Научная статья на тему 'Средства перемещения для потребителей услуг доступного туризма в России'

Средства перемещения для потребителей услуг доступного туризма в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УСЛУГИ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ / ДОСТУПНЫЙ ТУРИЗМ / БЕЗБАРЬЕРНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ИНВАЛИДЫ / МАЛОМОБИЛЬНЫЕ ГРУППЫ НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акрамов Амир Акрамович

Сегодня, несмотря на позитивные сдвиги в данной сфере, услуги перемещения (транспорта), оказываемых потребителям услуг доступного туризма в России развиты слабо. Это объясняется отсутствием безбарьерной городской и туристской инфраструктуры, нестандартного подхода к решению проблем. Кроме того, в настоящее время отсутствуют центры подготовки специалистов для работы с инвалидами и маломобильными группами лиц как в целом в сфере услуг, так и в индустрии туризма в частности. В статье проведен анализ услуг перемещения (транспорта), оказываемых потребителям услуг доступного туризма в России, сделаны выводы о существующих проблемах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Средства перемещения для потребителей услуг доступного туризма в России»

Средства перемещения для потребителей услуг доступного туризма в России

Акрамов Амир Акрамович

аспирант, ГУУ

Сегодня, несмотря на позитивные сдвиги в данной сфере, услуги перемещения (транспорта), оказываемых потребителям услуг доступного туризма в России развиты слабо. Это объясняется отсутствием безбарьерной городской и туристской инфраструктуры, нестандартного подхода к решению проблем. Кроме того, в настоящее время отсутствуют центры подготовки специалистов для работы с инвалидами и маломобильными группами лиц как в целом в сфере услуг, так и в индустрии туризма в частности. В статье проведен анализ услуг перемещения (транспорта), оказываемых потребителям услуг доступного туризма в России, сделаны выводы о существующих проблемах. Ключевые слова: услуги перемещения, доступный туризм, безбарьерная инфраструктура, инвалиды, маломобильные группы населения

Проведенный анализ услуг перемещения (транспорта), оказываемых потребителям услуг доступного туризма в России с учетом ее объективных особенностей, выглядит следующим образом.

Во-первых, это большая протяженность страны как с севера на юг, так и с запада на восток, что создает сложности в организации сообщения между различными регионами страны не только для людей с ограниченной мобильностью, но для всех граждан и зарубежных туристов. Например, при перемещении во многие регионы Дальнего Востока и Сибири можно использовать только воздушный видтранспорта.

Положение России в этом смысле уникальное, и решения по организации услуг транспорта для потребителей услуг доступного туризма, используемые европейскими компаниями, не всегда подходят, требуется их доработка.

Во-вторых, первоначальная организация существующей сегодня транспортной инфраструктуры не предусматривала доступности для инвалидов и маломобильных групп населения. Так, в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде инвалиды фактически лишены возможности пользоваться услугами метрополитена, поскольку на большей части станций и переходов нет пандусов, а их установка невозможна из-за особенностей станций глубокого подземного залегания.

Среди всех средств перемещения, оказывающих услуги инвалидам и маломобильным группам лиц в РФ, наибольшая работа в обеспечении доступности проводится на железнодорожном транспорте. Российские предприятия сегодня выпускают пассажирские купейные вагоны моделей 61—4186 и 61—4445, которые предназначены для оказания услуг перемещения пассажиров с ограниченной мобильностью и их сопровождающих (вагоны являются доступным инвалиду транспортным средством II категории, согласно ГОСТ Р 51090).

На российских железных дорогах в 2015 году курсирует 308 вагонов со специальными купе, предназначенными для инвалидов и маломобильных групп лиц. Двухместное купе для инвалида и сопровождающего шире стандартного и оборудовано специальными вспомогательными ремнями, позволяющими человеку с ограниченными физическими возможностями без посторонней помощи пересесть в кресло. Спальная полка трансформируется в любое удобное положение.

