Научная статья на тему 'Особенности аддиктивного поведения в социальных сетях (по материалам фокусгрупповых интервью)'

Особенности аддиктивного поведения в социальных сетях (по материалам фокусгрупповых интервью) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
629
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДДИКЦИЯ / ФОКУС-ГРУППА / FOCUS GROUP / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / SOCIAL NETWORKS / ДЕВИАЦИЯ / DEVIATION / ВКОНТАКТЕ / VKONTAKTE / ADDICTIVE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ефимов Е.Г., Селиванова Е.В.

В данной статье рассматривается проблема аддиктивного поведения в интернет-сетях. Авторы приходят к выводу, что в социальных сетях аддиктивные процессы имеют свою специфику. Основное внимание в работе автор акцентирует на анализе результатов фокус-групповых интервью. На основе их изучения установлено различие между активным и пассивным использованием социальных сетей. Обосновываются причины низкого аддиктивного потенциала социальных сетей и их иного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF THE ADDICTIVE BEHAVIOUR IN SOCIAL NETWORKS (BASED ON FOCUS GROUP INTERVIEWS)

The article considers the problem of the addictive behavior in the Internet networks. The research shows that addictive processes have certain specificity when connected to social networks activity. The main attention is brought to the analysis of the results of the focus group interviews. The study identified the distinction between the active and passive use of social networks. The work proves the reasons for low addictive potential of social networks and their different character.

Текст научной работы на тему «Особенности аддиктивного поведения в социальных сетях (по материалам фокусгрупповых интервью)»

любви. Наличие такого конфликта на сознательном уровне сопровождается страхом одиночества и покинутости, на бессознательном уровне - страхом отношений» [6, 304].

Сексуальная зависимость представляет собой неспособность контролировать сексуальные чувства, управлять ими или откладывать их, а часто и выбирать место, время и обстоятельства удовлетворения сексуальных потребностей. Зависимость сопровождается повторяющимся, навязчивым поиском атмосферы, обстоятельств, возможностей или деятельности, способствующих половому возбуждению и удовлетворению, несмотря на явно негативные социальные, психологические и физические последствия [12].

Как отмечает Ц.П. Короленко, сексуальный аддикт ведет двойную жизнь, он перестает интересоваться другими вещами, не заботится о своем здоровье, ему становится трудно преодолевать житейские трудности. «Неуспех» сексуального характера очень травматичен для таких субъектов и может вызвать аутодеструктив-ные и агрессивные действия, которые могут сочетаться со злоупотреблением алкоголя и других психоактивных веществ [6].

На основании проведенного теоретического исследования правомерно сделать следующее заключение. Зависимость или тенденция к зависимости будет свидетельствовать о «патологии» межличностных отношений, если она имеет место у обоих взаимодействующих субъектов. В тех же случаях, когда она выражена только у одного партнера, он будет стремиться сократить дистанцию с объектом своей привязанности, тогда как второй партнер в силу этого, будет удаляться от него, что также будет говорить о дисгармонии («патологии») отношений. Полагаем, что здоровые, гармоничные, зрелые межличностные отношения должны строиться не на потере себя, а на резонансе друг с другом. Гармоничные отношения - это обоюдное «соделыва-ние» друг друга.

Список литературы

1 Бердяев Н. А. Опыт парадоксальной этики. - М. : ООО «Изд-во АСТ» ; Харьков : Фолио, 2003. - 701 с.

2 Ворошилин С. И. Психогенетический и этологический подходы к классификации не химических (поведенческих) зависимостей //Психологические проблемы развития и существования человека в современном мире : сборник научн. работ /отв. ред. С. А. Минюрова. - № 2. - 2009. - С.59.

3 Духновский С. В., Овчарова Р. В. Гармония и дисгармония межличностных отношений субъектов образовательного процесса : монография. - Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2012. - 296 с.

4 Емельянова Е. В. Кризис в созависимых отношениях. Принципы и алгоритмы консультирования. - СПб. : Речь, 2004. - 368 с.

