Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЯХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЯХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
482
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ИНКЛЮЗИЯ / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / UNIVERSAL HUMAN VALUES / INCLUSION / PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION / CHILDREN WITH DISABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Емельянова Ирина Дмитриевна, Подольская Олеся Александровна

Введение. Развитие личностных ценностей у детей стоит в ряду приоритетных задач современного российского общества. Процесс приобщения к культуре зависит от осознания общечеловеческих ценностей и принятия их как личностные. В связи с этим, назрела проблема формирования представлений об общечеловеческих ценностях у детей, начиная с дошкольного возраста. Особого внимания заслуживает изучение процесса понимания общечеловеческих ценностей у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Авторы связывают осведомленность об общечеловеческих ценностях у этих детей с имеющими ценностную значимость предметами или явлениями, представлениями о мире, других людях и самом себе. Критериями представлений об общечеловеческих ценностях явились: воссоздание образа мира, отношение к качествам сверстников и взрослых (родственников и знакомых), иерархия жизненных приоритетов. Материалы и методы. Базами экспериментальной части исследования явились МБДОУ детский сад № 32 и МБДОУ детский сад № 36 г. Ельца Липецкой области. В эксперименте приняли участие 40 детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ОНР - 30 детей, ЗПР - 10 детей). В основу исследования были положены методики И.Б. Дермановой, М. Рокича (адаптированная О. Зайцевой для детей дошкольного возраста и авторским коллективом настоящей статьи для старших дошкольников с ОНР и ЗПР). Результаты. Только для половины испытуемых с ограниченными возможностями здоровья значимость представляют активная деятельность (игровая), счастливая семейная жизнь, материальное благополучие и развлечения. Анализ результатов констатирующего эксперимента выявил уровень выше среднего у 13% детей, средний уровень у 37% дошкольников, низкий уровень был отмечен у 50% испытуемых. Данные контрольного эксперимента подтвердили динамику в развитии представлений об общечеловеческих ценностях у старших дошкольников с ОВЗ (уровень выше среднего - 17% воспитанников с ОВЗ, средний уровень - 40% детей, низкий уровень - 23 % испытуемых). Применение критерия Стьюдента позволило выявить статистически достоверности различия между группами на уровне значимости р = 0,05. Заключение. Полученные результаты позволяют осуществлять процесс формирования представлений об общечеловеческих ценностях, основанный на принципе последовательности в усложнении задач и содержания деятельности; создании творческо-эмоциональной атмосферы; привлечении родителей к данному процессу; учете индивидуально-психологических особенностей старшего дошкольного возраста и специфике структуры дефекта детей с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Емельянова Ирина Дмитриевна, Подольская Олеся Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE FORMATION OF PERCEPTIONS OF UNIVERSAL HUMAN VALUES IN SENIOR PRESCHOOLERS WITH DISABILITIES

Introduction. The development of personal values in children is among the priority tasks of modern Russian society. The process of familiarization with culture depends on recognizing universal human values and considering them as personal ones. In this regard, there is a problem of forming the perceptions of universal human values in children, starting from preschool age. The study of the process of understanding universal human values by senior preschoolers with disabilities deserves particular attention. The authors connect the awareness of universal human values of these children with valuable objects or phenomena, perceptions of the world, other people and oneself. The criteria for the perceptions of universal human values were as follows: the reconstruction of the world image, the attitude to the qualities of peers and adults (relatives and friends), the hierarchy of life priorities. Materials and methods. The experimental part of the study was performed in Municipal Budgetary Preschool Educational Institutions “Kindergarten No. 32” and “Kindergarten No. 36” in Yelets, Lipetsk Region. Forty children of senior preschool age with disabilities (30 children with general speech underdevelopment (GSU), 10 children with developmental delay (DD)) participated in the experiment. The study was based on the methods of I.B. Dermanova, M. Rokich (adapted by O. Zaitseva for preschool children and the authors of this article for senior preschoolers with GSU and DD). Results. An intense activity (games), a happy family life, material well-being and entertainment are of importance only to half of the examinees with disabilities. The analysis of ascertaining experiment results revealed an above-average level in 13% of children, an average level in 37% of preschool children; a low level was noted in 50% of the examinees. The data of the control experiment confirmed the dynamics in the development of perceptions of universal human values among senior preschoolers with disabilities (an above-average level - 17% of children with disabilities, an average level - 40% of children, a low level - 23% of the examinees). The use of Student’s t-test allowed to conclude that the differences between the groups are statistically significant (the actual value of t is greater than tcr at the significance level (p = 0.05)). This indicates the statistical reliability of indicators to increase the level of perceptions of children with disabilities about universal human values at different stages of the study. Conclusion. The results obtained make it possible to carry out the process of forming the perceptions of universal human values, based on the principle of consistency in increasing the complexity of tasks and the content of activities; creating a creative-emotional atmosphere; involving parents in this process; taking into account the individual psychological characteristics of senior preschool age and the specific structure of a defect of children with disabilities.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЯХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: pnojournal.wordpress.com/archive20/20-02/ Дата публикации: 30.04.2020 УДК 376.2

И. Д. Емельянова, О. А. Подольская

Особенности формирования представлений об общечеловеческих ценностях у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Введение. Развитие личностных ценностей у детей стоит в ряду приоритетных задач современного российского общества. Процесс приобщения к культуре зависит от осознания общечеловеческих ценностей и принятия их как личностные. В связи с этим, назрела проблема формирования представлений об общечеловеческих ценностях у детей, начиная с дошкольного возраста. Особого внимания заслуживает изучение процесса понимания общечеловеческих ценностей у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Авторы связывают осведомленность об общечеловеческих ценностях у этих детей с имеющими ценностную значимость предметами или явлениями, представлениями о мире, других людях и самом себе. Критериями представлений об общечеловеческих ценностях явились: воссоздание образа мира, отношение к качествам сверстников и взрослых (родственников и знакомых), иерархия жизненных приоритетов.

Материалы и методы. Базами экспериментальной части исследования явились МБДОУ детский сад № 32 и МБДОУ детский сад № 36 г. Ельца Липецкой области. В эксперименте приняли участие 40 детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ОНР - 30 детей, ЗПР - 10 детей). В основу исследования были положены методики И.Б. Дермановой, М. Рокича (адаптированная О. Зайцевой для детей дошкольного возраста и авторским коллективом настоящей статьи для старших дошкольников с ОНР и ЗПР).

