Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕОРИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА'

ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕОРИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
547
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ МУЗЫКИ / ИСТОРИЯ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ФИЛОСОФИЯ / ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД / ТВОРЧЕСТВО / МЕТОДОЛОГИЯ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ПРАКТИКА / МНОГОСЛОЙНОСТЬ / ЭВОЛЮЦИЯ МУЗЫКИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сюй Цянь

Объектом исследования является теория музыкального искусства. Предметом исследования является процесс создания и исторического формирования теории музыкального искусства. Особое внимание уделено анализу теории музыкального искусства через призму исторического и философского аспектов, с указанием методов, особенностей, основных вопросов касаемых теории музыкального искусства. Проводится анализ термина теория под влиянием таких смысловых значений как: практика, творчество, исполнительство, техника, история, дидактика, эмпирия, философия, эстетика и знание. Формируется основное значение и сущность термина «теория музыкального искусства». В статье были использованы такие методы исследования как анализ, сравнение, классификация и аналогия.Выводы исследования содержат в себе раскрытие сущности теории музыкального искусства, ее логическую взаимосвязь с историческим компонентом, а также учетом звуковой специфики музыки как науки. Теория музыкального искусства содержит в себе не только специфический ряд терминов, но и рождает настоящее творчество, созданное талантливыми личностями, которое можно наблюдать в виде художественных произведений.Новизна исследования состоит в том, что в ходе написания статьи раскрыта многослойность теории музыкального искусства, определены основные особенности, а также выделены исторические основы формирования теории музыкального искусства. Практическая значимость исследования состоит в том, что данный материал может быть использован в качестве базы для методических разработок, а также в качестве научной основы для дальнейшего исследования создания и формирования теории музыкального искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF THE THEORY OF MUSICAL ART

The object of the research is the theory of musical art. The subject of the study is the process of creation and historical formation of the theory of musical art. Special attention is paid to the analysis of the theory of musical art through the prism of historical and philosophical aspects, indicating the methods, features, and main issues related to the theory of musical art. The term theory is analyzed under the influence of such semantic meanings as: practice, creativity, performance, technology, history, didactics, empiricism, philosophy, aesthetics and knowledge. The main meaning and essence of the term “theory of musical art” is being formed. The article used such research methods as analysis, comparison, classification and analogy. The conclusions of the study contain the disclosure of the essence of the theory of musical art, its logical relationship with the historical component, as well as taking into account the sound specifics of music as a science. The theory of musical art contains not only a specific set of terms, but also gives rise to real creativity created by talented individuals, which can be observed in the form of works of art. The novelty of the research lies in the fact that in the course of writing the article, the multilayered theory of musical art is revealed, the main features are identified, and the historical foundations of the formation of the theory of musical art are highlighted. The practical significance of the research is that this material can be used as a basis for methodological developments, as well as as a scientific basis for further research into the creation and formation of the theory of musical art.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕОРИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА»

Исследование теории музыкального искусства

Сюй Цянь,

доцент кафедры «Искусство вокального исполнительства», Цзилиньский педагогический университет E-mail: xuqian@jlnu.edu.cn

Объектом исследования является теория музыкального искусства. Предметом исследования является процесс создания и исторического формирования теории музыкального искусства. Особое внимание уделено анализу теории музыкального искусства через призму исторического и философского аспектов, с указанием методов, особенностей, основных вопросов касаемых теории музыкального искусства. Проводится анализ термина теория под влиянием таких смысловых значений как: практика, творчество, исполнительство, техника, история, дидактика, эмпирия, философия, эстетика и знание. Формируется основное значение и сущность термина «теория музыкального искусства». В статье были использованы такие методы исследования как анализ, сравнение, классификация и аналогия.

Выводы исследования содержат в себе раскрытие сущности теории музыкального искусства, ее логическую взаимосвязь с историческим компонентом, а также учетом звуковой специфики музыки как науки. Теория музыкального искусства содержит в себе не только специфический ряд терминов, но и рождает настоящее творчество, созданное талантливыми личностями, которое можно наблюдать в виде художественных произведений.

Новизна исследования состоит в том, что в ходе написания статьи раскрыта многослойность теории музыкального искусства, определены основные особенности, а также выделены исторические основы формирования теории музыкального искусства. Практическая значимость исследования состоит в том, что данный материал может быть использован в качестве базы для методических разработок, а также в качестве научной основы для дальнейшего исследования создания и формирования теории музыкального искусства.

