УДК 111. 85 Shalimova L.A., Nasonova LI. THE MODIFICATION OF THE NATURE OF THE COLOR. The article phenomen of the nature of color as Physical phenomen and its levels and also the transforming of social experience of coloural semantica
Key words: phenomen of color, construction of social reality, astrology, astronomical digit, elements of environment, terms.
Л.А. Шалимова, канд. фолос. наук, доц. каф. гуманитарных наук филиала Российского гос. социального университета, г. Дедовск; Л.И. Насонова, д-р филос. наук, проф. каф. гуманитарных наук филиала Российского гос. социального университета, г. Дедовск, E-mail: Shalimova [email protected]
МОДИФИКАЦИЯ ПРИРОДЫ ЦВЕТА В ФИЛОСОФСКО-ИСТОРИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ
В статье рассматриваются феномен цветового спектра, как физическое явление и его уровни, а так же трансляция социального опыта цветовой семантики в философско-историческом аспекте.
Ключевые слова: модификация, гносиологическое учение, конструирование, астрология, астрономи-
ческая единица, экспликация, тезаурус.
При обращении к исследованию современных культурных явлений все большую актуальность и внимание привлекает палитра цвета в синтезе его природных, психологических, эмоциональных, культурно-символических, философско-исторических, материальных функций. Данный анализ происходил и происходит в тесной связи изучения природы цвета, парадигмы, его восприятия средовых объектов культуры, культурно-эстетических, цветовых канонов в социальном пространстве человека. В настоящей работе рассматривается модификация природы цвета на уровне философско-исторического развития в области данной теории, при более подробном её изучении.
Вопросы эволюции цвета всегда привлекали лучшие умы человечества и представляют собой не только одно из свойств окружающего человека мира, но и важный социологический фактор, выступающий в роли некого индикатора зрелости культуры, по приобретению цивилизационного характера, начиная своеобразный отсчет с древнейших времен (от Гомера). Цвет сопровождал и продолжает активно репрезентировать не только жизнедеятельность человека, его участие в производстве сложной системы социальных связей, но и духовных, этических, эстетических отношений и направлений в области экономического, политического, религиозного, идеологического и исторического уровней и характера. В современном мире социокультурная функция цвета призвана обеспечивать жизнь человека во всех его физических и энергетических свойствах, которая эксплицирована в таких сферах, как социальная и индивидуальная психология, художественная практика, виды искусства и творчества, массовая культура в области современной коммуникации.
Цвет представляет собой явления, обладающие рядом уровней, среди которых можно выделить историко-философский, астрологический, оптический, психологический, психоэмоциональный, энергетический, культурно-символический, многожанровую особенность массовой культуры и всех видов рекламных технологий. Цвет участвует в продвижении идей, инновационных концепций, программах социального развития общества и его жизнеобеспечения, в которых важная решающая роль принадлежит его величеству цвету.
Все возрастающая роль глобализации феномена цвета и его универсалий, по отношению к всеохватывающему знанию о цвете обуславливает необходимость философской рефлексии, т.е. осмысления, изучения и сравнения, как онтологического, так и всеобщих значениях бытия цветовой палитры. Для выяснения данных обстоятельств, необходимо рассмотрение гносиологи-ческого учения о познании данного феномена в мировоззренческих аспектах, при совокупности разнообразных результатов исследований объединяющих все формы познания мира и цвета. При этом, сохраняя любовь к истине, об исследуемом феномене в философско-историческом, культурологическом совершенствовании, так и анализе содержания его природы. Необходимо разнообразить, конструирование социальной реальности, выступающей в теории значений знаковой системы и доносящей до нас, из глубины веков, многие способы синкретического и духовно-практического освоения мира, в анализе которого необходимо учесть:
- существование всех задействованных невербальных и нерациональных культурных факторов трансляции социального опыта цветовой семантики;
- рассмотреть вопрос о природе цвете, как в философском смысле, так и физическом явлении;
- заглянуть в прошлое страниц истории человечества, которые донесла до нас древнейшая наука - астрология, в одном из ее важнейшем учений, о четырех стихиях, прочно вошедших в жизнь человечества, как покровителей судьбы, обладающих своей неповторимой цветностью- Огонь, Вода, Воздух, Земля.