Результаты. Только для половины испытуемых с ограниченными возможностями здоровья значимость представляют активная деятельность (игровая), счастливая семейная жизнь, материальное благополучие и развлечения. Анализ результатов констатирующего эксперимента выявил уровень выше среднего у 13% детей, средний уровень у 37% дошкольников, низкий уровень был отмечен у 50% испытуемых. Данные контрольного эксперимента подтвердили динамику в развитии представлений об общечеловеческих ценностях у старших дошкольников с ОВЗ (уровень выше среднего - 17% воспитанников с ОВЗ, средний уровень - 40% детей, низкий уровень - 23 % испытуемых). Применение критерия Стьюдента позволило выявить статистически достоверности различия между группами на уровне значимости р = 0,05.

Заключение. Полученные результаты позволяют осуществлять процесс формирования представлений об общечеловеческих ценностях, основанный на принципе последовательности в усложнении задач и содержания деятельности; создании творческо-эмоциональной атмосферы; привлечении родителей к данному процессу; учете индивидуально-психологических особенностей старшего дошкольного возраста и специфике структуры дефекта детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: общечеловеческие ценности, инклюзия, дошкольная образовательная организация, дети с ограниченными возможностями здоровья

Ссылка для цитирования:

Емельянова И. Д., Подольская О. А. Особенности формирования представлений об общечеловеческих ценностях у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья // Перспективы науки и образования. 2020. № 2 (44). С. 224-239. сЫ: 10.32744/ pse.20202.18

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive20/20-02/ Accepted: 21 January 2020 Published: 30 April 2020

I. D. Emelyanova, O. A. Podolskaya

Features of the formation of perceptions of universal human values in senior preschoolers with disabilities

Introduction. The development of personal values in children is among the priority tasks of modern Russian society. The process of familiarization with culture depends on recognizing universal human values and considering them as personal ones. In this regard, there is a problem of forming the perceptions of universal human values in children, starting from preschool age. The study of the process of understanding universal human values by senior preschoolers with disabilities deserves particular attention. The authors connect the awareness of universal human values of these children with valuable objects or phenomena, perceptions of the world, other people and oneself. The criteria for the perceptions of universal human values were as follows: the reconstruction of the world image, the attitude to the qualities of peers and adults (relatives and friends), the hierarchy of life priorities.

Materials and methods. The experimental part of the study was performed in Municipal Budgetary Preschool Educational Institutions "Kindergarten No. 32" and "Kindergarten No. 36" in Yelets, Lipetsk Region. Forty children of senior preschool age with disabilities (30 children with general speech underdevelopment (GSU), 10 children with developmental delay (DD)) participated in the experiment. The study was based on the methods of I.B. Dermanova, M. Rokich (adapted by O. Zaitseva for preschool children and the authors of this article for senior preschoolers with GSU and DD).

Results. An intense activity (games), a happy family life, material well-being and entertainment are of importance only to half of the examinees with disabilities. The analysis of ascertaining experiment results revealed an above-average level in 13% of children, an average level in 37% of preschool children; a low level was noted in 50% of the examinees. The data of the control experiment confirmed the dynamics in the development of perceptions of universal human values among senior preschoolers with disabilities (an above-average level - 17% of children with disabilities, an average level - 40% of children, a low level - 23% of the examinees). The use of Student's t-test allowed to conclude that the differences between the groups are statistically significant (the actual value of t is greater than tcr at the significance level (p = 0.05)). This indicates the statistical reliability of indicators to increase the level of perceptions of children with disabilities about universal human values at different stages of the study.

Conclusion. The results obtained make it possible to carry out the process of forming the perceptions of universal human values, based on the principle of consistency in increasing the complexity of tasks and the content of activities; creating a creative-emotional atmosphere; involving parents in this process; taking into account the individual psychological characteristics of senior preschool age and the specific structure of a defect of children with disabilities.

Key words: universal human values; inclusion; preschool educational organization; children with disabilities

For Reference:

Emelyanova, I. D., & Podolskaya, O. A. (2020). Features of the formation of perceptions of universal human values in senior preschoolers with disabilities. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 44 (2), 224-239. doi: 10.32744/pse.2020.2.18

_Введение

роблема формирования основных общечеловеческих ценностей является в настоящее время одной из острых в России, что отмечено в пакете правительственных документов и указано в послании президента Федеральному Собранию «... основные ценности хорошо известны, это то, что дорого каждому в нашей стране: Справедливость, Свобода, Жизнь человека, Межнациональный мир, Семейные традиции, Патриотизм» [14]. Это имеет прямое отношение и к лицам с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).

Ключевым вопросом в воспитании детей дошкольного возраста является формирование у них таких качеств, как эмоциональная отзывчивость, сопереживание, готовность к совместной деятельности со сверстниками, уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в детском саду; любовь к Родине и родному краю; уважительное отношение к труду и творчеству. Именно об этом говорится в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) - в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», в рамках которой обеспечивается присвоение ребенком нравственных общечеловеческих ценностей. Эта тенденция поддерживается и по отношению к детям с ОВЗ, которым уделено много внимания в стандарте дошкольного образования [15].

Представления об общечеловеческих ценностях и их структура у старших дошкольников с ОВЗ ранее не рассматривались. Безусловно, специфика представлений обусловлена особенностями психического развития разных типов детей с ОВЗ, которые изучены неравномерно. Особого внимания требуют старшие дошкольники с общим недоразвитием речи (далее ОНР) и задержкой психического развития (далее ЗПР), так как в процентном соотношении они составляют большую часть детей с ОВЗ и тенденция к увеличению их количества сохраняется.

Изучение детей этих категорий представляет собой интерес еще и потому, что данные типы нарушенного развития объединяют несколько групп расстройств разной природы (отличающихся по происхождению и сущности). У детей с ОНР нарушено формирование фонетико-фонематической стороны речи, словаря и грамматического строя, а у дошкольников с ЗПР страдает познавательная и речевая сфера.

Недостаточность теоретической базы в сочетании с потребностями современной психолого-педагогической практики определяет значимость и особую актуальность изучения проблемы формирования представлений об общечеловеческих ценностях у старших дошкольников с ОВЗ.

Представления об общечеловеческих ценностях у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ необходимо формировать как можно раньше, так как именно они должны стать тем внутренним критерием развивающейся личности, с позиций которого она будет оценивать нравственную основу групповых, этнических, национальных и других ценностей на всех уровнях.

_Обзор литературы

Основой для формирования образа жизни является система ценностей. Она непосредственно влияет на мировоззрение человека в процессе его жизни.

В философском аспекте под ценностью понимается «понятие, обозначающее, во-первых, положительную или отрицательную значимость какого-либо объекта в отличие от его экзистенциальных и качественных характеристик (предметные ценности), во-вторых, нормативную, предписательно-оценочную сторону явлений общественного сознания (субъективные ценности или ценности сознания)» [10].

