КУЛЬТУРОЛОГИЯ
RESEARCH ABOUT TRADITIONAL CLOTHING BELDEMCHI
Moldalieva M.I.
Moldalieva Mizerkan Iskenderovna - graduate student, DEPARTAMENT OF HISTORY AND PHILOSOPHY, NARYN STATE UNIVERSITY NAMED AFTER S. NAAMATOV, NARYN, REPUBLIC OF KYRGYZSTAN
Abstract: research about Beldemchi is particularly revealing of manufacture, carrying, as well as the ethnic history of the waist clothes. Using as sources: written historical and literary and folklore monuments, archaeological data and objects of fine art managed extensive study this type of clothing, which is part of the national costume of the Kyrgyz. Studied cut, sewing, finishing, materials used, and the culture of wearing of Beldemchi. The comparative analysis shows their similarity to the kinds of same clothes of other nations. The study showed that the Kyrgyz beldemchi in cut, finish and materials used are divided into two types. The first consists of Issyk-Kul, the Tien-Shan, Talas and Jalal-Abad regions. Second group consists: Osh region, Pamir and Karategin. During researches has also been established wearing men beldemchi in antiquity and the Middle Ages. Comparing Kazakh beldemshe, Yakut and belepchi and belebshi Western Buryats, special attention to the name of the clothing, which comes from the ancient Turkish language, "bel". As a result, established the similarities - it's cut, wide belt, strings, embroidery, pleats and similar names. Keywords: Kyrgyzstan, Kyrgyz, belt, belt wear, beldemchi.
ИССЛЕДОВАНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ ОДЕЖДЫ БЕЛЬДЕМЧИ
Молдалиева М.И.
Молдалиева Мизеркан Искендеровна — аспирант, кафедра истории и философии, Нарынский государственный университет им. С. Нааматова, г. Нарын, Кыргызская Республика
Аннотация: исследование бельдемчи заключается в раскрытии особенности изготовления, ношения, а также этнической истории поясной одежды. Используя в качестве источников письменные, исторические и литературно-фольклорные памятники, данные археологии и предметы изобразительного искусства, удалось обширнее изучить этот вид одежды, которая входит в национальный костюм кыргызов. Изучены покрои, пошив, отделка, применяемые материалы и культура ношения изделия. Проведен сопоставительный анализ их внешнего сходства с аналогичными видами одежды других народов. Исследование показало, что кыргызские бельдемчи по покрою, отделке и применяемым материалам делятся на два вида: в первую входят Прииссыккулье, Тянь-Шань, Талас и Джалал-Абадская область, во вторую - Ошская область, Памир и Каратегин. Также установлено ношение мужчинами бельдемчи в древности и в средневековье. Сопоставляя казахскую бельдемше, якутскую бэлэпчи и бэлэбши западных бурят, особое внимание притягивает название одежды, которая происходит от древнетюркского языка «бел». В результате установлены следующие сходства: это крой, широкий пояс, завязки, вышивка, складки, а также похожие названия. Ключевые слова: Кыргызстан, кыргызы, пояс, поясная одежда, бельдемчи.
УДК: 903.24
DOI: 10.20861/2312-8267-2017-33-001
В Кыргызстане, как и в других постсоветских странах, возрос интерес к исследованиям по культурному наследию, идентификации национальной культуры, определению ее роли и места в историческом пространстве. Изучение бельдемчи дает возможность дополнить историю и культуру кыргызской одежды, которая составляет неотъемлемую часть материальной культуры, а также сохранить культурное наследие Кыргызстана.
Исследование заключается в раскрытии особенностей изготовления, ношения, а также этнической истории бельдемчи. Информация о поясной одежде древних кыргызов сравнительно недостаточна. Используя в качестве источников письменные, исторические и литературно--фольклорные памятники, данные археологии и предметы изобразительного искусства, можно реконструировать одежду, которая применялась древними кыргызами.
