УДК 338.1
РО! 10.23672/г0964-8771 -3450^
Сикачев Алексей Олегович
кафедра менеджмента
и информационных технологий,
Курский филиал
Финансового университета
при Правительстве Российской Федерации
Aleksei O. Sikachev
Department of Management and Information Technologies Kursk branch
of the Financial University under
the Government of the Russian Federation»
Командообразование
в финансовом менеджменте
Team building in financial management
Аннотация. В статье проведен системно-экономический анализ формирования команд, командообра-зования с уклоном в финансовый менеджмент, стратегию финансовой управляемости компании с учетом цифровой экономики и ее эволюционирующей инфраструктуры. Показано, что командообразование позволяет решать задачи управления и конкурентоспособности компании, а с развитием бизнеса и ростом числа участников, команда становится основным звеном развития бизнеса. Главный вывод -современной цифровой эволюционной экономике необходимо эволюционное управление, в частности, эффективное командообразование и управление. В условиях пандемии COVID-19 следует адаптировать финансовый менеджмент к эволюционным изменениям окружения, добиваясь командной эффективности.
Ключевые слова: управление, команда, финансовый менеджмент, тимбилдинг.
Annotation. The article presents a system-economic analysis of team formation, team building with a focus on financial management, the strategy of financial manageability of the company, taking into account the digital economy and its evolving infrastructure. It is shown that team building allows you to solve the problems of management and competitiveness of the company, and with the development of business and the growth of the number of participants, the team becomes the main link in business development. The main conclusion is that the modern digital evolutionary economy needs evolutionary management, in particular, effective team building and management. In the context of the COVID-19 pandemic, financial management should adapt to the evolutionary changes in the environment, achieving team effectiveness.
Keywords: management, team, financial management, team building.
Тимбилдинг (ТеатВиПСтд, построение команды) - часто используемая категория в бизнесе, экономике. Применяется он при создании повышенной эффективности команды. Используется в практике менеджмента США и Западной Европы с 60-ых годов 20-го века. Идея перенята из спорта, существует большой материал, накопленный зарубежными (например, [1-2]) и российскими (например, [3]) в котором изучены методы формирования, эволюции команд, особенности психологических факторов, влияющих на работу каждого из команды.
Команда - некоторое количество человек, имеющих взаимодополняющие навыки, например, техническая оценка, навыки решения проблем, принятия решений, межличностные и др. Всё это необходимо для осуществления общих целей, каждый из команды должен принимать на себя ответственность за конечный результат.
Команда не считается эффективной, если в ней нет взаимоотчётности, лежащей в основе обязательств и доверия, в той мере, как они не могут возникнуть по принуждению.
По статистике, из новых компаний 80 % в первый год закрываются. Не допустить этого можно, соблюдая принципы подбора эффективной бизнес-команды, эволюции бизнеса. Подобранная команда должна быть компетентной, творческой, хорошо мотивированной и динамичной. Если есть хорошая команда, можно продвигать бизнес, идею, проект.
С развитием бизнеса и ростом вовлеченных в него людей, команда - основное звено развития бизнеса.
Цель формирования команды заключается в укреплении связей с участниками как с членами команды. Это повышает творческий подход, совершенствует оперативную тактику и мотивацию членов команды, разъясняет цели, укрепляет доверие и поддержку каждого.
Существуют следующие этапы командообразо-вания:
1) адаптация, анализ общих задач команды, взаимоинформирование, поиск решения задачи, на этом этапе продуктивность небольшая, члены
команды ещё плохо знакомы, взаимодействия -осторожны;
2) группирование, формирование подгрупп, объединённых по общим интересам и симпатиям, начинается формирование внутригрупповых норм, схем общения всей группы в целом, формируются полноценные взаимоотношения команды;
3) нормализация, завершение командообразо-вания, идентификации достоинств (недостатков) каждого работника, возможностей всей команды;
4) функционирование, этап социально-психологической зрелости и единства, высокой степени продуктивности, ролевая структура команды;
5) роспуск, команду могут покидать заинтересованные в новых вызовах, проектах (например, более интересных, «карьерных»).
Создание слаженной бизнес-команды требует времени и серьезных усилий, от этого зависит конкурентоспособность бизнеса, «экономить» ресурсы на этом не принято.
Существуют условия, снижающие продуктивность группы, мешающие коллективу работать сообща - конфликты подгрупп, неравное распределение командных ресурсов, жёстко формируемые коллективные нормы, ограниченные коммуникации подгрупп, членов коллектива.