Для слепых и слабовидящих пассажиров предусмотрены низко расположенные выключатели, розетки, кнопка вызова проводника, снабженная табличкой с рельефным текстом Брайля и специальным звуковым устройством, сообщающим необходимую информацию. Автоматизированная система связи позволяет вызвать проводника в экстренной ситуации. Туалетные комнаты в таких вагонах также больше по размерам, чем в обычных, в них установлены дополнительные поручни и звуковое, световое табло для

О £

ю

5

2

сч cJ £

Б

а

2 ©

пассажиров, имеющих проблемы со зрением или слухом. Вагоны в зоне боковых наружных дверей, предназначенных для посадки (высадки) инвалида, оборудованы специальной наружной звуковой сигнализацией. Тональное устройство обеспечивает прерывистую сигнализацию для определения местоположения входных дверей. Зона размещения инвалида доступна для передвижения и маневрирования в собственной инвалидной коляске. Вагон также оборудован комплектом вагонных подъемников для посадки/высадки инвалида-колясочника.

Неспециализированные вагоны оснащены подъемными устройствами для посадки и высадки инвалида-колясочника (накидная платформа или выезжающий пандус), хотя в практике путешествий они нередко оказываются недействующими из-за наличия высоких платформ или их отсутствия. В этих случаях в РЖД работает Центр содействия мобильности - это служба, помогающая пассажирам с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения. Сотрудники этой службы помогают садиться в поезд; переносят багаж или сдают его в камеру хранения; провожают на парковку, в комнату отдыха и т.д.; оказывают информационную поддержку.

Проблема состоит в том, что в поезде всего одно место для инвалида. Таким образом, организация групповых поездок железнодорожным транспортом - практически невыполнимая задача.

Показательными в плане обеспечения доступности для маломобильных групп граждан являются совместные проекты ОАО «РЖД» с корпорацией «Сименс» — высокоскоростные электропоезда «Сапсан», курсирующие по маршрутам Москва—Санкт-Петербург, Москва—Нижний Новгород, электропоезда Desiro RUS, предназначенные для транспортного обеспечения Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи-

2014, и с компанией «Альстом» — электропоезда «Аллегро» для линии Санкт-Петербург—Хельсинки. В рамках данных проектов используется комплекс технических и организационных мер с целью обеспечения максимально комфортного проезда потребителей услуг доступного туризма, начиная с посадки/высадки пассажиров и заканчивая оборудованием.

В организации доступной среды на вокзальных площадках России в целом можно отметить положительную тенденцию в проведении работ инженерного и информационного характера по устранению барьеров при оказании услуг перемещения потребителям услуг доступного туризма, хотя темп проведения данных работ пока очень медленный.

Услуги воздушного транспорта до недавнего времени в России могли предоставляться для потребителей услуг доступного туризма по решению администрации авиакомпаний, что нередко приводило к отказу в оказании услуг перемещения для данной категории туристов.

Воздушный кодекс страны предусматривает, что авиакомпании и аэропорты не могут отказать таким лицам в перевозке из-за отсутствия необходимых технических средств и оборудования. В аэропорту инвалидов должны бесплатно сопровождать и оказывать помощь в перемещении, прохождении регистрации, предполетных контролей, получении багажа, посадке и высадке из самолета. В случае необходимости должны предоставляться бесплатно специальные коляски для передвижения по аэропорту или на борту самолета.

Кроме того, авиакомпании и аэропорты должны обеспечить информирование о правилах в доступной для инвалидов и маломобильных групп лиц форме. При оформлении билета на инвалида авиаперевозчику должна быть передана информация о специальных потребностях пассажира.

В некоторых крупных городах (Москва, Санкт-Петербург, Уфа, Казань, Адлер, Екатеринбург, Ханты-Мансийск, Якутск и др.) транспортная инфраструктура частично приспособлена под нужды инвалидов и маломобильных групп лиц — информационные световые и звуковые табло,пандусы и поручни, лифты, услуги по передвижению по территории аэровокзала. В малых городах и населенных пунктах дело обстоит гораздо хуже.

Например, организацией инвалидов колясочников НРОО «Инватур» было проведено анкетирование, направленное на выявление проблем использования общественного пассажирского транспорта маломобильными группами населения Нижнего Новгорода1. Анкетирование проводилось путем письменного опроса, личной беседы и телефонного опроса. К положительным моментам респонденты отнесли то, что транспорт стал ходить стабильнее, низкопольными транспортными средствами пользоваться гораздоудобнее.

