Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕОРИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА ДЛЯ ДИДАКТИКИ (ПЕДАГОГИКИ)'

ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕОРИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА ДЛЯ ДИДАКТИКИ (ПЕДАГОГИКИ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
45
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ТЕОРИЯ МУЗЫКИ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / ДИДАКТИКА / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сюй Цянь

Статья посвящена вопросам исследования теории музыкального искусства для дидактики (педагогики). Рассмотрение теории музыкального искусства производится с обозрением теории музыки, составляющей которой она является. Понятие «теория музыки» рассматривается через призму таких смысловых значений, как практика, творчество, исполнительство, техника, история, дидактика, философия, знание, эмпирия, эстетика. Формулируется определение и раскрывается сущность термина «теория музыкального искусства» с точки зрения дидактики (педагогики). Объектом исследования в статье выступает теория музыкального искусства, предметом исследования является формирование теории музыкального искусства для дидактики (педагогики). Отдельное внимание в статье уделяется сложности и особенностям теории музыкального искусства, дидактическим принципам музыкальной педагогики. В выводах исследования раскрыта сущность теории музыкального искусства как системы знаний о музыке и ее законах, раскрывающей закономерности формирования убеждений, приобретения и усвоения знаний, имеющихся в музыкальной теории, определяющей объём и структуру содержания музыкального обучения, а также взаимосвязь теории музыкального искусства и музыкальной педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF THE THEORY OF MUSICAL ART FOR DIDACTICS (PEDAGOGY)

The article is devoted to the research of the theory of musical art for didactics (pedagogy). Consideration of the theory of musical art is carried out with a review of the theory of music, of which it is a component. The concept of «music theory» is considered through the prism of such semantic meanings as practice, creativity, performance, technique, history, didactics, philosophy, knowledge, empiricism, aesthetics. The definition is formulated and the essence of the term «theory of musical art» is revealed from the point of view of didactics (pedagogy). The object of research in the article is the theory of musical art, the subject of research is the formation of the theory of musical art for didactics (pedagogy). Special attention is paid to the complexity and peculiarities of the theory of musical art, didactic principles of musical pedagogy. The conclusions of the study reveal the essence of the theory of musical art as a system of knowledge about music and its laws, revealing the patterns of formation of beliefs, the acquisition and assimilation of knowledge available in musical theory, which determines the volume and structure of the content of musical education, as well as the relationship between the theory of musical art and musical pedagogy.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕОРИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА ДЛЯ ДИДАКТИКИ (ПЕДАГОГИКИ)»

Исследование теории музыкального искусства для дидактики (педагогики)

Сюй Цянь,

доцент кафедры искусство вокального исполнительства, Цзилиньский педагогический университет E-mail: xuqian@jlnu.edu.cn

Статья посвящена вопросам исследования теории музыкального искусства для дидактики (педагогики). Рассмотрение теории музыкального искусства производится с обозрением теории музыки, составляющей которой она является. Понятие «теория музыки» рассматривается через призму таких смысловых значений, как практика, творчество, исполнительство, техника, история, дидактика, философия, знание, эмпирия, эстетика. Формулируется определение и раскрывается сущность термина «теория музыкального искусства» с точки зрения дидактики (педагогики). Объектом исследования в статье выступает теория музыкального искусства, предметом исследования является формирование теории музыкального искусства для дидактики (педагогики). Отдельное внимание в статье уделяется сложности и особенностям теории музыкального искусства, дидактическим принципам музыкальной педагогики. В выводах исследования раскрыта сущность теории музыкального искусства как системы знаний о музыке и ее законах, раскрывающей закономерности формирования убеждений, приобретения и усвоения знаний, имеющихся в музыкальной теории, определяющей объём и структуру содержания музыкального обучения, а также взаимосвязь теории музыкального искусства и музыкальной педагогики.

Ключевые слова: музыкальное искусство, теория музыки, музыкальная педагогика, дидактика, музыкальное обучение, дидактические принципы.

Фонд проекта: образовательные науки провинции Цзилинь 2021 «Четырнадцать пять» проект «Интегрирование нацио-о нальной музыки в студентов комплексных стратегий воспитаем. ния» ^^1150). Контракт на книгу контрактов для исследовательского проекта гуманитарного общества при гиллине: JJKH20220454SK. Название проекта: «Красные песни интегрируются в изучение стратегии идеологического и политического образования в высших учебных заведениях»

Музыкальное искусство является одним из древнейших и самых распространенных в мировых культурах видом искусства, отображающим настоящее в звуках и художественных образах, активно воздействующим на психику человека [1].

