УДК 37.091.3:39:316.647.5:373-053.6
Юдина О.И.
Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]
ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ-ПОДРОСТКОВ
В данной статье рассматривается проблема процесса формирования этнической толерантности. Раскрыта последовательность проектирования модели формирования этнической толерантности школьников-подростков с учетом возрастных особенностей. Представлены этапы формирования этнической толерантности, указаны цели, задачи, методы формирования данного личностного качества на каждом этапе.
Ключевые слова: этническая толерантность, проектирование, модель процесса формирования этнической толерантности.
Процессы глобализации, полиэтнического взаимодействия вызывают острую потребность в этнической толерантности, которая подразумевает наличие определенных взаимосвязей и взаимоотношений, на основе уважения, понимания, признания и принятия, в процессе которых люди, принадлежащие к разным национальным общностям и придерживающиеся различных религиозных взглядов, обмениваются духовными ценностями, мыслями, чувствами, опытом.
Этническая толерантность многогранный феномен и понимается как активная жизненная позиция, находящая свое выражение в открытости, готовности к диалогу с представителями разных этносов, проявляя уважительное отношение к любой инаковости: ценностям, нормам, образу жизни, поведению, традициям, чувствам, мнениям, идеям, убеждениям. Это и качество личности, проявляющееся в понимании многообразия мира, в умении проявлять уважение, симпатию, сопереживание, стремление к позитивному полиэтническому взаимодействию.
Автором этническая толерантность рассматривается не только как качество личности, но и как ценностная ориентация, суть заключается в утверждении ценности человеческого достоинства, неприкосновенности каждой личности, независимо от ее происхождения, это путь к достижению гуманного сосуществования представителей разных этносов. Что делает этническую толерантность идеалом, ценностью, крайне важной, как для отдельной личности, так и общества в целом, которая должна стать частью системы ценностных отношений современной личности. Ценностные ориентации являются выражением степени открытости, готовности к диалогу, к полиэтническому взаимодей-
ствию личности. Взаимодействие, построенное на такой основе, способствует преодолению тревожности, страха, чувства неполноценности, обеспечивает развитие лучших качеств личности. Следовательно, этническая толерантность является как ценностной ориентации, принципом жизнедеятельности личности [7].
Иными словами, этническая толерантность способствует гармонии и согласию между представителями разных этносов. И эта основа этнической толерантности и делает ее востребованной в современном обществе. Обществу нужна личность, стремящаяся при полиэтническом взаимодействии достигнуть взаимного уважения, согласования ценностей, разного рода интересов, взглядов, различных точек зрения на вопросы межэтнического сотрудничества на основе диалога культур. И такая личность не рождается, она формируется под влиянием множества факторов, одним из факторов образование и целенаправленный, спроектированный процесс формирования данного личностного качества.
В педагогику термин «проектирование» пришел из технических наук и предполагает предварительную проекцию того, что будет реализовано позднее. Современная интерпретация проектирования означает процесс создания проекта - прообраза предполагаемого объекта, его состояния. Впервые проектирование как самостоятельная проблема педагогики стало рассматриваться благодаря работам В.П. Беспаль-ко, который выделял проектирование как вид педагогической деятельности, направленный на создание педагогических проектов. Объектами педагогического проектирования являются, по мнению ученого, педагогические процесс, педагогические ситуации и педагогические системы,
последние представляют собой наиболее крупный объект проектирования в педагогике [1].
Проектирование как феномен представляет собой деятельность по преобразованию естественных явлений в искусственные предметы и процессы, удовлетворяющие человеческим потребностям, а также создается представления об объекте, которого еще нет. Проектирование предполагает выбор способа действия, подготовительные действия. Это некий современный компонент жизнедеятельности человека, позволяющий ему рационально строить свою жизнь и выполнять различные виды необходимой деятельности, это отношение человека к действительности, в котором отражается стремление к комфортному существованию.
