Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
564
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕБЕНОК СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ВОСПИТАТЕЛИ / РОДИТЕЛИ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанова Наталья Анатольевна, Левшина Наталия Ивановна, Санникова Лилия Наилевна, Юревич Светлана Николаевна

Введение. Ценностные отношения выступают неотъемлемой составляющей личности детей старшего дошкольного возраста и характеризуют ту сферу действительности, которая является для них наиболее значимой. Следует отметить, что работ, связанных с исследованием ценностных отношений детей дошкольного возраста крайне недостаточно. Это в значительной степени затрудняет эффективность духовно-нравственного воспитания дошкольников. Цель статьи - исследовать ценностные отношения старших дошкольников к окружающей действительности, выявить их особенности, обосновать необходимость формирования ценностных отношений старших дошкольников как основы духовно-нравственного развития личности. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 417 детей старшего дошкольного возраста (без акцента на гендерные проявления дошкольников), воспитатели в составе 32 человек и родители детей в количестве 397 человек. Базами исследования явились 28 дошкольных образовательных организаций г. Магнитогорска Челябинской области. Основным методом изучения ценностных отношений старших дошкольников стал метод беседы. Диагностические методики для педагогов и родителей включали анкеты, ориентированные на получение данных об особенностях понимания взрослыми современных детей старшего дошкольного возраста и их проблем. Для обработки полученных результатов использовались статистические методы (справочные таблицы, диаграммы). Результаты исследования. Анализ ценностных отношений детей дошкольного возраста, осуществленный в исследовании, показал сохранение традиционно высокого уровня (46%) ценностного отношения детей к себе, к сверстникам и близким взрослым (родителям и воспитателям); к предстоящему обучению в школе, к учебной деятельности - 42%. Выявлен повышенный интерес (56% дошкольников) к материальным ценностям, а 49% дошкольников показали высокий уровень ценностного отношения и умения пользоваться современными электронными средствами. При этом дети демонстрируют низкий уровень духовных выборов (41%): предпочтения детей в области художественной литературы, музыкального искусства и другое. Заключение. Новизна проведенного исследования заключается в определении особенностей ценностного отношения детей дошкольного возраста к окружающему миру в настоящий момент. Анализ ценностных отношений дошкольников дополнен оценками и комментариями их родителей, а также педагогами детских садов. Полученные результаты могут быть использованы в качестве рекомендаций при планировании и организации образовательного процесса с целью формирования ценностных отношений детей в период дошкольного детства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Степанова Наталья Анатольевна, Левшина Наталия Ивановна, Санникова Лилия Наилевна, Юревич Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH VALUE RELATIONSHIP OF PRESCHOOL CHILDREN TO THE ENVIRONMENTAL WORLD

Introduction. Value relations are an integral component of the personality of older preschool children and characterize the sphere of reality that is most significant for them. It should be noted that the works related to the study of value relations of preschool children are extremely insufficient. This greatly complicates the effectiveness of spiritual and moral education of preschoolers. The purpose of the article is to investigate the value relations of older preschoolers to the surrounding reality, to identify their features, to justify the need for the formation of value relations of older preschoolers as the basis of spiritual and moral development of personality. Materials and methods. The study involved 417 children of senior preschool age (without emphasis on gender manifestations of preschoolers), educators in the number of 32 people and parents of children in the number of 397 people. The bases of the study were 28 preschool educational organizations of Magnitogorsk, Chelyabinsk region. The main method of studying the value relations of older preschoolers was the method of conversation. Diagnostic methods for teachers and parents included questionnaires aimed at obtaining data on the peculiarities of adult understanding of modern preschool children and their problems. Statistical methods (reference tables, diagrams) were used to process the results obtained. The results of the study. The analysis of the value relations of preschool children carried out in the study showed the preservation of a traditionally high level (46%) of the value attitude of children to themselves, to peers and close adults (parents and educators); to the upcoming schooling, to educational activities - 42%. An increased interest (56% of preschoolers) in material values was revealed, and 49% of preschoolers showed a high level of value attitude and ability to use modern electronic means. At the same time, children demonstrate a low level of spiritual choices (41%): children's preferences in the field of fiction, musical art, and more. Conclusion. The novelty of the conducted research lies in determining the features of the value attitude of preschool children to the world around them today. The analysis of the value relations of preschoolers is supplemented by the assessments and comments of their parents, as well as kindergarten teachers. The results obtained can be used as recommendations in the planning and organization of the educational process in order to form the value relationships of children during preschool childhood.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: https://pnojournal.wordpress.com/2022-2/22-01/ Дата публикации: 28.02.2022 УДК 373.2

С. Н. Юревич, Н. И. Левшина, Л. Н. Санникова, Н. А. Степанова

Исследование ценностных отношений детей дошкольного возраста к окружающему миру

Введение. Ценностные отношения выступают неотъемлемой составляющей личности детей старшего дошкольного возраста и характеризуют ту сферу действительности, которая является для них наиболее значимой. Следует отметить, что работ, связанных с исследованием ценностных отношений детей дошкольного возраста крайне недостаточно. Это в значительной степени затрудняет эффективность духовно-нравственного воспитания дошкольников. Цель статьи - исследовать ценностные отношения старших дошкольников к окружающей действительности, выявить их особенности, обосновать необходимость формирования ценностных отношений старших дошкольников как основы духовно-нравственного развития личности.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие 417 детей старшего дошкольного возраста (без акцента на гендерные проявления дошкольников), воспитатели в составе 32 человек и родители детей в количестве 397 человек. Базами исследования явились 28 дошкольных образовательных организаций г. Магнитогорска Челябинской области. Основным методом изучения ценностных отношений старших дошкольников стал метод беседы. Диагностические методики для педагогов и родителей включали анкеты, ориентированные на получение данных об особенностях понимания взрослыми современных детей старшего дошкольного возраста и их проблем. Для обработки полученных результатов использовались статистические методы (справочные таблицы, диаграммы).

Результаты исследования. Анализ ценностных отношений детей дошкольного возраста, осуществленный в исследовании, показал сохранение традиционно высокого уровня (46%) ценностного отношения детей к себе, к сверстникам и близким взрослым (родителям и воспитателям); к предстоящему обучению в школе, к учебной деятельности - 42%. Выявлен повышенный интерес (56% дошкольников) к материальным ценностям, а 49% дошкольников показали высокий уровень ценностного отношения и умения пользоваться современными электронными средствами. При этом дети демонстрируют низкий уровень духовных выборов (41%): предпочтения детей в области художественной литературы, музыкального искусства и другое.

Заключение. Новизна проведенного исследования заключается в определении особенностей ценностного отношения детей дошкольного возраста к окружающему миру в настоящий момент. Анализ ценностных отношений дошкольников дополнен оценками и комментариями их родителей, а также педагогами детских садов. Полученные результаты могут быть использованы в качестве рекомендаций при планировании и организации образовательного процесса с целью формирования ценностных отношений детей в период дошкольного детства.

Ключевые слова: дошкольное образование, ребенок старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители, ценностное отношение, воспитание, социализация.

Ссылка для цитирования:

Юревич С. Н., Левшина Н. И., Санникова Л. Н., Степанова Н. А. Исследование ценностных отношений детей дошкольного возраста к окружающему миру // Перспективы науки и образования. 2022. № 1 (55). С. 266-283. 10.32744^.2022.1.17

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: https://pnojournal.wordpress.com/2022-2/22-01/ Accepted: 2 October 2021 Published: 28 February 2022

S. N. Yurevich, N. I. Levshina, L. N. Sannikova, N. A. Stepanova

Research value relationship of preschool children to the environmental world

Introduction. Value relations are an integral component of the personality of older preschool children and characterize the sphere of reality that is most significant for them. It should be noted that the works related to the study of value relations of preschool children are extremely insufficient. This greatly complicates the effectiveness of spiritual and moral education of preschoolers. The purpose of the article is to investigate the value relations of older preschoolers to the surrounding reality, to identify their features, to justify the need for the formation of value relations of older preschoolers as the basis of spiritual and moral development of personality.

