Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ И ЖИЗНЕННЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В РОССИИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ И ЖИЗНЕННЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
714
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС / ПРЕДПОЧТЕНИЯ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Косинова И.И., Гришаева Ю.М., Вовченко М.Н., Алымова О.В., Евстафьева Н.С.

Цель исследования - выявление предпочтений современной молодежи в отношении потребляемой в сети Интернет информации с целью развития актуального контента на создаваемом Объединением православных ученых интернет-портале «Наука. Образование. Истина». Научная новизна заключается в обосновании нового подхода к проблеме духовно-нравственного воспитания молодежи, который в целом не отвечает широко распространенному мнению относительно ранжирования ценностей в сознании подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF VALUES AND LIFE PREFERENCES OF MODERN YOUTH IN RUSSIA

This article examines the preferences of modern youth in relation to information consumed on the Internet in order to develop relevant content for them on the Internet portal created by the Association of Orthodox Scientists “Science. Education. The Truth.” The scienti c novelty lies in the substantiation of a new approach to the problem of spiritual and moral education of young people, which generally does not meet the widespread opinion regarding the ranking of values in the minds of the younger generation.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ И ЖИЗНЕННЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В РОССИИ»

УДК 316.75

И.И. КОСИНОВА, Ю.М. ГРИШАЕВА, М.Н. ВОВЧЕНКО, О.В. АЛЫМОВА, Н.С. ЕВСТАФЬЕВА

ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ И ЖИЗНЕННЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

В РОССИИ

Цель исследования - выявление предпочтений современной молодежи в отношении потребляемой в сети Интернет информации с целью развития актуального контента на создаваемом Объединением православных ученых интернет-портале «Наука. Образование. Истина». Научная новизна заключается в обосновании нового подхода к проблеме духовно-нравственного воспитания молодежи, который в целом не отвечает широко распространенному мнению относительно ранжирования ценностей в сознании подрастающего поколения.

Ключевые слова: молодежь, социологический опрос, предпочтения, духовно-нравственное воспитание, жизненные ценности, экологическая культура.

This article examines the preferences of modern youth in relation to information consumed on the Internet in order to develop relevant content for them on the Internet portal created by the Association of Orthodox Scientists "Science. Education. The Truth." The scientific novelty lies in the substantiation of a new approach to the problem of spiritual and moral education of young people, which generally does not meet the widespread opinion regarding the ranking of values in the minds of the younger generation.

Keywords: youth, sociological survey, preferences, spiritual and moral education, life values, ecological culture.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время о современной молодежи сложились противоречивые мнения в обществе в отношении ее аксиологических установок. С одной стороны, есть позиция, что это «поколение хайпа», стремящееся большей частью к материальным ценностям и удовольствиям, зависимое от Интернета [5, с. 29], не уважающее старших. В то же время результаты многих опросов обнаруживают у молодых людей такие положительные качества, как активность [6], потребность в саморазвитии, забота о мире и будущем [11, с. 159], любовь к здоровому

© Косинова И.И., Гришаева Ю.М., Вовчен-ко М.Н., Алымова О.В., Евстафьева Н.С., 2022

образу жизни и правильному питанию, отсутствие стремления к конфликту «отцов и детей» [6, 10, 12].

Среди задач настоящего исследования можно отметить:

• изучение характера целевой аудитории интернет-портала для молодежи «Наука. Образование. Истина», организуемого Объединением православных ученых;

• определение информации, представляющей интерес для молодежной аудитории;

• оценка современного духовно-нравственного состояния студенческой молодежи.

В качестве методов исследования были выбраны анкетирование, анализ

различных источников и синтез для формулировки общего представления об изучаемом явлении.

Различные аспекты поведения молодежи в современном обществе широко рассматриваются на научно-практических конференциях, проводимых в последние годы на территории России и стран СНГ [10], выходят не только отдельные статьи, но и целые сборники трудов [1], защищены диссертации.

О проблемах взаимодействия общества и молодежи как важнейшего ресурса развития страны можно узнать в статьях В.В. Аркаути, Л.Э. Икаевой, Ф.В. Гадзаоновой, Ю.Р. Вишневского, Т.Н. Штылевой и др. Влияние социальных сетей на молодежь освещается в работах М.В. Зенкиной, Е.Н. Ко-тельниковой, М.М. Жуломановой и др. Духовно-нравственное воспитание и отношение молодых людей к православной культуре изучают М.В. Кудрявцева, С.М. Калашникова, А.А. Ла-рутенко, Н.В. Веневцева, Е.В. Лямзина, О.Ю. Смольянинова, К.А. Толмачева, И.А. Стародубцева, И.В. Сатина и др.