«Но это только стихии и каждая из них может быть как спокойной, так и наоборот - агрессивной, сметающей все на своем пути, вмещающая в себя гамму разнообразных цветов и оттенков, концентрирующая цветовую палитру. Каждому знаку стихии подходит свой накал, свой поток. У каждой стихии есть сердце. Сила этих стихий состоит в концентрации их цветовой гаммы, например:
- Огонь - может быть согревающим костерком, а может все сжигать на своем пути. Он содержит силу, энергию, жар, яркость, власть, стремительность, красоту и обладает не только силой, но и яростью. Сердце Огня голубого цвета и находится в самой его глубине. Цветовая гамма Огня очень велика - от голубого до малинового цветов. Его величие и изысканность в необыкновенной красоте.
- Вода - может быть и лужицей, и ручейком, и горным потоком, и океаном. У Воды сердце черное, лежащее в самых глубоких местах. Это стихия спокойствия, её отличительные черты: терпение, мощность, пространственность, замкнутость, гибкость, таинственность. Годами вода пробивает себе новый путь и в итоге добивается своего. Ее огромное пространство заключается в желании захватить все новые и новые территории земли. Вода - несущаяся с высоты смывает все на своем пути. Её цвета от изумрудно-прозрачного до синего.
- Земля - может быть равниной, холмом, горой, пустыней, твердая как камень или рассыпчатая и мягкая. Сердце у Земли красное. Она - источник жизни. Больше всего повезло знакам, которым она покровительствует. Им достались наилучшие качества, которые помогают им жить. Человек держится за поверхность Земли, и он не может иначе, а эти знаки привязаны к ней своим естеством. Цвета Земли: от желтого до коричневого цвета.
- Воздух - может быть холодный и горячий, летящий и тяжелый, легкий, свежий и задымленный. Его невозможно увидеть. Сердце у Воздуха синее и находится на непостижимых местах. Его можно только осязать. Воздух вездесущ, он везде и нигде. Быстрота, с которой он перемещается, мгновенна, а порой незаметна. Изменчивость воздуха заключается в его потоках, которые могут нагреваться, порой накаляться, но, также быстро остывать. «Все воздушные знаки отличаются живостью и быстротой, отчего общение с ними привносит в вашу жизнь разнообразие и даже некоторую неопределенность. Это самый загадочный знак, при этом наделенный: темно-синим, темно-зеленым, темно-фиолетовым, темно-красным цветами» [1, с. 99-108].
Во всей Вселенной, как и Природе все связано тысячами незримых нитей, готовых взаимодействовать с человеком, оказывая ему помощь, способствовать его исцелению. Солнечный свет, свет Луны и звезд сопровождает человека с момента его рождения и до ухода в вечность. «Минералы рождаются, претерпевают различные изменения, превращаясь в другие минералы и горные породы, у них своя судьба .Удивительная палитра растительного мира открывает человеку свою кладовую для
обретения красоты и здоровья. Она присутствует во всем величии своего проявления <...>» [1, с. 137].
Наши далекие предки понимали, что в природе все взаимосвязано. По одним и тем же законам живут все земные миры, живые (растительный, животный и человеческий) и неживые (земля, вода, камни и т.д.). К сожалению, с течением времени люди стали забывать, что эти миры и законы были созданы не ими. Вполне объяснимое желание не зависеть от явлений природы постепенно переросло в стремление управлять ею, доминировать над ней и диктовать свою волю. Сегодня человечество возвращается к знаниям, которые прежде были им самонадеянно отвергнуты, открывает их вновь, собирая по крупицам. В древних знаниях люди не отвергали энергетику человека и мира окружающего его. В их понимании все было взаимосвязано. «Иная слава у ангелов, иная у камня, иная у человека <...>» [2, с. 121]. По мнению С. Клемент, « <...> когда-то это все называлось “славой Господней”, а теперь - магнетизмом и бионерге-тикой» [3, с. 32]. С окружающим миром человек мог и может вступать в контакт посредством цвета, через речь, а также через жесты или посредством письма и звуков.
