Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕОРИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА ДЛЯ ТЕХНИКА (КОМПОЗИЦИИ)'

ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕОРИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА ДЛЯ ТЕХНИКА (КОМПОЗИЦИИ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
40
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКА / ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / КОМПОЗИЦИЯ / ТЕХНИК / ПРОИЗВЕДЕНИЕ / СХЕМА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сюй Цянь

Статья рассматривает вопрос исследования теории музыкального искусства для композиции. Раскрывается основная сущность термина «теория музыкального искусства» в рамках композиционной техники. Основными выводами исследования является раскрытие понятия теории искусства музыки и ее взаимосвязь с композиционными техниками исполнения. Искусство - совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. Объектом исследования данной статьи является теория музыкального искусства. Предмет исследования - процесс формирования теории музыкального искусства для техника (композиции). Производится анализ теории музыкального искусства в соответствии с историческими и философскими особенностями. Теоретические аспекты музыкального искусства построены благодаря определенным терминам. Кроме этого они тесно связаны с творческим началом, которое создается талантливыми музыкантами. В музыке закреплен социокультурный опыт, который отражается в «общественной памяти», данный опыт объединяет различную музыку в семиотические системы, где закреплены закономерности национального музыкального мышления. Такие системы музыкальной культуры направлены на то, чтобы выразить духовное содержание деятельности общества с помощью способности символизировать социокультурные явления и наделять их определенным смыслом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF THE THEORY OF MUSICAL ART FOR A TECHNICIAN (COMPOSITION)

The article considers the issue of studying the theory of musical art for composition. The main essence of the term “theory of musical art” within the framework of compositional technique is revealed. The main conclusions of the study are the disclosure of the concept of the theory of the art of music and its relationship with compositional performance techniques.Art is a set of industrial, social and spiritual achievements of people.The object of research of this article is the theory of musical art.The subject of the study is the process of forming the theory of musical art for a technician (composition). The analysis of the theory of musical art is carried out in accordance with historical and philosophical features. The theoretical aspects of musical art are constructed thanks to certain terms. In addition, they are closely connected with the creative beginning, which is created by talented musicians.The socio-cultural experience is fixed in music, which is reflected in the “public memory”, this experience combines various music into semiotic systems, where the patterns of national musical thinking are fixed.Such systems of musical culture are aimed at expressing the spiritual content of society’s activities with the help of the ability to symbolize socio-cultural phenomena and endow them with a certain meaning.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕОРИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА ДЛЯ ТЕХНИКА (КОМПОЗИЦИИ)»

Исследование теории музыкального искусства для техника (композиции)

Сюй Цянь,

доцент кафедры «Искусство вокального исполнительства», консерватория, Цзилиньский педагогический университет E-mail: xuqian@jlnu.edu.cn

Статья рассматривает вопрос исследования теории музыкального искусства для композиции. Раскрывается основная сущность термина «теория музыкального искусства» в рамках композиционной техники. Основными выводами исследования является раскрытие понятия теории искусства музыки и ее взаимосвязь с композиционными техниками исполнения. Искусство - совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей.

Объектом исследования данной статьи является теория музыкального искусства.

Предмет исследования - процесс формирования теории музыкального искусства для техника (композиции). Производится анализ теории музыкального искусства в соответствии с историческими и философскими особенностями. Теоретические аспекты музыкального искусства построены благодаря определенным терминам. Кроме этого они тесно связаны с творческим началом, которое создается талантливыми музыкантами. В музыке закреплен социокультурный опыт, который отражается в «общественной памяти», данный опыт объединяет различную музыку в семиотические системы, где закреплены закономерности национального музыкального мышления. Такие системы музыкальной культуры направлены на то, чтобы выразить духовное содержание деятельности общества с помощью способности символизировать социокультурные явления и наделять их определенным смыслом.

Ключевые слова: музыка, исполнительство, композиция, техник, произведение, схема.