Ключевые слова: теория музыки, история, музыкальное искусство, философия, исторический метод, творчество, методология, музыкальная практика, многослойность, эволюция музыки.

Проект Фонда социальных наук провинции Цзилинь, тема «Исследование истории современного вокального искусства в провинции Цзилинь», номер проекта: 2020^94

«Музыкальная культура относится к числу чрезвычайно сложных образований, в котором переплетаются эстетические, психологические, социальные, коммуникативные и иные направления. Эта множественность связана с особыми параметрами воздействия ее основы - музыки. Музыка входит в число искусств, наиболее древних и распространенных в человеческой культуре. Она характеризуется как "вид искусства, отражающий действительность в звуках, художественных образах и активно воздействующих на психику человека. Музыка способна передавать эмоциональные состояние людей, а также выражать связанные с чувствами идеи общего плана» [1].

Основой музыки является звук, который лишен смысловой конкретности слова, не воспроизводит фиксированных, видимых картин мира. Но при этом он специфическим образом организован и имеет интонационную природу. Именно интонация делает музыку звучащим искусством, вбирая в себя многовековой речевой план, ритмику и др. Музыка отличается рядом особенностей, принадлежащим именно ей и отличающей ее от других видов искусства - это гармония, полифония, композиция, ритм.

«Музыка как вид искусства обладает чрезвычайной выразительностью и разнообразием, так как предметом ее отражения является все богатство внутреннего мира человека. Множество ученых, обращающихся к исследованию особенностей музыки, обращали внимание на пластические свойства, заключенные в ней. Гегель подчеркивал, что музыка "представляет собой подлинное средоточие того изображения, которое как своим содержанием, так и своей формой субъективно. Естественно, что музыка предельно насыщена субъективными аспектами, по сути своей она обращена не только к конкретному человеку, но особому состоянию, актуальному для него именно сейчас. В силу этого она может быть расценена как фрагментарно-субъективная константа, которая во-первых соответствует типу конкретного человека, а во-вторых, накладывается на его, существующее в настоящий момент, настроение. Однако, подобные наблюдения не дают право расценивать музыку только в субъективном ключе, так как это приводит к субъективизму в оценивании всего музыкального искусства, лишая его отражающего начала. В этом случае сам музыкальный образ может расцениваться лишь как эстетство отдельных личностей, выключенных из социального звучания, что достаточно неверно» [2].

Актуальность изучения феномена теории музыкального искусства» заключается не только в необходимости теоретического осмысления его

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

я, но и понимания основ и особенностей его развития с точки зрения исторических и философских начал.

Понятие теория может подразумевать собой различные значения, которые не всегда совпадают с друг другом. На рис. 1 отмечено, что понятие теория может трактоваться как практика, творчество, исполнительства, дидактика и даже философия.

Рис. 1. Смысловые значения термина «теория»

Рассмотрим термин «теория» с точки зрения музыковедческих смыслов:

1. «Теория-Практика». Теория включает в себя все, что не исполняет и не сочиняет музыку, включая историю музыки, музыкальный фольклор, музыкальную критику, музыкальную социологию;

2. «Теория музыки - история музыки». «Теория, рассматриваемая в историческом аспекте, изучает становление музыки как науки в конкретном временном периоде.)» [3]

3. «Теория - творчество». Теория, рассматриваемая в аспекте творчества, включает в себя выступления на концертах, сочинение музыки, преподавание музыки и т.д.

4. «Теория-эмпирия». Только научное творчество и научная систематика относятся к теории как к науке, а методы обучения, сольфеджио, преподавание в учебных заведениях относятся к элементам эмпиризма.

При проведении сравнительного анализа термина «теория» с другими смежными определениями на основании музыкального аспекта и учетом научных мнений, ниже сформулируем определение теории музыкального искусства.

По мнению Холопова Ю., Кириллиной Л., Кюре-гяна Т., Лыжовой Г. теория музыкального искусства - это «система знаний о сущности явлений и законах музыки» [4]. Исторический аспект теории музыкального искусства заключается в создании музыкальных произведений с участием музыкантов и художественных деятелей, создателей, определяемых временными рамками и придаваемых фактуре определенного жанра, формы и специфики.

