Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕХНИКИ КОВРОТКАЧЕСТВА НАРОДОВ СРЕДНЕЙ АЗИИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕХНИКИ КОВРОТКАЧЕСТВА НАРОДОВ СРЕДНЕЙ АЗИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
447
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
Ковроткачество / народы Средней Азии / узоры / производство ковров. / Carpet weaving / peoples of Central Asia / patterns / carpet production.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Исмаилов Г. М., Якоби Э. В., Старенченко Е. С., Сергунина В. Н., Слободенюк А. И.

В данной статье рассматривается ковроткачество народов средней Азии. Проведён анализ ковроткачества как одного из древнейших видов декоративно-прикладного искусства. Описано развитие техники ковроткачества народов Средней Азии и особенности изготовления ковров различных видов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF CARPET WEAVING TECHNIQUES OF THE PEOPLES OF CENTRAL ASIA

This article discusses the carpet weaving of the peoples of Central Asia. The analysis of carpet weaving as one of the oldest types of decorative and applied art is carried out. The development of carpet weaving techniques of the peoples of Central Asia and the peculiarities of the manufacture of carpets of various types are described.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕХНИКИ КОВРОТКАЧЕСТВА НАРОДОВ СРЕДНЕЙ АЗИИ»

ART

ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕХНИКИ КОВРОТКАЧЕСТВА НАРОДОВ СРЕДНЕЙ АЗИИ

Исмаилов Г.М., Якоби Э.В., Старенченко Е.С., Сергунина В.Н., Слободенюк А.И., Матевосян Т.В.

ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет», г. Томск, Россия

RESEARCH OF CARPET WEAVING TECHNIQUES OF THE PEOPLES OF CENTRAL ASIA

Ismailov G., Jacobi E., Starenchenko E., Sergunina V., Slobodenyuk A., Matevosyan T.

Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russia

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматривается ковроткачество народов средней Азии. Проведён анализ ковроткачества как одного из древнейших видов декоративно-прикладного искусства. Описано развитие техники ковроткачества народов Средней Азии и особенности изготовления ковров различных видов. ABSTRACT

This article discusses the carpet weaving of the peoples of Central Asia. The analysis of carpet weaving as one of the oldest types of decorative and applied art is carried out. The development of carpet weaving techniques of the peoples of Central Asia and the peculiarities of the manufacture of carpets of various types are described. Ключевые слова: Ковроткачество, народы Средней Азии, узоры, производство ковров. Keywords: Carpet weaving, peoples of Central Asia, patterns, carpet production.

Земли Средней Азии масштабные, их омывает Каспийское море и окружает Алтайское нагорье, а также Южная Сибирь и горные вершины Тянь-Шань. Эта территория была идеальна для скотоводства поэтому кочевники селились здесь. Средняя Азия — очень древняя цивилизация. И к кореному населению этих земель относят: узбеков, туркменов, каракалпаков, казахов, киргизов, таджиков[2].

Каждый народ приспосабливался по-разному к жизни, поэтому умения друг от друга существенно отличались. Для таджиков, бухарских евреев и узбеков первое место занимала культура и знания различных областей науки, а также строительство городов и земледелие. Поэтому, для них оседлый образ жизни — наиболее подходящий. А вот казахи, киргизы, туркмены и каракалпаки, наоборот, были кочевниками или полукочевниками и связывали свою жизнь со скотоводством. В наши дни все эти народности перешли на некочевой образ жизни, с постоянным местом жительства.

Народы Средней Азии очень трудолюбивы, поэтому живут в достатке. А еще они всегда стремятся к чему-то новому, но не забывают о своих традициях и культуре[1]. В материальной культуре всех среднеазиатских народов отдельное место занимает ковровое искусство. Это отдельная категория прикладного ремесла, которая имеет свои обычаи и традиции. Ковроткачество - это искусство,

имеющее вековую историю[4]. История тканых ковров насчитывает не одну тысячу лет, и поэтому, естественно, в ковроткачестве были свои периоды расцвета и упадка. С давних пор люди украшали жилище коврами. Простые, тканые вручную и плотные куски связанной материи служили не только декоративным целям, но и свидетельствовали о достатке хозяев, а главное — служили надежным способом защиты от холода[7].

