Научная статья на тему 'Исследование связи между уровнем психологической культуры и особенностями развития самосознания студентов-психологов'

Исследование связи между уровнем психологической культуры и особенностями развития самосознания студентов-психологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
829
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / САМОСОЗНАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мрыхина Ирина Ивановна

В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление связи между уровнем психологической культуры и особенностями развития самосознания студентов-психологов, в частности его регулятивным компонентом и внутренней гармонизацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование связи между уровнем психологической культуры и особенностями развития самосознания студентов-психологов»

УДК 37-015-3

И. И. Мрыхина

ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ УРОВНЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление связи между уровнем психологической культуры и особенностями развития самосознания студен-тов-психологов, в частности его регулятивным компонентом и внутренней гармонизацией.

Ключевые слова: психологическая культура, самосознание, профессиональное самосознание.

По мнению В. В. Семикина, «психологическая культура является одной из значимых психологических компетенций будущего специалиста, обеспечивающей эффективность его профессиональной деятельности» [1]. Само понятие «психологическая культура» появилось в научной психологической литературе около 20 лет назад, и ее изучением занимались К. М. Романов, Л. С. Колмогорова, В. В. Семикин, Е. М. Колчин, Е. С. Климкин, О. И. Мотков и многие другие [2]. Однако до сих пор в отечественной науке существует множество подходов к пониманию ее сущности и структуры. Так, в некоторых работах психологическая культура рассматривается как психологическая образованность, в других как совокупность психических процессов, в третьих как набор определенных компетенций и т.п.

Методологической основой нашего исследования является концепция О. И. Мотко-ва, согласно которой «психологическая культура - это наработанная и усвоенная личностью система конструктивных способов, умений самопознания, общения, саморегуляции эмоций и действий, творческого поиска, ведения дел и саморазвития» [3, с. 1]. При этом самопознание, конструктивность общения, психическая саморегуляция, творческое поведение, конструктивность в делах, гармонизирующее саморазвитие являются компонентами психологической культуры. Одной из особенностей данной концепции является не только теоретическая, но и методическая проработанность данного термина, так как на основе своей теории О. И. Мотков создал методику «Психологическая культура личности» [3]. Она позволяет изучать данное явление в двух аспектах: во-первых, с точки зрения силы психологических стремлений личности или выраженности того или иного компонента психологической культуры, а во-вторых, с точки зрения степени их реального осуществления.

По мнению О. И. Моткова, психологическая культура является частью общей культуры личности, основной функцией которой выступает «обеспечение хорошей жизни» [3], т.е. реализация жизненных целей и желаний человека, его гармоничное функционирование в этом мире. На наш взгляд, достижение внешней гармонии невозможно без обретения внутриличностного комфорта. Таким образом, мы можем предположить, что развитие психологической культуры личности тесно связано с развитием ее самосознания.

Исследованием феномена самосознания занимались многие известные отечественные ученые. Так, согласно С. Л. Рубинштейну, самосознание - это «... осознание самого себя как существа, осознающего мир и изменяющего его, как субъекта, действующего лица в процессе его деятельности - практической и теоретической, субъекта деятельности осознания в том числе» [4, с. 67]. А. Н. Леонтьев представлял самосознание как «осо-

24

Гуманитарные исследования

знание себя в системе общественных отношений». Это осознание помогает человеку отражать внешний мир, выделять в нем себя и познавать собственный внутренний мир [5, с. 228]. Главная функция самосознания в этом случае проявляется в осознании человеком себя как некоей индивидуальности, способной оставаться самой собой при изменении окружающего мира.