Бельдемчи является самой распространённой поясной одеждой у кыргызов. «Белдемчи» в переводе с кыргызского «бел» - поясница, «дем» - отдых, «эмчи» - целитель, означает дающий отдых пояснице и исцеляющий. Она представляла собой распашную юбку ниже колен, которая пришивалась к
109
широкому поясу и одевалась сверху платья или камзола. Непременной частью бельдемчи является пояс (баш белдемчи или бельдемчинин жакасы). Бельдемчи шили для повседневного ношения и нарядную для особых случаев. Повседневные бельдемчи без вышивки из овчины носили жены чабанов, кочевавшие большую часть года на пастбищах, такая одежда не стесняла движений, защищала от холода во время езды верхом на коне и во время домашней работы на воздухе [2, с. 243].
Бельдемчи застегивался на пуговицы при широком поясе. Если же ширина была меньше, то завязывался шнуром «ычкыр» из красного, зеленого, синего и белого цветов, на концах делали кисточки для украшения.
Бельдемчи IX - XX вв. изучали и картографировали советские этнографы К.И. Антипина и Е.И. Махова. Изучая бельдемчи южных кыргызов, К.И. Антипина делила их на два вида, которые отличаются материалом, покроем и способом отделки в родоплеменных группах [2, с. 241]. В отличие от К.И. Антипиной, Е.И. Махова включила всю территорию Киргизии, Памир и Каратегин, где проживают кыргызы. В первую входили Прииссыккулье, Тянь-Шань, Талас и Джалал-Абадская область. Во вторую - Ошская область, Памир и Каратегин [9, с. 207].
По покрою бельдемчи делились на два типа. Бельдемчи первого типа были широкими, спускавшиеся ниже колен, шили из нескольких чуть раскошенных книзу кусков ткани. Верх нижней части пришивалась пышными сборами или двумя глубокими складками к широкому поясу (14 - 16 см.), который делали из тонкого войлока, обшитый той же тканью либо другой, чаще красной. Пояс шили на подкладке. Он выкраивался длиннее объема талии, так, что один его конец заходил на другой. Между верхом пояса и его подкладкой прокладывался тонкий слой шерсти, и пояс простегивался. Праздничные бельдемчи шили из черного бархата, вышивали сплошь разноцветными шелковыми нитками, включая пояс, или широкой полосой в виде каймы. Подол и полы нарядных бельдемчи украшались мехом выдры (рис. 1). Такие бельдемчи готовили в приданое.
Бельдемчи второго типа несколько короче и уже, отличаются не сходящимися спереди полами. Нижняя часть прикреплена к поясу преимущественно без сборок. Чаще всего для этого вида употреблялся пестрый узбекский полушелк, иногда узорчатый бархат. Их декоративная отделка полов, подолов и пояса иногда украшали узкой полоской вышивки. Иногда бельдемчи украшали чередующимися полосами черного бархата и красного сукна или они целиком состояли из клиньев разного цвета (из бархата трех разных цветов, как зафиксировано Ю.А. Шибаевой у памирских кыргызов) [2].
Обычно бельдемчи начинали носить после рождения первенца. Как традиция ее приносила мать невесты в дар на смотрины «жээн кврдY». По некоторым сведениям, как описывает Махова Е.И., дочь получала их от матери через год после свадьбы, когда приезжала впервые после замужества в дом родителей.
В работе Н.С. Момунбаевой описывается бельдемчи из ткани бекасаб, который был широко распространен в регионе Баткена. Бекасаб представлял собой ткань из красных, синих или желтых чередующихся полос и поэтому не вышивался. А также есть момент, где при исследовательском опросе говорится: «были случаи, когда в широкий подол бельдемчи закутывали маленького ребенка и носили с собой» [10, с. 60].
Рис. 1. Покрои бельдемчи (Е.И. Махова)
Нарядные бельдемчи шились из черного гладкого сатина «лампук» [11, с. 225], из среднеазиатского полушелка адрас-башаи, полосатого бекасаб (использовался на юге) [11, с. 222], сукна, иногда домотканого, и украшалась вышивкой. По материалам словаря К.К. Юдахина у северных кыргызов была известна также ткань барангсоз. Это была шелковая ткань, привозимая из Турфана. Барангсоз красного цвета употреблялась на кушаки молодых мужчин, ею обшивали бельдемчи [11, с. 221]. Употреблялись для пошива зеленые и красные одноцветные сукна (нооту), а красная бумазея (кызыл манат или орус манат) заменявшая сукно, шла на отделку бельдемчи. Плотное серое трико (трайке) употреблялось менее зажиточными людьми. Большой популярностью пользовался однотонный бархат (баркут), рубчатый вельвет (чий баркут), а в последнее время - плюш (тукаба). Перечисленные выше ткани для бельдемчи были привозные и делились на кашгарские, среднеазиатские и русские, используемые в конце XIX в. начала XX в. [11, с. 226].
