Научная статья на тему 'К теории рынков «Аддиктивных благ»'

К теории рынков «Аддиктивных благ» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1859
301
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
АДДИКТИВНЫЕ БЛАГА / АДДИКТИВНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ / ОШИБОЧНАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ / ПРИВЫКАНИЕ / ADDICTIVE GOODS / ADDICTIVE CONSUMPTION / ERRONEOUS UTILITY / ADDICTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скоков Роман Юрьевич

Функционирование рынков алкогольной продукции, табачных изделий, наркотиков, энергетических напитков, азартных игр осуществляется со значительными отклонениями от базовых экономических закономерностей хозяйственной жизни общества, однако до сих пор отсутствует связанная в единую непротиворечивую систему теория, позитивно раскрывающая картину столь специфического явления. Расширение спектра благ, вызывающих привыкание, нарастание гуманитарной и социальной угрозы вследствие роста их потребления, институционализация теневой деятельности свидетельствуют о неэффективности традиционных подходов и устройства в данной области знания и практики, что предопределяет актуальность исследования. Работа является результатом исследований, которые ведутся автором с 2011 г., и базируется на теоретико-множественном, системном и диалектическом подходах, в рамках которых использовались общенаучные методы функционально-структурного, дескриптивного, факторного анализа, классификационного и графического моделирования. В статье представлена геометрическая интерпретация предикации множеств деструктивных действий, девиантного, иррационального и аддиктивного поведения. Предложена гипотеза этимологии словосочетаний «аддиктивные товары» и «аддиктивные блага». Оценки полезности потребителей аддиктивных товаров предложено считать ошибочными, поскольку потребитель не всегда способен принять во внимание будущие негативные последствия их потребления. Исходя из принципа аддиктивности, товарные рынки классифицированы на рынки индифферентных и аддиктивных благ. Сформулированы определения аддикции, аддиктивности, аддиктивных товаров и благ, аддиктивного потребления. Обозначены особенности аддиктивного потребительского потребления. Развитие теории рынков аддиктивных благ — это не только общий подход, позволяющий соединить воедино разбросанные экономические описания специфических товаров и услуг, не менее важной ее стороной являются прикладные аспекты дальнейшей разработки рекомендаций государственным институтам и обществу по созданию приемлемого рынка аддиктивных благ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE THEORY OF ADDICTIVE GOODS MARKETS

The actual functioning of markets of alcoholic beverages, tobacco products, drugs, energy drinks and gambling games shows a considerable deviation from the basic economic laws of economic life of the society but so far there is no consistent, coherent, comprehensive theory disclosing a positive picture of such a specific phenomenon. Ever expanding range of addictive goods, fast increasing humanitarian and social threat due to the growth in their consumption, institutionalization of the shadow economic activity — all these facts demonstrate the ineffectiveness of traditional approaches and lack of knowledge and experience in this area. In this context, the performed research is of high relevance. The work summarizes research started by the author back in 2011. The author uses set-theoretic, systemic and dialectic approaches encompassing general scientific methods of functional-structural, descriptive and factor analysis as well as classification and graphical modeling. The paper presents a geometric interpretation predicating sets of destructive actions as well as deviant, irrational and addictive behavior. Also, it suggests a hypothesis of the etymology of such collocations as «addictive goods’ and «addictive comforts». The author considers of the assessment of addictive goods utility level performed by consumers as wrong because the consumers are not always able to take into account future negative consequences of their consumption. Based on the principle of addictiveness, goods markets are classified as «indifferent goods’ markets and «addictive goods’ markets. Publication provides the definition of such notions as addiction, addictiveness, addictive products, addictive comforts, addictive consumption. Moreover, it comments some features of addictive consumption. The development of the theory of addictive goods markets not only helps create a general approach enabling to combine scattered economicdescriptions of specificgoods and services.There are additional applied aspects: it can be used to formulate recommendations for the state institutions and communities as to the creation of an acceptable market of addictive goods.

Текст научной работы на тему «К теории рынков «Аддиктивных благ»»

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ _________ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 339.175

К ТЕОРИИ РЫНКОВ «АДДИКТИВНЫХ БЛАГ»

СКОКОВ РОМАН ЮРЬЕВИЧ

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент» волгоградского государственного аграрного университета, волгоград, россия E-mail: rskokov@mail.ru

АННОТАЦИЯ

Функционирование рынков алкогольной продукции, табачных изделий, наркотиков, энергетических напитков, азартных игр осуществляется со значительными отклонениями от базовых экономических закономерностей хозяйственной жизни общества, однако до сих пор отсутствует связанная в единую непротиворечивую систему теория, позитивно раскрывающая картину столь специфического явления. Расширение спектра благ, вызывающих привыкание, нарастание гуманитарной и социальной угрозы вследствие роста их потребления, институционализация теневой деятельности свидетельствуют о неэффективности традиционных подходов и устройства в данной области знания и практики, что предопределяет актуальность исследования.