Разделим сложившиеся в научном сообществе мнения о молодежи на несколько аспектов:

1) жизненные ценности;

2) отношения с собой и окружающими людьми;

3) отношение к окружающей среде;

4) времяпрепровождение в интернете.

Жизненные ценности. Согласно социологическим исследованиям, ценности молодежи в целом за 20 последних лет не меняются. По-прежнему важны семья, любовь, хорошие друзья, материальная обеспеченность. Молодые люди в большинстве своем аполитичны: около 40% утверждают, что ни одна политическая партия не отража-

ет их интересов; 35% не уверены, что личное участие может иметь значение [2, с. 10]. Однако за последние несколько лет оппозиционные настроения выросли в связи с развитием блогинга в интернете.

Жизненные приоритеты учащейся и работающей молодежи несколько отличаются. Студентам важнее всего отношения с родителями, независимость, насыщенная жизнь, хорошие манеры, свобода. Работающая молодежь ценит независимость, отношения с родителями, национальную безопасность, стабильность в обществе, свободу. Можно сделать вывод, что более взрослые люди ориентированы на коллективные ценности, направленные на их социальное и материальное положение в обществе, а для студентов главными являются их индивидуальность и самореализация.

Постоянную многолетнюю тревогу родителей, преподавателей и воспитателей вызывает то, что российскому обществу стремятся привить западные ценности и технологии: эгоизм, корыстолюбие, карьеризм, упование только на земную жизнь. Традиционные русские ценности (правда, чувство долга, святость, любовь к ближнему) все больше отходят на второй план [8].

Согласно исследованиям, проведенным Е.В. Масловой, «...если в 2010 году в числе определяющих ориентиров намерение "стать обеспеченным, материально независимым человеком" (37,8% респондентов) занимало пятую позицию в рейтинге жизненных предпочтений, то в 2020 году переместилось на третью позицию (44,2%). Ряд исследований подтверждает, что материальная составляющая жизни для молодых людей все больше становится определяющей. Так, почти 40% студентов счита-

ют, что в работе главное - сколько за нее платят» [12].

Отношения с окружающим миром. Многие представители нынешнего молодого поколения уверены в собственной исключительности, хотя на практике оказывается, что в большинстве все друг на друга похожи -«просиживают» в соцсетях, носят одинаковые модные стрижки, укороченные брюки и мешковатую одежду. У молодежи нет долгосрочных планов и устойчивых предпочтений. Главные ожидания от будущего - комфорт и спокойствие. Отсутствует стремление изменить весь мир, хочется обеспечить стабильное существование себе и своей семье [6].

К сожалению, молодые люди не умеют радоваться простым вещам в повседневности. Отсюда стремление к насыщенной жизни и постоянной смене впечатлений. Одним из главных страхов является страх одиночества и несоответствия ожиданиям общества и родителей.

Нынешнее поколение может похвастаться теплыми отношениями с родителями, которые «не ругают своих детей за плохое, а хвалят за нормальное». Дети ценят мир в семье - предпочитают не конфликтовать открыто, а «тихо» поступить по-своему. У молодых нет пиетета к старшим, общение происходит на взаимовыгодных условиях. Родители обеспечивают детям бытовой комфорт, дети помогают родителям разбираться в сложном мире компьютерных технологий и многочисленных гаджетов, чем заслуживают особое уважение со стороны старшего поколения. К сожалению, из-за гиперопеки родителей снижается уровень приспособленности вырастающих детей к взрослой жизни.

Несмотря на то что в целом молодежь придерживается традиционного взгляда на отношения полов, большая часть подростков интересуется темами феминизма, движениями за права меньшинств, активно борется за победу над гендерными стереотипами и человеческие права.

Отношение к окружающей среде. Согласно результатам мониторингового исследования «Экологическая культура обучающихся в поликультурном информационном пространстве» (в исследовании приняли участие 9395 студентов вузов и ссузов), проведенного в 2020 году авторами данной статьи [3], в той или иной степени интерес к вопросам экологии проявляют 75% опрошенных (рис. 1). Этот довольно высокий процент говорит о том, что современная молодежь задумывается о будущем и не только стремится удовлетворять свои актуальные потребности, но и готова вносить вклад в устойчивое развитие. Но в то же время на вопрос о конкретных действиях по защите окружающей среды 21% респондентов сообщают, что никак не участвуют в решении экологических проблем (рис. 2). Считаем, что это является результатом недостаточного развития системы экологического образования, а также отсутствия возможностей, позволяющих внести свой вклад в решение экологических проблем.

