Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАК ФАКТОРА ЛИЧНОСТНОГО РОСТА'

ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАК ФАКТОРА ЛИЧНОСТНОГО РОСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ / ЗНАЧИМОСТЬ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / МОТИВАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / ЖИЗНЕННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шувалова Наталья Владимировна, Корепанова Наталия Викторовна

Актуальность темы, изложенной в данной статье, обусловливается необходимостью удовлетворения потребностей общества в морально устойчивых, высококвалифицированных, адаптированных к изменяющимся социально-экономическим условиям молодых гражданах России; потребностями гуманизации, индивидуализации и социализации образовательного процесса вуза; недостаточной разработанностью способов формирования у студентов ценностных ориентаций. Задачей авторов было изучение места образования в ценностных ориентациях студентов педагогического вуза и их отношения к образованию как социальной ценности. Исследование построено на основе выборочного письменного анкетирования 64 студентов (педагогическое образование, профиль «иностранный язык», бакалавриат) Института иностранных языков Московского педагогического государственного университета. Результаты обследования показывают, что среди первокурсников и второкурсников больше тех, кто с уверенностью и оптимизмом смотрят в завтрашний день (76 и 84% соответственно). В то же время среди студентов третьего и четвертого курса большая доля фрустированных перспективами индивидуального будущего (87,8%). Как показывают результаты опроса, доминирующими факторами, побуждающими студентов к учебе, являются желание овладеть новыми знаниями, а также долг и ответственность, понимание социальной значимости учения для своей будущей деятельности, что свидетельствует о мотивированности студентов. Важно отметить, что с возрастом падает значимость такого фактора как «получить удовлетворение и овладеть способами добывания знания». Исследование состояния системы ценностных ориентаций у студентов показало, что студенты в первую очередь ориентированы на гедонистические устремления или ценности личностного благополучия (личная жизнь, здоровье, безопасность, стремление к личностному росту и самосовершенствованию и пр.), материальные и семейные ценности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шувалова Наталья Владимировна, Корепанова Наталия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF VALUE ORIENTATIONS OF STUDENT YOUTH AS A FACTOR OF PERSONAL GROWTH

The relevance of the topic described in the article is determined by the necessity to meet the needs of society in morally stable, highly qualified, young citizens of Russia adapted to changing socio-economic conditions; the needs of humanization, individualization and socialization of the educational process of the university; insufficient development of methods for forming value orientations among students. The task of the authors was to study the place of education in the value orientations of young people in modern conditions and the attitude of students of a pedagogical university to education as a social value. The study was based on a selective written survey of 64 undergraduate students (pedagogical education, “Foreign language” profile) of the Institute of Foreign Languages of Moscow Pedagogical State University. The results of the survey show that among freshmen and sophomores there are more of those who look to the future with confidence and optimism (86 and 84%, respectively). According to the results of the survey, the dominant factors that encourage students to study are the desire to acquire new knowledge, as well as duty and responsibility, understanding the social significance of learning for their future activities, which indicates the motivation of students. It is important to note that the importance of such a factor as “getting satisfaction and mastering the ways of obtaining knowledge” decreases with growing older. A study of the state of the system of value orientations among students showed that students are primarily focused on hedonistic aspirations or the values of personal well-being (personal life, health, safety, striving for personal growth and self-improvement, etc.), material and family values.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАК ФАКТОРА ЛИЧНОСТНОГО РОСТА»

DOI: 10.31862/2500-297X-2022-3-219-231

Н.В. Шувалова, Н.В. Корепанова

Московский педагогический государственный университет, 119435 г. Москва, Российская Федерация