Работа является результатом исследований, которые ведутся автором с 2011 г., и базируется на теоретико-множественном, системном и диалектическом подходах, в рамках которых использовались общенаучные методы функционально-структурного, дескриптивного, факторного анализа, классификационного и графического моделирования.

В статье представлена геометрическая интерпретация предикации множеств деструктивных действий, девиантного, иррационального и аддиктивного поведения. Предложена гипотеза этимологии словосочетаний «аддиктивные товары» и «аддиктивные блага». Оценки полезности потребителей аддиктивных товаров предложено считать ошибочными, поскольку потребитель не всегда способен принять во внимание будущие негативные последствия их потребления. Исходя из принципа ад-диктивности, товарные рынки классифицированы на рынки индифферентных и аддиктивных благ. Сформулированы определения аддикции, аддиктивности, аддиктивных товаров и благ, аддиктивно-го потребления. Обозначены особенности аддиктивного потребительского потребления.

Развитие теории рынков аддиктивных благ - это не только общий подход, позволяющий соединить воедино разбросанные экономические описания специфических товаров и услуг, не менее важной ее стороной являются прикладные аспекты дальнейшей разработки рекомендаций государственным институтам и обществу по созданию приемлемого рынка аддиктивных благ.

Ключевые слова: аддиктивные блага; аддиктивное потребление; ошибочная полезность; привыкание.

ON THE THEORY OF ADDICTIVE GOODS MARKETS

ROMAN Yu.SKOKOV

Ph.D (Economics),Assistant Professor of the chair «Management», volgograd Agricultural university, volgograd, Russia

E-mail: rskokov@mail.ru

ABSTRACT

The actual functioning of markets of alcoholic beverages, tobacco products, drugs, energy drinks and gambling games shows a considerable deviation from the basic economic laws of economic life of the society but so far there is no consistent, coherent, comprehensive theory disclosing a positive picture of such a specific phenomenon. Ever expanding range of addictive goods, fast increasing humanitarian and social threat due to the growth in their consumption, institutionalization of the shadow economic activity - all these facts demonstrate the ineffectiveness of traditional approaches and lack of knowledge and experience in this area. In this context, the performed research is of high relevance.

The work summarizes research started by the author back in 2011. The author uses set-theoretic, systemic and dialectic approaches encompassing general scientific methods of functional-structural, descriptive and factor analysis as well as classification and graphical modeling.

The paper presents a geometric interpretation predicating sets of destructive actions as well as deviant, irrational and addictive behavior. Also, it suggests a hypothesis of the etymology of such collocations as «addictive goods' and «addictive comforts». The author considers of the assessment of addictive goods utility level performed by consumers as wrong because the consumers are not always able to take into account future negative consequences of their consumption. Based on the principle of addictiveness, goods markets are classified as «indifferent goods' markets and «addictive goods' markets. Publication provides the definition of such notions as addiction, addictiveness, addictive products, addictive comforts, addictive consumption. Moreover, it comments some features of addictive consumption.

The development of the theory of addictive goods markets not only helps create a general approach enabling to combine scattered economic descriptions of specific goods and services.There are additional applied aspects: it can be used to formulate recommendations for the state institutions and communities as to the creation of an acceptable market of addictive goods.

Keywords: addictive goods, addictive consumption, erroneous utility; addiction.

Исследование потребительского поведения является одной из фундаментальных проблем экономической теории. Теория потребительского поведения преследует две цели: во-первых, стремится дать более глубокое объяснение закона спроса; во-вторых, помогает разобраться, каким образом потребители распределяют доходы на покупку различных благ.

В учебниках потребительское поведение сводится к изучению неоклассической модели «рационального максимизатора» [1], представителями которой являются У. С. Джевонс, М. Фридмен, Р.Г.Д. Аллен и Дж. Р. Хикс. Однако существует целая группа благ, номенклатура которых продолжает расширяться, потребление которых вызывает поведение людей, отличное от классических представлений. Такими являются блага, вызывающие привыкание,— алкогольная и спиртосодержащая продукция, табачные изделия, энергетические напитки, азартные игры и др.