о Основываясь на мнении А.Ф. Лосева в древ-Ы нейшей эстетике, «искусство не до конца анали-й зируется как логическая категория, т.е. по свое-~ му смысловому содержанию греки классической ^ эпохи не отличали искусство от природы, творче-

ство от ремесла...»; «античность вообще не знала никакой эстетики как самостоятельной науки.», несмотря на особое развитие представлений о красоте и множество прекрасных памятников искусства. «Первичная дифференциация понятий искусства означает синкретизм «искусства» как художественной деятельности (пение, скульптура, архитектура), так и теории мысли об этом. Следовательно, корень феномена теории также вырастает на основе понятия термина искусство» [5].

В терминологии поэм Гомера (около 4-7 веков до н.э.), «отражающих в чистом виде древнейшую, оригинальную идею искусства, творчество произведений искусства неотделимо от творчества самой жизни. Но даже здесь невозможно говорить о прикладной природе искусства (это означает связь с термином «неприкладное искусство», а такого понятия не было), также невозможно говорить об отражении действительности искусством (что также возможно при условии, что есть искусство, которое ближе к жизни или более отдалено от нее)» [6]

Таким образом, «древняя наука не вычленяла из общего понятия специфическое - теория музыки - таково ее начало и первоначальное становление. Более того понятие «теории» не вычленялось и для применения его к искусству вообще. С современной точки зрения этот факт представляется чрезвычайно полезным, предупреждающим против нынешнего суждения понятия теории музыки для прикладного и тем самым не способного служить современным задачам музыкальной теории» [7].

Историческая эволюция концепций теории музыкального искусства, сложившаяся в глубокой древности, обусловлена изменением предмета, который интерпретирует теория музыки. Отправной точкой эволюции является древнее понимание причин возникновения Вселенной и введение через прием числовых пропорций в «божественную гармонию мира».

В эпоху Нового времени, особенно начиная с 18 века, традиционный предмет теории музыки был оставлен. «Звучащее число», в пифагорейско-платоническом понимании, вместо идеального числа, числовой пропорции, такой как Finalis музыкального интервала, появилось новое явление - обертоны, рассматриваемые как «изображение естественного порядка музыкальных интервалов» [8].

Поставив человека и природу на традиционное «место бога, теория неизменно понизила и сузила свое значение и постепенно забывая о своем месте в философских науках» [9], достигнула уровня педагогического технологизма, достигнув наконец современного статуса теории музыкального искусства.

С учетом вышесказанного можно представить феномен «музыкальной теории» в многослойно-сти смыслов его как понятия.

Рассмотрим особенности теории музыкального искусства [10]:

1. При любом рассмотрении концепции теории музыки необходимо представить теорию во взаимодействии с музыкальным искусством, которое она предполагает.

2. Специфическим предметом теоретического изучения являются логические законы музыки, исторически выявленные в процессе ее эволюции.

3. Специфический метод теории музыки - научное исследование и систематическое изложение законов музыки

4. Ценность и жизнеспособность теории музыки заключается в ее содействии музыкальной практике (разделение музыки в целом - ради ее усиления за счет взаимного усиления компонентов)

5. Взаимосвязь между историей и теорией музыки среди других научных областей, с одной стороны, важность для «науки о музыке» живого смысла музыкальной практики, а с другой стороны, отнесение некоторых частей теории музыки к ответвлению других наук: философии, психологии, музыкальной терапии и т.д.

Многослойность теории музыкального искусства подразумевает в ней наличие компонентов [11]:

1. Онтологизация исторически специфической системы художественных ценностей, предполагающая ощущение художественной специфики искусства. Например, если теория 19 века воспринимает более старую музыку (15-16 вв.) как нечто безвозвратно ушедшее в прошлое, то, например, для русского композитора и пианиста Танеева И.С., музыка равна эпохи строгого письма равна по ценности произведениям классиков.

2. Формирование общей эмпирической основы теории путем сознательного или непроизвольного выбора для изучения определенного круга явлений музыкальной практики. Таким образом, музыка-объект превращается в предмет изучения этой теории.

