Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ДЛЯ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ДЛЯ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
397
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
МАЛОМОБИЛЬНЫЕ ГРУППЫ НАСЕЛЕНИЯ / ДОСТУПНАЯ СРЕДА / ЛЮДИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шуляка М.И.

В данной статье проводится анализ существующей на сегодня проблемы доступной среды для маломобильных групп населения и мероприятий по их устранению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ДЛЯ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ»

УДК 656.13.08

Шуляка М.И.

магистр технологии транспортных процессов Оренбургский Государственный университет (Россия, г. Оренбург)

ИССЛЕДОВАНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ДЛЯ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация: в данной статье проводится анализ существующей на сегодня проблемы доступной среды для маломобильных групп населения и мероприятий по их устранению.

Ключевые слова: маломобильные группы населения, доступная среда, люди с ограниченными возможностями.

1 Общая характеристика состояния транспортной инфраструктуры для маломобильной группы населения

На данный момент глобальной проблемой стала инвалидность.

Инвалидность имеют около 16% населения мира. Помимо инвалидов существуют маломобильные группы населения - такие как люди испытывающие трудности при самостоятельном передвижении, получении информации и услуг, при ориентировании в пространстве.

Маломобильные группы населения (МГН) - люди с какой-либо инвалидностью, но и люди пожилого возраста, а также мамы с колясками и малые дети, то есть это люди, которые имеют проблемы с продвижением. На данный момент встает вопрос о создании доступной среды для безборьерного пространства для передвижения МГН, условий, позволяющих людям с ограниченными возможностями без проблем перемещаться по городу.

Данная группа населения не редко сталкивается с негативным отношением таким как недоступность к транспорту перемещению через проезжую часть и ограниченной поддержкой.

МГН имеет необходимость в поддержке. Эта группа населения уязвима по сравнению с другими группами населения. О сюда и делается вывод что им должна

быть оказана дополнительная помощь, а также сделана безборьерная и доступная инфраструктура города по которой бы не составило бы труда и комфортно передвигаться этой группе населения. Каждый день они сталкивается с недружелюбным городским пространством выходя на улицу, так как большинство городской инфраструктуры не приспособлены для этой группы населения, начиная с транспортной так как это средство, которое позволяет достичь определенного места перемещения и заканчивая остальными.

В транспортной инфраструктуре есть брешь, это недостаток пандусов все возможных подъёмников от лифтов до эскалаторов, приспособленных для МГН, а также нет голосового оповещения на светофорах у дорожных переходов даже где они есть в основном они в нерабочем состоянии.

Государственной политикой является создание в стране среды для жизнедеятельности инвалидов. В нашей стране на это делают акцент, но для большинства людей с такими проблемами не значительно меняется положение, все ровно возникают барьеры, которые невозможно пересечь. На пример подземные пешеходные переходы, которые в основном если и оборудованы лифтами, они не работают, а также пандусы с не нормированным углом наклона и многие другие проблемы.

В России была утверждена Государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2020 г.г.

Доступная среда — это физическое окружение, объекты транспорта, информации и связи, дооборудованные с учётом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с ограниченными физическими возможностями вести независимый образ жизни. Недостаточно провести только отдельные виды работ (например, установку пандусов для людей, передвигающихся на инвалидных колясках), необходимо комплексное дооснащение объекта, обеспечивающее его доступность для всех категорий инвалидов — по слуху, по зрению, с нарушениями опорно-двигательных функций, и прочих МГН.

Целью программы является создание условий, способствующих повышению уровня жизни маломобильных групп населения. Одно из направлений программы -доступность зданий и сооружений. Доступность для инвалидов должна обеспечиваться

в новых, строящихся объектах и в старых домах. Старые дома рекомендуется разумно приспосабливать для нужд инвалидов.

2 Анализ иностранного опыта решения проблем доступности транспортной инфраструктуры для маломобильных групп населения