Фонд проекта: образовательные науки провинции Цзилинь 2021 "четырнадцать пять" проект "Интегрирование национальной музыки в студентов комплексных стратегий воспитания' ^Н21150)). Исследовательский проект развития молодежи 202^у-115

Введение. Наука настоящего времени способна охватить каждую сферу деятельности человека, разгадывая тайны законов природы и социума. Музыкальное искусство по праву является одним из самых таинственных, древнейших и интересных объектов знания. Издревле люди, занимающиеся музыкой высоко ценились обществом. Для искусства важны определенные источники и атмосфера, из которой черпается вдохновение [1].

Музыкальное искусство способно оказывать воздействие на социокультурную жизнь человека, на становление его эмоций, отношения к внешнему миру. Слушая различные музыкальные произведения человек способен переживать и осознавать свое отношение к тому или иному событию, усваивать художественные образы и информацию [2].

В процессе организации эстетического воспитания необходимо обращать внимание на тот факт, что само по себе эстетическое воспитание понимается как система, направленная на объединение соответствующих сил, факторов и элементов для обогащения личности.

Музыка - это феномен культуры, который несет в себе определенную смысловую и информативную нагрузку. Через музыку проявляются особенности какой-либо культуры; в ней проявляются культурные стили, художественные эпохи, со своим особенным духовным содержанием.

Основная часть. Композиционная часть музыки имеет определенную технику исполнения и теоретические составляющие. Под теорией композиции мы понимаем грамотную и изящную подачу музыкальной мелодии. Другими словами техникой мы называем правильное расположение нот на записи. Композиция в музыке отвечает за то, чтобы она состояла из определенных элементов, которые составляют ее целостность. Для целостной составляющей необходим непосредственно композитор (автор) и его творческое произведение. Автор дает произведению жизнь, в которой оно способно существовать без него самого. Для каждой мелодии характерны определенные приемы, известные непосредственно композитору. Знание их является обязательной составляющей творчества. Создание мелодии - это высший дар, который не дается просто так. Музыкант всегда имеет в своем распоряжении музыкальные техники различной сложности [3].

Ядром музыкальной культуры выступает музыкально-эстетическое сознание, складывающееся во всех разновидностях музыкальной деятельности в процессе овладения им определенными знаниями, навыками и умениями. В музыке закреплен социокультурный опыт, который отра-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

U

см а>

жается в «общественной памяти», данный опыт объединяет различную музыку в семиотические системы, где закреплены закономерности национального музыкального мышления.

Восприятие музыкальных композиций и техники их исполнения требует активной умственной деятельности, развития воображения, эмоциональной восприимчивости, способности к соотношению художественного произведения с действительностью и с собственным внутренним миром, способностью к осмыслению произведения в целом. Только при условии понимания мира искусства, оно войдет в сознание, как открытие прекрасного и духовного мира, станет источником формирования ценностных критериев.

Каждое восприятие любого предмета, явления является сложным процессом, в котором участвуют различные органы чувств [4].

Техника написания музыкальных произведений существует одновременно в трех плоскостях: прошлом, настоящем и будущем. Настоящая музыка - это та, которая принимается слушателем прямо сейчас. Прошлая музыка - та, которая уже полюбилась и принята слушателями. А будущая формируется в переживаниях настоящего и прошлого времени.

Советский музыковед В. Цуккерман предлагает следующую классификацию основных слушателей:

1) те, кому не интересна музыка, которые могут слушать ее лишь на заднем фоне;

2) Те, кто ориентирован на музыку лишь в качестве развлечения;

3) Те, кто преисполнился народной музыкой;

4) Те, кто имеет интерес и к легкому прослушиванию на фоне, но также имеет понимание «сложной» музыкальной композиции;

5) Те, кто знает толк в музыке и имеет теоретическую и иногда практическую базу [5].

Заключение. Композиция в музыкальном искусстве представляет собой взаимосвязь компонентов выразительной системы. У каждого композитора имеется определенная схема создания своих произведений, которая организует творческое пространство. Данная схема также может организовывать хронологический порядок развития произведения. Каждый композитор имеет собственный взгляд на истинное звучание своего творения. Он делает записи в рабочем дневнике или на различных цифровых носителях.

