Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕОРИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА ДЛЯ ТЕХНИКИ (КОМПОЗИЦИИ)'

ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕОРИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА ДЛЯ ТЕХНИКИ (КОМПОЗИЦИИ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
79
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКА / ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / КОМПОЗИЦИЯ / ТЕХНИК / ПРОИЗВЕДЕНИЕ / НАВЫК

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сюй Цянь

В статье анализируются теоретические основы изучения музыки и композиции. Рассказывается взаимосвязь музыкального и технического развития. Описываются основные принципы технического развития. Создание музыки или композиция - это творческий процесс, который должен базироваться на теории музыки. Структура произведения имеет чёткую логику построения. Некоторые шедевры мировой классики буквально рассчитаны математически. Не случайно в Древней Греции музыка входила в ряд математических наук. Теория музыки имеет дело с анализом музыкального произведения, со «строительными блоками» музыки и закономерностями работы с ними. Теория музыки понимается и как предмет обучения, цель которого - приобретение навыков, необходимых для исполнения и понимания музыки. Основные категории теории музыки - мелодия, гармония, контрапункт (полифония), форма. Музыкальная теория обладает определенным логически выстроенным и словесным аппаратом понятий, определений позиций и мыслей. Следовательно, формируется пласт знаний - терминология и номиналогия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF THE THEORY OF MUSICAL ART FOR A TECHNICIAN (COMPOSITION)

The article analyzes the theoretical foundations of the study of music and composition. The interrelation of musical and technical development is described. The basic principles of technical development are described.Creating music or composition is a creative process that should be based on music theory. The structure of the work has a clear logic of construction. Some masterpieces of world classics are literally calculated mathematically. It is no accident that in ancient Greece music was included in a number of mathematical sciences.Music theory deals with the analysis of a piece of music, with the “building blocks” of music and the patterns of working with them. Music theory is also understood as a subject of study, the purpose of which is to acquire the skills necessary for performing and understanding music. The main categories of music theory are melody, harmony, counterpoint (polyphony), form. Music theory has a certain logically constructed and verbal apparatus of concepts, definitions of positions and thoughts. Consequently, a layer of knowledge is formed - terminology and nominology.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕОРИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА ДЛЯ ТЕХНИКИ (КОМПОЗИЦИИ)»

Исследование теории музыкального искусства для техники (композиции)

Сюй Цянь,

доцент кафедры Искусство вокального исполнительства, Цзилиньский педагогический университет E-mail: xuqian@jlnu.edu.cn

В статье анализируются теоретические основы изучения музыки и композиции. Рассказывается взаимосвязь музыкального и технического развития. Описываются основные принципы технического развития.

Создание музыки или композиция - это творческий процесс, который должен базироваться на теории музыки. Структура произведения имеет чёткую логику построения. Некоторые шедевры мировой классики буквально рассчитаны математически. Не случайно в Древней Греции музыка входила в ряд математических наук.

Теория музыки имеет дело с анализом музыкального произведения, со «строительными блоками» музыки и закономерностями работы с ними. Теория музыки понимается и как предмет обучения, цель которого - приобретение навыков, необходимых для исполнения и понимания музыки. Основные категории теории музыки - мелодия, гармония, контрапункт (полифония), форма. Музыкальная теория обладает определенным логически выстроенным и словесным аппаратом понятий, определений позиций и мыслей. Следовательно, формируется пласт знаний - терминология и номиналогия.

Ключевые слова: музыка, исполнительство, композиция, техник, произведение, навык.

Фонд проекта: образовательные науки провинции Цзилинь 2021 «четырнадцать пять» проект «интегрирование национальной музыки в студентов комплексных стратегий воспитания» ^И21150))

Контракт на книгу контрактов для исследовательского проекта гуманитарного общества при гиллине: JJKИ20220454SK Название проекта: «Красные песни интегрируются в изучение стратегии идеологического и политического образования в высших учебных заведениях»

Введение. Основной мыслью научных исследований данного направления является положение о том, что современный мир находится в центре глобализационных процессов. Исследование тенденций в образовании показало, что одной из главных является тенденция к развитию поли-культурализма. Воспринимая эту тенденцию как одну из основных, важным становится подражание культурному разнообразию мирового образования. Результатом данного процесса должно стать реформирование музыкального образования на принципах поликультурализма. В таком аспекте музыкальное образование становится обязательным.

