Естественно-гуманитарные исследования № 6 (50), 2023_655
10. Уход глобальных AdTech-компаний негативно повлиял на деятельность трети опрошенных участников рынка. URL : https://adindex.ru/news/researches/2023/11/15/317248.phtml (дата обращения 15.12.2023).
11. Купрюшина О.М., Романов А.А. Актуальные вопросы распространения рекламы в сети «Интернет» / О. М. Купрюшина, А.А. Романов // Современная экономика: проблемы и решения. - 2023. - №4(160). - С. 45-57.
12. 12.Королева И.Б., Соколова И.Л. Креативные индустрии в России и мире: состояние, тенденции и проблемы управления развитием / И.Б. Королева, И. Л. Соколова // Baikal Research Journal. - 2022. - Т.13, 3. - С. 14.
13. Рынок digital-агентств: вызовы и перспективы 2023 года. URL : https://www.cossa.ru/trends/325828/#:~:text=% (дата обращения 15.12.2023).
14. Рейтинг рекламных digital-агентств по выручке за 2022 год. URL: https://digitalmarketingclub.ru/rating/agency2022 (дата обращения 15.12.2023).
15. Искусственный интеллект в России - 2023: тренды и перспективы. URL: file:///C:/Users/User/Downloads/YnP%20x%20Yandex_%D0%98%D0%98%20%D0%B2%20%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8_2023%20(80%20%D1%81 %D1%82%D1%80).pdf (дата обращения 15.12.2023).
16. Рубцова Н.В. Экономика и менеджмент в медиаиндустрии / Н.В. Рубцова. - Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2023. - 153 с.
17. Рубцова Н.В., Бабина М.А. Реклама в социальных сетях: исследование воздействия на потребителя в аспекте семиотической парадигмы / Н.В. Рубцова, М.А. Бабина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2021. - Т. 10, № 1 (34). - С. 318-321.
18. Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 347-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе"». URL: https://rg.ru/documents/2021/07/09/izmeneniyaoreklame-dok.html (дата обращения 15.12.2023).
19. Веригина Г.М., Зиновьев А.А. Адаптация компании к системе маркировки Интернет -рекламы в России / Г.М. Веригина А.А. Зиновьев // Вестник Национального института бизнеса. - 2023. - №2(50). - С. 158-166.
20. Демина И.Н. Место и роль коммуникаций в бизнес-процессах / И.Н. Демина // Известия Байкальского государственного университета. - 2012. - № 2(82). - С. 202-206.
21. Демина И.Н. Экономическая массовая коммуникация и ценности «нового» поколения / И.Н. Демина // Известия Байкальского государственного университета. - 2013. - № 1(87). - С. 146-150.
EDN: LEGBNE
А.П. Семина - старший преподаватель кафедры «Управление персоналом», Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва, Россия, [email protected],
A.P. Semina - senior lecturer of the Department of Personnel Management, Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow, Russia;
М.А. Федотова - к.э.н, доцент кафедры «Управление персоналом», Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва, Россия, [email protected],
M.A. Fedotova - candidate of economic sciences, Associate Professor of the Department of Personnel Management, Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow, Russia.
ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КОМАНД:
ИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ RESEARCH OF THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF TEAMS:
HISTORICAL PATH AND CURRENT STATUS
Аннотация. В статье представлен обзор различных исследований в области командообразования, анализ различных подходов и теорий командообра-зования, отмечена суть развития команды, уточнены понятия «команда проекта» и «образовательно-карьерная траектория» на базе понятий, связанных с историей исследования групповых форм организации труда. Авторами показана актуальность изучения вопросов формирования и развития команды в проекте. В эмпирической части статьи авторами составлена таблица различных подходов к толкованию термина «команда», а также вводиться новый термин «образовательно - карьерная траектория команды». Авторами делается вывод о целесообразности изучения вопросов развития команд в проекте, что поможет в развитии различных отраслей промышленности, в том числе ракетно-космической и авиационной. В частности, дальнейшее изучение проблемы поможет повысить производительность труда сотрудников за счет грамотного формирования и развития команды проекта.