Башкортостан справедливо называют заповедником народных художественных промыслов, краем замечательных мастеров. Здесь издавна получили широкое и повсеместное развитие самые различные виды ремесел — художественная обработка металла, резьба по камню и дереву, гончарное производство, ковроткачество, обработка кости, узорное вязание, валяние из шерсти. В экономике горного края в прошлом эти виды ремесел играли и ныне продолжают играть очень важную роль. Народные художественные промыслы приобрели большое значение в экономике и духовной жизни народа.

Туркменские ковры отличает довольно строгий декор и сдержанная цветовая гамма. Как правило, для фона используется ярко-красный цвет, для рисунка — белый, коричневый, оранжевый, желтый и черный цвета.

В качестве материалов использовались лучшие

сорта овечьей и верблюжьей шерсти. А также для ворсовой нити ковра употребляли цветной шелк и бумажную пряжу. Основа центральной композиции туркменских ковров — это так называемый гёль (в переводе с туркменского языка значит «узор, рисунок, узорчик»). Он представляет из себя довольно сложную симметричную фигуру с внутренним орнаментом, часто обрамленную замысловатыми лепестками, крючками, зубцами. Нередко внутренний рисунок гёля делится на четыре части, которые соединяются между собой линиями или решетками. Обычно гёли располагаются в несколько рядов, часто сочетаются с более мелкими мотивами геометрической формы. Согласно некоторым исследованиям, орнамент гёль является изображением тотема данного племени — ковры каждого племени отличают свои неповторимые узоры. Также для туркменских, как впрочем, вообще для среднеазиатских ковров, характерно наличие элемов — широких поперечных полос с орнаментом, расположенных по двум противоположным концам ковра. В старинных ворсовых коврах они были паласными, с середины XIX столетия стали ткаться ворсовыми с определенным узором.

поколения киргизских ткачей вложили своё видение и свой талант в создание различных видов ковров, которые существуют и востребованы сегодня.

о •»• <><

л оТп^т^ : :

ЗоС ■ ■ -

■ Оо*

<г> Щ з

О о.-» 'О о

Рис. 1. Туркменские узоры

Национальная культура входит в наше сознание вместе с генами родителей. И чем раньше мы придем к пониманию и осмыслению культуры своего народа, тем больше проникнется чистотой народных ценностей, тем роднее и ближе она ста-нет[3]. Ковроткачество один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства [8].

Художественные традиции народного коврового промысла необычайно высоки. Ведь у отдельных скотоводческих народов Средней Азии ковроткачество было почти единственным средством удовлетворения эстетических потребностей. Многие

Рис. 2. Туркменский ковер

Киргизские ковры славятся своим высоким качеством. Это обусловлено тонкостью художественных приёмов и техник. Виртуозная техника и художественные народные мотивы придают киргизским ковровым изделиям неповторимое очарование. Что характерно, традиции ковроткачества хорошо развиты у скотоводческих кочевых народов. Это объясняется тем, что в быту ковровые изделия имели важное значение как для киргизов, так и для других кочевых народов. Так как в условиях кочевой жизни не было возможности обустроить свои дома, а юрты кочевников подчас были снабжены лишь самыми необходимыми вещами, то именно ковровые изделия придавали им вид уютного жилища, а также защищали от холода. Они заменяли мебель, использовались при скреплении некоторых частей юрты, служили украшением. Снаружи юрты завешивались ковровой занавесью, а порог загораживали маленьким узким ковриком. Земляной пол юрты устилали мягкими и теплыми кошмами, паласами и коврами. Для хранения утвари использовались специальные ковровые вещевые мешки.