Проектирование процесса формирования этнической толерантности происходит с учетом возрастных особенностей школьников-подростков. Подростковый возраст характеризуется ростом самосознания, личной рефлексии, стремление к самоопределению, расширение круга интересов (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Петровский). Самосознанию подросткового периода свойственно понимание своих собственных индивидуальных качеств, что проявляется в самооценке школьников-подростков. Объектом глубокого понимания окружающей действительности школьников-подростков становится человек, его внутренний мир. Это стремление к пониманию и оценке морально-психологических качеств людей вызывает интерес к себе, к собственной жизни, к качествам своей личности, потребность сравнить себя с другими, понять себя [5]. Исходя из этого, этническая толерантность школьников-подростков способствует формированию реального представления о себе и о представителях разных этносов. Возрастает в этом возрасте потребность в самоутверждении, стремление к известной независимости, болезненное самолюбие и обидчивость, повышенная критичность, острая реакция на попытки взрослых недооценить его права [5]. Происходит формирование характера, который проявляется в таких чертах как активность, энергия, инициативность, жизнерадостность, бодрость, оптимизм и др. Эти черты способствуют усвоению подростками новых образцов взрослого поведения, при этом, оценивая поступки других, критически относясь к своим поступкам. Самостоятельно подростки опреде-
ляют не только круг своих друзей, но и решения в спорных вопросах со сверстниками [5]. Стремление к взрослости у них переплетается со стремлением к справедливости: это создает благоприятную почву для того, чтобы воспитать у них культуру поведения. Происходит своеобразная переоценка ценностей, которая, является выработкой новой системы критериев оценки поведения и личности человека с иной иерархией морально-этических требований.
Формирование качеств личности осуществляется, по мнению ряда ученых, в результате духовной деятельности, или так называемого «труда души», когда происходит эмоциональное восприятие, переработка в сознании и формировании определенной позиции для себя.
Приступая к проектированию модели процесса формирования этнической толерантности школьников-подростков, опирались на положения теории целостного процесса формирования личности (В.С. Ильин), понимая формирование этнической толерантности школьников-подростков как системно-целостный процесс.
В процессе формирования этнической толерантности школьников-подростков как личностного качества выделяется в совокупности структура состояния и структура динамики педагогического процесса, которые позволяют рассмотреть в определенной последовательности преобразования его состояний, приводящих к количественным и качественным изменениям в личности, ее качеств и интегративных свойств [2].
Основу процесса формирования этнической толерантности школьников-подростков составляют следующие положения: включается в систему целостного развития личности; использование в качестве средств различные методы, формы, приемы (диспуты, дебаты, тренинги, метод проектов, проблемные ситуации, игры и т. д.); использование знаний и формирования умений и отношений, обеспечивающих позитивное взаимодействие с представителями разных этносов в разных сферах жизнедеятельности.
Проектирование модели процесса формирования этнической толерантности школьников-подростков, начинается с рассмотрения вопроса цели педагогического процесса. Иерархия педагогических целей, как считает В.С. Ильин, должна отражать структуру личности, а происхождение целей выражать логику и уровни развития
ее интегративных свойств. И.А. Колесникова считает, что педагогические цели должны быть направлены на формирование рефлексивного, творческого, нравственного отношения личности к собственной жизни в соотнесении с жизнью других людей [4].
Проектирование модели процесса формирования этнической толерантности, нацелено на повышение степени целостности и уровней сформированности этнической толерантности школьников-подростков. При этом под моделью процесса формирования этнической толерантностью понимаем динамическую структуру, раскрывающую способ связи состояний процесса, в котором предыдущее определяет следующее за ним во времени состояние; это определенная последовательность этапов процесса, обеспечивающая количественные и качественные изменения свойств личности, причем переход от одной части к другой осуществляется благодаря усложнению целей процесса и используемых средств развития личности [6].
