Сун И Цай (КНР)
Московский государственный академический художественный институт
имени В.И.Сурикова, Москва, Россия
«РАЗВИТИЕ ЖАНРА "ЦВЕТЫ И ПТИЦЫ" И СИМВОЛИКА ЧЁРНОГО ЦВЕТА В КИТАЙСКОЙ ЖИВОПИСИ»
Аннотация:
Это статья объясняет философское значение техники «вода и тушь» в Китайской живописи Гохуа и показывает основные формы жанра «Цветы и птицы», который получает развитие в эпоху Сун. В то время создаются придворные мастерские художников, проходя через последующие эпохи: Юань (1271-1368), Мин (1368-1644), Цин (1636-1912). Главенствующим стилем стал стиль «сеи». Художник стал изображать только главное и быстрыми активными ударами кисти. В творчестве таких художников, как Ши Тао (1642-1707), Юнь Шоу Пини (1633-1690), особенно Чжу Да (Ба да) (1626-1705) жанр «Цветы и птицы» занимает главное место. В современной живописи Китая мастера стали вводить в свои работы много новых природных мотивов, через них они показали новые реалии жизни.
Ключевые слова: вода и тушь, философия, «Цветы и птицы», эпох Сун, дух.
Sun I Tsai (China)
Surikov Moscow State Institute of Fine Arts, Moscow, Russia
"BIRDS AND FLOWERS" MOTIF AND THE SYMBOLISM OF BLACK IN CHINESE ART
Abstract:
The article explains the philosophical significance of the "water and ink" technique in the Chinese art by describing basic forms and motifs of the Chinese "birds and flowers" painting. It saw broad development during the period of Song Dynasty, when different painters performed in various styles and continued on through Yuan, Ming and Qing dynasties, as freehand brushwork gradually became the main style of birds and flowers" painting. The continuity of many painters such as ShiTao, Yunshouping and ZhuDa, allowed the style to develop a profound spiritual meaning of the traditional culture, becoming the main object of depiction. At present, the artists still follow the traditional path, introducing new natural motifs thus reflecting the arrival of the new era.
Key words: water and ink, philosophy, birds and flowers motif, Song Dynasty, spirit
Смысл любого искусства заключается в передаче идей, преобразованных душой человека в художественные образы. И китайское искусство не является исключением. В нём, так же как и в классическом европейском искусстве существует деление на жанры. Жанр «птицы и цветы» особенно любим китайскими художниками за то, что он дает возможность передавать нечто большее, чем просто внешний вид объекта: эстетика является лишь проводником идей, а не самоцелью. Живой образ дополняется ещё и стихотворным текстом, который постепенно стал включаться автором в поле картины.
1. Пять оттенков от черного к белому в системе китайской живописи. Символика по отношению к реальному природному цвету.
Градация туши: 5 оттенков (угольный черный, черный, сильный серый, средний серый и легкий серый).
Для китайского художника цвет может быть черно-белым. Объясняется это просто. Китайская философия и эстетика разработали концепцию мировосприятия, которая основана на символическом понимании цвета. Китайская живопись пытается уловить и выразить свойства природы, а не её внешнее правдоподобие. Художник создает новую реальность, пропуская через свою душу природный образ. Эта реальность есть самосозерцание художника, внутренне состояние, проявленное через внешний мир птиц и цветов.
В китайской живописи тушь — не только черный цвет. Добавляя в неё больше воды, художник получает любые символические цвета. Художник не дает картинку в готовом виде, он оставляет за зрителем право использовать своё воображение.
Лао Цзы, философ VI века до н.э, сказал, что «чрезмерная музыка может испортить слух. Так же и цвет: слишком разный и
яркий может испортить зрение». «Простой», «скромный» значит для китайского художника «красивый». По философии Лао Цзы через красоту природы, является духовная, таинственная красота. Смешивая тушь с водой в разных пропорциях, можно получить самые простые тоновые оттенки. Они в китайском понимании являются протоцветом. Объясняется это так: если смешать все цвета, то получится черный, поэтому путем соединения воды и чёрной туши можно получить эффект как света и цвета.