Abstract. The article presents a review of various studies in the field of team formation, analysis of various approaches and theories of team formation, the essence of team development is noted, the concepts of "project team" and "educational and career trajectory" are specified on the basis of concepts related to the history of the study of group forms of work organization. The authors show the relevance of studying the issues of team formation and development in a project. In the empirical part of the article the authors make a table of different approaches to the interpretation of the term "team" and introduce a new term "educational and career trajectory of the team". The authors conclude that it is advisable to study the issues of team development in the project, which will help in the development of various industries, including rocket-space and aviation industries. In particular, further study of the problem will help to increase the productivity of employees due to the competent formation and development of the project team.
Ключевые слова: управление персоналом, команда проекта, образовательно-карьерная траектория, коллектив, развитие команды, группа.
Keywords: personnel management, project team, educational and career trajectory, team, team development, group.
В современных условиях санкционных ограничений, а также политики импортозамещения одним из важных направлений развития государства является повышение производительности труда. Формирование и развитие команд - это один из способов использования потенциала человеческих ресурсов. Вопросы командообразования являются актуальными в настоящее время и требуют научно-практического обоснования, что подтверждается различными исследованиями.
Командообразование - один из ключевых факторов, обеспечивающих эффективность работы организации. Исследования в этой области были проведены в зарубежной и отечественной науке, позволившие выявить некоторые универсальные принципы, а также уникальные особенности, свойственные отдельным отраслям. При всей технологичности командообразования как метода управления персоналом подходы к его изучению в зарубежной и отечественной науке различны, что и составляет исследовательский интерес к сравнительному анализу и постановку основной цели данного пункта: осуществить анализ зарубежных и российских современных исследований, посвященных командообразованию (тимбилдингу).
Исследование «Секреты высокопроизводительных команд» (The Secrets of High-Performing Teams), проведенное Колледжем Маркетинга и Управления Университета Калифорнии (UC Berkeley Haas School of Business). В рамках этого исследования было обнаружено, что высокопроизводительные команды характеризуются высокой степенью взаимозависимости между участниками, а также четкими правилами взаимодействия и эффективной коммуникацией.
Исследование «Влияние удовлетворенности работой на производительность женщин-сотрудников банковского сектора», проведенное в России. В рамках этого исследования было выявлено, что успешность профессиональной деятельности сотрудников в банковской сфере напрямую зависит от качества взаимодействия в команде. Результаты исследования подчеркивают необходимость улучшения коммуникации и совместной работы в команде для достижения лучших результатов в банковской сфере.
Исследование «Командная эффективность и удовлетворенность работой в банковской отрасли» (Team effectiveness and job satisfaction in banking industry), проведенное в Индии. В рамках этого исследования было
выявлено, что команды в банковской отрасли, которые имеют высокий уровень эффективности, характеризуются высоким уровнем удовлетворенности работой участников команды, а также сильными лидерскими навыками руководителя команды.
Исследование «Влияние стилей лидерства на работу команды в банковском секторе» (The influence of leadership styles on team performance in banking sector), проведенное в Ливане. В рамках этого исследования было выявлено, что лидерский стиль руководителя команды может оказывать значительное влияние на работу команды в банковском секторе. Например, лидерский стиль, который поддерживает открытую коммуникацию и уважительное отношение к мнениям участников команды, может улучшить работу команды и повысить ее эффективность.
Исследование «Роль совместного обучения в развитии командной работы в банковской отрасли» (The role of collaborative learning in developing teamwork in banking industry), проведенное в Турции. В рамках этого исследования было выявлено, что совместное обучение может повысить эффективность работы команды в банковской отрасли, поскольку это позволяет участникам команды обмениваться знаниями и опытом, а также улучшать взаимодействие и коммуникацию внутри команды.
Обращаясь к анализу современных зарубежных исследований, следует обратить внимание на следующий посыл публикаций - современный бизнес невозможно представить без командной работы. Каждый член команды вносит свой вклад и работает на благо команды.
