Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К РОДИНЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К РОДИНЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1839
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К РОДИНЕ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОГО ОТНОШЕНИЯ / МАЛАЯ РОДИНА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуцу Елена Геннадьевна, Деменева Надежда Николаевна, Зайцева Светлана Александровна, Колесова Оксана Вячеславовна, Кочетова Елена Викторовна

Введение. Формирование у подрастающего поколения ценностного отношения к своей родине, чувства патриотизма, гордости за свое отечество является основой государственности любой страны. Особенно остро эта проблема встает в современных условиях, характеризующихся масштабным переосмыслением традиционных ценностей, формированием новых идеалов, духовно-нравственных ориентиров. Цель статьи: исследование ценностного отношения к Родине у детей 8-9 лет. Материалы и методы. Исследование проводилось на базе общеобразовательных школ Нижнего Новгорода и Нижегородской области (Российская Федерация), выборка составила 316 учащихся 8-9 лет. Для статистической оценки эффективности формирующих воздействий использовался критерий χ2-Пирсона. Результаты исследования. На основе теоретического анализа актуальных исследований и собственного опыта авторами были определены критерии развития ценностного отношения детей к Родине: осознание понятия «Родина», нравственных категорий, включение в социальную деятельность. Данные констатирующего этапа показали, что только 22,2% респондентов имеют высокий уровень сформированности ценностного отношения к Родине. Значительное количество ответов (77,8%) учащихся свидетельствует об отсутствии необходимых знаний о Родине. Это обусловило необходимость организации целенаправленной деятельности, направленной на формирование ценностного отношения к Родине у учащихся начальной школы. В рамках формирующего этапа реализовывались следующие содержательные линии: «Россия - моя Родина», «Родной край», «Я патриот своей страны», «Отчий дом», «Культура и традиции моего народа». Обсуждение результатов и заключение. Впервые целенаправленно продиагностировано ценностное отношение к Родине среди школьников 8-9 лет. Эмпирическим путём были получены результаты, отражающие особенности осознания младшими школьниками понятий «Родина», «малая родина». Наиболее выражена динамика по показателям «Осознание понятия «Родина» и «Включение в активную социальную деятельность» (χ2= 91,77; р<0,001).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гуцу Елена Геннадьевна, Деменева Надежда Николаевна, Зайцева Светлана Александровна, Колесова Оксана Вячеславовна, Кочетова Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE VALUE ATTITUDE TOWARDS THE HOMELAND IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN

Introduction. The formation of a value attitude in the younger generation towards their Homeland, a sense of patriotism, as well as pride in their Homeland is the basis of the statehood of any country. This problem is especially acute in modern conditions, characterized by a large-scale rethinking of traditional values, the formation of new ideals, and spiritual and moral guidelines. Objective: to study the value attitude towards the Homeland in children aged 8-9 years. Materials and methods. The study was conducted on the basis of secondary schools in Nizhny Novgorod and the Nizhny Novgorod region (Russian Federation), the sample consisted of 316 students aged 8-9 years. The χ2-Pearson criterion was used to statistically evaluate the effectiveness of formative influences. Research results. Based on the theoretical analysis of current research and their own experience, the authors determined the criteria for developing the value attitude of children to the Homeland: awareness of the concept of "Homeland", moral categories, as well as inclusion in social activities. The data of the ascertaining stage showed that only 22.2% of the respondents have a high level of formation of the value attitude towards the Homeland. A significant number of students' answers (77.8%) testifies to the lack of the necessary knowledge regarding the Homeland. This necessitated the organization of purposeful activities aimed at forming a value attitude towards the Homeland among primary school students. As part of the formative stage, the following content lines were implemented: "Russia is my Homeland", "Native land", "I am a patriot of my country", "Father's house", "Culture and traditions of my people". Discussion and conclusion. For the first time, the value attitude towards the Homeland has been purposefully diagnosed among schoolchildren of 8-9 years old. Empirically, the results were obtained, reflecting the peculiarities of awareness of the concepts of "Homeland", "small homeland" by younger schoolchildren. The dynamics are most pronounced in terms of the indicators "Awareness of the concept of "Homeland" and "Involvement in active social activity" (χ2= 91.77; p<0.001).

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К РОДИНЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: pnojournal.wordpress.com/archive21/21-04/ Дата публикации: 30.08.2021 УДК 373.3

О. В. Колесова, Е. Г. Гуцу, Н. Н. Деменева, С. А. Зайцева, Т. В. Маясова, Е. В. Кочетова

Исследование ценностного отношения к родине у детей младшего школьного возраста

Введение. Формирование у подрастающего поколения ценностного отношения к своей родине, чувства патриотизма, гордости за свое отечество является основой государственности любой страны. Особенно остро эта проблема встает в современных условиях, характеризующихся масштабным переосмыслением традиционных ценностей, формированием новых идеалов, духовно-нравственных ориентиров. Цель статьи: исследование ценностного отношения к Родине у детей 8-9 лет.

Материалы и методы. Исследование проводилось на базе общеобразовательных школ Нижнего Новгорода и Нижегородской области (Российская Федерация), выборка составила 316 учащихся 8-9 лет. Для статистической оценки эффективности формирующих воздействий использовался критерий Х2-Пирсона.

Результаты исследования. На основе теоретического анализа актуальных исследований и собственного опыта авторами были определены критерии развития ценностного отношения детей к Родине: осознание понятия «Родина», нравственных категорий, включение в социальную деятельность. Данные констатирующего этапа показали, что только 22,2% респондентов имеют высокий уровень сформированности ценностного отношения к Родине. Значительное количество ответов (77,8%) учащихся свидетельствует об отсутствии необходимых знаний о Родине. Это обусловило необходимость организации целенаправленной деятельности, направленной на формирование ценностного отношения к Родине у учащихся начальной школы. В рамках формирующего этапа реализовывались следующие содержательные линии: «Россия - моя Родина», «Родной край», «Я патриот своей страны», «Отчий дом», «Культура и традиции моего народа».

Обсуждение результатов и заключение. Впервые целенаправленно продиагностировано ценностное отношение к Родине среди школьников 8-9 лет. Эмпирическим путём были получены результаты, отражающие особенности осознания младшими школьниками понятий «Родина», «малая родина». Наиболее выражена динамика по показателям «Осознание понятия «Родина» и «Включение в активную социальную деятельность» (х2= 91,77; р<0,001).

Ключевые слова: ценностное отношение к Родине, младший школьник, формирование ценного отношения, малая родина

Ссылка для цитирования:

Колесова О. В., Гуцу Е. Г., Деменева Н. Н., Зайцева С. А., Маясова Т. В., Кочетова Е. В. Исследование ценностного отношения к родине у детей младшего школьного возраста // Перспективы науки и образования. 2021. № 4 (52). С. 280-296. сЬк 10.32744/р$е.2021.4.18

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive21/21-04/ Accepted: 29 April 2021 Published: 30 August 2021

E. G. Gutsu, N. N. Demeneva, S. A. Zaitseva, O. V. Kolesova, E. V. Kochetova, T. V. Mayasova

Study of the value attitude towards the Homeland in primary school children

Introduction. The formation of a value attitude in the younger generation towards their Homeland, a sense of patriotism, as well as pride in their Homeland is the basis of the statehood of any country. This problem is especially acute in modern conditions, characterized by a large-scale rethinking of traditional values, the formation of new ideals, and spiritual and moral guidelines.

