Научная статья на тему 'Исследование сюжета «Цветы и птицы» в технике могухуа'

Исследование сюжета «Цветы и птицы» в технике могухуа Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
211
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦВЕТЫ / ПТИЦЫ / ТЕХНИКИ / МОГУХУА / ХАРАКТЕРИСТИКИ / РАЗВИТИЕ / ТЕХНИКА / ГОХУА / СЮЖЕТЫ / СТИЛИ / FLOWERS / BIRDS / TECHNOLOGY / MOGUHUA / CHARACTERISTICS / DEVELOPMENT / TECHNIQUE / GUHUA / STORIES / STYLES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ли Фугуй

«Цветы и птицы» в технике могухуа является одним из направлений гохуа, сюжет «цветы и птицы» в технике могухуа пишется в стиле «гунби» аккуратном и изящном, а также в стиле «сие и» энергичном и свободном. В этой технике не используют внешние контуры, изображают объекты сразу при помощи туши, цвета. Объектом исследования в рамках данной статьи является техника могухуа. Предметом исследования выступает сюжет «Цветы и птицы». Цель исследования рассмотреть характерные особенности, которые присущи технике «Цветы и птицы». Методологией данного исследования выступает тот факт, что не смотря на наличие значительного числа изучений по технике могухуа, комплексный анализ сюжета «Цветы и птицы» не проводился. Таким образом обоснована новизна выбранной для исследования темы, практическая и теоретическая значимость. Методы исследования: анализ и синтез.“Flowers and birds” in the Moguhua technique is one of the directions of Guhua, the plot “flowers and birds” in the Moguhua technique is written in the “gunbi” style neat and elegant, as well as in the style of “these and” energetic and free. In this technique, external contours are not used; objects are depicted immediately using mascara, color. The object of research in this article is the Moguhua technique. The subject of the research is the plot “Flowers and Birds”. The purpose of the study is to consider the characteristic features that are inherent in the technique of “Flowers and Birds”. The methodology of this study is the fact that, despite the presence of a significant number of studies on the Moguhua technique, a comprehensive anadysis of the plot “Flowers and Birds” was not carried out. Thus, the novelty of the topic chosen for research, the practical and theoretical significance is substantiated. Research Methods: Analysis and Synthesis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование сюжета «Цветы и птицы» в технике могухуа»

Исследование сюжета «цветы и птицы» в технике могухуа

Ли Фугуй

доцент, Вэйнаньский педагогический университет, Московский государственный педагогический университет kowelev37@gmail.com

«Цветы и птицы» в технике могухуа является одним из направлений гохуа, сюжет «цветы и птицы» в технике могухуа пишется в стиле «гунби» - аккуратном и изящном, а также в стиле «сие и» - энергичном и свободном. В этой технике не используют внешние контуры, изображают объекты сразу при помощи туши, цвета.

Объектом исследования в рамках данной статьи является техника могухуа. Предметом исследования выступает сюжет «Цветы и птицы». Цель исследования - рассмотреть характерные особенности, которые присущи технике «Цветы и птицы». Методологией данного исследования выступает тот факт, что не смотря на наличие значительного числа изучений по технике могухуа, комплексный анализ сюжета «Цветы и птицы» не проводился. Таким образом обоснована новизна выбранной для исследования темы, практическая и теоретическая значимость. Методы исследования: анализ и синтез.

Ключевые слова: цветы, птицы, техники, могухуа, характеристики; развитие; техника, гохуа, сюжеты, стили.

1. Картина с сюжетом «цветы и птицы» и ее характеристики

Линии являются основой гохуа и в этом стиле всегда придавали большое значение контурной технике. Линии являются выражением формы и качества, а в гохуа они являлись еще и контуром. Преимущества техники «гунбихуа» - точные и тонкие линии, а красота техники «сие и хуа» заключается в свободных и широких линиях, «гунбихуа» и «сие и хуа» относятся к категории «сяо сие и». Хотя их характеристики отличаются, все это - структура на основе линий, это «контурная техника». Но «бесконтурная живопись» превзошла эту технику.

