Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ОНЛАЙН-ПРАКТИКАМИ РОССИЙСКИХ ПОДРОСТКОВ'

СОЦИАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ОНЛАЙН-ПРАКТИКАМИ РОССИЙСКИХ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
71
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ПРАКТИКИ / ОНЛАЙН-КОММУНИКАЦИЯ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ НОРМА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Герасимова Галина Ивановна

Целью статьи валяется анализ социальных аспектов поведения российских подростков в современном интернет-пространстве и выявление возможности социального регулирования их онлайн-практик на основе общих правил Глобальной сети и социально-культурных норм. На базе теоретического и эмпирического анализа рассматриваются особенности виртуальных коммуникаций российских подростков, определяются виды их присутствия в онлайн-среде и основные сетевые предпочтения. Проведена исследовательская работа на общероссийском и региональном уровнях для определения наиболее распространенных интернетпрактик молодежи и выявления ее сетевых приоритетов. Новизна авторского исследования заключается в конкретизации и углублении понимания сущности онлайн-поведения подрастающего поколения в контексте его связи с трансформационными процессами российского общества, требующими социально-управленческого обеспечения. Механизмами координации и управления современными интернет-практиками молодежи являются законодательные государственные инициативы и саморегулирование онлайн-коммуникаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Герасимова Галина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL REGULATION AND MANAGEMENT OF RUSSIAN TEENAGERS’ ONLINE PRACTICES

The study analyzes the social aspects of the behavior of Russian teenagers in the modern Internet space and to identify the possibility of social regulation of their online practices based on the general rules of the global network and sociocultural norms. On the basis of theoretical and empirical analysis, the features of Russian teenagers’ virtual communications are examined, the types of their presence in the online environment and their main network preferences are determined. The research was carried out at the national and regional levels to determine the most common Internet practices of young people and identify their Internet preferences. The novelty of the author’s research lies in specifying and deepening the understanding of the essence of the online behavior of the younger generation in the context of its connection with the transformational processes of Russian society, which require social and managerial support. The mechanisms for coordination and management of modern Internet practices of young people are legislative initiatives at the state level and self-regulation of online communications.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ОНЛАЙН-ПРАКТИКАМИ РОССИЙСКИХ ПОДРОСТКОВ»

УДК 316.77-Q53.6

Герасимова Галина Ивановна

доктор социологических наук, профессор кафедры маркетинга и муниципального управления Тюменского индустриального университета https://orcid.org/0000-0002-5670-1784

СОЦИАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ОНЛАЙН-ПРАКТИКАМИ РОССИЙСКИХ ПОДРОСТКОВ

Gerasimova Galina Ivanovna

D.Phil. in Social Science, Professor, Marketing and Municipal Administration Department, Tyumen Industrial University https://orcid.org/0000-0002-5670-1784

SOCIAL REGULATION AND MANAGEMENT OF RUSSIAN TEENAGERS' ONLINE PRACTICES

Аннотация:

Целью статьи валяется анализ социальных аспектов поведения российских подростков в современном интернет-пространстве и выявление возможности социального регулирования их онлайн-прак-тик на основе общих правил Глобальной сети и со-циапьно-культурных норм. На базе теоретического и эмпирического анализа рассматриваются особенности виртуальных коммуникаций российских подростков, определяются виды их присутствия в онлайн-среде и основные сетевые предпочтения. Проведена исследовательская работа на общероссийском и региональном уровнях для определения наиболее распространенных интернет-практик молодежи и выявления ее сетевых приоритетов. Новизна авторского исследования заключается в конкретизации и углублении понимания сущности онлайн-поведения подрастающего поколения в контексте его связи с трансформационными процессами российского общества, требующими социально-управленческого обеспечения. Механизмами координации и управления современными интернет-практиками молодежи являются законодательные государственные инициативы и саморегулирование онлайн-коммуникаций.