Objective: to study the value attitude towards the Homeland in children aged 8-9 years.

Materials and methods. The study was conducted on the basis of secondary schools in Nizhny Novgorod and the Nizhny Novgorod region (Russian Federation), the sample consisted of 316 students aged 8-9 years. The x2-Pearson criterion was used to statistically evaluate the effectiveness of formative influences.

Research results. Based on the theoretical analysis of current research and their own experience, the authors determined the criteria for developing the value attitude of children to the Homeland: awareness of the concept of "Homeland", moral categories, as well as inclusion in social activities. The data of the ascertaining stage showed that only 22.2% of the respondents have a high level of formation of the value attitude towards the Homeland. A significant number of students' answers (77.8%) testifies to the lack of the necessary knowledge regarding the Homeland. This necessitated the organization of purposeful activities aimed at forming a value attitude towards the Homeland among primary school students. As part of the formative stage, the following content lines were implemented: "Russia is my Homeland", "Native land", "I am a patriot of my country", "Father's house", "Culture and traditions of my people".

Discussion and conclusion. For the first time, the value attitude towards the Homeland has been purposefully diagnosed among schoolchildren of 8-9 years old. Empirically, the results were obtained, reflecting the peculiarities of awareness of the concepts of "Homeland", "small homeland" by younger schoolchildren. The dynamics are most pronounced in terms of the indicators "Awareness of the concept of "Homeland" and "Involvement in active social activity" (x2= 91.77; p<0.001).

Keywords: value attitude towards the Homeland, primary school student, the formation of a value attitude, small homeland

For Reference:

Gutsu, E. G., Demeneva, N. N., Zaitseva, S. A., Kolesova, O. V., Kochetova, E. V., & Mayasova, T. V. (2021). Study of the value attitude towards the Homeland in primary school children. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 52 (4), 280-296. doi: 10.32744/ pse.2021.4.18

_Введение

Динамические изменения современного общества требуют обновления теоретических и практических подходов в области духовно-нравственного воспитания школьников. При этом остро встаёт вопрос о необходимости создания фУндамента нравственности у подрастающего поколения. Исторический опыт любого государства показывает, что важнейшим условием формирования правового общества является патриотическое воспитание молодежи [1].

Сегодня позиция любого государства характеризуется направленностью на воспитание патриотизма, любви к Родине. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России рассматривает возможности общеобразовательной школы как важнейшего фактора, обеспечивающего социально-педагогическую поддержку становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного гражданина России [2]. Именно поэтому система образования, ориентированная на социальный заказ в области воспитания, формирует ценностное отношение младших школьников, связанное с развитием чувства гордости за страну, верность нравственным ценностям и духовным традициям.

Формирование ценностного отношения учащихся начальной школы к родине -одна из сложнейших проблем на современном этапе развития образования. Младший школьный возраст является сензитивным для развития устойчивых познавательных потребностей и интересов, в том числе и для формирования ценностных ориента-ций, что характеризуется накоплением знаний о взаимоотношениях между людьми, о различных сторонах жизни общества, о свободе выбора [3]. В.А. Мухина считает, что младший школьник использует приобретенный нравственный опыт и моральные знания как основу ценностного отношения к идеалам общества [4].

Специфика возрастного развития ребёнка и его нравственного становления предопределяет особенности воспитания ценностного отношения к Родине, включающего в себя формирование представлений о народах страны, знаменитых людях, традициях, ценностях и культуре российского народа, основных чертах характера: щедрости, отзывчивости, отваге, доброте и трудолюбии. Поэтому важнейшим направлением деятельности начальной школы становится формирование социально ориентированных ценностных ориентаций учащихся, помогающих ребёнку осознавать себя в принадлежности к сообществу граждан своего государства. Для того, чтобы ценностное отношение к Родине стало у ребенка устойчивым свойством личности, оно должно быть не единожды осмыслено и иметь практическую направленность, чтобы реализовываться в непосредственной деятельности и поведении ученика.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что существует множество направлений, теорий, подходов, предусматривающих развитие у подрастающего поколения ценностного отношения к родине. В.А. Сухомлинский [5], К.Д. Ушинский [6] раскрывают важность воспитания любви к родине, семье, дому на основе духовно-нравственного становления личности. Л.И. Божович [7], Л.С. Выготский [8], Richard C. Atkinson [9], акцентируя внимание на возрасте младшего школьника, считают, что именно в этот период происходит активный процесс накопления знаний о положительных и отрицательных сторонах жизни общества. В трудах П.Я. Гальперина [10] ценностное отношение к родине связывается с определённым уров-

нем действия личности, которая ставит конкретные цели и опирается не только на личный опыт взаимодействия с людьми, но и на общественный.

Проблема формирования ценностного отношения к родине рассматривается в трудах отечественных и зарубежных педагогов. В работах В.И. Лутовинова, Н.Е. Щурко-вой, М.Ю. Новицкой [11; 12] последовательно рассматривается проблема формирования ценностного отношения младшего школьника к малой родине как системе общечеловеческих ценностей, связанных с национальными и культурными особенностями места, где живет ребёнок, что будет способствовать эмоциональному отношению к природе родного края, к окружающим, к историко-культурному наследию страны.

В исследовании Л.Ю. Савиновой [13] определено, что в сознании младшего школьника образ родины достаточно размыт. Из этого следует, что при формировании ценностного отношения к родине, ребёнок должен опираться на чёткий круг представлений о родине: семья, дом, школа, город, страна.

Ю.К. Бабанский [14], Л.Ф. Спирин [15] определяют воспитание ценностного отношения к родине как одно из направлений патриотического воспитания. Т.А. Померанцева [16] акцентирует внимание на важности воспитания младшего школьника как взаимодействующей, ответственной, нравственной личности, осознающей себя в социокультурном и политическом пространстве.

В работах А.Г. Гальченко [17] указано, что становление гражданского самосознания имеет стратегическое значение для успешного будущего российского государства. Автор обращает внимание на особенности формирования ценностных ориентаций у учащихся, одним из путей реализации этого процесса видит в развитии механизмов внутренней мотивации, ориентированной на общечеловеческие идеалы.

Интересным представляется исследование Н.В. Ивановой и Т.М. Сорокиной, которые выделяют негативные тенденции в развитии образования в нашей стране, связанные с усилением информатизации, что влияет на снижение нравственного потенциала учащихся, ослабление социальных связей между участниками образовательного процесса [18].