3. Музыкальная теория обладает определенным логически выстроенным и словесным аппаратом понятий, определений позиций и мыслей. Следовательно, формируется пласт знаний - терминология и номиналогия. Терминология понимается как установленный, специально оформленный объем содержания понятия, подходящего для данного предмета, вместе со словом, обозначающим его. Нумерология относится к объяснению имен, то есть слов, обозначающих термины. Внешнее выражение терминологической системы - это аспект продумывания и систематизации понятия, постижения сути изучаемых теорий, явлений [12].

4. Обязательным слоем теоретических знаний является классификация и систематика предметов музыкальной теории. При этом учитывается как логика науки (формальная), так и художественная логика искусства - предмет теории. Традиционная формальная логика позволяет нам получать знания из того, что уже доступно, это наука о законах и правилах нашего мышления в процессе получения дедуктивных знаний. Формальная

логика основана на элементарных формах мышления: суждении, умозаключении, понятии.

5. Рассмотрение теории музыкального искусства с точки зрения единого комплекса функционально связанного и централизованного целого, образующего музыкально-теоретическую систему. Последовательность является неотъемлемой частью всей концепции теории, благодаря ей наука представляет собой целый блок знаний.

6. осмысление и обоснование явлений музыки на базе более глубоких и более общих законов. «К таковым могут относиться, например, философские теоретические закономерности. По сути никакая подлинная теория музыки не обходится без явной или подразумеваемой философской фундированности. Не может строиться теория и без учета философской методологии» [13].

«Философско-методологические установки эстетики и современная наука о человеческой деятельности и восприятии послужили плодотворной основой музыковедам для анализа специфики музыкального искусства и его структуры, понимаемой как - единораздельная цельность, то есть как диалектически противоречивое единство пространственно-временной организации музыкального произведения[5].

«Среди кардинальных проблем музыкального искусства проблема становления, расцвета и «распадения» классической или реалистической образности в музыкальном искусстве является центральной и определяющей, так как именно художественный образ (в любом виде искусства) является носителем основных - гносеологических, эстетических и социальных функций искусства. Однако прежде чем говорить об этапах или исторической типологии образов в музыке, необходимо показать его структуру или специфическую особенность, определяемых функциональной и языковой природой музыкального искусства или характером природного материала, посредством которого выражается его идеальная значимость и содержание в целом» [14].

«Как и другие виды искусства, музыка своей предпосылкой имеет освоение природной стихии, в данном случае- звуков, в результате чего эти звуки стали воплощением или выражением человеческого смысла, его эмоций и чувств, а также опосредованно носителями информации о предметах и явлениях внешнего мира, то есть знаками. На первых порах предметно-информационные функции звуков выступали как сигналы о внешнем мире или о внутренних состояниях человека и по ассоциации эти звуки-сигналы вбирали в себя свойства их предметов-источников, становились самостоятельными и воспринимались как предметы с определенными пространственными координатами и свойствами (благодаря вызываемым ими зрительным и осязательным ощущениям)» [15].

Основным вопросом теории музыкального искусства является ее связь с музыкальной практикой. Этот вопрос можно рассматривать с двух

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

U

см со

точек зрения. С одной стороны, теория является идеальным отражением реалий музыки и искусства. С другой стороны, теория как идеальная ментальная модель музыки предстанет в образе чего-то самостоятельного, ценного, автономного элемента, музыка в этом аспекте характеризуется как «среда обитания», сенсорная оболочка феномена теории музыки.

Основной методологической установкой теории музыкального искусства является история музыкальной теории, которой свойственно не саморазвитие идей, а отражение в области науки общих закономерностей музыкального искусства как одной из форм социального познания.

В заключении исследования теории музыкального искусства дадим наиболее полное определение теории музыкального искусства - это созерцание всего пути развития музыки от поиска ее генетического кода до звуковой специфики музыкального произведения. Процесс построения теории музыкального искусства отражается не только в наличии терминологии и фиксации определенного порядка вещей, но и в художественном создании музыкальных произведений

Литература

1. Клюев А.С. Что есть музыка? Часть 2. Строение музыки [Электронный ресурс] /А. С. Клюев // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. 2016. № 3 (224). С. 1-5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chto-est-muzyka-chast-2-stroenie-muzyki (дата обращения: 01.12.2021).

2. Лобова Л.Г. Специфика и закономерности восприятия музыки [Электронный ресурс] / Л.Г. Лобова // АНИ: педагогика и психология. 2019. № 2 (27). С. 133-136 URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/spetsifika-i-zakonomemosti-vospriyatiya-muzyki (дата обращения: 22.02.2022).