Основные подходы командообразования:
1) целеполагающий, осуществляется с помощью консультанта, позволяющего членам команды более эффективно реализовывать командные цели, но иногда возможно неэффективное вмешательство администрации;
2) межличностный, направленный на улучшение отношений, доверия и коммуникаций в команде, поощрение совместной работы, компетентность каждого члена команды улучшает эффективность всей команды;
3) ролевой, с переговорами между членами команды по их ролям, чтобы не перекрывать друг друга, вызывая разногласие в команде.
Часто командообразование применяют в кон-фликтогенных ситуациях, коллективах с частыми разногласиями, конфликтами. Главной целью командообразования является не только сплочение членов команды, но и объединение их компетенций для целевых установок.
Команда нужна для того, чтобы:
1) вырабатывать взвешенные и релевантные решения, результативные и эффективные пути к ним или совершенствования уже разработанных решений;
2) члены команды помогали реализовывать бизнес, развивать ее направления и ниши.
Трансформации бизнес-процессов и команд в условиях пандемии.
Пандемия показала, что лучше всего приспосабливаются к кризисным ситуациям компании, работающие командно, на разных рынках. Пока работники лично взаимодействовали, компании сфокусировались на онлайн-работе. Ситуация показывает, что есть необходимость закрыть свой бизнес, если его поддержка в будущем станет дороже его закрытия.
Например, менеджер турагентства знает, что нет смысла продолжать деятельность, если более полугода бизнес не приносит никакой прибыли, дохода. Но закрытие означает, что есть следующий этап открытия более прибыльного бизнес-проекта. Важно не бояться изменений существующих условий, трансформировать бизнес, менять, совершенствовать стратегию, формат, продукт. Можно всю команду «переключить». Например, проект ЬеагпРгота Chef (США), позволили безработным поварам проводить коучинг онлайн.
В командообразовании бывают и свои ошибки. Важно, как будут реагировать члены команды на них. Многие компании встретились с большими проблемами трансформации, многие поменяли стратегии. Главное - команда должна доверять компании, верить в целедостижение, лидеру.
Лидер должен брать на себя ответственность, создавать комфортную командную атмосферу, четко ставить цели, пояснять позицию, опираясь на способы трансформации бизнеса в условиях пандемии:
1) закрыть бизнес;
2) запланировать подъем после спада пандемии;
3) развивать онлайн-деятельность;
4) создавать новые продукты (товары-услуги);
5) выйти в новые сферы деятельности (освоить новые ниши);
6) перейти к «дистанционнке».
Отметим, в результате проделанного анализа, ключевые моменты формирования команды в финансовом менеджменте (ФМ), эффективного управления и финансами корпорации, и связями с конкурентной («пандемийной») средой.
Цели такой команды:
1 ) анализ, выдвижение гипотез (динамика, структура финансовых ресурсов) по принятию командного решения, управлению финансовой стратегией ФМ;
2) анализ, ранжирование приоритетов ФМ;
3) формирование, актуализация финансовой аналитики;
4) командная идентификация, разработка процедур ФМ ;
5) построение (адаптация) методов (алгоритмов) используемых командой;
6) тренинг, обучение командной финансовой деятельности, ФМ;
7) планирование, мониторинг, контроль, аудит ФМ;
8) принятие командного финансового решения (эффективности ФМ).
Принципы ФМ должны согласовываться со стандартами, например, МСФО, устойчивыми связями с окружением.
Для ФМ следует реализовать взаимосвязанные командно-решаемые задачи, например, допустимых отклонений, адаптивной регуляции. Работа в команде, «друг на друга» - мощная сила. Культура командообразования и командной работы зависит от опыта совместного сотрудничества, участников и руководства, поощрения и признания результатов команды.
Формирование команды - больше, чем общая деятельность, это элемент интеллектуального коллективного капитала компании.
Литература:
1. Carr C. Planning Priorities for Empowered Teams / C. Carr // J. of Business Strategy. 1992. Vol. 13. № 5. Р. 43-49.
2. Fapohunda T.M. Towards Effective Team Building in the Workplace / T.M. Fapohunda // Intern. J. of Education and Research. 2013. Vol. 1. № 4. P. 1-11.
3. Петров С.В. Особенности российского командообразования / С.В. Петров // Бизнес. Образование. Право. 2020. № 4(53). С. 174-179.
Literature:
1. Carr C. Planning Priorities for Empowered Teams / C . C arr // J. of Business Strategy. 1992. Vol. 13. № 5. Р. 43-49.
2. Fapohunda T.M. Towards Effective Team Building in the Workplace / T.M. Fapohunda // Intern. J. of Education and Research. 2013. Vol. 1. № 4. P. 1-11.
4. Petrov S.V. Peculiarities of the Russian team building / S.V. Petrov // Business. Education. Law. 2020. № 4(53). P. 174-179.