Зарубежные исследователи Kluckhohn, C. Values [19] рассматривают опыт формирования ценностных ориентаций на примере разных культур и стран (Германия, Марокко, Китай); Roccas S., Sagiv L., Schwartz S.H., & Knaf A. [20] анализируют взаимосвязь личностных качеств школьника с базовыми ценностями, в том числе и отношением к родине. Schwartz S.H [21] провел исследование ценностных ориентаций в 20 странах, выделив наиболее важную из них - ценностное отношение к родине.

С точки зрения американского исследователя J. Nye воспитание ценностного отношения к родине является основой американской национальной идеи, олицетворяющей идеалы жизни, направленной на всеобщую свободу, равенство и справедливость [22]. Начиная с первого класса, школьники включаются в целенаправленную, строго регламентируемую структуру воспитания патриотизма. Ежедневно произносится клятва верности флагу, пение гимна, огромной честью считается посещение Сената или Белого дома.

A. Hiroshi, описывая японскую систему развития личности икудзи, подчёркивает важность формирования морально и физически здоровой личности, надёжной опоры государства [23]. Система икудзи исходит из становления особых отношений между родителями и детьми, гражданами и государством. Формирование «истинного японца» связано с формированием истинного гражданина страны, знающего обычаи, этикет, нормы традиционной морали, включающей в себя любовь к стране.

Формирование ценностного отношения к родине является составной частью общего воспитательного процесса в Китае. Чэнь Сяохуань отмечает, что патриотизм является главной идеей китайской педагогики [24]. Приоритетными принципами развития личности являются любовь к родине, народу, труду, науке. Под принципом «любовь к родине» понимается знание исторического прошлого китайской нации, чувство гордости за неё.

_Материалы и методы

Данное исследование опиралось на анализ зарубежной и отечественной научно-методической литературы, рассматривающей пути формирования ценностного отношения к родине; обобщение авторского опыта по использованию диагностических материалов; анализ результатов собственной научной деятельности.

Цель исследования - изучение ценностного отношения к родине у детей младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

1. Определить критерии оценивания ценностного отношения к родине у детей младшего школьного возраста;

2. Разработать и апробировать диагностический инструментарий, направленный на выявление актуального уровня ценностного отношения младших школьников к родине;

3. Смоделировать условные уровни ценностного отношения к миру (высокий, средний, низкий);

4. Разработать и организовать проведение формирующих воздействий, направленных на формирование ценностного отношения к родине;

5. Определить эффективность формирующего этапа.

Для оценки эффективности формирующих воздействий использовался х2-Пирсона. При обработке и интерпретации эмпирических данных использовался онлайн-калькулятор сайта «Медицинская статистика» (https://medstatistic.ru/ са1си^о^/са1сЫ^^т1).

Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе школ Нижнего Новгорода и Нижегородской области (МБОУ СШ №№ 7, 27, 37, 70 г. Дзержинска Нижегородской области, МБОУ «Школа №24» г. Нижний Новгород, Нижегородская авторская академическая школа №186 г. Нижний Новгород). В эксперименте приняли участие учащиеся вторых классов в количестве 316 человек.

_Ход исследования

На констатирующем этапе мы определяли полноту знаний о Родине, способность к волевым проявлениям в практическом направлении, связанном с ценностным отношением к Родине.

Таким образом, мы оценивали сформированность каждого компонента, составляющего ценностное отношение. Основными проявлениями мы считаем: отношение к Родине и преданность ей, знание истории и гордость за героическое прошлое Родины, приверженность ценностям и традициям своего народа; высокий уровень личной нравственности, знание и принятие общечеловеческих ценностей.

Таблица 1

Диагностический инструментарий констатирующего эксперимента

Наименование Цель Компоненты ценностного отношения

Методика «Закончи предложение» «Что такое Родина» Выявить уровень ценностного отношения к понятию «родина» Осознание понятия «Родина», осознание нравственных категорий

Анкетирование «С чего начинается Родина» Определить уровень ценностного отношения к понятию «родина», знание героев малой родины, ценностей и традиций своего народа Осознание понятий «Родина», «малая родина» осознание нравственных категорий, связанных с героями, ценностями и традициями своего народа

Тест «Достопримечательности нашей Родины» Определить уровень ценностного отношения к прошлому и настоящему своей родины Осознание понятий «достопримечательность», «герой», «поступок»

Диагностическая методика М.И. Шиловой (адаптированная к младшему школьному возрасту) Выявить уровень включения учащегося в активную социальную деятельность Устойчивое, самостоятельное поведение в различных условиях общения, осознанность и обоснованность осуществления выбора варианта поведения, активное участие в различных социально - патриотических мероприятиях

На основе теоретического анализа были определены уровни сформированности ценностного отношения к Родине у учащихся (см. табл. 2)

Таблица 2

Уровни сформированности ценностных отношений к Родине у детей 8-9 лет

№ Основные компоненты Уровень ценностных отношений

Высокий Средний Низкий

1 Осознание понятия Учащийся обладает Учащийся Учащийся имеет малый

«Родина» большим объёмом характеризуется объём знаний о своей

знаний о Родине, знает наличием стране, культуре и

составляющие понятия необходимых знаний истории, неполные

Родина, малая родина, о Родине, месте, где представления о

легко применяет свои он родился. Способен компонентах понятия

знания на практике, применить знания на «Родина». Обрывочные

имеет представление практике при помощи знания о Родине

о стране как субъекте взрослого. делают невозможным

мировой системы. применить их на практике.

2 Осознание нравственных Учащийся правильно Учащийся в Учащийся показывает

категорий и полно определяет определении отрицательное

нравственные нравственных отношение к

качества, не только категорий сочетает нравственным

отражающие знания, положительное и категориям, склонен

но и указывающие негативное отношение к ошибочным

на соответствующее к ним, может определениям

им поведение, колебаться в выборе сущности нравственных

проявляет высокий правильных суждений. качеств. Не знает

уровень личной Проявляет неполное традиции, прошлое

нравственности. знание судьбоносных своей Родины,

Испытывает гордость за вех своей страны, её равнодушен к героям

героическое прошлое героев, традиций. и защитникам страны,

страны, знает героев, опыту предков.

ценности и традиции

своего народа.

3 Деятельностный аспект Учащийся Учащийся отличается Учащийся проявляет

(включение в активную демонстрирует ситуативностью нежелание

социальную деятельность) устойчивое, характера принятия самостоятельного

самостоятельное решения, частичным выбора линии

поведение в совершением поведения,

различных условиях непродуманных неустойчивую позицию

общения, сочетание действий, небольшим при столкновении

независимости опытом проявления в различных мнений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

действий от внешних действии собственного Испытывает сложность

суждений и ожиданий, отношения. Принимает в формулировке

осознанность и участие в социально- собственной точки

обоснованность патриотических зрения или неумение

осуществления выбора мероприятиях под её доказать,

варианта поведения. руководством и апатичность в

Активно принимает контролем учителя поведении. Уклоняется

участие в различных от участия в различных

патриотических мероприятиях

мероприятиях

Для анализа и выявления особенностей формирования ценностного отношения к родине нами был составлен диагностический комплекс, в который входили методики, включающие в себя вопросы открытого и закрытого типа, исключающих появление случайных данных. В качестве диагностического материала мы использовали методики «Закончи предложение «Что такое Родина», анкетирование «С чего начинается Родина», тест «Достопримечательности нашей Родины».