В народе существовал «кызыл белдемчи», в переводе слово «кызыл» означает «красный». Так называли бельдемчи из темно коричневого или красного бархата, полностью вышитого красной тамбурной вышивкой и украшенного бусинками [1, с. 37 - 38].
Рис. 2. Поясная одежда в виде бельдемчи на среднеазиатских миниатюрах XV—XVI вв. а - «Хамсэ» Низами, Герат 1494 г.; б - «Гулистан» Саади, Герат 1486 г. собрание Моргана; в - «Зафар-намэ» Йезди, Герат XV в.
Зимний вид бельдемчи в основном шили, прокладывая между внешним и внутренним слой ваты, шерсти, тонкого войлока затем простегивали. А также шили мехом (ягнят или козлят) внутрь. Такой вид бельдемчи хранится в Государственном историческом музее Кыргызской Республики. Она сшита из трех кусков, прикрепленных к поясу без сборок. Это позволяет предполагать, что наиболее архаичной является бельдемчи без сборок. О значении бельдемчи как обязательной принадлежности костюма кыргызок в прошлом свидетельствует обряд захоронения. Этот вид поясной одежды встречается в составе погребальной одежды, которой обертывают умершую у бедер [2, с. 243].
В эпосе «Манас» бельдемчи описывается как поясная одежда женщин, и как боевая одежда мужчин. О женской бельдемчи, которую носила Чыйырды, говорится: «белдэмчинин жакасы беш жеринен YЗYлдY» (бельдемчи порвалась в пяти местах) [7, с. 72]. Мужские бельдемчи кыргызов в эпосе упоминаются: «Белдемчи соот, кыягы» (опоясываемый металлической бронею бельдемчи) [7, с. 290], «Беренжисин салынып» (одетый в металлическую бельдемчи) [8, с. 30]. Беренжи означает название материи, а также боевое одеяние типа бельдемчи. О давности бытования в одежде кыргызов импортных материй свидетельствует «Кыргызско-русский словарь» К.К. Юдахина. Эти термины, исчезнувшие из разговорной речи вследствие исчезновения самих тканей, сохранялись в устном народном творчестве, в эпосе [11, с. 218].
Также в эпосе описывается боевой пояс - панцирь, прикрывавший талию и часть ребер, которую делали из кожи, толстого войлока и металла, украшали драгоценными камнями [8, с. 54].
Устанавливаются черты сходства кыргызской набедренной одежды бельдемчи с одеждой других народов. Аналогичная одежда бытовала у казашек, поныне входит в состав праздничной и обрядной одежды у монголоязычного народа ту (монгоров), у народности мяо [2, с. 244]. Однако этот вид поясной одежды не встречается в Западном и Южном Казахстане [3, с. 63]. Большое сходство наблюдается в старинных видах одежды сибирских народов, таких как, распашная юбка наездников («бэлэпчи» - якутов, «бэлэбши» - западных бурят) [6, с. 266]. Подобная деталь военного костюма отмечена у кавказских народов. В XI - XIII веках под влиянием новой волны тюркской моды на Северном Кавказе появилась деталь костюма набедренная юбка под названием «бельдек» [5, с. 41]. «Белдик» в кыргызском костюме - меховой и войлочный пояс покрытый тканью, напоминающий пояс бельдемчи, которую носили пожилые женщины. Также на юге Киргизии был распространен широкий стеганый белдик. Нечто напоминающее бельдемчи есть в костюме согдийских купцов, изображенных в
111
храме 9 Безеклика (V - IX вв.). Наличие аналогичной одежды в костюме китайского воина было известно еще в период династии Вей (220 - 266 гг.). Такие же юбки носили китайские воины, бывшие в Восточном Туркестане [2, с. 244].