Materials and methods. The study involved 417 children of senior preschool age (without emphasis on gender manifestations of preschoolers), educators in the number of 32 people and parents of children in the number of 397 people. The bases of the study were 28 preschool educational organizations of Magnitogorsk, Chelyabinsk region. The main method of studying the value relations of older preschoolers was the method of conversation. Diagnostic methods for teachers and parents included questionnaires aimed at obtaining data on the peculiarities of adult understanding of modern preschool children and their problems. Statistical methods (reference tables, diagrams) were used to process the results obtained.

The results of the study. The analysis of the value relations of preschool children carried out in the study showed the preservation of a traditionally high level (46%) of the value attitude of children to themselves, to peers and close adults (parents and educators); to the upcoming schooling, to educational activities - 42%. An increased interest (56% of preschoolers) in material values was revealed, and 49% of preschoolers showed a high level of value attitude and ability to use modern electronic means. At the same time, children demonstrate a low level of spiritual choices (41%): children's preferences in the field of fiction, musical art, and more.

Conclusion. The novelty of the conducted research lies in determining the features of the value attitude of preschool children to the world around them today. The analysis of the value relations of preschoolers is supplemented by the assessments and comments of their parents, as well as kindergarten teachers. The results obtained can be used as recommendations in the planning and organization of the educational process in order to form the value relationships of children during preschool childhood.

Keywords: preschool education, senior preschool child, educators, parents, value attitude, upbringing, socialization.

For Reference:

Yurevich, S. N., Levshina, N. I., Sannikova, L. N., & Stepanova, N. A. (2022). Research value relationship of preschool children to the environmental world. Perspektivy nauki i obrazovania -Perspectives of Science and Education, 55 (1), 266-283. doi: 10.32744/pse.2022.1.17

_Введение

енностные отношения выступают регулятивным компонентом духовно-нравственного воспитания личности и основным содержанием понятия «духовность». С развитием аксиологии в начале 1990-х годов понятия «ценностные отношения личности», «ценностные ориентации» прочно вошли в тезаурус педагогики [6]. Само же духовно-нравственное воспитание сегодня обрело особый статус: оно вошло в число приоритетных направлений современной педагогики и может быть определено как деятельность, направленная на формирование ценностно-смысловой сферы личности на основе определенного мировоззрения и соответствующей ему системы морали, поведенческой и бытовой культуры [17]. Духовность при этом трактуется исследователями как качественная характеристика сознания, связанная с господствующим типом ценностей [17]. Чем выше уровень духовного развития человека или общества, тем выше регулятивное значение ценностей, тем в большей степени личность и общество в деятельности и поведении руководствуются внутренними регулятивами-ценностями, отраженными сознанием человека и проявляющимися в его отношении к миру. Наличие ценностного сознания и ценностного отношения позволяет человеку определить пространство своей жизнедеятельности как нравственно-духовное.

Становление ценностей, значений и смыслов происходит в течение всей жизни человека, но наиболее сензитивным периодом к освоению духовного опыта является старший дошкольный возраст: к пяти годам дети способны различать добро и зло, красивое и безобразное, у детей особенно развита эмоциональность, доверчивость, открытость, отзывчивость, старшие дошкольники быстро входят в предлагаемые роли, у детей развита потребность в новых впечатлениях, высокая познавательная активность и интерес ко всему окружающему миру. Психологической наукой доказано, что отношения оказывают существенное влияние на все виды психической деятельности, прежде всего связанной с познанием окружающего мира: на восприятие, память, мышление, воображение; выступают качественными характеристиками личности, основополагающим критерием ее смыслового развития; отражаются на качественной стороне деятельности, обеспечивают успешность учения, активность познания, успех формирования направленности личности [5]; способствуют овладению личностью способами ее выполнения [12].

Ценностное отношение определено в исследовании И.В. Бабуровой [2] как связь человека с миром, как направленность субъекта на определенные ценности в виде системы устойчивых, фиксированных установок и предпочтений, обусловливающих его деятельность. Понятие «ценностное отношение» прочно закрепилось и в дошкольной педагогике и позволяет адекватно описывать социальный опыт дошкольников [7], выступать целью и результатом воспитания дошкольников [28]. Старший дошкольный возраст, как отмечают Л.И. Божович [5], А.Г. Гогоберидзе [21], Richard C. Atkinson [1], сензитивен для формирования ценностных отношений, поскольку на старшей ступени дошкольного образования ребенок активно накапливает знания о мире, о различных сторонах жизни общества, имеет определенный нравственный опыт.

Однако, в отечественных и зарубежных исследованиях представлен, прежде всего, опыт формирования и изучения ценностных отношений у детей школьного возраста:

младших школьников [14] и подростков [20]. Английский ученый С. Kluckhohn [15] рассматривает процесс формирования ценностных ориентаций обучающихся на примере разных культур и стран. В работе американского исследователя J. Nye воспитание ценностного отношения к родине рассматривается как основа американской национальной идеи [18]. Анализ взаимосвязи личностных качеств школьника с базовыми ценностями выполнен S. Roccas [23]. S.H. Schwartz [25] изучал ценностные ориентации подростков, в том числе их ценностное отношение к родине, в двадцати странах мира.

Опыт исследования ценностных отношений детей-дошкольников представлен в коллективной монографии «Проблемы дошкольного детства в поликультурном пространстве изменяющейся России. Результаты межрегионального исследования» (2009) [21]. Учеными был уточнен круг ценностей, формируемых в дошкольном возрасте: Человек и его Жизнь, Семья, Труд, Знание, Родина, Красота, Мир. Результаты исследования подтвердили мысль о том, что воспитание в системе педагогической аксиологии строится как процесс освоения ценностей, их интериоризации [12, с. 8990]. Ценности нельзя усвоить путем запоминания и последующего воспроизведения полученной информации. Ценность присваивается, если она, в первую очередь, прочувствована, пережита, а затем - понята и осмыслена. Другими словами, если ценности устанавливаются объективно, то есть независимо от человека, то существуют они субъективно, диктуются чувствами и принимаются сознанием каждого человека.

Это особенно ярко проявляется в дошкольном детстве. Именно таким образом, отмечает Н.Ф. Голованова, у ребенка-дошкольника развивается своя психологическая реальность: он наблюдает, воспринимает, переживает, оценивает происходящее, по-своему его интерпретирует, что-то включает в свой социальный опыт [7]. Данное положение согласуется с выводами С.И. Поповой о том, что специфика формирования ценностных отношений школьников заключается в том, что не взрослый непосредственно формирует личность, а сам ребенок при поддержке педагога осуществляет конструирование собственной картины мира [20]. К аналогичным выводам пришли и зарубежные ученые. Так, в исследованиях R. Sanderson и др. показано, как гражданская активность школьников напрямую зависит от самостоятельно усвоенной ценности заботы о других, их благополучии [24].

При этом нельзя недооценивать влияния аксиосферы взрослых на становление и формирование ценностных отношений детей, особенно в дошкольном возрасте [16]. Американские социологи P. Berger и T. Lukman [4] подчеркивают роль и влияние на формирование ценностных отношений дошкольников «значимых взрослых», в первую очередь, родителей, которые помогают детям понимать и интерпретировать социальные действия окружающих, создавать свой интерсубъективный мир,

w w I-, V»

который переживается ими как реальный. В этом процессе первичной социализации чрезвычайно важны эмоциональные эталоны, с которыми взрослые соотносят те или иные культурные знания, моральные установки, поведенческие стереотипы [4]. По мнению отечественных исследователей Ю.В. Громыко и др., личностные ценности человека формируются опосредованно от ценностей социальных групп [8]. Ученые подчеркивают значение развивающихся детско-взрослых сообществ, создаваемых на базе образовательных учреждений любого уровня. Вот почему только в ситуациях, где ребенок эмоционально привязан к взрослому, где в процессе взаимодействия царит общий опыт эмоциональных переживаний, ценностные отношения детей формируются наиболее адекватно, первичная позитивная социализация проходит наиболее успешно.