Диагностическая методика «Что такое Родина» включала в себя 10 неоконченных предложений: об определении понятия Родина, малая родина, о чувствах, испытываемых к Родине, знании столицы, флага страны, продолжении предложений на тему, что значит любить и защищать свою Родину, какой должна она быть.

Анкета содержала в себе круг вопросов, связанных со знанием символов страны, культурных традиций, особенностей некоторых праздников, семейных ценностей; вопросов, направленных на осознание себя гражданином страны.

В тесте «Достопримечательности нашей Родины» учитывались ответы, связанные с понятием «достопримечательность», знанием городов и рек России, знаменитых людей страны и Нижегородской области, интересных мест малой родины. Особое внимание мы обращали на вопросы, ответы на которые содержали в себе вариативность: если бы к тебе приехали гости из другой страны, то с какими местами Нижнего Новгорода ты их познакомил сначала? Если ты приедешь в незнакомую страну, то как будешь знакомиться с ней?

_Результаты исследования

Констатирующий этап

В соответствии с описанными выше методиками был проведен анализ результатов выполненных диагностических заданий. Выполнение заданий первой диагностической методики «Закончи предложение», предусматривало получение ответов на ряд вопросов, ориентируемых на осознание понятия «Родина».

Ответ на вопрос «Что такое Родина? Это...» позволил выстроить следующий ассоциативный ряд: место, где ты родился (45,6%); Россия (17,7%), моя страна (13,9%); родная земля (10,1%); большое и светлое место (6,3%); где живут люди

(3,8%); где я живу (2,5%). Второклассники осознают, что такое Родина, 89,9% респондентов соотносят это понятие с местом, где живут и родились.

Продолжение предложения «Что такое малая родина? Это...» вызвали определенные сложности у школьников, часть учащихся не справились с заданием продолжить высказывание (32,9%), определили малую родину как город или деревню, где проживают; большинство школьников (51,2%), некоторое количество детей (15,7%) включили в это понятие «мой дом, моя семья». Практически все учащиеся правильно указали столицу нашей Родины (95%), остальные дети выстроили предложение следующим образом: «Столица нашей Родины - Россия» (5%).

Продолжили верное высказывание о цветах государственного флага, гербе 100% второклассников. Ответы на следующие вопросы представим в таблице 2.

Таблица 3

Анализ высказываний второклассников о Родине (осознание понятия)

Незаконченные предложения Варианты ответов второклассников

Какие чувства ты испытываешь к Родине? Свою Родину я Люблю, берегу, обожаю, уважаю

Что значит любить свою Родину? Это значит Беречь, хранить, защищать, не мусорить, бороться за неё, ухаживать, заботиться, жалеть, уважать, гордиться, дорожить, относится как к матери, благодарить, хвалить её, ценить всем сердцем, восхищаться.

Защищать свою Родину - это Оберегать, защищать свою землю и родных, любить её, хранить. Воевать за неё, бороться со злом, встать за честь, не бросать в беде, сражаться против недруга, быть отважным, выполнять свой долг, не давать в обиду. Заботиться о людях и природе, не давать её губить, сохранить для потомков.

Какой должна быть твоя Родина? Моя Родина должна быть Добрая и большая, чистая, богатая, цветущая, красивая, растущая, счастливая, родная, привлекательная для людей, любимая, прекрасная, здоровая, умная. Надежная, сильная, могучая, гордая, смелая, мужественная, крепкая, великая, мирная. Жаркая, свежая, живая, светлая, яркая, солнечная, просторная, широкая.

Таким образом, анализ результатов по осознанию понятия «Родина» показал, что большинство второклассников (51,8%) обладают необходимыми знаниями о Родине, представляют компоненты этого понятия (45,5%), называют столицу и флаг России (97,2%), испытывают любовь и уважение к Родине (100%), понимают, что значит защищать Отечество (80,3%) и какой должна быть Родина (66,4%).

Выполнение заданий анкеты, предусматривало ответы на вопросы: Кто такие россияне? Обязательно ли быть русским, чтобы считаться россиянином? Может ли современный человек гордиться, что он россиянин? Как определить россиянина? Кто такие настоящие россияне? Кого можно назвать настоящим россиянином? Какие отрицательные и положительные качества есть у россиян? Где бы ты хотел жить в будущем? Есть ли в твоём окружении люди, с которых ты хотел бы брать пример?

Ответ на первый вопрос - кто такие россияне? - позволил выяснить, что второклассники чаще всего обращаются к определениям «люди, которые живут в России» (53,1%), «российский житель» (13,2%), остальные респонденты ответа не дали (20,3%) или назвали в качестве примера себя («это я» 13,7%).

При ответе на второй вопрос о необходимости быть русским, чтобы считаться россиянином, варианты группы исследуемых примерно разделились пополам:

49,3% учащихся считают, что важно быть русским, 50,7% ответили отрицательно. Мы предполагаем, что второклассники недостаточно четко осознают этническую принадлежность «русский» и, вероятно, смешивают с российским гражданством. Такое смешение понятий характерно для младших школьников, ориентированных не на точное лексическое понимание, а на образец употребления слов в речи средств массовой информации, значимых взрослых.

Данные по третьему вопросу показали, что все испытуемые испытывают гордость за принадлежность к России.

Ответ на вопрос, как можно определить россиянина, свидетельствовал об идентификации по языку (68,3%), по месту жительства (11,3), по характеру (5%), имени-фамилии (3,7%), по отношению к России (3,1%), по цвету кожи и волос (1,8%), по шапке-ушанке (1,2%).

Следующий вопрос предполагал, что второклассники перечислят имена исторических, современных личностей, возможно, литературных или киногероев, которых можно назвать настоящими россиянами. По результатам статической обработки и ранжирования было установлено, что дети затрудняются в выборе таких людей: 22,1% учащихся не смогли привести примеры, 41,1% выбрали родителей, друзей и себя в качестве примера; всех, кто живет в России, отнесли к настоящим россиянам 15% испытуемых, 14,5% считают настоящим россиянином президента, остальные дети давали единичные ответы, среди которых былинные, сказочные персонажи, герои мультфильмов, учитель, президент.

Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что глубокого понимания содержания понятия «настоящий россиянин» дети не имеют. Ответы детей по определению положительных и отрицательных качеств россиян отражены в таблице 4.