В эпоху Тан (618—907) теоретик искусства Чжан Янь Юань написал книгу «Записи о знаменитых художниках всех эпох». Там он написал «чтобы правдоподобно показать траву и дерево не обязательно полагаться на красный и зеленый цвет»; «чтобы передать движение облака и снег не обязательно использовать белую краску»; «чтобы изобразить гору не обязательно полагаться на зелёный цвет», «чтобы нарисовать павлина не обязательно использовать много цветов» [2, с. 67]. Тоновая градация туши передает пять цветов, которые суть квинтэссенция всего сущего и с их помощью можно изобразить любой объект. Если же использовать много цветов, то в изображении не будет единства и все они начнут спорить друг с другом.
В эпоху политических переворотов в Китае (Пять династий и десять царств, 907—979) образовалось множество государств. Когда на севере шла междоусобица, на юге было относительно спокойно. Там сформировалось два государства Поздняя Тан (923—936), Поздняя Шу (934—965). В эти места из-за войны бежали художники с севера. Властителям этих государств нравилось искусство и они открывали при своем дворе Академии Изящных Искусств, где трудились пришлые художники. Начинается расцвет изобразительного искусства.
В эпоху «Пять династий» жанр «цветы и птицы» имел два направления: первое — зародилось в провинции Сычуань. Выразителем его идей был художник Хуан Цюань (903—965). Его стиль назывался «гун би» (тщательная кисть). Второе направление появилось на юге страны — Сюй Си (около X века). Это направление получило название «сеи» («писать идею»).
Сюй Си тяготел к простым природным образам. Он изображал не отдельный объект, выхваченный из общего контекста, а гармоничные природные мотивы, например, бамбуковый лес,
используя несколько красок, потому его называли «скромный Сюй Си», имея в виду его живописную манеру.
Сюй Си происходил из богатой семьи, но, избрав путь странника, стал изображать не павлинов, но простых цикад, живущих в лесах по всему южному Китаю. Главный цвет для него — это цвет туши. Его картина «Бамбук на снегу», находится в Государственном Художественном Музее Шанхая. Данная работа демонстрирует живописный стиль этого художника: он использует технику размывки «Сюаньжань» [4, с. 490]. Размывая тушь, он зрительно разделяет дальний и ближний планы и отделяет объект от фона. Реальные объекты природы преображаются в пространстве картины и выражают уже не самих себя, а некую философскую идею, которую придал им художник. Влияние этой эстетики на современников было очень большим.
2. Развитие жанра «цветы и птицы» в эпоху Сун (960—1279) Зародившийся ещё до эпохи Тан, жанр «Цветы и птицы» получает развитие в эпоху Сун. В то время создаются придворные мастерские художников. И сам правитель император Чжао Ти (1082—1135) участвует в их деятельности. В этой художественной среде стиль изображения тяготеет к сильной деталировке.
В эту эпоху художник активно смотрит, изучает природу, особенно его интересуют растения и животные. В Китае есть такая притча: «Император созвал в свой дворцовый парк всех художников Академии. В парке росло дерево Личи или китайская слива и обитал павлин. Император приказал всем изобразить птицу и дерево так, как они это видят. Когда все было завершено, Император посмотрел работы и сказал, что они хороши, но все-
таки не точны. Потому что когда птица ступает на ветку, её левая лапка всегда закрывает правую. И это заметил только Император» [3, с. 83].
Наука смотреть и замечать всё до мельчайших подробностей осталась в китайской живописи и по сей день.
Эпоха «Северный Сун» наследовала от предыдущих эпох художественную традицию, в которой сформировалось два направления, о них говорилось выше. При дворе Императора любят искусство Хуань Цуаня, родоначальника направления «гун би». Оно отвечало высоким эстетическим требованиям царствующей особы.
Стиль направления «гун би» главенствовал в искусстве при императорском дворе более 100 лет. Его характеризует отточенность художественных приемов, рафинированность, большое внимание к деталям и к натуре, а так же натуралистичность в передаче реальности с использованием разнообразных красок.
Внук Сюй Сина — Сюй Чун-сы развивает живописный стиль направления «сей». И даже при дворе художники приняли этот стиль.