Экономическое поведение потребителей аддиктивных благ не укладывается в рамки традиционной экономической теории, рассматривающей потребительское поведение как порождение здравого смысла, с вытекающим из него типичным разумным поведением, стабильными предпочтениями, бюджетным сдерживанием, реакцией на изменение цен. Экономическое поведение потребителей ад-диктивных благ включает ненормальные поведенческие стереотипы, оказывающиеся вне поля зрения традиционной экономики. Поэтому в статье специально будут исследованы медицинские и социально-психологические причины и последствия того, как потребитель аддиктивных благ ведет себя на рынке, с целью последующего перевода полученной информации на язык экономической теории.

Для построения концепции аддиктивных благ предлагаем прежде ответить на следующие вопросы: во-первых, какова связь аддиктивно-го поведения с исследованными экономической

таблица 1

Классификация понятий, взаимосвязанных с термином потребительского поведения

№ п/п Категория Вид Авторы

1 Потребности Рациональные, иррациональные Н.Ф. Реймерс, Л. П. Шиповская

2 Деятельность Созидательная, деструктивная Э.С. Фромм, И. В. Лысак

3 Потребительское поведение Рациональное; иррациональное; показное; идеи теории моды; концепция роскоши У.С. Джевонс, М. Фридмен, Р.Г.Д. Аллен и Дж. Р. Хикс; В. И. Ильин, М. В. Рыжкова; Т. Веблен; Г. Зиммель; В. Зомбарт

4 Полезность Правильная, ошибочная Р.Ю. Скоков

5 Спрос Функциональный, нефункциональный: социальный (эффекты присоединения, сноба, Веблена), спекулятивный; иррациональный Х. Лейбенстайн

6 Потребление Нормальное (саморегулируемое); аддиктивное (неконтролируемое, зависимое) Р.Ю. Скоков

наукой формами девиантного и иррационального поведения, во-вторых, кем из отечественных и зарубежных экономистов исследовались проблемы аддиктивных товаров, благ и каково их определение с точки зрения потребительских свойств, в-третьих, какие особенности имеет аддиктивное потребительское поведение по сравнению с традиционной теорией рационального потребительского поведения.

Связь аддиктивного потребительского поведения с другими формами, нарушающими базовые экономические закономерности.

В табл. 1 приведена классификация понятий, имеющих родовые связи с термином потребительского поведения, исходя из признака целерациональности.

Л. П. Шиповская потребности разделяет на рациональные и иррациональные [2].

Согласно Ф. Г. Хамидуллину, «источником позитивно направленного человеческого развития является созидательная деятельность самого человека по производству и потреблению экономических благ», всестороннее исследование которых проведено в экономической науке. Феномен же деструктивной деятельности практически не исследован [3].

Понятия «деструкция», «деструктивность», «деструктивная деятельность» отсутствуют в большинстве словарей, а если и встречаются,

то их трактовка заканчивается простым переводом слова. Так, например, в Советском энциклопедическом словаре деструкция трактуется как «нарушение, разрушение нормальной структуры чего-либо» [4].

В психологии особый тип форм деструктивного поведения, которые выражаются в стремлении к уходу от реальности посредством специального изменения своего психического состояния, называется аддиктивным поведением.

Очевидно, что множество видов аддиктив-ного поведения является подмножеством деструктивной деятельности.

Ц. П. Короленко, Т. А. Донских считают, что аддиктивное поведение — это один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления человека к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций [5].

Основоположником современной девиан-тологии считается Д. Э. Дюркгейм. Он ввел понятие аномии, подразумевающей отсутствие четких правил и норм поведения, когда старая иерархия ценностей рушится, а новая

еще не сложилась, что порождает моральную неустойчивость отдельных индивидов [6].

В ходе развития теории девиантного поведения в эту область стали включать такие отклонения от принятых норм и стандартов поведения, как инновации, ритуализм, ретре-тизм, бунт [7].

Следовательно, не все виды девиантного поведения можно отнести к деструктивной деятельности. В то же время аддиктивное поведение включено в девиантное поведение, которое, в том числе и в данной связи, пересекается с иррациональным поведением.

Иррациональный потребительский выбор не укладывается в рамки mainstream теории рационального потребительского поведения.

Начало использования институциональносоциологической методологии исследования потребления положено в работах Т. Веблена1, Г. Зиммеля2, В. Зомбарта3.

Х. Лейбенстайном описаны феномены, названные эффектом присоединения к большинству и эффектом сноба. Также рассмотрена ситуация иррационального потребления4.

По мнению В. И. Ильина иррациональное поведение противоположно целерациональ-ному5. В его основе лежат психологические механизмы, лишь косвенно связанные с трезвым расчетом. Механизмами иррационального поведения являются: подражание, заражение, внушение.