Люди давно узнали, что в человеческом теле есть природные резонаторы, настроенные на определенные частоты колебаний, и умели создавать энергию в органах тела с помощью более простых средств, чем наши современники.
К началу XXI века официальная наука отошла от примитивного представления того, что человек начинается и заканчивается физическим телом. Человек - это раскрытая энергоинформационная система, способная отдавать во внешнюю среду информацию и получать ее обратно. Он состоит не только из физического тела и сознания, но и из энергоинформационных слоев, очень мало известных нам, как и сама Вселенная.
Философы древности и современные ученые утверждают о важности цвета и о необходимости его применении в различных областях знаний. Аристотель писал: «Все живое стремиться к цвету. Цвета по приятности их соответствий могут относиться между собой подобно музыкальным созвучиям и быть взаимно пропорциональным» [4, с. 203] Ивли Грант заметил: «Чем больше смотришь на этот мир, тем больше убеждаешься в том, что цвет был создан для красоты, и красота эта - не удовлетворение прихоти человека, а необходимость для него» [5, с. 117].
Первый, кто создал стройную систему цветов, был гений Возрождения - Леонардо да Винчи. Он установил, что многообразие цвета, открытое еще древними греками и римлянами, может быть ограничено. Он писал: «Простых цветов - шесть: белый, желтый, зеленый, синий, красный и черный» [6, с. 135]. Леонардо да Винчи выделил два возможных аспекта цветов: художественный и физический.
Исаак Ньютон с помощью трехгранной призмы разложил белый солнечный свет на цветовой спектр. Исходя из его опытов, цвет получается из солнечного луча с помощью преломления. При этом, существуют и другие физические пути образования цвета, связанные с процессами интерференции, дифракции, поляризации и флуоресценция. Поэт и ученый И.В. Гете, в начале XIX века, рассматривал цветовой феномен комплексно: учитывая его физиологический, психологический и эстетический аспекты. Им был открыт и феномен контраста.
Многие авторы полагают, что за долгую историю развития человечества в культурной традиции сложились неосознаваемые (биоархетипические) соответствия между отдельными цветами и определенными символическими значениями. При встрече человека с тем или иным цветом происходит спонтанное ассоциирование физиологического ощущения. Это происходит на уровне закрепленного в данной культурной традиции символического смысла.
С давних времен человека привлекало соцветие мира, как и поиск истины в том, что Земля освещается Солнцем. Действительно, если оставить в стороне великое множество искусственных огней, созданных человеком, то придется признать, что «<...> планета наша, есть тело темное и собственных источников света практически лишенное. При этом, можно найти, в окружающей нас природе, кое-какие источники видимых излучений:
- существуют жуки-светлячки и другие виды светящихся животных, как на суше, так и в море;
- светятся в темноте гнилушки за счет жизнедеятельности живущих в них микроорганизмов;
- в атмосфере происходит люминисценсия газов, обуславливающая слабый свет ночного неба по всему земному шару и более интенсивное свечение в высоких широтах, составляющее явление полярных сияний;
- на короткое время земная поверхность озаряется вспышками молний, а более длительное и порою интенсивное освещение может сопровождаться извержением вулканов.
Однако все такие источники света либо малоинтенсивны, либо представляют собою довольно редкие временные явления, так что их общая роль в освещении земного шара ничтожна. Говоря о свете в природе, мы должны основное внимание уделить свету Солнца» [7, с. 282].
Солнце дает свет высочайшей интенсивности, что больно и сложно смотреть на него, а при необходимости, можно воспользоваться плотным темным стеклом - светофильтром, для того, чтобы успешно рассмотреть вполне круглый, резко очерченный солнечный диск ослепительного света. Свечение столь большой интенсивности получается за счет высокой температуры, которая для видимой поверхности фотосферы составляет приблизительно 6000 градусов, что соответствует очень высокому накалу, при этом яркость очень неравномерна и распределяется от центра к краям. Однако окраска фотосферы в разных зонах неодинакова: в центре солнечного диска она всего белее, а с приближением к краю диска ее цвет становится красноватым. Это значит, что с углом испускания лучей меняется не только яркость, но и спектральный состав излучения. Например, чем ниже спускается Солнце к горизонту, тем меньше доходит до нас тепла и света.