Элита общества того времени стремится к простоте и скромности в жизни и в искусстве. Цвет постепенно уходит из живописи, а остаётся множество оттенков от светлого серого до чёрного.
Жанры остались теми же, а стиль изменился. Главенствующим стилем стал стиль «сей» Художник стал изображать только тлавное и быстрыми активными ударами кисти.
Стиль Сюй Си развивался и у него было много последователей: Цуй Бай, У Юань-юй. Они пытались передавать своё индивидуальное отношение к миру про помощи живописи. Эта свободная манера стала называться «сей», в отличие от «гун би», что переводится как «тщательная кисть». Новое искусство распространяется в среде людей просвещенных: чиновников, поэтов, писателей. Этот стиль эпохи Северный Сун (960—1127) ученые потом назвали «живопись литераторов» или «живопись образованных людей» [4, с. 478].
В этот период одной из главных тем для художников стало изображение бамбука. С этого символического образа и начинается история «живописи образованных людей» в Китае. Это растение, пустотелое внутри, очень нравилось образованным людям того времени. Ведь каждое живое существо обладает характером и для художников данной эпохи пустота внутри бамбука символизировала скромность свойственную только чистой сущности. Ствол бамбука очень твёрдый, что вызывало ассоциации с силой характера. Форма сама по себе для них была не главной, важнее было передать идею, которая не напрямую достигает разума и души человека, но в виде метафорического образа.
Новаторами того времени были художники Вэнь Тун (1018— 1079) и Су Ши (1037—1101). Они чувствовали в растении душу и пытались добиться не внешнего сходства, а хотели передать характер, дух растения, с той целью, чтобы в нём увидеть свои тонкие чувства, идеи, мысли. В картине они через композицию, линию, степень размытости туши и характер мазка стремились передать свой
художественный опыт. Другие культурные люди восприняли новое искусство и стали перенимать этот опыт. Так появилось целое направление в культуре того времени под названием «вынь жэнь хуа» (живопись литераторов).
Бамбук. Вэнь Тун
Художник Вэнь Тун первым стал рисовать бамбук черной тушью. (шелк, 131,6 х 105.4cm, Тайбэй, дворец-музей). Художник, используя разные оттенки туши и S-образную композицию, показывает, как растет дерево, как расположены его листья. Чтобы передать, что они живые, автор пользуется двумя оттенками туши, потому что у листьев есть две стороны, тёмная и светлая. Этот художественный образ означал идею, что культурный че-
ловек не так крепок в своих убеждениях, что он обладает свойством сомневаться в тех вещах, которые остальным кажутся понятными.
3. Жанр «цветы и птицы» после эпохи Сун
Жанр «птицы и цветы» сохранял свое первенство среди других жанров, проходя через последующие эпохи: Юань (1271— 1368), Мин (1368—1644), Цин (1636—1912). И до сих пор в Китае остается главным наряду с пейзажем.
В эпоху Цин этот жанр окончательно приобретает психологические черты и становится средством передачи эмоций и чувств человека.
В творчестве таких художников как Ши Тао (1642—1707), Юнь Шоу Пини (1633—1690), особенно, Чжу Да (Ба да) (1626—1705) жанр «Цветы и птицы» занимает главное место. Последний художник из этого списка выделяется, так как его творчество очень психологично и, можно сказать, автобиографично. Изображая горы и птиц, он передавал свое внутреннее состояние тоски.
Ба Да жил на юге страны и был сыном наместника последнего императора эпохи Мин. Ба Да застал начало эпохи Цин. Работал в жанрах «пейзаж» и «цветы и птицы», но его лучшие работы изображают птиц. Его искусство очень высоко ценили как современники, так и потомки. Он занимался каллиграфией и удачно вписывал её в композицию картины. Его искусство каллиграфии иногда спокойное и плавное, иногда импульсивное сильно перекликается с изобразительным искусством. Можно сказать он сблизил эти два искусства. Его подпись является хорошим примером каллиграфиии. В ней он так трансформирует иероглифы своего псевдонима, что они начинают напоминать два других иероглифа «плакать» и «смеяться»,так он в одной только подписи смог выразить содержание своей жизни.