Таблица 4

Анализ ответов на вопрос: «Какие отрицательные и положительные качества

есть у россиян

Положительные качества (выбор учащихся в %) Отрицательные качества (выбор учащихся в %)

Доброта, общительность 39,3 Грубость, лень, драчливость 31

Юмор, любят пошутить 34,8 Плохо знают иностранные языки 20,8

Сила 15,8 Часто жалуются, есть вредные привычки 18,9

Трудолюбие, упорство 6,3 Не берегут природу, разбрасывают мусор 15,8

Стойкость, отвага 3,8 Не всегда говорят правду 13,2

Среди ответов второклассников встречались противоположенные по смыслу: любят своих детей - не любят (ругают) своих детей, щедрость - жадность, смелость - трусость. Поскольку такие варианты ответов встречались у одного и того же ученика, мы решили их не учитывать при обработке. Отметим, что при выполнении этого задания учащиеся затруднялись с выбором отрицательных качеств, так как ориентировались на близкий круг людей, к которым дети относятся положительно и не видят у них отрицательных качеств.

Ответы на вопрос о предполагаемом месте жительства в будущем позволили установить следующую закономерность. 89,2% учащихся хотят остаться жить в России, некоторые из них выбирают крупные города с развитой инфраструкту-

рой - Москва, Санкт-Петербург, Казань, Сочи, Краснодар. Многие второклассники хотели бы жить на юге России. Один ученик указал, что хотел бы жить в прошлом времени в России. Незначительная часть детей (10,8%) выбрала Турцию, Англию, Францию, Уругвай, Америку.

Полученные данные по тесту «Достопримечательности нашей Родины» мы отразили в таблице 5.

Таблица 5

Результаты диагностической методики «Достопримечательности России»

Вопросы открытого типа Варианты ответов учащихся Количество выбора в %

Что такое достопримечательность? Это что-то красивое, лучшее место города 20,2

Это гордость этого места 17,1

Разные сооружения 13,3

Достижения города 12,1

Не знаю 37,3

Какие интересные места есть в России? Музеи: краеведческие, Эрмитаж, Мавзолей 24

Кремль, Красная площадь 17,1

Вечный огонь, царь Пушка, царь Колокол 14,6

Архитектура, разные здания 9,5

Парки, фонтаны, зоопарки 6,3

Слияние рек Волги и Оки, озеро Байкал 3,2

Шуховская башня 3,2

Макдоналдс 1,9

Не знаю 20,2

Если ты приедешь в незнакомый город или страну, то как будешь знакомиться с ними? Куплю путеводитель и карту этого места 24,3

Буду задавать вопросы жителям 18,3

Прогуляюсь по улицам 10,7

Буду пробовать еду 6,9

Осмотрю достопримечательности 3,8

Куплю словарь языка этой страны 2,5

Не знаю 33,5

Если к тебе приехали гости из другой страны, то с чем бы ты познакомил гостей в первую очередь? Проведу экскурсию по городу 18,9

Расскажу о стране и наших людях 17,1

Познакомлю с национальной едой 12,1

Познакомлю с семьей, родителями, собой 9,6

Познакомлю с русским языком, вежливыми словами 8,8

Не знаю 33,5

После обработки и ранжирования ответов установлено, что около трети всех учащихся затрудняются в выполнении многих заданий, что позволяет сделать вывод о незначительном опыте учащихся при решении подобных ситуаций.

Деятельностный аспект формирования ценностного отношения к Родине мы оценивали с помощью диагностической методики М.И. Шиловой [25], адаптированной к младшему школьному возрасту. Основными критериями этой методики являлись: участие в культурных, спортивно-патриотических мероприятиях города, деятель-

ность школьников, связанная с облагораживанием города (улицы, двора); участие в проектах, связанных с краеведческими исследованиями; забота о близких. Полученные данные показали, что значительная часть учащихся находится на среднем (44,3%) и низком уровнях (36,7%). Проявили активное, самостоятельное поведение, в котором отражалась позиция человека, любящего свою Родину, свой родной край, 19% школьников. Анализ результатов диагностической методики позволяет сделать вывод о затруднениях второклассников при включении в активную социальною деятельность, так как школьники, по-нашему мнению, ещё не владеют достаточными навыками участия в общественной жизни.

В итоге, нами выделены следующие проблемы формирования ценностного отношения к Родине у второклассников:

• знания учащихся о Родине (малой родине) носят фрагментарный характер. Дети обладают некоторыми фактическими знаниями (название страны, столица, герб, флаг), но не ориентируются в истории страны, не знают о культуре, традициях народа, достопримечательностях и героях;

• большинство ответов второклассников носят поверхностный характер, не отличаются оригинальностью и содержательной наполненностью;

• более трети учащихся (38%) не понимают, как можно заботиться о родном крае, не готовы к конкретным действиям по отношению к Родине.

Анализ результатов диагностической работы позволил распределить учащихся по уровням сформированности ценностного отношения к Родине.

Таблица 5

Уровни ценностного отношения к Родине

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Кол-во учащихся % Кол-во учащихся % Кол-во учащихся %

70 22,2 126 39,8 120 38

Таким образом, данные констатирующего этапа показали средний и низкий уровень сформированности ценностного отношения к Родине у детей 8-9 лет. Следовательно, необходимо организовать целенаправленную работу для формирования в сознании детей четкого образа Родины и поведенческой модели реализации данного ценностного отношения.

Формирующий этап

При составлении плана формирующих воздействий нами учитывались особенности возраста, результаты констатирующего этапа, требования Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) [26]. В задачи формирующего эксперимента входила постепенная реализация комплекса заданий, упражнений, мероприятий, связанных с формированием ценностного отношения к Родине.

Нами были определены три уровня достижения результатов. На первом уровне младшими школьниками приобретаются социальные знания и представления о России как Родине, Отечестве, о своей малой родине, о культуре и традициях российского многонационального народа, о нравственных нормах и культуре поведения.

Второй уровень результатов основывается на получении младшими школьниками опыта позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, культура, традиции), среди которых наиболее важными являются становление патриотизма и гражданственности, осознание себя патриотом своей Родины.

Третий уровень предполагает получение опыта культурного поведения, опыта социальной заботы о близких людях и окружающей действительности, становления у детей ценностного отношения к Родине.

Мы учитывали, что формирование ценностного отношения к Родине предполагает временную протяжённость, поэтому опирались на определенные этапы: этап осознания конкретной ценностной ориентации; этап принятия; этап реализации в собственной деятельности и поведении.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В рамках формирующего эксперимента реализовывались следующие содержательные линии: «Россия - моя Родина», «Родной край», «Я патриот своей страны», «Отчий дом», «Культура и традиции моего народа». Каждое направление предполагало использование форм и методов работы, позволяющих включать младших школьников в активную деятельность, таких как ролевые игры, беседы и дискуссии, круглые столы, отгадывание и составление загадок о Родине и семье, разработку кроссвордов, разные виды драматизации [27], упражнения по использованию правил поведения, участие в праздниках. Особое внимание мы обращали на работу с художественными и информационными текстами [28]. Такая работа позволяет обогащать внутренний мир школьника, знакомиться с патриотами и знаменитыми людьми страны, памятниками истории и культуры.