Проектирование процесса формирования этнической толерантности школьников-подростков осуществляется на основе аксиологического подхода, который способствует утверждению приоритета общечеловеческих ценностей. С позиций этого подхода этническая толерантность становится частью системы ценностных отношений современной личности, что позволяет формировать этническую толерантность как ценностную ориентацию личности, помогает личности усвоить систему общечеловеческих ценностей, осуществляющей осознанный выбор своего поведения и поступков в разнообразных жизненных ситуациях, не переступая при этом общечеловеческих, общезначимых ценностей. Аккумулирует те смысловые категории аксиологии (ценности, ценностные ориентации), регулирующие отношения между людьми и приводят к пониманию толерантного отношения, толерантного сознания, толерантного поведения на основе усвоения социокультурных ценностей (сопереживание, содействие, сочувствие, сотрудничество и т. д.), трансформирующихся как в индивидуальное, так и социальное поведение людей [3]. Взаимодействие человека с миром и людьми позволяет ему не только актуализировать имеющиеся у него внутренние потенциалы, но и восполнить их в структурном, содержательном, ценностном, смысло-
вом плане. Как известно, каждый человек имеет специфические национальные, общественные по своей природе, происхождению и функциям духовно-нравственные устои, так называемые ценностные ориентиры, призванные «задать» личности программу деятельности и поведения, в том числе и по отношению к другому человеку, другой народности, нации, другой материальной и духовной культуры. В этнической толерантности неразрывно связаны субъективно-личностные элементы, выражающие внутренний план отношения личности к представителям других этносов, и объективно-практические действия, которые личность должна выражать в отношениях с данной категорией людей.
Эффективность аксиологического подхода в процессе формирования этнической толерантности школьников-подростков увеличивается при максимальном использовании аксиологического потенциала личности.
Проектирование модели процесса формирования этнической толерантности школьников-подростков направлено на формирование высокого уровня этнической толерантности как личностного качества школьников-подростков, учитывая его возрастные особенности. Успешному достижению данной цели способствует решение ряда задач:
- формирование знаний в области взаимодействия представителей различных этносов;
- перевод этих знаний в личностно значимые ценностные ориентации и, развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинства других;
- формирование умений толерантного взаимодействия школьников-подростков с представителями разных этносов, а также умений выхода из конфликтных ситуаций;
- развитие коммуникативных умений, укрепляющих социальные связи между представителями разных этносов;
- проведение психолого-педагогических диагностик, с целью определения эффективности реализации программы по формированию этнической толерантности школьников-подростков.
Обоснование и реализация модели процесса формирования этнической толерантности отвечает следующим требованиям:
- соответствовать объективной логике становления и развития исследуемого качества, носить этапный характер, отражающую место
постепенность, непрерывность и преемственность становления качества личности;
- носить целостный характер в аспекте «этническая толерантность», предполагающий проектирование и реализацию всей последовательности: изучение исходного состояния - постановка целей и задач (включая задачи не только формирования, но и собственно исследовательские);
- отбор и конструирование системы средств (отвечающих по составу иерархии особенностям конкретного этапа процесса формирования этнической толерантности и возможностям их в формировании данного ценностного качества личности) - применение этой системы, включая коррекцию процесса по ходу анализа результатов;
- носить целостный характер в аспекте «динамической структуры процесса», отражаемый последовательную смену этапов и стадий процесса, устремленных на формирование этното-лерантности школьников-подростков, с помощью задач, системы средств их решения, условий эффективного достижения результатов.
Основная мысль формирующего эксперимента заключается не только в достижении ценностного отношения и позитивного взаимодействия школьников-подростков с представителями других этносов на основе сотрудничества и взаимопонимания, но также и в пополнении, углублении и расширении и систематизации знаний подростков в области полиэтнического взаимодействия, придание этим знаниям личностной ценностной значимости, ценностного восприятия культурных, религиозных различий между людьми, уважительного отношения этим реалиям жизни.
Анализ литературы по проблеме исследования позволил определить, что одним из условий, способствующим эффективному формированию этнической толерантности является совместная деятельность школьников-подростков, имеющая значимый смысл, позволяющей проявлять ценностное отношение к тем или иным явлениям. Для этого используются разнообразные формы урочной и внеурочной работы с использованием разных методов и средств, содержательная сторона которых способствует формированию этнической толерантности, проявляющаяся во взаимоотношениях и поступках. Эффективность совместной деятельности как средства формирования этнической толерантно-
сти зависит от установки школьников на совместную работу, от совместного планирования, осуществления и подведения итогов совместной деятельности. Совместная деятельность позволяет увлечь школьников общим делом, снять межличностную напряженность во взаимоотношениях детей, раскрываются достоинства каждого школьника, выявляются проблемы взаимоотношений, поведения. Школьники учатся находить компромиссы, приходить к единому мнению, анализировать свою деятельность и других, нести ответственность за свои действия.