Концепцию иррационального потребительского поведения предлагается расширить удовлетворением потребностей в товарах и услугах, вызывающих привыкание.

Однако не все модели аддиктивного поведения являются иррациональными, что показывает теория рационального привыкания Г. Беккера и К. Мэрфи6. Основная идея теории

1 Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков. В 5 т. / Со-пред. научно-ред. совета Г. Г. Фетисов, А. Г. Худоркомов. Т. III. Эпоха социальных переломов / отв. ред. А. Г. Худорковмов. М.: Мысль, 2005. С. 347-348.

2 Зиммель Г. Психология моды // Научн. обозрение. 1901. № 5.

3 Зомбарт В. Буржуа: этюды по истории духовного развития современного экономического человека; пер. с нем. изд. подгот. Ю. Н. Давыдов, В. В. Сапов. М.: Наука, 1994. 433 с.

4 Leibenstein H. Bandwagon, snob and veblen effects in the theory of consumer’s demand // Quarterly Journal of Economics. 1950. Vol. LXIV.

N 2. P. 183-207.

в том, что потребитель сигарет, алкоголя, кофеина, наркотиков приобретает привычку к благу рационально.

В то же время такая «крайняя» степень потребления аддиктивных товаров, как наркозависимость, или наркомания, по мнению

В. И. Ильина, признается формой иррационального поведения. Данный вывод характерен и для других форм болезненных зависимостей: алкоголизма, игромании и т. п.

Поэтому можно говорить о пересечении аддиктивного поведения с иррациональным.

Геометрическая схема, с помощью которой изображены отношения между множествами DA — деструктивные действия (лат. destructiva actiones), OM — девиантное поведение (лат. obliquatur moribus), IM — иррациональное поведение (лат. irrationalis moribus), AM — аддиктивное поведение (лат. addictive moribus), представлена на рис. 1.

Из представленной графической схемы следует, что любые формы аддиктивного поведения являются деструктивными и девиантными, но не всегда аддиктивное поведение является иррациональным. Включение аддик-тивного потребления в девиантное потребление говорит о нормативной природе термина, а включение в деструктивную деятельность — о факторной, причинно-следственной связи с указанным явлением.

ЭТИМОЛОГИЯ АДДИКТИВНЫХ ТОВАРОВ И БЛАГ

Дискуссия об особых свойствах благ, к которым у потребителя происходит привыкание, началась в работах Р. Поллака7, Г. Винстона8. Особое развитие в литературе по теоретической экономике теория получила, когда была предложена модель объяснения явления Дж. Стиглером, Г. Беккером и К. Мэрфи9. Теория и соответствующая ей группа моделей носит название «Rational Addiction Model» — теория рационального привыкания (ТРП), в переводе Ю. В. Латова «Теория рациональной

7 Pollak R. A. Habit formation and longrun utility functions // Journal of

Economic Theory. 1976. № 13. P. 272-297.

8 Winston G. C. Addiction and backsliding: a theory of compulsive consumption // Journal of Economic Behavior and Organization. 1980.

№ 1. P. 295-324.

9 Stigler G. J., Becker G. S. De Gustibus Non Est Disputandum // American Economic Review. 1977. № 67. P. 76-90.

5 Ильин В. И. Поведение потребителей.СПб.: Питер, 2000. 224 с.

6 Becker G. S., Murphy K. M. A theory of rational addiction // Journal of

Political Economy. 1988. V. 96. № 4. P. 675-700.

Деструктивные действия

Рис. 1. Геометрическая интерпретация логической связи между деструктивными действиями, девиантным,

аддиктивным и иррациональным поведением

вредной привычки» [8]. ТРП анализирует поведение при потреблении аддиктивных товаров (англ. addictive goods), таких как сигареты, алкоголь, кофеин, наркотики, наркотические вещества, азартные игры и т. п.

Понятие «аддиктивные товары» звучит не привычно. Слово «аддикция» применяется традиционно к одной из форм отклоняющегося, девиантного, поведения с формированием стремления к уходу от реальности (аддиктив-ное поведение от англ. addiction — пагубная привычка, порочная склонность), либо к отдельным людям (аддиктивная личность) или группам (аддикты), испытывающим навязчивую потребность в чем-либо (товары, действия) [9].

Случаи объединения слова «аддиктивные» со словами «товары» или «блага» еще редко встретишь не только в разговорной речи, но и в сети Интернет (табл. 2).

Из таблицы видно, что на русском языке словосочетание «аддиктивные товары» встречается в сотни раз реже, чем английское «addictive goods», что в определенной степени свидетельствует о новизне понятия в отечественной науке.