Для нашего исследования важно, что ценностные отношения образуют уникальный «мир ценностей» субъекта, его ценностную картину мира. Аксиосфера личности являются не только основным мотиватором и регулятором поведения человека [3], но и средством познания и понимания личности. Знание ценностных отношений дошкольников и тенденций их развития необходимо родителям и профессиональному сообществу для выявления самобытности и самоценности дошкольного детства. Изучение ценностных отношений детей позволяет взрослым не только познать, но и понять ребенка, и на этой основе проектировать и организовывать качественный образовательный процесс [11], поскольку триада «познать-понять-помочь» положена в основу современной гуманитарной технологии взаимодействия взрослого с ребенком [10].

_Материалы и методы исследования

В процессе исследования были использованы следующие методы: теоретические (анализ литературы по проблеме исследования, педагогическая интерпретация, обобщение результатов исследований); эмпирические (анкетирование, наблюдение, беседы со старшими дошкольниками; анкетирование педагогов и родителей); статистические методы (справочные таблицы, диаграммы) [26]. Нами была использована диагностическая методика, разработанная учеными РГПУ им. А.И. Герцена под руководством А.Г. Гогоберидзе, для изучения особенностей дошкольного детства в поликультурном пространстве изменяющейся России (2009). В данном межрегиональном исследовании принимали участие преподаватели кафедры дошкольного образования из Магнитогорска.

Основным методом изучения ценностных отношений старших дошкольников стал метод беседы. Беседа проводилась в виде непринужденного разговора с детьми и позволила уточнить круг вопросов, труднодоступных непосредственному наблюдению. Перед беседой мы стремились установить хороший контакт с ребенком, атмосферу взаимного доверия, чтобы ребенок мог свободно проявлять свои чувства; устранить все, что может вызвать у него напряженность, настороженность или неискренность. Проводя беседу, стремились, чтобы задаваемые вопросы были понятны детям, наряду с прямыми вопросами ставились и косвенные вопросы. Для исследования когнитивного компонента ценностных отношений дошкольников использовались открытые вопросы, ответы на которые отражают осведомленность, представления детей об окружающем мире, их опыт. Некоторые вопросы были сформулированы по типу проективной диагностической методики «Недописанная ситуация» [30]. Например, продолжи: человек - это... Для исследования поведенческого компонента использовались вопросы, связанные с ориентацией детей на учет интересов другого человека и желание включиться в реальную практику социального участия. Все вопросы беседы были направлены на то, чтобы зафиксировать наиболее значимые переживания дошкольников как непосредственно-чувственное отражение отношений к людям и различным аспектам окружающей действительности. Беседа с детьми представлена блоками: Я и другие люди; Маленькие граждане о своем городе; Я и мир вокруг меня.

Диагностические методики для педагогов и родителей включали анкеты и опросники, ориентированные на получение данных об особенностях понимания взрослыми современных детей старшего дошкольного возраста и их проблем. Заметим, что

для изучения ребенка как субъекта деятельности и поведения наиболее адекватным методом является метод естественного наблюдения за ребенком в процессе взаимодействия с ним. Только благодаря наблюдению за детьми, родители и педагоги смогли информативно работать с анкетами и опросниками.

В исследовании приняли участие 417 детей старшего дошкольного возраста, воспитатели в количество 32 человек и родители детей в количестве 397 человек. Базами исследования явились 28 дошкольных образовательных организаций г. Магнитогорска Челябинской области.

_Результаты исследования

В ходе проведённого исследования были выявлены характер и особенности ценностных отношений современных дошкольников, характер их самоидентификации. Анализ ответов детей на вопросы показал, что дошкольники успешно идентифицируют себя с другими людьми, с ближайшим окружением (таблица 1).

Таблица 1

Анализ и ранжирование ответов детей

Вопрос Варианты ответов Количество ответивших детей (в % ) Ранг

Каким должен быть друг? друг должен быть добрым 83% 1

с другом должно быть весело, с ним можно посмеяться 65% 2

с другом должно быть интересно 59% 3

друг должен быть умным 58% 4

друг должен всегда помогать 23% 5

друг должен приходить на помощь, поддерживать. 11°% 6

Можно ли дружить со взрослым? можно (мы с папой друзья; дед - мой лучший друг) 49% 1

можно дружить со взрослыми, если это брат или сестра (брат - мой друг, хотя мы часто ссоримся) 23% 2

со взрослыми невозможно дружить, так как они вечно заняты и серьезны 19% 3

нельзя (взрослые - это чужие, а с чужими разговаривать нельзя) 9% 4

С кем тебе больше нравится разговаривать? больше нравится разговаривать со взрослыми (воспитатель, родитель); 59% 1

с детьми, потому что взрослые не слушают детей; 34% 2

с котом, с любимой игрушкой 7% 3

С кем ты обычно разговариваешь о том, как прошел твой день в детском саду? с мамой 32% 1

меня не спрашивают, я сам рассказываю 29% 2

с папой 24% 3

с бабушкой (по телефону 11% 4

ни с кем не разговариваю 4% 5

Когда ты вырастешь, то кем станешь? спасатель, продавец, учитель, дальнобойщик, певица, хирург, тренер, хоккеист, королева, президент, будет салон красоты для собак и пр. 51% 1

буду как мама, как папа, как старший брат и пр. 49% 2

Кем работают твои родители? воспитатель, слесарь, продавец, парикмахер, директор и пр. 41% 1

на комбинате, на заводе, шьёт, в магазине., в аптеке... 35% 2

(мама) дома спит, (папа) делает железо, деньги печатают, папа ездит за деньгами 24% 3

Назови самые главные для тебя вещи? Почему? телефон (потому что можно позвонить родителям, бабушке; скачать игры, потому что у всех есть телефон; потому что я разговариваю и играю, он всегда со мной) 63% 1

игрушки (чтобы играть) 32% 2

книги (только книги несут пользу, а остальное - нет) 5% 3

Так, все дети относят себя к людям, отмечая природные (я человек, я ребёнок, живое создание, живое существо) и социальные качества человека (умею читать, говорить, думать). Дети рассуждают по поводу различий людей, называя отличительными признаками черты характера, личностные свойства: одни хорошие, а другие плохие; характером отличаются; некоторые умные, а некоторые не совсем; делами отличаются; они говорят и думают по-разному; кто ссорится, а кто нет; добрые и злые. Старшие дошкольники имеют представление о национальностях: есть русские, а есть татары, башкиры, таджики; говорят по-разному; языки разные. Такие ответы детей связаны, на наш взгляд, с многонациональным составом жителей города. Свою национальность верно называют лишь 10% опрошенных дошкольников, остальные не отвечают или не уверены: замечают, что «надо спросить у мамы».

Характеризуя себя, дети в первую очередь называют своё имя, а также гендерные и возрастные отличия. Типичными ответами были: я Даша, у меня есть фамилия, мне 6лет; я девочка (мальчик). Большинство детей (97%) называют свои имя и фамилию, ассоциируют себя со своей семьей. Приведём наиболее убедительные ответы дошкольников: мне нравится, что мы дружные и всё делаем вместе (о семье); я помогаю маме, я делаю всё с папой, я люблю, когда папа и мама со мной играют. Изредка дети соотносят себя с конкретным образом. Например, встречаются такие ответы (3%): я волшебница, кошечка. Характеризуя себя (вопрос «Что ты можешь еще рассказать о себе?»), дети, прежде всего, дают себе положительную самооценку, связывая ее с определенными достижениями, признанными среди сверстников (я умею прыгать, я умею всё) или с позитивными качествами личности (я хороший, я сильный). В целом, высокая самооценка присуща 60% опрошенных дошкольников, 20% детей отмечали, что совершают разные поступки (бывает хорошо веду себя, бывает не очень...), 15% детей затруднялись с ответом, 5% не смогли рассказать о себе. Следует заметить, что «успех» и «успешность» становятся ведущими критериями в оценке сверстников и самого себя. Успех понимается, как возможность заявить о себе, своих возможностях, продемонстрировать новые результаты, стать лучшим и первым. Дети стремятся получить высокую оценку, прежде всего, от значимых взрослых.