Музыкальное искусство - это сложная по своей структуре культура, сочетающая в себе социальные, эстетические, философские, психологические, исторические и прочие элементы. Такая объемность и многогранность объясняется особыми параметрами воздействия музыки - основы музыкального искусства. Основу музыки, в свою очередь, составляет звук: он лишен смысловой определенности слова, не воспроизводит фиксированных, видимых картин мира. Вместе с тем звук специфическим образом организован и имеет интонационную природу, и именно интонация делает музыку звучащим искусством. Музыкальное искусство характеризуется набором особенностей, принадлежащим только музыке и отличающим ее от других видов искусства. К данным особенностям относят гармонию, полифонию, композицию и ритм [2].

Актуальность исследования теории музыкального искусства объясняется необходимостью её теоретического осмысления и постижения её основ, закономерностей и особенностей развития в практических аспектах. Рассмотрение теории музыкального искусства целесообразно во взаимодействии её с теорией музыки, составляющей которой она является.Понятие «теория музыки» имеет различные, не совпадающие друг с другом трактовки: практика, творчество, исполнительство, техника, история, дидактика, философия, знание, эмпирия, эстетика (рис. 1). Отличия смысловых значений велики, в связи с чем имеют место существенные расхождения в объемах и содержании понятия «теория музыки» [3].

Холопов Ю., Кириллина Л., Кюрегян Т., Лы-жов Г., Поспелова Р. и Ценова В. определяют теорию музыкального искусства как систему знаний о сущности явлений и законах музыки [3]. Дидактика является разделом педагогики и теории образования, изучающим проблемы обучения [4]. Исходя из данных трактований, определение понятия «теория музыкального искусства» с позиции дидактики (педагогики) можно сформулировать следующим образом: теория музыкального искусства - это система знаний о музыке и ее законах, раскрывающая закономерности формирования убеждений, приобретения и усвоения знаний, имеющихся в музыкальной теории, определяющая объём и структуру содержания музыкального обучения.

Таким образом, к теории музыкального искусства в смысловом значении «дидактика» право-

мерно отнести музыкальную педагогику, методическое обеспечение, преподавание теории музыки.

Рис. 1. Толкование понятия «теория»

Теория музыкального искусства сложна и характеризуется витиеватой структурой [5]. Это имеет выражение в ряде особенностей:

- общая эмпирическая база теории музыкального искусства формируется путем выбора (случайного или сознательного) для изучения определенного набора явлений музыкальной практики (музыка из объекта превращается в предмет изучения теории).

- теория музыкального искусства имеет логически выстроенный словесный аппарат понятий, определений и убеждений - терминологию и номиналогию. Терминология - это установленный объем содержания понятия, соответствующего конкретному предмету и обозначающему его слову. Номинология - это трактование слов, обозначающих термины. Таким образом, терминологическая система представляет собой механизм систематизации понятий, постижения сущности изучаемых законов и явлений музыкального искусства.

- классификация предметов теории музыкального искусства является неотъемлемым пластом теоретических знаний и учитывает формальную и художественную логики. Формальная логика как наука обеспечивает получение уже имеющихся и доступных знаний посредством суждения, умозаключения и понятия, то есть основных форм мышления; художественная логика является предметом теории.

- теория музыкального искусства рассматривается с позиции единого комплекса, составляющего музыкально-теоретическую систему (последовательность является неотъемлемой частью всей концепции теории, за счет чего наука является единым комплексом знаний).

- сущности и явления музыкального искусства понимаются и обосновываются на базе как общих, так и более углубленных законов (эмпирические, философские, исторические аспекты).

- понимание художественной специфики музыкального искусства предполагает сопоставление с исторической спецификой системы художественных ценностей [6].

Взаимосвязь музыкального искусства и музыкальной педагогики представляет один из основных вопросов исследования теории музыкального искусства. Неотъемлемой частью музыкальной педагогики являются дидактические принципы. Основу музыкального обучения составляют специфические принципы художественной дидактики, поэтому подходы к обучению также должны быть художественно-дидактическими - главным образом, это личностно-ориентированный и деятель-ностный подходы [7].

Важно помнить, что задача обучения и усвоения теории музыкального искусства состоит не в получении музыковедческих знаний, а в развитии интонационного слуха и интонационно-музыкального мышления, поэтому целевым ориентиром педагога является воспитание музыкальности, духовности, индивидуальности и культуры учеников.