Также изучением самосознания занимались такие исследователи, как В. С. Мерлин, А. Г. Спиркин, А. К. Маркова, В. В. Мухина, И. И. Чеснокова и другие. Однако в нашем исследовании мы опирались на концепцию И. И. Чесноковой, согласно которой «самосознание - это сложный процесс опосредованного познания себя, развернутого во времени, связанного с движением от единичных ситуативных образов через интеграцию подобных многочисленных образов в целостное образование - в понятие своего собственного Я как субъекта, отличного от другого субъекта» [6, с. 89]. Автор рассматривает функциональный аспект самосознания и представляет его в виде единства следующих компонентов: самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе (самооценки) и саморегуляции [6]. Остановимся подробнее на каждом из них. Самопознание рассматривается как процесс непрерывного движения от одного знания о себе к другому, его уточнению, углублению, расширению. Результатом самопознания является выработанная система представлений о себе или «Образ-Я». «Самооценка - это специфический вид эмоциональных переживаний, в которых отражается собственное отношение личности к себе, к проявлениям своего Я. Это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, ценность, приписываемая ею себе или отдельным своим качествам» [7]. Третья сторона самосознания согласно И. И. Чесноковой - это саморегуляция. Суть саморегуляции заключается в способности человека управлять своим поведением, организовывать свою деятельность посредством воздействия на свое внутреннее состояние. Осуществление данного процесса напрямую зависит от желания человека управлять собой. В отличие от предыдущих аспектов самосознания этот включает в себя волевой компонент, определяя тем самым рациональную сторону самосознания личности.

На базе Пензенского государственного университета было проведено исследование для выявления связи между уровнем психологической культуры личности и особенностями самосознания студентов-психологов. Было выдвинуто предположение о том, что существует связь между уровнем развития психологической культуры личности и особенностями развития самосознания студентов-психологов, которая проявляется:

- в положительной корреляции между уровнем психологической культуры и регуляторным компонентом самосознания;

- в положительной корреляции между уровнем психологической культуры и внутренней гармонизацией личности.

Выборку исследования составили 36 человек, обучающихся в Педагогическом институте им. В. Г. Белинского Пензенского государственного университета по направлению «психолого-педагогическое образование».

Для диагностики рассматриваемых аспектов были использованы следующие методики: «Психологическая культура личности» О. И. Моткова, «Методика исследования самоотношения» С. Р. Пантелеева [8], «Личностный дифференциал» (сотрудники Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева). В качестве критерия математической обработки статистических данных был выбран критерий ранговой корреляции Спирмена, позволяющий оценить не только наличие корреляции, но и ее направление.

Наше исследование проходило в несколько этапов. На первом этапе мы выявили уровень психологической культуры личности студентов-психологов. Проведя анализ результатов нашего исследования, можно сделать следующий вывод. Высоким уровнем психологической культуры обладают 19,4 % испытуемых. Личность этих студентов характеризуется высоким уровнем развития саморегуляции. Они способны контролировать свои эмоции и мысли, сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях, проявлять гиб-

25

Вестник Пензенского государственного университета № 3 (11), 2015

кость мышления при решении сложных задач, склонны к самоанализу и рефлексии. Также данная группа испытуемых характеризуется развитыми коммуникативными навыками и конструктивностью в ведении дел. Испытуемые стремятся к саморазвитию, ставят перед собой различные цели по самовоспитанию. Кроме того, можно отметить их творческий потенциал и стремление к поиску новых идей.

Средний уровень развития психологической культуры представлен у 36,1 % респондентов. Они обладают более низким уровнем саморегуляции, чем студенты с высоким уровнем психологической культуры, а также менее выраженным стремлением к самопознанию и саморазвитию. У некоторых студентов из данной группы прослеживаются проблемы во взаимодействии с окружающими, что влечет за собой снижение продуктивности решения различных проблемных ситуаций.

У 44,4 % студентов психологическая культура развита очень слабо. Эти испытуемые не склонны к сотрудничеству и конструктивному общению с окружающими, они обладают низким уровнем рефлексии и саморегуляции, не способны нужным образом организовывать свою деятельность и не стремятся к реализации своего творческого потенциала. Схожие результаты исследований были получены в исследовании Е. А. Голоюс, И. А. Медведевой [9, с. 353].

На втором этапе исследования нами была осуществлена диагностика самосознания студентов (по методике «Личностный дифференциал», разработанной сотрудниками Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, и Методике исследования самоотношения С. Р. Пантелеева). В результате анализа данных мы получили следующее. Высоким уровнем самоуважения обладают 41,7 % респондентов, выше среднего - 47,2 %. Это говорит о том, что данные студенты принимают себя как личность, они склонны осознавать себя как носителей позитивных, социально желательных характеристик, в определенном смысле удовлетворены собой. У 11,1 % обследуемых уровень самоуважения средний, что свидетельствует о частичном принятии себя, своих личностных особенностей. Можно сказать, что в целом эти учащиеся также удовлетворены собой, но не всегда оценивают себя с положительной стороны, склонны к самокритичности.