На среднеазиатских миниатюрах XV - XVI вв. встречаются изображения мужчин в набедренной повязке, представляющей собой продолговатый кусок довольно широкой ткани голубого, синего или, реже, зеленого цвета, с продольной каймой, идущей с обеих сторон и состоящей из одной широкой и нескольких узких черных полосок. Такую повязку можно увидеть на работающих на стройке, на борцах (рис. 2, б), у стремянных и во время мытья в бане (рис. 2, а). Также бытовала одежда в виде распашной юбки из плотной цветной ткани, носимая знатью во время охоты (рис. 2, в) [4, с. 62].
В заключении можно сделать следующие выводы. Бельдемчи распространенные на территории Кыргызстана делились на два типа, отличались материалом, покроем и способом отделки. По виду ношения бельдемчи делились на повседневные и праздничные. По различиям в отделке были с вышивкой, без вышивки, с мехом по краю и без меха. Покрой отличался тем, что в первой группе он состоял из нескольких скошенных книзу кусков ткани и к поясу пришивался пышными сборами или двумя складками, он выкраивался длиннее объема талии так, что один конец заходил на другой. Во второй группе бельдемчи были уже и короче. Пришивался к поясу без сбор, отличался не сходящимися спереди полами. Так же в ходе исследования был выявлен факт, что в древности, а также в средневековье бельдемчи носили мужчины. Мужские бельдемчи были металлические и стеганные, служили в основном защитной одеждой.
В результате сравнения бельдемчи с аналогичной одеждой других народов установлены сходства нескольких элементов - это крой, широкий пояс, завязки, вышивки и складки. Народы, когда-то носившие одежду, похожую на бельдемчи, с похожим названием, можно объединить в одну группу, -это казахская бельдемше, якутская бэлэпчи и бэлэбши западных бурят. Во всех название происходит от древнетюркского языка «бел». Кыргызы и казахи с давних времен считаются не только соседями, но и братьями, они имеют общих предков и возможно, этот вид одежды к якутам и западным бурятам пришел от их общих тюркоязычных предков. Все вышеприведенные факты свидетельствуют о том, что поясная одежда бельдемчи является единой одеждой кочевых народов и отражает их преемственную связь с этнокультурой тюркских и монгольских кочевников, а также берет свое начало с древних веков.
Список литературы / References
1. АкматалиевА.С. Кыргыздын кол енерчулугу. Б.: Кыргызстан, 1996. С. 328.
2. Антипина К.И. Особенности материальной культуры и прикладного искусства южных кыргызов. Изд. академии наук Кырг. ССР. Фрунзе, 1962. С. 289.
3. Байгабатова Н.К. К вопросу о специфике традиционной одежды казахов // Вестник ЖГУ им. И. Жансугурова. № 2 - 3. Жетысу, 2012. С. 59 - 64.
4. ГореликМ.В. Среднеазиатский мужской костюм на миниатюрах XV - XIX вв. // Костюмы народов Средней Азии. М.: Наука, 1979. С. 49 - 69.
5. Доде З.В. Костюм населения Северного Кавказа VII - XVII веков. Автореф. дис. док. ист. наук. Москва, 2007. 62 с.
6. Зыков Ф.М. Якутское бэлэпчи и его этнографические параллели // Этническая история народов Южной Сибири и Центральной Азии. Новосибирск, 1993. С. 263 - 269.
7. Манас. 1-том. Б.: «Кыргыз китеп борбору», 2014. С. 370.
8. Манас. 2-том. Б.: «Кыргыз китеп борбору», 2014. С. 334.
9. Махова Е.И. Некоторые элементы киргизского национального костюма // Костюм народов Средней Азии. М.: Изд-во «Наука», 1979 г. С. 205 - 211.
10. Момунбаева Н.С. Традиционная одежда южных кыргызов (конец XIX - начало XX вв.). Дис. канд. ист. наук. Бишкек, 2011. С. 212.
11. Смешко Т.Н. Ткани в одежде киргизов (вторая половина XIX - начало XX вв.) // Костюмы народов Средней Азии. М.: Наука, 1979. С. 211 - 228.