На вопросы, касающиеся дружеских взаимоотношений со сверстниками («С кем ты дружишь?», «Кто такой друг?», «Каким должен быть друг?») дети, прежде всего, отмечают гуманные качества (считают, что друг должен быть добрым (83%)), интеллектуальные и коммуникативные свойства (друг должен быть умным (58%)), рассматривают сверстника как источник интереса (чтобы было интересно (65%)) и положительных эмоций (друг должен быть веселым (59%), с ним можно посмеяться). Лишь 23% дошкольников описывают подлинно дружеские качества, считают, что друг должен всегда помогать, еще 11% детей отмечают, что друг должен приходить на

помощь, поддерживать. Более 30% детей связывают понятие «друг» с конкретным ребёнком, называя имя, а затем перечисляя качества. Наряду с перечисленными личностными и поведенческими качествами, немаловажное значение для дошкольников имеет внешний вид сверстников. По мнению детей, он должен быть одет: во всё красивое; хорошо; аккуратно; как мы; чисто и тепло. Важно подчеркнуть, что для современных детей более значимую роль стала иметь именно красивая, модная одежда. В отношении к сверстникам прослеживаются и некие прагматичные отношения, потребительское отношение к дружбе (у него интересные игрушки; «крутые» игрушки; ему все время покупают что-то особенное; он/она мне часто что-нибудь дарит). Интересно, что критериями идеалов для дошкольников выступают, в первую очередь, положительные качества, затем - красота (у девочек) и сила (у мальчиков). 18% детей не хотят ни на кого быть похожими. При ответе на вопрос: на кого из других ребят ты хотел бы быть похожим? Почему? 57% дошкольников выбрали конкретного ребёнка своего пола из группы, основным критерием при этом названы качества личности и умение играть.

Есть разночтения в оценке направленности детей. Так, направленность на других, как ведущую ценностную ориентацию, называют 64% родителей дошкольников и отмечают ее у своих детей. Но только половина педагогов детских садов (48%) отмечают такие качества у детей, как стремление к общению и сотрудничеству со взрослыми, сверстниками, неравнодушие и отзывчивость, милосердие. Из проблем, характеризующих современных детей, около половины педагогов (45%) выделяют комплекс социально-психологических проблем, таких как: агрессивность/застенчивость; гиперактивность/пассивность; уход в виртуальный и визуальный мир. Проблему закрытости от сверстников отмечают 10% педагогов.

Направленность личности ребёнка на себя самого и свою деятельность наиболее ярко проявляется в ответах на вопросы: «Что ты любишь больше всего на свете?», «Расскажи, что не любишь, чему ты радуешься?», «Расскажи о своём любимом занятии». До 49% детей подтвердили направленность своей личности преимущественно на себя и на свою деятельность. Дошкольники демонстрируют интерес к различным видам деятельности: люблю гулять, играть, рисовать, танцевать, заниматься фигурным катанием, футболом. Старших дошкольников сегодня увлекает не просто процесс деятельности, что всегда было характерно для детей этого возраста. Отмечается большая нацеленность на получение результата. В этом проявляется активная субъектная характеристика дошкольников. Большинство педагогов также полагают, что современный ребенок - активный, подвижный и целеустремленный (42%), обладает развитым воображением, склонностью к творчеству (57%), самостоятельностью мышления (17%), развитостью интеллектуальных процессов (10%), направленностью на познание окружающего мира (12%). Среди качеств личности современных детей педагоги отмечают: независимость, активность, избирательность, стремление к лидерству. При этом многие педагоги озабочены отсутствием самостоятельности у детей.

Дошкольники проявляют ценностное отношение не только к себе и близким, но и к материальным ценностям. Около 34% считают, что человек не может жить хорошо без машины, иномарки, телефона, большого дома, компьютера. Такая особенность свидетельствует об озабоченности родителей материальными ценностями, что «копируют» дети.

Самыми значимыми для старшего дошкольника являются родители, близкие люди, семья, что свидетельствует о том, что у дошкольников идеалы носят персони-

фицированный характер. Самым любимым человеком, как для мальчиков, так и для девочек, становится мама. Поскольку ведущим механизмом формирования ценностных отношений является подражание (запечатление жизненных сценариев), семья выступает основным источником разнообразных моделей поведения. Вопрос «Можно ли дружить со взрослым?» вызвал противоречивые ответы. 49% детей считают, что со взрослыми можно дружить, при этом половина опрашиваемых детей не уверены в этом. Так, 23% дошкольников отмечают, что можно дружить со взрослыми, если это брат или сестра. Около 19% опрошенных детей утверждают, что со взрослыми невозможно дружить, так как они вечно заняты и серьезны. Интерес дошкольников к взрослым, потребность в общении с ними проявились при ответе на вопрос «С кем тебе больше нравиться разговаривать? Со взрослыми (воспитатель, родители) или с детьми (друзья, дети твоей группы)?»

Ответы на вопрос «С кем ты обычно разговариваешь о том, как прошел твой день в детском саду?» показали достаточную близость дошкольников с родителями. Интенсивность общения выше с матерью, нежели с отцом. Однако 3% детей отметили, что папа лучше понимает их. Только 11% дошкольников рассказывают о прошедшем дне бабушке (по телефону). 4% детей вообще ни с кем не разговаривают о том, как прошел день. Анализ ответов детей показывает некоторую неудовлетворенность потребности детей в контактах со взрослыми, прежде всего, родителями. Это подтверждают наблюдения воспитателей детских садов. Для современных родителей, по мнению 68% педагогов, проблемой является отсутствие времени для общения и взаимодействия с ребенком. Характерно, что только 34 % родителей отмечают легкость общения со своим ребенком. Наибольшее удовольствие во взаимодействии с ребенком родителям приносят положительные эмоции и чувства ребенка. На вопрос о характере общения с ребенком 56% родителей не могут точно сказать: трудно или легко общаться со своими детьми. По их мнению, это зависит от ситуации. Почти 10% родителей испытывают проблемы в общении либо не задумываются об эффективности общения со своим ребенком. Все это свидетельствует, с одной стороны, о недостаточной педагогической культуре родителей, о несогласованности педагогических позиций всех участников образовательного процесса, о недостаточном профессионализме педагогов во взаимодействии с родителями. Формирование положительных ценностных отношений дошкольников к взаимодействию со взрослыми в таких условиях явно затруднено.

Одиночество детей в семье зачастую компенсируется близостью с воспитателями, как значимыми взрослыми. Об этом говорят 34% детей, подчеркивая, что с воспитателями можно играть, разговаривать, веселиться. К воспитателю можно обратиться за помощью. Вызывает тревогу тот факт, что 43% дошкольников не рассматривают педагогов как партнеров по общению. Дети отмечают большое количество запретов. Заорганизованность детской жизни, ограничение двигательной активности снижают самостоятельность и инициативу детей, затрудняют естественную самореализацию старших дошкольников.