3. История музыки: учеб.-метод. пособие /сост. О.Н. Никитина. Ижевск: Изд-во «Удм.ун-т», 2011. 108 с.

4. Холопов Ю., Кириллина Л., Кюрегян Т., Лы-жов Г., поспелова р, Ценова В. Музыкально теоретические систем: Учебник для историко-теоретических и композиторских факультетов музыкальных вузов. М., 2006-632 с.

5. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т. 1. Ранняя классика, М., 1963, С. 85.

6. Грушко Г.И. Эпохи музыкальной истории в парадигме цикличности [Электронный ресурс] / Г.И. Глушко// Sciences of Europe. 2017. № 11-1 (11). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/epohi-muzykalnoy-istorii-v-paradigme-tsiklichnosti (дата обращения: 22.02.2022).

7. Бахтизина Д.И. Музыка в контексте космогонических представлений древних мыслителей / Д.И. Бахтизина, Л.Ч. Загитова, Г.М. Сафина// Социально-гуманитарные знания. 2013. № 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzyka-

v-kontekste-kosmogonicheskih-predstavleniy-drevnih-mysliteley (дата обращения: 01.12.2021)

8. Грушко Г.И. Синергетика в истории и теории музыки: проблемы и решения / Г.И. Грушко// НАУ. 2015. № 2-4 (7). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/sinergetika-v-istorii-i-teorii-muzyki-problemy-i-resheniya (дата обращения: 22.02.2022).

9. Мороз, Т.И. Эстетика и теория искусства [Текст]: практикум для обучающихся по направлению подготовки 53.03.06 «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство», профили подготовки «Менеджмент музыкального искусства», квалификация выпускника «Менеджер музыкального искусства. Преподаватель»; «Музыкальная педагогика», квалификация выпускника «Преподаватель». Форма обучения: очная / Т.И. Мороз; Кемеровский государственный институт культуры. - Кемерово: КемГИК, 2017. - 52 с. http://ebooks.kemguki. ru/protected/Musik/2017/M0R0Z9.pdf

10. Пузыревский, А.И. Учебник элементарной теории музыки [Электронный ресурс]: учеб. / А.И. Пузыревский. - Электрон. дан. -Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2018. - 184 с. - URL: https://eJanbook.com/ book/107310. - Загл. с экрана

11. Способин, И.В. Элементарная теория музыки [Электронный ресурс]: учебник / И.В. Способин; под научн. ред. Е.М. Двоскиной. - Электрон. дан. - Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2018. - 224 с. - URL: https://e.lanbook. com/book/102505. - Загл. с экрана

12. Сохор, А.Н. Музыка как вид искусства [Электронный ресурс]: учеб. пособие / А.Н. Сохор. -Электрон. дан. - Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2018. - 128 с. - URL: https://e. lanbook.com/book/107022. - Загл. с экрана

13. The Digital Dilemma: Intellectual Property in the Information Age, National Academies Press, (2000) 364 p.

14. Muzical instruvents of the WORD. Sterling Publishing Co., Inc. New York, 1976. Minsk, 2001. 319 p

15. Bielawski, L. Strefowa teoria czasu i jej znaczenie dla antropologii muzycznej. Krakyw: PWM, 1976.228 p.

RESEARCH OF THE THEORY OF MUSICAL ART

Xu Qian

Jilin Normal University

The object of the research is the theory of musical art. The subject of the study is the process of creation and historical formation of the theory of musical art. Special attention is paid to the analysis of the theory of musical art through the prism of historical and philosophical aspects, indicating the methods, features, and main issues related to the theory of musical art. The term theory is analyzed under the influence of such semantic meanings as: practice, creativity, performance, technology, history, didactics, empiricism, philosophy, aesthetics and knowledge. The main meaning and essence of the term "theory of musical art" is being formed. The article used such research methods as analysis, comparison, classification and analogy. The conclusions of the study contain the disclosure of the essence of the theory of musical art, its logical relationship with the historical

component, as well as taking into account the sound specifics of music as a science. The theory of musical art contains not only a specific set of terms, but also gives rise to real creativity created by talented individuals, which can be observed in the form of works of art. The novelty of the research lies in the fact that in the course of writing the article, the multilayered theory of musical art is revealed, the main features are identified, and the historical foundations of the formation of the theory of musical art are highlighted. The practical significance of the research is that this material can be used as a basis for methodological developments, as well as as a scientific basis for further research into the creation and formation of the theory of musical art.