Зарубежные исследования (А. Гроссе, Д. Лофтеснесс, Д. Кроули, Р. Картрайт и др.) показывают, что успешные команды имеют несколько характеристик. Во-первых, каждый член команды должен понимать свою роль. Он должен знать, что от него ожидается и какой вклад он может внести в достижение общей цели. Во-вторых, у команд должна быть общая цель. Цель должна быть ясной и конкретной, чтобы каждый член команды мог ориентироваться на нее. В-третьих, команды должны иметь хорошо разработанный план действий. Каждый член команды должен знать, какой шаг необходимо предпринять, чтобы достичь общей цели.
Одно из условий успешности команд - это эффективная коммуникация. Каждый член команды должен знать, как связаться с другими членами, чтобы обсуждать идеи, решать проблемы и обмениваться информацией. Коммуникация должна быть открытой и честной, чтобы каждый член команды мог высказать свое мнение без страха осуждения.
Так, А. Гроссе и Д. Лофтеснесс в исследовании «Масштабирование команд: Стратегии создания успешных команд и организаций» провели анализ стратегии поведения руководителя в ситуации быстрого роста бизнеса. Они показали, что руководить быстрорастущей командой - это исключительно сложный опыт, так как современные стартапы с востребованным продуктом приводят к хаотическому развитию организации, а его руководители оказываются не готовы к ловушкам гиперроста. Авторы рассматривают основные стратегии и тактики управления ростом, начиная с одной команды и заканчивая рассмотрением типичных точек масштабирования по мере увеличения размера и сложности команды. А. Гроссе и Д. Лофтеснесс считают, что одним из самых эффективных методов в командообразовании является метод «наставничество - один на один». Важнейшим принципом управления персоналом в командообразовании является грамотно выстроенная мотивация с помощью организационного проектирования и доведение до всех членов команды нужной информации [1].
Д. Кроули в работе «Умные команды: как лучше работать вместе» обращает внимание на то, что эффективность производства определяется лишь эффективностью команды, которую он называет «умная команда». Автор считает, что результативность командного управления определяется личной продуктивностью в команде, а для этого следует выявить причины неэффективного личного поведения. Среди причин сниженной отдачи могут быть самые разнообразные управленческие недочеты, например, «во время собрания: участники опаздывают на собрания, участники прибывают неподготовленными, приглашены не те люди, они не выполняют согласованные действия, повестка дня совещаний и их результаты нечетки» [2, с. 8].
В книге Р. Картрайт «Овладение лидерством в команде» автор особо подчеркнул, что важным фактором в создании успешной команды является лидерство. Лидер команды должен быть эффективным организатором, который может мотивировать и поддерживать своих членов. Он должен быть человеком, которого можно доверять, и его решения должны быть мудрыми и приниматься на основе общественной пользы [3].
Э.Салас, Р.Рико, Дж.Пассмор в «Руководство Уайли Блэкуэлла по психологии командной работы и процессам сотрудничества» выявили, что успешные команды не появляются сразу же - создание команды является длительным процессом, требующим времени и усилий. Тем не менее, если все члены команды работают вместе, согласованно и открыто, они смогут достичь своих целей и стать прекрасным примером командной работы для других [4].
Американские технологии командообразования большой акцент делают на тренингах персонала, что можно увидеть на примере книги С. Дюбруйе и Дж.Флуэр-Лоббан «Руководство по содействию командообра-зованию». Авторы представляют мероприятия по тимбилдингу - это тренинги и упражнения, которые помогают командам добиться сплоченности и решать общие групповые проблемы. Они используются в качестве образовательных инструментов для самых разных людей, групп и организаций. Исследователи утверждают, что тренинги по тимбилдингу предоставляют участникам возможность сочетать индивидуальные таланты и способности с осознанием необходимости развития сотрудничества и доверия внутри группы [5].
Таким образом, в современных зарубежных научных исследованиях показано, что в основе успешной команды лежит не только компетентность и опыт ее членов, но и грамотное распределение ролей, прозрачность
Естественно-гуманитарные исследования № 6 (50), 2023_657
целей и задач, а также наличие четкой системы коммуникаций и обратной связи. Одним из важных выводов зарубежных ученых стало то, что успех команды зависит не только от квалификации индивидов, но и от умения получать максимальную пользу от их взаимодействия. Поэтому данного исследования стало проведение анализа различных подходов и теорий к командной работе.