Ценностное отношение дошкольников к миру выявлялось на основе анализа их ответов на вопросы блока «Я и мир вокруг меня». Положительно, что большинство дошкольников верно называют свой город (93%). 7% детей расширили название города до названия страны (Россия). Развёрнутый рассказ о характерных для города культурных объектах, событиях и личном участии в них представили только 9% детей. Большинство дошкольников (73%) перечисляют типичные для любого города объекты, характеризуют ближайшее окружение (детские площадки, торговые цен-

тры, расположенные у дома). Ответы детей на вопрос «Что бы ты рассказал о своём городе приехавшим друзьям» не отличаются оригинальностью, очень типичные, односложные (большой, красивый). Лишь несколько детей собрались рассказать друзьям о цирке, аквапарке, ледовом дворце. Все дети почти единодушно ответили, что им нравится жить в городе Магнитогорске, и что они любят город. Положительные ответы были даны без пояснений. У большинства опрошенных детей преобладает эмоционально-положительное отношение к городу. Это говорит о том, что дети идентифицируют себя как горожан, жителей данного города, они гордятся своим городом, его жителями. Для большинства дошкольников город - это среда обитания, место, где живёт их семья.

Дети легко и достаточно распространенно рассуждают о том, где и кем они будут работать, как будут жить, что нужно сделать, чтобы будущее было успешным. Исследование показало, что будущее и ориентация на успех в будущем крайне значимы для ребенка.

При ответе на вопрос «Когда ты вырастешь, то кем станешь?» 51% детей называют конкретную профессию (спасатель, продавец, учитель, дальнобойщик, певица, хирург, тренер, будет салон красоты для собак). Встречаются ответы: хоккеист, королева, президент. Зачастую дети отвечают: буду как мама, как папа, как старший брат, что свидетельствует о том, что идеалы дошкольников носят персонифицированный характер. 41% детей знают, кем работают их родители и называют конкретные профессии. Вместе с тем, немалая часть детей (24%) ответили на Вопрос «Кем работают твои родители?» следующим образом: (мама) дома спит, (папа) делает железо, деньги печатают, папа ездит за деньгами. Часть детей (35%), называют трудовые действия, указывают место работы: на комбинате, на заводе, шьёт, в магазине. Частым является ответ: папа/мама/родители работают на комбинате. В этом случае дети не конкретизируют профессии родителей, но проявляют заведомо уважительное ценностное отношение к ним. В условиях моногорода - это достаточно информативный ответ: дети знают и чувствуют, что работать на металлургическом комбинате - это престижно, надежно. 3% детей не дают ответ на этот вопрос.

Анализ показал, что дошкольники недостаточно хорошо знакомы с миром современных профессий. Большинству детей (67%) нравятся повседневно наблюдаемые профессии (продавец, доктор и т.д.), при этом всего 10% детей ассоциируют себя с этими профессиями. Около 20% опрошенных детей видят себя хоккеистами, что может быть связано с большим вниманием к хоккейному клубу «Металлург» со стороны СМИ, родителей. Полученные данные свидетельствуют, что старшие дошкольники интуитивно ориентированы не столько на конкретную профессию, сколько на устойчивое желание детей быть успешными. Сущность успешности связана с возможностью потреблять и удовлетворять материальные потребности, что, однозначно, отражает взгляд взрослых. Анкетирование родителей подтвердило это. На вопрос: «Каким Вы видите своего ребенка в будущем?» 57% родителей отметили успешность и благополучие, 6% родителей не задумываются об этом. Осознания того, что успешность в жизни - это результат больших усилий, умения трудиться много и честно, у дошкольников не наблюдается.

С успешным будущим связана и основная мотивация к обучению в школе. Большинство опрошенных (64%) достаточно уверенно отвечают: чтобы получить профессию, необходимо учиться, получать образование, обязательно закончить школу, а потом институт. То есть большая часть современных детей ориентирована на обе-

спечение своего благополучия за счет собственных усилий и образования. Становится очевидным, что такая программа действий закладывается семьей. Нужно отметить, что в ответах на вопрос (Что нужно для того, чтобы получить профессию?) наблюдается разброс: от инфантильных ответов (хорошо кушать, вырасти) до меркантильных (нужны деньги). Появился такой ответ: нужно поддерживать форму. 4% детей не дают ответа на этот вопрос.

Семья активно формирует установку на знание иностранного языка. Почти три четверти опрошенных детей (67%) утверждают, что иностранный язык нужно знать, чтобы ездить в другие страны, чтобы рассказывать другим людям, чтобы разговаривать с иностранцами. 79% опрошенных детей хотят выучить распространенные языки (английский, немецкий). Семь процентов опрошенных детей (7%) отдают предпочтение другим национальным языкам (турецкий). Изредка наблюдается отсутствие интереса к иностранным языкам. Так, встречались и такие ответы: никакой, мультяш-ный язык. Есть определенное меньшинство детей (3,5%), которые не знают ответа на вопрос, зачем нужен иностранный язык.

На вопрос «Хочешь ли ты учиться в школе? Почему?» положительно ответили 84% детей, из них смогли аргументировать свой выбор 62% дошкольников (быть умным, поступить в университет, научиться всему, получать пятёрки, там интересно). 22% опрошенных хотели бы в школу, потому что там не надо спать, там мои друзья, красивый ранец, школьная форма. Единичными (около 16%) были ответы: там страшно, там скучно, там ругают, ставят двойки. Таким образом, наблюдается противоречие между тем, что ребенок имеет установку на необходимость обучения, но образ школы не вызывает положительного эмоционального отношения.

Вопрос «Назови самые главные для тебя вещи: компьютер, мобильный телефон, телевизор, Интернет, игрушки, книги? Почему?» выявляет материальные и духовные ценности дошкольников. Материальные ценности преобладают в выборах дошкольников. Книгу как ценность самостоятельно выбирают только 5% детей, считая, что только книги несут пользу, а остальное - нет. Любимыми книгами 63% опрошенных называют сказки, 15% - книги о животных, энциклопедии. Более 20% ответили - не знаю. Среди любимых песен 79% дошкольников называют современные эстрадные песни взрослого репертуара; 12% опрошенных называют песни из детских мультфильмов, только 2% детей назвали народные песни («Во поле береза стояла»). Среди любимых телепередач 50% детей называют мультфильмы: про Лунтика, Фиксики, Смешарики, про животных; 30% - сериалы, которые смотрят с мамой; у 20% детей нет любимых передач, либо ответ не знаю.

По-прежнему дети говорят об игре как о самом интересном занятии. Лидирующее место занимают подвижные игры: «Догонялки», «Футбол», «Прятки», «Просто побегать». Однако, дети замечают, что им разрешают играть в подвижные игры только на улице или на физкультурных занятиях: только на физкультурном занятии в зале; для этого улица есть. Важно отметить, что большинство детей с достаточным пониманием относятся к вводимым ограничениям, осознавая, что запреты связаны с отсутствием необходимых условий в группах: нет, мы можем группу развалить; когда мы бегаем, нас садят на стульчики и предлагают подумать над своим поведением. Среди любимых игр детьми (25%) названы сюжетно-ролевые игры, где ребёнок принимает на себя социальные (парикмахер, врач, воспитатель, продавец и др.) и семейные (мама, папа, сыночек, дочка) роли. Большое место в сюжетно-ро-левых играх занимают персонажи современных мультфильмов.30% дошкольников к

любимым играм отнесли компьютерные игры. Не вызывают интерес у детей строительные и дидактические игры. Родители абсолютно совпадают с детьми в оценке любимых видов деятельности. Так, по мнению родителей, дети больше всего любят играть в подвижные игры (44%), гулять (35%), проводить время с гаджетами (30%), петь и танцевать (24%). Всего один процент опрошенных родителей утверждают, что их дети не играют.