Научное исследование экономических моделей аддиктивного поведения приводится

в статьях М. И. Левина и А. Б. Фенько [10], М. В. Рыжковой [11], М. С. Пономаревой [12], Л. М. Тимофеева [13].

Из зарубежных ученых исследуют проблематику «аддиктивных благ» вслед за родоначальниками теории: Ф. Отаке; Б. Гордон и Б. Сунн; Л. Андерсон и М. Баск; Д. Ваймер, А. Вининг и Р. Томас; Р. Ванг, И. Паласиос-Уэрта.

Следует отметить, что ряд проблем ад-диктивных благ затронуты в рамках концепции «мериторных благ» Р. А. Масгрейва и «опекаемых благ» А. Я. Рубинштейна [14]. Согласно Р. А. Масгрейву, к мериторным благам относятся товары и услуги, спрос на которые со стороны частных лиц отличается от нормативных установок общества [15]. Однако Р. А. Масгрейв и его последователи рынки «мериторных благ» исследуют на примере культуры, здравоохранения, образования, науки и других благ, спрос на которые со стороны частных лиц отстает от желаемого обществом и стимулируется государством. Очевидно, что связь между аддиктивными и мериторными благами также существует, но ее только предстоит установить в рамках отдельной статьи. Как, например, уже исследована связь аддиктивных и опекаемых благ в статье

таблица 2

Упоминание в Интернет словосочетаний и слов с «корнем» аддикция

Поисковый запрос (15.08.2012) Поисковая система

http://yandex.ru http://www.google.ru/ http://www.rambler.ru/

«Аддикция» Нашлось 262 тыс. ответов Результатов: примерно 105000 Найдено 116 тыс. документов

«Аддиктивное поведение» Нашлось 78 тыс. ответов Результатов: примерно 45 000 Найдено 42 тыс. документов

«Аддиктивные расстройства» Нашлось 3 тыс. ответов Результатов: примерно 23 300 Найдено 4 тыс. документов

«Аддиктивная личность» Нашлось 2 тыс. ответов Результатов: примерно 8 000 Найдено 1538 документов

«Аддикты» Нашлось 2 тыс. ответов Результатов: примерно 31 200 Найдено 8 тыс. документов

«Аддиктивные товары» Нашлось 9 ответов Результатов: 9 Найдено 7 документов

«Аддиктивные блага» Нашлось 12 ответов Результатов: 7 Найдено 5 документов

«Addictive goods' Нашлось 2 тыс. ответов Результатов: примерно 5270000 Найдено 6 тыс. документов

«Теоретико-множественная интерпретация связи аддиктивных и опекаемых благ» [16].

Предлагается следующая гипотеза этимологии словосочетаний «аддиктивные товары» и «аддиктивные блага»:

• addicere (лат.) — присуждать, приговорить ^ addictio (лат.) — признание, присуждение ^ addictus (лат.) — присужденный, преданный, увлеченный, обреченный ^ addiction (англ.) — наркомания, склонность, зависимость ^ навязчивая потребность ^ аддикция ^ иррациональные потребности ^ «плохие» товары ^ «вредные» блага ^ потребление ^ пагубная привычка ^ аддиктивное поведение ^ аддиктивные предметы и средства ^ аддиктивные товары ^ поведенческие аддикции ^ аддиктивные блага.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время круг феноменов, которые могут определяться как аддикции, значительно шире. В последние годы в список аддикций были включены азартные игры и другие действия, вызывающие психологическую зависимость, в том числе спорт, любовь, работа, Интернет и др.

В современной психологии зависимым (аддиктивным) поведением называется глубокая, рабская зависимость от некой власти,

от непреодолимой вынуждающей силы, которая обычно воспринимается и переживается как идущая извне, будь то наркотики, сексуальный партнер, пища, деньги, власть, азартные игры, т. е. любая система или объект, требующие от человека тотального повиновения и получающие его10.

Объектом зависимости могут становиться товары, содержащие психоактивные вещества, а также поведенческий паттерн.

А. Л. Свенцицкий дает определение аддикции (зависимости) — ощущаемая человеком навязчивая потребность в определенной де-ятельности11. Следует отчасти не согласиться с данным определением, поскольку, исходя из него, аддикцией является питание, дыхание и т. д. На наш взгляд, аддикция есть ощущаемая человеком естественно необусловленная навязчивая потребность в определенной деятельности и ее продуктах.

Потребность в аддиктивных товарах прямо не входит в число естественных жизненных потребностей, как, например, необходимость в кислороде или пище, без которых

10 Руководство по аддиктологии / под ред. проф. В. Д. Менделевича. СПб.: Речь, 2007. С. 24.