История возникновения понятия «команда». Термин «команда» пришел в Россию от зарубежных исследователей. В России с 1920-х г. В большей степени использовался термин «коллектив». По мере развития групповых форм организации труда (бригадная форма) все в большей степени начинал использоваться термин «команда», которые обозначал объединение людей, объединенных общими целями и которые эмоционально привязаны друг к другу. Вместе с этим появился термин «тимбилдинг», который как метод укрепления коллектива, возник в давнем прошлом, а как научный термин несколько десятилетий назад, когда компании начали придавать большое значение не только производительности своих работников, но и сотрудничеству между ними. Главной целью тимбилдинга является увеличение мотивации и эффективности команды и создание дружественной атмосферы в коллективе.
Происхождение и первопричины рождения понятия «команда», по-видимому, берут свое начало в человеческих инстинктах. Наши предки для того, чтобы выжить использовали общинный формат общения, где каждый выполнял свою функцию. Примеры слаженного труда можно найти на наскальных рисунках, которые показывают принцип коллективной работы. [6]
Наибольшее влияние на образование команды как организованного персонала возникло в истории промышленной революции. Спецификой великой индустриальной революции явилось возникновение фабричной системы организации труда, подразумевающей переход к механизации производственных процессов, возникновение крупных предприятий, оптимизацию управления на государственном и частнопредпринимательском уровнях, систему общественного разделения труда.
Введение спортивных соревнований между группами рабочих для создания микроклимата группы было предложено Ф. Гилбертом и явилось первой попыткой организации игр на сплочение коллектива.
Старт тимбилдинга можно отнести к 1920-м годам. Большинство ученых склонно считать родоначальником концепции тимбилдинга американского профессора, психолога и социолога Элтона Мэйо (Elton Mayo, 1880-1949), который был автором и основателем Хоторнских экспериментов в 1927-1932 гг. (The Hawthorne Experiments) и начал проводить исследования в области мотивации и продуктивности работников. Он пришел к выводу, что связь между работником и его окружением имеет большое значение, и необходимо создавать комфортабельные условия для работы и улучшать отношения в коллективе. Одним из методов, которые он предложил, был тимбилдинг, который и появился в 1927 году [7].
Активно использовать комплекс игровых методик, объединённых идеей сплочения, команды начали в 40-х годах в Великобритании, Франции и США посредством коллективных спортивных игр. Целью таких игр было сплочение группы под началом знакомых людей для эффективного выполнения общей задачи. Результаты применения игр показали двойную результативность и стали применяться для тренировки военнослужащих [8].
Несмотря на важность тимбилдинга, на протяжении первых десятилетий его использования, методика была несовершенна и не всегда приводила к достаточно заметным результатам. Однако с развитием технологий и науки о людях, тимбилдинг стал более осознанным и наиболее эффективным инструментом для укрепления коллектива.
Сегодня тимбилдинг является неотъемлемой частью многих компаний и организаций, применяется не только для укрепления коллектива, но и для приобретения новых навыков, повышения мотивации и взаимодействия между людьми разного уровня подготовки и опыта. Также тимбилдинг стал необходимым и для улучшения эффективности работы виртуальных команд, которые работают на расстоянии и не могут встретиться лично.
Таким образом, тимбилдинг стал частью культуры современной организации и продолжает развиваться, учитывая современные технологии и подходы. Его цель - создание сплоченной команды, которая работает эффективно и добивается общих целей.
В таблице 1 представлены различные подходы к понятию термина «команда».
Таблица 1 - Различные подходы ученых к толкованию термина «команда»
№ п/п 1 Автор 1 Учебник, научный труд | Определение
Российские ученые-исследователи
1. А.И. Рофе Организация и нормирование труда: учебное пособие / А.И. Рофе. — 2-е изд., стер. — М. : КНОРУС, 2014. — 224 с. — (Бакалавриат). Команда — это группа особым образом организованных людей- единомышленников, активно сотрудничающих друг с другом для достижения намеченных общих целей.