Характеризуя осознанность волевых сторон личности испытуемых, следует отметить, что высоким уровнем обладают лишь 8,3 % обследуемых, уровнем выше среднего -36,1 %. Личность этих обследуемых характеризуется высоким уровнем самоконтроля, они уверены в себе, независимы, как правило, в трудных ситуациях рассчитывают на собственные силы. Средний уровень выявлен у 33,3 % респондентов. Это значит, что поведение данной группы испытуемых в большей степени зависит от обстоятельств, каких-либо внешних факторов, т.е. в одних ситуациях они склонны к независимости и способны самостоятельно преодолевать трудности, в других - саморегуляция снижается. Низкие значения характерны для 22,2 % опрошенных студентов и проявляются в недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок.

При диагностике сферы самоотношения испытуемых для нас наиболее интересными были показатели самоуверенности, саморуководства, внутренней конфликтности и самообвинения. Анализируя данные показатели, мы можем сказать следующее. В сфере самоуважения у 30,6 % обследуемых наблюдается выраженная самоуверенность, ощущение силы собственного «Я», высокая смелость в общении. Доминирует мотив успеха. Такие люди уважают себя, довольны собой, своими начинаниями и достижениями, ощущают свою компетентность и способность решать многие жизненные вопросы. Препятствия на пути к достижению цели воспринимаются как преодолимые. Проблемы затрагивают неглубоко, переживаются недолго. 47,2 % опрошенных показали средний результат, это говорит о том, что в привычных для себя ситуациях они способны сохранять работоспособность, уверенность в себе, ориентацию на успех начинаний. При неожиданном появлении трудностей уверенность в себе снижается, нарастают тревожность и беспокой-

26

Гуманитарные исследования

ство. У 22,2 % исследуемых студентов проявляется неуважение к себе, связанное с неуверенностью в своих возможностях, с сомнением в своих способностях. Такие люди не доверяют своим решениям, часто сомневаются в способности преодолевать трудности и препятствия, достигать намеченные цели. Возможно избегание контактов с людьми, глубокое погружение в собственные проблемы, внутренняя напряженность.

Анализируя область внутренней конфликтности в личности респондентов, необходимо отметить следующее. У 22,2 % испытуемых преобладает негативное отношение к себе. Эти студенты находятся в состоянии постоянного контроля над своим «Я», стремятся к глубокой оценке всего, что происходит в своем внутреннем мире. Развитая рефлексия переходит в самокопание, приводит к постоянному поиску в себе негативных качеств и свойств, сопровождается высокими требованиями к себе и нередко приводит к конфликту между «Я» реальным и «Я» идеальным и обесцениванию своей личности. Истинный источник своих достижений и неудач данная категория испытуемых видит в своей персоне. У 55,6 % обследованных отношение к себе, установка восприятия себя зависит от степени адаптированности в ситуации. В привычных для себя условиях, особенности которых хорошо знакомы и прогнозируемы, наблюдаются положительное отношение к себе, признание своих достоинств и высокая оценка своих достижений. Неожиданные трудности, возникающие дополнительные препятствия могут способствовать усилению недооценки собственных успехов. 22,2 % испытуемых в целом положительно относятся к себе, ощущают баланс между собственными возможностями и требованиями окружающей реальности, между притязаниями и достижениями, довольны сложившейся жизненной ситуацией и собой. При этом они могут отрицать наличие собственных проблем и поверхностно воспринимать себя.

В сфере самообвинения у испытуемых были выявлены следующие особенности. Около 22,2 % испытуемых видят в себе прежде всего недостатки, они готовы поставить себе в вину все свои промахи и неудачи. Проблемные ситуации, конфликты в сфере общения актуализируют сложившиеся психологические защиты, среди которых доминируют реакции защиты собственного «Я» в виде порицания, осуждения себя или привлечения смягчающих обстоятельств. Установка на самообвинение сопровождается развитием внутреннего напряжения, ощущением невозможности удовлетворения основных потребностей. У 38,9 % опрошенных выявлено избирательное отношение к себе. Обвинение себя за те или иные поступки и действия сочетается с выражением гнева, досады в адрес окружающих. У 38,9 % прослеживается тенденция к отрицанию собственной вины в конфликтных ситуациях. Защита собственного «Я» осуществляется путем обвинения преимущественно других, перенесением ответственности на окружающих за устранение барьеров на пути к достижению цели. Ощущение удовлетворенности собой сочетается с порицанием других, поисками в них источников всех неприятностей и бед.