Ключевые слова:

интернет-практики, онлайн-коммуникация, подростковый возраст, сетевое взаимодействие, социальное управление, социальная регуляция, социальная норма

Summary:

The study analyzes the social aspects of the behavior of Russian teenagers in the modern Internet space and to identify the possibility of social regulation of their online practices based on the general rules of the global network and sociocultural norms. On the basis of theoretical and empirical analysis, the features of Russian teenagers' virtual communications are examined, the types of their presence in the online environment and their main network preferences are determined. The research was carried out at the national and regional levels to determine the most common Internet practices of young people and identify their Internet preferences. The novelty of the author's research lies in specifying and deepening the understanding of the essence of the online behavior of the younger generation in the context of its connection with the transformational processes of Russian society, which require social and managerial support. The mechanisms for coordination and management of modern Internet practices of young people are legislative initiatives at the state level and self-regulation of online communications.

Keywords:

internet practices, online communication, adolescence, network interaction, social management, social regulation, social norm

За последние годы сформировалось новое цифровое поколение, имеющее иной подход к поиску, потреблению и распространению информации. Активность присутствия этой социальной категории в Глобальной сети позволяет изучить поведение, оригинальные характеристики, предпочтительный выбор форм нахождения в интернете, что в целом открывает возможности лучшего понимания особенностей молодого поколения с учетом его социальных интенций и жизненных стратегий. Такие знания способствуют выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий, пониманию особенностей коммуникативной активности подростков, решению проблем их общественной адаптации и социализации. Вместе с тем эти процессы должны сопровождаться реализацией ценностно ориентированных управленческих решений.

Теоретическим основанием изучаемого явления служит идея У. Штрауса, Н. Хоува о ценностном единстве представителей одного поколения [1, р. 46]. Для предпринятого научного анализа важна концепция социального научения А. Бандуры, считающего, что навыки разнообразного, сложного и позитивного поведения приобретаются благодаря сознательному моделированию одобряемых и непротиворечивых социальных образцов поведения. По мнению ученого, усвоенные в период социализации ролевые модели нуждаются в подкреплении за счет интеграции позитивных ценностей в массовое сознание, привития их посредством культурного, социально-экономического и правового принуждения [2, с. 26]. А. Этциони считает, что современная личность быстро

утрачивает мораль и совесть без внешнего давления. Анализируя потенциал социальных технологий, он утверждает, что власть и социум обязаны внушать людям основные нравственные ценности [3]. В исследованиях А. Бандурина отмечается необходимость регуляции и формализации процедур интернет-присутствия, соблюдения в виртуальной среде общепринятых социальных и правовых норм для поддержания общественных систем в равновесном состоянии [4, с. 18].

Для определения направления изучения поведенческих паттернов подростковой аудитории в интернете рассмотрены труды Г.У. Солдатовой, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказовой, Е.Ю. Зотовой [5] и др. Проведенный анализ позволяет утверждать, что пребывание в Глобальной сети является одной из базовых потребностей «цифрового» поколения. Данной практике необходима социальная регуляция, под которой понимается создание и использование механизмов, направленных на реализацию соответствующих правил и норм социального поведения в виртуальном пространстве, существенно снижающих риски функционирования российского социума.

Постоянные технические усовершенствования, увеличение скорости передачи данных, снижение стоимости мобильной связи и смартфонов делают интернет-практики простыми и повсеместно доступными. Исследования, проведенные ВЦИОМ в марте 2019 г., показали, что 98 % российских подростков пользуются интернетом ежедневно, 89 % заходят в социальные сети несколько раз в день [6]. Результаты данного исследования подтверждаются опросом, проведенным автором среди учащихся старших классов двух тюменских школ и абитуриентов Тюменского индустриального университета (ТИУ) и Тюменского государственного университета (ТюмГУ). Исследование интернет-активности подростков было проведено в 2018-2019 гг. во время подготовки абитуриентов к поступлению в ТИУ и ТюмГУ. Выборка включала поступающих на гуманитарные и технические направления обучения (Ы = 129). Так, 22,7 % респондентов выходят в интернет каждый час, 38,9 % - несколько раз в течение часа, а 30,4 % стабильно пользуются Сетью каждые 5-10 минут. Это свидетельствует о регулярном присутствии опрошенных в интернете, активном режиме их сетевого взаимодействия и потребления информации.