2. О.В. Евтихов Психология управления персоналом: теория и практика. — Спб: Речь, 2010. —319 с. Профессиональная команда - это автономный самоуправляемый коллектив профессионалов, который создается для достижения общей цели, отвечает за результат и способен оперативно, эффективно и качественно решать поставленные перед ним профессиональные задачи
3. А.В. Полковников, М.Ф. Дубовик Управление проектами. Полный курс MBA/ А.В. Полковников, М.Ф. Дубовик. - Москва: Олимп -Бизнес, 2021 - 552 с.: ил. Команда - социальная группа, в которой неформальные отношения между ее членами могут иметь большее значение, нежели формальные, а действительные роль и влияние конкретной личности не совпадать с ее официальным статусом и весом
Зарубежные ученые - исследователи
4. My^HHCKH n. Психология, профессия, карьера. -7 изд. — СПб.: Питер, 2004. —539 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»), с. 310 Команда - это ограниченные социальные объединения, которые работают внутри более масштабной социальной системы (организации) и для которых характерно идентифицируемое членство, а также наличие точно определяемой задачи или их совокупности.
5. Jon Katzenbach and Douglas Smith The Magic of Teams, Harvard Business School Press. - Boston, Mass, 1993 Команда - это небольшое количество человек, имеющие взаимодополняющие навыки, приверженные общим целям, практическим задачам и подходам, в отношении которых они несут ответственность друг перед другом
6. Carl Larson, Frank M J LaFasto Team Work (Newbury Park, Calif.: Sage, 1989) Команда - объединение двух и более людей, которые взаимодействуют и координируют свою работу для достижения конкретной цели
Источник: составлено автором
В работе даны авторские определения терминам «команда», «развитие команды», «команда проекта» и «образовательно-карьерная траектория команды». Команда - группа единомышленников, объединенных общими целями и задачами, несущих ответственность друг перед другом и четко осознающих свою командную роль, имеющих высокий уровень психологической совместимости, умеющих и желающих работать совместно, а также способных максимально использовать свой рабочий потенциал [9].
Команда проекта - совокупность отдельных лиц, объединенных общими ценностями, привлеченных к выполнению работы над общей задачей для достижения целей организации.
Развитие команды - процесс обучения и управления карьерой членов команды для улучшения сплоченности группы и вовлеченности в рабочий процесс с целью повышения эффективности трудовой деятельности.
Образовательно-карьерная траектория команды - это система подходов и методов развития команды по этапам жизненного цикла проекта с целью повышения компетентности всех членов и всей команды в целом с формированием возможности повышения эффективности командной работы при переходе в следующий проект [10].
Методологической основой исследования являются учебники, монографии отечественных и зарубежных ученых по проблемам управления командой, управление проектом и развития команды в проекте. В исследовании использовались системный подход, методы анализа и синтеза, логического сравнения и сопоставления.
Таким образом, командообразование - это один из ключевых аспектов успешной работы коллектива. Вместе с тем, это процесс, требующий постоянного совершенствования и изучения. В зарубежной и отечественной науке существует несколько подходов к изучению командообразования. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Однако, использование всех подходов в комбинации друг с другом позволяет получить более полное представление о том, как управлять и работать в команде, что дает больше шансов на успех и достижение поставленных целей. Большинство исследований делают акцент на прикладной характер исследований командообразования. В большой степени это относится к зарубежным исследованиям. Между тем, и в зарубежной и отечественной науке, особое внимание обращается на качества руководителя и членов команды, что имеет прямое отношение к тому, насколько успешной будет работа команды.
Источники:
1. Grosse Alexander, Loftesness David. Scaling Teams: Strategies for Building Successful Teams and Organizations. - O'Reilly, 2017. - 274 p.
2. Crowley Dermot. Smart Teams: How to Work Better Together. - Wiley, 2018. - 208 p.
3. Cartwright Roger. Mastering Team Leadership. - Macmillan Education, 2002. - 221 p.
4. Salas E., Rico R., Passmore J. (eds.) The Wiley Blackwell Handbook of the Psychology of Team Working and Collaborative Processes. - John Wiley & Sons, 2017. - 614 p.