«Говоря о явлении рассеянии света, выясняем, что если рассеяние вызывает очень мелкие элементы среды, то в силу вступает закон Рэлея, рассеивающий лучи, согласно которому их рассеяние меняется обратно пропорционально степени длины световой волны. При прохождении через атмосферу синие и фиолетовые лучи ослабляются сильнее, чем красные и оранжевые. В результате этого явления, весь спектральный состав поступающего на Землю пучка солнечных лучей изменяется. Это ведет к тому, что чем больше зенитное расстояние, чем ближе Солнце к горизонту, тем краснее его цвет» [8, с. 264].
«Свет представляет собою сумму монохроматических составляющих лучистой энергии, каждая из которых умножается на соответствующее значение спектральной чувствительности глаза, как - “видность”. Световой поток определяется, как сумма монохроматических лучистых потоков, умноженных на соответствующие значения спектральной чувствительности» [9, с. 91], - впервые было отмечено ученым Пуркинье и состоит в том, что при значительном ослаблении света голубые, синие и фиолетовые цветовые лучи выигрывают в яркости по сравнению с красными, оранжевыми и желтыми. Поэтому эффект Пур-кинье не должен устраняться, а обязан продолжаться в современных исследованиях, что и следует из описаний Бэббита Э.Д.
За последние несколько столетий утвердилась концепция цвета, излагаемая в литературных и философских познаниях, автора книги У. Глэдстона «Гомер и Гомеровская эпоха». Она продиктована основанием цветового тезауруса монументальных поэм Гомера - «Илиады» и «Одиссеи». Глэдстон утверждал, что «<...> у греков героической эпохи органы восприятия цвета и его переживания были лишь частично развиты» поскольку как естественные, так и искусственные краски играли несущественную роль в зримом окружении ранней Греции: «оливковый оттенок волос куда более сводился к смешению красного и белого. Цвет волос выглядел куда более единообразно, имея тенденцию к черному цвету. Чувство цвета, в меньшей степени воспитывались выращиванием цветов. Солнце куда быстрее меняло свои краски земли: - весеннюю зелень на коричневый цвет. Почти не использовались красители, а искусство живописи и вовсе отсутствовало. «<...> Использование Гомером цвета как несущественного для достижения поэтического эффекта, по сравнению с другими элементами прекрасного, и полное отсутствие упоминания о цвете в некоторых случаях, когда мы вполне ожидаем его встретить» [10, с. 21-3]. В воззрениях Глэдстона имеет место фундаментальное недоразумение, отсутствие конкретного термина для обозначения определенного цвета.
Именно, у Гомера, в его произведениях были представлены некоторые краски в редкостной красоте, как голубизна моря и неба, солнца и берегов, крови. Большинство эпитетов Гомера, связанных с цветом, обращены не столько «<...> собственно к цвету», как к «форме и модальности света и его противоположности или, скорее, отрицанию - темноте». Мир Гомера - это мир яркого света и тьмы; сверкания оружия и приглушенных отсветов волнующегося моря, с повышенной чувствительностью к аспекту зримого, к которому современные люди часто бывают «слепы», т.е. отношение к «первичным цветам, определенным для нас Природой», описывал Д. Лаэртский [11, с. 57].
Можно только предположить, что в эпоху Гомера было отсутствие необходимых терминов в языке, в чем появляется сомнение, с высот употребления эпитетов цвета таящих в себе столь яркий поэтический эффект.
Человеку XXI века противоестественно полагать, что Демокрит и Платон решили заимствовать и адаптировать именно терминологию Гомера, отдавая ей предпочтение перед уже суще-
ствующими выражениями, имеющими идентичное значение, которое применимо к эпической трагедии в шекспировских строках «Макбета», написанных в духе Гомера: «И вот лежит <...>, его серебряная кожа покрыта кровью золотой» [12, с. 61], т.е. кожа оттеняет кровь так же, как на фоне серебра выделялось бы золото, - соглашается в своей работе «Цвет и цветовоспроизведение» Б.А. Шашлов.