В соответствии с логикой формирования этнической толерантности как личностного качества определено три этапа процесса формирования данного личностного качества, способствующие продвижению школьников-подростков на более высокий уровень сформированности этнической толерантности, раскрывающих характер процессуально-динамических изменений личности и нелинейность ее качественных преобразований. При этом выделенные этапы, отличаются друг от друга преследуемыми целями, использованием методов и приемов, а также динамикой в уровнях сформированности и в повышении этнической толерантности школьников-подростков. Реализация целей и задач этапов процесса формирования этнической толерантности школьников-подростков требует правильно подобранных средств, необходимых для решения той или иной цели или задачи.
1. Ознакомительный этап процесса формирования этнической толерантности школьников-подростков направлен на обогащение личностного опыта школьников-подростков, раскрытие содержательного аспекта этнической толерантности, на становление целостной картины этнического многообразия мира со своими особенностями и проблемами взаимодействия представителей разных этносов.
Воплощение возможно при реализации задач: раскрыть многообразие мира, национальностей, их особенностей; стимулирование интереса к истории развития этнического многообразия региона; дать представление о проблемах межэтнических и межконфессиональных конфликтах, причинах их возникновения; формирование целостного представления об этнической толерантности, ее видах, о качествах толерантной личности; способствовать осознанию необходимости ориентации школьников-
подростков на человеческие ценности в выборе форм поведения.
Применяются методы обучения и воспитания, способствующие формированию этнической толерантности школьников-подростков:
- обсуждения, диспуты, дебаты («Мысли великих», «Глобализация общества: плюсы и минусы», «Каково, оно многообразие культур?», «Мировые конфессии», «Национальная принадлежность - необходима в нашем мире?», «Толерантность ... Она нужна?..», и т. д.), т. е. информирование учащихся о причинах своеобразия и уникальности национальных культур;
- тренинги («Знакомство», «Шагни в круг», «Рассказ от имени национального блюда», «Чемодан в дорогу» и т. д.), сориентированные на восприятие и принятие «других» такими, какие они есть; тренинги, направленные на осмысление общечеловеческих ценностей в повседневной жизни подростков, приобретают опыт эмоционального переживания ситуаций;
- игры, (спортивные, народные «Охота на кита», «Жмурки», «Лапта», ролевые «Законы для.», «Встреча миров» и т. д.), содействующие позитивному восприятию школьников-подростков представителей других национальностей;
- проблемные ситуации («Возьми мое тепло», «Комплименты», «Не в своих санях», «Оценочный листочек» и т. д.) ориентированные на поиск решения конфликтных ситуаций, возникающих в реальном межэтническом взаимодействии (конфликтные ситуации определены на основе анализа психолого-педагогической литературы);
- экспресс-интервью, сочинения-размышления («что такое толерантность?», «мое отношение к тем, кто так не похож на меня...», «как живется (украинцам, башкирам, казахам, таджикам) в нашем регионе» и т. д.)
- метод сравнений на основе проблемных ситуаций;
- совместная деятельность (организация и проведение праздников с элементами национальных традиций и обычаев, конкурса «кухни мира» и т. д.).
В качестве приоритетной формы на данном этапе избрана групповая работа школьников с элементами самостоятельного творческого изучения материала по вопросу, что предоставляет школьникам возможность получать разнообразную информацию не только самостоя-
тельно, но и от одноклассников, работающих в другой группе. Это также проверить и уточнить собственные представления и взгляды школьников на рассматриваемые события и факты, и при этом развивать свои умения и навыки применять имеющиеся знания в процессе совместной деятельности с представителями другой национальности, так же обсуждая с сверстниками интересующие вопросы.
Эмпирические методы исследования позволили определить направление работы рефлексивного этапа.
2. Рефлексивный этап предполагал достичь осознания школьниками-подростками личностной значимости усвоенных понятий; создание условий для овладения ценностными ориента-циями, рефлексии; овладение приемами коммуникативного диалога и сотрудничества в полиэтническом взаимодействии.