5 Иванюк Т. И. Феномен любви. - М. : ТОР, 2003.

6 Короленко Ц. П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. - 1991. - №1 - С.8-15

7 Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. - М. : МЕДпресс, 2001. - 432 с.

8 Нартова-Бочавер С. К. Понятие «психологическое пространство личности»: обоснование и прикладное значение // Психологический журнал. - 2003. - №6. - С.27-36.

9 Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М. : Сов. энциклопедия, 1972. - 846 с.

10 Руденко А. М. Основные психологические причины безответности в любовных отношениях//Актуальные вопросы теории и практики психологии отношений : материалы всерос. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 17 июня 2011 г. / Урал. гос. пед. ун-т ; науч. ред. С. А. Минюрова,

С. В. Духновский. - Екатеринбург, 2011. - С.255-261.

11 Семке В. Я. Аддиктивная личность в зеркале персо-нологии //Наркология. - 2002. - № 1. - С. 27-34.

12 Смирнов А. В. Опросник диагностики аддикций «ОДА-2010» : методическое пособие. - Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2010. - 208 с.

13 Флоренская Т. А. Диалог в практической психологии: наука о душе. - М. : Изд-во ВЛАДОС, 2001.

УДК 316.472.4

Е.Г. Ефимов

Волгоградский государственный технический

университет Е.В. Селиванова Курганский государственный университет

ОСОБЕННОСТИ АДДИКТИВНОГО

ПОВЕДЕНИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ (ПО МАТЕРИАЛАМ ФОКУС-ГРУППОВЫХ ИНТЕРВЬЮ)

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема аддиктивного поведения в интернет-сетях. Авторы приходят к выводу, что в социальных сетях аддиктивные процессы имеют свою специфику. Основное внимание в работе автор акцентирует на анализе результатов фокус-групповых интервью. На основе их изучения установлено различие между активным и пассивным использованием социальных сетей. Обосновываются причины низкого аддиктивного потенциала социальных сетей и их иного характера.

Ключевые слова: аддикция, фокус-группа, социальные сети, девиация, ВКонтакте.

E.G. Efimov

Volgograd State Technical University E.V. Selivanova Kurgan State University

THE FEATURES OF THE ADDICTIVE BEHAVIOUR IN SOCIAL NETWORKS (BASED ON FOCUS GROUP INTERVIEWS)

Abstract. The article considers the problem of the addictive behavior in the Internet networks. The research shows that addictive processes have certain specificity when connected to social networks activity. The main attention is brought to the analysis of the results of the focus group interviews. The study identified the distinction between the active and passive use of social networks. The

work proves the reasons for low addictive potential of social networks and their different character.

Keywords: addictive, focus group, social networks, deviation, VKontakte.

Одной из актуальных проблем, активно изучаемых в последнее время в связи с развитием интернета, становится проблема интернет-аддикции. Актуальность этой темы объясняется как количественными, так и качественными аспектами. Во-первых, речь идет о росте пользователей интернета в целом, и молодежи в частности. Являясь наиболее активными пользователем новых технологий, юноши и девушки одновременно образуют наиболее опасную группу с точки зрения развития аддиктивных процессов. Во-вторых, аддикция к интернету способствует трансформации многих областей человеческого мышления и, соответственно, поведения. Круг исследований сфер влияния аддиктивного поведения сегодня достаточно широк: от эмоционального состояния до успеваемости в учебном процессе.

Несмотря на большее количество исследований, появляющихся по этой теме, на наш взгляд, преобладает негативное отношение к интернет-аддикции как форме девиантного поведения. Указывается, что подверженные зависимости входят в «измененное состояние сознания» [1], или, как говорил М. Маклюэн, «состояние оцепенения» [3, 71]. С психологической точки зрения, для описания зависимых используются такие понятия, как «шизоидный тип» [2]. Отмечается, что интернет-зависимость отличается тем, что формируется в короткий срок. За счет виртуальной реальности человек осуществляет те цели, которых не смог добиться в реальной жизни [6]. При этом исследователи указывают на тот факт, что риски интернет-аддикции заключаются в дезадаптации на социальном уровне и в падении эмоционального интеллекта на психологическом уровне [4].