Действительно, ранние поэты VIII века до н.э., не смогли бы общаться с людьми, если бы не существовала некая связь между их языком и языком аудитории. Можно предположить, что у ранних поэтов, их способ использования терминов для передачи цвета соответствовал их использованию в обыденном языке. Поэмы Гомера, могут служить свидетельством типа и объема цветового тезауруса, имевшегося в греческом языке (еще в период VIII века до н.э.). В нем использовали такие цвета, как: «желтый», «синий», «коричневый». Всякое пристрастие к терминам, говорящим о яркости, блеске, или их отсутствии, носили характерные черты греческого языка в доклассический период.
Существование таких особенностей в обыденном языке способствовало становлению гомеровского характера передачи цвета- белый (день, молоко, седые волосы, белокурый, белая жесть), черный (ночь, ягнята, овцы, смерть), красный (бронза, вино, краснеть). В терминах для передачи цвета в описании пейзажа, в литературном богатстве и великолепии Гомера, присутствовали:
- «<...> розовопальчатый, облаченный в шафран;
- бело-серое море, вино-темное, вино-красное, подобное фиалке, пурпурное;
- преобладание темных цветов, отражающих укоренившийся страх перед морем;
- описание пышной зелени острова Огигии нимфы Калипсо в «Одиссее», воздействует сразу на все пять чувств;
- в этом отрывке находится запах горящих бревен и кипарисов, прекрасный звук голоса Калипсо, гроздья спелого винограда, мягкие лужайки и светлая прозрачная вода ручьев» [11. с. 70].
Одной из причин сложностей в интерпретации присущего грекам способа передачи цвета заключается в том, что все относящиеся к этому доказательства принадлежат области литературы. Употребление данного языка может существенно отличатся от обыденного, но главное заключается в том, что в самых ранних произведениях человеческого наследия существует наименование определенных цветовых форм. На этом фоне можно рассматривать изложенные специальные свидетельства, в форме философских рассуждений о цвете с авторами в. до н.э.:
- Эмпидокл (ок.490-ок.430 до н.э.), не только рассматривал, но и говорил о четырех основных цветах: белом, черном, красном и желтом, (термины, используемые в этом источнике, возможно и не те, что употреблял сам Эмпедокл);
- Демокрит (ок.460 - ок. 370 до н.э.), согласно Тефрасту, также выделял четыре основных цвета: белый, черный, красный, желто-зеленый. Все другие цвета получаются за счет указанных: золотой и бронзовый - смешением белого, который придает им яркость красного; некий «прекрасный цвет», проявляется с добавлением желто-зеленого; пурпурный образуется из белого, черного и красного, причем белый «придает ему свою яркость и блеск»; вайда-синий (обозначаемый через название растения) - из «собственного черного и зелено-желтого; травянисто-зеленый - из пурпурного и вайда-синего» или «прекрасный цвет» с оттенками пурпурного; индиго - из вайда-синего и «огнеподобного», при этом «атомы окружаются и выделяются так, чтобы черный сохранил свой блеск»; орехово-коричневый, из желто-зеленого и оттенка типа индиго;
- Платон в «Тиме» поступает в общих чертах сходным образом, представляя ряд основных цветов, а затем смешанных. Его основными цветами являются: белый, черный, красный и (любопытное дополнение) - «яркий». Платон говорит о свете, описывая его как «пламя, исходящее от предметов», а белый, красный и «яркий» являются видами огня или света. Смесь этих трех цветов образует оранжевый цвет.