Педагоги также подтверждают, что наибольшей популярностью у детей пользуются подвижные игры (это отметили 76% педагогов) и сюжетно-ролевые игры (24% педагогов). Наименьший интерес, по мнению педагогов, вызывают дидактические игры (73%) и игры сочинительства (27%). Педагоги считают, что любимыми героями детской мультипликации современных детей являются Эльза и Олоф, Человек-паук, феи и другие. Из героев взрослых фильмов - Капитан Джек Воробей. Особый интерес у детей вызывают герои компьютерных игр. 92% педагогов считают, что детям не интересны герои детских книг. Таким образом, анализ ответов дошкольников показывает различие интересов, предпочтений и вкусов детей относительно разных видов деятельности. Эти интересы характеризуют субкультуру дошкольного детства, в содержании которой присутствует многое из взрослого мира, но трансформированное в детские возрастосообразные черты.

Обсуждение результатов исследования

Своеобразие ценностных отношений дошкольников проявляется в успешной идентификации старших дошкольников с другими людьми, с ближайшим окружением; в выборе в качестве идеалов близких людей; в стремлении приобретать познавательные умения (писать, читать, учить английский, учиться работать с компьютером) для того, чтобы быть успешным в жизни и в профессии; в желании быть достойными гражданами своей страны, заботливыми жителями родного города (см. рис.1).

Сохраняется традиционно высокий уровень ценностного отношения детей к игре, как ведущему виду деятельности, к предстоящему обучению в школе, к учебной деятельности. Эти выводы согласуются с результатами, полученными авторами в 2009 году и представленными в монографии под редакцией А.Г. Гогоберидзе [21].

50

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

40

30

20

10

Отношение л себе. Отношение« Отношение к шчоле, Отношение и Отношение к Отношении? к Отношение к

блнгким, друзьям леу ■ ьям, друтбе к учебной родоому городу материал ьным иомпьют. играм, духовным

ДЕЯтелм"гхт, н цсинмтпм элгчтрсшн. ценностям

труду игрушкам

■ Высокий уровеньценностного отношения [14) •(Средний уровень ценностного отношения (К)

■ Низкий уровень щснкостио*ООИ'нОше*1ия [№)

Рисунок 1 Уровни ценностного отношения дошкольников к окружающему миру

Однако, нами получены результаты, отличающиеся от тех, которые были получены в 2009 году [21]. К примеру, сегодня отличительной особенностью ценностных отношений дошкольников является прагматизм, ориентация на материальные ценности, характерные как для мира взрослых, так и проявляющиеся среди детей. Эти же результаты показаны в исследовании Н.Ф. Головановой [7], где автор отмечает, что дети дошкольного возраста рано осознают, что современная жизнь и отношения людей буквально пронизаны духом конкуренции, соперничества, стремлением к успеху, постоянным сравнением себя с другими. Зачастую дети соотносят успех с наличием материальных ценностей (хорошей машины, одежды, телефона, игрушек).

Показательным становится ценностное отношение детей к цифровизации и информатизации окружающей среды. В работе Г.У. Солдатовой [27] раскрыт феномен цифрового детства, когда интернет становится средой «обитания» и значимым фактором социализации детей, когда дети поразительно быстро осваивают новые информационные технологии, достаточно уверенно чувствуют себя в информационном пространстве, зачастую играют со взрослыми в одни и те же компьютерные игры, развлечения. Эти же особенности проявления ценностного отношения дошкольников отмечены в нашем исследовании. Интерес к электронным гаджетам, компьютерным играм не только демонстрирует предпочтение детьми новых развивающих средств, но и показывает, как в современной культуре все больше стираются границы оппозиции «взрослый-ребенок», когда дети-дошкольники поставлены в более открытые отношения с социумом, находятся практически в одном информационное поле со взрослыми (нередко все члены семьи смотрят одни и те же телепередачи, сериалы). Родители не всегда понимают, что ребенку нужна специально созданная предметная среда, своя детская деятельность и свои детские отношения. Важным остается определение оптимального уровня обращения к цифровым технологиям, дозированному и осознанному использованию их дошкольниками.

Вызывает озабоченность слабая ориентированность дошкольников на лучшие классические образцы национального идеала. Об этом свидетельствуют предпочтения и выборы детей в области художественной литературы, музыкального искусства, фольклора. Мы солидарны с мнением И.В. Бабуровой [2], также отмечающей этот факт и считающей, что задача педагога и родителей - организовать диалог с теми героями / личностями, чьи ценности признаны в культуре народа как достойные ориентиры, активнее использовать средства народной педагогики: сказки, притчи, обряды, игры и пр. При этом важно обращать внимание детей на позитивные ценности-качества, эмоциональные состояния, чувства, намерения окружающих. Идентифицируя себя с окружающим миром, ребенок начинает постепенно впитывать ценность своей нации, культуры, семьи, близких людей. Следует поощрять открытое выражение детьми своих мыслей, основанных на собственном опыте и наблюдениях. Данное положение согласуется с выводами С.И. Поповой о том, что специфика формирования ценностных отношений заключается в том, что не взрослый непосредственно формирует личность, а сам ребенок при поддержке педагога осуществляет конструирование собственной картины мира [20].

При этом позиция взрослого, как носителя духовно-нравственных ценностей крайне важна для ребенка. Однако, по нашим данным, сегодня дети испытывают заметную потребность в эмоциональных контактах со взрослыми. В исследовании Н.А. Степановой и др. [28] показано, что в совместном со взрослым переживании эмоциональных

состояний и чувств наилучшим образом формируется и развивается эмо-циональная отзывчивость, сопереживание, социальный и эмоциональный интеллект.

К сожалению, эта потребность удовлетворяется не полностью: детям не достает общения, совместных дел, игр, занятий с родителями. Опрос также показал, что дети не получают ожидаемого эмоционального контакта, взаимного проявления чувств от взаимодействия с педагогами. Это затрудняет выработку системы ценностных отношений, поскольку педагоги для дошкольников выступают потенциальными трансляторами мира ценностей. Результаты нашего исследования подтверждаются выводами Н.Е. Щурковой и др. [29] о дефиците детско-взрослого общения, а также позицией Ю.В. Громыко и др. [8] о важности создания и развития детско-взрослых сообществ для успешной позитивной социализации ребенка. Мы солидарны с этими авторами в том, что ребенок дошкольного возраста нуждается во взрослом, его наставлениях, воспитательных взаимодействиях и воздействиях, в том, чтобы взрослые демонстрировали желательные модели поведения, ценностного выбора. Для выработки системы ценностных отношений детям нужен не педагог-ментор, а педагог-партнер, со-деятель, способный создавать вместе с детьми яркую, насыщенную впечатлениями и событиями жизнь, использующий метод создания воспитательных ситуаций, их совместного анализа и принятия решений, вовлекающий дошкольников в деятельность на благо других и развивающий бескорыстные мотивы участия в ней (помощь другому: сверстнику, младшему ребенку, взрослому человеку).

_Выводы

На основании нашего исследования можно сделать следующие выводы об особенностях формирования и проявления ценностных отношений дошкольников к окружающему миру.

1. Ценностные отношения следует рассматривать как ведущее личностное качество, как внутренний «духовный регулятор» нравственного поведения человека, формирующийся уже на этапе дошкольного детства.

2. Анализ ценностных отношений детей дошкольного возраста, осуществленный в исследовании, показал сохранение традиционно высокого уровня ценностного отношения детей к себе, к сверстникам и близким взрослым (родителям и воспитателям); к игре, как ведущему виду деятельности, к предстоящему обучению в школе, к учебной деятельности.

3. К особенностям проявления ценностных отношений дошкольников сегодня, по результатам нашего исследования следует отнести: повышенный интерес к материальным ценностям, с которыми у дошкольников зачастую связано представление об успехе; высокий уровень ценностного отношения и умения пользоваться современными электронными средствам (гаджетами, электронными игрушками, компьютерными играми), что позволяет детям уверенно чувствовать себя в информационной среде. При этом дети-дошкольники демонстрируют низкий уровень духовных выборов: предпочтения детей в области художественной литературы, музыкального искусства, фольклора слабо ориентированы на лучшие классические образцы национального идеала.

