Научная статья на тему 'Исследование толерантности в подростковой среде как ориентир для моделирования внеурочной деятельности школы'

Исследование толерантности в подростковой среде как ориентир для моделирования внеурочной деятельности школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
348
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TOLERANCE / ADOLESCENCE / EXTRACURRICULAR ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дроздецкая Ирина Александровна

Анализируется содержательно-смысловое значение компонентов толерантности. Обосновано содержание внеурочной деятельности как главного приоритета для построения модели формирования толерантности в подростковой среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TEENAGERS TOLERANCE STUDY AS A BENCHMARK FOR SIMULATION OF EXTRA-CURRICULAR SCHOOL ACTIVITY

This article deals with the analysis of the meaning of content-tolerance components. The article illustrates reasons for the content extracurricular activities as a top priority to build a model of tolerance formation among adolescents.

Текст научной работы на тему «Исследование толерантности в подростковой среде как ориентир для моделирования внеурочной деятельности школы»

УДК 316.6

И. А. Дроздецкая

ИССЛЕДОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ КАК ОРИЕНТИР ДЛЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ

Анализируется содержательно-смысловое значение компонентов толерантности. Обосновано содержание внеурочной деятельности как главного приоритета для построения модели формирования толерантности в подростковой среде.

Ключевые слова: толерантность, подростковый возраст, внеурочная деятельность.

Актуальность формирования толерантного сознания, поведения и толерантной личности подчеркивается в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Данный аспект отражается в следующих задачах, поставленных перед общеобразовательной школой. Во-первых, необходимо создать условия для формирования активной гражданской позиции, усвоения социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом. Во-вторых, расширять ценностную сферу путем формирования способности оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом. В-третьих, способствовать признанию и уважению культурных и других различий среди граждан страны и проживающих в ней граждан других стран [1].

Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является показателем ценностного, морально-нравственного состояния общества и государства [1].

Толерантность является необходимым качеством, социокультурной характеристикой личности, поскольку позволяет человеку быть открытым к идеям и ценностям других, соблюдать духовнонравственные нормы, регулировать взаимодействие и поведение в многонациональном обществе, преодолевать негативные проявления, стереотипы, предубеждения.

Наиболее актуальным возрастным периодом формирования толерантности выступает подростковый возраст, характеризующийся не только положительной динамикой психофизиологических, поведенческих, личностных изменений [2], но и возникновением деструктивных проявлений, связанных с нарушениями в сфере отношений к себе и другим, процессов социализации и адаптации, усвоения социокультурных ценностей, норм,

образцов поведения, требующих организации деятельности, определения способов, принятия мер снижения влияния этих негативных факторов как на личность, так и на социальное окружение.

Понятие «толерантность», согласно анализу различных источников, имеет многоаспектную природу и рассматривается с точки зрения разнообразных научных теорий. Компонентами толерантности в рамках обозначенного исследования являются:

- ценностное отношение, ориентиры к миру, самому себе, другим людям, культурам;

- формирование социального опыта, сотрудничества;

- приобретение навыков конструктивного межличностного взаимодействия и поведения;

- формирование самостоятельности и ответственности;

- развитие эмпатии;

- формирование уважительного отношения к другим.

Содержательно каждый компонент представлен следующим образом.

Толерантность, осознаваемая как ценностное отношение, ориентиры к миру, самому себе, другим людям, культурам, подразумевает включение подростка в систему социальных отношений, ценностных ориентаций, взглядов через участие в групповой деятельности коллектива, предоставление информации о многообразии культур, национальностей, народностей, их традициях, обычаях, нормах поведения, развитие интереса своего «Я» к окружающему миру через взаимодействие с ним.

Формирование социального опыта осуществляется через совместное планирование, организацию и подведение итогов деятельности, с учетом желания и возможностей участников работы, создание ситуаций свободного выбора своей позиции в совместной работе, различных видов, способов, форм деятельности (например, социальное проектирование), использование индивидуального подхода к каждому подростку с опорой на его опыт в построении социальной и личностно значимой деятельности, выполнение различных социальных ролей, усваивая модели поведения в процессе взаимодействия.

Вестник ТГПУ (TSPUБЫШ^. 2012. 11 (126)

Приобретение навыков конструктивного межличностного взаимодействия и поведения осуществляется за счет использования разнообразных форм и видов деятельности, творческих заданий, элементов игры и т. д., мотивирования группы на выполнение общей задачи или задания, организации взаимодействия с социумом (библиотеки, УДО, музей, общественные организации и т. п.), совместной разработки определенных правил взаимоотношений взрослых и детей в семье, группе, коллективе, привлечения родителей к активной совместной деятельности (праздники, акции и т. п.).

Формирование самостоятельности и ответственности обусловлено предоставлением возможности проявления инициативности в подготовке к различным мероприятиям, праздникам, коллективным делам, использованием поисковой, исследовательской деятельности, создающей атмосферу самостоятельного открытия, обеспечивающей развитие познавательной, творческой активности, созданием диалоговых (субъектно-субъектных) отношений между подростком и педагогом (взрослым).

Развитие эмпатии характеризуется включением младших подростков группы риска в деятельность, направленную на оказание практической помощи взрослому человеку, сверстнику, животному, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (например, благотворительные, социальные, акции, общественно значимая деятельность), использованием (сочетанием) в групповой работе элементов литературного, художественного творчества, формированием гуманного отношения и симпатии к объекту сопереживания, проявлением педагогом позиции принятия ребенка таким, какой он есть, его понимание, оптимистичность в ситуации.