У Гомера, встречается - белесый цвет; красный с черным и белым образует пурпурный; при добавлении большого количества черного получается темно-фиолетовый; оранжевый и серый цвета образуют травянисто-зеленый; «рыжевато-коричневый, в значении «рыжеволосый», образуется белым и оранжевым. Платон выбирает различные, по своему характеру, термины по определению цветовой гаммы со всей видимой абстрактностью и определенностью цвета. При этом рассматривается возможность неизбежного результата попыток подхода к феномену цвета как цвета самого по себе. Таким образом, описание цветов у Платона не оказывает существенного влияния на наше общее представление о греческом цве-
товом тезаурусе того периода и похоже, что стандартным способом передачи цвета у греков все еще остается ссылка на конкретные предметы: зелень травы или серо-голубые глаза. В этом, без сомнения виден прогресс, в сторону развития абстрактной терминологии цвета, но данный процесс продвигается медленно. Один из аспектов теории цвета Платона заключается в выборе им основных цветов: белого, черного, красно - «яркого». По Платону, восприятие цвета включает активное участие, как наблюдателя, так и предмета: «ясный огонь» излучается из глаз и соединяется с огнем, исходящим от предмета (его «цветом»); результатом этого является «едино - однородная субстанция» между глазом и предметом, по которой передается информация о предмете.
Завершая краткий обзор философских представлений о цвете, необходимо обратиться и к самим рассуждениям Аристотеля (384-322 до н.э), к его знаменитому афоризму - «Платон мне друг, но истина дороже». Во взглядах Аристотеля не видно логической связи с общепринятыми положениями о теории цвета и его оттенков. Его точка зрения отличается попыткой дать независимый анализ наблюдаемого явления. Понятие яркости и темноты, столь важные для «примитивной» греческой позиции и настолько явные у Платона, у Аристотеля отсутствуют. Аристотель считает свой ряд из семи цветов рядом основных цветов, данных природой. Он полагал, что пять промежуточных цветов являются результатом смешения черного и белого «в определенных количественных соотношениях», подобно основным музыкальным интервалам. Свидетельства Аристотеля указывают на две вещи: большой интерес в отношении цвета как такового, по сравнению с «модальностями и формами света» Гомера, и продолжающаяся зависимость описания цвета от обращения к каким-то конкретным имеющимся предметам. В то же самое время, можно видеть некоторые признаки прогресса по направлению к абстрактности словаря терминов для передачи цвета. В дополнение к уже существующим обозначениям белого, черного, красного, появляется и общее слово для выражения желтого, как у Платона и употребляемого Аристотелем, по отношению к желтку яйца, явной попыткой выразить ярче выражение категории синего. Спорным может выглядеть лишь только одно обстоятельство: являлись ли данные термины обозначением цвета в обыденном языке.
«В после Гомеровской поэзии появляются два факта, резюмирующие использование терминологии цвета и его модификацию, с меньшим акцентом на яркость и темноту и большим обращением к «собственно цвету». Растущее расхождение поэтического и прозаического употребления иллюстрируется словами для выражения зеленого и желтого цветов: в поэзии стандартным словом, для обозначения зеленого, является желтое, оно употреблялось Демокритом, Платоном, Аристотелем, Тео-фастом. Относительно желтого, поэты склонны употреблять слово золотистый, в то самое время как Платон и Аристотель используют желтый» [12, с. 32].
«Античная эпоха создала собственное отношение к цвету. Цвет стал религиозным, мистическим и магическим символом, а также элементом систематизации природных стихий. В то же самое время, в античности развивается естественнонаучный подход к цвету как явлению физического мира:
- Эмпедокл, выделил четыре стихии и обозначал каждую из них своим цветом. Воду - черным; землю - желтым; огонь - красным; воздух - белым. Стихиям Эмпедокла соответствуют чувства, темперамент, избирательность, они персонифицированы в образах традиционной мифологии: Зевс - огонь, Гера - воздух, Нестис - вода, Аид - земля;
- Аристотель, в трактате «О цветах», отметил три основных цвета, соответствующие природе различных стихий. Белый, есть символ воздуха, воды, земли. Желтый цвет - это огонь, а черный цвет, есть переходное состояние, и разрушение;
- для Платона и неоплатоников белый и золотой, желтый цвет выражали благо, истину, счастье, добро, познание, гармонию; темные цвета являлись символами зла, бедствий, враждебных человеку сил.