11 Свенцицкий А. Л. Краткий психологический словарь. М.: Проспект, 2011. С. 11.

человек существовать не может. Это не те блага, которые предоставляются человеку, как живому организму в естественной среде. Аддиктивные блага — это блага, которые вызывают привыкание и не являются естественно обусловленными. Без аддиктивных благ человек существовать может.

Чтобы выделить блага, вызывающие привыкание, Ю. В. Андриенко и А. В. Немцов [16] условно делят товарные рынки на рынки «обычных» и «неординарных» потребительских товаров, М. И. Левин и А. Б. Фень-ко — на рынки «обычных» и «вредных» благ, Б. Гордон и Б. Сунн — на «аддиктив-ные товары» и «не аддиктивные товары» (англ. «non-addictive goods»), Дж. Стиглер, Г. Беккер и К. Мэрфи — на рынки «обычных благ» и «благ, вызывающих привыкание», Дж. М. Бьюкенен — на рынки «хороших» и «плохих» товаров12.

Исходя из принципа аддиктивности, предлагается классифицировать товарные рынки на рынки индифферентных (от лат. indifferentis безразличный) и аддиктивных товаров (благ). Индифферентность является антонимом аддиктивности и означает безразличие, равнодушие, нейтральность и т. п. Индифферентный товар — товар, который может быть заменен субститутом или который может отсутствовать в наборе потребителя достаточно долгое время.

С точки зрения потребительских свойств можно дать следующее определение аддиктив-ных товаров — это товары, удовлетворяющие естественно не обусловленные потребности и под воздействием содержащихся в них психоактивных веществ становящиеся объектом патологической зависимости потребителя.

Более широкое понятие аддиктивных благ сформулировано следующим образом — это предметы, явления, процессы, продукты труда, удовлетворяющие естественно не обусловленные потребности и под воздействием содержащихся в них психоактивных веществ или/и поведенческого паттерна становящиеся объектом патологической зависимости потребителя.

12 Buchanan J. M. A Defence of Organized Crime? // The Economics of

Crime. Cambr., Mass., 1980. P. 395.

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ АДДИКТИВНОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ

Традиционная микроэкономика основывается на гипотезе стабильности предпочтений потребителей. Определенная потребность удовлетворяется следующими друг за другом единицами блага в соответствии с законом убывающей предельной полезности. Обстоятельствами, ограничивающими возможности покупателя в его приобретении, являются цена и доход.

Товары, вызывающие привыкание, например, алкогольные напитки или сигареты, считаются вредными для здоровья, но имеют высокий уровень полезности для алкоголика или курильщика.

В экономической теории в понятие полезности входит абсолютно все, что способствует удовлетворению сложившихся потребностей и привычек, в том числе и вредных с точки зрения медицины13.

Оценить полезность — значит выявить место какого-либо товара в ранжире постоянных и разнообразных предпочтений потребителя. Между тем в логике экономического поведения полностью зависимого наркомана, по мнению Л. М. Тимофеева, «постоянным-то как раз будет не разнообразие, но единообразие предпочтений [17]. В его модели полезность всех и любых экономических благ, кроме наркотика, равна нулевым значениям. Оценки полезности потребителями товаров, вызывающих привыкание, являются ошибочными, поскольку потребитель не всегда способен принять во внимание будущие негативные последствия как для себя, так и окружающих. Исходя из истинности оценки потребителем полезность предлагается классифицировать на правильную и ошибочную.

Ошибочной является полезность, положительная оценка которой потребителем в момент и некоторое время после употребления, является отрицательной в будущем с точки зрения медицинских и социальных последствий.

Потребление аддиктивных благ, вызывая привыкание, изменяет предпочтения тех, кто их потребляет. При этом прирост потребления

13 Большая экономическая энциклопедия. М.: Эксмо, 2007. С. 472.

аддиктивных товаров в течение определенного периода сохраняет удовлетворение. Предельная полезность от употребления очередной его единицы увеличивается с ростом количества употребленных единиц в прошлом.

Систему зависимости можно представить триадой: реципиент (человек), индуктор (вещество, действие), внешняя среда.

Зависимость личности определяется аддик-тивностью вещества или/и действия, количеством потребленного вещества или/и действия, частотой приема или/и повторения, предрасположенностью личности к привыканию.

Под аддиктивностью следует понимать способность предмета или/и действия вызывать зависимость у потребителя. Аддиктив-ность, как полезность, — это понятие субъективное. Поэтому оно не поддается точному количественному описанию. Очевидно, что любое благо в той или иной степени обладает аддиктивностью.