На основании полученных данных сделаны выводы о существующих проблемах:

- нет информации о маршрутах, на которых используется низкопольный транспорт;

- нет информации о наличии на линии низкопольных автобусов, трамваев, троллейбусов, их интервале движения;

- водители транспортных средств останавливаются на значительном расстоянии от края остановки, что не позволяет эффективно использовать откидной пандус;

- зимой откидные пандусы примерзают;

- откидывающаяся рампа трамвая не дает возможности самостоятельно заехать на коляске в вагон из-за большого угла пандуса;

- для трамвая нет остановок с приподнятым уровнем, что затрудняет использование откидного пандуса;

- маршрутные такси останавливаются не всегда на специ-

ально отведенных местах. Водители, особенно в конце маршрутов, часто принимают решение не останавливаться, если на остановке нет пассажиров. Незрячий или слабовидящий человек не всегда может подать звуковой сигнал;

- остановки не всегда объявляют либо информация не соответствует реальному местонахождению автобуса;

- нет адекватной помощи со стороны кондукторов;

- большинство респондентов отметили несоответствие строительным нормам и правилам обустройство занижений на пересечениях дорог, покрытие тротуаров и проезжей части дорог вблизи остановок.

Наиболее острая ситуация наблюдается в организации общественного и личного автотранспорта в городах и между регионами РФ для некоторых категорий потребителей услуг доступного туризма.

Так, у потребителей услуг доступного туризма, пользующихся личным или арендуемым автотранспортом, часто возникает проблема парковки, связанная с отсутствием парковоч-ных мест или тем, что места, предназначенные для автомобилей инвалидов, заняты другими автовладельцами не по назначению.

Согласно ФЗ «О защите прав инвалидов в Российской Федерации», инвалидам должны оказываться услуги социального такси не более 3 раз в неделю, причем при заказе социального такси инвалид может получить услугу перемещения только по адресам жилищно-коммунальных, медицинских, правовых госучреждений, что в целом не решает проблему свободного перемещения в зависимости от потребностей данной категории туристов. Услуги перемещения к местам расположения театров, музеев, архитектурных памятников,

средств размещения, питания по-прежнему остаются недоступными для инвалидов.

Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня, несмотря на позитивные сдвиги в данной сфере, услуги перемещения (транспорта), оказываемых потребителям услуг доступного туризма в России развиты слабо. Это объясняется отсутствием безбарьерной городской и туристской инфраструктуры, нестандартного подхода к решению проблем. Кроме того, в настоящее время отсутствуют центры подготовки специалистов для работы с инвалидами и маломобильными группами лиц как в целом в сфере услуг, так и в индустрии туризма в частности.

Литература

1. ГОСТ Р 51090-97 «Средства общественного пассажирского транспорта. Общие технические требования доступности и безопасности для инвалидов».

2. Россия без барьеров, или перспективы развития туризма для инвалидов.// РАТА-news, №2642 от 12.10.2010.

3. Яковлева К.Г. Формирование доступности туристской среды для лиц с ограниченными возможностями в рамках реализации государственной программы «Доступная среда» 2011-2015 гг. // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2012. №2. С. 129130.

Ссылки:

1 Нижегородская Региональная Общественная Организация культурной, социально-трудовой реабилитации инвалидов опорников и колясочников НРООИ «Инватур».- Электронный ресурс. Код доступа: http://www.invamir-nn.ru/. - Дата обращения: 20.06.2015 г.

Means of moving services for consumers of accessible tourism in Russia

Akramov A. A

SUM

Today, despite the positive developments in this area, moving services (transport), provided consumers accessible tourism services are underdeveloped in Russia This is due to the absence of a barrier-free urban and tourism infrastructure, non-standard approach to problem solving. In addition, currently there are no training centers for professionals working with people with disabilities and persons with limited mobility in general in the service sector and the tourism industry in particular. The article analyzes the movement of services (transport), are made available to consumers of tourism services in Russia, the conclusions about the existing problems.

Keywords: moving services, accessible tourism, barrier-free infrastructure, people with disabilities, people with limited mobility

References

1. GOST R 51090-97 «Means public

passenger transport. General technical requirements of accessibility and safety for disabled people».

2. Russia without barriers, or the prospects of development of tourism for people with disabilities.// RATA-news, No. 2642 dated 12.10.2010.

3. G. K. Yakovleva K.G. The formation of

accessible tourism environment for persons with disabilities in the framework of the state program «Accessible environment», 20112015. / / Izvestiya of Saint-Petersburg state University of Economics, No. 2, 2012 p. 129-130.

О

Ю

5

* 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.