Содержательное направление «Родной край» опиралось на исследование особенностей истории и развития малой родины при использовании проектной технологии. Изучение родного края усиливает у ребёнка чувство принадлежности и сопричастности к своему Отечеству.

Следует отметить, что возрастные особенности второклассников не позволяют работать над проектом без сопровождения и помощи со стороны взрослых. Основная задача учителя состоит в так называемом направляющем участии, способствующем овладению учеником навыками поиска, сбора, обработки и интерпретации материала. При выполнении проекта мы предлагаем ориентироваться на восемь основных этапов [29]:

1 этап - постановка проблемы, определение темы проекта;

2 этап - формулирование цели, задач и гипотез предполагаемого исследования, составление пошагового плана;

3 этап - обзор и анализ необходимого материала по выбранной теме, беседа со старшим поколением, посещение музеев, участие в экскурсиях и экспедициях, посвященных выбранной теме;

4 этап - анализ и обработка собранного материала, его систематизация и классификация;

5 этап - проведение опроса учащихся параллельных классов, взрослых по поставленной проблеме;

6 этап - практическая часть работы (изготовление моделей костюмов, национальных и семейных блюд, словарей диалектов);

7 этап - представление результатов в виде презентаций, благотворительных акций, праздников, оформления газет и т.д.

На 8 этапе происходит рефлексия полученного опыта, подводятся основные итоги выполнения проекта.

Нами реализовывались следующие проекты: «Прошлое и настоящее улиц родного города», «В честь кого названа улица, где я живу», «Архитектура родного города», «Достопримечательности родного края», «Знаменитые люди моей малой родины», «Вперёд в будущее: каким станет мой край через 100 лет», «Чистый дом (улица, город)».

В ходе формирующего этапа у второклассников были отмечены значимые изменения по всем показателям сформированности ценностного отношения к Родине.

Контрольный этап

Анализ результатов контрольного этапа показал эффективность формирующих воздействий: 104 школьника (37,6%) показали высокий уровень сформированности ценностного отношения к Родине 192 учащихся (60,7%) составили средний уровень, и 20 человек (12,7%) остались на низком уровне. Значение критерия х2 составляет 91,770, при критическом значении х2 при уровне значимости р=0,01 составляет 9,21. Связь между факторным и результативным признаками статистически значима, уровень значимости р <0,001.

Наиболее выражена динамика по показателям «Осознание понятия «Родина» и «Включение в активную социальную деятельность.

_Обсуждение результатов

Различные аспекты формирования ценностного отношения к родине рассматриваются как отечественными, так и зарубежными учёными. В рамках проведенного исследования мы можем выделить три основных линии формирования ценностного отношения у детей школьного возраста в разных странах. Опора на знаниевый компонент (США, Китай, Северная Корея, Россия): знание флага, гимна, некоторых традиций, знаменитых людей; ориентировка на формирование нравственных качеств, связанных с осознанием понятия «родина» ( Россия, Япония, Китай); осознание себя гражданином мира (Европейские страны), что связанно с глобализацией мировых процессов, усилением взаимозависимости этих стран, когда общие угрозы человечеству предполагают защиту не только своей страны, но и ценностей других стран и народов [31]. Невзирая на различия в политических системах, идеологических установках и социально-культурных традициях направленность формирования ценностного отношения к родине в разных странах во многом совпадает. Однако исследования ценностного отношения к родине в США, КНР, Европейских странах направлены на старший школьный возраст (14-18 лет), поэтому основные проблемы выделяются именно в этой возрастной категории [19; 23; 32; 33]. Несмотря на большое количество исследований эмпирические данные по младшему школьному возрасту в работах зарубежных ученых отсутствуют.

Мы согласны с американским исследователем Nye J.S. [22], китайским учёным Чэнь Сяохуань [24] в выводах о возрасте, с которого необходимо начинать формирование ценностного отношения к родине - старший дошкольный возраст и в выделении основных понятий, таких как «семья», «национальные символы», «традиции», «культура», «род», поэтому в рамках формирующего этапа мы реализо-вывали содержательные линии «Россия - моя Родина», «Родной край», «Я патриот своей страны», «Отчий дом», «Культура и традиции моего народа».

Заключение

Проведенное исследование позволило решить ряд исследовательских задач. Впервые целенаправленно продиагностировано ценностное отношение к Родине среди школьников 8-9 лет. Эмпирическим путём были получены результаты, отражающие особенности осознания младшими школьниками понятий «Родина», «малая родина», представлений о культурных ценностях, общественных идеалах, о себе, своём месте в социуме, что позволяет определить школьника как личность, признающей собственную идентичность и включенную в социальное пространство России. Определены трудности в формировании ценностного отношения к Родине, связанные с выбором авторитетных образцов, героев, включением в активную социальную деятельность. Комплекс заданий, упражнений, мероприятий формирующего этапа, включающий в себя пять содержательных линий, способствовал осмыслению учащимися образа Родина и гражданина России, формировал положительное отношение к базовым ценностям, развивал готовность школьника к включению в активную социальную деятельность.

Итоги формирующего этапа позволили сделать вывод об эффективности формирующих воздействий при организации экспериментальной работы.

Таким образом, формирование ценностного отношения к Родине у младших школьников будет способствовать развитию нравственных и личностных качеств ребёнка, обогащать социальный опыт, обеспечивать, в конечном итоге, будущее страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Салахова Р.И. Актуализация формирования у молодежи ценностного отношения к Родине // Современные проблемы науки и образования. 2013. №1. С. 208-214.

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков; М.: Просвещение. 2009.

3. Demeneva N.N., Gutsu E.G., Kochetova E.V., Mayasova T.V., Kolesova O.V. Implementation of competency approach in teaching mathematics to primary school children | Implementando el enfoque basado en las competencias en la enseñanza de matemáticas a los alumnos de la escuela primaria // Opcion. 2018. 34(Special Issue 15), рр 798-818.

4. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 2004. 456 с.

5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М., 2016. 288 с.

6. Ушинский К.Д. Избранные труды Кн. 3. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. Н. Новгород, 2005. 557 с.

7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995.

8. Выготский Л.С. Психология развития. Избранные работы. Москва: Издательство Юрайт, 2017. 302 с.

9. Atkinson Richard C., Smith Edward E, Daryl J. Bem, Susan Nolen-Hoeksema. "Hilgard's Introduction to Psychology. History, Theory, Research, and Applications", 13th ed., 2000

10. Гальперин П. Я. Лекции по психологии. М.: Книжный дом Университет, 2010. 397 с.

11. Лутовинов В.И. Военно-патриотическое воспитание российской молодёжи. М., 2007. 170 с.

12. Новицкая М.Ю. Мониторинг патриотического воспитания в детском саду и начальной школе. М., 2010. 154 с.

13. Савинова Л.Ю. Воспитание субъектной позиции младшего школьника в системе ценностных отношений к миру // Герценовские чтения. Начальное образование. 2013. Т.4, № 1, С. 91-96.

14. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский; М.: Педагогика, 1989. 558 с.

15. Спирин Л. Ф. Теория и технология решения педагогических задач: (Развивающее проф.-пед. обучение и самообразование). М.: Рос. пед. агентство, 1997. 173 с

16. Померанцева Т.А. Основные компоненты социализации и индивидуализации младших школьников в современном социокультурном обществе // Вестник Мининского университета. 2018. Т.6, №3, 8-18. https:// doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-3-8

17. Гальченко А.С. Особенности мотивационной структуры гражданской активности подростков с разным статусом гражданской идентичности // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. 8-26. https://doi. org/10.26795/2307-1281-2019-7-3-8

18. Ivanova N., Sorokina T. Educational environment approach to preventing the growth of school students anxiety in the transition from primary to secondary school // Elementary Education Online, 2020; 19 (1): pp. 333-342. http:// dx.doi.org/10.17051/ilkonline.2020.661841

19. Kluckhohn C. Values & value-orientations in the thory of action: An exploration in definition and classification // In T. Parsons & E. Shils (Eds.), Toward a general theory of action. Cambridge, MA: Havard University Press, 2001. Рр. 388-433.

20. Roccas S., Sagiv L., Schwartz S.H., & Knafo A. The big five personality factors and personal values [Text] / Personality and Social Psychology Bulletin, 2002. 28, рр.189-201.

21. Schwartz S.H. Universals in the structure and content of values: Theoretical advances and empirical tests in 20 countries] // In M.P.Zanna (Ed.) Fdvances in Experimental Social Psychology. Orlando, Fl: Academic. 1992. Vol. 25, рр. 1-65.

22. Nye J.S. Deterrence and Dissuasion in Cyberspace // International Security. 2017. Vol. 41. N 3. P. 44-71.

23. Borger J. We are still all Americans // Patriotism, Democracy, and Common Sense: Restoring America's Promise at Home and Abroad. Rowman & Littlefeld Publishers, 2005.

24. Чэнь Сяохуань. Исследование по усилению патриотического воспитания студентов на основе выдающейся китайской традиционной культуры // Вестник социального высшего учебного заведения г.Чифэн: издание по литературе, философии и общественным наукам. 2016. № 5. С. 262-264.

25. Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников. М., 2019. 132 с.

26. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., 2019. 53 с.

27. Колесова О.В., Тивикова С.К., Зимина О.А. Драматизация как средство формирования функциональной читательской грамотности младших школьников // Школьные технологии. 2019. № 3. С. 71-77.

28. Колесова О. В., Гуцу Е. Г., Деменева Н. Н., Кочетова Е. В., Маясова Т. В. Исследование читательской грамотности младших школьников на современном этапе развития образования // Перспективы науки и образования. 2020/ № 2 (44). 240-254. doi: 10.32744/pse.2020.2.19

29. Belinova N.V., Bicheva I.B., Vershinina A.Y., Khanova T.G., Khizhnaya A.V. Innovation and education: Technologies and perspectives // Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems. 2020. 12 (4 Special Issue), pp. 1307-1313.

30. Belousova S.S. About patriotic education of children in kindergartens of Russia and China / S.S. Belousova, E.V. Korotaeva // Journal of the Jilin Institute of Foreign Languages "Huaqiao". 2017. р.109-111.

31. Hand M. Patriotism in Schools. Impact, 2011: 1-40. https://doi.org/10.1111/j.2048-416X.2011.00001.x

32. The Patriotic Education Campaign in China and Rise of Chinese Nationalism. [Электронный ресурс]. URL: http:// fmso.leavenworth.army.mil/Collaboration/ international/China/ChineseNationalism.pdf.

33. Eurydice. The information network on education in Europe. [Электронный ресурс] URL: http://eacea.ec.europa. eu/education/eurydice/index_en.php

REFERENCES

1. Salakhova R.I. Actualization of the formation of young people's value attitude to the Motherland. Modern problems of science and education, 2013, no. 1, pp. 208-214. (in Russ.)

2. The concept of spiritual and moral development and upbringing of the personality of a citizen of Russia in the field of general education: project / A. Ya. Danilyuk, A. M. Kondakov, V. A. Tishkov. Moscow, Enlightenment Publ., 2009. (in Russ.)

3. Demeneva N.N., Gutsu E.G., Kochetova E.V., Mayasova T.V., Kolesova O.V. Implementation of competency approach in teaching mathematics to primary school children | Implementando el enfoque basado en las competencias en la enseñanza de matemáticas a los alumnos de la escuela primaria. Opcion, 2018. 34 (Special Issue 15), pp. 798-818.

4. Mukhina B.C. Developmental psychology: phenomenology of development, childhood, adolescence. Moscow, 2004. 456 p.

5. Sukhomlinsky V. A. I give my heart to the children. Moscow, 2016. 288 p. (in Russ.)

6. Ushinsky K. D. Selected works of Kn. 3. Man as a subject of education: The experience of pedagogical anthropology. Nizhny Novgorod, 2005.557 p. (in Russ.)

7. Bozhovich L.I. Problems of personality formation: selected psychological works / Ed. D.I.Feldshtein. Moscow; Voronezh, Institute of Practical Psychology, 1995. (in Russ.)

8. Vygotsky L.S. Developmental psychology. Selected works. Moscow, Yurayt Publishing House, 2017. 302 p. (in Russ.)

9. Atkinson Richard C., Smith Edward E, Daryl J. Bem, Susan Nolen-Hoeksema. "Hilgard's Introduction to Psychology. History, Theory, Research, and Applications", 13th ed., 2000 (in Russ.)

10. Galperin P. Ya. Lectures on psychology. Moscow, University Book House Publ., 2010. 397 p. (in Russ.)

11. Lutovinov V. I. Military-patriotic education of Russian youth. Moscow, 2007. 170 p. (in Russ.)

12. Novitskaya M.Yu. Monitoring of patriotic education in kindergarten and primary school. Moscow, 2010. 154 p.

13. Savinova L.Yu. Education of the subject position of a younger student in the system of value attitudes to the world. Herzen's readings. Primary education, 2013, vol. 4, no. 1, pp. 91-96. (in Russ.)

14. Babansky Yu. K. Selected pedagogical works. Moscow, Pedagogy, 1989.558 p. (in Russ.)

15. Spirin L. F. Theory and technology of solving pedagogical problems: (Developing prof.-ped. Training and self-education). Moscow, Ros. ped. agency Publ., 1997.173 p. (in Russ.)

16. Pomerantseva T. A. The main components of socialization and individualization of primary schoolchildren in modern socio-cultural society. Bulletin of the Minin University, 2018, vol. 6, no. 3, pp. 8-18. DOI: 10.26795/23071281-2018-6-3-8 (in Russ.)

17. Galchenko A.S. Features of the motivational structure of civic engagement in adolescents with different status of civic identity. Bulletin of the Minin University, 2019, vol. 7, no. 3. 8-26. DOI: 10.26795/2307-1281-2019-7-3-8 (in Russ.)