Отношение к цветам в древней Греции, во многом определялось эстетическими канонами и представлениями о прекрасном. Всякое же отсутствие меры в использовании даже самого прекрасного цвета могло считаться «безобразным» [13, с. 81].
Картина, представленная философами о цвете, обязана самим философам. В этой связи, греческая терминология для передачи цвета может рассматриваться, как отражение большой осознанности изменчивости цветов в естественном окружении, а сведение мира цвета к нескольким простым категориям слишком упрощает его и лишает утонченности. К 1 столетию до н.э., человечество в своем развитии достигло стадии наи-
высшей стадии. Для римлян, было обычным делом восхищаться большим богатством экспрессии, защищая свой латинский язык, по их мнению, мало в чем уступает греческому, а по богатству, латинский даже превосходит его. « О способности языка выражать технические детали греческой философии, Авл Гелий вторил сетованиям Лукреция. Это соотносилось к отношению терминологии, для передачи цвета и заключалось в том, что диапазон разнообразия цвета всегда будет более обширным, чем количество терминов для его выражения, имеющихся в словаре» [14, с. 112] так выразил свое мнение М. Купер в работе «Язык цветов».
Латынь имеет приблизительно такое же количество абстрактных терминов для передачи цвета, как и греческий язык IV столетия: белого, черного, красного, желтого, зеленого и возможно синего. При этом имеются и абстрактные термины типа: цвет снега, цвет крови. Развитие греческой и латинской терминологии цвета хорошо иллюстрируется перечнями цветов радуги, представленными в различные периоды:
- Гомер описал ее просто как пурпурно-фиолетовую или же фиолетовую;
- Ксенофан, поэт, философ шестого века, воспринимал фиолетовую, желтовато-зеленую и малиновую палитру;
- у Аристотеля цвета были: фиолетовый, травянисто-зеленый, «часто» золотисто-желтый и малиновый;
- для философа стоика первого столетия Посидония, согласно Шульцу (хотя и сомнительно), это были фиолетовый, синий, травянисто-зеленый и красный;
- Сенека представляет их как фиолетовый, синий, зеленый, желто-оранжевый и «цвет огня», то есть красный;
- А. Марцеллин, римский историк IV столетия нашей эры, перечисляет фиолетовый, синий, зеленый, желтый, «золотистожелтый или рыжеватый, коричневый» и малиновый, (в нём не хватает только одно цвета по предпочтению Ньютона).
Описанный феномен радуги был одинаков во все периоды. Греки и римляне всех периодов, обладали одной и той же способностью различать цвета. Пробелы в более ранних перечнях обусловлены возможностями языка на тот или иной период. Опытным путем выявлено, что - «Различие цветов и их обозначение - это два совершенно разных процесса. Несмотря на это,
связь между представленными данными в отношении языков с четырьмя, пятью и шестью терминами с развитием греческого языка в столетии поразительна. Но скудность и неоднозначность свидетельств того периода, делают такие сравнения опасными. Тем не менее, греки в эпоху Гомера имели самое большее три основных термина: для определения белого, черного и красного, что и явилось:
- первой отличительной чертой использования цвета Гомером;
- второй - значение яркости и темноты, а особенно, неопределенность положения между «белым» и «темным»;
- в третьих, цвет рассматривается, как отражающий фактор общей черты рода тезауруса.
В данном случае предполагаемая связь между отсутствием развитой терминологии цвета и низким уровнем культуры и технологии отпадает, так как при любом анализе в этих отношениях общество Гомера было весьма развитым. Тем не менее, эта теория может быть полезна в той мере, в какой она может обеспечить прочную основу для различия того, что является просто случайным, и того, что является сознательным и художественным в рамках сложившейся формы гомеровской поэзии.