На третьем этапе исследования нами были сопоставлены результаты диагностики психологической культуры с выявленными особенностями самосознания студентов. Для подсчета корреляционной связи применялся критерий ранговой корреляции Спирмена.

Сопоставив результаты исследования психологической культуры и данные методики «Личностный дифференциал» по шкале «Сила», мы получили Гэмп = 0,85 (при р < 0,05 Гкр = 0,33; при р < 0,01 Гкр = 0,43). Полученные результаты позволили нам сделать следующий вывод: развитие психологической культуры студентов-психологов тесно связано с развитием волевого компонента их самосознания. Полученные результаты можно объяснить тем, что непосредственная реализация навыков психологической культуры требует от личности высокоразвитой саморегуляции, т.е. любое психологическое стремление, каким бы оно ни было по содержанию, невозможно проявить в своем поведении без внутреннего контроля. Таким образом, развитие регулятивного (волевого) компонента самосознания студентов-психологов может способствовать повышению уровня их психологической культуры.

27

Вестник Пензенского государственного университета № 3 (11), 2015

Результаты сопоставления данных методики «Психологическая культура» и «МИС» (по определенным шкалам) следующие:

- по шкале «Самоуверенность»: Гэмп = 0,808 (при р < 0,05 Гкр = 0,33; при р < 0,01

Гкр = 0,4з);

- по шкале «Внутренняя конфликтность»: Гэмп = -0,566 (при р < 0,05 Гкр = 0,33; при р < 0,01 Гкр = 0,43);

- по шкале «Самообвинение»: Гэмп = - 0,761 (при р < 0,05 Гкр = 0,33; при р < 0,01 Гкр = 0,43).

Основываясь на полученных данных, мы можем утверждать, что уровень развития психологической культуры студентов-психологов взаимосвязан с их личностной гармонизацией (суть которой, на наш взгляд, заключается в самоуважении, полном принятии себя и отсутствии внутренних конфликтов и напряжения). В результате данная связь проявляется в том, что разрешение внутренних конфликтов, высокий уровень самопринятия и самоуважения личности способствуют повышению уровня ее психологической культуры.

Исходя из полученных результатов, мы можем предположить, что дальнейшее развитие психологической культуры будущих психологов может способствовать развитию их самосознания, в том числе и его профессионального аспекта.

Список литературы

1. Семикин, В. В. Психологическая культура в образовании человека : моногр. / В. В. Семикин. -СПб. : Союз, 2002. - 173 с.

2. Вачков, И. В. Введение в профессию психолог : учеб. пособие / И. В. Вачков, И. Б. Гриншпун, Н. С. Пряжников. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2004. - 464 с.

3. Мотков, О. И. Психологическая культура в мозаике личности / О. И. Мотков. - URL: http://www.psychologos.rU/articles/view/psihologicheskaya_kultura_v_mozaike_lichnosti_o.i._motkov

4. Рубинштейн, С. Л. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. - М. : Наука, 1997. - С. 191.

5. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - М. : Политиздат, 1975. -304 с.

6. Чеснокова, И. И. Проблема самосознания в психологии / И. И. Чеснокова. - М. : Наука, 1977. -144 с.

7. Психологический словарь психологических терминов. Мир Вашего Я. - URL:

http://www.psychologist.ru/dictionary_of_terms/index.htm7all = yes

8. Пантилеев, С. Р. Методика исследования самоотношения / С. Р. Пантилеев. - М. : Смысл, 1993. - 32 с.

9. Развитие психологической культуры студентов психолого-педагогического образования в условиях высшего образования / Е. А. Голоюс, И. А. Медведева, С. А. Памфилова, Ю. А. Евграфова // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации : сб. науч.-практ. конф. (заоч.) с междунар. участием. - Ульяновск, 2014. - С. 350-353.

Мрыхина Ирина Ивановна Mrykhina Irina Ivanovna

студентка, student,

Пензенский государственный университет Penza State University

E-mail: mryhina_irina@mail.ru

УДК 37-015-3 Мрыхина, И. И.

Исследование связи между уровнем психологической культуры и особенностями развития самосознания студентов-психологов / И. И. Мрыхина // Вестник Пензенского государственного университета. -2015. - № 3 (11). - C. 24-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.