Времяпрепровождение в интернете. Про современную молодежь говорят, что она «родилась с пальцем на кнопке». Информационные технологии интегрированы во все сферы жизни общества. Появление интернета и социальных сетей кардинально изменило характер коммуникации. Можно сказать, что появился новый социальный институт - социальные сети. В числе

Рис. 1. Интересуетесь ли вы экологией? (%)

Рис. 2. Как вы участвуете в решении экологических проблем? (%)

положительных качеств цифровиза-ции общества можно назвать удобство взаимодействия между людьми, находящимися далеко друг от друга, а также свободный доступ к полезной информации. Это дает возможность получать образование, развиваться. В то же время есть отрицательные последствия для психики, например синдром дефи-

цита внимания, ухудшение памяти, возможность воспринимать информацию только поверхностно и маенькими порциями. Происходит уменьшение общения с людьми в реальной жизни, что ведет к дезинтеграции общества. Около 1/3 населения России, по исследованиям, подвержены интернет-зависимости [5].

Согласно опросу студентов 1-го и 2-го курсов Алтайского ГАУ (2017 год), 94% студентов постоянно имеют доступ к интернету для учебы и общения. Большинство из них не замещает реальность активной жизнью в сети, но 64% признались, что испытывают навязчивое желание зайти на свою страничку в соцсети, а 68% опрошенных утверждают, что соцсети пожирают невероятно много полезного времени [6].

Практическая значимость исследования заключается в определении характера целевой аудитории интернет-портала для молодежи «Наука. Образование. Истина», организуемого Объединением православных ученых, а также в определении информации, представляющей интерес для молодежной аудитории, в оценке современного духовно-нравственного состояния студенческой молодежи.

В интернет-опросе, организованном Объединением православных

Результаты интерпретации полученных данных позволяют сделать следующие выводы:

1. Интернет является основным источником новостей. При этом каждый

ученых в 2020 году, приняли участие 197 человек в возрасте от 18 до 30 лет. Анкета включала серию вопросов, на которые респонденты отвечали, отметив одну либо несколько позиций, так как большинство вопросов предполагало несколько вариантов ответа. Основная часть респондентов -студенты вузов Воронежа, Москвы, Белгорода. Около 1/4 опрошенных уже окончили вуз, устроились на работу. Полученная информация систематизирована в серии графиков, два из которых представлены на рис. 3 и 4.

Широко известно, что в настоящее время (особенно в недавний период пандемии) большую часть информации подрастающее поколение получает из интернета. В связи с этим вопрос о характере наиболее интересной для молодых людей информации представлен на рис. 3.

использует свой источник в сети и, соответственно, получает определенную интерпретацию произошедших событий.

2. В условиях дистанционной формы обучения процесс получения знаний и

Рис. 3. Какую информацию вам интереснее всего получать из интернета? (%)

умений в области своей специальности является основным в системе пользования интернетом.

3. Большой интерес проявляется к познанию окружающего мира и жизни других людей.

4. Политика и спорт интересуют не более 1/3 респондентов.

5. Обращает на себя крайне низкий уровень потребления духовной информации из интернет-источников. Возможно, это является не столько результатом отсутствия интереса, сколько недостаточным качеством самих источников.

Многие авторитетные ученые считают, что в результате рекламы в ин-

Заслуживает внимания высокий уровень «нормального» времяпрепровождения - не за компьютером и телефоном. Количество времени с семьей примерно равно времени в соцсетях и прогулкам. Практически половина опрошенных отмечает в своей жизни наличие переутомления. В условиях современной жизни в условиях хронической нехватки времени мы видим у молодых людей крайне низкие пока-

тернет-пространстве западного образа жизни (эвтаназия, однополые браки и др.) и представления его как привлекательного молодые люди в нашей стране начинают думать, что неприятие вышеуказанных ценностей является неправильной, устаревшей точкой зрения. Следовательно, необходимо корректировать теле-, радио- и интернет-информацию, чтобы противодействовать духовно-нравственному разложению молодежи [4, с. 8].

Тем не менее интернет является не единственным способом занять свое свободное время [7, с. 126]. На рис. 4 показано, как опрошенные предпочитают проводить досуг.

затели занятия творчеством. Примерно 1/8 часть опрошенных занимается духовной жизнью (что понимать под духовной практикой, респондент определял сам).

Таким образом, проведенное авторами анкетирование подтверждает опрос «ВЦИОМ: пять мифов о современной молодежи» (2016 год) [12] и другие результаты исследований [2, 6, 10]: молодое поколение не отвечает скеп-

Рис. 4. Как вы организуете свой досуг? (%)

тическому мнению, сложившемуся по отношению к нему. Молодые люди России придерживаются консервативных ценностей - уважение к семье, старшим, природе, стремление помочь окружающим людям.