4. Таким образом, обозначены происходящие в эмоционально-ценностной сфере дошкольников изменения. Изучение ценностных отношений дошкольников

позволит не только «увидеть» и представить ценностную картину мира как отдельной личности, так и определенной части целого поколения, но и своевременно оказать ребенку содействие и поддержку в его понимании мира и самого себя, совершенствовать процесс формирования ценностных отношений как основы духовно-нравственного воспитания и развития детей.

Заключение

Новизна проведенного исследования заключается в определении особенностей ценностного отношения детей дошкольного возраста к окружающему миру сегодня. Анализ ценностных отношений дошкольников дополнен оценками и комментариями их родителей, а также педагогами детских садов. Полученные результаты могут быть использованы в качестве рекомендаций при планировании и организации образовательного процесса с целью формирования ценностных отношений как основы духовно-нравственного развития, позитивной социализации детей в период дошкольного детства и подготовки к школьному обучению.

ЛИТЕРАТУРА

1. Atkinson Richard C., Smith Edward E, Daryl J. Bem, Susan Nolen-Hoeksema. "Hilgard's Introduction to Psychology. History, Theory, Research, and Applications", 13th ed., 2000.

2. Бабурова И.В. Изучение и воспитание ценностных отношений школьников: монография / под ред. А.С. Роботовой. СмолГУ, 2008. 320 с.

3. Bayanova L.F. Factors of compliance of a child with rules in a Russian cultural context // European Early Childhood Education Research Journal. 2016. Vol. 24, Is.3. P. 357-364.

4. Berger P. L., Luckmann T. The Social Construction of Reality. A Treatiseon sociology of Knowledge. 1966. 323 p.

5. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1978. № 4. С. 14-19.

6. Бондаревская Е.В. Феноменологический анализ современных концепций воспитания // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: Сб. науч. трудов. Волгоград, 2004. С. 18-27.

7. Голованова Н.Ф. Воспитание - основа позитивной социализации // Детский сад: теория и практика. 2016. № 3. С. 7- 14.

8. Громыко Ю.В., Рубцов В.В., Марголис А.А. Школа как экосистема развивающихся детско-взрослых сообществ: деятельностный подход к проектированию школы будущего // Культурно-историческая психология. 2020. Т. 16. No 1. С. 57-67. DOI: 10.17759/chp.2020160106

9. Guerrier J. Kids Flourish with the Support of Family, Friends and Pets / Kids of the World: The Book / Viacom Global Insights. Published 7 Mart 2018. [Electronic resource]. URL: https://insights.viacom.com/post/kids-flourish-with-the-support-of-family-friends-and-pets/

10. Digital Childhoods: Technologies and Children's Everyday Lives / Danby S.J., Fleer M., Davidson C., Hatzigianni M. (eds.). Springer, 2018. Vol. 22. 287 p. DOI: 10.1007/978-981-10-6484-5.

11. Jennifer van Krieken Robson (2019) Participatory pedagogy for values education in early childhood education, European Early Childhood Education Research Journal, 27:3, 420-431, DOI: 10.1080/1350293X.2019.1600811

12. Кирьякова А.В. Аксиологический аспект воспитания личности // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: Сб. науч. трудов. Волгоград, 2004. С. 89-96.

13. Колесникова И.А. Воспитание духовности и нравственности в эпоху глобальных перемен // Педагогика. 2008. № 9. С. 25-33.

14. Колесова О.В., Гуцу Е.Г., Деменева Н.Н., Зайцева С.А., Маясова Т.В., Кочетова Е.В. Исследование ценностного отношения к родине у детей младшего школьного возраста // Перспективы науки и образования. 2021. № 4 (52). С. 280-296. doi: 10.32744/pse.2021.4.18

15. Kluckhohn C. Values & value-orientations in the theory of action: An exploration in definition and classification //

In T. Parsons & E. Shils (Eds.), Toward a general theory of action. Cambridge, MA: Havard University Press, 2001. Рр. 388-433.

16. Левшина Н., Санникова Л., Юревич С., Степанова Н. Модульные программы: методическая помощь родителям дошкольников, получающих семейное образование // Дошкольное воспитание. 2019. № 5. С. 12-17.

17. Метлик И.В. Духовно-нравственное и гражданское воспитание в школе: особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе // Воспитание школьников, 2012. № 2. С. 3-14.

18. Nye J.S. Deterrence and Dissuasion in Cyberspace // International Security. 2017. Vol. 41. N 3. P. 44-71.

19. Педагогическая диагностика духовно-нравственного воспитания и развития личности: учебно-методическое пособие / сост. В.П. Вишневская, Л.Н. Малявкина, С.Н. Юревич. Магнитогорск: МаГУ, 2013. 134 с.

20. Palmadottir H. & Johansson E. M. Young children's communication and expression of values during play sessions in preschool, Early Years, 2005, vol. 35, no. 3, pp. 289-302, DOI: 10.1080/09575146.2015.1048429

21. Проблемы дошкольного детства в поликультурном пространстве изменяющейся России. Результаты межрегионального исследования: Монография. Ч.2 / Под ред. А.Г. Гогоберидзе. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. 307 с.

22. Розов Н.С. Методологические принципы ценностного прогнозирования образования // Социально-философские проблемы образования. М., 1992. С. 10-34.

23. Roccas S., Sagiv L., Schwartz S.H., & Knafo A. The big five personality factors and personal values // Personality and Social Psychology Bulletin, 2002. 28, рр.189-201.

24. Sanderson R., Crompton T., Prentice M., Wolf L., Weinstein N., Kasser T. Strangers in a Strange Land: Relations Between Perceptions of Others' Values and Both Civic Engagement and Cultural Estrangement // Frontiers in Psychology. 2019. Vol. 10. Issue 3. P. 559-570. D0I:10.3389/fpsyg.2019.00559.

25. Schwartz S.H. Universals in the structure and content of values: Theoretical advances and empirical tests in 20 countries] // In M.P. Zanna (Ed.) Edvances in Experimental Social Psychology. Orlando, Fl: Academic. 1992. Vol. 25, рр. 1-65.

26. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр "Академия", 2002. 576 с.

27. Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9. No 3. С. 71-80. DOI: 10.17759/ sps.2018090308

28. Stepanova N.A., Sannikova L.N., Levshina N.I., Yurevich S.N., Chernobrovkin V.A. Раге^а! Evaluation of Preschool Education Quality: Is It a Problem Or an Opportunity? // Man in India. 2017. Т. 97. № 5. С. 171-185.

29. Щуркова Н.Е., Арапова П.И., Баранова Е.Ф. и др. Система достойного воспитания. М.: Издательство АСТ, 2020. 256 с.

30. Юревич С.Н., Санникова Л.Н., Левшина Н.И. Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи. Учебное пособие. М. : Издательство Юрайт, 2020. 181 с.

REFERENCES

1. Atkinson Richard C., Smith Edward E, Daryl J. Bem, Susan Nolen-Hoeksema. Hilgard's Introduction to Psychology. History, Theory, Research, and Applications, 13th ed., 2000.

2. Baburova I.V. The study and education of value relationships of schoolchildren: A monograph / ed. by A.S. Robotova. Smolny State University. 2008. 320 p.

3. Bayanova L.F. Factors of compliance of a child with rules in a Russian cultural context. European Early Childhood Education Research Journal, 2016 vol. 24, issue 3, pp. 357-364.

4. Berger P. L., Luckmann T. The Social Construction of Reality. A Treatiseon sociology of Knowledge. 1966. 323 p.

5. Bozhovich L.I. Stages of personality formation in ontogenesis. Voprosy psykhologii, 1978, no. 4, pp. 14-19.

6. Bondarevskaya E. V. Phenomenological analysis of modern concepts of education. Theoretical and methodological problems of modern education. Volgograd, 2004. pp. 18-27.

7. Golovanova N.F. Upbringing - the basis of positive socialization. Kindergarten: Theory and practice, 2016, no. 3, pp. 7- 14.