5. Dubrouillet S., Fluehr-Lobban J. et al. Teambuilding Facilitation Manual. A Guide to Leading and Facilitating Teambuilding Activities. - Pennsylvania State University, 2002. - 72 p.
6. Вышиваная, Е.Н. Исторические аспекты командообразования/ Е.Н. Вышиваная// ЦИТИСЭ. - 2023. - № 1 (35). - С. 131-143.
7. Исхакова М. Г. Тимбилдинг: раскрытие ресурсов организации и личности/ М.Г. Исхакова. - Санкт-Петербург: Речь, 2010. - 256 с.
8. Левин В.В. Team building (тимбилдинг): история, основные цели, идеи и методики/ В.В. Левин // Человек. Экономика. Образование. Культура: современные проблемы теории и практик: Сборник научных докладов ежегодной научно-практической конференции. - Москва: АТИСО, 2019. - С. 292-298.
9. Семина А.П., Федотова М.А. Обзор практики компаний в работе с командами // Экономика, предпринимательство и право. — 2020. — Т. 10. — № 2. — С. 365-376.
10. Семина АП. Влияние командной формы организации труда на эффективность организации. Формирование "Суперкоманды" // Московский экономический журнал. - 2021. - № 11.
EDN: JSXCFZ
В.В. Строев - д.э.н., профессор, ректор, Государственный университет управления, Москва, Россия, [email protected],
V.V. Stroev -Doctor of Economics, Professor, rector, State University of Management, Moscow, Russia;
К.В. Сиренко - магистрант кафедры «Управление персоналом», Государственный университет управления, Москва, Россия, [email protected],
K. V. Sirenko - Undergraduate of Department «Human Resource Management, State University of Management, Moscow, Russia;
А.И. Тихонов - к.т.н., доцент, заведующий кафедрой «Управление персоналом», Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва, Россия, [email protected],
A.I. Tikhonov - Head of Department «Human Resource Management», Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow, Russia.
КОМАНДНЫЙ КОУЧИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЗДАНИЯ ВЫСОКОЭФФЕКТИВНЫХ КОМАНД TEAM COACHING AS A TOOL FOR CREATING HIGH-PERFORMANCE TEAMS
Аннотация. В данной исследовательской работе актуализируется необходимость развития команд, с целью повышения производительности труда, уровня инноваций и формирования конкурентного преимущества организации. Одним из эффективных инструментов развития команд является командный коучинг, который нашел свое распространение по всему миру. Он позволяет создать высокоэффективные команды через глубинную работу, рефлексию, обучение и повышение осознанности всей команды. В статье рассматриваются различные модели командной работы, которые могут быть применимы в ходе командного коучинга. Исследованы полученные результаты, которых достигает команда и организация после прохождения командного коучинга.
Abstract. This research work actualizes the need to develop teams in order to increase labor productivity, the level of innovation and the formation of a competitive advantage of the organization. One of the effective tools for team development is team coaching, which has found its way around the world. It allows you to create high-performing teams through deep work, reflection, learning and increasing the awareness of the entire team. The article discusses various models of teamwork that can be applied during team coaching. The results obtained by the team and the organization after undergoing team coaching were studied.
Ключевые слова: командный коучинг, команда, группа, высокоэффективная команда, развитие команд, фасилитация, командообразование.
Keywords: team coaching, team, group, highly effective team, team development, facilitation, team building.
Введение
Исследование, опубликованное в Harvard Business Review, показало, что время, затрачиваемое руководителями и сотрудниками на совместную деятельность, за последние два десятилетия выросло на 50 % и более, и что во многих компаниях более 75 % рабочего дня сотрудников уходит на общение с коллегами [1]. В связи с этой тенденцией, потребность в командной работе увеличивается в несколько раз. Развитие команд играет критическую роль в успешном бизнесе. Исследования Гарвардского бизнес-колледжа показали, что сотрудники, работающие в команде, обладают большей креативностью, производительностью и мотивацией, чем люди, работающие индивидуально. Участие в командных проектах может мотивировать сотрудников и создать чувство