Его творческий метод заключался в том, что он долго наблюдал
природу и в определенный момент быстрыми ударами кисти наносил на бумагу необходимые мазки туши. Почти все его произведения выполнены в черно-белой технике без добавления цвета. Так он пытался выразить своё одиночество, грусть и желание вернуть свою эпоху после распада страны. Этого художника считают родоначальником новых форм в искусстве.
Исследователь Чжан Гын (1685—1760) писал, что Ба Да умел в простой форме выявить самое главное, сущность изображаемого объекта. Он избегал использовать цвет и не любил мелкие детали. Этот художник, изображая небольшой предмет оставлял много пустого пространства вокруг, давая зрителю возможность использовать свою фантазию [1, с.149]. Уже более 300 лет художники работают в стиле, который развил Ба Да.
Надо сказать, что после эпохи Сун начала постепенно распространяться философская концепция У-Син. Она заключалась в том, что существуют 5 первоэлементов, из которых создан мир: вода, земля, огонь, дерево и металл. Художники, приняв это мировоззрение, стали считать воду главным элементом, участвующим в творении. И вода приобрела для них некое сакральное значение. Тушь же являлась для них эквивалентом всех цветов, которые есть в природе. Смешивая воду с тушью, они претворяли свои замыслы на бумаге и создавали новый мир.
В современной живо-
I ' * писи Китая, вышеупомяну-1 тый жанр остается главным.
В этом жанре работали такие
мастера как У чан Шу
V*»«* (1844-1927), Ци Бай-Ши 4X9 (1864-1957), Сюй Бэй-Хун (1895-1953) ИТ. д. Они стали 1 ? ?« а вводить в свои работы много -И новых природных мотивов, .^Цца до этого неизвестных. Через них они показали новые
^ I -г 1 I КУ IVС1 ^си 1 Г1 1 1иии1Ъ
Ч реалии жизни, хотя использовали древний художественный язык метафор и сравнений. Сюй Бэй-Хун ис-
Птица. Сюй Бэй-Хун. 1932
пользуя в своих картинах образ «непокорной лошади», мотивировал тем самым граждан Китая во время войны с Японией на активную борьбу.
В XX веке широко развивался жанр «цветы и птицы», происходят метаморфозы в стиле — в монохромную палитру вкрапляются цвета. В это время художники начинают понимать европейское реалистическое искусство, это побуждает художников более внимательно наблюдать за природой и создать свой личный изобразительный язык. Как сохранить традицию и исследовать дух тратиционной философии туши с водой? И через это создавать новую реформу? Этот вопрос всегда волновал художников. Поэтому возникает трудность передачи традиционного жанра «цветы и птицы» современным языком. Эта проблема остается до сих пор.
Список литературы References
1. Заметки о национальной живописи. Чи лун, 1997.
Notes on national art. Chee lun. 1997.
Zametki o nacional'noj zhivopisi. Chi lun, 1997.
2. Записи о знаменитых художниках всех эпох. Издательство Культурная реликвия,2008.
Essays on famous artists of all times. 2008.
Zapisi o znamenityh hudozhnikah vseh jepoh. Izdatel'stvo Kul'turnaja relikvija, 2008.
3. Каталог живописи (период Сюань-хэ: 1110— 1125гг.). Ху нан, 1999.
Art catalogue (Suan'—he period: 1110-1125). Hu nan. 1999.
Zapisi o znamenityh hudozhnikah vseh jepoh. Izdatel'stvo Kul'turnaja relikvija, 2008.
4. Слова о живописи из сада с горчичное зерно. М., 1969.
Manual of the mustard seed garden (Jieziyuan Huazhuan). Moscow,
1969.
Slova o zhivopisi iz sada s gorchichnoe zerno. M., 1969.
Данные об авторе:
Сун ИЦай — аспирант Московского государственного академического художественного иститута имени В.И. Сурикова. E-mail: [email protected]
Sun I Tsai — postgraduate student, Surikov Moscow State Institute of Fine Arts. E-mail: [email protected]