Объем второго направления исследований поликультурного музыкального образования за рубежом сконцентрирован на аспекте музыкального образования Западной Европы и США. Виды исследований в основном отражены в двух направлениях:

- изучение и внедрение западных поликультурных музыкальных концепций в образование, доктрин и методов опыта, чтобы всесторонне понять значение поликультурного музыкального образования и применить опыт западных ученых;

- использование метода сравнительного изучения музыкального образования для сравнения зарубежного поликультурного музыкального образования с китайским, чтобы учителя музыки могли организовывать просветительскую роль [1].

Третье направление касается разработки концепции реализации поликультурного музыкального образования в России. Научные исследования в данной области охватывают широкий спектр особенностей, исследуют вертикальные и горизонтальные взаимосвязи. С вертикальной точки зрения объект исследования включает внедрение музыкального образования в образовательную практику (дошкольное, начальное, среднее и высшее образование), с горизонтальной - объем исследований включает подбор учителей, выбор учебников и методов обучения в системе музыкального образования.

Четвертое направление характеризует наследственность народной музыкальной культуры в поликультурном музыкальном образовании. Большинство этих исследований подтверждают концепцию поликультурного музыкального образования и подчеркивают, что народная музыкальная культура должна занимать доминирующую роль в поликультурном музыкальном образовании, где также необходимо делать акцент на изучении местной музыкальной культуры [2].

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

и

см см о см

Основная часть. Анализ литературы показывает, что педагоги-музыканты должны помнить, что процессы восприятия музыкального произведения во многом зависят от различных факторов, индивидуальных особенностей слушателя, его общего и музыкального развития, жизненного опыта, интересов, склонностей, типа высшей нервной деятельности, социальная среда (радио, телевидение, концерты), а также установки на восприятие. Под установкой здесь понимается состояние психики в целом, зависящее от потребностей слушателя, задач его деятельности, условий, в которых она протекает, жизненного и слухового опыта воспринимающего музыку.

На занятиях важно создать позитивное отношение к восприятию музыкального произведения. Оно может состоять из различных факторов, например организационных: люди слушают музыку в атмосфере, близкой к атмосфере концертного зала, процесс восприятия и исполнения любого произведения возникает из тишины и заканчивается тишиной;

методических: исполнитель предполагает прослушивание музыки точно сформулированным вопросом - проблемой, предлагает ряд словесных характеристик музыки, из которых нужно выбрать наиболее соответствующий образу этой композиции, и так далее.

Музыкальное восприятие композиции характеризуется определенными свойствами.

1. Эмоциональность. Основное свойство полноценного музыкального восприятия - это переживание красоты музыкального образа, чувств и мыслей, пробуждаемых музыкой. Технически композиция должна быть построена на эмоциональности восприятия. Слушая музыку, человек должен проникнуться эстетической стороной музыки, замечать и осознавать ее красоту. Основным носителем эмоционального содержания музыки является ритмическое начало. Поэтому, уделяется большое внимание движениям под музыку. Эмоциональности восприятия способствует метод размышлений о музыке, реализация принципа связи музыки с жизнью.

2. Осмысленность. Это свойство восприятия основано на развитии музыкального мышления слушателей композиции. Все операции музыкального мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение) касаются музыкальных образов, средств музыкальной выразительности. Осмысленности способствует и метод размышлений о музыке, который исключает преподнесение готовых знаний.

3. Целостность и образность композиции. Целостность является характерным свойством всякого восприятия. Человек воспринимает любой предмет как нечто целое. Это же относится и к музыкальному восприятию. Музыкальное произведение воспринимается как целостный образ, возникающий в результате сложного единства средств музыкальной выразительности. Целостность восприятия - это выразительное переинтонирование и восприятие национальной принадлежности, сти-

ля композитора. Для развития у слушателя целостности и образности восприятия используется образная и поэтическая речь самого создания композиции при рассказе и беседе об эпохе, композиторе, истории создания произведения.

4. Ассоциатиавность. И.П. Павлов считал ассоциации универсальным явлением психической жизни человека. Музыка может вызывать у слушателей разные ассоциации-образные, зрительные, смысловые, а также чисто музыкальные. Ассоциации возникают непроизвольно и зависят от личности слушателя.

5. Избирательность и константность. Избирательность восприятия проявляется в умении слышать выразительность интонаций и проследить за развитием мелодий, музыкальных тем. В музыкальном восприятии константность характерна не для первичного восприятия, а для процессов узнавания музыки [3].

Разберем, как надо развивать технику чтобы она не только не препятствовала, но и помогала яркому, свободному выражению музыки. Основная цель технического развития - обеспечить условия, при которых технический аппарат будет способен лучше выполнить необходимую музыкальную задачу.