Исследование ценностных ориентаций

студенческой молодежи

как фактора личностного роста

Актуальность темы, изложенной в данной статье, обусловливается необходимостью удовлетворения потребностей общества в морально устойчивых, высококвалифицированных, адаптированных к изменяющимся социально-экономическим условиям молодых гражданах России; потребностями гуманизации, индивидуализации и социализации образовательного процесса вуза; недостаточной разработанностью способов формирования у студентов ценностных ориентаций. Задачей авторов было изучение места образования в ценностных ориентациях студентов педагогического вуза и их отношения к образованию как социальной ценности. Исследование построено на основе выборочного письменного анкетирования 64 студентов (педагогическое образование, профиль «иностранный язык», бакалавриат) Института иностранных языков Московского педагогического государственного университета. Результаты обследования показывают, что среди первокурсников и второкурсников больше тех, кто с уверенностью и оптимизмом смотрят в завтрашний день (76 и 84% соответственно). В то же время среди студентов третьего и четвертого курса большая доля фрустированных перспективами индивидуального будущего (87,8%). Как показывают результаты опроса, доминирующими факторами, побуждающими студентов к учебе, являются желание овладеть новыми знаниями, а также долг и ответственность, понимание социальной значимости учения для своей будущей деятельности, что свидетель- к ствует о мотивированности студентов. Важно отметить, что с возрастом *

, (и к

падает значимость такого фактора как «получить удовлетворение и овла- | х деть способами добывания знания». Исследование состояния системы о °

© Шувалова Н.В., Корепанова Н.В., 2022

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 international License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 international License

I _ _

ISSN 2500-297X Pedagogy and Psychology of Education. 2022. No. 3

ценностных ориентаций у студентов показало, что студенты в первую очередь ориентированы на гедонистические устремления или ценности личностного благополучия (личная жизнь, здоровье, безопасность, стремление к личностному росту и самосовершенствованию и пр.), материальные и семейные ценности.

Ключевые слова: ценностные ориентации студентов, значимость получения высшего образования, мотивация к обучению, личностное развитие, жизненные перспективы

ССЫЛКА НА СТАТЬЮ: Шувалова Н.В., Корепанова Н.В. Исследование ценностных ориентаций студенческой молодежи как фактора личностного роста // Педагогика и психология образования. 2022. № 3. С. 219-231. DOI: 10.31862/2500-297X-2022-3-219-231

DOI: 10.31862/2500-297X-2022-3-219-231 N.V. Shuvalova, N.V. Korepanova

Moscow Pedagogical State University, Moscow, 119435, Russian Federation

Study of value orientations

of student youth

as a factor of personal growth

The relevance of the topic described in the article is determined by the necessity to meet the needs of society in morally stable, highly qualified, young citizens of Russia adapted to changing socio-economic conditions; the needs of humanization, individualization and socialization of the educational process of the university; insufficient development of methods for forming value orientations among students. The task of the authors was to study the place of education in the value orientations of young people in modern conditions and the attitude of students of a pedagogical university to education as a social value. The study was based on a selective written survey of 64 undergraduate students (pedagogical education, "Foreign language" profile) of the Institute of Foreign

го ол го ах ди ш ¡5 Пп

Languages of Moscow Pedagogical State University. The results of the survey show that among freshmen and sophomores there are more of those who look to the future with confidence and optimism (86 and 84%, respectively). According to the results of the survey, the dominant factors that encourage students to study are the desire to acquire new knowledge, as well as duty and responsibility, understanding the social significance of learning for their future activities, which indicates the motivation of students. It is important to note that the importance of such a factor as "getting satisfaction and mastering the ways of obtaining knowledge" decreases with growing older. A study of the state of the system of value orientations among students showed that students are primarily focused on hedonistic aspirations or the values of personal well-being (personal life, health, safety, striving for personal growth and self-improvement, etc.), material and family values. Key words: value orientations of students, the importance of higher education, motivation for learning, personal development, life prospects

CITATION: Shuvalova N.V., Korepanova N.V. Study of value orientations of student youth as a factor of personal growth. Pedagogy and Psychology of Education. 2022. No. 3. Pp. 219-231. (In Rus.). DOI: 10.31862/2500-297X-2022-3-219-231

Проблема формирования ценностных ориентаций у подрастающего поколения актуальна, т.к. у молодежи, в том числе и студенческой, в последние годы наряду с высоким интеллектом, глубокими знаниями, широким кругозором, активной нравственной позицией, духовными запросами порой наблюдается искажение сознания и девиантность в поведении, стремление к самоутверждению своей независимости и т.д. Это приводит их к духовной нетерпимости, неспособности управлять собой, межличностным конфликтам, ослаблению нравственных устоев.