Предрасположенность личности к привыканию — вероятность развития желания повторять определенные действия или потреблять определенные вещества в силу каких-то особенностей организма либо окружения личности.

Аддиктивность, количество потребления, склонность личности, частота приема позволяют обозначить меру, когда потребление переходит из нормального в зависимое.

Проведенные размышления заставляют задуматься, всегда ли потребление аддик-тивных благ является аддиктивным, что считать нормативным, нормальным или, по крайней мере, не отклоняющимся для оценки поведения человека, а какие формы поведения становятся аддиктивными, девиантными.

По мнению В. Д. Менделевича, наиболее правильной моделью нормативного поведения человека было бы отсутствие зависимости, означающее, что он полностью контролирует собственные поступки, ответствен и свободен от вредных привычек. Отсутствие зависимости предполагает, что индивид соответствует понятиям поведенческой нормы.

Исходя из соблюдения поведенческой нормы потребление предлагается классифицировать на нормальное и аддиктивное.

Нормальным считается индивидуальное са-морегулируемое потребление, уровень которого соответствует разделяемым обществом представлениям о норме. Его можно также назвать умеренным, сдержанным. Потребление аддиктивных предметов или действия, выходящие за пределы общегрупповых норм, приобретает форму аддиктивного потребления. Аддиктивное потребление — индивидуальное или групповое потребление, уровень которого превышает объективно сформировавшиеся и/или разделяемые обществом представления о норме и которое потребитель не в состоянии контролировать вследствие возникшей зависимости.

В рамках данной нейтральности аддикции могут быть приемлемыми и не приемлемыми, опасными и неопасными. Например, социально приемлемыми аддикциями считаются трудоголизм, спортивная аддикция, аддик-ция отношений, аддикция к трате денег, религиозная аддикция, интернет-зависимость, зависимость от мобильных телефонов, любовная аддикция.

Аддиктивное потребительское поведение имеет следующие особенности.

1. Текущее потребление аддиктивных благ зависит от прошлого и будущего потребления (стадии привыкания: толерантность, закрепление, прекращение приема вредных благ).

2. Взаимозаменяемость, биоэквивалентность аддиктивных товаров.

3. Изменение состояния сознания потребителей аддиктивных благ при реализации зависимости под воздействием содержащихся в них психоактивных веществ или/и поведенческого паттерна.

4. Аддиктивные товары, в отличие от индифферентных продуктов, в первую очередь удовлетворяют иррациональные трансцендентальные потребности, а также стимулируют возникновение иррациональных потребностей.

5. Постоянная забота об обеспечении доходом растущего спроса.

6. Потребители аддиктивных благ в определенной степени и рациональны, и близоруки.

Таким образом, в представленной статье рассмотрены следующие вопросы, имеющие значение для экономической теории:

• установлена связь между аддиктивным потребительским поведением и формами девиантного и иррационального поведения;

• исследованы подходы отечественных и зарубежных экономистов к проблемам аддиктивных товаров, товарные рынки классифицированы на индифферентные и аддиктивные, даны определения аддик-тивных товаров и благ;

• обозначены особенности аддиктивного потребительского поведения по сравнению с традиционной теорией рационального потребительского поведения (ошибочность полезности аддиктивных благ, возрастающая предельная полезность от их потребления, неконтролируемость, зависимость аддиктивного потребления, взаимозаменяемость аддиктивных товаров, близорукость потребителей).

ЛИТЕРАТУРА

1. Рыжкова М. В. Анализ методологических подходов в теории потребительского поведения // Известия ТПУ — 2006. — Т. 309. — № 4. — С. 207-212.

2. Шиповская Л. П. Человек и его потребности: учеб. пособие. — М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2009. — С. 44-45.

3. Основы экономической теории человеческого капитала: Методологические и институциональные аспекты: монография / под ред. Ф. Г. Хамидуллина. — Казань, 2007.

4. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. — М.: Сов. энциклопедия, 1989. — С. 1338.

5. Короленко Ц. П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе. — Новосибирск: Наука, 1990. — 224 с.

6. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социол. этюд. / изд. подгот. В. А. Луковым. — СПб., 1998. —

С. 294-296.

7. R. Merton. Approaches to the study of social Structure. — N.Y., 1975. — С. 234-237.

8. Латов Ю. В. Экономика вне закона. (Очерки по теории и истории теневой экономики). — М.: Московский общественный научный фонд, 2001. — 156 с.

9. Гоголева А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика: учебно-методическое пособие. — 2-е изд., стер. — М.: Моск. психолого-социальный ин-т; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — С. 5.