Техника «могу» также не связана с реализмом. «Сие и» обычно противопоставляют «гунби», «могу» также противопоставляется контурной и цветной технике «гунби».[3]

В живописи гохуа линия, при помощи которой обозначается контур предмета называют «бигу», где «гу» означает «линия тушью». Техника, в которой не рисуют контур, а объекты создаются при помощи туши или цветных пятен, водных «пятен» и водяных «разводов», называется техника «могухуа». В Позднем Шу в эпоху пяти династий ветки бамбука рисовали тонкими при помощи приема «гоулэ», цветные линии были почти невидимыми, такая техника называется «могухуа хуачжи». В эпоху династии Северная Сун художник Сюй Чончжэнь изучал ветки бамбука, используя цвет для рисования веток, и его техника называется «могуту». Последующие поколения называли эту технику «могуфа».

В могухуа «гу» означает «линия контурного рисунка». «Мо» означает «нет», и может пониматься как «ослабление» и «погружение». «Могу» означает не «бесконтурный», а - скрытый в «теле». В написанной при династии Сун книге «Сюань-хэ» говорится: «Художники, изображающие в своих работах цветы, вводили полупрозрачный цвет в качестве предварительного наброска, они отдельно прорисовывали листья, пестики и тычинки, а затем вводили основной цвет, энергетика и одухотворенность являются главным аспектом произведения с древних времен и до наших дней». Техника «Сюй Си» придерживается требует точности, в ней не делают предварительного наброска, крупной кистью сразу вводят тушь, сначала прорисовывают ветки, листья, пестики, тычинки, рисуют контур цветов и травы, а затем вводят цвет. В это время контур все еще не заполнен цветом.

Во времена династии Тан художник Чжан Янью-ань предположил, что «темперамент художника должен быть отображен в форме, а форма должна быть наполнена его характером. Выразить это

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

можно при помощи кисти и туши». В каллиграфии линия, нарисованная кончиком кисти, называется «кости», а остальное - «мясо».

Теперь не нужно обозначать контур, не нужно делать предварительный набросок, не нужно рисовать с натуры, используются только водяные пятна, тушь, краски, вода и кисть, чтобы сформировать изображение, и это великолепная комбинация. Сюй Юй сказал: «Нанесите тушью контуры, формируя общую композицию, затем нанесите цвет. Тушь и цвет не противоречат друг другу». Появление «могухуа» - это серьезное изменение в технике «цветов и птиц», в результате чего появляются новые картины с «цветами и птицами». «Могухуа» разрушила традиционные правила двойного контура и цветных пятен, которые обладали независимыми эстетическими ценностями. Этой технике характерно естественное смешение цвета и туши, трёхмерный эффект, яркие цвета и простая техника кисти и туши. Так сформировался уникальный художественный стиль, техника окрашивания двойного контура и могуфа стали двумя великими техниками гохуа.

Характеристики «цветов и птиц» в технике «мо-гуфа» включают три пункта: первый заключается в том, что не используется техника «мо би», второй - используется многоцветная палитра, а третий состоит в том, что высветляются контуры. Гун-бихуа в основном отражает ранние творческие методы, которые использовались в гохуа: сочетание контура и многоцветности; «сие и» использует гиперболические методы для рисования объектов, предоставляя художникам неограниченное пространство для воображения. «Цветы и птицы» в технике «могу» - это слияние двух вышеперечисленных стилей живописи, в которых есть не только изящная и аккуратная живопись, но и непринужденность и простота «сие и». Цвет в этой технике - чистый, живой и свободный.

Рисование красками без эскиза. До появления «могухуа» линия была важнейшей основой моделирования в гохуа. В «могухуа» используются более светлые оттенки черного, контур также светлее и перекрывается цветом. Картина получается насыщенная и красивая. Ян Наньтянь писал: «В «рисовании с натуры» есть два подхода: сначала наметить контуром форму цветов и листьев, затем детально наложить цвет... не использовать тушь и кисть, рисовать сразу цветными красками, это называется «могу». «Без контура накладывать цвет сложнее, это вызывает трудности у учащихся. С этой техникой трудно работать.». Цвет - это основной язык «могухуа», который является главной чертой этой техники.