Недостаточность внимания в образовательных программах к формированию жизненных ценностей, нравственных ориентиров, духовности влечет за собой такие общественные проблемы, как конкуренция, группировка интересов, шовинизм, конфликт между импульсивностью и страстями, лицемерие, антисоциальные поступки. Образование, раз- | вивающее ценностные ориентации студенческой молодежи, не долж- ш к но быть отдельной дисциплиной, а должно пронизывать всю програм- Е о му обучения. Методика по обучению общечеловеческим ценностям ^ | не является курсом программ, а представляет собой особый подход ^ 5 к образованию.

Цель настоящей статьи состоит в исследовании ценностных ориента-ций молодежи, развивающих свободную от предрассудков и стереотипов мышления личность, принимающую традиции, сохраняющую собственную индивидуальность. Ведущими понятиями являются:

- «ценности», классифицированные как терминальные и инструментальные (М. Рокич); ценности-цели, ценности-средства, ценности-отношения, ценности-знания, ценности-качества (И.Ф. Исаев); образцы ориентации сознания и поведения личности: доминантные, нормативные, стимулирующие и сопутствующие ценности (В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова); ценности адаптации (выживание и безопасность), социализация (социальное одобрение) и индивидуализация (независимость и саморазвитие) (М.С. Яницкий);

- «ценностные ориентации, характерные для образования» - спектр общепризнанных ориентиров общественного сознания и поведения (доступность обучения, научность, практико-ориентированность, духовность, нравственность, творчество, универсальность получаемых знаний и т.п.).

Проблема формирования ценностных ориентаций не нова в педагогике. С различной степенью глубины и полноты анализа ею занимались философы (Б.С. Ерасов, Р.Г. Яновский), педагоги и психологи (Л.М. Архангельский, А.Г. Здравомыслов, Н.И. Лапин, В.П. Тугаринов, В.Г. Харчев, В.А. Ядов и др.).

По мнению И.Я. Лернера, чтобы сформировать новые, желаемые для педагога и общества ценностные ориентации, необходимо опираться на уже имеющиеся потребности личности [9]. Л.С. Выготский, в свою очередь, сделал вывод о единстве развития и обучения личности через общение и сотрудничество со взрослыми и товарищами на основе правильной организации общения и сотрудничества, т.е. создание зоны ближайшего развития [2].

Ценностные ориентации в отдельных социальных группах (молодежь, студенты) стали предметом изучения в работах И.М. Ильинского, В.А. Лукова, Г.А. Галкиной, Е.И. Грибковой, О.Н. Жупник, О.А. Зиминой, Ю.М. Конева, О.А. Коротиной, О.О. Мартыненко, Л.В. Ребыше-вой, Е.Л. Рудневой, Ю.П. Савицкой, А.А. Черкасова, К.М. Шамаевой, Л.И. Яшина [3; 5-7; 10-15; 17; 19] и целого ряда других исследователей. Все они рассматривали ценностные ориентации как важнейший эле-

ш к мент для внутренней структуры личности, как результат интериориза-

Е о ции2 и присвоения жизненного опыта, становления психических функ-

Р ^

Ii g ций и развития в целом.

^ х

ш ¡5

С 1= -

I2 Термин был впервые введен Л.С. Выготским.

Интересен опыт исследования жизненных ценностей российской молодежи А.А. Черкасовой, которая на основе анализа эмпирических данных разработала авторскую типологию студентов относительно их жизненных ценностей:

а) по степени принятия ценности профессионального образования;

б) по ориентации на ценность образования относительно других ценностей,

в) по несвязанности с образовательной деятельностью.