Германия

70 % транспортных сетей Германии приспособлены специально для комфортного перемещения инвалидов в инвалидных колясках. А на автовокзалах и в поездах расположены устные оповещения, которые помогают ориентироваться людям с проблемой зрения, а на станциях расположены специальные бордюры. А также если необходимо поехать в церковь, есть возможность поехать самому либо с помощью сопровождающего или с помощью транспортных служб для инвалидов. Иногда перевозку инвалидов организуют люди, которые ходят в церковь на своих автомобилях. Железнодорожники планируют благоприятные маршруты для поездки для людей МГН. В 1999 году был создан центр мобильности, который организует помощь в посадке, высадке. В Германии и общественный транспорт оборудован под все нужды людей с ограниченными возможностями. Оборудованы низкой платформой и нет ступеней. Автобусы оборудованы пандусами для заезда человека на коляске. Есть места свободные для удобной парковки. Без утверждения того что человек на месте и готов к поездке водитель не тронется с места, такое правило распространяется и на трамваи. Чтобы попасть в салон инвалиду необходимо просто встать на место, обозначенное специальным знаком, там окажутся двери вагона, когда трамвай остановится. На платформе оборудованы пандусы, с помощью которых с легкостью можно на неё попасть. Остановки трамваев и автобусов не все оборудованы платформами и пандусами, но их становится все меньше потому что транспортные компании стремиться к уменьшению таких мест, чтобы ими могли пользоваться пожилые люди, инвалиды, а также мамы с детскими колясками, а также если трамвайные пути идут под землей туда можно спуститься на лифте, который может вместить инвалидную или детскую коляску. В электричках имеется специализированное место для человека с коляской или велосипедом, а также просторный туалет. На железнодорожных путях есть специальные люди для посадки и высадке инвалидов. Такси работает на тех же условиях, как и для всех. В год малоимущем инвалидам город оплачивает 1200 км в год

для проезда на специальном авто, при условии, что протяжении пути не превышает 100 км от города.

Англия

Приспособленность городского транспорта такая же хорошая. Если водитель видит, что на остановке инвалид в коляске, то автобус как бы спускает воздух и «приседает», вторая дверь автоматически выдвигает пандус, и человек может спокойно заехать. В середине автобуса есть специальное место для коляски.

Водитель так же ждет, пока человек сидящий в коляске не поставит коляску на тормоз. Чтобы выйти на нужной остановке надо нажать на кнопку, которая находится на уровне стоящего человека, но для инвалида, сидящего в коляске, сделана кнопка на его уровне. Пол трамвая находится на одном уровне с остановкой, поэтому спокойно можно заезжать без пандуса. В метро есть специальные лифты (хотя они не везде работают). Люди, которые работают на платформе, всегда на виду. И если нужен пандус, чтобы заехать в поезд, можно попросить, чтобы помогли служащие метро, всегда находящиеся на платформе, а поезд не тронется с места, пока инвалид не заедет в вагон.

Испания

Весь транспорт, улицы, музеи, магазины оборудованы всем необходимым для колясочников. Неудобства связаны в основном с историческими частями испанских городов — там много подъемов-спусков, встречается булыжная мостовая. Рейсовые автобусы, курсирующие по побережью, могут сажать колясочников без особой помощи других пассажиров.

Программа Доступная среда начала свою реализацию только в 2011 году, а в Европе и США такие программы внедрялись уде давно, и реализация была максимально приспособлена для нужд МГН. Там встречается множество все образных подъёмников пандусов специальных остановок под автобусы и т.д. Данное положение дает сделать вывод, что в развитых странах данные мероприятия начали свое начало уже очень давно.

Из опыта зарубежных стран где важно сделать доступность там, где люди бывают очень часто и сделать своеобразную сеть доступности. Среди таких мест выделяют тротуары и пешеходные переходы, подходы к остановкам общественного транспорта, подходы к перекресткам и тд.

Из этого можно сделать вывод что недостаточно обустроить лишь один или два места для перемещения МГН необходимо создавать именно обширную сеть перемещений чтобы каждого социального места можно было достичь без проблем.

Опыт последних лет показал, что мер, принимаемых нашим государством для обеспечения равных возможностей инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья, не достаточно.

На практике в большинстве регионов среда оказалась фиктивно-доступной, что подтверждают данные социологических опросов, согласно которым большинство людей с ограниченными возможностями не почувствовали в своей жизни перемен к лучшему. Даже если к большинству значимых для инвалидов объектов и обеспечили доступ, то внутри вряд ли найдутся специальные лифты или подъемники, либо будет отсутствовать специализированный транспорт, позволяющий добраться до этих объектов.

Другой значительный недостаток программы заключается в отсутствии четко сформулированных требований к доступности с учетом всех категорий физических недугов. Инвалидам-колясочникам, парализованным, глухонемым или слепым людям для нормального функционирования в обществе необходимы абсолютно разные условия. Такие неутешительные выводы говорят о недостаточной эффективности реализации программы «Доступная среда».

В итоге можно сделать вывод что госпрограмма «Доступная среда» не решает все проблемы связанные с доступность жизнедеятельности для маломобильных групп населения она на данный момент не совершенна необходимы ее совершенствование.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Литрес.рф/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.