цветового разнообразия.

Актуальность представленного материала рассматривает восприятие цветовой гаммы, однозначно зависящей от эмоционального настроя человека. Исследования в этой области, помогают привить расположение того или иного цвета к тому или другому индивидууму, что отражено в исследованиях ученых XVШ-XX столетий. Одни открытия стали продолжением:

- четких определений цвета на примере трудов Пантона;

- на базе теоретических обоснованиях Биррена;

- цветового воздействия Люшера, начиная с области психологических закономерностей поведения людей и заканчивая физическими реакциями на каждый цвет.

Вследствие данных исследований были выведены практические рекомендации и определены цветовые волны или нанометры. Заслуга ученого ученого-психолога М. Люшера состоит в том, что он рассматривал цвет по его использованию или применению во многих предлагаемых ситуациях человека, чем и определил соотношение обстоятельств по выбору цвета, основываясь на его психологических и культурных предпочтениях или физиологической потребностью. В этой связи, все рассмотренные и выявленные обстоятельства воздействия природного цвета самим Люшером, как и получаемыми оттенками или тоном при смешении с другими цветами, представлены в обоснованных временем психологических характеристиках самого цвета, наличие которого вызывает, те или иные эмоции у человека, при разнообразных обстоятельствах его поведения. Например: в оздоровительной терапии, креативном мышлении, стимулировании или повышении иммунитета, применении и использовании цвета для предупреждающих об опасности сигналов светофора.

В данной статье необходимо отметить значимость и востребованность теста М. Люшера, который представляет собой значительную ценность при изучении аспектов личности и выявления наличия областей психологического и физиологического стресса. Европейские врачи используют короткую версию теста как полезное вспомогательное средство для точной постановки диагноза. Весьма весомым и немаловажным являются и предшествующие стадии стрессовых проявлений и их выявлений, посредством теста. Сам же тест работает в области обеспечения человека уникальной «системой раннего предупреждения», как:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- стрессового состояния на ранней стадии, выявление сердечно-сосудистой недостаточности, артериального давления (повышение или понижения), расстройства желудочного тракта;

- тест широко применяется в образовании, этологии, геронтологии, брачного консультирования, службы занятости, профессионального консультирования для промышленности, торговли, рекламы;

- школ заочного обучения в Германии, в которых найдена новая сфера применения укороченного варианта теста: все желающие туда поступить тестируются, а полученные результаты используют при оказании помощи в выборе курсов и занятий, осваиваемых в соответствии с рекомендуемым тестом.

Связь цвета с другими важными конструктами

Белый Желтый Красный Синий Черный

Чистый свет Очень легкая тень Окрашенный свет Тень Темнота

Свет Умеренная тень Густая тень Темнота

Радость Омраченная радость Чувственность, смешанная с горечью Строгость Горечь

Огонь Эфир Воздух Вода Земля

Детство Юность Молодость Возмужалость Старость

Ум, разум Внимание Безумие Праздничность Неизвестность

Бог Ангел Человек Зверь Растение

Высокий звук первой Вторая Средняя Предпоследняя Самый низкий звук

струны струна нота нота посленей струны

С момента своего появления данный тест, претерпел некоторые изменения, он был усовершенствован и улучшен, но суть его осталась прежней, что и при внедрении. Просто он стал более объемным, весомым и нужным.

В современной практике культуры цветового восприятия тест Люшера играет значительную роль в ортобиотичности осознания и самооценки личности. Он также проецирует охранительное отношение к культурному наследию и природе, её

Библиографический список

живому миру. Он регулирует создание условий культурно-сре-дового обитания человека, сохранности его здоровья и взаимоотношений между людьми.

В этой связи необходимо отметить дальнейшее развитие предпочтительного отношения к цветовой доминанте, как в научной, так и прикладной деятельности науки, в области культуры и психологии, космонавтики, медицине, рекламе, дизайне, художественном творчестве, во славу процветания жизни на Земле.

1. Шалимова, Л.А. Парадигма цвета. - М., 2010.

2. Вунд, В. Основа физиологической психологии. - М., 1980.

3. Бажин, Е.Ф. Психологические методы исследования личности / Е.Ф. Бажин, А.М. Уткин. - Л., 1978.

4. Гранд, Г. Восприятие цвета мира. -М., 2004.

5. Люшер, М. Цветовой тест Люшера / пер. анг. А. Никоновой. - М.; СПб., 2006.

6. Психология цветовой гаммы // под ред. Ф.П. Панкратова. - М., 2004.

7. Биррен, Ф. Желтые страницы. - М., 1978.

8. Фрилинг, Г. Человек-цвет-пространство / Г. Фрилинг, К. Ауэр. - М., 1973.

9. Шалимова, Л.А. Природа феномена цвета в социуме человека. - М., 2009.