Ею выделено четыре типа: «студент-формалист» (досуг, общение

с друзьями, творчество, личные отношения с противоположным полом, работа не по специальности, а ради материального комфорта), «студент-активист» (участие в студенческих конференциях, спортивных соревнованиях, волонтерской деятельности и т.д.), «студент-любомуд-рец» (интеллектуальные встречи с единомышленниками, созидательное творчество, волонтерство ради получения новых навыков и знаний) и «студент-карьерист» (совмещение успешной учебной деятельности и ориентация на профессиональный успех)3 [15].

М.С. Яницкий, в свою очередь, определяет следующие типы личностей, различающиеся степенью выделения значимости терминальных ценностей: адаптирующийся тип (здоровье, материальная обеспеченность, «свобода от», развлечения); социализирующийся тип (семья, карьера, общественное признание); индивидуализирующийся тип (самореализация, творчество, «свобода для», терпимость) [18].

Мир ценностей весьма сложен и противоречив. В стабильном обществе система ценностных ориентаций устойчива и целостна. В случаях же переходных социально-экономических процессов стабильность и целостность утрачиваются. В таких условиях процесс трансляции ценностей не всегда проходит гладко, а иногда приводит к конфликту. Учитывая этот факт, для того чтобы сконструировать содержание образования, необходимо обратиться к познавательному или жизненному опыту студента, сделать информацию, транслируемую ему значимой, связанной с интересами, волнующими проблемами, наполненную личностными смыслами.

В современных условиях важное значение имеет исследование, способное дать информацию о жизненных ценностях и отношении к учебе студентов педагогического учебного заведения. Основная часть изменений относится к сфере образования, где фундаментальные ценности учащейся молодежи необходимо исследовать в наибольшей степени. Е о

ф ск т х

1 В скобках указаны приоритеты в иерархии жизненных ценностей.

Р ^ ^ о 2- х

X

ш ¡5

С 1=

В ходе исследования (2021/22 уч. год) было опрошено на основе выборочного письменного анкетирования 64 студента, обучающихся на бакалавриате (педагогическое образование, профиль «иностранный язык») Института иностранных языков Московского педагогического государственного университета. Оно было нацелено на изучение места образования в ценностных ориентациях в современных условиях и отношения студентов педвуза к образованию как социальной ценности.

Сформированная образовательная потребность как социально-психологический феномен интегрирует в себе целый ряд таких социальных вызовов, как успех в повышении своего социального статуса, самореализация личности, улучшение социально-экономического положения, духовная потребность в знаниях, творчестве и т.п. На этой основе создаются ценностные ориентации, цели и идеалы будущих учителей. Для характеристики потребности в образовании, ценностных ориентаций в этой области и побудительных мотивов образовательной деятельности мы воспользовались такими эмпирическими показателями поведения и сознания студентов, как планы продолжения образования, проявление творчества в учебе, удовлетворенность/неудовлетворенность учебным процессом и своими знаниями, представления о жизненных успехах, личные требования к образованию (заинтересованность в получении знаний, самообразовании) и т.д.

Логика развития личности через обогащение опыта, рефлексию, смыслообразование, творческую самореализацию определяет лич-ностно-развивающую образовательную ситуацию, приводящую к изменениям в ценностно-смысловой, мотивационной сфере студента, которая определена В.В. Сериковым как «планирование будущего» [13].

В этой связи с целью определения отношения к жизненным перспективам студентам было предложено оценить вероятность следующих трех возможных альтернатив своего ожидаемого будущего:

1) я с уверенностью и оптимизмом смотрю в завтрашний день;

2) у меня есть сомнения в том, что жизнь сложится удачно, особых перемен не жду;

3) я с пессимизмом жду завтрашнего дня.

Результаты обследования показывают, что среди первокурсников и второкурсников больше тех, кто с уверенностью и оптимизмом смотрят в завтрашний день (76 и 84% соответственно). В то же время среди ш к студентов третьего и четвертого курса большая доля фрустированных Е о перспективами индивидуального будущего (87,8%). Весьма существен-

ное и значимое влияние на оценку своих личностных перспектив оказы-

вает возраст в подгруппе учащихся, а также сформировавшиеся индивидуальные ценностно-смысловые характеристики.