Таким образом исследование теории музыкального искусства для дидактики (педагогики) представляется исследованием и совершенствованием системы знаний о музыкальном искусстве и законах музыки, раскрывающей закономерности формирования убеждений, приобретения и усвоения знаний, имеющихся в музыкальной теории, и определяющей объём и структуру содержания музыкального обучения.

Литература

1. Асафьев Б.В. История музыки и музыкальной культуры. (Важнейшие этапы): краткий конспект лекций проф. Б.В. Асафьева. Ленинград: Госуд. воскресн. рабоч. ун-т, 19—. 23 с.

2. Холопова В.Н. Теория музыки: мелодика, ритмика, фактура, тематизм / В.Н. Холопова. СПб.: Лань, 2010. 366 с.

3. Холопов Ю., Кириллина Л., Кюрегян Т., Лы-жов Г., Поспелова Р., Ценова В. Музыкально-теоретические системы: учебник для историко-теоретических и композиторских факультетов музыкальных вузов. М.: Композитор, 2006. 631 с.

4. Педагогика: учеб. пособие для пед. ин-тов / Ю.К. Бабанский, Т.А. Ильина, Н.А. Сорокин и др. / под ред. Ю.К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. 608 с.

5. Способин И.В. Элементарная теория музыки: учебник. СПб.: Планета музыки, 2022. 224 с.

6. Абдуллин Э. Теория музыкального образования: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 030700-Музык. образование / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. М.: ACADEMIA, 2004. 333 с.

7. Гришанович Н.Н. Современные художественно-дидактические подходы в музыкальном образовании // Музыкальное искусство и образование [Электронный ресурс]. URL: https://cyberlen-inka.ru/article/n/sovremennye-hudozhestvenno-didakticheskie-podhody-v-muzykalnom-obrazovanii (дата обращения: 26.10.2022).

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

RESEARCH OF THE THEORY OF MUSICAL ART FOR DIDACTICS (PEDAGOGY)

Xu Qian

Jilin Normal University

The article is devoted to the research of the theory of musical art for didactics (pedagogy). Consideration of the theory of musical art is carried out with a review of the theory of music, of which it is a component. The concept of «music theory» is considered through the prism of such semantic meanings as practice, creativity, performance, technique, history, didactics, philosophy, knowledge, empiricism, aesthetics. The definition is formulated and the essence of the term «theory of musical art» is revealed from the point of view of didactics (pedagogy). The object of research in the article is the theory of musical art, the subject of research is the formation of the theory of musical art for didactics (pedagogy). Special attention is paid to the complexity and peculiarities of the theory of musical art, didactic principles of musical pedagogy. The conclusions of the study reveal the essence of the theory of musical art as a system of knowledge about music and its laws, revealing the patterns of formation of beliefs, the acquisition and assimilation of knowledge available in musical theory, which determines the volume and structure of the content of musical education, as well as the relationship between the theory of musical art and musical pedagogy.

Keywords: musical art, music theory, music pedagogy, didactics, music education, didactic principles.

References

1. Asafiev BV. History of music and musical culture. (The most important stages): a brief abstract of lectures by prof. BV. Asafiev. Leningrad: State. Sunday working un-t, 19—. 23 p. (In Russ.).

2. Kholopova VN. Music theory: melody, rhythm, texture, the-matism / VN. Kholopova. St. Petersburg: Lan, 2010. 366 p. (In Russ.).

3. Kholopov Y., Kirillina L., Kyuregyan T., Lyzhov G., Pospelova R., Tsenova V. Musical-theoretical systems: a textbook for the historical-theoretical and composer departments of music universities. Moscow: Composer, 2006. 631 p. (In Russ.).

4. Pedagogy: textbook. allowance for ped. in-tov / YK. Babansky, TA. Ilyina, NA. Sorokin and others / ed. YK. Babansky. Moscow: Education, 1983. 608 p. (In Russ.).

5. Sposobin IV. Elementary Music Theory: A Textbook. St. Petersburg: Planet of Music, 2022. 224 p. (In Russ.).

6. Abdullin E. Theory of music education: textbook. for university students studying in the specialty 030700-Music. education / EB. Abdullin, EV. Nikolaev. M.: ACADEMIA, 2004. 333 p. (In Russ.).

7. Grishanovich NN. Modern artistic and didactic approaches in music education // Musical Art and Education [Internet]. URL: https://cyberleninka.ru/article/ri/sovremennye-hudozhestvenno-didakticheskie-podhody-v-muzykalnom-obrazovanii (data obrashcheniya: 26 October 2022). (In Russ.).

o d

u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.