10. Купер, М. Язык цвета. - М., 2005.

11. Шалимова, Л.А. Универсалии цвета. - М., 2013.

12. Леонов, А.Н. Экспериментальная методика человека к чувствительности цвета. -М., 2003.

13. Гете, И.В. Трактат о цвете. - М., 1957.

14. Тимофеев, В.И. К вопросу о важности цветовой методики М. Люшера / В.И. Тимофеев, Ю.И. Филимоненко // Психологические проблемы индивидуальности. Научные общения к семинару: совещание молодых ученых. - М.; Л., 1985. - Вып. № 3.

15. Самарина, Л.В. Традиционная этническая культура и цвет // Этнографическое обозрение. - 1992. - № 7.

Bibliography

1. Shalimova, L.A. Paradigma cveta. - M., 2010.

2. Vund, V. Osnova fiziologicheskoyj psikhologii. - M., 1980.

3. Bazhin, E.F. Psikhologicheskie metodih issledovaniya lichnosti / E.F. Bazhin, A.M. Utkin. - L., 1978.

4. Grand, G. Vospriyatie cveta mira. -M., 2004.

5. Lyusher, M. Cvetovoyj test Lyushera / per. ang. A. Nikonovoyj. - M.; SPb., 2006.

6. Psikhologiya cvetovoyj gammih // pod red. F.P. Pankratova. - M., 2004.

7. Birren, F. Zheltihe stranicih. - M., 1978.

8. Friling, G. Chelovek-cvet-prostranstvo / G. Friling, K. Auehr. - M., 1973.

9. Shalimova, L.A. Priroda fenomena cveta v sociume cheloveka. - M., 2009.

10. Kuper, M. Yazihk cveta. - M., 2005.

11. Shalimova, L.A. Universalii cveta. - M., 2013.

12. Leonov, A.N. Ehksperimentaljnaya metodika cheloveka k chuvstviteljnosti cveta. -M., 2003.

13. Gete, I.V. Traktat o cvete. - M., 1957.

14. Timofeev, V.I. K voprosu o vazhnosti cvetovoyj metodiki M. Lyushera / V.I. Timofeev, Yu.I. Filimonenko // Psikhologicheskie problemih individualjnosti. Nauchnihe obtheniya k seminaru: sovethanie molodihkh uchenihkh. - M.; L., 1985. - Vihp. № 3.

15. Samarina, L.V. Tradicionnaya ehtnicheskaya kuljtura i cvet // Ehtnograficheskoe obozrenie. - 1992. - № 7.

Статья поступила в редакцию 24.12.13

УДК 159.9.072

Varshavskaja N.E. INTEGRITY AS A CRITERION OF CREATIVE COGNITION. The article deals with the creative knowledge of reality. Integrity of knowledge is seen as the most important criterion of creativity. The article analyzes the approaches to the integrity of knowledge, results of empirical study on the relationship with his integrity knowledge creativity.

Key words: integrity, creative knowledge, integrity space, versatility knowledge synthetical cognition.

Н.Е. Варшавская, канд. психол. наук, доц. ФГБОУ ВПО «АГАО», г. Бийск, E-mail: nadia-w@list.ru

ЦЕЛОСТНОСТЬ КАК КРИТЕРИЙ ТВОРЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ

Статья посвящена проблеме творческого познания действительности. Целостность познания рассматривается как важнейший критерий творчества. В статье даётся анализ подходов к вопросу о целостности познания, приводятся результаты эмпирического исследования связи целостности познания с его креативностью.

Ключевые слова: целостность, творческое познание, пространства целостности, разносторонность познания, синтетичность познания.

Смыслом перестройки современного образования является поворот от человека образованного к человеку творческому. Творческое отношение к действительности должно формироваться в школе в процессе учебной деятельности. В рамках педагогической психологии важно выделить основные характеристики творческого познания.

В большинстве исследований, касающихся этой стороны творчества, внимание концентрируется на относительном успехе испытуемого при решении им заданий, на требуемой способности, на отдельных качествах и свойствах личности и её мышления, в той или иной мере связанных с творческими проявле-

ниями. Однако выбор стратегии решения, успешность этого решения и возможность выхода его на творческий уровень тесно связаны с объектом познания и степенью его представленности в сознании индивидуума.

Необходимость учёта содержания познания, тесная связь содержания и формы подчёркивалась ещё Л.С. Выготским (Выготский Л.С., 1984). Затем эту мысль развили и конкретизировали Г.П. Щедровицкий (Щедровицкий Г.П., 1995), Н.И. Непомнящая (Непомнящая Н.И., 1975), К.М. Гуревич (Гуревич К.М., 1994), Г. А. Берулава (Берулава Г. А., 1993) и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.