Keywords: music theory, history, musical art, philosophy, historical method, creativity, methodology, musical practice, multilayering, evolution of music.

References

1. Klyuev A.S. What is music? Part 2. The structure of music [electronic resource] /A. S. Klyuev // NOMOTHETIKA: Philosophy. Sociology. Right. 2016. No. 3 (224). pp. 1-5. URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/chto-est-muzyka-chast-2-stroenie-muzyki (date of access: 12/01/2021).

2. Lobova L.G. Specificity and patterns of music perception [Electronic resource] / L.G. Lobova // ANI: Pedagogy and Psychology. 2019. No. 2 (27). pp. 133-136 URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/spetsifika-i-zakonomernosti-vospriyatiya-muzyki (date of access: 02/22/2022).

3. Music history: study method. allowance / comp. O.N. Nikitina. Izhevsk: Publishing house "Udm.un-t", 2011. 108 p.

4. Kholopov Yu., Kirillina L., Kyuregyan T., Lyzhov G., Pospelova R, Tsenova V. Musical Theoretical Systems: A Textbook for the Historical-Theoretical and Composer Departments of Music Universities. M., 2006-632 p.

5. Losev A.F. History of ancient aesthetics. T.1. Early classics, M., 1963, p.85.

6. Grushko G.I. Epochs of musical history in the paradigm of cy-clicity [Electronic resource] / G.I. Glushko// Sciences of Europe. 2017. No. 11-1 (11). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/

epohi-muzykalnoy-istorii-v-paradigme-tsiklichnosti (date of access: 02/22/2022).

7. Bakhtizina D.I. Music in the context of cosmogonic ideas of ancient thinkers / D.I. Bakhtizina, L. Ch. Zagitova, G.M. Sa-fi-na // Social and humanitarian knowledge. 2013. No. 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzyka-v-kontekste-kosmogonicheskih-predstavleniy-drevnih-mysliteley (Date of access: 12/01/2021)

8. Grushko G.I. Synergetics in the history and theory of music: problems and solutions / G.I. Grushko// NAU. 2015. No. 2-4 (7). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sinergetika-v-istorii-i-teorii-muzyki-problemy-i-resheniya (date of access: 02/22/2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Moroz, T. I. Aesthetics and theory of art [Text]: workshop for students in the direction of training 53.03.06 "Musicology and musical and applied art", training profiles "Management of musical art", graduate qualification "Manager of musical art. Teacher"; "Music Pedagogy", qualification of the graduate "Teacher". Form of education: full-time / T.I. Moroz; Kemerovo State Institute of Culture. - Kemerovo: KemGIK, 2017. - 52 p. http://ebooks. kemguki.ru/protected/Musik/2017/M0R0Z9.pdf

10. Puzyrevsky, A.I. Textbook of elementary music theory [Electronic resource]: textbook. / A.I. Puzyrevsky. - Electron. Dan. -St. Petersburg: Lan, Planet of Music, 2018. - 184 p. - URL: https://e.lanbook.com/book/107310. - Zagl. from the screen

11. Sposobin, I.V. Elementary theory of music [Electronic resource]: textbook / I.V. Sposobin; under scientific ed. E.M. Dvoskina. -Electron. Dan. - St. Petersburg: Lan, Planet of Music, 2018. -224 p. - URL: https://e.lanbook.com/book/102505. - Zagl. from the screen

12. Sohor, A.N. Music as an art form [Electronic resource]: textbook. allowance / A.N. Sohor. - Electron. Dan. - St. Petersburg: Lan, Planet of Music, 2018. - 128 p. - URL: https://e.lanbook. com/book/107022. - Zagl. from the screen

13. The Digital Dilemma: Intellectual Property in the Information Age, National Academies Press, (2000) 364 p.

14. Musical instruments of the WORD. Sterling Publishing Co., Inc. New York, 1976. Minsk, 2001. 319 p.

15. Bielawski, L. Strefowa theoria czasu i jej znaczenie dla antro-pologii muzycznej. Krakyw: PWM, 1976. - 228 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.