У всех скотоводческих народов Средней Азии ковровые изделия составляют неотъемлемую часть девичьего приданого. По обычаю, придя в дом мужа, девушка должна была обустроить юрту изнутри. В приданое дочерям матери должны были сделать не менее трёх ковров, поэтому перед свадьбой у киргизов, как и у других народов Средней Азии женщины со стороны невесты - самые искусные мастерицы собирались и ткали ковры.

Рис. 3. Киргизские ковры

Нельзя сказать, что ковровые изделия пользовались популярностью только у кочевых народов. Городское население также обустраивало свои дома различными ковровыми изделиями, так как на Востоке не особо была распространена деревянная мебель, то ковры были одной из самых необходимых вещей в доме. У киргизов ковровый промысел не был развит на производственном уровне, они в основном ткали ковры для собственных нужд, но в XIX веке эта ситуация изменилась и сегодня киргизские ковры приобретают широкую известность по всему миру. Среди самых распространённых видов коврового искусства Киргизии, такие как туш кыйиз, ширдак, ворсистые коврики, курак, чий, ала-кыйиз[6].

Ковроделие и изготовление предметов домашнего обихода из войлока известны многим народам Азии и Европы, однако наибольшего развития они получили у кочевых народов. Два близкородственных народа - казахи и киргизы - довели этот вид домашнего ремесла до уровня высочайшего искусства. Как известно, ислам запрещал изображать людей и животных, поэтому вся красота и художественное вдохновение мастериц ручного ткачества воплотились в орнаменте. Термин «орнамент» обозначает - узор (украшение), построенный на ритмическом чередовании и организационном расположении элементов. Орнамент наносился всегда и везде. Исследователи отмечали, что казахи живут как бы в мире орнамента. «Окружающая действительность своеобразно опоэтизирована ими в гамме узоров. Ковры, утварь, посуда, оружие, одежды - все любовно покрывается орнаментом» [5].

Мастера знали, что орнамент оказывает сильное эмоциональное воздействие на человека. Ему свойственно передавать ощущения радости и печали, любви и счастья. Обращаясь к казахскому орнаменту, можно отметить, что почти каждый орнаментальный мотав, рассматриваемый изолированно, в отрыве от композиций а комплексов изделий и сооружений, имеет прямой прототип в более ранних художественных традициях Ближнего Востока, Средиземноморья, Центральной Азии. Выделив и рассмотрев их в сопоставлении с мотивами древних орнаментов, кроме решения частных и локальных вопросов, можно убедиться в

давности и плодотворности культурных контактов, в развитии торговых связей между странами, что, несомненно, наложило отпечаток на развитие декоративно-прикладного искусства казахского народа.

Однако если рассматривать не отдельные элементы и мотивы, а достаточно полные комплексы и ансамбли, то можно заметить, что орнаментальная система казахов обладает ярко выраженной национальной спецификой. Мотивы казахского орнамента чрезвычайно многочисленны, они сохраняют черты разных эпох и стилей не только по форме, но и по технике выполнения. [6] Основные узоры можно разграничить на геометрические, растительные, зооморфные, космогонические, которые применялись на протяжении XVII - начала XX вв. Из сочетания основных узоров образовывалась масса производных.

Казахские ковры делятся на два основных типа: безворсовые и ворсовые. Безворсовые ковры ткут главным образом на вертикальном станке способом переплетения нитей основы с узорной утко-вой нитью. В орнаменте ковра преобладают зооморфные узоры, символы бытовых предметов, геометрические фигуры; изредка также встречаются растительные узоры. Для производства ворсовых ковров обычно используются горизонтальные станки, однако на территории современной Жам-былской области Казахстана получили распространение вертикальные станки. Ворсовые ковры ткут с завязкой нити основы полуторными или двойными узлами, плотно «прибивая» их гребнем и подрезая ножницами верхи узлов. В орнаментации широко применяются растительные мотивы, композиционно выстраиваемые в форме розеток, ромбов, ступенчатых фигур, звёзд. Центральное поле ковра окаймляется несколькими узорными рамками.[8] Изредка также встречается тип ковра, орнамент которого вышивается на вытканном однотонном полотне.