Рисование с натуры. Могухуа черпает вдохновение в природе, эта техника живая и яркая, что притягивает внимание зрителя. «Могуфа» исполь-5 зует обобщающую, гиперболизированную тех-§ нику, вызывает богатые ассоциации, при этом, хотя работа кисти несложная, в ней есть глубо-еЗ кий смысл, малым числом движений достигается ав большее, присутствует иносказательный смысл,

точные и опытные движения кистью, видна легкость, кисть следует за мыслью. В рисовании с натуры присутствует сочетание духа природы и эмоционального состояния, исполнение формы цветов и листьев является более гибким и свободным, а также ярким и естественным. В ней можно правдиво передать образы сюжета «цветы и птицы» и выразить чувства. С помощью композиции передается изображение субъективных идей, а цвет и тушь смешиваются, порождая новое. Можно не только изобразить природные формы, но и выразить свои чувства. «Могуфа» характеризуется туманностью, иллюзорностью, яркими цветами и трехмерным эффектом. Всё это заменяет линию в качестве основного элемента, так что контурная и бесконтурная техника - это две важные составляющие китайской живописи. Благодаря им усовершенствовалась техника и эстетика китайской живописи. Лю Юйлинь писал: «Могу» внесло свой вклад в многоцветное «рисование с натуры» и передачу художественной концепции. Изначально эту технику использовали только для сюжета «цветы и птицы». Сегодня художников, рисующих в этой технике гораздо больше, и в этой технике уже рисуют человека, горы-воды, еще в нее вводится столько же цвета сколько и в западной живописи, например, используется послойное наложение красок, что вызывает неисчерпаемый интерес, это придает ей индивидуальности и создает новые методы в китайской живописи».

2. История развития сюжета «цветы и птицы» в технике «могухуа»

Основа могухуа - предметный цвет, то есть в качестве основного цвета используют цвет объекта, чтобы добиться достоверности.

Прототип «могухуа». В древности люди рисовали узоры, выполненные одним цветом, на глиняной посуде и другой утвари, а также на скалах, -это можно считать самой ранней формой могухуа. При династии Хань краску наносили «средним мазком», а линии тушью не использовали. Чжан Сэнъю использовал индийский способ нанесения светотени для буддийской живописи, поэтому рельефный орнамент приобретал другой вид. В то время его техника сильно отличалась от техник Лу Яна и Гу Юйчжи, и его картины были очень эффектными. Эту технику впоследствии назвали «рельефный орнамент». Чжан Хуайци прокомментировал: «Чжан (Сэнъю) - это мясо, Лу (Ян) -кость, Гу (Юйчжи) - духовность».[6] Он создал градиентный метод наложения цвета: вблизи изображение кажется плоским, на расстоянии - трехмерным. Он также рисовал «горы-воды» в густых сине-зеленых тонах, на первом плане он изображал горы, холмы, родники и камни, на заднем - глухие скалы, без контуров. Такой стиль отличался от китайской живописи того времени. Историки называют его «могуфа».

Могухуа династии Северная Сун. При династии Северная Сун автор трактата «Тухуа цзянь вэнь

чжи» Го Жосюй писал, что у Сюй Чунси есть картина с изображением цветка пиона, которая написана не в технике «би мо», а только с использованием цветной краски. «Он славится не превосходной техникой «би мо», а великолепным изображением природы в его произведениях... Все картины раньше были написаны на основе «би мо», а Чун-си начал использовать цвета, придавая картинам жизни ... Чжао Чанг, не отказался от «би мо» полностью. В основном он копировал стиль других художников, его стиль был слабым, но достоинство его творчества заключалось в применении цвета». [5]

«Могухуа» династии Юань. В эпоху династии Юань на картинах изображали сухостои, бамбук и камни, дикие сливы, то есть проявляли интерес к природе. При этом палитра была приглушенная, прибегали к технике «шуймо», присутствовало стремление к изысканности, спокойствию и красоте. Яркая палитра живописи эпохи династии Сун сменилась на более приглушенную палитру. Чжао Цзы Ань, живший в эпоху династии Юань, сказал: «Когда вы пишете картину, нужно вложить толику древнего стиля, если вы этого не сделаете, то работа была напрасной». Если цвет заменить тушью, раскрасить картину тушью, то «акцент на тонкие цветные линии, заменяется на технику работы кистью». Цянь Сюань выдвинул идею «силы духа»: «семь частей туши, три части цвета», чтобы избавиться от чрезмерного стремления к воспроизведению формы. Ветви и цветы в его произведениях ярко окрашены и привлекают внимание, в картине мало контуров, и много цветных пятен или пятен туши», и много цветных пятен или пятен туши. Чжао Мэнфу ратовал за «древность», то есть призывал делать акцент на каллиграфию и следование законам природы. Он использовал технику «побифа», в зарисовках животных не пользовался контурами, но применял технику «мофа», поэтому они получались очень натуральными.