Ценностная составляющая этого этапа формирования этнической толерантности проявляется в осознании уникальной ценности Другого, отличного своими особенностями, необходимости взаимодействия с ним на основе сотрудничества и понимании, уважении его особенностей, осознания необходимости взаимодействовать с Другим. Личностные смыслы связывались с осознанием и пониманием «значи-мости-для-меня» представителей разных этносов и взаимодействия, с ними.
Решались следующие задачи: формирование уважительного отношения к представителям разных этносов и вероисповедания, к их культурам; дать представления о нормах и правилах поведения при взаимодействии представителей разных этносов; развивать позитивное мировосприятие на сферу взаимодействия представителей разных этносов (уважительное отношение не только к своей нации, сравнение культурных особенностей разных народов, солидарность с народами, уважение к национальному достоинству).
Основными средствами формирования эт-нотолерантности остаются обсуждение, дискуссии, дебаты («И на солнце есть пятна.», «Кто она, толерантная личность?», «Мораль и нравственность», «На чем основывается оценка поведения людей?», «Культурные традиции: зачем они нужны?», «Наука, культура в лицах», «Пословицы и поговорки народов мира» и т. д.), передающие знания, которые в свою очередь
содействуют формированию представлений и понятий, суждений и, наконец, взглядов о культурных различиях и сходствах разных этносов, конфессий, о вкладе каждой в развитии культуры мира. Ценностные ориентации - это своего рода результат глубокого усвоения знания, прошедшего не только через мысль, но и через чувства и волю личности. Диспуты способствуют формированию умению слушать оппонента, понимать, что существуют разные точки зрения, и убеждение в том, что именно в столкновении взглядов устанавливается истина. Одним из важнейших условие диспута - откровенность, гласность при освещении негативных явлений и анализ их причин.
Следовательно, задействовались средства, влияющие на эмоциональную сферу. Также использовались тренинги («В зазеркалье», «Проход сквозь группу», «Броуновское движение» и т. д.), которые ориентировали школьников-подростков на бесконфликтное взаимодействие с представителями других этносов. Использовались незаконченные истории («Живая картина», «нужно ценить и уважать другие народы,
потому как.....», «Все люди нуждаются в добром
к себе отношении, т. к. ...», «Люди не принадлежащие моей культуре, на мой взгляд...», «ответственность за себя и других, приносит мне.», «ценность «Мы» и ценность «Я», в чем взаимосвязь... » и др.), содержащие моральную дилемму, затрагивающую проблему полиэтнического взаимодействия, и необходимые для принятия школьниками-подростками правильного решения. Используются специально созданные ситуации («Найди причину возникшей ситуации», «Продумай последствия после.», «Ассоциации», «Предложи выход из ситуации», «Осмысли правила», «Особенности общения других народов» и т. д.), моделирующие реальность, в которой мог бы оказаться каждый. Что позволяет не только обогатить личный опыт, но и научиться адекватно оценивать сложившиеся обстоятельства, приобретая опыт взаимодействия с представителями разных этносов. При этом происходит расширение собственного мировосприятия, обогащение внутренней культуры личности ценностными ориентациями в социуме. Смоделированные ситуации также стимулируют интерес к получению новых знаний.
3. Преобразующий этап процесса формирования этнической толерантности школьников-
подростков направлен на совершенствование этнической толерантности школьников-подростков как личностного качества.
Осуществлению способствует решение ряда задач: совершенствование собственной рефлексивной деятельности в области взаимодействия, в том числе и с представителями других этносов; закрепление поступков и действий, способствующих решать различные конфликтные ситуации; организация совместной деятельности детей, направленная на позитивное взаимодействие школьников-подростков с представителями разных этносов.
Для решения этих задач отбирались средства, вовлекающие в процесс принятия решений в реальных жизненных ситуациях: кейс-метод, применение которого в процессе формирования этнической толерантности позволило активизировать процессы познания в области полиэтнического взаимодействия. Диспуты, дебаты («Поступок? Что это?», «Сделал что-то не так.», «Нарушил договор и утратил доверие» и т. д.), способствуют не только формированию культуры ведения дискуссий, но изменению нравственной стороны поведения детей. Осознавая существование разных точек зрения, при столкновении взглядов устанавливается истина. Но при этом надо научиться уметь отстаивать свое мнение, проявляя при этом уважение к оппоненту. Проведение «круглых столов», использование метода проектов, цель которых развивать у школьников-подростков умения и навыки межэтнического взаимодействия на основе этнической толерантности, поддерживать позитивные переживания в познании других этносов и обогащать личностный опыт общения школьников-подростков с представителями разных этносов.