Помимо изучения жизненных ценностей респондентов был рассмотрен ряд аспектов, касающихся общей оценки образовательной ситуации. С этой целью перед студентами ставился вопрос: где, по их мнению, они получают наиболее важные для себя знания и умения.

Таблица 1

Сравнительный анализ ценностного отношения студентов к условиям получения знаний и умений, %

Где вы приобретаете необходимые знания и умения 1 курс (п = 16) 2 курс (п = 17) 3 курс (п = 18) 4 курс (п = 17)

Семья 23,6 22,6 15,4 14,5

Круг сверстников 9,1 13,7 5,8 5,5

Учебные курсы 25,9 27,3 30,8 31,5

Личное общение с педагогами 9,1 15,9 11,5 10,0

Работа, совмещаемая с учебой 6,8 6,9 3,8 3,5

Средства массовой информации 7,3 6,8 3,8 3,5

Самообразование 18,2 6,8 28,9 31,5

Как видно из представленных данных, полезность знаний, получаемых в вузе, выше получаемых в семье (для студентов третьего и четвертого курсов). Обнаруженные статистически достоверные различия связаны с возрастными особенностями студентов, поэтому не случаен выбор у старшекурсников приобретения необходимых знаний и умений путем самообразования, т.к. именно эта ступень связана с самостоятельным изучением отдельных аспектов тех или иных образовательных дисциплин или выбором индивидуальной траектории обучения.

Специально выяснялась значимость тех или иных внутренних мотивов, которые побуждают студентов к учебе [1]. Распределение ответов учащихся на вопрос «Что побуждает Вас к учебе?» представлено в табл. 2. Ответы на этот вопрос представляют особый интерес, т.к. они в большей степени предполагают анализ субъективной мотивации студента. Как показывают результаты опроса, доминирующими факторами, побуждающими студентов к учебе, являются желание овладеть новыми знаниями, а также долг и ответственность, понимание социальной значимости учения для своей будущей деятельности, что свидетельствует о мотивированности студентов. Важно отметить, что с возрастом падает Е о

значимость такого фактора, как «получить удовлетворение и овладеть §

способами добывания знания», одновременно возрастает значимость ^ -какого-то другого, неопределенного фактора, побуждающего к учебе. ^

Таблица 2

Распределение ответов на вопрос «Что побуждает вас к учебе?» в зависимости от этапа обучения, %

Что побуждает к учебе? 1 курс (n = 16) 2 курс (n = 17) 3 курс (n = 18) 4 курс (П = 17)

Мотивация на освоение новых знаний 34,9 35,5 33,2 31,7

Овладение способами добывания знаний 14,0 6,3 8,7 11,9

Получить удовлетворение от учебы 14,0 6,5 6,7 5,7

Долг и ответственность, понимание социальной значимости учения 16,3 16,3 18,2 22,6

Стремление получить одобрение со стороны семьи и ближайшего окружения 2,3 3,2 3,0 2,7

Стремление к коммуникации 9,3 12,8 18,2 22,5

Друг°е 4,6 9,7 7,0 3,0

Ничего особенно не побуждает 4,6 9,7 5,0 0,0

Далее нами была предпринята попытка охарактеризовать ценностный портрет студенческой молодежи по адаптированной методике выявления ценностных ориентаций М. Рокича (https://mosmetod.m/Шes/%D0%9C% D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0 %A0%D0%BE%D0%BA%D0%B8%D1%87%D0%B0.pdf), в результате которой выстроена следующая иерархия традиционных ценностей, представленная студентами от наиболее к наименее значимой: индивидуальность и материальное положение, достижения, креативность, активные социальные контакты, развитие себя, духовное удовлетворение.