«Могухуа» династии Мин. При династиях Мин и Цин увеличилось количество классов населения, поэтому внимание художников сфокусировалось на народных массах. Они впитали в себя народную технику и духовные идеи, которые сформировались при династии Юань, и создали новую технику. Шэнь Чжоу создал новую манеру живописи, требующей тонкого мастерства и кропотливой работы - «грубые ветви и большие листья», которая в последующем трансформировалась в технику «шуймо сие и». Сюнь Лун создал идеальное сочетание техник «сие и» и «рисования с натуры», он вводил цвета в произвольной форме, и поэтому его картины приобретали глубину. Цвет смешивали с другими цветами или разбавляли водой, появились грубые линии техники «могу сие и», и благодаря такому буйству цвета техника «могуфа» стала более зрелой.

«Могухуа» династии Цин. Ян Наньтянь умело объединил аккуратность «сие и» династии Северная Сун и искусность «сие и» династий Юань и Мин, сразу наносил цвет без предварительного

эскиза. Сначала он целиком обмакивал кисть в белила, а затем кончик кисти обмакивал в карминовую краску. Благодаря этому картины с сюжетом «цветы и птицы» смотрелись «светлыми и чистыми», «спокойными и элегантными». Картины показали себя во всей красе, еще долгое время они приковывали внимание мира живописи и получали всеобщее признание.

Во времена династий Мин и Цин европейские художники приехали в Китай и, благодаря их влиянию, кругозор китайских художников расширился. Художник Джузеппе Кастильоне (живопись маслом) и др. использовали китайские инструменты и материалы для живописи. Такие основы реалистичных техник живописи как анатомия, перспектива, светотень, цвет и эскиз, они включили в традиционные китайские техники живописи, но их работы обладали очевидными западными характеристиками.

В новейшей эпохе сюжет «цветы и птицы» в технике могухуа также развивался. Хотя могухуа долгое время не развивалось, но в новейшую эпоху Цзюй Чао, Цзюй Лян создали метод добавления воды и белил, что стало их величайшим достижением, а живопись обрела новую форму. На одном холсте можно увидеть множество приемов наложения цвета, такие как смешение воды и белил (белого порошка), наложение цвета от центра к краям и прорисовка нечетких контуров и деталей, так что произведение выглядит объемным, живым и придерживающимся принципов китайской живописи. Гармоничный синтез цвета и черной туши образует естественный контур в сочетании с методом окрашивания, что делает изображение более интересным.

Чтобы приспособиться к эстетическому вкусу развивающейся коммерческой городской культуры, художники больше не стремятся к подражанию превосходным картинам «образованных художников», а вместо этого идут навстречу популярному народному творчеству.

3. Приемы сюжета «цветы и птицы» в технике «могухуа»

Основная сложность могухуа заключается в цвете.

Стандартные приемы техники «могухуа»: градиент, точечное наложение цвета, многоцветный градиент, брызги, размытие цвета, скопление воды, добавление воды и белил, нагнетание воды, лессировка, брызги воды и т.д.

В соответствии с традиционными правилами наложения цвета, белила выступают в качестве агента, который регулирует яркость и чистоту цвета. Когда чистый цвет смешивается с белилами в разных пропорциях, яркость повышается, чистота снижается, и появляются градации и тонкие различия цветового тона. Все пигменты можно смешать с белилами, чтобы получить все возможные оттенки одного цвета, то есть всю шкалу оттенков. При этом цветовая гамма становится чрезвычайно широкой и не ограничивается тоном пигмента.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о

т О

от

З

и о со

С введением белил в краску (тушь) существенно меняются свойства пигмента: помимо сохранения тона и характеристик цвета, текстура становится приглушенной, а цвет становится элегантнее, спокойнее и гармоничнее.

Лучшая краска для сюжета «цветы и птицы» в технике «могу» - это пигменты, растворяемые в воде. Они извлекаются из различных растений: цветов, листьев, плодов, ветвей, смолы и т.д., и перерабатываются в коллоидное вещество в виде маленьких кусочков или пластин. Перед применением полученную краску разводят с водой в необходимом количестве, также её можно использовать в сочетании с тушью. «Градиентный» метод окрашивания в основном такой же, как и метод заполнения двойного контура, за исключением самого двойного контура: сначала обозначается контур при помощи угля, карандашами и светлой тушью, затем послойно наносится цвет, цветным слоем покрывают контур либо карандашный и угольный контур стирается после нанесения цвета. В конечном итоге контур тушью не заметен, благодаря многослойному нанесению цвета. Одним из методов создания градиента является формирование цветного слоя после смачивания бумаги, это используется в том случае, когда необходимо покрыть цветом большое пространство или необходимо, чтобы слой был приглушенного оттенка. Ещё один способ создания градиента: прямо на бумагу наносится градиентный слой и количество влаги постепенно уменьшается. При использовании сюаньчэнской бумаги, когда используется большое количество воды для создания градиента, можно заранее покрыть бумагу купоросом.