8. Gromyko Y.V., Rubtsov V.V., Margolis A.A. School as an ecosystem of developing child-adult communities: an activity

approach to the design of the school of the future. Cultural-Historical Psychology, 2020, vol. 16, no. 1, pp. 57-67. DOI: 10.17759/chp.2020160106

9. Guerrier J. Kids Flourish with the Support of Family, Friends and Pets / Kids of the World: The Book / Viacom Global Insights. Published 7 Mart 2018. [Electronic resource]. Available at: https://insights.viacom.com/post/kids-flourish-with-the-support-of-family-friends-and-pets/

10. Digital Childhoods: Technologies and Children's Everyday Lives / Danby S.J., Fleer M., Davidson C., Hatzigianni M. (eds.). Springer, 2018, vol. 22. 287 p. DOI: 10.1007/978-981-10-6484-5.

11. Jennifer van Krieken Robson. Participatory pedagogy for values education in early childhood education. European Early Childhood Education Research Journal, 2019, vol. 27, no. 3, pp. 420-431. DOI: 10.1080/1350293X.2019.1600811

12. Kir'yakova A.V. Axiological aspect of personality education. Theoretical and methodological problems of modern education: Collection of scientific works. Volgograd, 2004. pp. 89-96.

13. Kolesnikova I. A. Education of spirituality and morality in the era of global changes. Pedagogy, 2008, no. 9, pp. 25-33.

14. Kolesova O.V., Gutsu E.G., Demeneva N.N., Zaitseva S.A., Mayasova T.V., Kochetova E.V. The study of the value attitude to the motherland in children of primary school age. Perspectives of science and education. 2021, no. 4 (52). pp. 280-296. doi: 10.32744/pse.2021.4.18

15. Kluckhohn C. Values & value-orientations in the theory of action: An exploration in definition and classification. In T. Parsons & E. Shils (Eds.), Toward a general theory of action. Cambridge, MA: Havard University Press, 2001. pp. 388-433.

16. Levshina N., Sannikova L., Yurevich S., Stepanova N. Modular programs: methodological assistance to parents of preschool children receiving family education. Preschool Education, 2019, no. 5, pp. 12-17.

17. Metlik I.V. Spiritual, moral and civic education at school: features and correlation in the educational process. Upbringing of schoolchildren, 2012, no. 2, pp. 3-14.

18. Nye J.S. Deterrence and Dissuasion in Cyberspace. International Security, 2017, vol. 41, no. 3, pp. 44-71.

19. Pedagogical diagnostics of spiritual and moral education and personal development: teaching manual / co. V.P. Vishnevskaya, L.N. Malyavkina, S.N. Yurevich. Magnitogorsk, MSU Publ., 2013. 134 p.

20. Palmadottir H. & Johansson E. M. Young children's communication and expression of values during play sessions in preschool. Early Years, 2005, vol. 35, no. 3, pp. 289-302. DOI: 10.1080/09575146.2015.1048429

21. Problems of preschool childhood in the multicultural space of changing Russia. Results of an interregional study: Monograph. P.2 / Ed. by A.G. Gogoberidze. St. Petersburg, Publishing house of the Herzen State Pedagogical University, 2009. 307 p.

22. Rozov N.S. Methodological principles of value prognosis of education. Social and philosophical problems of education. Moscow, 1992. pp. 10-34.

23. Roccas S., Sagiv L., Schwartz S.H., & Knafo A. The big five personality factors and personal values. Personality and Social Psychology Bulletin, 2002, vol. 28, pp. 189-201.

24. Sanderson R., Crompton T., Prentice M., Wolf L., Weinstein N., Kasser T. Strangers in a Strange Land: Relations Between Perceptions of Others' Values and Both Civic Engagement and Cultural Estrangement. Frontiers in Psychology, 2019, vol. 10, issue 3, pp. 559-570. DOI: 10.3389/fpsyg.2019.00559.

25. Schwartz S.H. Universals in the structure and content of values: Theoretical advances and empirical tests in 20 countries]. In M.P. Zanna (Ed.) Edvances in Experimental Social Psychology. Orlando, Fl: Academic. 1992, vol. 25, pp. 1-65.

26. Slastenin V.A. et al. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N. Pedagogy: Textbook for Students of Higher Education Institutions / V.A. Slastenin, Isaev I.F., Shiyanov E.N. Ed. by Slastenin V.A. Moscow, Publishing Center "Academy", 2002. 576 p.

27. Soldatova G.U. Digital socialization in the cultural-historical paradigm: a changing child in a changing world. Social Psychology and Society, 2018, vol. 9, no. 3, pp. 71-80. DOI: 10.17759/sps.2018090308

28. Stepanova N.A., Sannikova L.N., Levshina N.I., Yurevich S.N., Chernobrovkin V.A. Parenthal Evaluation of Preschool Education Quality: Is It a Problem Or an Opportunity? Man in India, 2017, vol. 97, no. 5, pp. 171-185.

29. Shchurkova N.E., Arapova P.I., Baranova E.F. et al. The system of decent education. Moscow, Publishing house AST, 2020. 256 p.

30. Yurevich S.N., Sannikova L.N., Levshina N.I. Interaction of preschool educational organization and family. Textbook. Moscow, Yurait Publ., 2020. 181 p.

Perspectives of Science & Education. 2022, Vol. 55, No. 1

Информация об авторах Information about the authors

Степанова Наталья Анатольевна Natalia A. Stepanova

(Россия, г. Лысьва) (Russia, Lysva)

Доцент, кандидат педагогических наук, доцент Assistant professor, PhD in Pedagogical Sciences,

кафедры общенаучных дисциплин Department of General Scientific Disciplines

Лысьвенский филиал Lysva Branch

Пермский национальный исследовательский Perm National Research Polytechnic University

политехнический университет E-mail: natstep77@mail.ru

E-mail: natstep77@mail.ru ORCID ID: 0000-0003-0454-4729

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ORCID ID: 0000-0003-0454-4729

Liliya N. Sannikova

Левшина Наталия Ивановна (Russia, Magnitogorsk)

(Россия, г. Магнитогорск) Assistant professor, PhD in Pedagogical Sciences

Доцент, кандидат педагогических наук, доцент Head of the Department of Preschool and Vocational

кафедры дошкольного и специального образования Education

Магнитогорский государственный технический Nosov Magnitogorsk State Technical University

университет им. Г.И. Носова E-mail: levni60@mail.ru

E-mail: levni60@mail.ru ORCID ID: 0000-0003-4224-2959

ORCID ID: 0000-0003-4224-2959

Svetlana N. Yurevich

Санникова Лилия Наилевна (Russia, Magnitogorsk)

(Россия, г. Магнитогорск) Assistant professor, PhD in Pedagogical Sciences

Доцент, кандидат педагогических наук, доцент Associate Professor of the Department Preschool and

кафедры дошкольного и специального образования Vocational Education

Магнитогорский государственный технический Nosov Magnitogorsk State Technical University

университет им. Г.И. Носова E-mail: sannikov kb@mail.ru

E-mail: sannikov kb@mail.ru ORCID ID: 0000-0003-0736-1960

ORCID ID: 0000-0003-0736-1960

Nataliya I. Levshina

Юревич Светлана Николаевна (Russia, Magnitogorsk)

(Россия, г. Магнитогорск) Assistant professor, PhD in Pedagogical Sciences

Доцент, кандидат педагогических наук, доцент Associate Professor of the Department Preschool and

кафедры дошкольного и специального образования Vocational Education

Магнитогорский государственный технический Nosov Magnitogorsk State Technical University

университет им. Г.И. Носова E-mail: yurevich sn@mail.ru

E-mail: yurevich sn@mail.ru ORCID ID: 0000-0002-6239-870X

ORCID ID: 0000-0002-6239-870X

283

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.