Коллективом российских ученых под руководством Г.У. Солдатовой в 2018 г. были предоставлены данные о количестве времени, которое подростки проводят в интернете: двое из трех в будние дни - от 2 до 5 ч, каждый пятый - 6 ч и более, а один из двадцати пяти - 12 ч и более. По выходным дням каждый десятый старший подросток проводит в интернете 12 ч и более. Лидируют по интернет-активности так называемые «периоды ожидания»: в дороге часто или всегда выходят в интернет двое из трех младших подростков и 78,9 % старших подростков. Более того, лишь один подросток 12-13 лет из трех и один подросток 14-17 лет из пяти не пользуются интернетом на занятиях в школе. 50 % респондентов «сидят» в интернете параллельно с общением с друзьями, а также во время приема пищи. Каждый третий опрошенный обращается к смартфону при ночных пробуждениях [7, с. 88].

При достаточно богатом диапазоне возможностей для осуществления разнообразных практик в виртуальном пространстве ведущими сетевыми занятиями подростков являются общение и потребление контента. При этом в отличие от взрослых, считающих, что они живут скорее в реальном мире, подростки часто ощущают себя находящимися в двух мирах - онлайн и офлайн - в равной степени или постоянно переключаются между ними. Показательно, что характеристики активности интернет-пользователей родителей и их детей различаются. Так, 93 % подростков с помощью социальной сети пользуются возможностью общаться друг с другом почти непрерывно , в то время как 76 % их родителей в сети в основном переписываются, а каждый четвертый обменивается мультимедийными файлами и постами.

Одной из основных задач исследования, проведенного автором в 2018 г., являлось выявление предпочитаемых видов деятельности в интернете. Опрошенным было предложено оценить формы своего присутствия в Сети с помощью балльной оценки от 0 до 10 баллов, где 0 -«Не занимаюсь этим совсем»; 1 - «Делаю крайне редко»; 10 - «Делаю на регулярной основе, постоянно». Анализ полученных данных показал, что, несмотря на распространенное представление об увлечении подростков игровыми практиками, онлайн-игры заняли последнюю строчку в списке увлечений респондентов. Проведенный анализ также указывает на то, что игровая деятельность больше похожа на хобби и не является массовой потребностью в отличие от общения или поиска информации. Этот вывод подтверждается данными мониторинговых исследований С. Цымбаленко, показывающими, что 56 % респондентов скачивают из интернета различную полезную информацию, 47 % читают новостную ленту, 43 % общаются, 27 % проводят время за онлайн-играми. Обобщая данные опросов, можно заметить, что в 2012 г. интернет как источник знаний выбирали 71 %, а в 2017 г. - 76 % респондентов [8, с. 23]. Традиционные СМИ как информационные каналы демонстрируют существенный спад: их доля в информационных предпочтениях подростков за последние пять лет уменьшилась почти наполовину. Современная молодежь все реже смотрит телевизор или слушает радио и совсем не читает газеты. Снижается и роль учителей как источников получения информации.

В процессе изучения мотивов использования молодыми людьми интернета удалось выявить характерные тенденции. Прежде всего, целевая аудитория обращается к этому ресурсу в «поисках интересной и развивающей информации», далее по степени убывания расположены потребности в знакомстве, общении и возможности получить «доступ к развлечениям, играм, фильмам и книгам». Исследования показывают, что подростки рассматривают интернет и социальные сети как эффективный информационный ресурс, но при этом отмечают избыточность ложной и ненужной информации. Многие из них, отдавая себе отчет в том, что чрезмерное пользование интернетом становится для них проблемой, осознают негативные последствия интернет-зависимости. Они указывают, что за последний год хотя бы несколько раз чувствовали себя дискомфортно без доступа в интернет, конфликтовали из-за этого с близкими, однако признаются, что их попытки ограничить время своего пребывания в онлайне являлись, как правило, безуспешными. Следовательно, можно говорить о необходимости формирования информационной культуры подростков, социальном конструировании и продвижении позитивных моделей поведения в сетевом пространстве.

Очевидно, что цензурирование и блокирование отдельных сайтов и сетевых платформ не является эффективным, и правильное решение видится в направлении поиска и внедрении механизмов формирования индивидуальных и групповых социальных норм и конвенций, соотнесенных с национальными и культурными ценностями. Механизмы социально-управленческого регулирования присутствия молодежи в интернете реализуются посредством совершенствования нормативно-правовой и социально-контролирующей базы. Первое направление связано с законодательными возможностями государства и его суверенным правом управлять информационными процессами внутри страны, защищая себя от внутренних и внешних угроз. И здесь российская и зарубежная практика опирается на законы, регулирующие национальные сегменты Всемирной паутины. Что касается второго направления, то оно представлено механизмами саморегулирования онлайн-сообществ и сетевых комьюнити. Ярким примером такого подхода является веб-энциклопедия «Википедия», имеющая четкую структуру модерирования и иерархию внутреннего управления. Известно, что именно анонимные пользователи чаще всего создают антинормативный контент, поэтому деанонимизация способна стать профилактикой нежелательного поведения, упорядочить виртуальные связи.