Далее эти условия должны привести к полному и беспрепятственному подчинению двигательной системы, музыкальной воле исполнителя во всех ее тончайших проявлениях, причем подчинению автоматическому. Назначение музыкальной воли - управлять исполнительным процессом, а технического аппарата - подчиняться музыкальной воле. Оба эти процесса с первых шагов обучения должны находиться в полном единстве. Исходя из этого, в практике преподавания всякий игровой прием, навык не может быть абстрактным, а должен быть обоснован музыкальным выражением, точно также каждый музыкальный образ, характер звука необходимо увязать с соответствующей формой игровых движений.

На каких же принципах следует развивать пианистический аппарат, чтоб создать наиболее благоприятные технические условия для выражения музыки?

1. Гибкость и пластичность аппарата

2. Связь и взаимодействие всех ее участков при ведущих живых и активных пальцах.

3. Целесообразность и экономия движений.

4. Управляемость техническим процессом.

5. Звуковой результат (как необходимый итог)

[4].

Заключение. Восприятие музыки и ее техника исполнения - это активный процесс, требующий внимания слушателя. Способствует развитию воображения и воли.

Двигательные реакции на изменения характера, темпа, регистра, динамики, фактуры способствуют формированию музыкального мышления по отношению к его эмоциональному восприятию. Если слушатели слышат высокохудожественную музыку, они накапливают опыт переживания

и осознания, ценные в художественном плане интонации музыки разных эпох и стилей, они формируют основу музыкального вкуса.

Практический метод в развитии музыкального восприятия также очень важен. Чтобы слушатель глубже прочувствовал характер музыки, активно пережил свои впечатления, необходимо сочетать восприятие музыки с практическими и техническими действиями, помогающими ему как бы «пропустить музыку через себя», выразить во внешних проявлениях свои переживания.

В восприятии музыки у человека присутствуют музыкальные и внемузыкальные представления, активное воображение. Воображение обогащает все эстетические проявления.

Все составляющие музыкально - эстетического сознания: интерес к музыке, ее эмоциональный опыт, мышление, воображение, вкус - тесно взаимосвязаны. При формировании эстетического отношения к музыке невнимание к одному из них негативно скажется на результатах. Формирование принципов музыкального мышления позволяет слушателям адекватно и творчески воспринимать музыкальные образы.

Литература

1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. завед. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Прометей, 2020. - 502 с. -BN978-5-907244-51-1 (с. 166).

2. Иванченко, Г.В. Психология восприятия музыки. - М.: Смысл, 2021. - 253 с.

3. Ребенок М.Н. Теоретические основы межкультурного взаимодействия субъектов в музыкальном образовании // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики.

Серия: Гуманитарные науки. - 2017. - № 6. -С.111-114.

4. Bielawski, L. Strefowa teoria czasu i jej znaczenie dla antropologii muzycznej. Krakyw: PWM, 2019. -228 p.

RESEARCH OF THE THEORY OF MUSICAL ART FOR A TECHNICIAN (COMPOSITION)

Xu Qian

Jilin Normal University

The article analyzes the theoretical foundations of the study of music and composition. The interrelation of musical and technical development is described. The basic principles of technical development are described.

Creating music or composition is a creative process that should be based on music theory. The structure of the work has a clear logic of construction. Some masterpieces of world classics are literally calculated mathematically. It is no accident that in ancient Greece music was included in a number of mathematical sciences. Music theory deals with the analysis of a piece of music, with the "building blocks" of music and the patterns of working with them. Music theory is also understood as a subject of study, the purpose of which is to acquire the skills necessary for performing and understanding music. The main categories of music theory are melody, harmony, counterpoint (polyphony), form. Music theory has a certain logically constructed and verbal apparatus of concepts, definitions of positions and thoughts. Consequently, a layer of knowledge is formed - terminology and nominology.

Keywords: music, performance, composition, technique, work, skill. References

1. Abdullin E.B., Nikolaeva E.V. The theory of music education: a textbook for students. higher ped. textbook manager - 3rd ed., Rev. and additional - M.: Prometheus, 2020. - 502 p. - IS-BN978-5-907244-51-1 (p. 166).

2. Ivanchenko, G.V. Psychology of music perception. - M.: Meaning, 2021. - 253 p.

3. Child M.N. Theoretical foundations of intercultural interaction of subjects in music education // Modern Science: Actual Problems of Theory and Practice. Series: Humanities. - 2017. - No. 6. -S. 111-114.

4. Bielawski, L. Strefowa theory czasu i jej znaczenie dla antropologii muzycznej. Krakyw: PWM, 2019. - 228 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.