В педагогике ценности рассматриваются как наиболее значимые явления и предметы реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальных групп и личности [3].

п w W

В качестве идеальных целей разных видов человеческой деятельности, сложившихся в ходе филогенеза и отражающихся в разных формах коллективного сознания рассматриваются общечеловеческие ценности (Л.П. Гирфанова) [6].

Общечеловеческие ценности определяют каждодневное поведение и деятельность в различных областях: преобразовательной, познавательной, художественной, общения и потребления. Имеющиеся ценности ориентируют на совершение поступков в разных ситуациях в ходе взаимодействия с окружающими людьми [13].

Общечеловеческие ценности берутся за основу определения целей и оптимальных средств воспитания. В соответствии с аргументацией современных исследователей в области педагогики и образования (М. Баяр [3], Б.С. Гершунский [5], Л.П. Гирфанова [6], Б.Т. Лихачев [11], Н.Д. Никандров [12] и др.) общечеловеческие ценности являются основой обучения и воспитания, а важным условием становления общечеловеческих ценностей выступает приобщение подрастающего поколения к искусству и культуре.

Несмотря на это феномен общечеловеческих ценностей неоднозначно трактуется разными авторами, в связи с этим по-разному определяется их компонентный состав. В научной среде под общечеловеческими ценностями понимают то, что имеет главное значение и стоит выше интересов не только отдельных людей, но и различных классов и групп.

Ход развития общества и какой-либо этап его становления в любой исторический период не влияют на содержание общечеловеческих ценностей, не зависят они и от этнических традиций. Однако, в конкретной социокультурной традиции оно наполняется соответствующим смыслом, непосредственно воспроизводясь в качестве ценности в любом типе культуры [9; 20; 23].

Б.С. Гершунский считает, что общечеловеческие ценности - это те великие истины, та мудрость, «которая веками накапливалась здравомыслящим человечеством и нашла отражение в трудах великих просветителей прошлого» [5].

Общечеловеческие ценности, по мнению Б.Т. Лихачева - «вечные явления духовной жизни людей», такие как их стремление к счастью, совесть, вера, надежда, любовь, индивидуализм, честь и достоинство личности [11].

В.Н. Никандров относит к общечеловеческим ценностям те ценности, которые принимаются большинством человечества [12].

Р.А. Еремина, Е.В. Суворова определяют общечеловеческие ценности, как наполняющуюся ценностями на каждом из исторических периодов человеческого развития систему. Эти ценности отражают развитие общества в социально-экономическом, культурном и др. векторах и принимаются подавляющим большинством людей, несмотря на то, к какой культуре и социокультурной реальности они принадлежат (О.С. Фисенко) [16].

В философских и этнопедагогических исследованиях за последние годы (М. Баяр [3], Б.С. Гершунский [5], В.Е. Кемеров [10], О.С. Фисенко [16] и др.) глубоко раскрывает-

ся проблема оптимального соотношения общечеловеческих и этнических ценностей, где важную роль в формировании личности играет национальная культура.

Общечеловеческие ценности понимаются нами как предмет или явление, имеющие ценностную значимость, главную составляющую в жизни человека (в духовном, моральном, этическом плане).

Формирование общечеловеческих ценностей - это сложный и длительный целостный процесс, который зачастую продолжается в течение всей жизни человека и носит неравномерный характер. Одни ценности усваиваются человеком быстрее и проще, другие требуют более длительного периода времени, по отношению к третьим человек может не определиться вообще. Чем глубже человек осознает общечеловеческие ценности и принимает их как личностные, тем больше он приобщается к общечеловеческой культуре.

В раннем возрасте и в процессе всей жизни происходит становление и развитие общечеловеческих ценностей. Наиболее благоприятным и значимым для их формирования считается дошкольный возраст, где средством формирования служит духовно-нравственное и морально-этическое воспитание. Для этого периода детства характерны чистота восприятия, эмоциональная восприимчивость, открытость, доверчивость (А.В. Амбеталь [2], И.Н. Вавилова [4], Е.А. Голоюс [7], Н.Д. Никандров [12] и др.).

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям является одной из важных проблем воспитания. Она особенно обострилась и приобрела социальное и нравственное значение в переломный этап обесценивания культурных традиций и необоснованной дискриминации прежних идеологических и этических устоев общества, быстрой и необъяснимой замены их новыми идеалами и ценностями. Важность проблемы приобщения к общечеловеческим ценностям на современном этапе аргументируется также и необходимостью разрешения межэтнических противоречий, проявляющихся в России как многонациональном государстве.

На основе изученных и проанализированных исследований мы рассматриваем представления старших дошкольников с ОВЗ об общечеловеческих ценностях как умение воспринимать и анализировать образ мира; образцы поведения людей и реализуемые ими поступки, ориентированные на базовые нравственные ценности; расставлять собственные приоритеты в жизни.

Психическое развитие и становление личности ребенка с ОВЗ к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. Ребёнок с ОВЗ, как и нормативно развивающийся, проходит большой путь в овладении системой поведения в межличностных отношениях с взрослыми и детьми. В основе процесса формирования самооценки у дошкольника с ОВЗ лежит понимание успешности собственной деятельности, оценок своих ровесников, педагогов, других детей и взрослых, одобрения родителей. Ребенок приобретает способность осознавать себя и тот статус, в котором в определенный момент находится в семье, в детском сообществе. Дошкольник с ОВЗ овладевает правилами оптимального взаимодействия с окружающими и в благоприятных для себя условиях пользуется ими для выполнения необходимых действий. Постепенно его отношения с другими детьми и взрослыми становятся все сложнее и содержательнее, важное значение приобретает личностный тип общения, основу которого составляет интерес к взаимоотношениям с людьми [13; 18; 22].

Именно эта особенность личности старшего дошкольника с ОВЗ учитывалась нами в работе по формированию представлений об общечеловеческих ценностях.

Необходимость решения задач по формированию первичных представлений ребенка о себе, других людях, о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценно-

стях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках особенно остро стоит в группах компенсирующей направленности для детей с ОВЗ, в том числе для детей с ОНР и ЗПР [1; 17].

Таким образом, старший дошкольник с ОВЗ, подобно нормативно развивающемуся, открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он начинает оценивать собственное поведение, усваивать те моральные нормы, согласно которым совершает действия. В соответствии с этим идет накопление практического опыта конкретного взаимодействия с окружающими людьми. С этого момента для ребенка с ОВЗ особую важность занимают социальные ценности, приобретаемые посредством преобразования эмоциональной сферы. Он ее связывает с правилами поведения и взаимоотношений людей.