Формирование уважительного отношения к другим осуществляется через организацию коллективной творческой деятельности для проявления и развития толерантного взаимодействия взрослых и младших подростков, установления партнерства и сотрудничества между ними, проявление требовательности к себе, ответственности за свои слова и поступки, уважение достоинства других и своего собственного.

Описание диагностируемых особенностей будет свидетельствовать о наличии определенного уровня сформированности толерантности, характеризующегося либо закрытостью личности для себя и других, непринятием чужого мнения, ценностей, традиций, либо подразумевающего отношение к себе как к надежному, уверенному в себе человеку; открытости для нового социального опыта; проявления ценностного отношения к окружающим людям; стремления к диалогу, сотрудничеству, сотворчеству на основе сохранения лич-

ностного стержня и обогащения своим социальным опытом других.

В этой связи необходимо отобрать и разработать диагностический инструментарий и осуществить процедуру измерения каждого структурного компонента. Полученные результаты диагностики будут использованы в дальнейшем для моделирования, планирования и организации тех или иных видов социальной и личностно значимой деятельности с подростками и обозначения перспектив развития, коррекции воспитательно-образовательного процесса, совершенствования способов работы с данной категорией.

Однако следует отметить, что проведение диагностики имеет большое значение не только для выявления интересов, особенностей, способностей подростков, но и для изучения ожиданий родителей, профессионально-педагогических потребностей педагогов как главных субъектов формирования толерантного сознания, толерантного поведения и отношений.

Представленные ориентиры позволяют определить содержание внеурочной деятельности, характеризующееся совокупностью направлений развития личности и видов деятельности, организуемых педагогическим коллективом ОУ совместно с социальными партнерами, в число которых входят различные социальные институты (семья, детский коллектив, учреждение дополнительного образования, библиотеки и т. п.).

Внеурочная (внеучебная) деятельность понимается сегодня как деятельность, организуемая во вне-учебное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях, направленных на социализацию, социальное и культурное самоопределение, творческую самореализацию личности ребенка, ее интеграцию в системе мировой и отечественной культуры [3].

В настоящее время существует нормативное закрепление содержания внеурочной деятельности, отраженное в Федеральном государственном образовательном стандарте начального, общего образования.

Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями стандарта организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное и общекультурное), в том числе через такие виды, как: досугово-развивающая, игровая, художественно-творческая, общественноактивная, спортивно-оздоровительная и формы, как: тренинговые занятия, экскурсии, круглые столы, час общения, творчества, соревнования, ролевые игры, праздничные концерты, поисковые ис-

следования, общественно полезные практики, социальные акции, проектирование и т. д.

Планирование внеурочной деятельности предполагает возможность ее осуществления не только в течение учебного года, но и в каникулярный период, а также определение основной формы ее организации, например в виде клуба интересных встреч.

Перечисленные направления внеурочной деятельности представляют собой приоритетные направления при организации внеурочной деятельности и основания для построения соответствующих образовательных программ.

Направления и виды внеурочной деятельности не являются жестко привязанными друг к другу и единственно возможными составляющими. Каждое из обозначенных направлений можно реализовать, используя любой из предлагаемых видов деятельности в отдельности и комплексно.

Модель внеурочной деятельности включает в себя компоненты, каждый из которых несет в себе смысловое содержание, целевые ориентиры, концептуальные и методологические основания, содержательные аспекты, критерии и показатели эффективности проводимой деятельности, результативность.

Таким образом, исследование представленных компонентов позволяет выявить специфические

социальные качества, особенности развития и поведения адресной группы, уточнить социальную ситуацию развития, определить степень развитости или деформации различных свойств, качеств, характеристик, обусловленных включением в различные социальные связи (социальные установки, процессы адаптации и социализации, коммуникативные способности, психологическая совместимость и т. п.), и служит ориентиром для построения модели формирования толерантности во вне-учебное время.

Следует отметить, что внеурочная деятельность предоставляет больше возможностей для активного включения подростка в социокультурные связи, усвоения социального и нравственного опыта, освоения опыта творческой деятельности, проявления инициативности, развития самостоятельности и ответственности, формирования ценностных отношений и ориентаций, навыков конструктивного взаимодействия. Поэтому необходимо осуществлять процесс формирования толерантности, комплексное психолого-социально-педагогическое сопровождение и поддержку подростков в тесном взаимодействии с другими социальными институтами, максимально используя их внутренние и внешние ресурсы [4].

Список литературы

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. М.: Просвещение, 2009. 23 с.

2. Буравлева Н. А. Развитие толерантности у подростков в условиях объединения дополнительного образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 6. С. 214-220.

3. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвеще-

ние, 2010. 223 с.

4. Дроздецкая И. А. Результаты исследования по выявлению уровня девиаций среди младших подростков общеобразовательных школ //

Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 10. С. 157-161.

Дроздецкая И. А., ст. преподаватель.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 64, Томск, Россия, 634061.

E-mail: diatom09@mail.ru

Материал поступил в редакцию 17.09.2012.

I. A. Drozdetsky

THE TEENAGERS TOLERANCE STUDY AS A BENCHMARK FOR SIMULATION OF EXTRA-CURRICULAR SCHOOL ACTIVITY

This article deals with the analysis of the meaning of content-tolerance components. The article illustrates reasons for the content extracurricular activities as a top priority to build a model of tolerance formation among adolescents.

Key words: tolerance, adolescence, extracurricular activity.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634041.

E-mail: diatom09@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.