На наш взгляд, одним из недостатков исследований аддикции является то, что она в большинстве исследований рассматривается как общее понятие без учета различий ресурсов интернета. На сегодняшний день существует множество форм интернет-ресурсов (от он-лайн игр до электронной почты), каждый из которых обладает собственными характеристиками, что не может не влиять на особенности повседневных практик и аддиктивного поведения. В своем исследовании Н.С. Первушина и И.А. Чудовой предлагают разделять понятия «аддикция» и «аддиктивность». Под последней понимается свойство воспринимать мир интернета как реальность. При этом исследователи предлагают разделять использование интернета как инструмента повседневности и как способа конструирования новой реальности. В ходе исследования формирования картины мира среди лиц с интернет-аддикцией было установлено, что нет эмпирически однозначной дихотомии между пользователями и непользователями интернета [5].

Одним из наиболее динамично развивающихся секторов интернета на сегодняшний день являются социальные сети. За короткий срок сети стали неотъемлемой частью повседневных практик миллионов людей по всему миру. Лидирующая по количеству пользователей сеть Facebook приобрела миллиард пользователей к 2012 г. В России лидирующая сеть «ВКонтакте» имеет 260 миллионов зарегистрированных пользователей. Исследователи отмечают, что сети подобного типа, в отличие от других ресурсов интернета, обладают более высокой социальной составляющей. Поскольку пользователи в сети устанавливают контакты и обмениваются информацией, им необходимы особые социаль-

ные маркеры, которые позволяют установить личность пользователя. Этими маркерами могут быть количество друзей, фотография профиля, данные о себе и т.д. В сетях гораздо больше, чем в других ресурсах, пользователи размещают большое количество достоверной информации о себе.

Принципиальным отличием сетей становится, таким образом, отсутствие их понимания пользователями как некоей «виртуальной» реальности. Американский антрополог Ш. Теркл вторую часть своей книги «Одиночество вместе» (Alone Toghether) посвящает исследованию синтеза социальных сетей с повседневными практиками человека. Прежде всего, социальные сети дают возможность балансировать на грани реальности и фантазии: человек отражает там свою жизнь, но при этом частично моделирует свою идентичность. Это оказывается гораздо привлекательнее виртуальных миров (к примеру, игровых), где происходит полная замена своей личности вымышленным образом. Кроме того, современные гаджеты позволяют человеку быть всегда «включенным», всегда присутствовать в своем мире. Мобильный телефон или смартфон позволяет освобождаться от ограничений, налагаемых телевизором, стационарным компьютером или телефоном, позволяя не быть привязанным к месту и времени для получения необходимой информации.

Незаметно социальные практики, связанные с пребыванием в сети, стали вытеснять привычные модели поведения. Верующая женщина, для которой утренняя и вечерняя молитвы стали прелюдией к проверке почтового ящика; американские студенты во время ознакомительной поездки в Испанию, не покидавшие свои социальные сети и в итоге не запомнившие ничего о поездке; проверка почты и общение в сети в любой свободный момент, в том числе за обеденным столом и на лекционных занятиях; человек, совершивший неприличный поступок и извиняющийся за это изменением статуса в социальной сети; девушка, оповещающая свою сестру о смерти матери через СМС, - эти и многие другие примеры приводит в своей книге Ш. Теркл. Сейчас сети и гаджеты уже представляют единое целое с человеком, иногда делая невозможным четкое понимание того, что для него является реальным в данный момент. «Когда кто-то держит в руках телефон, - пишет Ш. Теркл, - иногда трудно понять, обращает ли он на вас внимание. Родитель, коллега или ребенок, мельком взглянув на экран, ''теряются'' в другом месте, часто сами не понимая, что они ''не здесь''» [7, 206-224].