Однако у детей с ОВЗ отмечается ограниченность представлений об окружающей действительности, сужение кругозора, очерченного обиходно-бытовыми границами, недостаточность развития функций произвольного внимания, памяти и других высших психических функций. Это не позволяет им своевременно и более качественно овладеть представлениями об общечеловеческих ценностях.

_Материалы и методы

Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базах МБДОУ детский сад № 32, МБДОУ детский сад № 36 г. Ельца Липецкой области. В эксперименте участвовало 40 детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ОНР - 30 детей, ЗПР - 10 детей). В основу исследования были положены методики И.Б. Дермановой, М. Рокича (адаптированная О. Зайцевой для детей дошкольного возраста и авторским коллективом настоящей статьи для старших дошкольников с ОНР и ЗПР) [8; 9].

На первом этапе диагностического исследования осуществлялось изучение представлений детей с ОВЗ об окружающем мире. Дети старшего дошкольного возраста с нарушениями в развитии воссоздавали образ мира и оценивали его значимость, то есть осуществляли анализ.

На втором этапе диагностики изучались представления детей с ОВЗ о проявлении поведения разными людьми. Диагностику представлений о данной ценности мы осуществили с помощью методики О. Зайцевой «Ценностные ориентиры» (адаптированная методика М. Рокича) [9].

Третий этап диагностики был направлен на исследование представлений детей о собственной личности. На данном этапе использовалась методика «Диагностика отношения к жизненным ценностям» [8].

Критериями определения представлений об общечеловеческих ценностях выступили: умения воссоздавать образ мира, анализировать качества сверстников и родных и знакомых взрослых, распределять жизненные приоритеты.

С целью анализа представлений об общечеловеческих ценностях у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и ЗПР мы исходили из ряда теоретических соображений. Вербальное выражение своих эмоций, ценностей, установок является наиболее трудным для данных категорий дошкольников, в силу несформированности саморефлексии.

Несмотря на первичный дефект у исследуемых категорий детей (ограниченность речевых средств у дошкольников с ОНР и нарушения познавательной сферы у детей с ЗПР), ребенок должен иметь возможность при диагностике представлений об обще-

человеческих ценностях отвечать, самостоятельно выбирая тактику ответов - жестом, однословно, словосочетанием, предложением.

Уровень выше среднего - дошкольники с ОВЗ этой группы самостоятельно правильно выполняют задания. Они имеют представление об общей картине мира (о планете, стране, в которой живут, регионе и родном городе), воссоздают образ мира и дают собственную оценку его значимости. Дети имеют четкое представление о ценности человека и качествах, которые ее определяют. Они дают перечень ценных, по их мнению, качеств людей, в соответствии с возрастными категориями (сверстник, человек старшего возраста, ребенок младшего возраста) с пояснениями, почему так думают. Дошкольники имеют иерархию жизненных приоритетов, высказывают свои желания, комментируя каждое.

Средний уровень - дошкольники с ОВЗ, находящиеся на этом уровне, частично самостоятельно выполняют все задания. Дети недостаточно овладели представлениями о мире (о планете, стране, в которой живут, регионе и родном городе), не полно воссоздают образ мира, затрудняются дать собственное пояснение о своем представлении о нем. Дают перечень ценных, по их мнению, качеств людей по всем возрастным категориям (сверстник, человек старшего возраста, ребенок младшего возраста) с пояснениями, почему так думают. Набор приоритетов составляет не более трех: дети называют желания, дают пояснения по одному из них.

Низкий уровень - дошкольники с ОВЗ неправильно выполняют все задания. Дети минимально овладели представлениями о мире (о планете, стране, в которой живут, регионе и родном городе), не всегда воссоздают образ мира, затрудняются дать собственное пояснение о своем представлении о нем. Дают недостаточный перечень ценных качеств людей по всем возрастным категориям (сверстник, человек старшего возраста, ребенок младшего возраста). Не могут объяснить, почему так думают. В приоритете чаще всего не более одного желания, к которому они не всегда дают пояснение.

_Результаты исследования и их обсуждение

Констатирующий этап

В соответствии с описанными выше методиками была осуществлена диагностика уровня представлений детей с ограниченными возможностями здоровья об общечеловеческих ценностях (окружающем мире, личностных качествах других людей и их взаимоотношениях, собственной личности).

Материалы диагностики приведены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты диагностики уровня представлений об общечеловеческих ценностях

старших дошкольников с ОВЗ

Уровни Знания (в %)

об окружающем мире о личностных качествах других людей и их взаимоотношениях о собственной личности Об общечеловеческих ценностях (в целом)

Выше среднего 7% 11% 9% 13%

Средний 41% 34% 40% 37%

Низкий 52% 55% 51% 50%

Анализ беседы показал, что большинство старших дошкольников с ОВЗ имеет низкий уровень представлений о мире как планете, населении планеты, о народах нашей страны, Москве как столице Российской Федерации. Дети старшего дошкольного возраста с ОВЗ не всегда знают о том, в каком регионе они живут, имеют скудные представления о Ельце как о родном городе, не называют любимые места в Ельце, плохо ориентируются в расположении улиц, близлежащих к детскому саду. У них не в полной мере развиты представления о тех делах и поступках, которые сделают город и улицы ещё краше. К ним относятся все дети с ЗПР и 25% старших дошкольников с ОНР. Другая часть (50%; из них 13% - уровень выше среднего) показала более глубокие и адекватные знания о стране и мире, и о народах, населяющих нашу страну и планету. Дети старшего дошкольного возраста с ОВЗ знают столицу своей страны, свой родной город, любимые места, ориентируются в расположении улиц, близких к ДОО. К ним относятся дети старшего дошкольного возраста с ОНР, с которыми усиленно работают учитель-логопед и другие специалисты ДОО по развитию речи.

Таким образом, было выявлено, что ценность «Отечество» воспринимается большинством детей с ОВЗ так же, как и их здоровыми сверстниками. Знание о своей малой родине и о стране, в которой ты родился, интересно для всех детей. Задача в воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья: познакомить с историей малой и большой родины (посёлка, деревни, города), с историей своей семьи в 3-4 поколениях, способствовать формированию и проявлению патриотических чувств.

Применение методики «Ценностные ориентиры» показала, что старшие дошкольники с ОНР наиболее часто ставят на первое место семейное счастье как ценностный ориентир (30%.). Проведенная беседа с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР, показала, что в большинстве случаев они испытывают нехватку внимания со стороны родителей. Для детей старшего дошкольного возраста с ОНР счастливая семья - это желание как можно больше проводить с родителями свободное время, заниматься общими делами и т.д.