10. Левин М. И., Фенько А. Б. Экономические модели аддиктивного поведения // Финансы и бизнес. — 2008. — № 4. — С. 1-22.

11. Рыжкова М. В. Теория рационального привыкания: современное состояние и перспективы развития // Известия Томского политехнического университета. — Томск: Издательство Томского политехнического университета, 2007. — № 6. — С. 105.

12. Пономарева М. С. Обоснование необходимости государственного вмешательства в решение проблемы чрезмерного потребления алкоголя с точки зрения микроэкономической теории // Экономические науки. — 2012. — Июнь. — С. 11-16.

13. Кесельман Л. Е., Мацкевич М. Г. Социальное пространство наркотизма. Спб.: Издательство «Медицинская пресса», 2001. — 272 с.

14. Рубинштейн А. Я. К теории рынков «опекаемых благ» (научный доклад). — М.: Институт экономики РАН, 2008. — 63 с.

15. Musgrave R. A. The Theory of Public Finance. — N.Y.; L., 1959.

16. Андриенко Ю. В., Немцов А. В. Оценка индивидуального спроса на алкоголь [препринт] // Центр экономических и финансовых исследований и разработок в Российской экономической школе. январь 2006.препринт № 89.

17. Тимофеев Л. М. Наркобизнес. Начальная теория экономической отрасли. 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Издательство «Медицинская пресса», 2001. — С. 183.

REFERENCES

1. Ryzhkova M. V. The theory of consumer behavior: Analysis of methodological approaches. // Bulletin of the Tomsk Polytechnic University, 2006. — v. 309. — Number 4. — pp. 207-212 (in Russian).

2. Shipovskaya L. P. People and their needs: manual. M.: Alpha-M, INFRA-M, 2009. 432 pages (in Russian).

3. The Basics of economic theory of human capital: methodological and institutional aspects: Monograph / edited by corresponding member of RASCorr. Academy of Sciences of Tatarstan F. G. Khamidullina. Kazan: Publishing house. — in «FAN» of the Academy of Sciences of the RT, 2007. — P.114-144; 166-196.

4. Soviet Encyclopedic Dictionary / Ch. Ed. Prokhorov A. M. Moscow: Sov. Encyclopedia, 1989. 1632 pages (in Russian).

5. Korolenko C. P., Donskikh T. A. Seven ways to disaster. Publishing house «Nauka», Novosibirsk, 1990. 224 pages (in Russian).

6. Durkheim E. Suicide. Sociological essay. / Ed. Prep. V. A. Lukov. St. Petersburg., 1998. 496 pages (in Russian).

7. R. Merton. Approaches to the study of social Structure. N.Y., 1975, pp. 234-237.

8. Latov Yu.V. Economy outside the law. (Essays on the Theory and History of the shadow economy). Moscow: Moscow Public Science Foundation, 2001. 156 pages (in Russian).

9. Gogoleva A. V. Addictive behavior and its prevention: Textbook. 2nd ed., Moscow: Psychological and Social Institute; Voronezh: Publishing house NPO «MODEK», 2003. P. 5. (in Russian).

10. Levin M. I., Fenko A. B. Economic models of addictive behavior // Finance and Business. 2008. Number 4. pp. 1-22 (in Russian).

11. Ryzhkova M. V. The theory of rational addiction: current state and prospects. / / Bulletin of the Tomsk Polytechnic University, 2007. — Number 6. — pp. 105-111 (in Russian).

12. Ponomareva M. S. Justification of the need of government intervention in solving the problem of excessive alcohol consumption from the standpoint of microeconomic theory // Economics. 2012. — June. — pp.11-16 (in Russian).

13. Kesselman L. E., Matskevich M. G. Social Space drug abuse. / L. M. Timofeyev. Drug trafficking. The initial theory of economic sectors. 2nd ed., Revised. St. Petersburg.: Publishing House «Medical Press», 2001. 272 pages (in Russian).

14. A. Ya. Rubinstein. To the Theory of «Subsidized Markets» (a research paper) // A. Ya. Rubinstein. — M.: The Russian Academy of Sciences (RAS) Institute of Economics, 2008, 63 pages (in Russian).

15. Musgrave R. A. The Theory of Public Finance. N.Y. — London, 1959.

16. Andriyenko V. Nemtsov AV Estimation of individual demand for alcohol [preprint] // Centre for Economic and Financial Research at Russian Economic School, January 2006. [preprint number 89] (in Russian).

17. Timofeev L. M. Drug trafficking. The initial theory of economic sector. 2nd ed., Revised. St. Petersburg: Publishing House «Medical Press», 2001. 272 pages (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.