С целью исследования мнения пользователей социальных сетей нами были проведены фокус-групповые интервью среди студентов Волгоградского государственного технического университета, а в качестве контрольной группы выступили студенты Курганского государственного университета. Вопрос об аддикции прямо не был сформулирован (латентное кодирование). Технические параметры проведенных интервью приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Фокус-группы по проекту «Социальные сети»

Дата Курс Кол-во м/ж

ВолгГТУ

3.10.2013 2 10 4/6

7.10.2013 4 10 3/7

10.10.2013 2 9 3/6

17.10.2013 1 10 5/5

17.10.2013 5 9 2/7

Продолжение таблицы 1

23.10.2013 5 8 3/5

КГУ

09.12.2013 2, 4 8 6/2

Студенты в целом не разделяли представления об аддикции как форме девиантного поведения, которое высказывается в ряде исследований. Также они подчеркивают, что зависимость в отношении сетей не является ярко выраженной:

«Мне кажется, сейчас уже нет такой проблемы, как зависимость от интернета, это вот было года... лет 5 назад...» (Евгения, КГУ)

«Есть мнение, что социальные сети вытесняют естественное общение, но это не так и все зависит от человека. Если он настроен общаться с людьми, а не проводить время у компьютера, он так и сделает. Если он настроен общаться с людьми, ему ничто не помешает это сделать. Это самое оптимальное и удобное средство для времяпрепровождения». (Олег, ВолГТУ, 2 курс) Не относя себя к зависимым, студенты отмечают посещение сетей как повседневную практику:

«У меня есть такая привычка: сразу после пробуждения обновлять свою страничку ''ВКонтакте''. Вдруг кто-то написал...интересно же...иногда просто бывает ждешь очень и внезапно уснул, поэтому сразу после пробуждения, нужно обновить». (Анатолий, КГУ).

Однако частота пребывания в социальных сетях не означает их активного использования. Часто они работают в фоновом режиме, как мессенджер или проигрыватель музыки.

«Я он-лайн, но не 24 часа я сижу. Ты просто высвечиваешься он-лайн и все друзья и знакомые видят Ты в любой момент можешь зайти в социальные сети. Ты, когда в социальных сетях, регистрируешься, тебе приходит объявление, в случае, если тебе пишут, а ты отвечаешь». (Петр, ВолгГТУ, 2 курс)

«''ВКонтакте'' я сижу 1-2 часа в будний день, обычно когда мне надо написать кому-то очень плотно или с кем-то связаться. Так же могу включить музыку и уйти по комнате куда-то делать». (Соня, ВолгГТУ 1 курс)

«Ну вот у меня никогда такой привычки не было, чтобы постоянно вот там находиться, но вот все равно время от времени приходится заходить, потому что мало ли что важное действительно написали, разное может быть и мне никто не будет персонально там знаете ли звонить по какому-либо поводу, если это вот не очень такой прям горящий случай, но просто можно что-то пропустить допустим, но это не значит, что я постоянно там сижу..» (Марина, КГУ)

Также следует отметить, что социальные сети используются как аналог коммуникатора, поскольку не требуют никакой специальной оплаты, в отличие от использования мобильной связи. Это более экономически выгодно и позволяет значительно сокращать расходы студентов.

«Чаще всего захожу на сайте ''ВКОНТАКТЕ''. Днем, если есть WiFi, захожу с телефона, а вечером, чтобы проверить новостную ленту. Прочитать, музыку послушать. В выходные чаще, но также в фоновом режиме, пока делаю какой-либо реферат». (Гульнара, ВолгГТУ 4 курс)

«У меня тоже практически всегда открыт ВК, и он работает в фоновом режиме. Я там слушаю музыку когда занимаюсь своими делами. Так же, когда приходит сообщение, я услышу и зайду, отвечу. Так же могу зайти, посмотреть новости». (Тата, 2 курс, ВолгГТУ) Студенты отмечают, что социальные сети облада-

ют системой настроек, благодаря которым можно ограничивать себя от нежелательной информации. Таким образом, говорить об аддикции и деградации как связанных понятиях не представляется корректным:

«Мне кажется нет, если грамотно ими пользоваться, то есть вот например, все равно же вот в соцсетях можно формировать какую-то определенную линию информации, т.е. подписываешься на определенные сообщества, которые тебе там нужны, элементарно там оградил себя...ну скажу простым языком от ''быд-ло-пабликов'' вот и живи себе нормально, не деградируй. По мне это так. Отсекать ненужную информацию». (Евгения, КГУ)

«Да, мы ограничиваемся от разной там рекламы, от разных приложений, просто выбираем в сети то, что нам нужно...то есть по делу музыка, видео, поделки всякие... кто-то на ремонт подписывается» (Екатерина, КГУ).