Незначительное число испытуемых с ЗПР (7%) поставили на первое место активную деятельную жизнь. Для них данная ценность заключается в направленности на постоянную активность: в игровой деятельности, в обучении на занятиях в ДОО, дома. Развлечение, приятное времяпровождение назвали более 33% продиагностирован-ных воспитанников старшей группы с ОНР. 7% старших дошкольников этой же категории отдали предпочтение познанию, расширению своего образования и т.д.

Материальный достаток для детей с ОВЗ занимает значимое место, 17% испытуемых отдали предпочтение данной ценности (из них 5% - дети с ЗПР), так как выбирали карточку с изображением красивого автомобиля. Из дополнительной беседы установлено, что некоторые из их семей испытывают материальные трудности, и дети с ОВЗ знают об этом. У них формируется взгляд на окружающий мир, в котором они мечтают об отсутствии материальных затруднений.

Здоровье как ценность выбрал 41% испытуемый (из них 19% - дети с ЗПР, остальные с ОНР). Для детей с ОВЗ здоровье является абсолютной ценностью, занимающей в иерархии первое место. Это обусловлено тем, что в ДОО ведется работа по воспитанию здорового образа жизни. В ходе образовательного процесса происходит переоценка ценности «Здоровье» как детьми без нарушений развития, так и их сверстниками с ОВЗ. Дети с ЗПР начинают яснее осознавать важность сохранения и восстановления здоровья. Старшие дошкольники начинают понимать, что возможности здорового человека выше при более высоком уровне здоровья. Дети с нормой в развитии при

взаимодействии с детьми ОВЗ начинают лучше понимать их проблемы и особенности, бережнее относиться к своему здоровью.

Анализ полученных результатов свидетельствует, что у 10% детей с ОНР занимают инструментальные ценности (воспитанность, честность). Они понимают необходимость в хорошем воспитании, и в манерах поведения.

Жизнерадостность выбрали 17% старших дошкольников с ОНР; для 13% важны высокие запросы, образованность и аккуратность.

Таким образом, для старших дошкольников с ОВЗ наиболее значимы: здоровье, счастливая семейная жизнь, материальные ценности и развлечения; образованность и воспитанность. Это указывает на эффективность формирования общечеловеческих ценностей, призванных развивать личность.

Применение методики «Диагностика отношения к жизненным ценностям» показала, что у старших дошкольников с ОВЗ противоречивое отношение к жизненным ценностям, это отражено в процентном соотношении (49% - выше среднего и средний уровень; 51% - низкий уровень).

Таким образом, в целом констатирующий эксперимент продемонстрировал, что у 13% детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ -уровень выше среднего представлений об общечеловеческих ценностях (это испытуемые с ОНР), 37% детей с ОВЗ имеют средний уровень представлений об общечеловеческих ценностях (к этой группе относятся дети с ОНР) и низкий уровень отмечается у 50% старших дошкольников с ОВЗ (категории исследуемых с ОНР и ЗПР). Результаты опытно-экспериментального исследования свидетельствуют о равном количестве детей с ОВЗ, демонстрирующих положительное представление об общечеловеческих ценностях и показавших недостаточность представлений в отношении их.

Выявлены различные иерархические соподчинения представлений об общечеловеческих ценностях у старших дошкольников с ОВЗ, обусловленные спецификой разных первичных дефектов.

Развитие представлений об общечеловеческих ценностях старших дошкольников с ОНР характеризуется специфическими закономерностями, зависящими от структуры речевого дефекта. В этом процессе существуют определенные различия, обусловленные разнородным составом детей, представляющих данную категорию речевых нарушений.

Исследование показало более высокий результат у группы детей с ОНР, близкой к нормативному речевому развитию (уровень выше среднего). Старшие дошкольники продемонстрировали достаточно адекватные представления об общечеловеческих ценностях. Это объясняется высокой результативностью логопедической работы, позволившей свести к минимуму выраженность речевого дефекта, повысить уровень развития коммуникативной и смысловой функции речи, которые существенно влияют на формирование личности, а, следовательно, и качество представлений об общечеловеческих ценностях.

Дошкольники с ОНР другой группы (средний уровень) отстают в развитии представлений об общечеловеческих ценностях, что обусловлено специфической выраженностью структуры речевого дефекта. У этой группы отмечена тенденция к развитию познания. Это положительно сказывается на смысловой функции речи. Однако недостаточность развития коммуникативной стороны не позволяет детям старшего дошкольного возраста продемонстрировать свои представления об общечеловеческих ценностях. Тем не менее старшие дошкольники смогли показать, что особую ценность для них представляет здоровье, игра, общение со сверстниками.

Дети старшего дошкольного возраста с ЗПР (низкий уровень) вследствие неравномерности всего хода психофизического развития имеют гораздо меньший запас элементарных практических знаний и умений, чем дошкольники в норме и с ОНР. Для них также характерно системное недоразвитие речи. Это ограничивает объем и искажает качество представлений об общечеловеческих ценностях. Эту группу дополняет оставшаяся часть детей с ОНР с низким уровнем речевого развития.

Формирующий этап

Деятельность педагога по формированию общечеловеческих ценностей у старших дошкольников с ОВЗ строилась на основе представлений об окружающем мире, о людях и самооценки собственной личности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Целенаправленное формирование функций речи (особенно регулирующей, планирующей), создание условий для овладения ребенком всеми компонентами языковой системы, различными формами общения, обеспечение полноценных эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками, позволило решить практические вопросы обогащения представлений об общечеловеческих ценностях у старших дошкольников с ОНР и ЗПР.

Особое внимание уделялось процессу приобщения ребенка с ЗПР к общечеловеческим ценностям. Он реализовывался с помощью комплексного подхода, который предполагает взаимосвязь всех структурных компонентов: сохранность семейных ценностей; создание психолого-педагогических условий для успешной адаптации ребенка к социальному миру (реализация индивидуального подхода при разработке содержания и осуществления работы с детьми дошкольного возраста с ЗПР; оснащение коррекционно-развивающим материалом предметно-пространственной среды группы; включение в содержание работы с детьми мероприятий, направленных на обогащение представлений детей об общечеловеческих ценностях; организация работы с родителями, направленная на принятие особенностей ребенка и обучение их приемам конструктивного взаимодействия с ним; организация мероприятий со специалистами, реализующими психолого-педагогическую деятельность с дошкольниками с ЗПР, направленную на повышение их знаний об общечеловеческих ценностях у детей).

Социальное развитие личности осуществляется в деятельности, где ведущее место у старшего дошкольника занимает игра. Для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР игра выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую и обучающую. В процессе игры устранялись препятствия в межличностных отношениях, происходило обучение адекватному взаимодействию с детьми и взрослыми.