В зависимости от концепции картины можете решить, нужно ли окрашивать фон или нет, для создания более интересного эффекта. Эскиз помещается под бумагу или шелк, контур не обозначается, в соответствии с объектами на эскизе наносится цвет. Вы также можете сначала окрасить фон, а затем покрыть цветом объекты, и при помощи 2-3 кистей создать цветовую градацию в качестве эффекта светотени. Теневая сторона - темная, освещенная - светлая, и промежуток между светом и темнотой можно оставить нетронутым, то есть оставить белую линию. Также возможно положить краски без интервала, не оставляя зазора.

Литература

1. (Мин) Чжан Чоу. Живопись и каллиграфия Цинхэ [М] / Чжан Чоу - Шанхай: Шанхай гуцзи чубаньшэ 2011.

2. Вэй Сянцзи. Между свободой и ограничением [М.] / «Стиль «могу» - Современная идеология школы живописи Линнань», Женьминь Мэйшу чубаньшэ, первое издание 2008 года.

3. Дун Ю. Гуанчуань хуаба [A] / Под ред. Ю Аньла-ня. Собрание картин [C]/. Шанхай: Шанхай жэньминь мэйшу чубаньшэ, 1982-С.629.

4. Ню Кэчэн. Многоцветная китайская живопись [M] / Пекин: Женьминь мэйшу чубаньшэ, 2009-С. 7.

5. Ню Кэчэн. Многоцветная китайская живопись [M] / Чанша: Хунань мэйшу чубаньшэ, 2002-С. 159.

6. Су Ши. «Жань чэн цзи», том VII [M] / Су Ши. -Шанхай: Женьминь Мэйшу чубаньшэ, 2004.

PLOT STUDY "FLOWERS AND BIRDS" IN MOGWAHUA TECHNIQUE

Lee Fugui

Weinan Normal University, Moscow State Pedagogical University Faculty of Fine Arts

Annotation: "Flowers and birds" in the Moguhua technique is one of the directions of Guhua, the plot "flowers and birds" in the Moguhua technique is written in the "gunbi" style - neat and elegant, as well as in the style of "these and" - energetic and free. In this technique, external contours are not used; objects are depicted immediately using mascara, color.

The object of research in this article is the Moguhua technique. The subject of the research is the plot "Flowers and Birds". The purpose of the study is to consider the characteristic features that are inherent in the technique of "Flowers and Birds". The methodology of this study is the fact that, despite the presence of a significant number of studies on the Moguhua technique, a comprehensive anadysis of the plot "Flowers and Birds" was not carried out. Thus, the novelty of the topic chosen for research, the practical and theoretical significance is substantiated. Research Methods: Analysis and Synthesis.

Keywords flowers, birds, technology, Moguhua, characteristics; development; technique, guhua, stories, styles.

References

1. (Min) Zhang Zhou. Painting and calligraphy of Qinghe [M] / Zhang Zhou-Shanghai: Shanghai Guji chubanshe 2011.

2. Wei Xiang JI. Between freedom and restriction [M] / "Style "can" - Modern ideology of the Linnan school of painting", Ren-min Meishu chubanshe, first edition 2008.

3. Dong Yu. Guangchuan Huang [A] / Ed. Yu Anlan. Collection of paintings [C]/. Shanghai: Shanghai Renmin meishu chubanshe, 1982. P. 629.

4. Nu Kecheng. Multi-color Chinese painting [M] / Beijing: Renmin meishu chubanshe, 2009. P. 7.

5. Nu Kecheng. Multicolored Chinese painting [M] / Changsha: Hunan meishu chubanshe, 2002. P. 159.

6. Su Shi. "Ran Chen JI", volume VII [M] / su Shi.- - Shanghai: Renmin Meishu chubanshe, 2004.

о с

u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.