Молодежь проявляет устойчивый высокий интерес к познанию окружающего мира, экологическим проблемам [13] и обучению. Стремление к поиску Бога и смысла жизни есть, но оно зачастую неконкретное и не ведет к духовной жизни в рамках не только православия, но и какой-либо другой традиционной религии, а сводится к медитациям, чтению эзотерической литературы или убеждению «У меня Бог в душе, зачем нужны посредники?». Таким образом, у проекта «Наука. Образование. Истина» есть потенциальная аудитория. С его помощью человек сможет осознанно определить, интересна ли ему православная вера, захочет ли он продолжить свой жизненный путь именно в ней, а также сможет обогатить свой ум ценными знаниями об окружающем мире.

Необходимо повышать процент интересной, понятной молодым людям духовной информации, которую они могут получить из интернета.

Так как нынешнее молодое поколение обладает в основном клиповым сознанием и не любит воспринимать большие объемы информации (им это кажется скучным), необходимо подстраиваться под эту особенность и подавать контент в максимально наглядном виде, небольшими порциями, использовать простой язык. Эффективно работают методы вовлечения читателей и зрителей в практическое взаимодействие - игры, переписка, комментарии и лайки.

Такие актуальные ранее темы, как подростковый бунт и конфликт поколений, в теперешней обстановке не вызовут отклика в силу изменившегося характера отношений с родителями. Можно предлагать молодежи обучение на различных тренингах, семинарах, мастер-классах, помогать в профориентации, учить ставить краткосрочные цели и достигать их.

Однако самой трудной задачей будет сочетание вышеперечисленных рекомендаций с научно-познавательным и духовным характером информации, размещаемой на портале «Наука. Образование. Истина». Совмещение интересной подачи и качественного контента потребует от создателей сайта профессионализма, вдохновения, изрядного количества времени и сил.

ЛИТЕРАТУРА и ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Аркаути В.В., Икаева Л.Э., Гадзаонова Ф.В. Современная молодежь и развитие России: от инвестиций в молодежь - к инновациям молодежи!//Молодежь и бизнес: опыт, проблемы, горизонты взаимодействия: сб. докл. конф. по итогам работы Междунар. молодежной научной школы, Ставрополь, 9-11 октября 2019 г. / под ред. Л.И. Ушвицкого. Ставрополь: Секвойя, 2019. С. 23-24.

2. Вишневский Ю.Р. Верить в молодежь, изучать молодежь, доверять ее мнению... // Дискуссия. 2013. № 1 (31).

3. Гришаева Ю.М., Алымова О.В. Экологическая культура в поликультурном дискурсе образовательного пространства // Вестник МАН РС. 2021. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/ekologicheskaya-kultura-v-polikulturnom-diskurse-obrazovatelnogo-prostranstva (дата обращения: 24.02.2022).

4. Заридзе Г.В. Противодействие духовно-нравственному формированию личности в условиях современного общества//Международный научный вестник (Вестник Объединения православных ученых). 2021. № 1 (29). С. 5-12.

5. Зенкина М.В. Социальные сети и молодежь//Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сб. материалов LVII Междунар. науч.-практ. конф, Новосибирск, 11 мая 2017 г. Новосибирск: ООО «Центр развития научного сотрудничества», 2017. С. 29-38.

6. Исследование Сбербанка: 30 фактов о современной молодежи // Adindex.ru: сетевое издание. URL: https://adindex.ru/news/researches/2017/03/10/158487.phtml (дата обращения: 09.02.2022).

7. Котельникова Е.Н., Жуломанова М.М. Влияние социальных сетей на современную молодежь // Технологии XXI века: проблемы и перспективы развития: сб. статей Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч, Пенза, 13 июня 2017 г. Пенза: Аэтерна, 2017. С. 125-128.

8. Кудрявцева М.В., Калашникова С.М. Православная культура и современная российская молодежь // Молодежный инновационный вестник. 2015. Т. 4, № 2. С. 24-26.

9. Маслова Е.В. Динамика нравственных установок студенческой молодежи // Международный научный вестник (Вестник Объединения православных ученых). 2021. № 1 (29). С. 1316.

10. Молодежь 2.0. Общительность, спортивность и материализм - главные отличительные черты современной молодежи?// WCIOM: Сетевое издание. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/molodyozh-20 (дата обращения: 09.02.2022).

11. Образование для устойчивого развития сегодня: проблемное поле для преодоления трудностей педагогической адаптации (на примере высшей школы) / Ю.М. Гришаева, И.В. Вагнер, З.Н. Ткачева и др.//Юг России: экология,развитие. 2018. № 3. С. 159-166.

12. Поколение Selfie: пять мифов о современной молодежи // WCIOM: сетевое издание. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/pokolenie-selfie-pyat-mifov-o-sovremennoj-molodezhi (дата обращения: 10.02.2022).

13. Ecological Aspects in the Focus of Professional Education: Substantive and Methodological Discourse / Yu.M. Grishaeva, Z.N. Tkacheva, A.A. Medvedkov et al. // Man in India. 2017. Vol. 97, № 14. P. 1-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.