Включение в коррекционную работу театрализованной деятельности позволило решить многие проблемы, связанные с робостью, трудностями общения, неуверенностью в себе. Театрализованные игры и упражнения обогатили ребенка с ЗПР правилами поведения и простимулировали формирование потребностей во взаимодействии с окружающими людьми.

Коррекционная работа с детьми с ЗПР по развитию эмоциональной сферы направлялась на формирование фиксации своего внимания и распознавания по внешним признакам того или иного состояния других людей, обучение умению анализировать собственную поведенческую этику и поведение взрослых и детей в группе.

Дальнейшая работа со всем контингентом детей с ОВЗ осуществлялась по блокам.

Первый блок. Организация и проведение мероприятий педагогом ДОО, направленных на формирование представлений детей об общечеловеческих ценностях.

1. Беседы (о планете Земля, о народах, населяющих нашу планету, о стране и ее выдающихся людях, о родном городе), направленные на формирование представлений о тех или иных качествах людей, для оценки собственного поведения в различных ситуациях.

2. Игры («Дерево добра», «Вежливое словечко», «Солнце с добрыми словами», «Что такое хорошо и что такое плохо» и др.), способствующие закреплению представлений о добре и зле, знаний о вежливых словах, развитию ценностного отношения к этикетным словам.

3. Театрализованная деятельность (сказки «Два жадных медвежонка», «Как Ванька учился в школе доброты» и др.), направленная на воспитание положительного эмоционального отношения к ситуации, развитие умения давать верную оценку поступкам героев.

4. Продуктивная деятельность, предполагающая формирование первичных ценностных представлений о правде и лжи, добре и зле, выраженных в эмоциональных реакциях в продуктивной деятельности.

Таким образом, педагогический процесс предусматривал реализацию разнообразных методов и приемов формирования представлений об общечеловеческих ценностях детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Представления об окружающем мире, людях, о себе самом формировались не только в процессе названных выше форм и методов работы педагогов и родителей, эта работа осуществлялась также ежедневно в повседневных ситуациях.

1. Представления о нравственных качествах (позитивных и негативных) мы формировали, используя в качестве примеров поступки персонажей литературных произведений (сказок, рассказов, стихотворений), осуществляя их анализ, предлагая и аргументируя собственную оценку. В процессе деятельности обсуждались и жестокие поступки людей, что обеспечивало вызывание негативных реакций у детей к такому поведению.

2. Используя игры и игровые упражнения, направленные на приобретение

навыков дружеского, бесконфликтного поведения (способность прощать и извиняться первым, благодарность, уступка, сочувствие), мы закрепляли знания детей с ОВЗ с целью использования их в повседневной жизни. Под нашим руководством старшие дошкольники с ОВЗ анализировали, какие действия можно назвать добрыми, а какие - злыми, прорабатывали ситуации, в которых дети находили добрые и вежливые слова, что способствовало закреплению навыков доброжелательных взаимоотношений между сверстниками.

3. Мы предлагали испытуемым с ОВЗ в домашних условиях вместе с родителями подобрать слова, а затем в детском саду рассказать другим детям, что они означают.

Итак, формирование представлений детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ об окружающем мире, о людях и себе самом проводилось в специально разработанных и реализованных мероприятиях: в беседах, театрализованной деятельности, в играх, а также в режимных моментах.

Второй блок. Работа педагога с родителями.

Предполагаемая в данном направлении деятельность осуществлялась в соответствии с реализацией следующих задач: приобщение родителей к воспитательной деятельности совместно с ДОО и привлечение их в разные виды взаимодействия, обогащение педагогической культуры родителей посредством формирования представлений об общечеловеческих ценностях детей с ограниченными возможностями

здоровья. Реализация задач осуществлялась через организацию разных видов взаимоотношений педагогов и специалистов детского сада с семьями воспитанников.

Педагог, приобщая родителей, обучал их организации процесса формирования у старших дошкольников с ОВЗ представлений об окружающем мире, других людях и себе. Работа с родителями проходила в следующих формах.

1. Проведение бесед, консультаций в утренние и вечерние часы по содержанию занятий с детьми.

2. Посещение семьи с целью изучения внутреннего содержания семейного воспитания, что позволяло формулировать родителям важные предложения по формированию представлений детей об окружающем мире, учитывая индивидуальные особенности ребенка и особенности семьи.

3. Проведение родительских собраний.

4. Проведение консультации по проектной деятельности, которую должны были осуществить родители, и другой работе с детьми с ОВЗ.

5. Индивидуальная работа с родителями через дистанционное взаимодействие.

6. Проведение семинаров, практикумов, творческих встреч.

Третий блок. Деятельность родителей по формированию у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ представлений об окружающем мире, о людях и собственной личности.

Практическая работа родителей со старшими дошкольниками с ОВЗ проходила в следующей последовательности.

1. Родители после занятий с педагогом проводили игры с детьми с ОВЗ, используя географические карты, экскурсии по городу. Эти мероприятия были направлены на формирование представлений об окружающем мире.

2. Родители организовывали вечерние прогулки, чаепития, в ходе которых давали характеристики знакомым взрослым людям, сверстникам детей, и описывали поведение младших членов семьи в какой-либо интересной ситуации. Этим самым воспитывали представления у старших дошкольников с ОВЗ о других людях.

3. Родители просили детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ описать прошедший день в детском саду и их участие в жизни коллектива. Затем отмечали те положительные качества, которые ребенок проявил в этих делах.

4. Успешными формами взаимодействия выступили семейные гостиные, предполагающие создание педагогических ситуаций для совместного обсуждения проблемы формирования представлений об общечеловеческих ценностях (дружеская обстановка за чашкой чая, процесс общения педагогов и родителей). Неформальная обстановка способствовала взаимообмену опытом, установлению открытых, партнерских отношений, где на одинаковых условиях обсуждение вели педагоги и родители дошкольников.

Г"» V»

В рамках исследования проведен тематический цикл семейных гостиных, на которых обсуждены темы: «Семейные ценности», «Собирание семейных историй», «Решение семейных проблем», что обогатило традиционную культуру семейного воспитания.

5. Современная форма работы по организации взаимодействия ДОО и семьи - проектная деятельность - предусматривала приобщение родителей к непосредственному участию в воспитательно-образовательном процессе и была нацелена на укрепление связи между ДОО и семьями воспитанников с ОВЗ. В результате неформального общения воспитанников с ОВЗ и взрослых образовалась не только внутрисемейная, но и межсемейная дружественная атмосфера. В процессе работы были реализованы проекты: «Ты взрослый, я - ребенок», «Цветок семейного счастья», «Герб моей семьи».