Изменение сущности греческой терминологии цвета - это, не просто лингвистический феномен, а воплощение изменений самого типа чувствительности. Окунаясь в прошлые информационные системы, современные ученые, должны учитывать нравственные ценности цвета. При этом необходимо перестроиться на отличный тип осмысления и восприятия видимого мира, при этом не разочаровываться, обнаруживая в рассматриваемой древности приемовописания, которые привыкли считать необходимой атрибутикой настоящего и поэтического. Во времена Гомера и близких к нему, мир воспринимался не в цвете, а как сверкающий, светящийся, блестящий и пылающий. Мир философов был не проще, но от этого он не менее реален. Много загадок хранит для пытливого ума прошлое человечества. В своих выводах, делая упор на связь времен, человечество может открыть обширные горизонты цветовой перспективы для освоения практических основ в системе «человек - мир - цвет -природа», используя всю имеющуюся модификацию, обозначенную в философско-исторической основе цветового феномена.
Библиографический список
1. Данилова, Е. Большая книга астрологии. - М., 2001.
2. Роу, К. Концепции цвета и цветовой символизм в древнем мире. - М.,1996.
3. Стефани Клемент. Что астрология может для вас. - М., 2005.
4. Аристотель. О душе. - М., 1994.
5. Ивли Гранд Природа красоты цвета. - СПб., 1999.
6. Леонардо да Винчи. Трактат об искусстве. - М., 1966.
7. Ивенс, РМ. Введение в теорию цвета. - М., 1964.
8. Шаронов, В.В. Свет и цвет. - М., 1961.
9. Бэббит, Э.Д. Принципы света и цвета. - Киев; София, 1996.
10. Глэдстон, У. Гомер и Гомеровская эпоха. - М., 1937.
11. Лаэртский, Д. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М., 1979.
12. Майзель, С.О. Цвет и зрение. - М., 1932.
13. Шашлов, Б.А. Цвет и цветовоспроизведение. - М., 1986.
14. Купер. М. Язык цвета. - М., 2005.
15. Серова, С.А. Пекинская музыкальная драма. - М., 1970.
16. Леонов, А.Н. Эксперементальная методика человека к чувствительности цвета. - М., 2003.
17. Шалимова, Л.А. Природа феномена цвета в социуме человека: монография. - М., 2009.
18. Шалимова, Л.А. Универсалии цвета: монография. - М., 2012.
19. Шалимова, Л.А. Прадигма цвета: монография. - М., 2010.
20. Birren, F. Color Psycholoqy and color therapy: A fartual Study of the Influehce of color on human life. N. V., 1973.
Bibliography
1. Danilova, E. Boljshaya kniga astrologii. - M., 2001.
2. Rou, K. Koncepcii cveta i cvetovoyj simvolizm v drevnem mire. - M.,1996.
3. Stefani Klement. Chto astrologiya mozhet dlya vas. - M., 2005.
4. Aristotelj. O dushe. - M., 1994.
5. Ivli Grand Priroda krasotih cveta. - SPb., 1999.
6. Leonardo da Vinchi. Traktat ob iskusstve. - M., 1966.
7. Ivens, R.M. Vvedenie v teoriyu cveta. - M., 1964.
8. Sharonov, V.V. Svet i cvet. - M., 1961.
9. Behbbit, Eh.D. Principih sveta i cveta. - Kiev; Sofiya, 1996.
10. Glehdston, U. Gomer i Gomerovskaya ehpokha. - M., 1937.
11. Laehrtskiyj, D. O zhizni, ucheniyakh i izrecheniyakh znamenitihkh filosofov. - M., 1979.
12. Mayjzelj, S.O. Cvet i zrenie. - M., 1932.
13. Shashlov, B.A. Cvet i cvetovosproizvedenie. - M., 1986.
14. Kuper. M. Yazihk cveta. - M., 2005.
15. Serova, S.A. Pekinskaya muzihkaljnaya drama. - M., 1970.
16. Leonov, A.N. Ehksperementaljnaya metodika cheloveka k chuvstviteljnosti cveta. - M., 2003.
17. Shalimova, L.A. Priroda fenomena cveta v sociume cheloveka: monografiya. - M., 2009.
18. Shalimova, L.A. Universalii cveta: monografiya. - M., 2012.
19. Shalimova, L.A. Pradigma cveta: monografiya. - M., 2010.
20. Birren, F. Color Psycholoqy and color therapy: A fartual Study of the Influehce of color on human life. N. V., 1973.
Статья поступила в редакцию 14.03.13