Соподчиненность жизненных ценностей выглядела следующим образом: увлечения, семейная жизнь, общественная жизнь, профессиональная деятельность, физическая активность, обучение и образование.

Таким образом, исследование состояния системы ценностных ориен-таций у студентов показало, что среди ценностных ориентаций студенты в первую очередь ориентированы на гедонистические устремления или ценности личностного благополучия (личная жизнь, здоровье, без-к опасность, стремление к личностному росту и самосовершенствованию о и пр.), материальные и семейные ценности.

§ Педагогические действия, корректирующие формирование ценност-^ 5 ных ориентаций, необходимо специально организовывать на основе воз-

1 действия на личность образовательной среды и социального окружения,

основываясь на сотрудничество и сотворчество преподавателей и студентов в аудиторной, внеаудиторной, научной и других видах значимой для студента образовательной деятельности с помощью механизмов интернализации и интериоризации [7], т.е. формировать внутреннюю структуру человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности.

Чтобы повысить уровень сформированности ценностных ориента-ций у студенческой молодежи в рамках учебных заведений, необходимо с учетом взаимосвязи коллективных, групповых и индивидуальных форм работы включать в учебный план: спецкурсы, факультативные курсы и курсы по выбору, раскрывающие важнейшие вопросы педагогической аксиологии с целью формирования установки на профессиональное будущее и определение личной позиции в будущей деятельности в качестве значимой ценности; внеучебные профессиональные мероприятия (гранты, праздники, конкурсы, олимпиады и пр.), ориентированные на овладение опытом конкретного вида деятельности с ценностной профессиональной составляющей; конкурсные проектные задания с обязательным участием в них всех студентов; тренинги общения; вариативные итоговые творческие задания для самостоятельной работы; педагогическую практику, способствующую формированию профессиональных ценностей; тестирование творческих способностей студентов, их участие в клубной работе.

В рамках внеучебной деятельности важно пропагандировать ценности и традиции национальной классической и народной культуры, предоставить возможность молодежи проводить досуг в учреждениях культуры и спорта, обеспечивать трудоустройство и т.д.

Ведущие социальные ценности позволяют ориентироваться в мире материальной и духовной культуры общества, обеспечивают мотивацию поведения и деятельности личности. Реализация общечеловеческих ценностей в образовании и формирование ценностных ориента-ций у студенческой молодежи в образовательном процессе требуют: понимания целевых и нормативных ориентиров деятельности системы образования (содержание, организационная и институциональная структура); анализ приоритетов и ценностей, лежащих в основе образовательной модели вуза; диагностику состояния высшей школы в новых социальных, экономических и культурных условиях. При этом важно осознать, преодолены ли прежние недостатки, удалось ли педагогиче- ш к ской практике воплотить инновационные приоритеты и ценности или Е о они лишь мифы. го

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, ценностные ориентации современной студенче- ^ 5 ской молодежи проявляются в моральных установках, нацеленных

на индивидуализм, главенство материального над духовным, создание порядка в мироощущении, проявление здорового образа жизни, подтвержденных представленной в исследовании их соподчиненностью. Совокупность главных ценностей молодежи может меняться и зависеть от ступени и условий их становления за счет переосмысления взглядов, переоценки ориентиров, появления новых интересов.

Библиографический список / References

1. Антонов В.Г., Румянцева И.А., Кротенко Т.Ю. Оценка уровня и структуры мотивации к учебе студентов бакалавриата как показателей качества образования // Перспективы науки и образования. 2019. № 2 (38). С. 267-283. [Antonov V.G., Rumyantseva I.A., Krotenko T.Yu. Evaluation of the level and structure of motivation for studying undergraduate students as indicators of the quality of education. Perspectives of Science and Education. 2019. No. 2 (38). Pp. 267-283. (In Rus.)]

2. Выготский Л.С. Психология развития человека. М., 2006. [Vygotskiy L.S. Psikhologiya razvitiya cheloveka [Psychology of human development]. Moscow, 2006.]