Итак, применение многообразных форм взаимодействия педагогов детского сада с семьями исследуемых детей способствовало росту количества родителей, проявивших интерес в участии в организуемых ДОО мероприятиях, направленных на формирование представлений об общечеловеческих ценностях у старших дошкольников с ОВЗ.

Работа с педагогами предполагала повышение профессиональной компетентности в организации процесса взаимодействия с родителями по формированию представлений об общечеловеческих ценностях у детей с ОВЗ. Данная деятельность включала широкий диапазон форм: семинаров-практикумов, психолого-педагогических тренингов, тематических консультаций, работу по самообразованию, педагогических гостиных, мастер-классов, открытых просмотров занятий с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ и родителями воспитанников, участие в творческих проектных группах, на изучение особенностей и воспитательного потенциала семьи.

Педагоги применяли метод дискуссии, создавали разные модели практической реализации ценностного подхода в воспитании старших дошкольников с ОВЗ в ДОО. Они проектировали ситуации, отдавая приоритет тому или иному выбору, используя при этом приемы передачи ценностных установок детям от взрослых близкого круга, личный пример, эмоциональный рассказ, дружелюбное замечание.

Контрольный этап

Анализ результатов контрольного эксперимента показал, что у 17% - уровень выше среднего представлений об общечеловеческих ценностях, 40% старших дошкольников с ОВЗ имеют средний уровень представлений об общечеловеческих ценностях и низкий уровень у 23% детей с ОВЗ.

Материалы диагностики приведены в таблице 2.

Таблица 2

Представления старших дошкольников с ОВЗ об общечеловеческих ценностях на

завершающем этапе эксперимента

Уровни Знания (в %)

Об окружающем мире о личностных качествах других людей и их взаимоотношениях о собственной личности Об общечеловеческих ценностях (в целом)

Выше среднего 10 % 13% 12 % 22 %

Средний 44 % 40 % 44 % 47 %

Низкий 46 % 47 % 44 % 35 %

Для оценки значимости различий по всем 4 показателям на разных этапах исследования полученные данные были подвергнуты математическому анализу с применением параметрического критерия Стьюдента, а точнее - функция ТТЕСТ для оценки статистической значимости различий по исследуемому признаку между двумя выборками в мастере функций Excel. По уровню достоверных различий показателей различия между выборками оказались неслучайными, и средние выборок считаются достоверно отличающимися друг от друга. Поэтому на основании применения критерия Стьюдента можно сделать вывод о том, что различия между группами статистически достоверны (знания об окружающем мире: фактическое значение t (2,5) боль-

ше t (2,024) на уровне значимости (р = 0,05); знания о личностных качествах других

кр

людей и их взаимоотношениях: фактическое значение t (2,36) больше t (2,024) на

кр

уровне значимости (р = 0,05); знания о собственной личности: фактическое значение t (3) больше t (2,024) на уровне значимости (р = 0,05); знания об общечеловеческих

кр

ценностях (в целом): фактическое значение t (2,5) большее t (2,024) на уровне значи-

кр

мости (р = 0,05)).

В итоге, можно сделать вывод о том, что статистически достоверны показатели повышения уровня представлений детей с ОВЗ об общечеловеческих ценностях на разных этапах исследования.

Заключение

Положительная динамика достигнута в результате реализации системы формирования у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ представлений об общечеловеческих ценностях, основанной на принципе последовательности в усложнении задач и содержания деятельности, создании педагогом творческо-эмоциональной атмосферы, взаимодействии в реализации разнообразных видов деятельности, привлечении родителей к работе по формированию у дошкольников представлений об общечеловеческих ценностях, учете индивидуально-психологических особенностей старшего дошкольного возраста и специфики дефекта детей с ОВЗ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аверьянова Е.В. Сравнительный анализ формирования ценностных ориентаций детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речевого развития: автореф. дис. ... канд. псих. наук. Москва, 2014. 26 с.

2. Амбеталь А.В. Формирование ценностно-смысловой сферы старших дошкольников в процессе раннего иноязычного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Елец, 2015. 22 с.

3. Баяр М. Проблема общечеловеческих духовных ценностей в трактовке современных философов, социологов и педагогов // Вестник Курган-Тюбинского государственного университета имени Носира Хусрава. 2012. №3. С. 30-34.

4. Вавилова И.Н. Формирование нравственной воспитанности личности ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2009. 23 с.

5. Гершунский Б.С., Шейтерман Р. Общечеловеческие ценности в образовании // Педагогика. 1992. № 5-6. С. 3-13.

6. Гирфанова Л.П. Системный подход к общечеловеческим ценностям как обобщенным целям образования // Педагогический журнал Башкортостана. 2010. № 4-2 (29). С. 173-184.

7. Голоюс Е.А. Психолого-педагогические факторы формирования нравственных установок дошкольников: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Саратов, 2019. 24 с.

8. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. СПб.: Речь, 2002, 171 с.

9. Зайцева О. Адаптированная методика М. Рокича «Ценностные ориентиры» [Электронный ресурс]. URL: https://www.maam.ru/detskijsad/adaptirovanaja-metodika-m-rokicha-cenostnye-orientiry.html (дата обращения: 20.04.2020).

10. Кемеров В.Е., Керимов Т.Х. Современный философский словарь. Академический проект, 2015. 824 с.

11. Лихачев Б.Т. Педагогика. М.: Прометей. 2008. 464 с.

12. Никандров Н.Д. Проблема ценностей в российском обществе и цели воспитания // Школа. 1999. № 4. С. 6-9.

13. Полковникова Н. Приобщение старших дошкольников к ценностям как компонент социализации // Дошкольное воспитание. 2010. № 10. С. 96-105.

14. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2012. [Электронный ресурс]. URL: http://www. kremlin.ru/news/17118 (дата обращения: 20.04.2020).

15. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования». [Электронный ресурс]. URL: http:// bda-expert.com/2014/01/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya-minobrnauki/ (дата обращения: 20.04.2020).

16. Фисенко О.С. Общечеловеческие ценности как социокультурные концепты // Социокультурные концепты в социальной работе: сборник статей. М.: Перо, 2015. С. 3-32.

17. Чижакова Г.И., Дуда И.В. Формирование ценностных ориентаций обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в современной школе // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2017. № 3 (41). С. 6-16.

18. Bartolo P. A., Bjorck-Akesson E., Gine C., Kyriazopoulou M. Ensuring a strong start for all children: inclusive early childhood education and care // Implementing Inclusive Education: Issues in Bridging the Policy-Practice Gap / Watkins A., Meijer C., 2016. C. 19-35.