«''ВКонтакте'' можно поставить приватность и какие-то сообщения тебе не будут присылаться. В «Одноклассниках» такого нет. А в ''ВКонтакте'' можно так настроить, что тебе они не будут приходить. Можешь ограничить, занести в черный список». (Настя, 1 курс, ВолгГТУ)

Также респонденты отмечают, что в случае невозможности посещения социальных сетей это не вызывало у них какого-либо дискомфорта.

«Я могла бы отказаться от ''ВКОНТАКТЕ'', потому что у меня не было интернета и провела неделю без ''ВКОНТАКТЕ'' и чувствовала себя прекрасно». (Юля, ВолгГТУ, 4 курс)

«В обычной жизни это нужная вещь в плане общения, но если его вдруг не станет, ничего кошмарного не случиться и я могу обойтись без нее». (Соня, 1 курс, ВолгГТУ)

«Этим летом очень редко сидела ''ВКонтакте'' и было очень хорошо». (Оля, 1 курс, ВолгГТУ)

«Когда я ездила на неделю в другой город, у меня не было ничего. Вообще супер». (Ольга, КГУ)

«Вообще не проблема для меня...есть много других способов развлечься, на коньках там покататься например, а по работе телефон тогда уж...». (Анатолий, КГУ)

На наш взгляд, социальные сети обладают низким аддиктивным потенциалом из-за недоверия, которое они вызывают. Респонденты отмечали, что настороженно относятся к размещению информации в сетях и пребыванию в них, поскольку сети не могут гарантировать конфиденциальность и приватность в полной мере:

«Когда я устроилась на работу, мне сразу сказали, что соцсети просматриваются, т.е. все, что я напишу в соцсетях, там будет кому-нибудь видно короче... службам безопасности и все такое, но не знаю, мне, например, пофиг, т.е. я как общалась в соцсетях, так и общаюсь, я могу там пошлые картинки какие-то отправлять.». (Евгения, КГУ)

«Когда мы регистрировались, мы все прекрасно всё понимали. Т.е. если так боишься, что твою переписку будут читать, то используй другие методы общения. Письма с голубями отправляйте там, не знаю, с Почтой России». (Евгения, КГУ)

«Бывает нужно защитить не от ФБР и прочих служб безопасности, а от своих родственников и других случайных пользователей твоего компа». (Анатолий, КГУ).

В качестве вывода мы можем выделить несколько особенностей как повседневных практик в социальных сетях, так и аддиктивного поведения в них. Во-первых, социальные сети отличаются от других ресурсов интернета большей долей «социального», т.е. достоверной

информации как социальных маркеров, обеспечивающих взаимодействие. Поэтому для пользователей социальных сетей понятие «виртуального» и «реального» не так четко дифференцированно, как для пользователей других ресурсов. Во-вторых, как показали результаты фокус-групповых интервью, аддиктивное поведение в сети имеет ряд особенностей. Появление в социальной сети является повседневной практикой респондентов, но лишение доступа к ней не вызывает у них панических настроений. Кроме того, с технической точки зрения время, проведенное в сети, не означает ее активного использования. Сеть может использоваться как аналог плеера или электронной почты. Также низкий уровень аддиктивности к сетям, о котором упоминали респонденты, связан в том числе с низкой степень доверия к этим ресурсам с точки зрения приватности и конфиденциальности.