18. Ivanova N., Sorokina T. Educational environment approach to preventing the growth of school students anxiety in the transition from primary to secondary school. Elementary Education Online, 2020, vol. 19 (1), pp. 333-342. DOI: 10.17051/ilkonline.2020.661841

19. Kluckhohn C. Values & value-orientations in the thory of action: An exploration in definition and classification. In T. Parsons & E. Shils (Eds.), Toward a general theory of action. Cambridge, MA: Havard University Press, 2001. pp. 388-433.

20. Roccas S., Sagiv L., Schwartz S.H., & Knafo A. The big five personality factors and personal values. Personality and Social Psychology Bulletin, 2002, vol. 28, pp. 189-201.

21. Schwartz S.H. Universals in the structure and content of values: Theoretical advances and empirical tests in 20 countries. In M.P. Zanna (Ed.) Fdvances in Experimental Social Psychology. Orlando, Fl: Academic. 1992, vol. 25, pp. 1-65.

22. Nye J.S. Deterrence and Dissuasion in Cyberspace. International Security, 2017, vol. 41, no. 3, pp. 44-71.

23. Borger J. We are still all Americans / Patriotism, Democracy, and Common Sense: Restoring America's Promise at Home and Abroad. Rowman & Littlefeld Publishers, 2005.

24. Chen Xiaohuan. Research on strengthening the patriotic education of students on the basis of outstanding Chinese traditional culture. Bulletin of the social higher educational institution in Chifeng: a publication on literature, philosophy and social sciences, 2016, no. 5, pp. 262-264.

25. Shilova M.I. To the teacher about the upbringing of schoolchildren. Moscow, 2019. 132 p.

26. Federal State Educational Standard for Primary General Education. Moscow, 2019. 53 p.

27. Kolesova O.V., Tivikova S.K., Zimina O.A. Dramatization as a means of forming functional reading literacy of primary schoolchildren. School technologies, 2019, no. 3, pp. 71-77.

28. Kolesova O. V., Gutsu E. G., Demeneva N. N., Kochetova E. V., Mayasova T. V. The study of younger schoolchildren's reading literacy at the present stage of education development. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 2020, vol. 44, no. 2, pp. 240-254. doi: 10.32744/pse.2020.2.19

29. Belinova N.V., Bicheva I.B., Vershinina A.Y., Khanova T.G., Khizhnaya A.V. Innovation and education: Technologies and perspectives. Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems, 2020, 12 (4 Special Issue), pp. 1307-1313.

30. Belousova S.S. About patriotic education of children in kindergartens of Russia and China / S.S. Belousova, E.V. Korotaeva. Journal of the Jilin Institute of Foreign Languages "Huaqiao", 2017. pp. 109-111.

31. Hand M. Patriotism in Schools. Impact, 2011, 1-40. DOI: 10.1111/j.2048-416X.2011.00001.x

32. The Patriotic Education Campaign in China and Rise of Chinese Nationalism. Available at: http://fmso.leavenworth. army.mil/Collaboration/ international/China/ChineseNationalism.pdf.

33. Eurydice. The information network on education in Europe. Available at: http://eacea.ec.europa.eu/education/ eurydice/index_en.php

Информация об авторах Гуцу Елена Геннадьевна

(Россия, Нижний Новгород) Доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и

начального образования Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина E-mail: elenagytcy@mail.ru ORCID ID: 0000-0002-3842-5464

ResearcherID: J-7183-2017 Scopus Author ID: 57191584279

Деменева Надежда Николаевна

(Россия, Нижний Новгород) Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и

начального образования Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина E-mail: nndemeneva@yandex.ru ORCID ID: 0000-0001-7133-7645 ResearcherID: J-2700-2017

Зайцева Светлана Александровна

(Россия, Нижний Новгород) Доцент, кандидат психологических наук, доцент психологии и педагогики дошкольного и начального образования Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина E-mail: sz10473@yandex.ru ORCID ID: 0000-0002-4514-5890 Scopus Author ID: 658282 ResearcherID: J-1883-2017

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Колесова Оксана Вячеславовна

(Россия, Нижний Новгород) Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и

начального образования Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина E-mail: a-m-kolesov@yandex.ru ORCID ID: 0000-0003-4493-4588

ResearcherID: J-7901-2017 Scopus Author ID: 57194268062

Кочетова Елена Викторовна

(Россия, Нижний Новгород) Старший преподаватель кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

E-mail: evkoch@mail.ru ResearcherID: K-1016-2017 Scopus Author ID: 16473132600 ORCID ID: 0000-0003-0430-9710

Маясова Татьяна Викторовна

(Россия, Нижний Новгород) Доцент, кандидат биологических наук, доцент кафедры физиологии и безопасности жизнедеятельности человека Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина E-mail: vip.mayasova@mail.ru ResearcherID: V-1819-2018 Scopus Author ID: 57191572445 ORCID ID: 0000-0002-6292-0545

Information about the authors

Elena G. Gutsu

(Russia, Nizhny Novgorod) Associate Professor, PhD in Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Psychology and Pedagogy of Preschool

and Primary Education Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University E-mail: elenagytcy@mail.ru ORCID ID: 0000-0002-3842-5464

ResearcherID: J-7183-2017 Scopus Author ID: 57191584279

Nadezhda N. Demeneva

(Russia, Nizhny Novgorod) Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Psychology and Pedagogy of Preschool

and Primary Education Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University E-mail: nndemeneva@yandex.ru ORCID ID: 0000-0001-7133-7645 ResearcherID: J-2700-2017

Svetlana A. Zaitseva

(Russia, Nizhny Novgorod) Associate Professor, PhD in Psychological Sciences, Associate Professor of Psychology and Pedagogy of Preschool and Primary Education

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University E-mail: sz10473@yandex.ru ORCID ID: 0000-0002-4514-5890 Scopus Author ID: 658282 ResearcherID: J-1883-2017

Oksana V. Kolesova

(Russia, Nizhny Novgorod) Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Psychology and Pedagogy of Preschool

and Primary Education Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University E-mail: a-m-kolesov@yandex.ru ORCID ID: 0000-0003-4493-4588

ResearcherID: J-7901-2017 Scopus Author ID: 57194268062

Elena V. Kochetova

(Russia, Nizhny Novgorod) Senior Lecturer at the Department of Psychology and Pedagogy of

Preschool and Primary Education Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University E-mail: evkoch@mail.ru ResearcherID: K-1016-2017 Scopus Author ID: 16473132600 ORCID ID: 0000-0003-0430-9710

Tatiana V. Mayasova

(Russia, Nizhny Novgorod)

Associate Professor, PhD In Biological Sciences, Associate Professor of the Department of Physiology and Human Life Safety Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University E-mail: vip.mayasova@mail.ru ResearcherID: V-1819-2018 Scopus Author ID: 57191572445 ORCID ID: 0000-0002-6292-0545

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.