19. Corbet J. Inclusive education and school culture [Электронный ресурс]: Jenny Corbet // International Journal of Inclusive Educaition. 1999. Vol. 3, No. 1. P. 53-61. URL: http://www.tandfonline.com/doi/ abs/10.1080/136031199285183

20. Hannas B. M., Hanssen N. B. Special needs education in light of the inclusion principle: an exploratory study of special needs education practice in Belarusian and Norwegian preschools // European Journal of Special Needs Education. 2016. Nov. T. 31, № 4. C. 520-534.

21. Levchenko L. Inclusive trends of contemporary special education at preschool institutions // Science and Education. 2015. № 8. C. 75-79.

22. Lohmann A., Wiedebusch S., Hensen G., Mahat M. Multidimensional Attitudes Toward Preschool Inclusive Education Scale (MATPIES) - An Instrument to Measure Preschool Pedagogical Staff Attitudes Toward Inclusive Education // FruheBildung. 2016. Oct. T. 5, № 4. C. 198-205.

23. Milenkovic S., Nikolic M., Mijailovic G. Preschool teachers education in the field of early inclusion - evaluation of specialist studies // Inted2016: 10th International Technology, Education and Development Conference / Chova L. G. идр., 2016. C. 3768-3776.

REFERENCES

1. Averyanova E.V. A comparative analysis of the formation of value orientations of older preschool children with speech development disorders: Abstract Diss. PhD Psychol. Sci., Moscow, 2014. 26 p. (in Russ.)

2. Ambetal A.V. The formation of the value-semantic sphere of senior preschoolers in the process of early foreign language education: Abstract Diss. Ped. Sci., Yelets, 2015. 22 p. (in Russ.)

3. Bayar M. The problem of universal spiritual values i n the interpretation of modern philosophers, sociologists and teachers. Bulletin of the Kurgan-Tyubinsky State University named after Nosir Khusrav, 2012, no. 3, pp. 30-34.(in Russ.)

4. Vavilova I.N. Formation of the moral upbringing of a child's personality in a preschool educational institution: Abstract Diss. Ped. Sci., Yekaterinburg, 2009. 23 p. (in Russ.)

5. Gershunsky B.S., Sheyterman R. Universal values in education. Pedagogy, 1992, no. 5-6, pp. 3-13. (in Russ.)

6. Girfanova L.P. A systematic approach to universal values as generalized goals of education. Pedagogical Journal of Bashkortostan, 2010, no. 4-2 (29), pp. 173-184. (in Russ.)

7. Goloyus E.A. Psychological and pedagogical factors in the formation of moral attitudes of preschoolers: Abstract Diss. PhD Psychol. Sci., Saratov, 2019. 24 p. (in Russ.)

8. Dermanova I.B. Diagnosis of emotional and moral development. Saint-Petersburg, Speech Publ., 2002, 171 p. (in Russ.)

9. Zaitseva O. Adapted methodology of M. Rokich "Value orientations". Available at: https://www.maam.ru/ detskijsad/adaptirovanaja-metodika-m-rokicha-cenostnye-orientiry.html (accessed 20 April 2020). (in Russ.)

10. Kemerov V.E., Kerimov T.Kh. Modern philosophical dictionary. Moscow, Academic project Publ., 2015. 824 p. (in Russ.)

11. Likhachev B.T. Pedagogy. Moscow, Prometheus Publ., 2008. 446 p. (in Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Nikandrov N.D. The problem of values in Russian society and the purpose of education. School, 1999, no. 4, pp. 6-9. (in Russ.)

13. Polkovnikova N. Introduction of older preschoolers to values as a component of socialization. Preschool education, 2010, no. 10, pp. 96-105. (in Russ.)

14. Message from the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of 12.12.2012. Available at: http:// www.kremlin.ru/news/17118 (accessed 20 April 2020). (in Russ.)

15. Federal State Standard for Preschool Education. Available at: http://bda-expert.com/2014/01/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya-minobrnauki/ (accessed 20 April 2020). (in Russ.)

16. Fisenko O.S. Universal values as sociocultural concepts. Sociocultural concepts in social work: collection of articles. Moscow, Pero Publ., 2015, pp. 3-32. (in Russ.)

17. Chizhakova G.I., Duda I.V. The formation of value orientations of students with disabilities in a modern school. Bulletin of the Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafieva, 2017, no. 3 (41), pp. 6-16. (in Russ.)

18. Bartolo P. A., Bjorck-Akesson E., Gine C., Kyriazopoulou M. Ensuring a strong start for all children: inclusive early childhood education and care. Implementing Inclusive Education: Issues in Bridging the Policy-Practice Gap / Watkins A., Meijer C., 2016, pp. 19-35.

19. Corbet J. Inclusive education and school culture [Электронный ресурс]: Jenny Corbet. International Journal of Inclusive Educaition, 1999, vol. 3, no. 1, pp. 53-61. Available at: http://www.tandfonline.com/doi/ abs/10.1080/136031199285183 (accessed 20 April 2020). (in Russ.)

20. Hannas B. M., Hanssen N. B. Special needs education in light of the inclusion principle: an exploratory study of special needs education practice in Belarusian and Norwegian preschools. European Journal of Special Needs Education, 2016, Nov., vol. 31, no. 4, pp. 520-534.

21. Levchenko L. Inclusive trends of contemporary special education at preschool institutions. Science and Education,

2015, no. 8, pp. 75-79.

22. Lohmann A., Wiedebusch S., Hensen G., Mahat M. Multidimensional Attitudes Toward Preschool Inclusive Education Scale (MATPIES) - An Instrument to Measure Preschool Pedagogical Staff Attitudes Toward Inclusive Education. FruheBildung, 2016, Oct., vol. 5, no. 4, pp. 198-205.

23. Milenkovic S., Nikolic M., Mijailovic G. Preschool teachers education in the field of early inclusion - evaluation of specialist studies. Inted2016:10th International Technology, Education and Development Conference / Chova L. G.,

2016, pp. 3768-3776.

Информация об авторах Емельянова Ирина Дмитриевна

(Россия, Елец) Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и специального образования Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

E-mail: iemelyanova64@mail.ru ORCID ID: 0000-0003-1087-2972

Information about the authors

Irina D. Emelyanova (Russia, Yelets) Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Preschool and Special Education Yelets State University named after I. A. Bunin E-mail: iemelyanova64@mail.ru ORCID ID: 0000-0003-1087-2972

Подольская Олеся Александровна

(Россия, Елец) Старший преподаватель кафедры дошкольного и

специального образования Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

E-mail: olesya_podolskay@mail.ru ORCID ID: 0000-0003-2218-7550

Olesya A. Podolskaya

(Russia, Yelets) Senior Lecturer of the Department of Preschool and Special Education Yelets State University named after I. A. Bunin E-mail: olesya_podolskay@mail.ru ORCID ID: 0000-0003-2218-7550

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.