Список литературы

1 Воробьева Т. В. Интернет-аддикция как фактор влияния на психическое состояние студентов //Наука XXI века: вопросы, гипотезы, ответы. - 2014. -Т.2, № 2. - С. 89-92.

2 Дрепа М. И. Интернет-зависимость как объект научной рефлексии в современной психологии // Знание. Понимание. Умение. - 2009. - № 2. - С. 189-193.

3 Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. - М. : Кучково поле, 2003. - 464 с.

4 Оськина Н. Г. Профилактика интернет-аддикции у детей младшего школьного возраста // Начальная школа плюс. До и После. - 2012. - № 12 . -С. 12-19.

5 Первушин Н. С., Чудова И. А. Интернет-аддиктивность как специфика картины мира // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социально-экономические науки. - 2014. -Т.14, № 1. -

С. 202-213.

6 Сороцкий М. С. Виртуальное общение: социальные сети - одиночество или исповедальность? //Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. - 2012. - Т. 21,

№ 14. - С. 227-232.

7 Turkle, S. Alone Together: Why We Expect More from Technology and Less from Each Other/ Sherry Turkle. - N.Y. : Basic Books; First Edition / First Printing edition, 2011. - 384 p.

УДК 159.99

[1

II

З.А. Киреева

Курганский государственный университет

ИССЛЕДОВАНИЕ ЦВЕТОВЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА И ИХ ВЗАИМОСВЯЗИ С ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ

Аннотация. Статья посвящена психологии цветового восприятия. Указана зависимость цветовых предпочтений от личностных особенностей человека. В работе проведена дифференциальная диагностика личностных черт людей, предпочитающих светлые, темные и яркие цвета. Дана характеристика для каждой подгруппы испытуемых, что позволяет воспользоваться данными статьи в психодиагностических целях.

Ключевые слова: психология цвета, цветовоспри-ятие, личностные характеристики.

Z.A. Kireyeva Kurgan State University

THE STUDY OF HUMAN COLOR PREFERENCES AND THEIR RELATION TO PERSONALITY FEATURES

Abstract. The article investigates the psychology of color perception. The paper indicates the dependence of color preferences on the personality characteristics of the person. The work included the differential diagnostics of personality traits of people preferring light, dark and bright colors. The characteristics were identified for each group of subjects that allows using of the findings in psychodiagnostic purposes.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: psychology of color, color perception, personality characteristics.

Проблема цветового символизма является одной из центральных при изучении взаимосвязей между цветом и психикой. Давно подмечено, что определенные эмоции ассоциируются с тем или иным цветом («позеленеть от зависти», «почернеть от горя» и т.п.), это легло в основу многих ритуалов и культурных традиций (золотые одеяния Папы Римского как символ величия, черные рясы монахов как символ отречения и аскетизма и пр.).

Со времен И. Ньютона цвет почти утратил свои магические, ритуальные функции. Когда-то цвета считались чуть ли не божествами, но объективная наука доказала, что цвет - лишь субъективное ощущение, возникающее при воздействии на зрительный анализатор электромагнитной волны определенной длины. Оно объективно зависит от характеристик преломления, отражения и поглощения световых волн тех сред и поверхностей предметов, которые находятся между источником излучения и глазом человека, а также в поле его зрения. Субъективно человек может цвета не ощущать (цветовая слепота) либо воспринимать их искаженно (дальтонизм). Объективные аспекты цветового зрения изучаются физической оптикой, субъективные - физиологической и психологией цветового восприятия [1].

Проблема семантики цвета еще очень далека от своего разрешения. Когда говорят, что цвет обладает собственным значением, подразумевают, что не все в конкретном оттенке цвета доступно ощущению. В нем есть нечто, что адресовано не только глазу, но человеку как целому и может быть закономерно «интерпретировано» на физиологическом, эмоциональном, интеллектуальном и других уровнях. Эмоциональное или психологическое воздействие цвета не так легко проанализировать, как физиологические процессы, возникающие в результате цветовосприятия, а между тем большинство из нас отдает предпочтение определенным цветам и считает, что цвет влияет на настроение. Многие находят затруднительным жить и работать

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.