В XX веке происходит расширение тематики национального ковроткачества. На казахских коврах появляются сюжетные картины, посвящённые как национальной культуре, так и, например, покорению космоса. Кроме того, создаются портретные изображения известных людей. Народное искусство при всей традиционности, как правило, не

имело трафаретов и отличалось свободой выражения, безграничной фантазией в компоновке орнаментов, что придало ему непреходящую ценность.

Рис. 4. Казахский ковер

Таким образом, можно сделать вывод, что ковроткачество является одним из древнейших видов искусства народов Средней Азии. В нем отразились многовековые исторические связи, сформировавшиеся в этом в обширном восточном регионе. Именно орнамент ковров является ярким примером общности этногенеза, культурных и экономических связей создавших его народов, а также важным историческим источником, несущим информацию о духовном мире человека. Информативность орнамента народов Средней Азии основана на его символических, семантических и семиотических функциях. Последние отражают религиозно-магические

представления народов, их художественные воззре-ния.[5]

Литература

1. Маргулан А.Х. Казахское народное прикладное искусство. Алма-Ата: Онер. Т. 1., 1986. - С. 256.

2. Мошкова В. Г. «Ковры народов Средней Азии конца Х1Х-начала XX вв.». — Ташкент: Издательство: «Фан» Узбекской ССР, 1970 г. - С. 253.

3. Каннадан Шима. Общие формы и узоры туркменских ковров //Известия Академии наук Республики Таджикистан, 2010. - С. 212-217.

4. Исаева-Юнусова Н. Гулдузии тоики = Таджикская вышивка / Академияи фанои РСС Тоики-стон, Институти таърихи ба номи Амади Дониш, Акад. наук Таджик. ССР, Институт истории им. Ах-мади Дониша. - М: Искусство, 1979. - С. 128.

5. Пугаченкова Г. А., Ремпель Л. И. Очерки искусства Средней Азии, 1982. - С. 288.

6. Ремпель Л.И. Цепь времен: вековые образы и бродячие сюжеты в традиционном искусстве Средней Азии. - Т.: Изд-во им. Г. Гуляма, 1987. -С. 25-29; Далёкое и близкое: Страницы жизни, быта, строительного дела, ремесла и искусства Старой Бухары/ Л.И. Ремпель. -Т.: Изд-во литературы и искусства им. Г. Гуляма, 1981. - С. 301.

7. Абдуллаева Н.А. Ковровое искусство Азербайджана Баку: Элм, 1971. - С. 58.

8. Народное искусство: Ковры и ковровые изделия СПГУПТД, Санкт-Петербург, 2014. - С. 32.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Чалова О.В.

Казахская Национальная Консерватория им. Курмангазы старший преподаватель кафедры дирижирование

Алматы

MODERN PROBLEMS OF VOCAL AND CHORAL EDUCATION OF CHILDREN

Chalova O.

Kazakh National Conservatory named after Kurmangazy Senior Lecturer of the Department of Conducting.

Almaty

АНННТАЦИЯ

В статье рассматриваются актуальные проблемы современного детского вокально-хорового исполнительства. Описывается ряд самых частых трудностей, возникающих при воспитании и формировании детского хорового коллектива. В статье даются компетентные рекомендации для решения возникающих вопросов на примере опыта и методик советских и современных ученых - хоровых педагогов. Акцент в данной статье так же дается на необходимость опытности и компетентности хорового руководителя с детским хоровым коллективом. Выводом всей статьи считается устойчивое мнение того, что результатом профессионального образования современного хормейстера является сохранение молодым поколением хоровых дирижеров традиций хорового искусства в сфере музыкального образования.

ABSTRACT

The article discusses the current problems of modern children's vocal and choral performance. It describes a number of the most frequent difficulties encountered in the upbringing and formation of a children's choral group. The article provides competent recommendations for solving emerging issues on the example of the experience and methods of Soviet and modern scientists - choral teachers. The emphasis in this article is also given to the need for the experience and competence of a choral leader with a children's choral group. The conclusion of the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.