В целом персональная верификация, отказ от никнеймов, а также модерируемая горизонтальная координация делают поведение в интернете более этичным, сознательным и предсказуемым. Благодаря такому подходу можно решать проблемы сетевой идентичности, т. к. пользователи часто размещают о себе ложную или искаженную информацию, тем самым имитируя более успешную жизнь, чем она у них есть в действительности, провоцируя развитие различных комплексов, препятствующих лучшему пониманию себя и окружающего мира. Характер социальной регуляции напрямую зависит от уровня общей информационно-коммуникативной культуры социума, поэтому приоритетными должны стать образовательные программы, предусматривающие обучение способам валидизации сведений, наносящих вред здоровью, а также развитие у подростков навыков корректного виртуального общения, соблюдения безопасности поведения во Всемирной сети.

Отсутствие сложностей во взаимодействии с различными сервисами, применение которых является простым и понятным на интуитивном уровне, позволяет юношам и девушкам быстро осваивать самые разнообразные виды онлайн-деятельности. Глобальная сеть для молодых -это привычная практика моментального взаимообмена сообщениями на различных платформах, форма социального взаимодействия, активный поиск и потребление всех видов информации в нелинейном режиме, а также возможность производства и публикации собственного контента. Исследования показали, что приоритетными способами времяпрепровождения подростков в интернете являются общение с друзьями и подписчиками, прослушивание музыки, поиск интересного контента, чтение книг, новостной ленты и игры. Для данной социальной группы теряют свою значимость традиционные СМИ, их перемещение на периферию интересов молодых людей свидетельствует о кризисе современных российских медиа, теряющих возможность формировать повестку дня и общественное мнение. Молодежь предпочитает получать информацию не из официальных источников и школьных программ, а из хаотического и неконтролируемого интернета, от сверстников и лидеров мнений (блогеров, ютуберов, селебрити, известных медийных персон). Как следствие, актуализируется значимость формальных и неформальных механизмов социальной регуляции, приспосабливающих виртуальные коммуникации к персонифицированным запросам молодых людей и способствующих поддержанию конструктивного диалога на различных цифровых платформах.

Социальное регулирование интернет-практик подрастающего поколения открывает возможности не только для лучшего понимания особенностей поведения подростков, но также для

успешного построения оптимального социального взаимодействия с ними. Механизмы регуляции необходимо рассматривать в аспекте правового и социального контроля, направленного на формирование у молодежи образцов социально желательной сетевой деятельности, продвижение положительных ценностей и позитивных культурных ролевых моделей. Интегрированный подход, включающий саморегуляцию и нормотворчество, позволяет, с одной стороны, понимать и учитывать интересы подростков, с другой - опираться на государственную законодательную регламентацию российского интернет-пространства.

Ссылки:

1. Strauss W., Howe N. The Fourth Turning: An American Prophecy. N.Y., 1997. 382 p.

2. Бандура А. Теория социального научения. СПб., 2000. 320 с.

3. Этциони А. Демократизации недостаточно // Россия в глобальной политике. 2005. Т. 3, № 2. С. 12-14

4. Бандурин А.П. Сетевая модель социальной регуляции: синергетический подход к анализу // Известия вузов. Северокавказский регион. Серия: Общественные науки. 2003. № 11. С. 16-24.

5. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования / Г.У. Солдатова, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказова, Е.Ю. Зотова. М., 2013. 144 c.

6. Подросток в соцсетях - норма жизни или сигнал опасности? [Электронный ресурс] // Новости ВЦИОМ. 2019. 12 марта. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9587 (дата обращения: 11.02.2021).

7. Цифровая компетентность ... С. 88.

8. Цымбаленко С. Б. Медийный портрет подростка двухтысячных годов. М., 2018. 72 с.

Редактор, переводчик: Сергейчик Людмила Ивановна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.