На этом этапе активно применялись различные игры («Декларация совместного развития», «Тропа доверия», «Путешествие по пустыни»), совместная деятельность (турпоход, организация природоохранной деятельности детей, проведение спортивных состязаний и т. д.). В ходе совместной деятельности применялись практические упражнения и ситуации, позволяющие обогащать коммуникативные умения школьников-подростков: умения открыть партнера на общение, поддерживать партнера в ходе общения, соучаствовать партнеру в процессе общения.
Таким образом, спроектированный процесс формирования этнической толерантности представлен в модели - искусственно созданной среде, в которой по мере реализации допускается корректировка в использовании методов, при-
емов, способствующих эффективности данного процесса, неизменными остаются цель и задачи процесса формирования этнической толерантности школьников-подростков.
15.01.2013
Список литературы:
1. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. - М. : Педагогика, 1989. - 192 с.
2. Ильин, В. С. Формирование личности школьника (целостный процесс) / В. С. Ильин. - М. : Педагогика, 1984. - 144 с.
3. Кирьякова, А. В. Аксиологическая парадигма современного университетского образования / А. В. Кирьякова // Высшее образование сегодня. - 2011. - № 1. - С. 19-21.
4. Колесникова, И. А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии / И. А. Колесникова. - СПб. : СПбГУПМ, 1999. - 242 с.
5. Крутецкий, В. А. Психология подростка / В. А. Крутецкий, Н. С. Лукин. - М. : Просвещение, 1965. - 316 с.
6. Сериков, В. В. Личностно-ориентированное образование / В. В. Сериков // Педагогика. - 1994. - № 5. - С. 16-21.
7. Юдина, О. И. Формирование этнической толерантности в поликультурном пространстве / О. И. Юдина // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 4 - С. 237-243.
Сведения об авторе:
Юдина Оксана Ивановна, доцент кафедры общей педагогики Оренбургского государственного
университета, кандидат педагогических наук 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 2436, тел. 8 (3532) 372576, е-шаИ: [email protected]
UDC 37.091.3:39:316.647.5:373-053.6 Yudin8 O.I.
Orenburg state university, e-mail: [email protected]
DESIGN MODEL FOR THE FORMATION OF ETHNIC TOLERANCE OF TEENAGE PUPILS
This article deals with the problem of the formation of ethnic tolerance. Revealed a sequence of design models for the formation of ethnic tolerance school adolescent age-appropriate. Stages of formation of ethnic tolerance, the objectives, tasks, methods of formation of the personal quality at every stage.
Key words: ethnic tolerance, the design, the model of the formation of ethnic tolerance.
Bibliography:
1. Bespalko, V. P. The terms of educational technology / V. P. Bespalko. - M. : Education, 1989. - 192 p.
2. Ilyin, V. S. Formation of the schoolboy (the whole process) / V. S. Ilyin. - M. : Education, 1984. - 144 p.
3. Kiryakova, A. V. axiological paradigm of modern university education / A. V. Kiryakova // Higher Education Today. - 2011. -№ 1. - P. 19-21.
4. Kolesnikova, I. A. Educational reality in the mirror reflection mezhparadigmalnoy / I. A. Kolesnikov. - St. : SPbGUPM, 1999. - 242 p.
5. Krutetskiy, V. A. Adolescent psychology / V. A. Krutetskiy, N. S. Lukin. - MA : Education, 1965. - 316 p.
6. Serikov, V. V. Personality-oriented education / V. V. Serikov // Pedagogy. - 1994. - № 5. - P. 16-21.
7. Yudina, O. I. Formation of ethnic tolerance in a multicultural space / O. I. Yudina // Siberian pedagogical magazine. -2008. - № 4. - P. 237-243.