3. Ильинский И.М., Луков В.А. Московские студенты: трансформации ценностных ориентаций // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2020. Т. 20. № 1. С. 50-63. [Ilyinsky I.M., Lukov V.A. Moscow students: Transformations of value orientations. RUDN Journal of Sociology. 2020. Vol. 1. No. 1. Pp. 50-63. (In Rus.)]

4. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М., 2004. [Isaev I.F. Professionalno-pedagogicheskaya kultura prepodavatelya [Professional and pedagogical culture of the teacher]. Moscow, 2004.]

5. Галкина Г.А., Грибкова Е.И. Анализ ценностных ориентаций студентов высшего учебного заведения // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8779 (дата обращения: 12.12.2021). [Galkina G.A., Gribkova E.I. Analysis of value orientations of students of a higher educational institution. Modern Problems of Science and Education. 2013. No. 2. URL: https://science-education.ru/ru/ article/view?id=8779 (In Rus.)]

6. Жупник О.Н. Карьера в системе ценностей современной студенческой молодежи // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2019. Т. 5 (71). № 2. С. 19-27. [Zhupnik O.N. Career in the value system of modern student youth. Scientific Notes of V.I. Vernadsky Crimean Federal University. Sociology.

£ Pedagogy. Psychology. 2019. Vol. 5 (71). No. 2. Pp. 19-27. (In Rus.)]

и ^ 7. Зимина О.А. Формирование ценностных ориентаций у студентов

g Е в образовательном процессе вуза: Дис. ... канд. пед. наук. Красно-

о ° дар, 2004. [Zimina O.A. Formirovanie tsennostnykh orientatsiy u studentov

[J g v obrazovatelnom protsesse vuza [Formation of value orientations among

^ ¡^ students in the educational process of the university]. PhD Dis. Krasnodar,

2004.]

8. Лапин Н.И. Базовые ценности, социальное самочувствие и доверие институтам власти // VIII Международная научная конференция. Модернизация экономики и общественное развитие: В 3 кн. М., 2007. Кн. 2. С. 210-219. [Lapin N.I. Basic values, social well-being, and trust in government institutions. VIII Mezhdunarodnaya nauchnaya konferentsiya. Modernizatsiya ekonomiki i obshchestvennoe razvitie]. In 3 books. Moscow, 2007. Book 2. Pp. 210-219. (In Rus.)]

9. Лернер И.Я. Философия дидактики и дидактика как философия. М., 1995. [Lerner I.Ya. Filosofiya didaktiki i didaktika kak filosofiya [Philosophy of didactics and didactics as philosophy]. Moscow, 1995.]

10. Конев Ю.М., Ребышева Л.В., Савицкая Ю.П. Ценностные ориентации современной студенческой молодежи (по результатам социологического опроса студентов Тюменского государственного нефтегазового университета) // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20190 (дата обращения: 15.10.2021). [Konev Yu.M., Rebysheva L.V., Savitskaya Yu.P. Value orientations of modern student youth (according to the results of a sociological survey of students of the Tyumen State Oil and Gas University). Modern Problems of Science and Education. 2015. No. 1-2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20190 (In Rus.)]

11. Мартыненко О.О., Коротина О.А. Ценностные ориентации студенческой молодежи // Высшее образование в России. 2016. № 8-9. С. 22-29. [Martynenko O.O., Korotina O.A. Value orientations of student youth. Higher Education in Russia. 2016. No. 8-9. Pp. 22-29. (In Rus.)]

12. Руднева Е.Л. Формирование жизненных и профессиональных ценностных ориентаций студенческой молодежи. Дис. ... д-ра пед. наук. Кемерово, 2002. [Rudneva E.L. Formirovanie zhiznennykh i professionalnykh tsennostnykh orientatsiy studencheskoy molodezhi [Formation of life and professional value orientations of student youth]. PhD Dis. Kemerovo, 2002.]

13. Сериков В.В. Дидактика Лернера: идеи и их развитие // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1. № 3 (39). С. 19-30. [Serikov V.V. Didactics of Lerner: Ideas and their development. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2017. Vol. 1. No. 3 (39). Pp. 19-30. (In Rus.)]

14. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: Учебное пособие. М., 2003. [Slastenin V.A., Chizhakova G.I. Vvedenie v pedagogicheskuiu aksiologiiu [Introduction to pedagogical axiology]. Tutorial. Moscow, 2003.]

15. Черкасова А.А. Жизненные ценности студенческой молодежи в России и США: социологический анализ: Автореф. ... канд. социол. наук. Екатеринбург, 2012. [Cherkasova A.A. Zhiznennye tsennosti studencheskoi molodezhi v Rossii i SShA: sotsiologicheskii analiz [Life values of student youth in Russia and the USA: A sociological analysis]. PhD thesis. Yekaterinburg, 2012.]

16. Шамаева К.М. Динамика ценностей студенческой молодежи в постсоветский период // Теория и практика общественного развития. 2020.

- о 2 ^

№ 1 (143). С. 93-96. [Shamaeva K.M. Dynamics of student youth values g °

ш 5

С 1=

in the post-Soviet period. Theory and Practice of Social Development. 2020. No. 1 (143). Pp. 93-96. (In Rus.)]

17. Яницкий М.С. Модификация методики Р. Инглхарта для изучения ценностей структуры массового сознания // Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов. Кемерово, 2002. [Yanitsky M.S. Modification of R. Inglehart's Methodology for studying the values of the structure of mass consciousness. Sibirskaia psikhologiia segodnia. Kemerovo, 2002. (In Rus.)]

18. Яницкий М.С. Система ценностных ориентаций личности и социальных общностей: структурно-динамическая модель и ее применение в психологических исследованиях и психологической практике // Вестник Кемеровского государственного университета. 2020. Т. 22. № 1 (81). С. 194-206. [Yanitsky M.S. The system of value orientations of an individual and social communities: A structural-dynamic model and its application in psychological research and psychological practice. Bulletin of Kemerovo State University. 2020. Vol. 22. No. 1 (81). Pp. 194-206. (In Rus.)]

19. Яшина Л.И. Ценностные ориентации студенческой молодежи // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2020. № 2 (65). С. 117-121. [Yashina L.I. Value orientations of student youth. Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2020. No. 1 (81). Pp. 194-206. (In Rus.)]

Статья поступила в редакцию 02.02.2022, принята к публикации 19.03.2022 The article was received on 02.02.2022, accepted for publication 19.03.2022

Сведения об авторах / About the authors

Шувалова Наталья Владимировна - кандидат философских наук; доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования имени академика РАО В.А. Сластенина Института педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет

Natalya V. Shuvalova - PhD in Philosophical; associate professor at the Department of Pedagogy and Psychology of Vocational Education of the Institute of Pedagogy and Psychology Institute of Higher School of Education, Moscow Pedagogical State University

E-mail: nv.shuvalova@mpgu.su

Корепанова Наталия Викторовна - кандидат педагогических наук; доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования имени академика РАО В.А. Сластенина Института педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет к Natalia V. Korepanova - PhD in Pedagogy; associate professor at the Department

g of Pedagogy and Psychology of Vocational Education of the Institute of Pedagogy and

? x Psychology, Moscow Pedagogical State University о ° E-mail: nv.korepanova@mpgu.su

2- x

x

ш ¡5 с 1=

Заявленный вклад авторов

Н.В. Шувалова - участие в проведение исследования и подготовке текста статьи, анализ теоретических данных по проблеме исследования

Н.В. Корепанова - участие в проведение исследования и подготовке текста статьи, анализ теоретических данных по проблеме исследования

Contribution of the authors

N.V. Shuvalova - participation in the research and preparation of the text of the article, analysis of theoretical data on the research problem

N.V. Korepanova - participation in the research and preparation of the text of the article, analysis of theoretical data on the research problem

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи All authors have read and approved the final manuscript

i_ о

P ^

^ о

2- x

x

ш ¡5

С 1=

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.