Музыкальное искусство не рождает конкретных зримых образов действий и поступков (в отличие от визуальных художественных рядов). Однако восприятие музыкальных образов, как правило, вызывает волнение, и оно часто намного сильнее того, что возникает во время восприятия литературных или пластических художественных рядов.

Литература

1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе:

учебник / Е.В. Николаева, Э.Б. Абдуллин. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Прометей, 2013. - 432 с. - ISBN 978-5-7042-2430-3.

2. Иванова Л.Н. Музыкально-эстетическая культура личности: сущность и составляющие компоненты / Л.Н. Иванова // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2012. - С. 3

3. Лобова Л.Г. Специфика и закономерности восприятия музыки [Электронный ресурс] / Л.Г. Лобова // АНИ: педагогика и психология. 2019. № 2 (27). С. 133-136 URL: https://cyber-leninka.ru/ article/n/spetsifika-i-zakonomernosti-vospriyatiyamuzyki (дата обращения: 22.02.2022).

4. Мороз, Т.И. Эстетика и теория искусства [Текст]: практикум для обучающихся по направлению подготовки 53.03.06 «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство», профили подготовки «Менеджмент музыкального искусства», квалификация выпускника «Менеджер музыкального искусства. Преподаватель»; «Музыкальная педагогика», квалификация выпускника «Преподаватель». Форма обучения: очная / Т.И. Мороз; Кемеровский государственный институт культуры. - Кемерово: КемГИК, 2017. - 52 с.

5. Muzical instruvents of the WORD. Sterling Publishing Co., Inc. New York, 1976. Minsk, 2001. 319 p.

RESEARCH OF THE THEORY OF MUSICAL ART FOR A TECHNICIAN (COMPOSITION)

Xu Qian

Jilin Normal University

The article considers the issue of studying the theory of musical art for composition. The main essence of the term "theory of musical art" within the framework of compositional technique is revealed. The main conclusions of the study are the disclosure of the concept of the theory of the art of music and its relationship with compositional performance techniques.

Art is a set of industrial, social and spiritual achievements of people. The object of research of this article is the theory of musical art. The subject of the study is the process of forming the theory of musical art for a technician (composition). The analysis of the theory of musical art is carried out in accordance with historical and philosophical features. The theoretical aspects of musical art are constructed thanks to certain terms. In addition, they are closely connected with the creative beginning, which is created by talented musicians.

The socio-cultural experience is fixed in music, which is reflected in the "public memory", this experience combines various music into semiotic systems, where the patterns of national musical thinking are fixed.

Such systems of musical culture are aimed at expressing the spiritual content of society's activities with the help of the ability to symbolize socio-cultural phenomena and endow them with a certain meaning.

Keywords: music, performance, composition, technique, work, scheme.

References

1. Abdullin E.B. Theory and practice of musical education in general education school: textbook / E.V. Nikolaev, E.B. Abdullin. -2nd ed., corrected. and additional - M.: Prometheus, 2013. -432 p. - ISBN 978-5-7042-2430-3.

2. Ivanova L.N. Musical and aesthetic culture of personality: essence and constituent components / L.N. Ivanova // Bulletin of the Kazan State University of Culture and Arts. - 2012. - P. 3

3. Lobova L.G. Specificity and patterns of music perception [Electronic resource] / L.G. Lobova // ANI: Pedagogy and Psychology. 2019. No. 2 (27). pp. 133-136 URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/spetsifika-i-zakonomernosti-vospriyatiyamuzyki (date of access: 02/22/2022).

4. Moroz, T. I. Aesthetics and theory of art [Text]: workshop for students in the direction of training 53.03.06 "Musicology and mu-

sical and applied art", training profiles "Management of musical art", graduate qualification "Manager of musical art. Teacher"; "Music Pedagogy", graduate qualification "Teacher". Form of education: full-time / T.I. Freezing; Kemerovo State Institute of Culture. - Kemerovo: KemGIK, 2017. - 52 p. 5. Musical instruments of the WORD. Sterling Publishing Co., Inc. New York, 1976. Minsk, 2001. 319 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.